В последние дни в ряде ТГ-каналов появились публикации с критикой руководства Астраханского государственного университета им. В.Н.Татищева за ряд мер, анонсированных в рамках программы развития университета.
"Научно–образовательная политика" обсудила с ректором Астраханского государственного университета @asuinforms Константином Маркеловым @kmarkelov, как идут дела в вузе.
В чём состоят трансформационные процессы АГУ, которые привлекли внимание СМИ и ТГ-каналов?
Трансформация АГУ ведётся на основе глубокой проработки и оценки эффективности работы ППС и НТР. Об увольнении сотрудников университета сегодня речь не идёт, никакие решения на этот счёт мною не приняты. Все изменения будут вноситься исключительно по итогам деятельности рабочей группы. В неё вошли более 100 сотрудников всех подразделений вуза. Ведётся открытое и живое обсуждение идей – что сделать для того, чтобы университет стал лучше.
Какая команда от вас отвечает за эту работу и что планируете изменить в университете?
В этой работе участвуют ведущие эксперты страны, изучается опыт передовых вузов России. Благодаря трансформации, открываются новые возможности для тех, кто готов творчески и эффективно работать. Это и новая система стимулирования, и новые критерии, и поддержка молодых учёных – магистрантов и аспирантов. Это работа, связанная с новыми направлениями научных исследований, сотрудничество с ведущими специалистами по направлению исследований и повышения квалификации. Это большой плюс для тех, кто хочет работать, учиться или развиваться в университете. И здесь важно, чтобы каждый в этом преобразовании почувствовал свою нужность и возможность самореализации.
Поэтому мы говорим: в университете должны поддерживаться те, кто работает эффективно, творчески, выдаёт новые идеи, не боится экспериментировать и внедрять новое в образовательный процесс. Это даёт более высокие шансы для сотрудников, и я думаю, что они это понимают.
А как обстоят дела с финансовой стабильностью АГУ?
Что касается финансового положения АГУ, оно на сегодняшний день стабильное. Разработан план действий для улучшения финансовых показателей на несколько лет вперёд. Заработную плату и все полагающиеся выплаты сотрудники университета всегда получали и будут получать в срок, этому мы всегда уделяем особое внимание
"Научно–образовательная политика" обсудила с ректором Астраханского государственного университета @asuinforms Константином Маркеловым @kmarkelov, как идут дела в вузе.
В чём состоят трансформационные процессы АГУ, которые привлекли внимание СМИ и ТГ-каналов?
Трансформация АГУ ведётся на основе глубокой проработки и оценки эффективности работы ППС и НТР. Об увольнении сотрудников университета сегодня речь не идёт, никакие решения на этот счёт мною не приняты. Все изменения будут вноситься исключительно по итогам деятельности рабочей группы. В неё вошли более 100 сотрудников всех подразделений вуза. Ведётся открытое и живое обсуждение идей – что сделать для того, чтобы университет стал лучше.
Какая команда от вас отвечает за эту работу и что планируете изменить в университете?
В этой работе участвуют ведущие эксперты страны, изучается опыт передовых вузов России. Благодаря трансформации, открываются новые возможности для тех, кто готов творчески и эффективно работать. Это и новая система стимулирования, и новые критерии, и поддержка молодых учёных – магистрантов и аспирантов. Это работа, связанная с новыми направлениями научных исследований, сотрудничество с ведущими специалистами по направлению исследований и повышения квалификации. Это большой плюс для тех, кто хочет работать, учиться или развиваться в университете. И здесь важно, чтобы каждый в этом преобразовании почувствовал свою нужность и возможность самореализации.
Поэтому мы говорим: в университете должны поддерживаться те, кто работает эффективно, творчески, выдаёт новые идеи, не боится экспериментировать и внедрять новое в образовательный процесс. Это даёт более высокие шансы для сотрудников, и я думаю, что они это понимают.
А как обстоят дела с финансовой стабильностью АГУ?
Что касается финансового положения АГУ, оно на сегодняшний день стабильное. Разработан план действий для улучшения финансовых показателей на несколько лет вперёд. Заработную плату и все полагающиеся выплаты сотрудники университета всегда получали и будут получать в срок, этому мы всегда уделяем особое внимание
Русский диктант: механизм русского мира
День родного языка ежегодно отмечается 21 февраля в различных странах мира. Он был учрежден Генеральной Ассамблеей ЮНЕСКО, чтобы привлечь внимание к вопросам сохранения и продвижения родных языков.
По всему миру в эти дни проводятся мероприятия, направленные на пропаганду родного языка, его значимости и практической применимости. Особое внимание уделяется молодежи и школьникам, чтобы они понимали, насколько важно знать и использовать свой родной язык, сохранять языковую культуру и традиции своего народа. Цель Дня родного языка - привлечь внимание к значимости языкового многообразия и к необходимости сохранения родных языков. Это помогает сохранять культурную и лингвистическую идентичность народов, а также улучшать условия для межкультурного диалога и взаимопонимания.
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова в шестой раз провел международную образовательную акцию «Русский диктант для соотечественников». Участниками могут стать абсолютно все желающие – школьники и студенты, в том числе иностранные, переводчики, учителя, экономисты, журналисты, независимо от места проживания и национальной принадлежности. Эксперты выбрали для акции тексты советского и российского писателя Владислава Крапивина и российского писателя, священника Русской Православной церкви Владимира Гофмана, уроженца города Городца Нижегородской области. Первоклассникам читали текст «Рождество» писателя Василия Никифорова-Волгина.
С каждым годом акция приобретает всё больший масштаб: в 2023 году «Русский диктант» написали около 600 человек не только из России, но также из Китая, Республики Корея, Сирийской Арабской Республики, Эквадора, Египта, Перу, Турции, Северной и Южной Осетии, Монголии, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Индонезии, Зимбабве, Палестины, Алжира, Камеруна, Армении, Ирана, Ирака, Марокко, Индии, Республики Сербской, Мадагаскара, Курдистана, Уганды, Болгарии.
Жанна Никонова, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова, для «Научно-образовательной политики»:
«Это владение словом, умение красиво и правильно выражаться на родном языке пронизывает все образовательные программы нашего университета. Мы все наблюдаем, что в последние годы стало очень много диктантов, в том числе IT-диктант, экологический, исторический. Но вместе с экспертами – чтецами и организаторами диктанта – мы сошлись во мнении, что именно «Русский диктант» на основе лучших образчиков нашей литературы, диктант, погружающий участников акции в традиционные русские ценности, сегодня особенно важен. Мы живем в такое время, когда наше общество испытывает атаки на русскую ментальность и русский язык.
Тех, кто отстаивает нормы и правила нашего языка, называют «граммар-наци» - это тоже способ манипуляции сознанием, который может привести нас к утрате идентичности. Именно поэтому НГЛУ вот уже много лет является организатором форума «Языковая политика и лингвистическая безопасность», который призван укреплять позиции русского языка и в нашей стране, и за рубежом, именно поэтому мы проводим «Русский диктант».
День родного языка ежегодно отмечается 21 февраля в различных странах мира. Он был учрежден Генеральной Ассамблеей ЮНЕСКО, чтобы привлечь внимание к вопросам сохранения и продвижения родных языков.
По всему миру в эти дни проводятся мероприятия, направленные на пропаганду родного языка, его значимости и практической применимости. Особое внимание уделяется молодежи и школьникам, чтобы они понимали, насколько важно знать и использовать свой родной язык, сохранять языковую культуру и традиции своего народа. Цель Дня родного языка - привлечь внимание к значимости языкового многообразия и к необходимости сохранения родных языков. Это помогает сохранять культурную и лингвистическую идентичность народов, а также улучшать условия для межкультурного диалога и взаимопонимания.
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова в шестой раз провел международную образовательную акцию «Русский диктант для соотечественников». Участниками могут стать абсолютно все желающие – школьники и студенты, в том числе иностранные, переводчики, учителя, экономисты, журналисты, независимо от места проживания и национальной принадлежности. Эксперты выбрали для акции тексты советского и российского писателя Владислава Крапивина и российского писателя, священника Русской Православной церкви Владимира Гофмана, уроженца города Городца Нижегородской области. Первоклассникам читали текст «Рождество» писателя Василия Никифорова-Волгина.
С каждым годом акция приобретает всё больший масштаб: в 2023 году «Русский диктант» написали около 600 человек не только из России, но также из Китая, Республики Корея, Сирийской Арабской Республики, Эквадора, Египта, Перу, Турции, Северной и Южной Осетии, Монголии, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Индонезии, Зимбабве, Палестины, Алжира, Камеруна, Армении, Ирана, Ирака, Марокко, Индии, Республики Сербской, Мадагаскара, Курдистана, Уганды, Болгарии.
Жанна Никонова, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова, для «Научно-образовательной политики»:
«Это владение словом, умение красиво и правильно выражаться на родном языке пронизывает все образовательные программы нашего университета. Мы все наблюдаем, что в последние годы стало очень много диктантов, в том числе IT-диктант, экологический, исторический. Но вместе с экспертами – чтецами и организаторами диктанта – мы сошлись во мнении, что именно «Русский диктант» на основе лучших образчиков нашей литературы, диктант, погружающий участников акции в традиционные русские ценности, сегодня особенно важен. Мы живем в такое время, когда наше общество испытывает атаки на русскую ментальность и русский язык.
Тех, кто отстаивает нормы и правила нашего языка, называют «граммар-наци» - это тоже способ манипуляции сознанием, который может привести нас к утрате идентичности. Именно поэтому НГЛУ вот уже много лет является организатором форума «Языковая политика и лингвистическая безопасность», который призван укреплять позиции русского языка и в нашей стране, и за рубежом, именно поэтому мы проводим «Русский диктант».
⚡️Алексей Комиссаров @akomissarov2022 попал в 10-й пакет санкций и относится к новости спокойно. Россия– страна возможностей
Станислав Суровцев, проректор МГИМО, по итогам визита в Эфиопию, специально для НОП:
После успешной интеграции образовательных продуктов на мьянманский рынок МГИМО продолжает активно наращивать темпы международного сотрудничества. Одним из наиболее перспективных направлений является африканский континент.
МГИМО при этом обладает уникальным ресурсом для развития присутствия в Африке. Преподавание африканских языков в университете ведется уже на протяжении более 60 лет, а студенты вовлекаются в молодежное международное сотрудничество посредством участия в деятельности крупных студенческих организаций и работе дискуссионных площадок по африканской линии.
21-22 февраля делегация МГИМО совершила визит в Эфиопию. Всего за два неполных дня работы делегации было проведено семь крупных встреч, в ходе которых был подписан Меморандум о сотрудничестве и положено начало академического обмена с Аддис-Абебским университетом, достигнуты договоренности о взаимодействии в проведении международной школьной олимпиады МГИМО в Эфиопии, а также в организации программы повышения квалификации для госслужащих Республики.
Отдельно отмечу состав делегации, в которую вошли студенты МГИМО-представители программного комитета Форума "Россия Африка: что дальше?". Благодаря активной вовлеченности студенческого сообщества в организацию визита удалось добиться значительных результатов и на молодежном треке. Так, по итогам визита Дирекция Африканского союза станет соорганизатором первой в России Модели Африканского союза на базе МГИМО, а при программном комитете вышеупомянутого форума будет создан экспертный молодежный совет, в который войдет порядка 80 видных африканских молодежных и общественных деятелей.
В ходе первой рабочей поездки в Африку делегация МГИМО также проведет ряд встреч на высоком уровне и презентационные мероприятия в Танзании. Впоследствии будут организованы и другие рабочие поездки в страны Африки, которые станут важным этапом как в комплексном развитии академического и молодежного сотрудничества, так и подготовке предстоящего саммита "Россия - Африка".
После успешной интеграции образовательных продуктов на мьянманский рынок МГИМО продолжает активно наращивать темпы международного сотрудничества. Одним из наиболее перспективных направлений является африканский континент.
МГИМО при этом обладает уникальным ресурсом для развития присутствия в Африке. Преподавание африканских языков в университете ведется уже на протяжении более 60 лет, а студенты вовлекаются в молодежное международное сотрудничество посредством участия в деятельности крупных студенческих организаций и работе дискуссионных площадок по африканской линии.
21-22 февраля делегация МГИМО совершила визит в Эфиопию. Всего за два неполных дня работы делегации было проведено семь крупных встреч, в ходе которых был подписан Меморандум о сотрудничестве и положено начало академического обмена с Аддис-Абебским университетом, достигнуты договоренности о взаимодействии в проведении международной школьной олимпиады МГИМО в Эфиопии, а также в организации программы повышения квалификации для госслужащих Республики.
Отдельно отмечу состав делегации, в которую вошли студенты МГИМО-представители программного комитета Форума "Россия Африка: что дальше?". Благодаря активной вовлеченности студенческого сообщества в организацию визита удалось добиться значительных результатов и на молодежном треке. Так, по итогам визита Дирекция Африканского союза станет соорганизатором первой в России Модели Африканского союза на базе МГИМО, а при программном комитете вышеупомянутого форума будет создан экспертный молодежный совет, в который войдет порядка 80 видных африканских молодежных и общественных деятелей.
В ходе первой рабочей поездки в Африку делегация МГИМО также проведет ряд встреч на высоком уровне и презентационные мероприятия в Танзании. Впоследствии будут организованы и другие рабочие поездки в страны Африки, которые станут важным этапом как в комплексном развитии академического и молодежного сотрудничества, так и подготовке предстоящего саммита "Россия - Африка".
«То, чем занимаются сегодня наши педагоги - это тоже линия фронта, линия «фронта» за будущее», – Сергей Кириенко
РИА Новости
Кириенко рассказал, как российские педагоги выступают за будущее страны
Российские педагоги и наставники трудятся "на линии фронта", борясь за за будущее России, заявил первый заместитель руководителя администрации президентаСергей... РИА Новости, 02.03.2023
Редакция "Научно–образовательной политики" поздравляет с Днём рождения нашу коллегу и друга Наталью Кравченко, председателя Комиссии Общественной Палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, директора по стратегическому развитию Кружкового движения НТИ
Энергия роста образовательной интеграции
Взаимодействие России и Белоруссии в области образования — важнейшая часть интеграционного процесса в рамках Союзного государства. В начале года РФ и РБ подписали совместный план мероприятий на 2023-2024 годы в сфере образования. В плане мероприятий определены важные направления сотрудничества, в том числе участие представителей системы образования Союзного государства в Форуме регионов России и Белоруссии, проведение совместного заседания коллегий министерства науки и высшего образования РФ, министерства просвещения РФ и министерства образования Белоруссии. В рамках плана профильные министерства России и РБ планируют расширить перечень предметов для проведения совместных олимпиад. Это позволит учащимся обоих стран более глубоко познакомиться с культурой и традициями друг друга, а также повысить свой уровень знаний и навыков в различных областях.
В феврале в Минске состоялась 20-ая международная специализированная выставка «Образование и карьера». На объединенном стенде Минобрнауки России на протяжении 3 дней работали представители 16 российских университетов. Абитуриенты, школьники и их родители узнали об условиях приема в 2023 году, о подготовке к поступлению, олимпиадах, конкурсах и летних школах, стоимости обучения и бюджете, студенческой жизни и карьерных возможностях.
Юлия Антохина, ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, рассказала «Научно-образовательной политики» об участии университета в выставке:
Мы рады будем принять в ряды студентов ГУАП белорусских абитуриентов. Ежегодно ГУАП выпускает более 2500 студентов, и мы прикладываем все усилия, чтобы обеспечить их рабочими местами по специальности, научить грамотно составлять резюме, презентовать себя. Если выпускник заинтересован, то он будет применять все возможности и создавать свою карьерную траекторию.
Сейчас много говорится о создании новых профессий, но я бы сделала акцент на появлении новых компетенций, без которых невозможно быть востребованным сегодня на рынке труда. Именно поэтому ГУАП развивается, меняется и предлагает новые программы. Так, в нынешнем учебном году мы предложили нашим студентам уже 147 направлений подготовки, в прошлом учебном году их было 132. Причем все они имеют общественную аккредитацию и поддержаны работодателями.
Взаимодействие России и Белоруссии в области образования — важнейшая часть интеграционного процесса в рамках Союзного государства. В начале года РФ и РБ подписали совместный план мероприятий на 2023-2024 годы в сфере образования. В плане мероприятий определены важные направления сотрудничества, в том числе участие представителей системы образования Союзного государства в Форуме регионов России и Белоруссии, проведение совместного заседания коллегий министерства науки и высшего образования РФ, министерства просвещения РФ и министерства образования Белоруссии. В рамках плана профильные министерства России и РБ планируют расширить перечень предметов для проведения совместных олимпиад. Это позволит учащимся обоих стран более глубоко познакомиться с культурой и традициями друг друга, а также повысить свой уровень знаний и навыков в различных областях.
В феврале в Минске состоялась 20-ая международная специализированная выставка «Образование и карьера». На объединенном стенде Минобрнауки России на протяжении 3 дней работали представители 16 российских университетов. Абитуриенты, школьники и их родители узнали об условиях приема в 2023 году, о подготовке к поступлению, олимпиадах, конкурсах и летних школах, стоимости обучения и бюджете, студенческой жизни и карьерных возможностях.
Юлия Антохина, ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, рассказала «Научно-образовательной политики» об участии университета в выставке:
Мы рады будем принять в ряды студентов ГУАП белорусских абитуриентов. Ежегодно ГУАП выпускает более 2500 студентов, и мы прикладываем все усилия, чтобы обеспечить их рабочими местами по специальности, научить грамотно составлять резюме, презентовать себя. Если выпускник заинтересован, то он будет применять все возможности и создавать свою карьерную траекторию.
Сейчас много говорится о создании новых профессий, но я бы сделала акцент на появлении новых компетенций, без которых невозможно быть востребованным сегодня на рынке труда. Именно поэтому ГУАП развивается, меняется и предлагает новые программы. Так, в нынешнем учебном году мы предложили нашим студентам уже 147 направлений подготовки, в прошлом учебном году их было 132. Причем все они имеют общественную аккредитацию и поддержаны работодателями.
Telegram
Научно-образовательная политика
Научно-технологическое Союзное государство – синергия и симбиоз
Научно-технологическое сотрудничество всегда выручало двух партнеров по Союзному государству. Даже в эпоху газовых и калиевых противостояний всегда можно было сказать, что идет совместная работа.…
Научно-технологическое сотрудничество всегда выручало двух партнеров по Союзному государству. Даже в эпоху газовых и калиевых противостояний всегда можно было сказать, что идет совместная работа.…
Как популяризировать науку и продвигать научпоп
«Иннопрактика» @innopraktika (а вместе с ней Екатерина Тихонова) продолжают осваивать новые области работы. На этот раз проведено исследование проблем популяризации науки в России. Анализ представляет журнал «Стимул» @stimulonline.
Низкий старт и лозунг Smart is the new sexy (отдельное спасибо «Теории большого взрыва», конечно) обеспечил успехи популяризации науки в 2010-х годах. Тогда же были опробованы ключевые форматы – лекции, stand-up и bar-hopping. Затем, как отмечают исследователи, аудитория стагнирует и даже уменьшается.
Стоит сразу не стоит использовать как взаимозаменяемые термины «научпоп» и «популяризация науки». Хотя научпоп представляет собой лишь одно из измерений второго явления.
Мониторинг инновационного поведения НИУ ВШЭ показал, что интернет – главная площадка для популяризации. Офлайн-мероприятия посещают не так много людей. Но здесь важна роль фестивалей – например, Nauka 0+.
Проблемы с популяризацией аналитики связывают с недостатком активности научных институтций – университетов, РАН, НИИ, профильных ведомств, регионов.
Впрочем, проект 5-100 и Год науки и технологий (перетекший в Десятилетие) дали хороший стимул для большей открытости и интенсивности медиа-коммуникаций.
Наиболее видны в инфополе энтузиасты. Мотивации их различны – как битва за Истину, так и нарциссизм и желание заработать. Однако, и их число невелико. К сожалению, некоторые популяризаторы науки заняли антироссийские позиции.
Картина СМИ такова: «Среди медиа есть как специализирующиеся на популярной науке (N + 1, Naked Science, «Постнаука», «Популярная механика», «Наука и жизнь», «Элементы», «Индикатор», «Наука 2.0»), так и посвящающие ей особые разделы и программы («Коммерсант», «Известия», Lenta.ru, «Россия 24», ТАСС). Немало издается и научно-популярных книг, преимущественно переводных. Необходимо отметить, что в контенте преобладает «легкий» научпоп и короткие форматы, а для неспециализированных СМИ тема науки является второстепенной».
Вывод исследователей таков – популяризация науки стагнирует. Спрос и предложение сбалансированы, но этот баланс не способствует росту аудитории.
К сожалению, аналитики базируются на не самой свежей статистике. Наука становится все более популярной для молодежи. Причем этот дрейф симпатий затрагивает и саму молодежь, и родителей. Как говорится, часто решение о будущей карьере принимают мамы и бабушки. Россия остается в образовательной сфере доминирующе женской страной.
Так же не стоит полагаться на статистику по защитам диссертаций. В исследуемые годы шла зачистка диссертационных советов, а также государство (полагаем, ошибочно) полагалось на навязанные из-за рубежа установки «общественников» (например, «Диссернета»). Эта операция по разрушению системы подготовки кадров высшей квалификации почти удалась радикал-либералам. Однако власти вовремя опомнились – вернулась «научная аспирантура», регулируемая федеральным гостребованиями, а не ФГОСами.
Проблемы популяризации понятны – ученым сложно понятным языком рассказывать профанам о своих исследованиях, пресс-службы часто не обладают компетенциями адаптировать и интегрировать в общегосударственный дискурс, популяризаторы зачастую залезают не в свои области знаний (где их компетенции несильно отличаются от таковых у аудитории).
Наука постепенно интегрируется в общественно-политический дискурс – она определена как область прорыва, сфера обеспечения безопасности и укрепления суверенитета. За последние несколько лет научно-образовательная политика стала полноправным измерением внутренней и межэлитных взаимодействий.
Предлагаемые решения тоже понятны – больше открытости, масштабирование успехов, развитие гражданской науки, вовлечение бизнеса и власти в популяризацию науки.
И исследование, и его анализ важны для фиксации тех позиций, которые лишь недавно в сторону развития покинула отечественная наука. Лишний раз напомнить векторы популяризации на фоне Десятилетия науки и технологий будет не лишним.
Подробнее.
«Иннопрактика» @innopraktika (а вместе с ней Екатерина Тихонова) продолжают осваивать новые области работы. На этот раз проведено исследование проблем популяризации науки в России. Анализ представляет журнал «Стимул» @stimulonline.
Низкий старт и лозунг Smart is the new sexy (отдельное спасибо «Теории большого взрыва», конечно) обеспечил успехи популяризации науки в 2010-х годах. Тогда же были опробованы ключевые форматы – лекции, stand-up и bar-hopping. Затем, как отмечают исследователи, аудитория стагнирует и даже уменьшается.
Стоит сразу не стоит использовать как взаимозаменяемые термины «научпоп» и «популяризация науки». Хотя научпоп представляет собой лишь одно из измерений второго явления.
Мониторинг инновационного поведения НИУ ВШЭ показал, что интернет – главная площадка для популяризации. Офлайн-мероприятия посещают не так много людей. Но здесь важна роль фестивалей – например, Nauka 0+.
Проблемы с популяризацией аналитики связывают с недостатком активности научных институтций – университетов, РАН, НИИ, профильных ведомств, регионов.
Впрочем, проект 5-100 и Год науки и технологий (перетекший в Десятилетие) дали хороший стимул для большей открытости и интенсивности медиа-коммуникаций.
Наиболее видны в инфополе энтузиасты. Мотивации их различны – как битва за Истину, так и нарциссизм и желание заработать. Однако, и их число невелико. К сожалению, некоторые популяризаторы науки заняли антироссийские позиции.
Картина СМИ такова: «Среди медиа есть как специализирующиеся на популярной науке (N + 1, Naked Science, «Постнаука», «Популярная механика», «Наука и жизнь», «Элементы», «Индикатор», «Наука 2.0»), так и посвящающие ей особые разделы и программы («Коммерсант», «Известия», Lenta.ru, «Россия 24», ТАСС). Немало издается и научно-популярных книг, преимущественно переводных. Необходимо отметить, что в контенте преобладает «легкий» научпоп и короткие форматы, а для неспециализированных СМИ тема науки является второстепенной».
Вывод исследователей таков – популяризация науки стагнирует. Спрос и предложение сбалансированы, но этот баланс не способствует росту аудитории.
К сожалению, аналитики базируются на не самой свежей статистике. Наука становится все более популярной для молодежи. Причем этот дрейф симпатий затрагивает и саму молодежь, и родителей. Как говорится, часто решение о будущей карьере принимают мамы и бабушки. Россия остается в образовательной сфере доминирующе женской страной.
Так же не стоит полагаться на статистику по защитам диссертаций. В исследуемые годы шла зачистка диссертационных советов, а также государство (полагаем, ошибочно) полагалось на навязанные из-за рубежа установки «общественников» (например, «Диссернета»). Эта операция по разрушению системы подготовки кадров высшей квалификации почти удалась радикал-либералам. Однако власти вовремя опомнились – вернулась «научная аспирантура», регулируемая федеральным гостребованиями, а не ФГОСами.
Проблемы популяризации понятны – ученым сложно понятным языком рассказывать профанам о своих исследованиях, пресс-службы часто не обладают компетенциями адаптировать и интегрировать в общегосударственный дискурс, популяризаторы зачастую залезают не в свои области знаний (где их компетенции несильно отличаются от таковых у аудитории).
Наука постепенно интегрируется в общественно-политический дискурс – она определена как область прорыва, сфера обеспечения безопасности и укрепления суверенитета. За последние несколько лет научно-образовательная политика стала полноправным измерением внутренней и межэлитных взаимодействий.
Предлагаемые решения тоже понятны – больше открытости, масштабирование успехов, развитие гражданской науки, вовлечение бизнеса и власти в популяризацию науки.
И исследование, и его анализ важны для фиксации тех позиций, которые лишь недавно в сторону развития покинула отечественная наука. Лишний раз напомнить векторы популяризации на фоне Десятилетия науки и технологий будет не лишним.
Подробнее.
stimul.online
Как нам открыть науку
В 2022 году негосударственный институт развития «Иннопрактика» провел исследование проблем популяризации науки в России. В его основу легли анализ открытых источников и интервью с ведущими популяризаторами науки, учеными, главными редакторами научно-популярных…