⚡️Алексей Комиссаров @akomissarov2022 попал в 10-й пакет санкций и относится к новости спокойно. Россия– страна возможностей
Станислав Суровцев, проректор МГИМО, по итогам визита в Эфиопию, специально для НОП:
После успешной интеграции образовательных продуктов на мьянманский рынок МГИМО продолжает активно наращивать темпы международного сотрудничества. Одним из наиболее перспективных направлений является африканский континент.
МГИМО при этом обладает уникальным ресурсом для развития присутствия в Африке. Преподавание африканских языков в университете ведется уже на протяжении более 60 лет, а студенты вовлекаются в молодежное международное сотрудничество посредством участия в деятельности крупных студенческих организаций и работе дискуссионных площадок по африканской линии.
21-22 февраля делегация МГИМО совершила визит в Эфиопию. Всего за два неполных дня работы делегации было проведено семь крупных встреч, в ходе которых был подписан Меморандум о сотрудничестве и положено начало академического обмена с Аддис-Абебским университетом, достигнуты договоренности о взаимодействии в проведении международной школьной олимпиады МГИМО в Эфиопии, а также в организации программы повышения квалификации для госслужащих Республики.
Отдельно отмечу состав делегации, в которую вошли студенты МГИМО-представители программного комитета Форума "Россия Африка: что дальше?". Благодаря активной вовлеченности студенческого сообщества в организацию визита удалось добиться значительных результатов и на молодежном треке. Так, по итогам визита Дирекция Африканского союза станет соорганизатором первой в России Модели Африканского союза на базе МГИМО, а при программном комитете вышеупомянутого форума будет создан экспертный молодежный совет, в который войдет порядка 80 видных африканских молодежных и общественных деятелей.
В ходе первой рабочей поездки в Африку делегация МГИМО также проведет ряд встреч на высоком уровне и презентационные мероприятия в Танзании. Впоследствии будут организованы и другие рабочие поездки в страны Африки, которые станут важным этапом как в комплексном развитии академического и молодежного сотрудничества, так и подготовке предстоящего саммита "Россия - Африка".
После успешной интеграции образовательных продуктов на мьянманский рынок МГИМО продолжает активно наращивать темпы международного сотрудничества. Одним из наиболее перспективных направлений является африканский континент.
МГИМО при этом обладает уникальным ресурсом для развития присутствия в Африке. Преподавание африканских языков в университете ведется уже на протяжении более 60 лет, а студенты вовлекаются в молодежное международное сотрудничество посредством участия в деятельности крупных студенческих организаций и работе дискуссионных площадок по африканской линии.
21-22 февраля делегация МГИМО совершила визит в Эфиопию. Всего за два неполных дня работы делегации было проведено семь крупных встреч, в ходе которых был подписан Меморандум о сотрудничестве и положено начало академического обмена с Аддис-Абебским университетом, достигнуты договоренности о взаимодействии в проведении международной школьной олимпиады МГИМО в Эфиопии, а также в организации программы повышения квалификации для госслужащих Республики.
Отдельно отмечу состав делегации, в которую вошли студенты МГИМО-представители программного комитета Форума "Россия Африка: что дальше?". Благодаря активной вовлеченности студенческого сообщества в организацию визита удалось добиться значительных результатов и на молодежном треке. Так, по итогам визита Дирекция Африканского союза станет соорганизатором первой в России Модели Африканского союза на базе МГИМО, а при программном комитете вышеупомянутого форума будет создан экспертный молодежный совет, в который войдет порядка 80 видных африканских молодежных и общественных деятелей.
В ходе первой рабочей поездки в Африку делегация МГИМО также проведет ряд встреч на высоком уровне и презентационные мероприятия в Танзании. Впоследствии будут организованы и другие рабочие поездки в страны Африки, которые станут важным этапом как в комплексном развитии академического и молодежного сотрудничества, так и подготовке предстоящего саммита "Россия - Африка".
«То, чем занимаются сегодня наши педагоги - это тоже линия фронта, линия «фронта» за будущее», – Сергей Кириенко
РИА Новости
Кириенко рассказал, как российские педагоги выступают за будущее страны
Российские педагоги и наставники трудятся "на линии фронта", борясь за за будущее России, заявил первый заместитель руководителя администрации президентаСергей... РИА Новости, 02.03.2023
Редакция "Научно–образовательной политики" поздравляет с Днём рождения нашу коллегу и друга Наталью Кравченко, председателя Комиссии Общественной Палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, директора по стратегическому развитию Кружкового движения НТИ
Энергия роста образовательной интеграции
Взаимодействие России и Белоруссии в области образования — важнейшая часть интеграционного процесса в рамках Союзного государства. В начале года РФ и РБ подписали совместный план мероприятий на 2023-2024 годы в сфере образования. В плане мероприятий определены важные направления сотрудничества, в том числе участие представителей системы образования Союзного государства в Форуме регионов России и Белоруссии, проведение совместного заседания коллегий министерства науки и высшего образования РФ, министерства просвещения РФ и министерства образования Белоруссии. В рамках плана профильные министерства России и РБ планируют расширить перечень предметов для проведения совместных олимпиад. Это позволит учащимся обоих стран более глубоко познакомиться с культурой и традициями друг друга, а также повысить свой уровень знаний и навыков в различных областях.
В феврале в Минске состоялась 20-ая международная специализированная выставка «Образование и карьера». На объединенном стенде Минобрнауки России на протяжении 3 дней работали представители 16 российских университетов. Абитуриенты, школьники и их родители узнали об условиях приема в 2023 году, о подготовке к поступлению, олимпиадах, конкурсах и летних школах, стоимости обучения и бюджете, студенческой жизни и карьерных возможностях.
Юлия Антохина, ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, рассказала «Научно-образовательной политики» об участии университета в выставке:
Мы рады будем принять в ряды студентов ГУАП белорусских абитуриентов. Ежегодно ГУАП выпускает более 2500 студентов, и мы прикладываем все усилия, чтобы обеспечить их рабочими местами по специальности, научить грамотно составлять резюме, презентовать себя. Если выпускник заинтересован, то он будет применять все возможности и создавать свою карьерную траекторию.
Сейчас много говорится о создании новых профессий, но я бы сделала акцент на появлении новых компетенций, без которых невозможно быть востребованным сегодня на рынке труда. Именно поэтому ГУАП развивается, меняется и предлагает новые программы. Так, в нынешнем учебном году мы предложили нашим студентам уже 147 направлений подготовки, в прошлом учебном году их было 132. Причем все они имеют общественную аккредитацию и поддержаны работодателями.
Взаимодействие России и Белоруссии в области образования — важнейшая часть интеграционного процесса в рамках Союзного государства. В начале года РФ и РБ подписали совместный план мероприятий на 2023-2024 годы в сфере образования. В плане мероприятий определены важные направления сотрудничества, в том числе участие представителей системы образования Союзного государства в Форуме регионов России и Белоруссии, проведение совместного заседания коллегий министерства науки и высшего образования РФ, министерства просвещения РФ и министерства образования Белоруссии. В рамках плана профильные министерства России и РБ планируют расширить перечень предметов для проведения совместных олимпиад. Это позволит учащимся обоих стран более глубоко познакомиться с культурой и традициями друг друга, а также повысить свой уровень знаний и навыков в различных областях.
В феврале в Минске состоялась 20-ая международная специализированная выставка «Образование и карьера». На объединенном стенде Минобрнауки России на протяжении 3 дней работали представители 16 российских университетов. Абитуриенты, школьники и их родители узнали об условиях приема в 2023 году, о подготовке к поступлению, олимпиадах, конкурсах и летних школах, стоимости обучения и бюджете, студенческой жизни и карьерных возможностях.
Юлия Антохина, ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, рассказала «Научно-образовательной политики» об участии университета в выставке:
Мы рады будем принять в ряды студентов ГУАП белорусских абитуриентов. Ежегодно ГУАП выпускает более 2500 студентов, и мы прикладываем все усилия, чтобы обеспечить их рабочими местами по специальности, научить грамотно составлять резюме, презентовать себя. Если выпускник заинтересован, то он будет применять все возможности и создавать свою карьерную траекторию.
Сейчас много говорится о создании новых профессий, но я бы сделала акцент на появлении новых компетенций, без которых невозможно быть востребованным сегодня на рынке труда. Именно поэтому ГУАП развивается, меняется и предлагает новые программы. Так, в нынешнем учебном году мы предложили нашим студентам уже 147 направлений подготовки, в прошлом учебном году их было 132. Причем все они имеют общественную аккредитацию и поддержаны работодателями.
Telegram
Научно-образовательная политика
Научно-технологическое Союзное государство – синергия и симбиоз
Научно-технологическое сотрудничество всегда выручало двух партнеров по Союзному государству. Даже в эпоху газовых и калиевых противостояний всегда можно было сказать, что идет совместная работа.…
Научно-технологическое сотрудничество всегда выручало двух партнеров по Союзному государству. Даже в эпоху газовых и калиевых противостояний всегда можно было сказать, что идет совместная работа.…
Как популяризировать науку и продвигать научпоп
«Иннопрактика» @innopraktika (а вместе с ней Екатерина Тихонова) продолжают осваивать новые области работы. На этот раз проведено исследование проблем популяризации науки в России. Анализ представляет журнал «Стимул» @stimulonline.
Низкий старт и лозунг Smart is the new sexy (отдельное спасибо «Теории большого взрыва», конечно) обеспечил успехи популяризации науки в 2010-х годах. Тогда же были опробованы ключевые форматы – лекции, stand-up и bar-hopping. Затем, как отмечают исследователи, аудитория стагнирует и даже уменьшается.
Стоит сразу не стоит использовать как взаимозаменяемые термины «научпоп» и «популяризация науки». Хотя научпоп представляет собой лишь одно из измерений второго явления.
Мониторинг инновационного поведения НИУ ВШЭ показал, что интернет – главная площадка для популяризации. Офлайн-мероприятия посещают не так много людей. Но здесь важна роль фестивалей – например, Nauka 0+.
Проблемы с популяризацией аналитики связывают с недостатком активности научных институтций – университетов, РАН, НИИ, профильных ведомств, регионов.
Впрочем, проект 5-100 и Год науки и технологий (перетекший в Десятилетие) дали хороший стимул для большей открытости и интенсивности медиа-коммуникаций.
Наиболее видны в инфополе энтузиасты. Мотивации их различны – как битва за Истину, так и нарциссизм и желание заработать. Однако, и их число невелико. К сожалению, некоторые популяризаторы науки заняли антироссийские позиции.
Картина СМИ такова: «Среди медиа есть как специализирующиеся на популярной науке (N + 1, Naked Science, «Постнаука», «Популярная механика», «Наука и жизнь», «Элементы», «Индикатор», «Наука 2.0»), так и посвящающие ей особые разделы и программы («Коммерсант», «Известия», Lenta.ru, «Россия 24», ТАСС). Немало издается и научно-популярных книг, преимущественно переводных. Необходимо отметить, что в контенте преобладает «легкий» научпоп и короткие форматы, а для неспециализированных СМИ тема науки является второстепенной».
Вывод исследователей таков – популяризация науки стагнирует. Спрос и предложение сбалансированы, но этот баланс не способствует росту аудитории.
К сожалению, аналитики базируются на не самой свежей статистике. Наука становится все более популярной для молодежи. Причем этот дрейф симпатий затрагивает и саму молодежь, и родителей. Как говорится, часто решение о будущей карьере принимают мамы и бабушки. Россия остается в образовательной сфере доминирующе женской страной.
Так же не стоит полагаться на статистику по защитам диссертаций. В исследуемые годы шла зачистка диссертационных советов, а также государство (полагаем, ошибочно) полагалось на навязанные из-за рубежа установки «общественников» (например, «Диссернета»). Эта операция по разрушению системы подготовки кадров высшей квалификации почти удалась радикал-либералам. Однако власти вовремя опомнились – вернулась «научная аспирантура», регулируемая федеральным гостребованиями, а не ФГОСами.
Проблемы популяризации понятны – ученым сложно понятным языком рассказывать профанам о своих исследованиях, пресс-службы часто не обладают компетенциями адаптировать и интегрировать в общегосударственный дискурс, популяризаторы зачастую залезают не в свои области знаний (где их компетенции несильно отличаются от таковых у аудитории).
Наука постепенно интегрируется в общественно-политический дискурс – она определена как область прорыва, сфера обеспечения безопасности и укрепления суверенитета. За последние несколько лет научно-образовательная политика стала полноправным измерением внутренней и межэлитных взаимодействий.
Предлагаемые решения тоже понятны – больше открытости, масштабирование успехов, развитие гражданской науки, вовлечение бизнеса и власти в популяризацию науки.
И исследование, и его анализ важны для фиксации тех позиций, которые лишь недавно в сторону развития покинула отечественная наука. Лишний раз напомнить векторы популяризации на фоне Десятилетия науки и технологий будет не лишним.
Подробнее.
«Иннопрактика» @innopraktika (а вместе с ней Екатерина Тихонова) продолжают осваивать новые области работы. На этот раз проведено исследование проблем популяризации науки в России. Анализ представляет журнал «Стимул» @stimulonline.
Низкий старт и лозунг Smart is the new sexy (отдельное спасибо «Теории большого взрыва», конечно) обеспечил успехи популяризации науки в 2010-х годах. Тогда же были опробованы ключевые форматы – лекции, stand-up и bar-hopping. Затем, как отмечают исследователи, аудитория стагнирует и даже уменьшается.
Стоит сразу не стоит использовать как взаимозаменяемые термины «научпоп» и «популяризация науки». Хотя научпоп представляет собой лишь одно из измерений второго явления.
Мониторинг инновационного поведения НИУ ВШЭ показал, что интернет – главная площадка для популяризации. Офлайн-мероприятия посещают не так много людей. Но здесь важна роль фестивалей – например, Nauka 0+.
Проблемы с популяризацией аналитики связывают с недостатком активности научных институтций – университетов, РАН, НИИ, профильных ведомств, регионов.
Впрочем, проект 5-100 и Год науки и технологий (перетекший в Десятилетие) дали хороший стимул для большей открытости и интенсивности медиа-коммуникаций.
Наиболее видны в инфополе энтузиасты. Мотивации их различны – как битва за Истину, так и нарциссизм и желание заработать. Однако, и их число невелико. К сожалению, некоторые популяризаторы науки заняли антироссийские позиции.
Картина СМИ такова: «Среди медиа есть как специализирующиеся на популярной науке (N + 1, Naked Science, «Постнаука», «Популярная механика», «Наука и жизнь», «Элементы», «Индикатор», «Наука 2.0»), так и посвящающие ей особые разделы и программы («Коммерсант», «Известия», Lenta.ru, «Россия 24», ТАСС). Немало издается и научно-популярных книг, преимущественно переводных. Необходимо отметить, что в контенте преобладает «легкий» научпоп и короткие форматы, а для неспециализированных СМИ тема науки является второстепенной».
Вывод исследователей таков – популяризация науки стагнирует. Спрос и предложение сбалансированы, но этот баланс не способствует росту аудитории.
К сожалению, аналитики базируются на не самой свежей статистике. Наука становится все более популярной для молодежи. Причем этот дрейф симпатий затрагивает и саму молодежь, и родителей. Как говорится, часто решение о будущей карьере принимают мамы и бабушки. Россия остается в образовательной сфере доминирующе женской страной.
Так же не стоит полагаться на статистику по защитам диссертаций. В исследуемые годы шла зачистка диссертационных советов, а также государство (полагаем, ошибочно) полагалось на навязанные из-за рубежа установки «общественников» (например, «Диссернета»). Эта операция по разрушению системы подготовки кадров высшей квалификации почти удалась радикал-либералам. Однако власти вовремя опомнились – вернулась «научная аспирантура», регулируемая федеральным гостребованиями, а не ФГОСами.
Проблемы популяризации понятны – ученым сложно понятным языком рассказывать профанам о своих исследованиях, пресс-службы часто не обладают компетенциями адаптировать и интегрировать в общегосударственный дискурс, популяризаторы зачастую залезают не в свои области знаний (где их компетенции несильно отличаются от таковых у аудитории).
Наука постепенно интегрируется в общественно-политический дискурс – она определена как область прорыва, сфера обеспечения безопасности и укрепления суверенитета. За последние несколько лет научно-образовательная политика стала полноправным измерением внутренней и межэлитных взаимодействий.
Предлагаемые решения тоже понятны – больше открытости, масштабирование успехов, развитие гражданской науки, вовлечение бизнеса и власти в популяризацию науки.
И исследование, и его анализ важны для фиксации тех позиций, которые лишь недавно в сторону развития покинула отечественная наука. Лишний раз напомнить векторы популяризации на фоне Десятилетия науки и технологий будет не лишним.
Подробнее.
stimul.online
Как нам открыть науку
В 2022 году негосударственный институт развития «Иннопрактика» провел исследование проблем популяризации науки в России. В его основу легли анализ открытых источников и интервью с ведущими популяризаторами науки, учеными, главными редакторами научно-популярных…
Трансформ-АГУ-ация
Астраханский госуниверситет @asuinforms с сентября 2022 года приступил к системной трансформации. Планируется изменить дизайн образовательных проектов, управленческую структуру, а также переформатировать научные объединения и лаборатории так, чтобы они отвечали запросам программы «Приоритет 2030».
Образовательная структура будет условно разделена на 4 кластера: общественных наук, гуманитарных наук, наук о жизни и Земле, техники и технологий. Ректор АГУ Константин Маркелов поделился подробностями:
«Это кластер общественных наук, куда входят юриспруденция, политология, социология, различные сервисные, спортивные направления, экономика и управление. В блок гуманитарных наук входят история, культурология, филология, теология, средства массовой информации и коммуникации, психология, иностранные языки. Следующий кластер объединяет широкий диапазон наук о Земле – агрономию, географию, почвоведение и другие. И, наконец, четвёртый кластер, который реализует направления, связанные с цифровыми технологиями и инженерной подготовкой. Туда входят вопросы рационального природопользования, искусственного интеллекта и математического моделирования».
Образцом для трансформации, пожалуй, стала идея крупных научно-образовательных «школ». Таким образом в свое время наладила работу НИУ ВШЭ, а также внес новации в организацию процессов МГУ.
Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева отметил, что новые структуры требуют преподавателя нового типа:
«Кого-то перемены пугают, для кого-то это выход из сложившейся комфортной ситуации, когда человек привык работать определённым образом, с 9 до 17 часов. Но сегодня уже такой преподаватель и специалист в университете не нужен, это вчерашний день. Прочитать лекцию на основе чужого исследования или того, что можно найти в любом учебнике, – это уже неинтересно студентам. Когда такое происходит, мы видим, что ребята или не посещают занятия, или без интереса относятся. Заставить учиться такого студента, применяя суровые меры, – это неправильно. Поэтому таких преподавателей пугает выход из комфортного состояния, но их немного».
Как всегда, с водой перемен нельзя выплеснуть ребенка здравого смысла. Хорошо было бы жить в таком мире, где каждый преподаватель высшей школы – мастер устного слова, чтения лекций и проведения семинаров. Но это, увы, не так. Потому какой-то процент инноваторов всегда будет существовать наравне с «традиционалистами» (пришел, рассказал учебник, ушел). Однако, последние могут быть заменены онлайн-курсами от действительно талантливых педагогов.
Интерес студентов лишь отчасти зависит от мастерства лектора. У молодежи должна быть мотивация постигать новое – не лишь потому, что оно интересно преподнесено (что было бы идеально), но и необходимо для будущего конкретного молодого человека.
Одним из перспективных направлений развития будущих крупных кластеров является сотрудничество с ведущими организациями в различных областях. В области цифровых технологий АСИ развивает сотрудничество с Институтом системного программирования им. В.П. Иванникова @ispras.
Ректор Константин Маркелов обсудил с директором ИСП РАН Арутюном Аветисяном возможности и интересы учёных АГУ в рамках тех стратпроектов и научно-технических разработок, над которыми сейчас ведётся активная работа по программе «Приоритет 2030». В процессе разговора были намечены точки сотрудничества по проекту, связанному с созданием системы выстраивания математических моделей социально-экономических процессов и их прогнозирования в Каспийском регионе.
Стороны также обсудили участие АГУ в программе, связанной с созданием цифровой платформы транспортного коридора «Север – Юг».
Астраханский госуниверситет являет собой отличный пример, как региональный вуз может решиться на системную трансформацию – опираясь на опыт ведущих вузов, но при этом четко понимания потребности региона и ключевых партнеров.
Подробнее: интервью Константина Маркелова.
Астраханский госуниверситет @asuinforms с сентября 2022 года приступил к системной трансформации. Планируется изменить дизайн образовательных проектов, управленческую структуру, а также переформатировать научные объединения и лаборатории так, чтобы они отвечали запросам программы «Приоритет 2030».
Образовательная структура будет условно разделена на 4 кластера: общественных наук, гуманитарных наук, наук о жизни и Земле, техники и технологий. Ректор АГУ Константин Маркелов поделился подробностями:
«Это кластер общественных наук, куда входят юриспруденция, политология, социология, различные сервисные, спортивные направления, экономика и управление. В блок гуманитарных наук входят история, культурология, филология, теология, средства массовой информации и коммуникации, психология, иностранные языки. Следующий кластер объединяет широкий диапазон наук о Земле – агрономию, географию, почвоведение и другие. И, наконец, четвёртый кластер, который реализует направления, связанные с цифровыми технологиями и инженерной подготовкой. Туда входят вопросы рационального природопользования, искусственного интеллекта и математического моделирования».
Образцом для трансформации, пожалуй, стала идея крупных научно-образовательных «школ». Таким образом в свое время наладила работу НИУ ВШЭ, а также внес новации в организацию процессов МГУ.
Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева отметил, что новые структуры требуют преподавателя нового типа:
«Кого-то перемены пугают, для кого-то это выход из сложившейся комфортной ситуации, когда человек привык работать определённым образом, с 9 до 17 часов. Но сегодня уже такой преподаватель и специалист в университете не нужен, это вчерашний день. Прочитать лекцию на основе чужого исследования или того, что можно найти в любом учебнике, – это уже неинтересно студентам. Когда такое происходит, мы видим, что ребята или не посещают занятия, или без интереса относятся. Заставить учиться такого студента, применяя суровые меры, – это неправильно. Поэтому таких преподавателей пугает выход из комфортного состояния, но их немного».
Как всегда, с водой перемен нельзя выплеснуть ребенка здравого смысла. Хорошо было бы жить в таком мире, где каждый преподаватель высшей школы – мастер устного слова, чтения лекций и проведения семинаров. Но это, увы, не так. Потому какой-то процент инноваторов всегда будет существовать наравне с «традиционалистами» (пришел, рассказал учебник, ушел). Однако, последние могут быть заменены онлайн-курсами от действительно талантливых педагогов.
Интерес студентов лишь отчасти зависит от мастерства лектора. У молодежи должна быть мотивация постигать новое – не лишь потому, что оно интересно преподнесено (что было бы идеально), но и необходимо для будущего конкретного молодого человека.
Одним из перспективных направлений развития будущих крупных кластеров является сотрудничество с ведущими организациями в различных областях. В области цифровых технологий АСИ развивает сотрудничество с Институтом системного программирования им. В.П. Иванникова @ispras.
Ректор Константин Маркелов обсудил с директором ИСП РАН Арутюном Аветисяном возможности и интересы учёных АГУ в рамках тех стратпроектов и научно-технических разработок, над которыми сейчас ведётся активная работа по программе «Приоритет 2030». В процессе разговора были намечены точки сотрудничества по проекту, связанному с созданием системы выстраивания математических моделей социально-экономических процессов и их прогнозирования в Каспийском регионе.
Стороны также обсудили участие АГУ в программе, связанной с созданием цифровой платформы транспортного коридора «Север – Юг».
Астраханский госуниверситет являет собой отличный пример, как региональный вуз может решиться на системную трансформацию – опираясь на опыт ведущих вузов, но при этом четко понимания потребности региона и ключевых партнеров.
Подробнее: интервью Константина Маркелова.
Добрый доктор ИИ
В ноябре прошлого года президент России, выступая на конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», поручил Минздраву уделить особое внимание внедрению технологий искусственного интеллекта в медицине, особенно в первичном звене здравоохранения. На прошлой неделе он заявил, что модернизация должна проходить быстрей: «В числе других ключевых приоритетов – наращивание возможностей для оказания специализированной и высокотехнологичной помощи, повышение уровня подготовки медицинских специалистов, а также более широкое использование передовых информационных технологий, в том числе так называемых цифровых помощников, которые помогают врачам в постановке диагнозов, сокращают время на заполнение документации».
Внедрение технологий искусственного интеллекта в медицину имеет огромный потенциал для улучшения качества и эффективности медицинской помощи. Искусственный интеллект может помочь врачам определять заболевания более точно и быстрее, назначать оптимальное лечение для каждого пациента на основе их индивидуальных характеристик, отслеживать состояние пациента и своевременно реагировать на изменения в их здоровье, дает возможность получать доступ к обучающим материалам и ресурсам, а также использовать виртуальных пациентов для обучения и тренировки.
РТУ МИРЭА и Центр диагностики и телемедицины ДЗМ запускают уникальную совместную программу подготовки ИТ-специалистов в здравоохранении. Соглашение о сотрудничестве подписали ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж и директор Центра диагностики и телемедицины ДЗМ Юрий Васильев. Результатом сотрудничества станет программа повышения квалификации «Аспекты разработки и тестирования технологий искусственного интеллекта в здравоохранении», которая не имеет аналогов и будет запущена впервые. Цель программы - обучение ключевым технологиям искусственного интеллекта для здравоохранения и медицины, включая инструменты и методы интеллектуального анализа, математические методы и программные средства для обработки экспериментальных и клинико-диагностических данных.
Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, для «Научно-образовательной политики»:
«Актуальность обучения определяется высоким интересом к технологиям искусственного интеллекта в медицине, которые считаются новым словом в развитии области. РТУ МИРЭА как один из ведущих профильных вузов в области информационных технологий и искусственного интеллекта не мог обойти эту тему стороной. Мы благодарим коллег из Центра диагностики и телемедицины за готовность поделиться своей уникальной экспертизой и предоставить возможность слушателям изучать на базе РТУ МИРЭА самые прогрессивные инновационные разработки. Уверены, что реализуемая совместная образовательная инициатива будет способствовать развитию системы профессиональной подготовки специалистов в области телемедицины, которые помогут вывести раннюю диагностику и лечение многих заболеваний на принципиально новый уровень».
В ноябре прошлого года президент России, выступая на конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», поручил Минздраву уделить особое внимание внедрению технологий искусственного интеллекта в медицине, особенно в первичном звене здравоохранения. На прошлой неделе он заявил, что модернизация должна проходить быстрей: «В числе других ключевых приоритетов – наращивание возможностей для оказания специализированной и высокотехнологичной помощи, повышение уровня подготовки медицинских специалистов, а также более широкое использование передовых информационных технологий, в том числе так называемых цифровых помощников, которые помогают врачам в постановке диагнозов, сокращают время на заполнение документации».
Внедрение технологий искусственного интеллекта в медицину имеет огромный потенциал для улучшения качества и эффективности медицинской помощи. Искусственный интеллект может помочь врачам определять заболевания более точно и быстрее, назначать оптимальное лечение для каждого пациента на основе их индивидуальных характеристик, отслеживать состояние пациента и своевременно реагировать на изменения в их здоровье, дает возможность получать доступ к обучающим материалам и ресурсам, а также использовать виртуальных пациентов для обучения и тренировки.
РТУ МИРЭА и Центр диагностики и телемедицины ДЗМ запускают уникальную совместную программу подготовки ИТ-специалистов в здравоохранении. Соглашение о сотрудничестве подписали ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж и директор Центра диагностики и телемедицины ДЗМ Юрий Васильев. Результатом сотрудничества станет программа повышения квалификации «Аспекты разработки и тестирования технологий искусственного интеллекта в здравоохранении», которая не имеет аналогов и будет запущена впервые. Цель программы - обучение ключевым технологиям искусственного интеллекта для здравоохранения и медицины, включая инструменты и методы интеллектуального анализа, математические методы и программные средства для обработки экспериментальных и клинико-диагностических данных.
Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, для «Научно-образовательной политики»:
«Актуальность обучения определяется высоким интересом к технологиям искусственного интеллекта в медицине, которые считаются новым словом в развитии области. РТУ МИРЭА как один из ведущих профильных вузов в области информационных технологий и искусственного интеллекта не мог обойти эту тему стороной. Мы благодарим коллег из Центра диагностики и телемедицины за готовность поделиться своей уникальной экспертизой и предоставить возможность слушателям изучать на базе РТУ МИРЭА самые прогрессивные инновационные разработки. Уверены, что реализуемая совместная образовательная инициатива будет способствовать развитию системы профессиональной подготовки специалистов в области телемедицины, которые помогут вывести раннюю диагностику и лечение многих заболеваний на принципиально новый уровень».
Президент России
Открытие объектов здравоохранения в регионах России
Глава государства в режиме видеоконференции принял участие в открытии новых объектов здравоохранения в ряде субъектов Российской Федерации.
Доисторический медведь в университете
Исследователи лаборатории Музея мамонта Северо-Восточного федерального университета успешно завершили вскрытие туши бурого медведя. Это первое исследование медведя, у которого сохранились мягкие ткани. Органы хорошо сохранились, а в желудке обнаружены остатки пищи, съеденной животным перед смертью. Возраст медведя составляет более трех тысяч лет.
Максим Чепрасов, заведующий лабораторией Музея мамонта Северо-Восточного федерального университета, для «Научно-образовательной политики»:
Опыт, перспективы
Вскрытие проходило 21-22 февраля в ходе международного научного семинара, организованного в СВФУ с участием ведущих ученых России и Фонда биотехнологических исследований Объединенных Арабских Эмиратов.
У специалистов впервые появилась возможность работать с такой находкой. Были отобраны пробы для проведения гистологических, клеточных, микробиологических и вирусологических исследований, проведены анатомо-морфологические исследования. Из туши также был извлечен мозг. Вскрытие позволит узнать, чем питалось животное, когда погибло.
До начала аутопсии ученым удалось провести 3D-сканирование и 3D-фотограмметрию находки. Как итог, цифровые копии находки войдут в электронный каталог и цифровой банк 3D-моделей особо ценных палеонтологических объектов Музея мамонта. Отмечу, что в прошлом году музей стал одним из победителей конкурса СВФУ на развитие вуза по программе «Приоритет-2030».
Уверены, что аутопсия в последующем прольет свет на то, когда зверь погиб и каким образом попал на остров.
Уникальность находки и работы
Туша древнего бурого медведя обнаружена в августе 2020 года группой оленеводов на побережье острова Большой Ляховский Новосибирского архипелага, что находится на севере Якутии. Животное, частично находившееся в мерзлоте, нашли в восьми километрах восточнее устья реки Большой Этерикан, где в 2003 году обнаружили еще одна находка – Ляховский мамонтенок. Поэтому приняли решение назвать медведя Этериканским.
После очистки туши от грунта выяснили, что медведь оказался самкой. Причиной смерти стало механическое повреждение позвоночного столба, в результате чего первый поясничный позвонок отделился от второго. Для того, чтобы уточнить абсолютный возраст, мы планируем провести перекрестное датирование в Новосибирске.
Это уникальная находка, не имеющая аналогов в мире, так как это первый из найденных ископаемых медведей, у которого сохранились мягкие ткани. До этого все обнаруженные ископаемые остатки хищника были представлены лишь черепами и некоторыми костями.
Мы сразу поместили находку после обнаружения практически в так называемый «ледник» – глубокий и холодный погреб в многолетней мерзлоте для хранения летом льда и замороженных продуктов питания. Туша находилась там до марта 2021 года. После получения соответствующих ветеринарных документов ее доставили в Якутск и передали для изучения в наш Музей мамонта СВФУ.
Видео о процедуре аутопсии древнего Этериканского медведя
Исследователи лаборатории Музея мамонта Северо-Восточного федерального университета успешно завершили вскрытие туши бурого медведя. Это первое исследование медведя, у которого сохранились мягкие ткани. Органы хорошо сохранились, а в желудке обнаружены остатки пищи, съеденной животным перед смертью. Возраст медведя составляет более трех тысяч лет.
Максим Чепрасов, заведующий лабораторией Музея мамонта Северо-Восточного федерального университета, для «Научно-образовательной политики»:
Опыт, перспективы
Вскрытие проходило 21-22 февраля в ходе международного научного семинара, организованного в СВФУ с участием ведущих ученых России и Фонда биотехнологических исследований Объединенных Арабских Эмиратов.
У специалистов впервые появилась возможность работать с такой находкой. Были отобраны пробы для проведения гистологических, клеточных, микробиологических и вирусологических исследований, проведены анатомо-морфологические исследования. Из туши также был извлечен мозг. Вскрытие позволит узнать, чем питалось животное, когда погибло.
До начала аутопсии ученым удалось провести 3D-сканирование и 3D-фотограмметрию находки. Как итог, цифровые копии находки войдут в электронный каталог и цифровой банк 3D-моделей особо ценных палеонтологических объектов Музея мамонта. Отмечу, что в прошлом году музей стал одним из победителей конкурса СВФУ на развитие вуза по программе «Приоритет-2030».
Уверены, что аутопсия в последующем прольет свет на то, когда зверь погиб и каким образом попал на остров.
Уникальность находки и работы
Туша древнего бурого медведя обнаружена в августе 2020 года группой оленеводов на побережье острова Большой Ляховский Новосибирского архипелага, что находится на севере Якутии. Животное, частично находившееся в мерзлоте, нашли в восьми километрах восточнее устья реки Большой Этерикан, где в 2003 году обнаружили еще одна находка – Ляховский мамонтенок. Поэтому приняли решение назвать медведя Этериканским.
После очистки туши от грунта выяснили, что медведь оказался самкой. Причиной смерти стало механическое повреждение позвоночного столба, в результате чего первый поясничный позвонок отделился от второго. Для того, чтобы уточнить абсолютный возраст, мы планируем провести перекрестное датирование в Новосибирске.
Это уникальная находка, не имеющая аналогов в мире, так как это первый из найденных ископаемых медведей, у которого сохранились мягкие ткани. До этого все обнаруженные ископаемые остатки хищника были представлены лишь черепами и некоторыми костями.
Мы сразу поместили находку после обнаружения практически в так называемый «ледник» – глубокий и холодный погреб в многолетней мерзлоте для хранения летом льда и замороженных продуктов питания. Туша находилась там до марта 2021 года. После получения соответствующих ветеринарных документов ее доставили в Якутск и передали для изучения в наш Музей мамонта СВФУ.
Видео о процедуре аутопсии древнего Этериканского медведя
RUTUBE
Ученые вскрыли тушу древнего медведя
В СВФУ проходит международный научный семинар по комплексному изучению Этериканского бурого медведя. Известно, что геологический возраст составил 3460 лет.
Сегодня ученые Музея мамонта проведут отбор проб для исследований, в том числе извлекут мозг медведя.…
Сегодня ученые Музея мамонта проведут отбор проб для исследований, в том числе извлекут мозг медведя.…
Деболонизация (1/2)
22 февраля в пресс-центре «Московского комсомольца» состоялось экспертное обсуждение, посвященное отмене Болонской системы образования в России. Участниками пресс-конференции выступили заслуженный профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина и научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов. Дискуссия прошла по итогам послания Президента РФ Федеральному собранию, где был затронут существенный блок вопросов в сфере науки и образования, также стало предметом для обсуждения.
Равноправие возможностей
Ирина Абанкина отметила, что по итогам послания Президента будут инициированы законодательные изменения, которые выровняют права выпускников бакалавриата и специалитета. До настоящего времени те, кто окончил специалитет не имел права бесплатно учиться в магистратуре, заявила она.
Траектории развития
Обновленная система образования станет своего рода смесью лучших традиций советской модели и элементов бакалавриата-специалитета-магистратуры. Смешанная модель — это возможность соединить лучшее, данное направление развития было выделено Президентом. То есть новым витком станут интегрированные, но гибкие образовательные программы, при этом сохранение и признание всех прошлых обязательств останется. «Сейчас при любых изменениях во главу угла ставятся интересы студентов, работодателей и семьи — это взвешенная социальная политика, направленная на развитие и страны, и людей, которая позволит вкладываться в технологический суверенитет», — подчеркнула Ирина Абанкина.
Отдельным направлением изменений станет уровень ординатуры-аспирантуры. Аспирантура будет трансформироваться, ее главной задачей станет подготовка людей для науки и образования.
Революции нет
Евгений Сженов отметил, что те изменения, которые происходят — плановая совестная работа Минпросвещения, Минобрнауки, РАН и других акторов. Те меры, которые были озвучены Президентом, не являются революционными.
Подробнее: https://www.mk.ru/press-center/2023/02/21/novyy-vitok-rossiyskogo-obrazovaniya-pryamoy-efir-vkontakte.html
22 февраля в пресс-центре «Московского комсомольца» состоялось экспертное обсуждение, посвященное отмене Болонской системы образования в России. Участниками пресс-конференции выступили заслуженный профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина и научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов. Дискуссия прошла по итогам послания Президента РФ Федеральному собранию, где был затронут существенный блок вопросов в сфере науки и образования, также стало предметом для обсуждения.
Равноправие возможностей
Ирина Абанкина отметила, что по итогам послания Президента будут инициированы законодательные изменения, которые выровняют права выпускников бакалавриата и специалитета. До настоящего времени те, кто окончил специалитет не имел права бесплатно учиться в магистратуре, заявила она.
Траектории развития
Обновленная система образования станет своего рода смесью лучших традиций советской модели и элементов бакалавриата-специалитета-магистратуры. Смешанная модель — это возможность соединить лучшее, данное направление развития было выделено Президентом. То есть новым витком станут интегрированные, но гибкие образовательные программы, при этом сохранение и признание всех прошлых обязательств останется. «Сейчас при любых изменениях во главу угла ставятся интересы студентов, работодателей и семьи — это взвешенная социальная политика, направленная на развитие и страны, и людей, которая позволит вкладываться в технологический суверенитет», — подчеркнула Ирина Абанкина.
Отдельным направлением изменений станет уровень ординатуры-аспирантуры. Аспирантура будет трансформироваться, ее главной задачей станет подготовка людей для науки и образования.
Революции нет
Евгений Сженов отметил, что те изменения, которые происходят — плановая совестная работа Минпросвещения, Минобрнауки, РАН и других акторов. Те меры, которые были озвучены Президентом, не являются революционными.
Подробнее: https://www.mk.ru/press-center/2023/02/21/novyy-vitok-rossiyskogo-obrazovaniya-pryamoy-efir-vkontakte.html
Telegram
Научно-образовательная политика
Векторы Послания 2023 – наука и образование
Послание Владимира Путина Федеральному Собранию в 2023-м году можно разделить на три части: про СВО, не про СВО, про СНВ-III. Как раз в средней части президент достаточно много говорил о науке, образовании – включая…
Послание Владимира Путина Федеральному Собранию в 2023-м году можно разделить на три части: про СВО, не про СВО, про СНВ-III. Как раз в средней части президент достаточно много говорил о науке, образовании – включая…
Деболонизация (2/2)
Международное признание и сотрудничество
«По поводу признания документов за рубежом — есть большой опыт наблюдения тогда и сейчас. Та парадигма, в которой всем кажется, что нет документального признания дипломов — ее нет. Сейчас в первую очередь речь идет о компетенциях: какие бы новые изменения ни произошли — ничего не изменилось. Квалифицированного специалиста берут на работу независимо от диплома. И сейчас это так же. Так это работает в дружественных странах. В странах запада я не вижу ситуации за редкими исключениями в силу политических причин, чтобы не брали на работу», — рассказал Евгений Сженов.
Среднестатистический университет имеет много контрактов в области международного сотрудничества. В актуальных условиях у вузов сохраняется требование к развитию связей с иностранными партнерами, но сейчас появляются новые векторы — активно выстраивается сотрудничество со странами СНГ, АТР, Ближнего Востока. С западными университетами взаимодействие было выстроено преимущественно на индивидуальных контактах. «Наука и образование — та сфера, где коммуникация все равно продолжается. И говорить о полной заморозке с западными университетами я бы не стал», — добавил Евгений Сженов.
Работа с абитуриентами зарубежом
Ирина Абанкина подтвердила, что поворот на восток вошел в активную фазу еще 3-5 лет назад, поскольку соотношение стоимости и качества российского образования превосходят западные аналоги. «Надо продвигать наши программы для школьников, в том числе в других странах. Мы очень мало информируем, мало работаем напрямую в этой партнерской сети понимания действий, как поступить к нам. Информационное поле и информационное продвижение наших программ должно очень серьезно активизироваться», — считает она.
По оценке Ирины Абанкиной, сейчас делается только порядка 10-15% от того, что нужно сделать. Все чаще звучат предложения сделать эти направления работы линией политики в области образования, в гуманитарной сфере как возможность сохранить и наладить диалог. В перспективе это канал выхода из кризиса международных отношений.
Приемная кампания 2023
На фоне грядущей перезагрузки системы высшего образования один из главных вопросов — как это коснется приемной кампании 2023. «Все, что касается приемной кампании 2023, — она оформлена. Здесь никаких радикальных изменений быть не может. Те изменения, о которых сказал Президент, — это постепенный процесс, который не коснется приемной кампании 2023», — заверила Ирина Абанкина.
Международное признание и сотрудничество
«По поводу признания документов за рубежом — есть большой опыт наблюдения тогда и сейчас. Та парадигма, в которой всем кажется, что нет документального признания дипломов — ее нет. Сейчас в первую очередь речь идет о компетенциях: какие бы новые изменения ни произошли — ничего не изменилось. Квалифицированного специалиста берут на работу независимо от диплома. И сейчас это так же. Так это работает в дружественных странах. В странах запада я не вижу ситуации за редкими исключениями в силу политических причин, чтобы не брали на работу», — рассказал Евгений Сженов.
Среднестатистический университет имеет много контрактов в области международного сотрудничества. В актуальных условиях у вузов сохраняется требование к развитию связей с иностранными партнерами, но сейчас появляются новые векторы — активно выстраивается сотрудничество со странами СНГ, АТР, Ближнего Востока. С западными университетами взаимодействие было выстроено преимущественно на индивидуальных контактах. «Наука и образование — та сфера, где коммуникация все равно продолжается. И говорить о полной заморозке с западными университетами я бы не стал», — добавил Евгений Сженов.
Работа с абитуриентами зарубежом
Ирина Абанкина подтвердила, что поворот на восток вошел в активную фазу еще 3-5 лет назад, поскольку соотношение стоимости и качества российского образования превосходят западные аналоги. «Надо продвигать наши программы для школьников, в том числе в других странах. Мы очень мало информируем, мало работаем напрямую в этой партнерской сети понимания действий, как поступить к нам. Информационное поле и информационное продвижение наших программ должно очень серьезно активизироваться», — считает она.
По оценке Ирины Абанкиной, сейчас делается только порядка 10-15% от того, что нужно сделать. Все чаще звучат предложения сделать эти направления работы линией политики в области образования, в гуманитарной сфере как возможность сохранить и наладить диалог. В перспективе это канал выхода из кризиса международных отношений.
Приемная кампания 2023
На фоне грядущей перезагрузки системы высшего образования один из главных вопросов — как это коснется приемной кампании 2023. «Все, что касается приемной кампании 2023, — она оформлена. Здесь никаких радикальных изменений быть не может. Те изменения, о которых сказал Президент, — это постепенный процесс, который не коснется приемной кампании 2023», — заверила Ирина Абанкина.