Плавание за новыми исследованиями
В России прошла Зимняя школа «Плавучего университета». В этом году на нее было подано 3725 заявок из 388 вузов 130 городов России. В этом году проект увеличил до 9 количество площадок, где можно принять в Зимней школе.
Плавучий университет является одним из важных инструментов для реализации РФ своих научных интересов в Арктике, при этом также служит международным научным сообществам, предоставляя им возможность проведения совместных исследований и обмена знаниями. А Зимняя школа Плавучего университета – это первый этап годового научно-образовательного цикла «Плавучий университет».
Обучение и исследование на борту плавучего университета предоставляет уникальную возможность ученым и студентам опытным образом изучать море и морскую среду, в то время как практические знания и навыки, полученные во время экспедиции, помогают подготовиться к будущей карьере в морской индустрии. В целом, плавучий университет является важным шагом в развитии науки и образования в России.
Одной из площадок Зимней школы стал Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева. За счёт широкого круга участников проекта – преподавателей, исследователей и обучающихся – формируются предметные задачи, которые прорабатываются в Астраханском вузе на основе стратегического проекта программы «Приоритет 2030», связанного с развитием морских роботизированных технологий в Каспийском регионе.
Развитие морских роботизированных систем и комплексов невозможно без подготовки высококвалифицированных кадров, так как реализация технологичных решений в море требует погружение во всю специфику проведения морских исследований.
Алексей Титов, проректор по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам Астраханского государственного университета, для «Научно-образовательной политики»:
«Важно понимать, что на стадии испытаний и тестирования автономные надводные морские роботы будут работать в связке с действующими экипажами научно-исследовательских судов. Участие вуза в реализации столь значимого и масштабного проекта позволит интегрировать решения в области морской робототехники в действующие программы и планы по освоению ресурсов мирового океана и прибрежных акватории РФ. Построение горизонтальных связей между участниками проекта, обмен мнениями и поиск решений, направленных на создание прорывных технологических решений – приоритет политики в области инноваций».
В России прошла Зимняя школа «Плавучего университета». В этом году на нее было подано 3725 заявок из 388 вузов 130 городов России. В этом году проект увеличил до 9 количество площадок, где можно принять в Зимней школе.
Плавучий университет является одним из важных инструментов для реализации РФ своих научных интересов в Арктике, при этом также служит международным научным сообществам, предоставляя им возможность проведения совместных исследований и обмена знаниями. А Зимняя школа Плавучего университета – это первый этап годового научно-образовательного цикла «Плавучий университет».
Обучение и исследование на борту плавучего университета предоставляет уникальную возможность ученым и студентам опытным образом изучать море и морскую среду, в то время как практические знания и навыки, полученные во время экспедиции, помогают подготовиться к будущей карьере в морской индустрии. В целом, плавучий университет является важным шагом в развитии науки и образования в России.
Одной из площадок Зимней школы стал Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева. За счёт широкого круга участников проекта – преподавателей, исследователей и обучающихся – формируются предметные задачи, которые прорабатываются в Астраханском вузе на основе стратегического проекта программы «Приоритет 2030», связанного с развитием морских роботизированных технологий в Каспийском регионе.
Развитие морских роботизированных систем и комплексов невозможно без подготовки высококвалифицированных кадров, так как реализация технологичных решений в море требует погружение во всю специфику проведения морских исследований.
Алексей Титов, проректор по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам Астраханского государственного университета, для «Научно-образовательной политики»:
«Важно понимать, что на стадии испытаний и тестирования автономные надводные морские роботы будут работать в связке с действующими экипажами научно-исследовательских судов. Участие вуза в реализации столь значимого и масштабного проекта позволит интегрировать решения в области морской робототехники в действующие программы и планы по освоению ресурсов мирового океана и прибрежных акватории РФ. Построение горизонтальных связей между участниками проекта, обмен мнениями и поиск решений, направленных на создание прорывных технологических решений – приоритет политики в области инноваций».
Курчатовская дипломатия (1/2)
Что общего между Курчатовским институтом и международными отношениями? Как ни парадоксально, но именно Лаборатория №2 АН СССР, в последствии Курчатовский институт, во многом стала одним из основоположников Биполярной системы международных отношений. В ее основу лег инструмент сдерживания — ядерное оружие. В этом смысле Курчатовский институт стал идеологом не только передовой научной мысли, но и архитектором системы международных отношений после Второй мировой войны.
В современной России 8 февраля установлен Днем российской науки, а 10 февраля — Днем дипломатического работника. В контексте исторических событий оба праздника являются профессиональными для Курчатника. Неслучайно как раз между этими датами, 9 февраля, на площадке Института по случаю торжественного заседания ко Дню российской науки встретились почетные гости из обеих сфер.
Не Генуэзская конференция
История уже знает попытки группового давления стран с целью оставить государство в изоляции для его ослабления. В такой ситуации оказались послевоенная Германия (после Первой мировой войны) и РСФСР. Большое значение в этом разрезе имела Генуэзская конференция — 2 государства-изгоя получили международное признание после заключения Рапалльского договора и восстановления дипломатических отношений между РСФСР и Веймарской республикой.
Сегодня же предпринимаются схожие попытки — вынудить Россию подчиниться политике Запада путем санкционного давления, разрыва отношений и культуры «отмены». Однако уже начиная с 2014 года — с Крыма — развитие ситуации показало, что эти попытки обречены на провал. Сформировалось своеобразное Движение неприсоединения XXI века, которое активно продолжает сотрудничать с Россией.
Эти тенденции коснулись и научной сферы, однако зачастую такое отношение исходит не от ученых, а от политиков, которые используют науку как инструмент давления. В большинстве случаев коллеги из академической среды заинтересованы в сотрудничестве. «Как сказал Президент, мы никогда не уйдем в изоляцию. Наука международное интернациональное дело, но насильно мил не будешь — кто отказывается с нами взаимодействовать — потеряет больше», — подчеркнул помощник Президента РФ Андрей Фурсенко.
Россия продолжает развивать крупные научные проекты, ключевым объектом которых выступают установки мегасайенс. «В действительности есть проекты, где мы играем ключевые роли, и эти проекты стараются сохранить. Мы ведем себя аккуратно, стараясь сохранить и не разрушить то, что есть. Постепенно это будет улучшаться», — отметил президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.
Наука в многополярном мире становится все более диверсифицированной. «В настоящее время Европой и Америкой наука не исчерпывается. Наши страны-партнеры выходят на конкурентные позиции. Сегодня делегация Китая будет участвовать в совещании. Интересная совместная работа ведется с Ираном. Да, мы перестраиваемся, но это неплохо», — дополнил Андрей Фурсенко.
Интеграционные научные процессы
Одной из отличительных особенностей биполярной системы международных отношений стали интеграционные процессы, которые продолжают интенсивно развиваться. Проводя параллели, стоит отметить, что опорой не только в политике, но и в науке для России стали страны постсоветского пространства. «Курчатовский институт — базовая организация в меганауке на пространстве СНГ. Идет разработка единого научно-технологического пространства на территории Содружества. Кроме того, реализуется проект международного центра научных исследований на базе ПИК, ряд стран заявил о своем желании вступить», — рассказал Михаил Ковальчук.
Что общего между Курчатовским институтом и международными отношениями? Как ни парадоксально, но именно Лаборатория №2 АН СССР, в последствии Курчатовский институт, во многом стала одним из основоположников Биполярной системы международных отношений. В ее основу лег инструмент сдерживания — ядерное оружие. В этом смысле Курчатовский институт стал идеологом не только передовой научной мысли, но и архитектором системы международных отношений после Второй мировой войны.
В современной России 8 февраля установлен Днем российской науки, а 10 февраля — Днем дипломатического работника. В контексте исторических событий оба праздника являются профессиональными для Курчатника. Неслучайно как раз между этими датами, 9 февраля, на площадке Института по случаю торжественного заседания ко Дню российской науки встретились почетные гости из обеих сфер.
Не Генуэзская конференция
История уже знает попытки группового давления стран с целью оставить государство в изоляции для его ослабления. В такой ситуации оказались послевоенная Германия (после Первой мировой войны) и РСФСР. Большое значение в этом разрезе имела Генуэзская конференция — 2 государства-изгоя получили международное признание после заключения Рапалльского договора и восстановления дипломатических отношений между РСФСР и Веймарской республикой.
Сегодня же предпринимаются схожие попытки — вынудить Россию подчиниться политике Запада путем санкционного давления, разрыва отношений и культуры «отмены». Однако уже начиная с 2014 года — с Крыма — развитие ситуации показало, что эти попытки обречены на провал. Сформировалось своеобразное Движение неприсоединения XXI века, которое активно продолжает сотрудничать с Россией.
Эти тенденции коснулись и научной сферы, однако зачастую такое отношение исходит не от ученых, а от политиков, которые используют науку как инструмент давления. В большинстве случаев коллеги из академической среды заинтересованы в сотрудничестве. «Как сказал Президент, мы никогда не уйдем в изоляцию. Наука международное интернациональное дело, но насильно мил не будешь — кто отказывается с нами взаимодействовать — потеряет больше», — подчеркнул помощник Президента РФ Андрей Фурсенко.
Россия продолжает развивать крупные научные проекты, ключевым объектом которых выступают установки мегасайенс. «В действительности есть проекты, где мы играем ключевые роли, и эти проекты стараются сохранить. Мы ведем себя аккуратно, стараясь сохранить и не разрушить то, что есть. Постепенно это будет улучшаться», — отметил президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.
Наука в многополярном мире становится все более диверсифицированной. «В настоящее время Европой и Америкой наука не исчерпывается. Наши страны-партнеры выходят на конкурентные позиции. Сегодня делегация Китая будет участвовать в совещании. Интересная совместная работа ведется с Ираном. Да, мы перестраиваемся, но это неплохо», — дополнил Андрей Фурсенко.
Интеграционные научные процессы
Одной из отличительных особенностей биполярной системы международных отношений стали интеграционные процессы, которые продолжают интенсивно развиваться. Проводя параллели, стоит отметить, что опорой не только в политике, но и в науке для России стали страны постсоветского пространства. «Курчатовский институт — базовая организация в меганауке на пространстве СНГ. Идет разработка единого научно-технологического пространства на территории Содружества. Кроме того, реализуется проект международного центра научных исследований на базе ПИК, ряд стран заявил о своем желании вступить», — рассказал Михаил Ковальчук.
Курчатовская дипломатия (2/2)
Интеграция между наукой и дипломатией естественна, убежден президент РАН Геннадий Красников: «Наука объединяет — ученые говорят на одном языке. Тем самым активизируется интернациональное научное движение. В это непростое время научная площадка крайне комфортна для развития международных отношений. Важна синергия от этих 2 направлений деятельности. Эти традиции должны быть продолжены для поиска новых плодотворных решений».
Миграция умов
Другая характерная черта, сопряженная с интеграционными процессами — рост миграции в условиях глобализации. В науке тема «утечки мозгов» остается и болезненной, и дискуссионной одновременно еще с распада СССР. Андрей Фурсенко и Михаил Ковальчук уверены, что отток населения не имеет непосредственного отношения к науке. «Когда СССР развалился, народ повалил. Но дальше этот поток встал. Все разговоры об утечке носили спекулятивный характер. Сейчас естественный обмен и миграция нарушены, но ни о какой утечке кадров речи не идет. Мы хорошо стоим на ногах, не хуже, чем они. Мы пережили тяжелейшее потрясение после распада Советского Союза, но мы быстро восстановились. Почему? — Потому что есть устойчивость системы науки», — заявил глава Курчатовского института. «Оттекать надо сюда», — добавил он.
Андрей Фурсенко дополнил, что российская наука конкурентоспособна, в особенности фундаментальная. Об этом говорят и зарубежные коллеги, в том числе на примере программы мегагрантов. «Раньше наши научные результаты и наших учёных, как пылесос, высасывала Америка. Сейчас они остаются», — отметил помощник Президента РФ.
Для сохранения научного потенциала и притока кадров в сферу исследований и разработок государство сегодня создает самые благоприятные условия. С этой целью регулярно проводится обновление подходов научно-технологического прогнозирования и выработка приоритетных решений. Россия занимает одно из первых мест в мире по финансированию науки. «Слухи о смерти российской науки сильно преувеличены. Она была, есть и будет, и чувствует себя неплохо», — прокомментировал Андрей Фурсенко.
Фактор международной стабильности
«На протяжении последних 80 лет работа Курчатовского института — важный фактор международной стабильности», — подчеркнул министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
В современных условиях не только родоначальники Атомного проекта, но и наука в целом выходят на первый план в сфере международных отношений. Актуальная ситуация позволила выявить, кто друг, а кто враг, и провести ревизию союзников и партнеров. По ряду направлений российская наука занимает лидирующие позиции в мире.
«Наша система образования меняется в соответствии с вызовами времени и становится все более современной. У нас 44 зарубежных филиала вузов. Расширяется сотрудничество со странами БРИКС, ШОС и Африканского континента. Многие направления деятельности нашли отражение в недавно утвержденной Концепции гуманитарной политики», — рассказал Валерий Фальков, показывая, что «мягкая сила» России в образовании усиливается в мире.
К участникам встречи также обратились председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Совета Федерации РФ Лилия Гумерова, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям Михаил Швыдкой и другие известные гости. Все они отметили намерение решать важнейшие государственные задачи, которые позволят сохранить стране технологический суверенитет и быть независимыми. Само мероприятие было призвано подвести итоги и наметить планы международного уровня в науке. Главный лозунг задал хозяин встречи — президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук: «Мы великая научная держава — были, есть и будем!»
Интеграция между наукой и дипломатией естественна, убежден президент РАН Геннадий Красников: «Наука объединяет — ученые говорят на одном языке. Тем самым активизируется интернациональное научное движение. В это непростое время научная площадка крайне комфортна для развития международных отношений. Важна синергия от этих 2 направлений деятельности. Эти традиции должны быть продолжены для поиска новых плодотворных решений».
Миграция умов
Другая характерная черта, сопряженная с интеграционными процессами — рост миграции в условиях глобализации. В науке тема «утечки мозгов» остается и болезненной, и дискуссионной одновременно еще с распада СССР. Андрей Фурсенко и Михаил Ковальчук уверены, что отток населения не имеет непосредственного отношения к науке. «Когда СССР развалился, народ повалил. Но дальше этот поток встал. Все разговоры об утечке носили спекулятивный характер. Сейчас естественный обмен и миграция нарушены, но ни о какой утечке кадров речи не идет. Мы хорошо стоим на ногах, не хуже, чем они. Мы пережили тяжелейшее потрясение после распада Советского Союза, но мы быстро восстановились. Почему? — Потому что есть устойчивость системы науки», — заявил глава Курчатовского института. «Оттекать надо сюда», — добавил он.
Андрей Фурсенко дополнил, что российская наука конкурентоспособна, в особенности фундаментальная. Об этом говорят и зарубежные коллеги, в том числе на примере программы мегагрантов. «Раньше наши научные результаты и наших учёных, как пылесос, высасывала Америка. Сейчас они остаются», — отметил помощник Президента РФ.
Для сохранения научного потенциала и притока кадров в сферу исследований и разработок государство сегодня создает самые благоприятные условия. С этой целью регулярно проводится обновление подходов научно-технологического прогнозирования и выработка приоритетных решений. Россия занимает одно из первых мест в мире по финансированию науки. «Слухи о смерти российской науки сильно преувеличены. Она была, есть и будет, и чувствует себя неплохо», — прокомментировал Андрей Фурсенко.
Фактор международной стабильности
«На протяжении последних 80 лет работа Курчатовского института — важный фактор международной стабильности», — подчеркнул министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
В современных условиях не только родоначальники Атомного проекта, но и наука в целом выходят на первый план в сфере международных отношений. Актуальная ситуация позволила выявить, кто друг, а кто враг, и провести ревизию союзников и партнеров. По ряду направлений российская наука занимает лидирующие позиции в мире.
«Наша система образования меняется в соответствии с вызовами времени и становится все более современной. У нас 44 зарубежных филиала вузов. Расширяется сотрудничество со странами БРИКС, ШОС и Африканского континента. Многие направления деятельности нашли отражение в недавно утвержденной Концепции гуманитарной политики», — рассказал Валерий Фальков, показывая, что «мягкая сила» России в образовании усиливается в мире.
К участникам встречи также обратились председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Совета Федерации РФ Лилия Гумерова, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям Михаил Швыдкой и другие известные гости. Все они отметили намерение решать важнейшие государственные задачи, которые позволят сохранить стране технологический суверенитет и быть независимыми. Само мероприятие было призвано подвести итоги и наметить планы международного уровня в науке. Главный лозунг задал хозяин встречи — президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук: «Мы великая научная держава — были, есть и будем!»