Миссия: национальное лидерство в цифровом здравоохранении
На пленарной сессии Валдайского клуба Владимир Путин отметил, что сейчас российская наука становится одной из самых молодых в мире. Это связано с обновлением научных кадров, созданием условий для развития прикладной и фундаментальной науки.
Одним из инструментов развития молодой науки стала программа «Приоритет 2030». Стратегические проекты вузов направлены на социальные задачи, типа реализации третьей миссии, выстраивание эффективного взаимодействия с промышленными партнерами, разработку и исследования в сфере импортозамещения.
В Самаре состоялось первое заседание международного экспертного Совета, созданного при Самарском государственном медицинском университете Минздрава России. Это первый подобный совет, созданный в государственном медицинском вузе в рамках федеральной программы «Приоритет 2030». Совет должен содействовать формированию стратегии и программы развития университета и их реализации, развития международного образовательного, научного, технического и культурного сотрудничества вуза, разработки и реализации других стратегических вопросов.
В совете приняли участие руководители профильных федеральных и региональных органов власти (Минздрав России и Самарской области, Минобрнауки России, Минпромторг России, Государственная Дума РФ), индустриальных партнеров университета («Генериум», «Медицинская техника», «Сбербанк», «Швабе»), ведущих научных и общественных организаций (Фонд поддержки проектов НТИ, Фонд «Сколково», Центр стратегических разработок «Северо-Запад», ведущие университеты Беларуси, Китая и Индии) и другие партнеры вуза.
Александр Колсанов, ректор Самарского государственного медицинского университета, профессор РАН, для «Научно-образовательной политики»:
Международный экспертный Совет при СамГМУ в первую очередь создан для содействия формированию стратегии и программы развития университета, а также для их реализации. Нам важно услышать мнение экспертов в различных областях, тем более что состав участников Совета получился действительно сильным. На первом заседании Совета коллеги одобрили нашу программу развития, что еще раз доказало, что мы движемся в правильном направлении.
Происходящие изменения в отрасли и на рынке образования предполагают новые задачи и технологии, новые приоритеты и тренды, а значит и новых лидеров. Национальное лидерство в цифровом здравоохранении – это амбициозная миссия СамГМУ с высокой социальной значимостью.
В целевой модели по образованию-2030 мы делаем ставку на системное обучение цифровым компетенциям и на создание оригинальной 3D-архитектуры электронной образовательной среды. СамГМУ будет первым медицинским университетом, который реализует эту разработку.
В исследовательской повестке мы делаем ставку на фронтирные темы, лаборатории и центры по цифровой медицине и нейронаукам, по биотехнологиям и бионическим системам. Акцент в научных исследованиях будет сделан на широкое использование BigData, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, нейротехнологий и роботических систем.
В развитии инновационно-технологической сферы на базе СамГМУ акцент сделан на формирование технологического суверенитета страны по направлению медицинских изделий. Создана уникальная и инновационная инфраструктура, заказчиками которой являются крупные производители медоборудования, технологические компании и компании в области Bio-Science.
На пленарной сессии Валдайского клуба Владимир Путин отметил, что сейчас российская наука становится одной из самых молодых в мире. Это связано с обновлением научных кадров, созданием условий для развития прикладной и фундаментальной науки.
Одним из инструментов развития молодой науки стала программа «Приоритет 2030». Стратегические проекты вузов направлены на социальные задачи, типа реализации третьей миссии, выстраивание эффективного взаимодействия с промышленными партнерами, разработку и исследования в сфере импортозамещения.
В Самаре состоялось первое заседание международного экспертного Совета, созданного при Самарском государственном медицинском университете Минздрава России. Это первый подобный совет, созданный в государственном медицинском вузе в рамках федеральной программы «Приоритет 2030». Совет должен содействовать формированию стратегии и программы развития университета и их реализации, развития международного образовательного, научного, технического и культурного сотрудничества вуза, разработки и реализации других стратегических вопросов.
В совете приняли участие руководители профильных федеральных и региональных органов власти (Минздрав России и Самарской области, Минобрнауки России, Минпромторг России, Государственная Дума РФ), индустриальных партнеров университета («Генериум», «Медицинская техника», «Сбербанк», «Швабе»), ведущих научных и общественных организаций (Фонд поддержки проектов НТИ, Фонд «Сколково», Центр стратегических разработок «Северо-Запад», ведущие университеты Беларуси, Китая и Индии) и другие партнеры вуза.
Александр Колсанов, ректор Самарского государственного медицинского университета, профессор РАН, для «Научно-образовательной политики»:
Международный экспертный Совет при СамГМУ в первую очередь создан для содействия формированию стратегии и программы развития университета, а также для их реализации. Нам важно услышать мнение экспертов в различных областях, тем более что состав участников Совета получился действительно сильным. На первом заседании Совета коллеги одобрили нашу программу развития, что еще раз доказало, что мы движемся в правильном направлении.
Происходящие изменения в отрасли и на рынке образования предполагают новые задачи и технологии, новые приоритеты и тренды, а значит и новых лидеров. Национальное лидерство в цифровом здравоохранении – это амбициозная миссия СамГМУ с высокой социальной значимостью.
В целевой модели по образованию-2030 мы делаем ставку на системное обучение цифровым компетенциям и на создание оригинальной 3D-архитектуры электронной образовательной среды. СамГМУ будет первым медицинским университетом, который реализует эту разработку.
В исследовательской повестке мы делаем ставку на фронтирные темы, лаборатории и центры по цифровой медицине и нейронаукам, по биотехнологиям и бионическим системам. Акцент в научных исследованиях будет сделан на широкое использование BigData, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, нейротехнологий и роботических систем.
В развитии инновационно-технологической сферы на базе СамГМУ акцент сделан на формирование технологического суверенитета страны по направлению медицинских изделий. Создана уникальная и инновационная инфраструктура, заказчиками которой являются крупные производители медоборудования, технологические компании и компании в области Bio-Science.
Редакция "Научно–образовательной политики" поздравляет с Днём рождения Григория Гурова, заместителя Министра науки и высшего образования России
@GurovGrigoriy , нашего старинного партнёра и товарища.
Григорий – прекрасный пример госслужащего нового типа – эффективный, с горящими глазами,
открытый, без "бронзы", умеющий слушать и слышать.
Поэтому его знает, уважает и ценит университетское сообщество, коллеги "по цеху" и молодёжь по всей стране.
Для кого-то из коллег он просто Гриша, для других Григорий Александрович – но в обоих случаях Григория уважают за дело. Он – настоящий народный замминистра.
@GurovGrigoriy , нашего старинного партнёра и товарища.
Григорий – прекрасный пример госслужащего нового типа – эффективный, с горящими глазами,
открытый, без "бронзы", умеющий слушать и слышать.
Поэтому его знает, уважает и ценит университетское сообщество, коллеги "по цеху" и молодёжь по всей стране.
Для кого-то из коллег он просто Гриша, для других Григорий Александрович – но в обоих случаях Григория уважают за дело. Он – настоящий народный замминистра.
Приоритетное направление международной деятельности
На заседании Совета глав правительств СНГ 28 октября 2022 года были рассмотрены вопросы, касающиеся научно-технического и инновационного сотрудничества государств – участников СНГ.
К ним относятся, прежде всего, Концепция научно-технического и технологического сотрудничества государств – участников СНГ и План мероприятий по ее реализации. Это документы, в которых учтены новые технологические вызовы, а также наилучшие мировые практики в научно-технической и технологической областях.
Документ предполагает создание благоприятных условий для развития межгосударственного научно-технического и технологического сотрудничества, интеграции в области исследований в прорывных областях науки, техники и технологий государств – участников СНГ.
Накануне в Самарканде начал работу III Российско-Узбекский образовательный форум «Интеграция образования, производства и науки – драйвер академической эффективности», в котором участвуют лидеры российских промышленных отраслей. Россия – не только про нефть и газ, но и про космические достижения и разработки. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения рассказал участникам форума об инновационных технологиях мониторинга территорий и потенциально опасных зон по данным спутникового многоспектрального зондирования.
Юлия Макарова, начальник отдела международного сотрудничества Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, для «Научно-образовательной политики»:
Форум собрал большое количество участников – как со стороны РФ, так и со стороны Республики Узбекистан. Мы провели ряд встреч с коллегами из узбекских университетов, которые заинтересованы в установлении партнерских отношений с ГУАП как в образовательной сфере, так и в научной. Впереди у нас много совместной работы, для нас сотрудничество с Азиатским регионом является одним из приоритетных направлений международной деятельности.
На заседании Совета глав правительств СНГ 28 октября 2022 года были рассмотрены вопросы, касающиеся научно-технического и инновационного сотрудничества государств – участников СНГ.
К ним относятся, прежде всего, Концепция научно-технического и технологического сотрудничества государств – участников СНГ и План мероприятий по ее реализации. Это документы, в которых учтены новые технологические вызовы, а также наилучшие мировые практики в научно-технической и технологической областях.
Документ предполагает создание благоприятных условий для развития межгосударственного научно-технического и технологического сотрудничества, интеграции в области исследований в прорывных областях науки, техники и технологий государств – участников СНГ.
Накануне в Самарканде начал работу III Российско-Узбекский образовательный форум «Интеграция образования, производства и науки – драйвер академической эффективности», в котором участвуют лидеры российских промышленных отраслей. Россия – не только про нефть и газ, но и про космические достижения и разработки. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения рассказал участникам форума об инновационных технологиях мониторинга территорий и потенциально опасных зон по данным спутникового многоспектрального зондирования.
Юлия Макарова, начальник отдела международного сотрудничества Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, для «Научно-образовательной политики»:
Форум собрал большое количество участников – как со стороны РФ, так и со стороны Республики Узбекистан. Мы провели ряд встреч с коллегами из узбекских университетов, которые заинтересованы в установлении партнерских отношений с ГУАП как в образовательной сфере, так и в научной. Впереди у нас много совместной работы, для нас сотрудничество с Азиатским регионом является одним из приоритетных направлений международной деятельности.
Инфраструктура научных результатов
Панельная дискуссия «Роль университетского кампуса в успешности студентов», прошедшая в рамках совместной конференции ИВО и ИОТ, объединила представителей высшего образования и предпринимателей.
Напомним, по поручению Президента РФ создается сеть современных студенческих кампусов. К 2030 году планируется строительство не менее 25 объектов. Все они призваны стать не просто центрами притяжения студенческой жизни, но и важными объектами городской инфраструктуры, открытой для горожан.
Модераторы сессии научный руководитель экспертно- аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов @szhenov и профессор факультета социальных наук Департамента политики и управления НИУ ВШЭ Михаил Алашкевич предложили спикерам обсудить инфраструктуру вузов как пространство для инвестиций в успешность, в том числе в образовательные и научные результаты студентов.
Олег Лешуков, заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ считает, что важный вопрос — понять, какие факторы обеспечивают влияние кампуса на студентов: «Особенности кампуса по-разному влияют на разные типы студентов. Яркий пример — адаптация первокурсников».
ИОТ как формат влияет на координацию потоков студентов и распределение нагрузки.
Инфраструктура может выступать как ответ на образовательные и научные задачи вузов. Так, например, исследование показало, что доля зелёных насаждений и бухта ДВФУ стимулирует студентов приходить в аудитории.
Вартан Аветов, исполнительный директор ООО «Творческие технологии» отмечает, что изучение мирового опыта по кампусам показало, что использование общей инфраструктуры студентами и горожанами способствует росту конкуренции по ее улучшению.
Вероника Ефремова, ректор ТИУ поделилась опытом Тюмени. Была создана открытая доступная и общая для всех 6 вузов Тюмени среда. «Все студенты будут пребывать в одном архитектурном и цифровом коде. Тюменский НОЦ будет в том числе интерпретирован в пространство. Это позволит объединить науку, молодежную политику, студенческое предпринимательство и другие звенья», — комментирует Вероника Ефремова.
ВЭБ.РФ — один из ключевых игроков реализации программы по строительству кампусов мирового уровня. Анастасия Фарафонова, директор блока ВЭБ.РФ отметила масштаб программы — межвузовские кампусы призваны охватить каждого второго студента страны.
«Актуальный вопрос — как объекты научной инфраструктуры инсталлировать в зону кампуса? Кампус — катализатор и движок изменений всей вузовской среды. При этом и внутри кампуса должны быть оппоненты. Вторая тема образовательная — коворкинг и гибридная инфраструктура. Третий тип инфраструктуры кампуса — реализация Третьей миссии университета. Четвертое — диджитал или фиджитал кампус, обеспечивающий VR-пространство. Для нас кампус — многомерная история, которая кардинально трансформирует само образование», — поделился ректор ТГУ Эдуард Галажинский.
Главный вывод прост — современная инфраструктура университетов работает на благо студентов и горожан и от ее качества в том числе зависят образовательные и научные результаты современного поколения учащихся.
Панельная дискуссия «Роль университетского кампуса в успешности студентов», прошедшая в рамках совместной конференции ИВО и ИОТ, объединила представителей высшего образования и предпринимателей.
Напомним, по поручению Президента РФ создается сеть современных студенческих кампусов. К 2030 году планируется строительство не менее 25 объектов. Все они призваны стать не просто центрами притяжения студенческой жизни, но и важными объектами городской инфраструктуры, открытой для горожан.
Модераторы сессии научный руководитель экспертно- аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов @szhenov и профессор факультета социальных наук Департамента политики и управления НИУ ВШЭ Михаил Алашкевич предложили спикерам обсудить инфраструктуру вузов как пространство для инвестиций в успешность, в том числе в образовательные и научные результаты студентов.
Олег Лешуков, заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ считает, что важный вопрос — понять, какие факторы обеспечивают влияние кампуса на студентов: «Особенности кампуса по-разному влияют на разные типы студентов. Яркий пример — адаптация первокурсников».
ИОТ как формат влияет на координацию потоков студентов и распределение нагрузки.
Инфраструктура может выступать как ответ на образовательные и научные задачи вузов. Так, например, исследование показало, что доля зелёных насаждений и бухта ДВФУ стимулирует студентов приходить в аудитории.
Вартан Аветов, исполнительный директор ООО «Творческие технологии» отмечает, что изучение мирового опыта по кампусам показало, что использование общей инфраструктуры студентами и горожанами способствует росту конкуренции по ее улучшению.
Вероника Ефремова, ректор ТИУ поделилась опытом Тюмени. Была создана открытая доступная и общая для всех 6 вузов Тюмени среда. «Все студенты будут пребывать в одном архитектурном и цифровом коде. Тюменский НОЦ будет в том числе интерпретирован в пространство. Это позволит объединить науку, молодежную политику, студенческое предпринимательство и другие звенья», — комментирует Вероника Ефремова.
ВЭБ.РФ — один из ключевых игроков реализации программы по строительству кампусов мирового уровня. Анастасия Фарафонова, директор блока ВЭБ.РФ отметила масштаб программы — межвузовские кампусы призваны охватить каждого второго студента страны.
«Актуальный вопрос — как объекты научной инфраструктуры инсталлировать в зону кампуса? Кампус — катализатор и движок изменений всей вузовской среды. При этом и внутри кампуса должны быть оппоненты. Вторая тема образовательная — коворкинг и гибридная инфраструктура. Третий тип инфраструктуры кампуса — реализация Третьей миссии университета. Четвертое — диджитал или фиджитал кампус, обеспечивающий VR-пространство. Для нас кампус — многомерная история, которая кардинально трансформирует само образование», — поделился ректор ТГУ Эдуард Галажинский.
Главный вывод прост — современная инфраструктура университетов работает на благо студентов и горожан и от ее качества в том числе зависят образовательные и научные результаты современного поколения учащихся.