НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Научное наставничество: Калининград

В этом году в российских вузах запускается программа научного наставничества.

«Сегодня в России более 52 000 молодых преподавателей в вузах в возрасте до 39 лет. Им предстоит, опираясь на традиции отечественной педагогики и передовые технологии, формировать суверенную систему образования. <…> В целях развития системы научного наставничества мы задействуем студенческие научные объединения и советы молодых ученых. Благодаря этому мы получим единый трек профессионального роста молодого ученого - от абитуриента до доктора наук, а также обеспечим поддержку преемственности между поколениями исследователей»заявил Дмитрий Чернышенко.

Балтийский федеральный стал одним из шести российских университетов, где будет запушена пилотная программа научного наставничества. Инициатива реализуется в рамках Года педагога и наставника, объявленного презентом страны.

Александр Федоров, ректор БФУ им. И. Канта, для «Научно-образовательной политики»:

Современное научное наставничество — это система мер и институтов, направленная на развитие преемственности между поколениями исследователей, на широкое вовлечение обучающихся в научную деятельность. Для формирования трека молодого ученого в БФУ им. И. Канта выстраивается логичная структура научных объединений. В апреле стартует работа по созданию дорожной карты нового проекта. Определенный задел уже есть: действуют меры поддержки для аспирантов, сотрудников и ученых, защищающих кандидатские и докторские диссертации, большое внимание уделяется развитию научной мобильности молодежи, работает механизм поддержки исследовательских студенческих проектов в рамках молодежной политики. Большие возможности создает и сетевое сотрудничество с другими университетами, индустриальными и социальными партнерами.

БФУ сегодня — это молодой и динамичный университет, открытая площадка для межпоколенческих дискуссий. Именно конвенция поколений — основа нашей корпоративной философии — должна стать источником смыслов и фундаментом нового качества научной работы.
#словоРАН – Восстановить доверие

Академик, вице-президент РАН, научный руководитель Института проблем лазерных и информационных технологий РАН Владислав Панченко о своем видении светлого будущего Академии.

У РАН сложная судьба — она фактически стала преемником Академии наук СССР. Академия в Советское время была местом, где вырастали лучшие идеи, во главе ее стояли Александров, Курчатов, Кикоин. Достаточно всего лишь того факта, что Анатолий Петрович Александров был и президентом Академии Наук, и директором Курчатовского института. Это мощнейшее единение привело к результату, что у нас самая сильная в мире атомная энергетика, самый мощный в мире ледокольный флот, не говоря уж о том, что мы владеем огромным запасом всех необходимых ресурсов.

Последние годы в Академии было очень много проблем. Это отдельная история, отдельный разговор. Я отлично знаю это все, тогда я уже был директором РФФИ. Главное, что утеряла современная Академия Наук по сравнению с АН СССР, — она перестала быть тем экспертным и аналитическим органом, на решения которого может опираться руководство страны. Да, у нас были хорошие работы, интересные исследования, мы научились печататься в самых передовых журналах. Мои сотрудники показали мне, что в этом нет ничего сложного. Когда стали платить дополнительные деньги за печать в квартиле, который придумали не мы, а два конкурирующих медиамагната, которые печатались в Web of Science и Scopus, то наши ребята быстро научились печататься в этих журналах. Однажды я спросил об этом у своего коллеги, и он ответил: «Я просто понял, как надо писать, мы просто писали неправильно. Там свои правила жизни, но мы поняли». Была потеряна система эквивалентных оценок в наших журналах. Мы даже были вынуждены принимать на работу людей, оценивая их достижения по критериям, которые не нами придуманы и не нами используются, что, конечно, неправильно.

Сейчас новый состав Академии во главе с Геннадием Яковлевичем Красниковым стоит перед предельно важной задачей — сделать все возможное, чтобы восстановить тот высочайший уровень доверия, который много лет назад был у Академии наук СССР, у руководства страны и в первую очередь у нашего президента, Владимира Владимировича Путина. Мы должны быть тем экспертным органом, который вырабатывает очень достоверные рекомендации. Мы должны построить новые системы экспертизы, и они уже строятся. Последнее правительство нашего премьер-министра говорит, что мы услышаны в самых высших эшелонах власти. По-видимому, мы идем правильным путем. Сейчас многие организации, раньше добивавшиеся выхода из-под экспертизы РАН, теперь туда возвращаются, потому что они поняли, что с той Академией Наук, которая сейчас строится, можно сотрудничать. Наше заключение будет высшим заключением в Российской Федерации, а со временем и в мире.

Подробнее.
Научно-образовательная интеграция: новые регионы

Формирование единого научно-образовательного пространства с новыми регионами – одна из важных задач их системной интеграции в состав Российской Федерации.

Минобрнауки поступательно формирует нормативно-правовую базу для полноценного вхождения организаций, ППС, студентов и слушателей, сотрудников административных служб вузов и НИИ в российские процессы.

Одна из задач – составление списков эквивалентов по должностям, направлениям и уровням подготовки и т.п. В условиях боевых действий и нежелании украинской стороны обеспечивать гуманитарные нормы поведения в вооруженных конфликтах постоянно встает вопрос о невозможности получения нужных документов.

Президент Владимир Путин не раз подчеркивал – нужно говорить с людьми, входить в их ситуации, а не прятаться за бюрократическими отговорками. В частности, Минобрнауки разработало механизм проведения государственной итоговой аттестации – то есть госэкзаменов и (опционально) защиты диплома. Это можно будет сделать бесплатно в любом из университетов. Если у студента нет подтверждения освоения образовательной программы (судя по всему, тут подойдет даже зачетка) – университет будет устанавливать соответствие через различные процедуры. По итогам успешной сдачи ГИА будет выдан диплом о высшем образовании.

Проблема с ГИА касается двух очень разных категорий студентов. Все они в 2022-м году должны были бы завершать свои образовательные программы. Для студентов из ДНР и ЛНР календарный год начался с всеобщей мобилизации, они отправились на фронт защищать свою Родину. Затем – после вхождения в состав России – была проведена демобилизация, а теперь постепенно урегулируются вопросы, связанные с прохождением итоговой аттестации.

С другой стороны, студенты Запорожской и Херсонской областей избежали мобилизации, но это не отменяет аналогичных проблем по формальному завершению освоения образовательных программ.

Есть основания полагать, что на базе несколькиз вузов (как в новых регионах, так и в ЮФО) будут открыты центры ГИА, чтобы обеспечить системную работу по проведению аттестации и выдаче дипломов.

Для студентов из ДНР и ЛНР, которые были мобилизованы, а затем смогли вернуться к учебе были анонсированы значительные льготы. Одна из основных – возможность перехода с платного на бесплатное обучение. Много высоких чинов (включая и президента) подчеркивали, что такое право обязательно будет дано.

Однако финансово-бюрократические реалии в итоге оказываются совсем иными. Минобрнауки утвердило Порядок перехода – он возможен лишь при наличии свободных бюджетных мест в образовательной организации. С точки зрения равноправия – вопросов нет, новые регионы ничем не отличаются от всех остальных субъектов федерации. Если же говорить по совести – то Минфину стоит изыскать средства (не столь и большие) для того, чтобы каждый студент из ЛНР и ДНР смог перейти на бюджет.
Сотрудничество Татищева и Даля

Астраханский госуниверситет им. В.Н.Татищева сегодня впервые посетил заместитель председателя Общественной палаты ЛНР, ректор Луганского государственного университета им. В.Даля Виктор Рябичев.

Так, во время встречи главы ЛГУ со студентами участники молодёжного клуба Русского географического общества «Итиль», работающего на базе Астраханского госуниверситета, предложили создать подобное объединение на территории ЛГУ имени В. Даля и настроить взаимодействие между вузами. Виктор Рябичев поддержал эту идею.

Константин Маркелов, ректор Астраханского госуниверситета:

«Когда я вернулся из Луганской Народной Республики, то сказал коллегам и студентам: люди, живущие там, больше патриоты, чем мы. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из нас стал таким же патриотом, готовым защищать Россию и делать всё для её развития».

Глава Далевского университета рассказал обучающимся о том, что около 600 студентов очного и заочного отделения вуза ушли на фронт. Отстаивать независимость республики также отправились профессора, кандидаты наук, сотрудники и служащие.

Виктор Рябичев, ректор Университета Даля:

«Нашему университету есть чем гордиться. Много сделано, но в трудную минуту дорого плечо товарища и поддержка. Когда у нас появился острый вопрос с выдачей дипломов, российские коллеги откликнулись на нашу просьбу, и студенты Далевского университета стали получать российские дипломы. Мы также связались с родственными вузами, которые не бросили нас в беде и стали нашими старшими товарищами.

Константин Алексеевич первым приехал в республику и сразу предложил нам создавать общие образовательные программы, а затем помог в развитии казачьего центра «Далевская станица». Луганский государственный университет имени Владимира Даля сразу почувствовал себя в родной семье, где мы нашли взаимопонимание и поддержку».

Стоит отметить, что университеты активно взаимодействуют по разным направлениям. В сфере науки такими векторами стали организация и проведение совместных научных мероприятий, публикации в научных журналах, обмен научной литературой, профессиональная переподготовка, организация диссертационных советов. Ранее в Луганский госуниверситет было передано около 500 экземпляров различных книг и был открыт доступ к электронной библиотеке. Активное участие представители вузов принимают в научных конференциях. В планах – новые проекты и студенческие мероприятия.

Вопросы продолжения сотрудничества обсудили на встрече с ректором Астраханского госуниверситета Константином Маркеловым, проректорами, деканами и руководителями подразделений. На совещании были озвучены результаты в рамках совместной деятельности двух образовательных учреждений и предложены новые пути его развития.

Декан исторического факультета Елена Тимофеева отметила, что в рамках программы повышения квалификации обучение прошли 126 историков Луганска. Представители Астраханского госуниверситета пригласили преподавателей ЛГУ принять участие в их будущих мероприятиях, в частности в Петровских чтениях – 2023, ведь темой этой конференции станет военная история.

Кроме того, во время визита глава Далевского университета вручил диплом и удостоверение члена Академии технических наук ЛНР ректору АГУ имени В. Н. Татищева Константину Маркелову и проректору по общим вопросам и комплексной безопасности Михаилу Анишко.
Рефлексия социологии работы с молодёжью: опыт НИУ ВШЭ

Социологические исследования – одно из наиболее очевидных возможных оснований доказательной политики в социальной сфере и, в частности, в сфере работы с молодежью. Обсудить проблематику социологических исследований молодежи, их целеполагание и методологию, сотрудничество исследовательских команд в этой области предложил Дмитрий Земцов @zemtsov_tg, проректор НИУ ВШЭ, зампред экспертного совета Комитета Госдумы по молодежной политике. Семинары об исследованиях молодежи проводятся в Вышке уже около года, их амбиция – сформировать в России научную школу мирового уровня по доказательной молодежной политике. На семинаре с докладами выступили сотрудники профильной лаборатории Вышки и директор Центра социологических исследований 14-35 Наталья Пушкарева:

С определенного момента молодежь оказалась в центре внимания социологических исследований в России и мире. С одной стороны, внимание к этой группе обусловлено демографическими изменениями: структура населения большинства экономически развитых стран меняется в пользу старших возрастов. С другой стороны, сама молодость претерпевает изменения.

Траектория жизни, в которой раньше после «детства» наступала «взрослость», дополняется еще одним этапом взросления, на котором люди принимают относительно мало важных жизненных решений и находятся в поиске жизненных ориентиров, пробуют различные социальные роли, быстро меняют интересы и ценности. Наконец, именно молодым людям свойственно порождать субкультуры и движения, входящие в резонанс с доминирующими общественными нормами
.

Открывая методсеминар, Дмитрий Земцов рассказал участникам встречи о формате мероприятия: 

"Мы запустили семинары такого типа, чтобы рефлексировать в неформальной обстановке разные аспекты молодёжной политики в кругу преподавателей вышки и стажёров лаборатории “Молодёжная политика". Такие мероприятия мы проводим уже на протяжении года. И потребность в их проведении постоянно возрастает, поскольку некоторые итоги наших семинаров используются при диалоге с другими структурами, занимающимися решением актуальных проблем в сфере молодёжной политики." 

На методологическом семинаре участникам было предложено к прослушиванию два доклада: «Молодежь в перспективе современной социологии: результаты обзора» и «Социологические исследования молодежи: ключевые результаты 2022 и план проектов Минобрнауки на 2023 год». По итогам мероприятия участники резюмировали: 

1. Молодежь – насколько обширное и многогранное общественное явление, что ее изучение требует сотрудничества разных исследовательских коллективов, которые должны обмениваться данными, заполнять лакуны в знаниях, перепроверять результаты друг друга. Только на основании системно организованных исследования возможна доказательная молодежная политика.

2. Существует большой недостаток полевых исследований молодежи, есть много работы для увлеченных исследователей, готовых изучать разные группы молодежи, разные субкультуры. Такие исследования могут дать инструменты для повышения социальной стабильности и снижения рисков социальных девиаций в молодежной среде.

3. Большие возможности для исследований открывают цифровые базы данных о молодежи. Исследовательские консорциумы, построенные вокруг хорошо размеченных данных о молодежи смогут продвинуть исследования на несколько шагов вперед.
Ментальное здоровье страны начинается с бережного отношения и заботы о себе каждого из нас

– так подписала открытки, которые мы с командой бережно подготовили для каждого участника нашего круглого стола.

Рядом с открыткой лежит программа, а в шапке название: Круглый стол Экспертного Совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования на тему «Формирование федерального проекта «Ментальное здоровье населения Российской Федерации».

Мудрено так, длинно, по-чиновничьи. Но сейчас это даже в плюс: потому что на таком уровне мы впервые собрали экспертов разных министерств, ведомств и учреждений для обсуждения ментального здоровья людей. И я радуюсь, что наконец тема обретает статус и находит свои официальные слова, которые потом мы переложим в большой федеральный проект.
Ментальное здоровье страны начинается с каждого из нас (1/2)

Депрессия, стресс, выгорание - эти слова все чаще входят в обиход. Прием антидепрессантов стал чуть ли не мейнстримом, а переживания и готовность к чему-то неприятному — повседневным ритуалом. Наиболее подвержены нарушениям психологического здоровья, как показывает практика, — студенты. 

Первые шаги во взрослую жизнь, сомнения по поводу выбора пути и различные деструктивные искушения сопровождают молодёжь. С большим количеством факторов влияния справиться могут далеко не все. Оборотная сторона «ментали» — преподаватели подвержены собственным переживаниям на фоне профессиональной деятельности. Сложность в том, что есть этический компонент — помощь в преподавательском деле считается дурным тоном. 

Совокупность факторов дала толчок к формированию предложений для разработки федерального проекта в области ментального здоровья. Первые обсуждения прошли в рамках круглого стола Экспертного Совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования. 

Ольга Петрова @OlgaPetrovaNN, Заместитель министра науки и высшего образования РФ, отмечая важность темы ментального здоровья граждан, заявила о необходимости объединения усилий разных ведомств, которые могут быть вовлечены в работу над проектом.

Ксения Горячева @DeputatGoryacheva, первый заместитель Председателя Комитета по науке и высшему образования ГД ФС РФ в ходе круглого стола объяснила мотив создания экосистемы поддержки ментального здоровья граждан:

“Два года назад мы с моей командой при работе со студентами столкнулись с тем, что каждый второй студент говорил о том, что он испытывает панические атаки. И в моём окружении стало больше людей с депрессиями и паническими атаками, которые стали принимать антидепрессанты. В целом по стране такое происходит из-за изменения качества жизни, либо из-за событий, которые повысили тревожный фон. Понимание важности обладания психологической гигиеной мало у кого есть. Многие начали заниматься самолечением, которое только усугубило ситуацию. 

Разговора о том, что ментальное здоровье находится на одном уровне с физическим пока не ведётся”.


В своей речи Ксения Горячева также пояснила, что есть множество методик и специалистов, которые могут дать различные рекомендации по тому, как стабилизировать эмоциональное и психическое состояние. Данные социологических исследований показали, что есть потребность в обучении преподавателей вузов и создании соответствующих мониторингов для работы с ментальным здоровьем студентов. Кроме того, есть запрос на методики, которые позволят молодым людям быстрее адатироваться во взрослой жизни. 

Модераторами круглого стола выступили Илья Коршунов @laboratoria2030, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ, сопредседатель экспертного Совета по непрерывному образованию ГД РФ и Евгений Сженов @szhenov, сопредседатель экспертного Совета по непрерывному образованию, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика».

Евгений Сжёнов:

“Если не будет стабильности в аудитории, как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов, слушателей курсов ДПО, молодых учёных, то и производительность труда и цели, которые мы с вами ставим, будет достичь гораздно сложнее. Наша сегодняшняя тема не просто важна, а это та самая основа, которая может помочь в достижении любых национальных проектов. Налицо и связка с тематикой ESG.

На мой взгляд, тема ментального здоровья должна пронизывать любые федеральные проекты, в т.ч. "Образование", "Наука и университеты", "Демография"
.
Ментальное здоровье страны начинается с каждого из нас (2/2)

В рамках круглого стола представители вузов и научных центров поделились опытом создания проектов по поддержанию психического состояния школьников и студентов, а также выступили со своими предложениями по формированию федерального проекта.

Николай Карякин, ректор Приволжского исследовательского медицинского университета рассказал, что в процессе работы с детьми и врачами возникли сложности при создании центра для работы с маленькими пациентами с диагнозом аутизм и ДЦП. Этот опыт лег в основу работы по теме сопровождения психологического здоровья студентов.

Предложения Николая Карякина:
-
формирование компетенций клинического профиля у психологов и организация контроля знаний;
- унификация опросников как для медицинских, так и не для медицинских специальностей;
- создание центров компетенций по методам психологической поддержки.  

Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования НИУ ВШЭ рассказал о роли школы в формировании ментального здоровья обучающихся. Предложения Сергея Косарецкого:
- добавить в образовательные программы для школьников и педагогов элементы, способствующие формированию важных навыков по теме ментального здоровья;
- сформировать концепцию ментального здоровья в образовании. 

Ольга Ульянина, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, руководитель «Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования РФ» предложила:
- обеспечить информационное освещение и популяризацию работы психологов и психиатров;
- разработать инструментарий для выявления расстройств психики.

Светлана Шпорт, доктор медицинских наук, генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» предложила:
- сформировать программы и нормативно-правовую базу для ранжирования диагностического инструментария психологического состояния пациента;
- определить группы риска для своевременного выявления проблем психологического здоровья;
- обеспечить мониторинг выявления проблем ментального здоровья. 

Ольга Серебрянникова, начальник отделения факультета бизнеса «Капитаны» РЭУ им Г.В. Плеханова предложила:
- сформировать экспертное сообщество для коллективного обсуждения лучших практик и новых методик;
- проводить совместные исследования и формировать на их основе базу знаний;
- создавать цифровые платформы для взаимодействия внутри экспертного сообщества. 

Елена Селезнёва, старший научный сотрудник Центра комплексных исследований социальной политики Института социальной политики НИУ ВШЭ предложила:
- включить тему ментального здоровья в информационную кампанию, посвященную здоровому образу жизни;
- обеспечить доступную качественную психологическую помощь населению;
- рассмотреть возможность привлечения священников к мерам профилактики и лечению ментального здоровья граждан.

Сбор предложений в повестку потенциального федерального проекта на тему ментального здоровья населения Российской Федерации будет продолжаться в течение месяца. Далее планируется обсуждение и доработка проекта с представителями органов исполнительной власти и экспертным сообществом.