НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Рефлексия социологии работы с молодёжью: опыт НИУ ВШЭ

Социологические исследования – одно из наиболее очевидных возможных оснований доказательной политики в социальной сфере и, в частности, в сфере работы с молодежью. Обсудить проблематику социологических исследований молодежи, их целеполагание и методологию, сотрудничество исследовательских команд в этой области предложил Дмитрий Земцов @zemtsov_tg, проректор НИУ ВШЭ, зампред экспертного совета Комитета Госдумы по молодежной политике. Семинары об исследованиях молодежи проводятся в Вышке уже около года, их амбиция – сформировать в России научную школу мирового уровня по доказательной молодежной политике. На семинаре с докладами выступили сотрудники профильной лаборатории Вышки и директор Центра социологических исследований 14-35 Наталья Пушкарева:

С определенного момента молодежь оказалась в центре внимания социологических исследований в России и мире. С одной стороны, внимание к этой группе обусловлено демографическими изменениями: структура населения большинства экономически развитых стран меняется в пользу старших возрастов. С другой стороны, сама молодость претерпевает изменения.

Траектория жизни, в которой раньше после «детства» наступала «взрослость», дополняется еще одним этапом взросления, на котором люди принимают относительно мало важных жизненных решений и находятся в поиске жизненных ориентиров, пробуют различные социальные роли, быстро меняют интересы и ценности. Наконец, именно молодым людям свойственно порождать субкультуры и движения, входящие в резонанс с доминирующими общественными нормами
.

Открывая методсеминар, Дмитрий Земцов рассказал участникам встречи о формате мероприятия: 

"Мы запустили семинары такого типа, чтобы рефлексировать в неформальной обстановке разные аспекты молодёжной политики в кругу преподавателей вышки и стажёров лаборатории “Молодёжная политика". Такие мероприятия мы проводим уже на протяжении года. И потребность в их проведении постоянно возрастает, поскольку некоторые итоги наших семинаров используются при диалоге с другими структурами, занимающимися решением актуальных проблем в сфере молодёжной политики." 

На методологическом семинаре участникам было предложено к прослушиванию два доклада: «Молодежь в перспективе современной социологии: результаты обзора» и «Социологические исследования молодежи: ключевые результаты 2022 и план проектов Минобрнауки на 2023 год». По итогам мероприятия участники резюмировали: 

1. Молодежь – насколько обширное и многогранное общественное явление, что ее изучение требует сотрудничества разных исследовательских коллективов, которые должны обмениваться данными, заполнять лакуны в знаниях, перепроверять результаты друг друга. Только на основании системно организованных исследования возможна доказательная молодежная политика.

2. Существует большой недостаток полевых исследований молодежи, есть много работы для увлеченных исследователей, готовых изучать разные группы молодежи, разные субкультуры. Такие исследования могут дать инструменты для повышения социальной стабильности и снижения рисков социальных девиаций в молодежной среде.

3. Большие возможности для исследований открывают цифровые базы данных о молодежи. Исследовательские консорциумы, построенные вокруг хорошо размеченных данных о молодежи смогут продвинуть исследования на несколько шагов вперед.
Ментальное здоровье страны начинается с бережного отношения и заботы о себе каждого из нас

– так подписала открытки, которые мы с командой бережно подготовили для каждого участника нашего круглого стола.

Рядом с открыткой лежит программа, а в шапке название: Круглый стол Экспертного Совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования на тему «Формирование федерального проекта «Ментальное здоровье населения Российской Федерации».

Мудрено так, длинно, по-чиновничьи. Но сейчас это даже в плюс: потому что на таком уровне мы впервые собрали экспертов разных министерств, ведомств и учреждений для обсуждения ментального здоровья людей. И я радуюсь, что наконец тема обретает статус и находит свои официальные слова, которые потом мы переложим в большой федеральный проект.
Ментальное здоровье страны начинается с каждого из нас (1/2)

Депрессия, стресс, выгорание - эти слова все чаще входят в обиход. Прием антидепрессантов стал чуть ли не мейнстримом, а переживания и готовность к чему-то неприятному — повседневным ритуалом. Наиболее подвержены нарушениям психологического здоровья, как показывает практика, — студенты. 

Первые шаги во взрослую жизнь, сомнения по поводу выбора пути и различные деструктивные искушения сопровождают молодёжь. С большим количеством факторов влияния справиться могут далеко не все. Оборотная сторона «ментали» — преподаватели подвержены собственным переживаниям на фоне профессиональной деятельности. Сложность в том, что есть этический компонент — помощь в преподавательском деле считается дурным тоном. 

Совокупность факторов дала толчок к формированию предложений для разработки федерального проекта в области ментального здоровья. Первые обсуждения прошли в рамках круглого стола Экспертного Совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования. 

Ольга Петрова @OlgaPetrovaNN, Заместитель министра науки и высшего образования РФ, отмечая важность темы ментального здоровья граждан, заявила о необходимости объединения усилий разных ведомств, которые могут быть вовлечены в работу над проектом.

Ксения Горячева @DeputatGoryacheva, первый заместитель Председателя Комитета по науке и высшему образования ГД ФС РФ в ходе круглого стола объяснила мотив создания экосистемы поддержки ментального здоровья граждан:

“Два года назад мы с моей командой при работе со студентами столкнулись с тем, что каждый второй студент говорил о том, что он испытывает панические атаки. И в моём окружении стало больше людей с депрессиями и паническими атаками, которые стали принимать антидепрессанты. В целом по стране такое происходит из-за изменения качества жизни, либо из-за событий, которые повысили тревожный фон. Понимание важности обладания психологической гигиеной мало у кого есть. Многие начали заниматься самолечением, которое только усугубило ситуацию. 

Разговора о том, что ментальное здоровье находится на одном уровне с физическим пока не ведётся”.


В своей речи Ксения Горячева также пояснила, что есть множество методик и специалистов, которые могут дать различные рекомендации по тому, как стабилизировать эмоциональное и психическое состояние. Данные социологических исследований показали, что есть потребность в обучении преподавателей вузов и создании соответствующих мониторингов для работы с ментальным здоровьем студентов. Кроме того, есть запрос на методики, которые позволят молодым людям быстрее адатироваться во взрослой жизни. 

Модераторами круглого стола выступили Илья Коршунов @laboratoria2030, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ, сопредседатель экспертного Совета по непрерывному образованию ГД РФ и Евгений Сженов @szhenov, сопредседатель экспертного Совета по непрерывному образованию, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика».

Евгений Сжёнов:

“Если не будет стабильности в аудитории, как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов, слушателей курсов ДПО, молодых учёных, то и производительность труда и цели, которые мы с вами ставим, будет достичь гораздно сложнее. Наша сегодняшняя тема не просто важна, а это та самая основа, которая может помочь в достижении любых национальных проектов. Налицо и связка с тематикой ESG.

На мой взгляд, тема ментального здоровья должна пронизывать любые федеральные проекты, в т.ч. "Образование", "Наука и университеты", "Демография"
.
Ментальное здоровье страны начинается с каждого из нас (2/2)

В рамках круглого стола представители вузов и научных центров поделились опытом создания проектов по поддержанию психического состояния школьников и студентов, а также выступили со своими предложениями по формированию федерального проекта.

Николай Карякин, ректор Приволжского исследовательского медицинского университета рассказал, что в процессе работы с детьми и врачами возникли сложности при создании центра для работы с маленькими пациентами с диагнозом аутизм и ДЦП. Этот опыт лег в основу работы по теме сопровождения психологического здоровья студентов.

Предложения Николая Карякина:
-
формирование компетенций клинического профиля у психологов и организация контроля знаний;
- унификация опросников как для медицинских, так и не для медицинских специальностей;
- создание центров компетенций по методам психологической поддержки.  

Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования НИУ ВШЭ рассказал о роли школы в формировании ментального здоровья обучающихся. Предложения Сергея Косарецкого:
- добавить в образовательные программы для школьников и педагогов элементы, способствующие формированию важных навыков по теме ментального здоровья;
- сформировать концепцию ментального здоровья в образовании. 

Ольга Ульянина, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, руководитель «Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования РФ» предложила:
- обеспечить информационное освещение и популяризацию работы психологов и психиатров;
- разработать инструментарий для выявления расстройств психики.

Светлана Шпорт, доктор медицинских наук, генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» предложила:
- сформировать программы и нормативно-правовую базу для ранжирования диагностического инструментария психологического состояния пациента;
- определить группы риска для своевременного выявления проблем психологического здоровья;
- обеспечить мониторинг выявления проблем ментального здоровья. 

Ольга Серебрянникова, начальник отделения факультета бизнеса «Капитаны» РЭУ им Г.В. Плеханова предложила:
- сформировать экспертное сообщество для коллективного обсуждения лучших практик и новых методик;
- проводить совместные исследования и формировать на их основе базу знаний;
- создавать цифровые платформы для взаимодействия внутри экспертного сообщества. 

Елена Селезнёва, старший научный сотрудник Центра комплексных исследований социальной политики Института социальной политики НИУ ВШЭ предложила:
- включить тему ментального здоровья в информационную кампанию, посвященную здоровому образу жизни;
- обеспечить доступную качественную психологическую помощь населению;
- рассмотреть возможность привлечения священников к мерам профилактики и лечению ментального здоровья граждан.

Сбор предложений в повестку потенциального федерального проекта на тему ментального здоровья населения Российской Федерации будет продолжаться в течение месяца. Далее планируется обсуждение и доработка проекта с представителями органов исполнительной власти и экспертным сообществом.
Академическая политика: тишина – залог здоровья

В предвыборной борьбе и сразу после избрания предыдущий президент РАН Александр Сергеев обещал сделать работу Академии максимально прозрачной. И это было именно то, что позволило более четко выстраивать научно-образовательную политику. Как на лакмусовой бумажке во внутриакадемических – теперь публичных – баталиях проявлялись позиции и противоречия.

Пожалуй, этой открытости оказалось слишком много. Академия прошла через череду громких скандалов и была вынуждена обратно «спрятаться» в свою медийную раковину. Окончательно демедиатизация внутриакадемической политики состоялась после избрания Геннадия Красникова.

Академия – не место для политических дискуссий. Именно эта идея неформально, но уверенно внедрена в сознание академических кругов. Среди возмутителей спокойствия остался, пожалуй, лишь grand-père terrible Роберт Нигматулин. Но будем честны – он заслужил свое право быть вечным критиканом.

В остальном внутриакадемическая политика постепенно скрывается от внешнего наблюдения. Появились закрытые части в трансляциях Президиума. Некоторые вещи вообще выносятся в прямое неформальное общение президента и членов РАН.

Вместе с тем, во вроде бы формальных решениях кроется глубокий смысл с точки зрения соотношения сил элитных групп. Так на последнем Президиуме состоялось утверждение главных редакторов научных журналов РАН. А решения-то оказались примечательными и эпохальными.

Вместо Алексея Хохлова главным редактором «Вестника Российской Академии наук» стал Вячеслав Панченко, а главредом «Высокомолекулярных соединений» – Алексанр Ярославов. Пост главреда «Известий РАН. Математическая серия» вместо Валерия Козлова стал Дмитрий Орлов.

По факту мы фиксируем демонтаж старого «общественного договора», который предусматривал бронь ведущих постов для представителей радикал-либерального лагеря. В нынешних условиях такое умышленное внесение раздора в ряды Академии считается недопустимым. Именно поэтому Алексей Хохлов, который не раз засветился в странных историях – особенно связанных с грантовым финансированием из-за рубежа – был снят со всех должностей.

Вячеслав Панченко постепенно получает компенсацию за трансформацию РФФИ в Российский центр научной информации. Дальнейшая его карьера, как мы можем заключить, будет связана именно с Академией наук нежели с отдельными институтами развития.

Напомним, что недавно две самые «проблемные» комиссии РАН – по борьбе с лженаукой и по противодействию фальсификации научных исследований были введены под крыло Экспертного совета Академии. Гомеопаты празднуют победу, но причина такого поражения в правах совсем не в них – слишком памятными стали уроки опубличивания т.н. «доклада» о публикационной активности кандидатов в члены РАН. Как сообщили некоторые члены РАН в личных разговорах – большего унижения они не испытывали даже во время реформы Академии 2013 года.

Геннадий Красников железной рукой ведет Академию по фарватеру эффективности. Именно это требуется сейчас от главного центра научной экспертизы страны.

Подробнее: синопсис и видео заседания Президиума.