НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Прямо сейчас в Национальной академии наук Беларуси проходит торжественное открытие Конгресса молодых учёных Беларуси и России.

Начинается пленарное заседание на тему: «Молодые ученые: задачи и направления взаимодействия для создания единого научно-технологического пространства Беларуси и России».

Участники:

- Дмитрий Мезенцев, Государственный секретарь Союзного государства;
- Андрей Иванец, Министр образования Республики Беларусь;
- Владимир Гусаков, Председатель Президиума НАН Беларуси;
- Михаил Ковальчук, Президент НИЦ «Курчатовский институт»;
- Денис Секиринский, заместитель министра науки и высшего образования РФ;
- Никита Марченков, председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, и.о. руководителя Института синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт» и другие.
⚡️ Клуб ректоров

29 марта в 11:00 в рамках «Всероссийского инженерного конкурса» (ВИК) в НИЯУ МИФИ состоится заседание Клуба ректоров инженерных вузов.

Тема встречи
«Передовые инженерные школы: роль в трансформации отраслей».

Участники:

- Министерство науки и высшего образования РФ;
- ГК «Росатом»;
- ГК «Ростех»;
- НИЯУ МИФИ;
- НИУ МГСУ;
- НГТУ им. Р.Е. Алексеева,
- УрФУ;
- НИУ МЭИ;
- Питерский Политех;
- Томский Политех;
- Университет МИСИС и другие.

Модератор дискуссии — научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов.

Трансляция на официальной странице ВИК в ВКонтакте.
⚡️Пятый юбилейный сезон конкурса «Лидеры России» стартует 4 апреля ⚡️
⚡️Прямо сейчас в Московском Политехе проходит
презентация квадроцикла Guepard, электрифицированного командой Московского Политеха для компании Stels.


В мероприятии принимают участие:
- Владимир Миклушевский, ректор Московского Политеха;
- Пабло Итурралде, директор Передовой инженерной школы электротранспорта;
- Юрий Начевкин, глава компании Веломоторс;
- Андрей Жогин, главный конструктор Веломоторс.
Владимир Миклушевский, ректор Московского Политеха:

Это пример успешного сотрудничества коммерческой компании и университета.
Квадроцикл, который вы увидите, это результат этой работы. Стояла задача уйти от двигателя внутреннего сгорания к электроприводу. Из плюсов это бесшумность, экологичность, а сама конструкция — удобство, энергономика, сохранились прежние — это было условие компании.

У нас есть планы по коммерциализации разработки. Университет вложил около 60% финансирования, мы планируем их вернуть.

Юрий Начевкин, глава компании Веломоторс:

Наши квадроциклы славятся своей проходимостью, а электрификация расширит его аудиторию. У нас много проектов, поэтому мы выбрали партнерство с Московским Политехом для развития этого.

Популярность электротранспорта в России растет. Мы – партнеры РГО, развиваем маршруты и работаем в тренде роста популярности внутреннего туризма.

https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/31395
28 марта в офисе компании Segezha Group состоялась встреча стипендиатов Благотворительного фонда «Система» и представителей компаний Группы АФК «Система».

Встречу организовал Благотворительный фонд «Система», который реализует всероссийский образовательный проект Лифт в будущее.

Встреча, приуроченная запуску нового потока стипендиальной программы, прошла в гибридном формате – участники, которые не смогли приехать в Москву, подключились к беседе онлайн. Стипендиаты познакомились с экспертами и между собой: рассказали истории знакомства с «Лифтом в будущее» и личного развития в проекте, поделились профессиональными планами. Президент БФ «Система» Лариса Пастухова и вице-президент по управлению персоналом АФК «Система» Светлана Матвеева, а также эксперты от компаний Группы АФК «Система» - Segezha Group, Sitronics Group и Binnopharm Group – крупнейших работодателей страны, поздравили стипендиатов с победой и рассказали о том, какие образовательные и карьерные возможности в инновационных и традиционных отраслях предоставляет Корпорация стажерам и молодым специалистам.

Пилотная стипендиальная программа «Лифт в будущее» с объемом финансирования 30 миллионов рублей стартовала в сентябре 2022 года для поддержки молодежи с высоким профессиональным потенциалом. За стипендию соревновались 46 266 конкурсантов – 15 566 студентов вузов, 7131 студент колледжей и 23 569 учеников 8–10 классов. С сентября по декабрь участники прошли профориентацию и обучение надпрофессиональным компетенциям, проявили целеустремленность и высокий уровень гибких навыков.

Из более чем 46 тысяч участников конкурса были выбраны 75 школьников и студентов профессиональных образовательных организаций и вузов из 36 регионов России. Помимо стипендии, которую они будут получать в течение 5 месяцев, победители пройдут карьерные консультации, а студенты вузов также получат возможность пройти стажировки в компаниях Группы АФК «Система» под руководством отраслевых наставников.

📍 Завтра, 29 марта, в ТАСС будет дан старт новой стипендиальной программе «Система». Целью стипендиальной программы является стимулирование исследовательской, научной и инновационной деятельности молодежи, содействие их участию в разработке и реализации проектов, направленных на развитие реального сектора экономики, поддержка в трудоустройстве и получении первого рабочего места. Стипендиальная программа реализуется при поддержке компаний Группы АФК «Система» в партнерстве с научными и образовательными организациями. В группе будет трансляция, подключайтесь!

#БФСистема #ЛифтВБудущее
Индекс «Большой игры»

Многополярное состояние международных отношений из умозрительной теоретической категории переходит в основное содержание межгосударственных отношений на современном этапе. Следствием этих изменений становится не только трансформация роли великих государств или пересмотр сложившихся правил на международной арене, мы наблюдаем ревизию системы международных институциональных связей во всех сферах жизнедеятельности человека, где ключевым процессом становится сегментация международной архитектуры на региональные зоны кооперации и конкуренции.

В разных частях планеты набор региональных инициатив отличается. Пространство Центральной Азии можно охарактеризовать как «геополитическая лаборатория», где действует большое число государств, обладающих ресурсами и возможностями для реализации собственных региональных проектов сотрудничества.

Если еще в начале века экспертный дискурс вокруг Центральной Азии преимущественно концентрировался вокруг стратегической тройки КНР-США-РФ, то реалии текущего момента демонстрируют высокую активность таких держав как: Турция, Южная Корея, Индия, Иран, Саудовская Аравия, Япония.

В этом контексте исследовательский коллектив НГУЭУ предпринял попытку разработать более сложную систему оценки особенностей внешнеполитического курса внерегиональных государств в регионе.

В НГУЭУ стартовал цикл круглых столов в рамках международного исследовательского проекта «Факторы международного сотрудничества в Центральной Азии. Индекс Большой игры», получившего поддержку Фонда публичной дипломатии им. А.М. Горчакова.

Цель научно-исследовательской работы учёных НГУЭУ и международных экспертов – составление индекса межгосударственного сотрудничества в Центральной Азии, отражающего динамику кооперационных и конкурентных взаимоотношений в регионе на основе соотношения различных показателей в четырёх ключевых сферах межгосударственного взаимодействия: экономике, политике, идеологии, военной сфере.

Базовый акцент экспертных сессий будет посвящён обсуждению финальной архитектуры индекса, определению качественных и количественных соотношений между показателями в итоговом расчёте и утверждению наиболее подходящей графической модели.

В обсуждении содержания индекса «Большой игры» примут участие 50 специалистов и 200 слушателей из России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана.

Денис Борисов, заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ для «Научно-образовательной политики»:

В рамках проекта нам с коллегами предстоит провести пять международных круглых столов с молодыми и уже состоявшимися исследователями Центрально-Азиатского региона, чтобы согласовать методологические и концептуальные рамки для составления композитного показателя.

Он должен аргументированно отражать динамику межгосударственных отношений между странами Центральной Азии (Казахстан, Республика Киргизия, Таджикистан, Узбекистан) и наиболее активными внешними субъектами в регионе (Россия, Китай, Турция, США, Япония, Республика Корея, Иран, Индия).

В процессе обсуждения мы выделим наиболее влиятельные организационные формы власти в экономике, политике, идеологии и военной сфере для центрально-азиатской подсистемы международных отношений.

По плану мы должны представить индекс «Большой игры» в июне 2023 года на финальном мероприятии.
Новый игрок в созвездии Сириуса

Александр Федоров, ректор БФУ им. И.Канта, получил приглашение войти в состав Научно-технологического совета при Президиуме Попечительского совета Фонда «Талант и успех». По инициативе помощника Президента РФ Андрея Фурсенко и бессменного лидера «Сириуса» Елены Шмелёвой БФУ им. И.Канта теперь сможет участвовать в разработке программы научных исследований Фонда, их координации, оценке результативности
решении иных вопросов, делегированных Президиумом Попечительского совета.

Напомним, образовательный центр "Сириус" — это инновационная площадка, где рождаются новые уникальные образовательные программы, царит атмосфера творчества, апробируются новейшие методики преподавания. Также здесь проходят стажировку самые талантливые школьники, студенты и их педагоги со всей страны и ближнего зарубежья. Фонд "Талант и успех" мощно интегрирован в систему подготовки кадрового резерва для науки и высшего образования и имеет главный сервисный центр высокотехнологичного научного оборудования страны.

В Год педагога и наставника БФУ им. И.Канта, который стремится стать не просто кузницей кадров для всей страны, но и сосредоточием национальной педагогической мысли, в перспективе имеет все шансы стать одним из оплотов российского учительства.

Александр Фёдоров, ректор БФУ им. И.Канта для “Научно-образовательной политики”:

“В БФУ им. И.Канта мы делаем большую ставку именно на педагогическое образование. Мы понимаем, насколько важную функцию выполняют сегодня наставники — они формируют будущее. Я уверено об этом говорю, как руководитель педагогического университета вуза в прошлом, как ректор классического вуза. Это идея лежит в основе нашего стратегического проекта «Кастомизированный жизненно-образовательный маршрут» — мы учим студентов и учимся сами. Его главная задача — повысить проектную продуктивность вуза. То есть продуктом должны стать не люди, не технологии, не открытия, а проекты, которые включают в себя все это”.
Физика запрещает чудеса, но учителя появятся в школах

Недостаток учителей в естественно-научном цикле является серьезной проблемой для российской школы, так как эти предметы являются ключевыми для формирования основ научной грамотности и культуры учеников. Нехватка квалифицированных преподавателей может привести к низкому уровню обучения, ухудшению качества знаний и навыков учеников, а также к уменьшению интереса к научным дисциплинам.

Для решения этой проблемы необходимы меры, направленные на привлечение талантливых выпускников вузов и специалистов в научно-педагогическую деятельность, а также на повышение престижа профессии учителя.

В связи с недостатком учителей физики НИЯУ МИФИ начнёт готовить учителей физики в магистратуре.

Андрей Кузнецов, директор Института лазерных и плазменных технологий НИЯУ МИФИ для «Научно-образовательной политики»:

«Мы в этом году запускам программу магистратуры по подготовке учителей физики для средних школ. Есть большой спрос на выпускников бакалавриата инженерно-физических направлений подготовки, которые уходят преподавать в школы, и мы хотим, чтобы они уходили со знанием педагогики. Это партнерская работа с рядом лучших школ Москвы.

Команда у нас создана. И я думаю, что эта история очень важна во многих планах: начиная от позиционирования МИФИ в лучших общеобразовательных школах и заканчивая увеличением понимания мира.

Физика – это наука, которая запрещает чудеса. Это самое важное, что мы должны воспитать в людях».
ГлавРАНэкспертиза

Геннадий Красников с первого же дня на посту президента Российской академии наук поставил задачу интегрировать ее в процесс принятия решений.

Один из значимых этапов состоялся 29 марта в ходе встречи Дмитрия Чернышенко и Геннадия Красникова. Это был разговор курирующего вице-премьера с одним из крупнейшим активном зоны его.

Вице-премьер сформулировал логическую цепочку: экспертиза позволяет определить результативность – а она является главным критерием достижения технологического суверенитета.

Главная задача РАН – экспертиза. Академия становится и главным организатором экспертных изысканий по научным и научно-техническим сюжетам, и методологическим центром компетенций.

Консенсус между властью, ключевыми элитными группами и самой Академией состоит в том, что ее основной функцией является оценка научных и научно-технических знаний. Российская академия наук должна стать координатором Национальной системы научной (научно-технической) экспертизы, в реестры которой будут включены все эксперты и экспертные организации. Также РАН будет проводить экспертизу результатов работ научных организаций, выполняемых за счёт федерального бюджета, независимо от их ведомственной принадлежности.

Академия не просто встроится в систему принятия решений – в своем новом качестве она окажет влияние на то, каковой та станет. Дмитрий Чернышенко подчеркнул:

«Научная экспертиза способствует формированию эффективных управленческих решений на всех уровнях. Поэтому вдвойне важно выстроить единые подходы к её проведению. Закон о проведении научной и научно-технической экспертизы уже принят в первом чтении Государственной Думой. Сейчас ведётся разработка соответствующих подзаконных актов. Важно обеспечить широкое общественное и экспертное обсуждение, в том числе на площадке Совета Федерации».

Это будет полноценная нормативно правовая база, разработку которой ведет правительство. В документах будут закреплены подходы к проведению научной и научно-технической экспертизы будут закреплены в специальном положении. Также в нём будут определены правила проведения, задачи и цели экспертизы.

Президент Геннадий Красников подчеркнул, что РАН готова к масштабной экспертной работе:

«Российская академия наук – это главный, непредвзятый экспертный центр страны. Мы ежегодно проводим порядка 40 тыс. экспертиз различных программ и проектов по запросам федеральных и региональных министерств и ведомств. В эту работу сегодня вовлечены более 5 тысяч экспертов».

Судя по настрою всех сторон главной становится институциональная экспертиза – то есть «знак качества» РАН как таковой, а не просто мнение любого из академиков. Собственно, этой ясности долгое время добивались и в академическом сообшестве.

Подробнее: http://government.ru/news/48106/
BRIEF пишет о том, что один из лучших университетов России сокращает объем преподавания европейских языков:

С 2023-2024 учебного года испанский, французский и немецкий языки заменили в расписании китайским.

Если это так, то решение очень спорное. Не по причине китайского языка – логично, что он будет набирать популярность в России. Бог с ним и с немецким, но на французском и испанском говорит в буквальном смысле треть мира, включая огромное количество стран Африки, Центральной и Южной Америки, с которыми Россия именно сейчас укрепляет отношения. Достаточно вспомнить хотя бы только что прошедшую и широко освещённую СМИ международную парламентскую конференцию «РоссияАфрика» и подготовку к ещё более значимому саммиту «РоссияАфрика» с участием глав государств.

Например, на испанском говорят Колумбия, Панама, Никарагуа, Сальвадор, Коста-Рике, Гватемала, Гондурас, Мексика, Доминиканская Республика, Венесуэла, Куба, Перу, Боливия, Парагвай, Чили, Уругвай и Аргентина.

В свою очередь, на французском говорят Камерун, Бенин, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Бурунди, Вануату, Габон, Гаити, Гваделупа, Гвинея, ДР Конго, Джибути, Мали, Нигер и даже часть Индии.

https://news.1rj.ru/str/rusbrief/104294
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
TGStat проводит масштабное исследование аудитории Telegram 2023

Команда подготовила простой, но подробный опрос, чтобы узнать, что из себя представляет аудитория мессенджера на 2023 год.

Призываем всех пройти опрос, а администраторов поделиться ссылкой на опрос в своих каналах и чатах.

Ссылка на опрос:
https://tgstat.ru/research
Евгений Сжёнов - научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», один из спикеров программы для советников директоров по воспитанию в Центре знаний «Машук».

👨‍👩‍👧 «Машук» - один из лучших центров России, которые сегодня существуют. Мне кажется, он должен стать кросс-смысловой площадкой по распаковке и молодежной политики, и образовательной сферы, и где-то, может быть, науки и даже цифровой отрасли.
👨‍👩‍👧 Блогерство - это формат коммуникации и умение донести через него свой талант, компетенции и впечатления. И учителя-блогеры являются серьезными мотиваторами, драйверами не только в образовательной повестке, но и в целом в вопросах наставничества, патриотизма и тех вещей, на которых держится стержень настоящего гражданина.
👨‍👩‍👧 Мы с коллегами приедем сюда еще не раз. Но не просто в гости, а с полезными программами. Одна их часть будет связана с социальными сетями в сфере образования, а другая – со смыслами молодежной политики и смыслами работы людей в системе образования.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
МахоВИК инженерных побед 1/2

Топ-менеджеры госкорпораций побывали в гостях у Клуба ректоров инженерных вузов, очередное заседание которого состоялось в НИЯУ МИФИ. Его темой стали «Передовые инженерные школы: роль в трансформации отраслей. Взаимодействие проектов ВИК и ПИШ».  Участники встречи обсудили перспективы развития и возможности взаимодействия проектов «Всероссийский инженерный конкурс» и «Передовые инженерные школы», трансформацию современного инженерного образования, востребованность и трудоустройство молодых специалистов.    
 
Каким должно быть инженерное образование будущего и какие технологические вызовы, стоящие перед российской промышленностью, сегодня наиболее актуальны? Как усилить синерию в диалоге вузов и лидеров промышленности? Эти вопросы стал одним из ключевых в дискуссии, модератором которой выступил научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов @szhenov.

Дмитрий Покровский @pokrovskiychannel, врио директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России:

«Всероссийский инженерный конкурс» насчитывает уже почти 7 000 участников, за несколько лет он вырос более чем в 7 раз. ВИК и проект «Передовые инженерные школы» вместе создают слаженную систему поиска и поддержки молодых талантов, исследователей, лидеров»

Владимир Шевченко,  ректор НИЯУ МИФИ:

«И «Всероссийский инженерный конкурс», и «Передовые инженерные школы» начинались в разное время, но встретились на одной площадке – в НИЯУ МИФИ, который выступает оператором проектов. Наши усилия имеют одну цель – добиться того, чтобы слава русской инженерной школы не меркла. Но имена отечественных инженеров не зазвучат громко без масштабных дел. Участники ВИК и ПИШ призваны решать большие задачи, творить великие дела».

Сергей Дмитриев, ректор Нижегородского государственного технического университета:

«Все участники Всероссийского инженерного конкурса имеют возможность не только представить свои работы, но и познакомиться с ведущими промышленными предприятиями и работающими на них специалистами, точнее определиться с выбором профессии, трудоустроиться».

По мнению ректора Уральского федерального университета Виктора Кокшарова и ректора НИУ МГСУ Павла Акимова, проекты «Всероссийский инженерный конкурс» и «Передовые инженерные школы» – два звена огромной экосистемы по поддержке инженерного образования, которому в России сегодня уделяется большое внимание, и их сочетание положительно влияет на программу развития любого вуза, особенно инженерного.

Руководитель Дирекции Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Олег Рождественский добавил, что для еще более эффективной работы проектов «Всероссийский инженерный конкурс» и «Передовые инженерные школы» стоит более плотно работать со школьниками, которые, зачастую, имеют сложности с профориентацией и плохо представляют перспективы и преимущества карьеры инженера.

В свою очередь, директор Проектного офиса по развитию образования и международному сотрудничеству Госкорпорации «Росатом» Валерий Карезин поблагодарил руководство НИЯУ МИФИ за большую работу, которую университет ведет в качестве оператора проектов «Всероссийский инженерный конкурс» и «Передовые инженерные школы» и рассказал о востребованности инженеров на рынке труда:

«Недавно мы посчитали, что только из МИФИ до 2030 года мы должны взять порядка 8700 человек. Это требует от нас активной работы с университетами, в том числе, в рамках конкурсов. Идея ВИК – конкурса дипломных работ студентов – очень продуктивна. То, что сейчас к этому конкурсу подключаются руководители ведущих корпораций, крайне важно. Благодаря конкурсу мы видим срез инженерного образования, его уровень. В ПИШ мы включились тоже очень активно»
МахоВИК инженерных побед 2/2

Ждут молодых инженеров и в Государственной корпорации «Ростех». По словам директора по стратегии «Ростеха» Максима Грушкина, госкорпорация объединяет более 800 предприятий и очень заинтересована в молодых инженерах, которые привнесут яркие идеи, помогут в создании новых технологий:

«Ростех» – крупный работодатель, у нас 590 000 сотрудников, большая доля которых инженеры. Развитию проекта «Передовые инженерные школы» мы уделяем пристальное внимание».

Среди приоритетных и наиболее перспективных направлений в ближайшие 5-10 лет директор по стратегии госкорпорации «Ростех» назвал медицинское приборостроение.   

Заместитель генерального директора президентской платформы «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля @guzhelya_pro не сомневается, что проекты «Всероссийский инженерный конкурс» и «Передовые инженерные школы» будут и в дальнейшем быстро развиваться и предложил «выращивать» из этих проектов новые кооперации при поддержке и участии РСВ:

«Нужно для каждого участника постараться создать индивидуальную траекторию развития. Школы, университеты, работодатели должны действовать сообща».

Его поддержал Эдуард Бобрицкий, заместитель генерального директора по административному управлению и организационному развитию АО «ОСК»:

«Из талантливых ребят, победителей конкурса ВИК, получаются будущие великие ученые, всемирно известные исследователи», а также Арсений Брыкин, директор Ассоциации разработчиков и производителей «Консорциум средств, ресурсов и технологий производства высокотехнологичной продукции»:

«Кадры, как и раньше, решают все. Экосистему корпораций составляет огромное количество малых инновационных компаний, и они проявляют точечный интерес не только к победителям, но и к тем конкурсантам, у которых есть оригинальные идеи».

Юлия Цветкова, директор по управлению персоналом Государственной корпорации «Ростех» добавила, что конкурс ВИК – хорошая воронка для отбора будущих сотрудников и заявила, что потребность в инженерах сейчас очень высокая:

«Подбор инженеров для нас ключевая задача. В 2022 году мы дополнительно привлекли 33 000 человек. Это инженерные кадры. Любой толковый инженер сегодня на вес золота».

Инженеров ценят и ждут в крупных государственных корпорациях, на промышленных предприятиях, инновационных производствах. Но, к сожалению, не все старшеклассники об этом знают, для большинства школьников инженерные специальности представляются гораздо менее привлекательными, чем, те, что, например, связаны с информационными технологиями. Достоинство и высокий профессиональный уровень российских инженеров могут стать очень важным драйвером позитивных изменений глобальной экономико-политической ситуации в стране - подвёл итог дискуссии Владимир Шевченко.    

В какой–то момент жаркой дискуссии на короткое время в зале погас свет, но участники были так увлечены, что разговор продолжился и при свете экранов смартфонов.

Участники Клуба ректоров договорились в ближайшее время продолжить начатый разговор на профильных форумных площадках и в вузах-участниках проекта, при участии «Научно‐ образовательной политики» @scienpolicy и президентской платформы РСВ @stranavozmojnostey.