НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Прямо сейчас в Центре Знаний "Машук" заместитель генерального директора Российского Общества "Знание" Антон Сериков @serikov_channel открывает основной день программы повышения квалификации "Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями".

ЦЗ "Машук" – центральная федеральная образовательная площадка для обучения "тех кто учит". Команда НОП обсудила с руководством "Машука" включение ряда наших модулей в образовательные программы Центра Знаний.
Стратсессия по ДПО пройдет в Свято-Тихоновском гуманитарном университете

27 марта в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ) состоится стратегическая сессия «Дополнительное (профессиональное) образование: гуманитарные образовательные программы сегодня».

Модератором выступит Илья Коршунов, сопредседатель Экспертного Совета по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования при Комитете ГосДумы по науке и высшему образованию, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ, заведующий Лаборатории непрерывного образования взрослых.

В дискуссии примут участие:
прот. Владимир Воробьёв, ректор ПСТГУ;
Евгений Сженов, сопредседатель Экспертного Совета по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования при Комитете ГосДумы по науке и высшему образованию, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»;
прот. Николай Емельянов, проректор по стратегическому развитию ПСТГУ;
Наталия Буянова, проректор по учебно-методической работе Московского государственного института музыки им. Шнитке;
Наталья Таранкова, проректор по дополнительному образованию РУДН;
Нэля Иванова, декан факультета дополнительного образования ПСТГУ;
прот. Геннадий Егоров, директор института дополнительного образования ПСТГУ;
Николай Промыслов, проректор по науке и дополнительному
образованию Государственного академического университета гуманитарных наук при РАН (ГАУГН);
Павел Александров, начальник управления молодежной политики и воспитательной работы ГАУГН;
Владимир Шуников, директор Института дополнительного образования Российского государственного гуманитарного университета;
Валентина Садовская, декан факультета дополнительного образования Московского государственного института культуры;
Александр Соломатин, руководитель дирекции программ дополнительного образования Российского государственного социального университета;
Наталья Курбатова, проректор Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки;
Людмила Серикова, проректор по непрерывному образованию и сетевому взаимодействию Академии социального управления;
Инна Скипор, проректор по учебной и воспитательной работе, доцент кафедры цифровых технологий и ресурсов Кемеровского государственного института культуры;
Пётр Сафрошкин, сертифицированный тренер по эффективной коммуникации и презентации, директор тренингового проекта «Человек убеждающий».

Начало в 12:00
Подключайтесь онлайн 👈
Уникальный DataSet с звуковыми паттернами дороги

В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, все больше внимания уделяется анализу и обработке звуков. Звуки окружающей среды могут помочь нам лучше понять и адаптироваться к различным ситуациям, особенно в контексте автономных транспортных средств и систем безопасности.

Руководитель научно-исследовательского отдела разработки прикладного и системного ПО МТУСИ Грач Мкртчян совместно с сотрудником отдела Фурлетовым Юрием собрал DataSet. Исследователи обработали большое количество звуковых данных, связанных с дорожным движением. DataSet включает в себя звуки спецсигналов, шумы движущихся автомобилей, звуки пешеходов, звуки окружающей среды и множество других звуков, которые можно услышать на дороге.

Основная цель создания разработки состоит в том, чтобы исследовать и определить определенные паттерны в звуках, которые могут быть полезны для разработки и усовершенствования различных систем. DataSet собрали с использованием специализированных микрофонов и датчиков, которые позволяют записывать звуки с высоким качеством и четкостью. Для обработки и анализа данных были использованы современные методы машинного обучения и искусственного интеллекта.

Одно из возможных применений этого изобретения заключается в разработке системы распознавания звуков для автономных транспортных средств. Такие системы могут использоваться для того, чтобы определить опасные ситуации на дороге и принять соответствующие меры безопасности. Например, автономный автомобиль сможет распознать звук спецсигнала и уступить в сторону, предоставив проезд экстренным службам.

Также, это может быть полезно при определении звуков пешеходов, переходящих дорогу в неположенных местах, что позволит автомобилю принять меры во избежание столкновения. Еще одно потенциальное применение разработки связано с разработкой интеллектуальных систем безопасности для городов и общественных мест. Например, системы мониторинга звуковой обстановки на дорогах могут обнаруживать необычные или подозрительные звуки, которые могут свидетельствовать о возможной аварии, столкновении или другой чрезвычайной ситуации.

В этом случае быстрое обнаружение и анализ звуковых паттернов может способствовать своевременному реагированию служб экстренного реагирования и возможному предотвращению дополнительных последствий. Кроме того, DataSet может стать основой для создания обучающих наборов данных, которые будут использоваться в академических исследованиях и инновационных проектах, связанных с аудиоаналитикой и распознаванием звуков.

Это может способствовать развитию новых подходов и технологий в области анализа звуковых данных, что в конечном итоге приведет к созданию более продвинутых и надежных систем безопасности и навигации. Результаты их исследования, безусловно, помогут специалистам в области информационных технологий и инженерии сделать значительный шаг вперед в создании интеллектуальных систем и устройств, отвечающих вызовам современного мира.
Андрей Щербенок,
профессор, директор программ бакалавриата Школы управления СКОЛКОВО, директор Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ для НОП:

Последние годы прошли под знаком бурного развития магистерских и ДПО программ по высшему образованию. Не составляет труда записаться на одну из них и разобраться в различиях между проблемно-ориентированным и проектным обучением, персонализацией и индивидуализацией, перевернутым классом и другими гибридными форматами. Нетрудно также получить массу интересных сведений о самых разных аспектах образования в России и других странах, от структуры студенческой мотивации в региональных вузах до особенностей учебного плана в финских школах.

Но означает ли это, что мы наблюдем параллельный рост качества учебных курсов и образовательных программ в российских университетах? Можем ли мы сказать, что образовательный опыт среднего российского студента стал лучше, чем пять лет назад?

Такой рост, во всяком случае, не очевиден. Во многом это связано с разрывом между знанием «об образовании» и умением применять это знание в конструировании и проведении учебных встреч, образовательных модулей, кластеров учебных курсов и целых образовательных программ в конкретной дисциплинарной и институциональной ситуации.

Обилие конкурирующих форматов, моделей и инструментов в образовании связано именно с невозможностью универсального образовательного дизайна: решение, которое может быть оптимальным для одной ситуации, оказывается малоэффективным или даже вредным в другой.

Практикум по образовательному дизайну, который пройдет 29-30 апреля в Школе перспективных исследований SAS ТюмГУ, призван уменьшить этот разрыв, дав возможность практикующим преподавателям применить теоретические знания к ре-дизайну собственных курсов. Информация по ссылке:
https://sas.utmn.ru/ru/educational-design-practicum/.
Марафон цифровых кафедр до СЗФО доведет

27 марта в рамках проекта «Марафон цифровых кафедр» проходит встреча вузов Северо-Западного федерального округа. Организатор — Университет Иннополис при поддержке Минцифры РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, национального проекта «Цифровая экономика» и «Социоцентра».

Презентация работ цифровых кафедр проходит на двух площадках. В 10:00 в «Точке кипения» Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения выступили представители Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова, ИТМО, Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина).

В 14:00 на площадке «Технополис Политех» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого о работе своих цифровых кафедр расскажут Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Псковский государственный университет, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

Искандер Бариев, первый проректор — заместитель директора Университета Иннополис, для «Научно-образовательной политики»:

«Сегодня в Санкт-Петербурге стартовала финальная неделя проекта "Марафон цифровых кафедр". Вузы Северо-Западного федерального округа обсуждают работу своих "Цифровых кафедр" совместно с экспертами из индустрии, среди которых советник генерального директора, руководитель инновационного направления ПАО «Аэрофлот» Андрей Полозов-Яблонский, руководитель направления решений для транспорта и логистических компаний 1С-Рарус Артём Блинов, руководитель исполнительного Комитета Совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта Анастасия Мирошниченко, руководитель направления управления единой онлайн платформой "Корпоративный университет" Газпром нефть Александр Соловьёв и другие.

Завершат этот марафон сразу 3 встречи в Центральном федеральном округе. За плечами у нас уже 6 встреч, на которых выступили представители 61 вуза, онлайн-трансляции этих встреч посмотрели 54 000 человек. Такой интерес к проекту подтверждает его важность для образовательной отрасли и индустрии в целом».


Онлайн-трансляция
⚡️Владимир Мазур, губернатор Томской области об итогах 10-го юбилейного ММСО 2023 для «Научно-образовательной политики»:

Томская область «гремела» на салоне. Это неудивительно: на всю страну известно наше высшее образование, сегодня подтягиваем на должный уровень и среднее.

Берем за основу концепцию эмоционального образования, которая зарекомендовала себя в нашем Губернаторском Светленском лицее, и которую представили на салоне министру. У лицеистов упор на творческие, художественные, эстетические дисциплины. Не в ущерб основной школьной программе. Однако результат - высокие баллы в ОГЭ и ЕГЭ по математике, физике, химии, победы во Всероссийских олимпиадах.

Считаю необходимым тиражировать опыт томского лицея на всю страну, помогать молодежи раскрывать таланты.


https://news.1rj.ru/str/mazur_70/731
Мышиная лихорадка

Ученые Казанского федерального университета и Казанского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии Роспотребнадзора исследовали штаммы вируса геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС), полученные от зараженных пациентов, и выяснили, что они тесно связаны со штаммами вируса, выделенными от рыжей полевки, пойманной вблизи мест заражения человека. Мышиная лихорадка - это вирусное заболевание, которое передается через контакт с мышами. Ее симптомы включают высокую температуру, головную боль, боль в мышцах и суставах, тошноту и рвоту, а также нарушения функции почек.

Инфицирование человека происходит, когда он вдыхает пыль, содержащую частицы выделений (сухих фекалий и мочи) рыжей полевки. При заболевании поражаются в первую очередь почки. В некоторых случаях заболевание может протекать с тяжелым течением и приводить к осложнениям. Вакцины от мышиной лихорадки находятся на стадии разработки.

Альберт Ризванов, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, директор научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины, руководитель лаборатории OpenLab «Генные и клеточные технологии‎»‎ Института фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета, для «‎Научно-образовательной политики»:‎

«Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС, «мышиная лихорадка») занимает первое место в России по количеству заболеваний среди всех природно-очаговых инфекций. Основными районами распространения ГЛПС являются Дальневосточный и Приволжский федеральные округа. В 2021 году в России было зарегистрировано 2289 случаев заболевания (в том числе 9 – с летальным исходом), из них 1912 случаев пришлось на субъекты ПФО.

Наиболее высокие показатели заболеваемости были выявлены в Удмуртии и Башкирии. В настоящее время вакцина от ГЛПС отсутствует. По данным мировой литературы существуют только отдельные сообщения о ведущихся разработках. Поэтому основным способом снижения уровня заболеваемости является профилактика.

В ПФО основным возбудителем ГЛПС является ортохантавирус Пуумала, переносимый рыжей полёвкой. Вирус передаётся человеку при вдыхании пыли, заражённой выделениями инфицированных особей. Заражение происходит преимущественно в лесах, сельской местности, на садово-дачных участках.

В настоящее время известны 8 генетических линий вируса, распространённых в большинстве европейских стран. В каждой из линий насчитывают десятки и сотни вариантов генома вируса. В ПФО распространена русская генетическая линия (RUS). Вероятно, инфицирование различными генетическими вариантами вируса может приводить к различиям в клинических проявлениях ГЛПС у больных. Важной задачей является определение механизмов возникновения новых вариантов генома Пуумала в природе и выявление вероятных мест их возникновения.

В результате проведенных в КФУ исследований определены регионы распространения групп близкородственных штаммов Пуумала на части территорий Предкамья и Закамья Татарстана и в отдельных районах ряда других субъектов ПФО. Для Татарстана определены варианты генома вируса, наиболее часто встречающиеся у больных ГЛПС.

На основании полученных результатов предложена гипотеза о возможных местах возникновения реассортантных вариантов генома вируса. Полученные данные могут быть полезны для определения районов с наибольшей вероятностью заражения и для разработки методик лечения с учётом варианта генома инфицирующего штамма Пуумала.

В настоящее время в КФУ ведутся также исследования, направленные на определение участков белков вируса Пуумала, перспективных с точки зрения дальнейшей разработки как тест-систем для ранней диагностики ГЛПС, так и для создания вакцины»‎.
О!ИЯ!И почти 60!

У науки нет границ – кроме тех, что на данном этапе лишь могут возвести люди. В 1954 году близ Женевы образовался ЦЕРН. Биполярный мир не терпит пустоты на втором полюсе – и вот 26 марта 1956 был организован Объединенный институт ядерных исследований @jinrofficial.

Уже тогда шло очевидное разделение на дружественные и недружественные страны – если Западу достался ЦЕРН, то Восточному блоку – ОИЯИ. Отметим, что обе организации счастливо пережили крах биполярного миропорядка.

Для исследований была создана серьезная научная база: с 1957 г. в Дубне работают мощный синхрофазотрон, а также уникальный ядерный реактор ИБР-30. Позднее в институте появились экспериментальные физические установки, мощные и быстродействующие вычислительные средства, интегрированные в мировые компьютерные сети. В стенах ОИЯИ начали работать исследователи с мировым именем: Н.Н. Боголюбов, Леопольд Инфельд (Польша), И.В. Курчатов, А.М. Петросьянц, Е.П. Славский, И.Е. Тамм, А.В. Топчиев, Лайош Яноши (Венгрия) и многие другие.

Благодаря этому институт стал одним из мировых лидеров в области ядерной физики: так, в его стенах было синтезировано много новых химических элементов и более четырех сотен новых изотопов: нобелий (102), флеровий (114), московий (115), ливерморий (116), теннессин (117), оганесон (118) и другие. Сегодня этими исследованиями руководит академик Ю.Ц. Оганесян, именем которого назван 118-й элемент. Дубненские физики внесли вклад в понимание кварковой структуры адронов, экспериментально подтвердили один из центральных вопросов современной физики слабых взаимодействий — нейтринных осцилляций. 

В настоящее время ОИЯИ — это всемирно известный научный центр, представляющий собой уникальный пример успешной интеграции фундаментальных теоретических и экспериментальных исследований с разработкой и применением новейших технологий и университетским образованием. Его рейтинг в мировом научном сообществе очень высок. На долю ОИЯИ приходится около 40 открытий в области ядерной физики, зарегистрированных в бывшем СССР. Директор ОИЯИ — академик Григорий Трубников, человек с уникальным опытом - как академическим, так и управленческом на федеральном уровне.

В институте работают около 6 тыс. человек, поддерживаются связи почти с 700 научными центрами и университетами в 60 странах мира, В выполнении научной программы ОИЯИ участвуют более 200 научных центров, университетов и предприятий из государств СНГ. Институт ежегодно проводит до десяти крупных конференций, более 30 международных совещаний, а также ставшие традиционными школы молодых ученых. Издаются сборники научных трудов, информационные бюллетени, журналы, которые рассылаются более чем в 50 стран мира.

Важным свойством ОИЯИ является отработка международного взаимодействия в периоды турбуленций и взаимного не полного понимания. Именно на управленческую и коммуникационную модель ОИЯИ будут ориентироваться и далее. А конкретно – в создании международных научно-образовательных центры на основе инфраструктуре мегасаейнс. Здесь не будет спосоров о том, как указывать афиллиацию авторов – скорее дискуссии о параметрах экспериментов.

«Наука сближает народы» - таков девиз ОИЯИ. Именно это сейчас нужно не только внутри дружественных стран, но и по отношению к враждебным. Земля, мечта об истине, стремлени в Космос – у нас одни на всех.

Подробнее.
Система для талантов (1/3)

Формирование экосистемы молодежных социальных лифтов — вопрос, который стал прорабатываться форсированными темпами после Майских указов Президента 2018 года. Как нормативный итог — это «вылилось» в раздел нацпроекта «Образование». Как результат — возник определенный кластер политически значимых акторов, приоритетными задачами которых стала реализация проектов и конкурсов, направленных на раскрытие потенциала молодежи. «Профильной» в этом смысле стала президентская платформа «Россия — страна возможностей», хотя первоначально ее флагманским проектом стал социальный лифт для взрослых — конкурс «Лидеры России».

В настоящий момент развитие талантов как система все еще остается молодым направлением, по этой причине тема активно обсуждается на всех публичных дискуссионных площадках. В частности, на ММСО 2023 при участии представителей ключевых инициаторов молодежных проектов прошла сессия «Роль детских и молодёжных конкурсов в развитии талантов».

«Молодёжная политика, работа с детьми – это один из приоритетов работы государства. В эту работу по всей стране ежедневно включается всё больше команд, появляются новые проекты. Но важно не их количество, а то, что к их разработке и реализации привлечены сами дети, студенты. Молодёжная политика становится всё более насыщенной и диверсифицированной», – очертил рамки заявленной темы модератор дискуссии, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов.

АНО РСВ

«Первой скрипкой» в разговоре на правах ключевой площадки по реализации социальных лифтов стала АНО РСВ @stranavozmojnostey. «За пять лет нашей деятельности нам удалось на одной платформе собрать и объединить огромное количество амбициозных людей самого разного возраста. Создать для них много возможностей для реализации их талантов, получения новых знаний, навыков и мотивации для дальнейшего карьерного роста. Сегодня существует даже некоторая конкуренция за их внимание и интерес к проекту», — рассказал первый заместитель АНО РСВ Алексей Агафонов.

Сейчас президентская платформа, сохраняя качество проектов, продолжает наращивать их количество. Стоит отметить, что под своим началом РСВ не только запускает новые проекты, но и собирает лучшие из тех, что реализовывались самостоятельно, усиливая их дополнительными мерами поддержки со стороны АНО. Так, например, конкурс «Моя страна — моя Россия» и Олимпиада Кружкового движения НТИ вошли в состав платформы.

ТопБЛОГ

Одна из «дочек» платформы — проект ТопБЛОГ @topblog_rsv — стал универсальным социальным лифтом как для домохозяйки, так и для инженера высоких технологий. Проект стал одним из самых массовых, потому что без ограничений по возрасту и профессии предоставил возможность каждому попробовать реализовать себя как блогеру. Под

«Несколько лет назад факт, что преподаватель университета является блогером вызывал недоумение и непонимание в преподавательской среде. Тогда я даже столкнулась с хейтом со стороны юридического сообщества, которые не понимали серьёзность такой деятельности.
Моя главная цель заключалась в том, чтобы студентам было интересно учиться. Я решила привлекать их к социально значимой деятельности, чтобы они понимали значимость их профессии для общества. Так, в рамках проекта «ТопБЛОГ» мы стали создавать просветительские ролики, которые буквально через неделю набрали миллионные просмотры. Вместе с ребятами мы писали сценарии к роликам, и этот опыт показал, насколько выбранная нами профессия юриста полезна и интересна, у студентов горели глаза. Пусть школьники, студенты не боятся участвовать в просветительских проектах – мы, их наставники, им в этом поможем»
, – поделилась победитель проекта ТопБЛОГ, преподаватель МГЮА Елена Гринь.
Система для талантов (2/3)

РАО

Традиционно главным социальным лифтом всех времен считается образование. В этом смысле школа и университет имеют особую важную миссию — формирование сообщества успешных и самореализовавшихся выпускников. Ключевую роль в умении заложить ценность и смыслы образования играет учитель. Эта логика привела к тому, что 2023 год в России был объявлен Годом педагога и наставника.

«Школьная и студенческая пора – это сенсетивные периоды развития личности. В это время человек развивается не только в познании учебных предметов или профессиональных дисциплин, но и прежде всего развивается как личность. Раскрытию его способностей, формированию и развитию его талантов способствуют конкурсы. Сегодня они позволяют ребёнку с начальной школы проявить себя не только по обучаемым предметам, но и различным направлениям технического, гуманитарного профиля.

Сейчас есть огромное количество конкурсов, которые позволяют каждому ребёнку себя реализовать. Сегодня все вузы страны имеют свою систему поддержки талантливых школьников. Однако все должны понимать, что для вуза важно выпустить не только профессионала, но и личность с сформированными качествами, как гражданская идентичность, мировоззрение, внутреннюю позицию личности, которая поможет человеку состояться в социуме и в жизни», —
отметил вице-президент РАО, декан факультета педагогического образования МГУ Виктор Басюк.

Игры будущего

Сравнительно новое направление — киберспорт — сегодня привлекает все большее число молодежи. Данный социальный лифт находится на стыке спорты, технологий и образования. При этом поддержку он находит на самом высоком уровне — в лице и спортивного, и цифрового вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Примечательно, что 28 февраля-1 марта прошел форум «Мы вместе. Спорт», где совместно с Министром спорта РФ Олегом Матыциным также обсуждалась тематика Игр Будущего и развитие компьютерного спорта и спорта высоких технологий в РФ.

«”Игры будущего” это мультиспортивный турнир, который мы делаем в Казани в 2024 году. Он станет кульминацией всех фиджитал-соревнований, проводимых нами по всей стране.

По одной версии, компьютерный спорт - это хорошо, он повышает на 35 периферическое мышление и коллективные навыки. По другой - что это негативные тенденции, употребление не того контента, большое количество идеологических мемов, которые не нужны. Это требует достаточно серьёзного дискурса. Есть большое количество исследований, которые поддерживают и один, и второй тезис.

Мы решили выделить образование в один независимый проект. Мы понимаем прекрасно, что сами не потянем, и попросили помочь ФОИВ
, которые имеют серьёзный комплексный план. Мы не хотим рушить то, что уже создано, потому что фиджитал не что-то новое. Это синтетическая надстройка, которая будет подкреплять создаваемые новые в рамках высшего, дополнительного, специального образования, школы», — рассказал руководитель проекта «Игры будущего 2024» Игорь Столяров.

Помимо этого, уже реализуется ряд других проектов — “Зарница 2.0” – технологическая прикладная игра в школах, а также профильные направления дополнительного образования. 28 апреля планируется проведение открытого всероссийского фиджитал урока, который положит начало масштабной просветительской работы.

Российское общество «Знание»

Одним из всеобще признанных знаковых событий Года науки и технологий, 2021 года, стало возрождение Российского общества «Знание» @Znanie_Russia. Быстрый и эффектный старт сразу же привлек массовое внимание россиян. Что было вполне ожидаемо после того, как лекторами «Знания» выступили Владимир Путин и Илон Маск. Однако помимо просветительской миссии Общество дало возможность всем желающим попробовать себя в роли лектора, что тоже стало своего рода социальным лифтом через наставничество и передачу собственных знаний.
Система для талантов (3/3)

Российское общество «Знание»

«Регулярная калибровка себя на соревнованиях позволяет реально оценить уровень своих навыков и получить тот или иной результат. Это повышает мотивацию собственного развития.

У нас есть проект “Лига знаний”, в котором участвуют все желающие. Перед его запуском мы создали качественный контент, акцентировали внимание на нашей науке, актуальных событиях научно-образовательной сферы. Когда уже мы стартовали, то получили большую массовость, даже попали в книгу рекордов. В этом году мы сделаем школьный, студенческий этап и ожидаем порядка полумиллиона участников. Будут и индивидуальные, и командные этапы. Здесь как раз проявится наставничество. Старший товарищ будет наставлять младшеих, помогать им, а они будут больше ценить его знания.

Аналогичный успех у проекта "Школьная лига лекторов". В ней приняли участие в районе 5000 человек. Это тоже интересный формат мероприятия, когда участники идут не просто повышать навыки ораторского мастерства, расширять свои знания за рамки школьной программы, а хотят почувствовать себя сильнее», — поделился первый заместитель генерального директора Российского общества “Знание" Дмитрий Рыбальченко.

Университет МИСИС

В вузовском сообществе широкой линейкой возможностей самореализации молодежи и подходом выстраивать работу университета вокруг и для студента славится Университет МИСИС @nust_misis. Именно это позволило вузу стать центром притяжения талантливых людей, уверена ректор Университета МИСИС Алевтина Черникова.

«Для нас очень важно получить студентов, которые действительно захотят потом решать задачи в наших креативных направлениях.

Мы разработали авторскую программу профессиональной навигации, которая охватывает все целевые аудитории из регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Вместе с департаментом образования Правительства Москвы мы инициировали проекты инженерных и академических классов в Московской школе. Вместе с ними мы идём по проектам приоритетных направлений для вуза. У нас есть и авторские проекты, такие как: 2 дня в МИСИС, дни науки, где мы сделали особенную секцию "Шаг в будущее". Всё это важные проекты, которые дают результаты в виде сборки лучших школьников страны.

Как не потерять победителей? Мы не одни ищем ответы на этот вопрос. Вместе с Сириусом, Орлёнком, Артеком у нас есть определённые методики, которые
позволяют сконструировать индивидуальную образовательную и профессиональную траекторию развития студента.

Университет вместе с РНФ работает над созданием рабочих мест для студентов. Чтобы они, получив знания, смогли их применить в нужной сфере
и решить глобальные задачи», — рассказала Алевтина Черникова.

Минобрнауки России

Минобрнауки России
В 2022 году в России было объявлено Десятилетие науки и технологий. Одна из задач Десятилетия — привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок. По линии Минобрнауки реализуются меры поддержки молодых ученых. Конкурс СНО стал ярким примером вовлечения в науку студентов.

«Только завершился отбор заявок в рамках конкурса студенческих научных объединений, который проходит уже второй раз. Образовательные организации в интенсивном режиме подавали заявки на участие. Сейчас мы начинаем процесс их оценки. Совсем недавно у коллег из департамента информационной политики закончился конкурс для популяризаторов науки, где принимали участие молодые исследователи.

Все эти конкурсы для молодых исследователей играют роль в формировании культуры участия, развивают понимание необходимости поиска мер поддержки, борьбы за них. Именно в этом значение конкурсов на ранних этапах», —
подчеркнул начальник отдела по работе с молодыми учеными Минобрнауки России Али Асадов @asadovag.

Выстраиваемая система талантов имеет стратегическую значимость — сделать так, чтобы «каждый был на своем месте» в экономике страны. Работа с талантами — это инструмент профориентации, который требует индивидуального подхода. Главным вопросом и проблемой остается то, как вовлечь большее количество людей, чтобы социальные лифты были действительно для каждого.