Forwarded from Майский указ
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко подробно рассказал нам о направлениях, которые курирует в рамках Майского/Июльского указов Президента.
Нацпроект «Наука и университеты», федпроекты «Платформа университетского технологического предпринимательства» и «Передовые инженерные школы».
Итоги 2022 года. Россия заняла 9 место по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования. Государство продолжило поддержку 4 международных математических центров мирового уровня, 15 научно-образовательных центров мирового уровня, 10 научных центров мирового уровня, 3 центров геномных исследований, 11 региональных научно-образовательных математических центров и 24 центров Национальной технологической инициативы.
Совершена 41 научная экспедиция судов неограниченного района плавания и судов, работающих в прибрежной зоне. Продолжается модернизация 5 и строительство 2 новых научно-исследовательских судов. Оказана господдержка 35 селекционно-семеноводческим и селекционно-племенным центрам и 18 центрам трансфера технологий. 204 ведущие научные организации получили гранты на обновление приборной базы, поддержаны 1845 проектов научных исследований аспирантов.
Введено в эксплуатацию 5 общежитий на 1,8 тыс. мест. Создано 240 новых лабораторий по приоритетным направлениям науки и 35 лабораторий мирового уровня, поддержано 1818 научно-технологических проектов. 129 организаций высшего образования приняли участие в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Поддержано 70 совместных проектов вузов, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики по налаживанию высокотехнологичного производства.
Создано 30 передовых инженерных школ, а более 2,7 тыс. их преподавателей и сотрудников прошли повышение квалификации, профессиональную переподготовку и стажировку в высокотехнологичных компаниях. Более 500 студентов практиковались и стажировались за счет полученных грантов. В 55 субъектах РФ на базе 122 организаций высшего образования реализована 151 акселерационная программа поддержки проектных команд и студенческих инициатив. Всего в таких программах приняли участие более 80 тыс. человек.
В 42 российских регионах создано и поддержано 60 «Предпринимательских «Точек кипения» - пространств для творческой коллективной работы. Более 31 тыс. учащихся вузов успешно прошли тренинги по развитию предпринимательских компетенций. Также было зарегистрировано 19 университетских стартап-студий.
Планы на 2023 год. Предстоит пересмотреть действующие модели организации научных исследований, приоритизировать научные направления, которые получают государственную поддержку, и создать новую систему научной экспертизы и оценки эффективности исследований. Кроме действующих, дополнительно будет реализовываться новые федпроекты «Развитие отечественного приборостроения гражданского назначения для научных исследований», «Подготовка кадров и научного фундамента для электронной промышленности» и федеральный проект по созданию современных кампусов.
В стране создается сеть кампусов мирового уровня. На сегодня отобрано уже 17 проектов от Сахалина до Калининграда общей площадью более 2,3 млн кв. метров для современных научных, образовательных и досуговых пространств. В этих кампусах будут постоянно проживать более 69 тыс. студентов и сотрудников. В этом году введут в эксплуатацию три объекта кампуса МГТУ им. Н.Э. Баумана и один объект межвузовского студенческого кампуса Евразийского научно-образовательного центра. Откроются не менее 15 общежитий в университетах. Продолжится реализация программы лидерства «Приоритет-2030».
Нацпроект «Наука и университеты», федпроекты «Платформа университетского технологического предпринимательства» и «Передовые инженерные школы».
Итоги 2022 года. Россия заняла 9 место по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования. Государство продолжило поддержку 4 международных математических центров мирового уровня, 15 научно-образовательных центров мирового уровня, 10 научных центров мирового уровня, 3 центров геномных исследований, 11 региональных научно-образовательных математических центров и 24 центров Национальной технологической инициативы.
Совершена 41 научная экспедиция судов неограниченного района плавания и судов, работающих в прибрежной зоне. Продолжается модернизация 5 и строительство 2 новых научно-исследовательских судов. Оказана господдержка 35 селекционно-семеноводческим и селекционно-племенным центрам и 18 центрам трансфера технологий. 204 ведущие научные организации получили гранты на обновление приборной базы, поддержаны 1845 проектов научных исследований аспирантов.
Введено в эксплуатацию 5 общежитий на 1,8 тыс. мест. Создано 240 новых лабораторий по приоритетным направлениям науки и 35 лабораторий мирового уровня, поддержано 1818 научно-технологических проектов. 129 организаций высшего образования приняли участие в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Поддержано 70 совместных проектов вузов, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики по налаживанию высокотехнологичного производства.
Создано 30 передовых инженерных школ, а более 2,7 тыс. их преподавателей и сотрудников прошли повышение квалификации, профессиональную переподготовку и стажировку в высокотехнологичных компаниях. Более 500 студентов практиковались и стажировались за счет полученных грантов. В 55 субъектах РФ на базе 122 организаций высшего образования реализована 151 акселерационная программа поддержки проектных команд и студенческих инициатив. Всего в таких программах приняли участие более 80 тыс. человек.
В 42 российских регионах создано и поддержано 60 «Предпринимательских «Точек кипения» - пространств для творческой коллективной работы. Более 31 тыс. учащихся вузов успешно прошли тренинги по развитию предпринимательских компетенций. Также было зарегистрировано 19 университетских стартап-студий.
Планы на 2023 год. Предстоит пересмотреть действующие модели организации научных исследований, приоритизировать научные направления, которые получают государственную поддержку, и создать новую систему научной экспертизы и оценки эффективности исследований. Кроме действующих, дополнительно будет реализовываться новые федпроекты «Развитие отечественного приборостроения гражданского назначения для научных исследований», «Подготовка кадров и научного фундамента для электронной промышленности» и федеральный проект по созданию современных кампусов.
В стране создается сеть кампусов мирового уровня. На сегодня отобрано уже 17 проектов от Сахалина до Калининграда общей площадью более 2,3 млн кв. метров для современных научных, образовательных и досуговых пространств. В этих кампусах будут постоянно проживать более 69 тыс. студентов и сотрудников. В этом году введут в эксплуатацию три объекта кампуса МГТУ им. Н.Э. Баумана и один объект межвузовского студенческого кампуса Евразийского научно-образовательного центра. Откроются не менее 15 общежитий в университетах. Продолжится реализация программы лидерства «Приоритет-2030».
Forwarded from ТАСС
Заявления министра науки и высшего образования Валерия Фалькова:
◾️ Новая система образования предполагает возможность бесплатного поступления в магистратуру после любого базового высшего образования;
◾️ Изменения в работе преподавателей и студентов в связи с новой системой высшего образования в России будут минимальны;
◾️ Программы аспирантуры в России сохраняются, они будут выделены в отдельный вид подготовки;
◾️ Дипломы бакалавриата продолжат котироваться и в России, и за рубежом.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Иван Романчук, ректор ТюмГУ, для НОП:
Впервые слушал Послание Президента Федеральному собранию в кругу студентов. Разделил вместе с ними особое значение и важность момента. Научные открытия, которые Президент назвал нашими победами, это особенная забота университетского сообщества. Нам предстоит огромная работа, чтобы вывести страну в абсолютные лидеры по технологиям, инновациям, добиться автономии и независимости. Открытия и технологии позволят экономике страны быть успешной на новом цикле развития, обеспечат прорыв по многим направлениям.
Впервые слушал Послание Президента Федеральному собранию в кругу студентов. Разделил вместе с ними особое значение и важность момента. Научные открытия, которые Президент назвал нашими победами, это особенная забота университетского сообщества. Нам предстоит огромная работа, чтобы вывести страну в абсолютные лидеры по технологиям, инновациям, добиться автономии и независимости. Открытия и технологии позволят экономике страны быть успешной на новом цикле развития, обеспечат прорыв по многим направлениям.
Авиапрорыв: самолеты и технологии
Президент Курчатовского института Михаил Ковальчук запустил «технологический» цикл своих «Картин мира». В минувшее воскресенье – 19 февраля – он пообщался с гендиректором Объединённой авиастроительной корпорации Ростеха Юрием Слюсарем в выпуске «Высокие технологии для авиапрома». А на 26 февраля запланирован эфир передачи с Алексеем Рахмановым – гендиректором АО «Объединенная судостроительная компания».
Эти два выпуска подчеркивают интерес Курчатовского института ко всему что летает (в составе – легендарный ВИАМ) и плавает (не менее легендарный ЦНИИ «Прометей»). Здесь же – глубокие компетенции в области материаловедения и разработки новых материалов для самых экстремальных условий. И в дополнение – работа по обеспечению транспортной связанности страны.
На примере МС-21 собеседники сформулировали главную проблему – зависимость от импортных деталей связана не с тем, что мы сами не можем сделать аналоги, а с тем что задачей было собрать лучшие решения и интегрировать самолет в мировую систему. Мы опирались на мировой опыт не потому, что не имели компетенций, а потому что это были лучшие из доступных решений. Но инженерно-технологическая база и культура самолетостроения сохранялись, именно поэтому удается форсированными темпами проводить импортозамещение.
Главным успехом последних лет на этом поприще по заслугам является композитное крыло МС-21 – долгий путь по его созданию специалисты ОАК прошли вместе с коллегами из Росатома. Машина уже прошла многие летные испытания.
Из важных свершений – полностью отечественный двигатель ПД-14, который устанавливается на МС-21. Также вот-вот начнется производство SSJ-NEW – максимально импортозамещенную версию Суперджета. На нее поставят ПД-8 – еще один из линейки полностью российских двигателей.
Юрий Слюсарь подчеркнул, что предполагается закрыть все потребности России с помощью отечественных решений: местное и региональное сообщение (Ил-114-300), ближнемагистральное сообщение (региональные SSJ-100, SSJ-NEW), среднемагистральное (МС-21-310 и Ту-214), дальнемагистральное (Ил-96-300).
Несмотря на некоторые пересечения по областям эксплуатации, конкуренции не ожидается – например, Ту-214 находится в средней стадии жизненного цикла (это полностью отечественный самолет с отлаженным производством), МС-21, в свою очередь, лишь начинает ложиться на крыло.
Особым фактором, естественно, является импортозамещенность. Некоторые модели самолетов являются полностью отечественными – это открывает возможности не только для эксплуатации на внешних направлениях, но и для экспорта.
Отдельным сюжетом прозвучало сотрудничество с Китаем. Наши самолетостроители и авиаконструкторы перешли от взаимодействия по отдельным проектам к сотрудничеству по целым системам. Например, на базе компетенций по крылу МС-21 теперь Россия будет делать крылья для китайских самолетов.
В один голос Юрий Слюсарь и Михаил Ковальчук назвали людей главным фактором успеха. Если раньше казалось: главное – побольше контрактов. То теперь во главу угла поставлены кадры – высококвалифицированных не хватает, но молодежь постепенно начинает насыщать отрасль.
Поговорили, конечно, и о военном самолетостроении, но кратко – наши самолеты себя отлично показывают (причем любого поколения), а Минобороны упростило ОКР для оперативного внесения изменений в конструкцию и оборудование.
Юрий Слюсарь большие надежды возлагает на передовую инженерную школу, созданную на базе МАИ. К этой работе, как он полагает, обязательно требуется привлечь ЦАГИ и ВИАМ – чтобы на базе мощного кластера растить и учить молодежь.
Оба собеседника с оптимизмом смотрят в будущее – вузы, НИИ, КБ, компании – в России есть все для успешного развития. А в основе всего – наука, в частности материаловедение. Оно сосредотачивается в Курчатовском институте, который открыт для всех форматов сотрудничества, в том числе через свой родственный Росатом.
Подробнее: https://smotrim.ru/video/2567185
Президент Курчатовского института Михаил Ковальчук запустил «технологический» цикл своих «Картин мира». В минувшее воскресенье – 19 февраля – он пообщался с гендиректором Объединённой авиастроительной корпорации Ростеха Юрием Слюсарем в выпуске «Высокие технологии для авиапрома». А на 26 февраля запланирован эфир передачи с Алексеем Рахмановым – гендиректором АО «Объединенная судостроительная компания».
Эти два выпуска подчеркивают интерес Курчатовского института ко всему что летает (в составе – легендарный ВИАМ) и плавает (не менее легендарный ЦНИИ «Прометей»). Здесь же – глубокие компетенции в области материаловедения и разработки новых материалов для самых экстремальных условий. И в дополнение – работа по обеспечению транспортной связанности страны.
На примере МС-21 собеседники сформулировали главную проблему – зависимость от импортных деталей связана не с тем, что мы сами не можем сделать аналоги, а с тем что задачей было собрать лучшие решения и интегрировать самолет в мировую систему. Мы опирались на мировой опыт не потому, что не имели компетенций, а потому что это были лучшие из доступных решений. Но инженерно-технологическая база и культура самолетостроения сохранялись, именно поэтому удается форсированными темпами проводить импортозамещение.
Главным успехом последних лет на этом поприще по заслугам является композитное крыло МС-21 – долгий путь по его созданию специалисты ОАК прошли вместе с коллегами из Росатома. Машина уже прошла многие летные испытания.
Из важных свершений – полностью отечественный двигатель ПД-14, который устанавливается на МС-21. Также вот-вот начнется производство SSJ-NEW – максимально импортозамещенную версию Суперджета. На нее поставят ПД-8 – еще один из линейки полностью российских двигателей.
Юрий Слюсарь подчеркнул, что предполагается закрыть все потребности России с помощью отечественных решений: местное и региональное сообщение (Ил-114-300), ближнемагистральное сообщение (региональные SSJ-100, SSJ-NEW), среднемагистральное (МС-21-310 и Ту-214), дальнемагистральное (Ил-96-300).
Несмотря на некоторые пересечения по областям эксплуатации, конкуренции не ожидается – например, Ту-214 находится в средней стадии жизненного цикла (это полностью отечественный самолет с отлаженным производством), МС-21, в свою очередь, лишь начинает ложиться на крыло.
Особым фактором, естественно, является импортозамещенность. Некоторые модели самолетов являются полностью отечественными – это открывает возможности не только для эксплуатации на внешних направлениях, но и для экспорта.
Отдельным сюжетом прозвучало сотрудничество с Китаем. Наши самолетостроители и авиаконструкторы перешли от взаимодействия по отдельным проектам к сотрудничеству по целым системам. Например, на базе компетенций по крылу МС-21 теперь Россия будет делать крылья для китайских самолетов.
В один голос Юрий Слюсарь и Михаил Ковальчук назвали людей главным фактором успеха. Если раньше казалось: главное – побольше контрактов. То теперь во главу угла поставлены кадры – высококвалифицированных не хватает, но молодежь постепенно начинает насыщать отрасль.
Поговорили, конечно, и о военном самолетостроении, но кратко – наши самолеты себя отлично показывают (причем любого поколения), а Минобороны упростило ОКР для оперативного внесения изменений в конструкцию и оборудование.
Юрий Слюсарь большие надежды возлагает на передовую инженерную школу, созданную на базе МАИ. К этой работе, как он полагает, обязательно требуется привлечь ЦАГИ и ВИАМ – чтобы на базе мощного кластера растить и учить молодежь.
Оба собеседника с оптимизмом смотрят в будущее – вузы, НИИ, КБ, компании – в России есть все для успешного развития. А в основе всего – наука, в частности материаловедение. Оно сосредотачивается в Курчатовском институте, который открыт для всех форматов сотрудничества, в том числе через свой родственный Росатом.
Подробнее: https://smotrim.ru/video/2567185
smotrim.ru
Картина мира с Михаилом Ковальчуком. Высокие технологии для авиапрома
Тема: Высокие технологии для авиапрома.
Сегодня, 22 февраля в 11.30 (мск), в пресс-центре «Московского комсомольца» пройдет прямой эфир, посвященный отмене Болонской системы образования в России.
Президент РФ Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию, в котором значительная часть была посвящена трансформации системы образования, поддержке молодёжи и развитию науки.
Какой будет реформа высшего образования в России? Каким станет сотрудничество российских вузов с зарубежными странами? Для каких специальностей понадобится магистратура и аспирантура?
Об этом и многом другом расскажут научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов и руководитель Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.
Прямая трансляция:
https://www.mk.ru/press-center/2023/02/21/novyy-vitok-rossiyskogo-obrazovaniya-pryamoy-efir-vkontakte.html
Президент РФ Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию, в котором значительная часть была посвящена трансформации системы образования, поддержке молодёжи и развитию науки.
Какой будет реформа высшего образования в России? Каким станет сотрудничество российских вузов с зарубежными странами? Для каких специальностей понадобится магистратура и аспирантура?
Об этом и многом другом расскажут научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов и руководитель Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.
Прямая трансляция:
https://www.mk.ru/press-center/2023/02/21/novyy-vitok-rossiyskogo-obrazovaniya-pryamoy-efir-vkontakte.html
www.mk.ru
Новый виток российского образования. Прямой эфир ВКонтакте
В среду, 22 февраля в 11.30, в пресс-центре «Московского комсомольца» пройдет прямой эфир, посвященный отмене Болонской системы образования в России.
Фестиваль студенческого ДПО
В Финансовом университете впервые прошел студенческого дополнительного профессионального образования StudUp FEST. Лучших студентов, прошедших программы ДПО, наградили в номинациях «Лидеры управления», «Капитаны бизнеса», «Мастер интернет технологий», «Мастер креативных технологий», «Мастер цифровых технологий», «Лидеры управленческих команд», «Чемпион менеджмента», «Финансовое будущее России».
Кроме того, в рамках фестиваля состоялась выставка образовательных программ студенческого ДПО, на которой гости мероприятия смогли познакомиться с линейкой образовательных продуктов Финансового университета.
Станислав Прокофьев, ректор Финансового университета при правительстве РФ, для НОП:
«Когда студенты заканчивают наш вуз, выходят на рынок, то естественно в основном стремятся трудоустроиться в рамках тех компетенций, которые обозначены в дипломе. Но не всегда это с легкостью удается. Гораздо лучше набрать компетенций больше. Это лучше и для карьерных перспектив и для возможности самовыражения. И рынок этого тоже требует. И поэтому мы решили с нашими партнерами, потенциальными работодателями сделать линейку таких продуктов ДПО. Мы решили начать с hard skills – «твердых» профессиональных навыков, и создали 27 образовательных программ. Первый набор начали проводить в апреле 2022 года. Мы были удивлены тем, насколько студенты дружно откликнулись. Только за первый год мы обучили почти 500 ребят разным новым профессиям и компетенциям».
Ксения Горячева @DeputatGoryacheva, первый заместитель председателя комитета по науке и высшему образованию Госдумы РФ, для НОП:
«Как только ты начинаешь «спокойно жить», отстраняться от обучения, перестаешь искать какую-то интересность, не хочешь менять, то это значит, что вот здесь жизнь и закончилась. Для того, чтобы она продолжалась, надо непрерывно учиться и постоянно совершенствоваться. Экспертный совет, который я возглавляю, как раз об этом. Меняется время, профессия длиной в жизнь – это сегодня редкость. По статистике, человек примерно раз в семь лет меняет место работы, а иногда кардинально меняет траекторию. Поэтому ДПО – это одна из форм минимизации профессионального риска, потому что с помощью дополнительного образования ты можешь скорректировать свой основной образовательный трек и улучшить свою позицию на рынке труда».
Елена Диденко, проректор по дополнительному профессиональному образованию Финансового университета, для НОП:
«Я как глава ДПО вуза точно знаю, что никогда не надо переставать учиться, никогда не надо бояться поменять профессиональную траекторию. Чем больше ты в жизни попробуешь, тем она будет интереснее и прекраснее. Поэтому, друзья, добро пожаловать в ДПО Финансового университета».
В Финансовом университете впервые прошел студенческого дополнительного профессионального образования StudUp FEST. Лучших студентов, прошедших программы ДПО, наградили в номинациях «Лидеры управления», «Капитаны бизнеса», «Мастер интернет технологий», «Мастер креативных технологий», «Мастер цифровых технологий», «Лидеры управленческих команд», «Чемпион менеджмента», «Финансовое будущее России».
Кроме того, в рамках фестиваля состоялась выставка образовательных программ студенческого ДПО, на которой гости мероприятия смогли познакомиться с линейкой образовательных продуктов Финансового университета.
Станислав Прокофьев, ректор Финансового университета при правительстве РФ, для НОП:
«Когда студенты заканчивают наш вуз, выходят на рынок, то естественно в основном стремятся трудоустроиться в рамках тех компетенций, которые обозначены в дипломе. Но не всегда это с легкостью удается. Гораздо лучше набрать компетенций больше. Это лучше и для карьерных перспектив и для возможности самовыражения. И рынок этого тоже требует. И поэтому мы решили с нашими партнерами, потенциальными работодателями сделать линейку таких продуктов ДПО. Мы решили начать с hard skills – «твердых» профессиональных навыков, и создали 27 образовательных программ. Первый набор начали проводить в апреле 2022 года. Мы были удивлены тем, насколько студенты дружно откликнулись. Только за первый год мы обучили почти 500 ребят разным новым профессиям и компетенциям».
Ксения Горячева @DeputatGoryacheva, первый заместитель председателя комитета по науке и высшему образованию Госдумы РФ, для НОП:
«Как только ты начинаешь «спокойно жить», отстраняться от обучения, перестаешь искать какую-то интересность, не хочешь менять, то это значит, что вот здесь жизнь и закончилась. Для того, чтобы она продолжалась, надо непрерывно учиться и постоянно совершенствоваться. Экспертный совет, который я возглавляю, как раз об этом. Меняется время, профессия длиной в жизнь – это сегодня редкость. По статистике, человек примерно раз в семь лет меняет место работы, а иногда кардинально меняет траекторию. Поэтому ДПО – это одна из форм минимизации профессионального риска, потому что с помощью дополнительного образования ты можешь скорректировать свой основной образовательный трек и улучшить свою позицию на рынке труда».
Елена Диденко, проректор по дополнительному профессиональному образованию Финансового университета, для НОП:
«Я как глава ДПО вуза точно знаю, что никогда не надо переставать учиться, никогда не надо бояться поменять профессиональную траекторию. Чем больше ты в жизни попробуешь, тем она будет интереснее и прекраснее. Поэтому, друзья, добро пожаловать в ДПО Финансового университета».
Научно-технологическое Союзное государство – синергия и симбиоз
Научно-технологическое сотрудничество всегда выручало двух партнеров по Союзному государству. Даже в эпоху газовых и калиевых противостояний всегда можно было сказать, что идет совместная работа. С началом СВО и санкционной войны против России и Белоруссии научно-технологические компетенции стали остро востребованными. Не зря о них так много говорили Владимир Путин и Александр Лукашенко на публичной части встречи.
Свою Академию наук и ГКНТ президент Белоруссии всегда настраивал на практическую отдачу, выработку технологических решений и их доведения до производства и внедрения. Эта практикоориентированность сейчас очень востребована со стороны России.
Президент Владимир Путин подчеркнул:
«Благодаря Вашим усилиям за предыдущие десятилетия – должен сказать, что мы всегда это знали, но сейчас, когда кооперация стала более глубокой, оценили то, что благодаря Вашим усилиям за последние десятилетия очень многое в Белоруссии сохранено того, что ещё досталось от Советского Союза, и получило позитивное развитие, и результатами этого развития мы вместе можем сегодня воспользоваться. Больше того, объединяя усилия, мы создаём некую синергию: с одной стороны, ваши возможности в сфере промышленности, а с другой стороны, потребности нашего рынка и дополнительные усилия со стороны российских предприятий, инженеров, даже научной школы. Всё это складывается очень эффективно по некоторым отраслям, и мы надеемся на то, что даст хороший результат как для Белоруссии, так и для России».
Ключевой для обеих стран является микроэлектроника. Александр Лукашенко отметил:
«Мы микроэлектронную промышленность – то, что было в Союзе, как Вы сказали, – сохранили, с россиянами договорились, с теми компаниями, которые также от Союза остались. И сегодня специалисты говорят: не переживайте, передайте Владимиру Владимировичу, мы выполним всё необходимое, чуть-чуть габариты будут больше, но в ближайшее время мы знаем, куда идти и что делать. Это самое главное, люди понимают».
Здесь стоит еще раз обратиться к здравой позиции президента РАН Геннадия Красникова – нужно не гнаться за миниатюрными размерами, а производить то, в чем есть потребность.
Естественно, интерес представляет сотрудничество с белорусским заводом «Интеграл», который может объединить усилия с отечественным «Микроном» или российскими НИИ микроэлектронной направленности. Отметим, что часть из этих начных институтов перешла под крыло Курчатника, а именно он (и его президент Михаил Ковальчук) координируют научно-технологическое сотрудничество с Белоруссией. Хотя здесь особенно сильны позиции Сибирского отделения РАН, которое исторически тесно связано с белорусскими коллегами. Впрочем, при президенте Академии Геннадии Красникове регионалы не рискую выступать с несогласованными и громкими инициативами.
Также отметим, что на базе Псковского госуниверситета действует передовая инженерная школа «Передовая инженерная школа гибридных технологий в станкостроении Союзного государства». Ожидается, что белорусские вузы и научные институты будут постепенно интегрироваться в российские программы развития науки и технологий.
Дальнейшая интеграция – особенно в санкционных условиях – требует главного: концентрации усилий и недопущения ненужной конкуренции. Оказалось, что даже КамАЗ с МАЗом уже притерлись друг к другу и выпускают детали друг для друга.
Интеграция протекает и в авиастроении – белорусские заводы делают комплектующие для МС-21 и Суперджета. Стоит полагать, что белорусские детали будут считаться в качестве отечественных при оценке импортозамещения. Кроме того Александр Лукашенко выказал готовность наладить производство «Грачей» (Су-25) при небольшой технологической помощи со стороны России.
В сотрудничестве России и Белоруссии заинтересованы обе стороны, более того – просматриваются конкретные направления синергии усилий.
Подробнее: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70530
Научно-технологическое сотрудничество всегда выручало двух партнеров по Союзному государству. Даже в эпоху газовых и калиевых противостояний всегда можно было сказать, что идет совместная работа. С началом СВО и санкционной войны против России и Белоруссии научно-технологические компетенции стали остро востребованными. Не зря о них так много говорили Владимир Путин и Александр Лукашенко на публичной части встречи.
Свою Академию наук и ГКНТ президент Белоруссии всегда настраивал на практическую отдачу, выработку технологических решений и их доведения до производства и внедрения. Эта практикоориентированность сейчас очень востребована со стороны России.
Президент Владимир Путин подчеркнул:
«Благодаря Вашим усилиям за предыдущие десятилетия – должен сказать, что мы всегда это знали, но сейчас, когда кооперация стала более глубокой, оценили то, что благодаря Вашим усилиям за последние десятилетия очень многое в Белоруссии сохранено того, что ещё досталось от Советского Союза, и получило позитивное развитие, и результатами этого развития мы вместе можем сегодня воспользоваться. Больше того, объединяя усилия, мы создаём некую синергию: с одной стороны, ваши возможности в сфере промышленности, а с другой стороны, потребности нашего рынка и дополнительные усилия со стороны российских предприятий, инженеров, даже научной школы. Всё это складывается очень эффективно по некоторым отраслям, и мы надеемся на то, что даст хороший результат как для Белоруссии, так и для России».
Ключевой для обеих стран является микроэлектроника. Александр Лукашенко отметил:
«Мы микроэлектронную промышленность – то, что было в Союзе, как Вы сказали, – сохранили, с россиянами договорились, с теми компаниями, которые также от Союза остались. И сегодня специалисты говорят: не переживайте, передайте Владимиру Владимировичу, мы выполним всё необходимое, чуть-чуть габариты будут больше, но в ближайшее время мы знаем, куда идти и что делать. Это самое главное, люди понимают».
Здесь стоит еще раз обратиться к здравой позиции президента РАН Геннадия Красникова – нужно не гнаться за миниатюрными размерами, а производить то, в чем есть потребность.
Естественно, интерес представляет сотрудничество с белорусским заводом «Интеграл», который может объединить усилия с отечественным «Микроном» или российскими НИИ микроэлектронной направленности. Отметим, что часть из этих начных институтов перешла под крыло Курчатника, а именно он (и его президент Михаил Ковальчук) координируют научно-технологическое сотрудничество с Белоруссией. Хотя здесь особенно сильны позиции Сибирского отделения РАН, которое исторически тесно связано с белорусскими коллегами. Впрочем, при президенте Академии Геннадии Красникове регионалы не рискую выступать с несогласованными и громкими инициативами.
Также отметим, что на базе Псковского госуниверситета действует передовая инженерная школа «Передовая инженерная школа гибридных технологий в станкостроении Союзного государства». Ожидается, что белорусские вузы и научные институты будут постепенно интегрироваться в российские программы развития науки и технологий.
Дальнейшая интеграция – особенно в санкционных условиях – требует главного: концентрации усилий и недопущения ненужной конкуренции. Оказалось, что даже КамАЗ с МАЗом уже притерлись друг к другу и выпускают детали друг для друга.
Интеграция протекает и в авиастроении – белорусские заводы делают комплектующие для МС-21 и Суперджета. Стоит полагать, что белорусские детали будут считаться в качестве отечественных при оценке импортозамещения. Кроме того Александр Лукашенко выказал готовность наладить производство «Грачей» (Су-25) при небольшой технологической помощи со стороны России.
В сотрудничестве России и Белоруссии заинтересованы обе стороны, более того – просматриваются конкретные направления синергии усилий.
Подробнее: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70530
Президент России
Встреча с Президентом Белоруссии Александром Лукашенко
В подмосковной резиденции Ново-Огарёво глава Российского государства встретился с Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко.
Forwarded from Юрий Зубов
Сегодня в своём Послании Глава государства задал вектор развития национальной экономики, чтобы вывести её на новые рубежи. Определил ориентиры на будущее.
Большой блок задач поставлен в части внедрения передовых технологий на отечественной научной и производственной базе. Это касается как военных, так и гражданских разработок.
Действительно, сегодня в новых экономических реалиях важной задачей является поиск собственных технологических ключей, формирование конкурентных условий для успешного технологического развития России. А это, в том числе, создание самой передовой научной инфраструктуры, которая позволит решать уникальные исследовательские задачи.
Конкретное поручение Президента касается расширения налоговых льгот при закупке компаниями отечественного высокотехнологичного оборудования. Это открывает новые возможности для наших производителей.
Глава государства отдельно подчеркнул, что достижение всех поставленных целей потребует нового качества государственного управления, согласованной работы всех уровней власти, всех министерств и ведомств.
Важно консолидировать усилия между учёными, разработчиками, промышленностью, регуляторами, специалистами по интеллектуальной собственности.
Роспатент готов к реализации поставленных задач. Будем и дальше делать всё необходимое для укрепления технологического суверенитета России и национальной экономики, обеспечивать надежную охрану разработок, содействовать их успешному внедрению в производство.
Большой блок задач поставлен в части внедрения передовых технологий на отечественной научной и производственной базе. Это касается как военных, так и гражданских разработок.
Действительно, сегодня в новых экономических реалиях важной задачей является поиск собственных технологических ключей, формирование конкурентных условий для успешного технологического развития России. А это, в том числе, создание самой передовой научной инфраструктуры, которая позволит решать уникальные исследовательские задачи.
Конкретное поручение Президента касается расширения налоговых льгот при закупке компаниями отечественного высокотехнологичного оборудования. Это открывает новые возможности для наших производителей.
Глава государства отдельно подчеркнул, что достижение всех поставленных целей потребует нового качества государственного управления, согласованной работы всех уровней власти, всех министерств и ведомств.
Важно консолидировать усилия между учёными, разработчиками, промышленностью, регуляторами, специалистами по интеллектуальной собственности.
Роспатент готов к реализации поставленных задач. Будем и дальше делать всё необходимое для укрепления технологического суверенитета России и национальной экономики, обеспечивать надежную охрану разработок, содействовать их успешному внедрению в производство.
Forwarded from КСЕНИЯ РАЗУВАЕВА
Поздравляю Ольгу Петрову с назначением на должность заместителя министра науки и высшего образования Российской Федерации 👏
Ольга с начала 2021 года руководила министерством образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области и после разделения министерства была региональным министром образования и науки. За это время у нас выстроилась плотная и продуктивная работа по поддержке молодёжи в Нижегородской области. Регион – флагман молодёжной политики. И не зря Нижний Новгород стал в этом году Молодёжной столицей России – это признание всей страны.
До прихода в «молодёжку» Ольга 23 года работала в сфере высшего образования – в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского, в том числе последние годы – в должности ректора по учебной работе. Она изнутри знает систему: её особенности, потребности и механизмы.
Уверена, на новой должности Ольга проявит свой накопленный опыт и профессионализм. И продолжит курс на кооперацию молодёжной политики, образовательной и воспитательной деятельности в вузах, который проложил её предшественник Григорий Гуров.
ДАЛЬШЕ — БОЛЬШЕ!
Ольга с начала 2021 года руководила министерством образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области и после разделения министерства была региональным министром образования и науки. За это время у нас выстроилась плотная и продуктивная работа по поддержке молодёжи в Нижегородской области. Регион – флагман молодёжной политики. И не зря Нижний Новгород стал в этом году Молодёжной столицей России – это признание всей страны.
До прихода в «молодёжку» Ольга 23 года работала в сфере высшего образования – в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского, в том числе последние годы – в должности ректора по учебной работе. Она изнутри знает систему: её особенности, потребности и механизмы.
Уверена, на новой должности Ольга проявит свой накопленный опыт и профессионализм. И продолжит курс на кооперацию молодёжной политики, образовательной и воспитательной деятельности в вузах, который проложил её предшественник Григорий Гуров.
ДАЛЬШЕ — БОЛЬШЕ!
⚡️Редакция "Научно –образовательной политики" поздравляет Ольгу Петрову @OlgaPetrovaNN с назначением на должность заместителя министра науки и высшего образования России.
Ольга Викторовна – надёжный соратник, друг и партнёр нашей команды. Желаем успеха и новых побед на посту федерального куратора молодёжной политики в команде Минобрнауки.
Ольга Викторовна – надёжный соратник, друг и партнёр нашей команды. Желаем успеха и новых побед на посту федерального куратора молодёжной политики в команде Минобрнауки.
Передовые инженерные школы идут навстречу школьникам
В фокусе внимания последних дней – обновления в программе Передовых инженерных школ. Они откроют свои двери для школьников, более того этот формат взаимодействия получит закрепление в результативности программ развития.
Премьер-министр Михаил Мишустин на оперативном совещании с вице-премьерами 20 февраля отметил:
«В прошлом году мы запустили масштабный проект по созданию передовых инженерных школ, чтобы в тесном сотрудничестве с высокотехнологичными компаниями университеты усилили подготовку востребованных специалистов под руководством опытных наставников, дали им практические знания, опыт работы на предприятиях и самом современном оборудовании и, конечно, дополнительные стимулы для самореализации.
Теперь в деятельности инженерных школ смогут принимать участие и школьники. По поручению Президента Правительство внесло необходимые для этого изменения в законодательство. Молодые люди, так же как студенты и аспиранты, получат возможность попробовать себя в изобретательстве, в исследованиях, подключиться к решению задач на производстве, воплотить собственные идеи и определиться с будущей профессией.
В текущем году гранты на развитие таких школ будут предоставлены 30 вузам. Общая сумма превысит 10 млрд рублей, что в несколько раз больше финансирования на прошлый год. В кооперации с промышленными партнёрами университеты продолжат работу по укреплению кадрового потенциала России.
У нас очень много талантливых ребят, которые, уверен, способны приумножить успехи российской инженерной мысли. Мы будем и дальше формировать нужные для этого условия».
На площадках ПИШ, как сообщает портал Правительства, «ребята вместе со студентами и наставниками из высокотехнологичных компаний смогут поработать над различными инженерными проектами, попробовать себя в изобретательстве и исследованиях, подключиться к решению задач на производстве. Это позволит повысить интерес школьников к инженерному делу и технологиям и поможет им определиться с будущей профессией».
Конкретика изменений состоит во внесении подпунктов «к»:
В цели и задачи ПИШ: «к) участие школьников в деятельности передовых инженерных школ в целях их ранней профессиональной ориентации» и в показатели – количество таких школьников.
Благодаря этому «школьному расширению» программа ПИШ становится сквозной траекторией профессионального развития инженеров – от школы через магистратуру до рабочего места в высокотехнологичной компании.
Программы ПИШ и «Профессионалитета» для инженерных направлений во многом являются параллельными. Но при спуске на школьный уровень (особенно если речь идет о профориентации на уровне 7-9 классов) начнется конкуренция между двумя этими форматами. Причем у обоих есть один и тот же козырь – интеграция с индустриальным партнером и фактически целевая подготовка под гарантии (либо как минимум хорошие шансы) трудоустройства.
В принципе, в будущем можно ожидать и интеграции двух программ, и формированиии гибридных программ подготовки – например, в рамках ПИШ, но на базе полученного СПО в формате «Профессионалитета».
Со стороны школьного уровня также может встать вопрос о более системной интеграции профориентации и ПИШ, и «Профессионалитета» с дополнительным инженерным образованием детей – будь то Кванториумы, IT-кубы или региональные «Сириусы».
Подробнее: новость об изменениях, сообщение о совещании, текст изменений.
В фокусе внимания последних дней – обновления в программе Передовых инженерных школ. Они откроют свои двери для школьников, более того этот формат взаимодействия получит закрепление в результативности программ развития.
Премьер-министр Михаил Мишустин на оперативном совещании с вице-премьерами 20 февраля отметил:
«В прошлом году мы запустили масштабный проект по созданию передовых инженерных школ, чтобы в тесном сотрудничестве с высокотехнологичными компаниями университеты усилили подготовку востребованных специалистов под руководством опытных наставников, дали им практические знания, опыт работы на предприятиях и самом современном оборудовании и, конечно, дополнительные стимулы для самореализации.
Теперь в деятельности инженерных школ смогут принимать участие и школьники. По поручению Президента Правительство внесло необходимые для этого изменения в законодательство. Молодые люди, так же как студенты и аспиранты, получат возможность попробовать себя в изобретательстве, в исследованиях, подключиться к решению задач на производстве, воплотить собственные идеи и определиться с будущей профессией.
В текущем году гранты на развитие таких школ будут предоставлены 30 вузам. Общая сумма превысит 10 млрд рублей, что в несколько раз больше финансирования на прошлый год. В кооперации с промышленными партнёрами университеты продолжат работу по укреплению кадрового потенциала России.
У нас очень много талантливых ребят, которые, уверен, способны приумножить успехи российской инженерной мысли. Мы будем и дальше формировать нужные для этого условия».
На площадках ПИШ, как сообщает портал Правительства, «ребята вместе со студентами и наставниками из высокотехнологичных компаний смогут поработать над различными инженерными проектами, попробовать себя в изобретательстве и исследованиях, подключиться к решению задач на производстве. Это позволит повысить интерес школьников к инженерному делу и технологиям и поможет им определиться с будущей профессией».
Конкретика изменений состоит во внесении подпунктов «к»:
В цели и задачи ПИШ: «к) участие школьников в деятельности передовых инженерных школ в целях их ранней профессиональной ориентации» и в показатели – количество таких школьников.
Благодаря этому «школьному расширению» программа ПИШ становится сквозной траекторией профессионального развития инженеров – от школы через магистратуру до рабочего места в высокотехнологичной компании.
Программы ПИШ и «Профессионалитета» для инженерных направлений во многом являются параллельными. Но при спуске на школьный уровень (особенно если речь идет о профориентации на уровне 7-9 классов) начнется конкуренция между двумя этими форматами. Причем у обоих есть один и тот же козырь – интеграция с индустриальным партнером и фактически целевая подготовка под гарантии (либо как минимум хорошие шансы) трудоустройства.
В принципе, в будущем можно ожидать и интеграции двух программ, и формированиии гибридных программ подготовки – например, в рамках ПИШ, но на базе полученного СПО в формате «Профессионалитета».
Со стороны школьного уровня также может встать вопрос о более системной интеграции профориентации и ПИШ, и «Профессионалитета» с дополнительным инженерным образованием детей – будь то Кванториумы, IT-кубы или региональные «Сириусы».
Подробнее: новость об изменениях, сообщение о совещании, текст изменений.
government.ru
Правительство расширило параметры программы развития передовых инженерных школ
Постановление от 11 февраля 2023 года №196
Forwarded from Мария Дудко
Важно, что мы преуспеваем в процессе цифровизации. Как бы странно это не звучало, но весь мир равняется на нас. Да, на Западе развиты технологии влияния со стороны гражданского общества в виде электронных петиций, у нас же инициатива идет от государства. Однако в этом нет проблемы, так как граждане активно участвует в цифровом диалоге через Госуслуги, Активного гражданина, телеграм-каналы и чат-боты ведомств и представителей власти. С каждым днем становится все больше каналов с неформальным контентом и общением от первых лиц регионов и страны.
Telegram
Научно-образовательная политика
Диалог вызывает министров на диалог
АНО «Диалог» @ano_dialog (отвечает за цифровой диалог власти и общества) подготовило доклад, подробности которого сообщает Коммерсантъ. Речь идет о лучших коммуникативных практиках, которые можно использовать в российских…
АНО «Диалог» @ano_dialog (отвечает за цифровой диалог власти и общества) подготовило доклад, подробности которого сообщает Коммерсантъ. Речь идет о лучших коммуникативных практиках, которые можно использовать в российских…