Инженеры с ДНК гуманитария (2/2)
«Задача формирования инженерных кадров не противоречит задаче дать студентам гуманитарные знания. Сегодня человечество столкнулось с целым рядом вызовов, которые сопряжены с новыми техническими и технологическими достижениями.
Понятие «третье полушарие головного мозга», выраженное в гаджетах, доступе к соцсетям, стало метафорой для многих экспертов, подтверждением того, что в мире сейчас меняется все. В этом новом мире предстоит сформулировать большое количество новых решений, что без высокой технической подготовки и понимания процессов, относящихся к когнитивной и социальной области, невозможно.
Для любой созидательной деятельности необходимо целеполагание, вынесенное за скобки личных интересов и приоритетов. Технологического лидерства не достигнуть без подготовки людей, способных создавать новые технологии. Такая подготовка невозможна без междисциплинарных, гуманитарных знаний. Сочетание гуманитарных и технических наук дает навык концептуализации решений», – подчеркнул директор департамента по взаимодействию с регионами ГК «Росатом», руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин.
Гуманитарные фокусы
Очевидно, что инженеру не требуется полный спектр подготовки по гуманитарным дисциплинам и есть конкретные аспекты, на которых стоит заострить внимание. Ректор СФУ Максим Румянцев рассказал о 3 фокусах преподавания гуманитарных дисциплин при подготовке инженеров:
1. Понимание того, что мир сложен и хрупок;
2. Потребность в творчестве;
3. Культура мышления и формирование широкого кругозора.
Гуманитарная подготовка: выбор, а не требование
Как, не навязывая гуманитарные знания инженерам, рассказать об их значимости поделился ректор ТПУ Дмитрий Седнев:
«Социально-гуманитарные науки должны заложить мировоззренческий базис. Мы в Томском Политехе сейчас как раз пересобираем социо-гуманитарный курс. Основные дисциплины, которые подверглись переосмыслению, философия и история. Например, мы добавили большой блок, который касается истории инженерии. Потому что столкнулись с тем, что ребята, зная историю России, ничего не знают о великих российских инженерах, изобретателях. Методика преподавания тоже меняется».
«Перекрестное» преподавание
Ректор ТюмГУ Иван Романчук считает, что всё дело в педагогах — насколько они увлечены своей деятельностью и участвуют в научных исследованиях, настолько они смогут и увлечь студентов. Дефицит таких преподавателей породил межвузовскую кадровую конкуренцию. Решением может стать «перекрестное» преподавание дисциплин для гуманитариев и для инженеров, уверен Иван Романчук.
«Увлеченные преподаватели всегда привлекают студентов, собирают полные аудитории. Инженер сегодня – это очень могущественней человек. Перед инженерами открываются совершенно новые горизонты. Поэтому так важны этические и онтологические вопросы, ответы на которые может дать философия», – дополнила тезис заведующая кафедрой НИУ МЭИ Юлия Соколова.
Этика и психология инженера
По мнению проректора Университета МИСИС Александра Волкова, технологическое развитие упирается в этические нормы — чтобы не допустить технологической или социальной катастрофы, необходимо прививать инженерам нормы и ценности через социально-гуманитарное образование.
Проректор НГТУ Евгений Ивашкин считает, что важная миссия инженера — просвещение. Для ее реализации необходимо владеть риторикой и знать основы психологии.
Гуманитарная подготовка через креатив и амбиции
Проректор НИУ МГСУ Гузалия Фазылзянова уверена, что в студентах необходимо развивать стремление к творчеству:
«Креативному городу нужны креативные строители. Креативный строитель должен обладать методологией дизайн-мышления, проектирования креативного пространства. Необходимо и понимание того, что такое техническая эстетика, зачем человеку нужны те или иные технологии, что даст их внедрение».
Ее коллега проректор НИУ МГСУ Таймураз Кайтуков считает, что изучение гуманитарных дисциплин, особенно истории, будет способствовать тому, что из инженеры будут ставить перед собой амбициозные цели.
«Задача формирования инженерных кадров не противоречит задаче дать студентам гуманитарные знания. Сегодня человечество столкнулось с целым рядом вызовов, которые сопряжены с новыми техническими и технологическими достижениями.
Понятие «третье полушарие головного мозга», выраженное в гаджетах, доступе к соцсетям, стало метафорой для многих экспертов, подтверждением того, что в мире сейчас меняется все. В этом новом мире предстоит сформулировать большое количество новых решений, что без высокой технической подготовки и понимания процессов, относящихся к когнитивной и социальной области, невозможно.
Для любой созидательной деятельности необходимо целеполагание, вынесенное за скобки личных интересов и приоритетов. Технологического лидерства не достигнуть без подготовки людей, способных создавать новые технологии. Такая подготовка невозможна без междисциплинарных, гуманитарных знаний. Сочетание гуманитарных и технических наук дает навык концептуализации решений», – подчеркнул директор департамента по взаимодействию с регионами ГК «Росатом», руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин.
Гуманитарные фокусы
Очевидно, что инженеру не требуется полный спектр подготовки по гуманитарным дисциплинам и есть конкретные аспекты, на которых стоит заострить внимание. Ректор СФУ Максим Румянцев рассказал о 3 фокусах преподавания гуманитарных дисциплин при подготовке инженеров:
1. Понимание того, что мир сложен и хрупок;
2. Потребность в творчестве;
3. Культура мышления и формирование широкого кругозора.
Гуманитарная подготовка: выбор, а не требование
Как, не навязывая гуманитарные знания инженерам, рассказать об их значимости поделился ректор ТПУ Дмитрий Седнев:
«Социально-гуманитарные науки должны заложить мировоззренческий базис. Мы в Томском Политехе сейчас как раз пересобираем социо-гуманитарный курс. Основные дисциплины, которые подверглись переосмыслению, философия и история. Например, мы добавили большой блок, который касается истории инженерии. Потому что столкнулись с тем, что ребята, зная историю России, ничего не знают о великих российских инженерах, изобретателях. Методика преподавания тоже меняется».
«Перекрестное» преподавание
Ректор ТюмГУ Иван Романчук считает, что всё дело в педагогах — насколько они увлечены своей деятельностью и участвуют в научных исследованиях, настолько они смогут и увлечь студентов. Дефицит таких преподавателей породил межвузовскую кадровую конкуренцию. Решением может стать «перекрестное» преподавание дисциплин для гуманитариев и для инженеров, уверен Иван Романчук.
«Увлеченные преподаватели всегда привлекают студентов, собирают полные аудитории. Инженер сегодня – это очень могущественней человек. Перед инженерами открываются совершенно новые горизонты. Поэтому так важны этические и онтологические вопросы, ответы на которые может дать философия», – дополнила тезис заведующая кафедрой НИУ МЭИ Юлия Соколова.
Этика и психология инженера
По мнению проректора Университета МИСИС Александра Волкова, технологическое развитие упирается в этические нормы — чтобы не допустить технологической или социальной катастрофы, необходимо прививать инженерам нормы и ценности через социально-гуманитарное образование.
Проректор НГТУ Евгений Ивашкин считает, что важная миссия инженера — просвещение. Для ее реализации необходимо владеть риторикой и знать основы психологии.
Гуманитарная подготовка через креатив и амбиции
Проректор НИУ МГСУ Гузалия Фазылзянова уверена, что в студентах необходимо развивать стремление к творчеству:
«Креативному городу нужны креативные строители. Креативный строитель должен обладать методологией дизайн-мышления, проектирования креативного пространства. Необходимо и понимание того, что такое техническая эстетика, зачем человеку нужны те или иные технологии, что даст их внедрение».
Ее коллега проректор НИУ МГСУ Таймураз Кайтуков считает, что изучение гуманитарных дисциплин, особенно истории, будет способствовать тому, что из инженеры будут ставить перед собой амбициозные цели.
Прямо сейчас в Национальной академии наук Беларуси проходит торжественное открытие Конгресса молодых учёных Беларуси и России.
Начинается пленарное заседание на тему: «Молодые ученые: задачи и направления взаимодействия для создания единого научно-технологического пространства Беларуси и России».
Участники:
- Дмитрий Мезенцев, Государственный секретарь Союзного государства;
- Андрей Иванец, Министр образования Республики Беларусь;
- Владимир Гусаков, Председатель Президиума НАН Беларуси;
- Михаил Ковальчук, Президент НИЦ «Курчатовский институт»;
- Денис Секиринский, заместитель министра науки и высшего образования РФ;
- Никита Марченков, председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, и.о. руководителя Института синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт» и другие.
Начинается пленарное заседание на тему: «Молодые ученые: задачи и направления взаимодействия для создания единого научно-технологического пространства Беларуси и России».
Участники:
- Дмитрий Мезенцев, Государственный секретарь Союзного государства;
- Андрей Иванец, Министр образования Республики Беларусь;
- Владимир Гусаков, Председатель Президиума НАН Беларуси;
- Михаил Ковальчук, Президент НИЦ «Курчатовский институт»;
- Денис Секиринский, заместитель министра науки и высшего образования РФ;
- Никита Марченков, председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, и.о. руководителя Института синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт» и другие.
⚡️ Клуб ректоров
29 марта в 11:00 в рамках «Всероссийского инженерного конкурса» (ВИК) в НИЯУ МИФИ состоится заседание Клуба ректоров инженерных вузов.
Тема встречи – «Передовые инженерные школы: роль в трансформации отраслей».
Участники:
- Министерство науки и высшего образования РФ;
- ГК «Росатом»;
- ГК «Ростех»;
- НИЯУ МИФИ;
- НИУ МГСУ;
- НГТУ им. Р.Е. Алексеева,
- УрФУ;
- НИУ МЭИ;
- Питерский Политех;
- Томский Политех;
- Университет МИСИС и другие.
Модератор дискуссии — научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов.
Трансляция на официальной странице ВИК в ВКонтакте.
29 марта в 11:00 в рамках «Всероссийского инженерного конкурса» (ВИК) в НИЯУ МИФИ состоится заседание Клуба ректоров инженерных вузов.
Тема встречи – «Передовые инженерные школы: роль в трансформации отраслей».
Участники:
- Министерство науки и высшего образования РФ;
- ГК «Росатом»;
- ГК «Ростех»;
- НИЯУ МИФИ;
- НИУ МГСУ;
- НГТУ им. Р.Е. Алексеева,
- УрФУ;
- НИУ МЭИ;
- Питерский Политех;
- Томский Политех;
- Университет МИСИС и другие.
Модератор дискуссии — научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов.
Трансляция на официальной странице ВИК в ВКонтакте.
Vk
Работодатели инновационных технологических отраслей в гостях у Клуба ректоров
vk video
⚡️Прямо сейчас в Московском Политехе проходит
презентация квадроцикла Guepard, электрифицированного командой Московского Политеха для компании Stels.
В мероприятии принимают участие:
- Владимир Миклушевский, ректор Московского Политеха;
- Пабло Итурралде, директор Передовой инженерной школы электротранспорта;
- Юрий Начевкин, глава компании Веломоторс;
- Андрей Жогин, главный конструктор Веломоторс.
презентация квадроцикла Guepard, электрифицированного командой Московского Политеха для компании Stels.
В мероприятии принимают участие:
- Владимир Миклушевский, ректор Московского Политеха;
- Пабло Итурралде, директор Передовой инженерной школы электротранспорта;
- Юрий Начевкин, глава компании Веломоторс;
- Андрей Жогин, главный конструктор Веломоторс.
Владимир Миклушевский, ректор Московского Политеха:
Это пример успешного сотрудничества коммерческой компании и университета.
Квадроцикл, который вы увидите, это результат этой работы. Стояла задача уйти от двигателя внутреннего сгорания к электроприводу. Из плюсов это бесшумность, экологичность, а сама конструкция — удобство, энергономика, сохранились прежние — это было условие компании.
У нас есть планы по коммерциализации разработки. Университет вложил около 60% финансирования, мы планируем их вернуть.
Юрий Начевкин, глава компании Веломоторс:
Наши квадроциклы славятся своей проходимостью, а электрификация расширит его аудиторию. У нас много проектов, поэтому мы выбрали партнерство с Московским Политехом для развития этого.
Популярность электротранспорта в России растет. Мы – партнеры РГО, развиваем маршруты и работаем в тренде роста популярности внутреннего туризма.
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/31395
Это пример успешного сотрудничества коммерческой компании и университета.
Квадроцикл, который вы увидите, это результат этой работы. Стояла задача уйти от двигателя внутреннего сгорания к электроприводу. Из плюсов это бесшумность, экологичность, а сама конструкция — удобство, энергономика, сохранились прежние — это было условие компании.
У нас есть планы по коммерциализации разработки. Университет вложил около 60% финансирования, мы планируем их вернуть.
Юрий Начевкин, глава компании Веломоторс:
Наши квадроциклы славятся своей проходимостью, а электрификация расширит его аудиторию. У нас много проектов, поэтому мы выбрали партнерство с Московским Политехом для развития этого.
Популярность электротранспорта в России растет. Мы – партнеры РГО, развиваем маршруты и работаем в тренде роста популярности внутреннего туризма.
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/31395
Telegram
Научно-образовательная политика
⚡️Прямо сейчас в Московском Политехе проходит
презентация квадроцикла Guepard, электрифицированного командой Московского Политеха для компании Stels.
В мероприятии принимают участие:
- Владимир Миклушевский, ректор Московского Политеха;
- Пабло Итурралде…
презентация квадроцикла Guepard, электрифицированного командой Московского Политеха для компании Stels.
В мероприятии принимают участие:
- Владимир Миклушевский, ректор Московского Политеха;
- Пабло Итурралде…
Forwarded from Системная благотворительность
28 марта в офисе компании Segezha Group состоялась встреча стипендиатов Благотворительного фонда «Система» и представителей компаний Группы АФК «Система».
Встречу организовал Благотворительный фонд «Система», который реализует всероссийский образовательный проект Лифт в будущее.
Встреча, приуроченная запуску нового потока стипендиальной программы, прошла в гибридном формате – участники, которые не смогли приехать в Москву, подключились к беседе онлайн. Стипендиаты познакомились с экспертами и между собой: рассказали истории знакомства с «Лифтом в будущее» и личного развития в проекте, поделились профессиональными планами. Президент БФ «Система» Лариса Пастухова и вице-президент по управлению персоналом АФК «Система» Светлана Матвеева, а также эксперты от компаний Группы АФК «Система» - Segezha Group, Sitronics Group и Binnopharm Group – крупнейших работодателей страны, поздравили стипендиатов с победой и рассказали о том, какие образовательные и карьерные возможности в инновационных и традиционных отраслях предоставляет Корпорация стажерам и молодым специалистам.
Пилотная стипендиальная программа «Лифт в будущее» с объемом финансирования 30 миллионов рублей стартовала в сентябре 2022 года для поддержки молодежи с высоким профессиональным потенциалом. За стипендию соревновались 46 266 конкурсантов – 15 566 студентов вузов, 7131 студент колледжей и 23 569 учеников 8–10 классов. С сентября по декабрь участники прошли профориентацию и обучение надпрофессиональным компетенциям, проявили целеустремленность и высокий уровень гибких навыков.
Из более чем 46 тысяч участников конкурса были выбраны 75 школьников и студентов профессиональных образовательных организаций и вузов из 36 регионов России. Помимо стипендии, которую они будут получать в течение 5 месяцев, победители пройдут карьерные консультации, а студенты вузов также получат возможность пройти стажировки в компаниях Группы АФК «Система» под руководством отраслевых наставников.
📍 Завтра, 29 марта, в ТАСС будет дан старт новой стипендиальной программе «Система». Целью стипендиальной программы является стимулирование исследовательской, научной и инновационной деятельности молодежи, содействие их участию в разработке и реализации проектов, направленных на развитие реального сектора экономики, поддержка в трудоустройстве и получении первого рабочего места. Стипендиальная программа реализуется при поддержке компаний Группы АФК «Система» в партнерстве с научными и образовательными организациями. В группе будет трансляция, подключайтесь!
#БФСистема #ЛифтВБудущее
Встречу организовал Благотворительный фонд «Система», который реализует всероссийский образовательный проект Лифт в будущее.
Встреча, приуроченная запуску нового потока стипендиальной программы, прошла в гибридном формате – участники, которые не смогли приехать в Москву, подключились к беседе онлайн. Стипендиаты познакомились с экспертами и между собой: рассказали истории знакомства с «Лифтом в будущее» и личного развития в проекте, поделились профессиональными планами. Президент БФ «Система» Лариса Пастухова и вице-президент по управлению персоналом АФК «Система» Светлана Матвеева, а также эксперты от компаний Группы АФК «Система» - Segezha Group, Sitronics Group и Binnopharm Group – крупнейших работодателей страны, поздравили стипендиатов с победой и рассказали о том, какие образовательные и карьерные возможности в инновационных и традиционных отраслях предоставляет Корпорация стажерам и молодым специалистам.
Пилотная стипендиальная программа «Лифт в будущее» с объемом финансирования 30 миллионов рублей стартовала в сентябре 2022 года для поддержки молодежи с высоким профессиональным потенциалом. За стипендию соревновались 46 266 конкурсантов – 15 566 студентов вузов, 7131 студент колледжей и 23 569 учеников 8–10 классов. С сентября по декабрь участники прошли профориентацию и обучение надпрофессиональным компетенциям, проявили целеустремленность и высокий уровень гибких навыков.
Из более чем 46 тысяч участников конкурса были выбраны 75 школьников и студентов профессиональных образовательных организаций и вузов из 36 регионов России. Помимо стипендии, которую они будут получать в течение 5 месяцев, победители пройдут карьерные консультации, а студенты вузов также получат возможность пройти стажировки в компаниях Группы АФК «Система» под руководством отраслевых наставников.
📍 Завтра, 29 марта, в ТАСС будет дан старт новой стипендиальной программе «Система». Целью стипендиальной программы является стимулирование исследовательской, научной и инновационной деятельности молодежи, содействие их участию в разработке и реализации проектов, направленных на развитие реального сектора экономики, поддержка в трудоустройстве и получении первого рабочего места. Стипендиальная программа реализуется при поддержке компаний Группы АФК «Система» в партнерстве с научными и образовательными организациями. В группе будет трансляция, подключайтесь!
#БФСистема #ЛифтВБудущее