Что советуют советники?
"Научно–образовательная политика" на условиях анонимности обсудила с двумя десятками советников по воспитанию в школах РФ причины, которые снижают эффективность их работы.
Наиболее частые ответы:
1. Наши кураторы в местных департаментах образования не понимают задач, которые формируются и озвучиваются на федеральном уровне – это самый большой тормоз в нашей работе.
2. Советники по воспитанию в основной своей массе воспринимают "приоритеты воспитания" исключительно через призму задач, озвученных прямым руководством. Которое, в свою очередь, озвучивает их через воронку задач подведомственности Минпросвещения РФ.
Так, многие советники по воспитанию почти ничего не знают о "воспитательных" проектах АНО РСВ, РО "Знание", Минобрнауки РФ, Росмолодёжи, РАО, Института воспитания и даже РДДМ "Движение Молодых".
Ценность "советования" в таких условиях вызывает вопросы, а разрыв между задачами и ожиданиями, формулируемыми на федеральном уровне и реальной практикой "работы на земле" – увеличивается.
"Научно–образовательная политика" убеждена, что кураторам и идеологам функционала и задач советников по воспитанию в АП и Минпросвещения не будет лишним учесть в работе отмеченные проблемные моменты.
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/26358
"Научно–образовательная политика" на условиях анонимности обсудила с двумя десятками советников по воспитанию в школах РФ причины, которые снижают эффективность их работы.
Наиболее частые ответы:
1. Наши кураторы в местных департаментах образования не понимают задач, которые формируются и озвучиваются на федеральном уровне – это самый большой тормоз в нашей работе.
2. Советники по воспитанию в основной своей массе воспринимают "приоритеты воспитания" исключительно через призму задач, озвученных прямым руководством. Которое, в свою очередь, озвучивает их через воронку задач подведомственности Минпросвещения РФ.
Так, многие советники по воспитанию почти ничего не знают о "воспитательных" проектах АНО РСВ, РО "Знание", Минобрнауки РФ, Росмолодёжи, РАО, Института воспитания и даже РДДМ "Движение Молодых".
Ценность "советования" в таких условиях вызывает вопросы, а разрыв между задачами и ожиданиями, формулируемыми на федеральном уровне и реальной практикой "работы на земле" – увеличивается.
"Научно–образовательная политика" убеждена, что кураторам и идеологам функционала и задач советников по воспитанию в АП и Минпросвещения не будет лишним учесть в работе отмеченные проблемные моменты.
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/26358
Telegram
Большая перемена РФ
⚡️⚡️ Минпросвещения РФ: Число советников по воспитанию в школах РФ в этом году вырастет более чем вдвое
Должности советников по воспитанию введены более чем в 18 тыс. российских школ, планируется, что к концу года их будет уже более 40 тыс. человек, сообщил…
Должности советников по воспитанию введены более чем в 18 тыс. российских школ, планируется, что к концу года их будет уже более 40 тыс. человек, сообщил…
Небольшой плюс и большие вопросы
«В образовательные программы для вузов включат дисциплину по противодействию экстремизму и терроризму, следует из приказа Минобрнауки», - сообщает ТАСС. Выглядит это все как оперативная реакция на теракт, в котором был убит Владлен Татарский. Однако, плюс Министерство науки и высшего образования получает не по данному кейсу. 31 марта сего года Минюст зарегистрировал приказ Минобрнауки от 27 февраля 2023 г. По всему – это скорее ответ на последние школьные шутинги.
Суть изменений – в универсальной компетенции УК-10 –
Было: «Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению».
С 1 сентября 2023 г. станет – «Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности». Причем каждый вуз волен сам выбирать, какой предмет будет формировать эту универсальную компетенцию.
Теперь можно разобраться детально. Автор этих строк долго и весьма глубоко изучал терроризм, а также инициативы относительно всех уровней образования. Не будем брать коррупционные вопросы – раз УК уже действующая, объяснить детям, что брать и давать взятки плохо, должны были научиться.
Чтобы сформировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма и терроризма придется объяснять, во-первых, что это, во-вторых, почему это плохо. И тут сразу много вопросов к будущему единому модулю по истории. Нельзя же пропустить народовольцев, бомбистов, анархистов, эсеров. Как рассказать историю современной России без двух чеченских с трагическими терактами на фоне?
Если же брать общемировые процессы – то горящие 40-80-е вообще ставят очень сложные вопросы. Ведь есть кейс Палестины, есть ИРА. Здесь требуется аккуратность – ведь, по сути, террористические действия дали по факту позитивный политический исход.
Мы, да и весь мир, внезапно осознали, что (нео)нацизм жив – прозрение шло лет десять и вызвало СВО. Удивительным образом, что нацизм жив, а далеко не рядовые нацисты управляют страной выяснили молодые люди, которые сформировали RAF (Фракция красной армии в ФРГ).
Терроризм – это идея. Он глубоко коммуникативен по своей природе. Базируется он на уверенности в том, что с помощью насилия можно повлиять на политические процессы и решения. Привить нетерпение к идее – задача достаточно нетривиальная.
Отдельный вопрос – подготовка по общественным и гуманитарным наукам. Историки, политологи, специалисты по международным отношениям или регионоведению (в некоторой части – даже российского, но обязательно – зарубежного) – все они должны достаточно детально и глубоко изучать вопросы терроризма, тем более экстремизма (с еще более смутными границами).
Совсем другой вопрос – привить навыки поведения в ходе совершения теракта. Этим надо заниматься на ОБЖ с детского сада до высшей школы. Здесь вопрос не в «нетерпимом отношении», а в выживании.
Возвращаясь к формулировке компетенции – «противодействовать им в профессиональной деятельности». Не могу представить, как 90% выпускников могут оказывать противодействие. Не репостить экстремистский контент? Вычислять потенциальных террористов среди коллег? Просто быть бдительным и сообщать на всякий случай?
Идее о том, чтобы в вузах прививали нетерпимость к экстремизму и терроризму немало лет. В той или иной форме это пытались вставлять и в формулировки компетенций. Только никто так и не понял, как сформировать нетерпение. Либо человек осуждает насилие как класс, либо (например, у «силовиков») есть четкое понимание кто может быть врагом, а кто нет.
Другой УК, чтобы впихнуть экстремизм и терроризм не нашлось, но, с другой стороны, «Хромая Лошадь» и «Зимняя вишня» подтвердили, что коррупционеры и идиоты значительно опаснее террористов.
Подробнее: новость Минобрнауки и ТАСС, текст Приказа.
«В образовательные программы для вузов включат дисциплину по противодействию экстремизму и терроризму, следует из приказа Минобрнауки», - сообщает ТАСС. Выглядит это все как оперативная реакция на теракт, в котором был убит Владлен Татарский. Однако, плюс Министерство науки и высшего образования получает не по данному кейсу. 31 марта сего года Минюст зарегистрировал приказ Минобрнауки от 27 февраля 2023 г. По всему – это скорее ответ на последние школьные шутинги.
Суть изменений – в универсальной компетенции УК-10 –
Было: «Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению».
С 1 сентября 2023 г. станет – «Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности». Причем каждый вуз волен сам выбирать, какой предмет будет формировать эту универсальную компетенцию.
Теперь можно разобраться детально. Автор этих строк долго и весьма глубоко изучал терроризм, а также инициативы относительно всех уровней образования. Не будем брать коррупционные вопросы – раз УК уже действующая, объяснить детям, что брать и давать взятки плохо, должны были научиться.
Чтобы сформировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма и терроризма придется объяснять, во-первых, что это, во-вторых, почему это плохо. И тут сразу много вопросов к будущему единому модулю по истории. Нельзя же пропустить народовольцев, бомбистов, анархистов, эсеров. Как рассказать историю современной России без двух чеченских с трагическими терактами на фоне?
Если же брать общемировые процессы – то горящие 40-80-е вообще ставят очень сложные вопросы. Ведь есть кейс Палестины, есть ИРА. Здесь требуется аккуратность – ведь, по сути, террористические действия дали по факту позитивный политический исход.
Мы, да и весь мир, внезапно осознали, что (нео)нацизм жив – прозрение шло лет десять и вызвало СВО. Удивительным образом, что нацизм жив, а далеко не рядовые нацисты управляют страной выяснили молодые люди, которые сформировали RAF (Фракция красной армии в ФРГ).
Терроризм – это идея. Он глубоко коммуникативен по своей природе. Базируется он на уверенности в том, что с помощью насилия можно повлиять на политические процессы и решения. Привить нетерпение к идее – задача достаточно нетривиальная.
Отдельный вопрос – подготовка по общественным и гуманитарным наукам. Историки, политологи, специалисты по международным отношениям или регионоведению (в некоторой части – даже российского, но обязательно – зарубежного) – все они должны достаточно детально и глубоко изучать вопросы терроризма, тем более экстремизма (с еще более смутными границами).
Совсем другой вопрос – привить навыки поведения в ходе совершения теракта. Этим надо заниматься на ОБЖ с детского сада до высшей школы. Здесь вопрос не в «нетерпимом отношении», а в выживании.
Возвращаясь к формулировке компетенции – «противодействовать им в профессиональной деятельности». Не могу представить, как 90% выпускников могут оказывать противодействие. Не репостить экстремистский контент? Вычислять потенциальных террористов среди коллег? Просто быть бдительным и сообщать на всякий случай?
Идее о том, чтобы в вузах прививали нетерпимость к экстремизму и терроризму немало лет. В той или иной форме это пытались вставлять и в формулировки компетенций. Только никто так и не понял, как сформировать нетерпение. Либо человек осуждает насилие как класс, либо (например, у «силовиков») есть четкое понимание кто может быть врагом, а кто нет.
Другой УК, чтобы впихнуть экстремизм и терроризм не нашлось, но, с другой стороны, «Хромая Лошадь» и «Зимняя вишня» подтвердили, что коррупционеры и идиоты значительно опаснее террористов.
Подробнее: новость Минобрнауки и ТАСС, текст Приказа.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
В образовательные программы вузов будет включена компетенция по противодействию экстремизму, терроризму и коррупционному поведению
В федеральные государственные образовательные стандарты вузов будет включена универсальная компетенция по противодействию экстремизму, терроризму и коррупционному поведению. Нововведение касается уровней бакалавриата и специалитета. Соответствующий приказ…
Ядерная IT-подготовка
В НИЯУ МИФИ открывается новая экспериментальная магистерская программа «Программная инженерия и анализ данных для физики высоких энергий», объединяющая ядерную физику и информационные технологии для подготовки междисциплинарных специалистов.
Новая программа позволит Институту ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ будет выпускать магистров по специальности «Ядерная физика и технологии» с дополнительной квалификацией «Программная инженерия».
Руководство университета прогнозирует, что новая магистерская программа окажется востребованной. Современная физика частиц строится, в основном, на масштабных экспериментах, которые оперируют большими объемами данных. Работа на установках класса мегасайенс в области физики высоких энергий связана с широким применением информационных технологий.
Специалисты в этой области должны не только знать физику, но и обладать многими IT-компетенциями. Поэтому новая магистерская программа включает в себя изучение методов обработки и анализа результатов физических экспериментов, основ системного администрирования, алгоритмов машинного обучения.
Наряду с этим студенты освоят методы регистрации взаимодействия излучения с веществом, основы ядерной электроники, ядерной физики и физики элементарных частиц.
Предполагается, что практические и дипломные работы, направленные на решение актуальных IT-задач в экспериментах на установках класса мегасайенс, будут выполняться в ведущих российских и международных научных организациях, выступающих партнерами НИЯУ МИФИ.
По словам доцента кафедры «Физика элементарных частиц» НИЯУ МИФИ Евгения Солдатова, идеей новой магистерской программы университета уже заинтересовались в ОИЯИ, где очень ждут специалистов с подобными компетенциями для работы на коллайдере NICA – он планируется к запуску уже в конце этого года.
В НИЯУ МИФИ открывается новая экспериментальная магистерская программа «Программная инженерия и анализ данных для физики высоких энергий», объединяющая ядерную физику и информационные технологии для подготовки междисциплинарных специалистов.
Новая программа позволит Институту ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ будет выпускать магистров по специальности «Ядерная физика и технологии» с дополнительной квалификацией «Программная инженерия».
Руководство университета прогнозирует, что новая магистерская программа окажется востребованной. Современная физика частиц строится, в основном, на масштабных экспериментах, которые оперируют большими объемами данных. Работа на установках класса мегасайенс в области физики высоких энергий связана с широким применением информационных технологий.
Специалисты в этой области должны не только знать физику, но и обладать многими IT-компетенциями. Поэтому новая магистерская программа включает в себя изучение методов обработки и анализа результатов физических экспериментов, основ системного администрирования, алгоритмов машинного обучения.
Наряду с этим студенты освоят методы регистрации взаимодействия излучения с веществом, основы ядерной электроники, ядерной физики и физики элементарных частиц.
Предполагается, что практические и дипломные работы, направленные на решение актуальных IT-задач в экспериментах на установках класса мегасайенс, будут выполняться в ведущих российских и международных научных организациях, выступающих партнерами НИЯУ МИФИ.
По словам доцента кафедры «Физика элементарных частиц» НИЯУ МИФИ Евгения Солдатова, идеей новой магистерской программы университета уже заинтересовались в ОИЯИ, где очень ждут специалистов с подобными компетенциями для работы на коллайдере NICA – он планируется к запуску уже в конце этого года.
Forwarded from Большая перемена РФ
О советах советникам
Коллеги из НОП провели небольшое исследование по работе советников директоров школ по воспитанию.
Скажем сразу, с приведённой коллегами оценкой и рекомендациями сложно спорить, они честны и главное – конструктивны.
В свою очередь надеемся, что существующие пробелы в работе советников по воспитанию – это так называемая «болезнь роста», дело это новое и только-только проходит обкатку.
Но чрезвычайная важность задач воспитания молодого поколения, возложенная на советников директоров школ, требует относится к любым выявленным недочётам и огрехам со всей серьезностью.
Больше чем уверены, что и в Министерстве просвещения, и в АП прекрасно понимают: подобные проблемы необходимо купировать как можно оперативнее, не дожидаясь «системной ошибки».
Однако, на наш взгляд, в этом вопросе также крайне важна активность и инициатива самих советников по воспитанию, а также их поддержка директорами школ: Молчащего – не услышат!
Коллеги из НОП провели небольшое исследование по работе советников директоров школ по воспитанию.
Скажем сразу, с приведённой коллегами оценкой и рекомендациями сложно спорить, они честны и главное – конструктивны.
В свою очередь надеемся, что существующие пробелы в работе советников по воспитанию – это так называемая «болезнь роста», дело это новое и только-только проходит обкатку.
Но чрезвычайная важность задач воспитания молодого поколения, возложенная на советников директоров школ, требует относится к любым выявленным недочётам и огрехам со всей серьезностью.
Больше чем уверены, что и в Министерстве просвещения, и в АП прекрасно понимают: подобные проблемы необходимо купировать как можно оперативнее, не дожидаясь «системной ошибки».
Однако, на наш взгляд, в этом вопросе также крайне важна активность и инициатива самих советников по воспитанию, а также их поддержка директорами школ: Молчащего – не услышат!
Telegram
Научно-образовательная политика
Что советуют советники?
"Научно–образовательная политика" на условиях анонимности обсудила с двумя десятками советников по воспитанию в школах РФ причины, которые снижают эффективность их работы.
Наиболее частые ответы:
1. Наши кураторы в местных департаментах…
"Научно–образовательная политика" на условиях анонимности обсудила с двумя десятками советников по воспитанию в школах РФ причины, которые снижают эффективность их работы.
Наиболее частые ответы:
1. Наши кураторы в местных департаментах…
Траектория успеха: стратегии и тактики развития одаренности детей и молодежи (1/2)
В России существует система развития одаренности детей и молодежи, которая включает в себя как государственные, так и частные программы. Одним из основных документов, регулирующих развитие одаренности в России, является ФЗ «Об образовании».
В рамках этого закона созданы центры одаренных детей и молодежи, которые занимаются организацией дополнительного образования для одаренных детей и молодежи. В этих центрах проводятся конкурсы, олимпиады, семинары и другие мероприятия, направленные на развитие способностей детей и молодежи. Также в России успешно реализуется комплекс программ поддержки одаренных детей и молодежи на платформе «Россия - страна возможностей» и Росмолодежи.
Однако, как и в других странах, в России есть проблемы, связанные с развитием одаренности. Например, недостаток квалифицированных педагогов, ограниченный доступ к ресурсам и финансированию, а также недостаточное внимание к развитию творческих способностей детей и молодежи. Поэтому важно продолжать развивать систему развития одаренности в России, улучшать доступность дополнительного образования и поддерживать мотивацию детей и молодежи к достижению высоких результатов в своей области интересов.
На базе Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова уже второй раз прошел научно-образовательный педагогический форум. В 2023 г. он приурочен к Году педагога и наставника в России. Форум – первая в Нижегородской области экосистемная коммуникационная площадка осмысления фундаментальных и прикладных аспектов выявления, поддержки, обучения и сопровождения талантливых школьников и студентов; обмена лучшими практиками в сфере работы с одаренными детьми и талантливой молодежью; комплексного анализа состояния и перспектив развития российского образования в данной области в проекции страны и конкретного региона.
География проекта в этом году охватила экспертное сообщество из России, Республики Беларусь, Китайской Народной Республики, Республики Узбекистан, Республики Таджикистан, Италии, Германии.
В России существует система развития одаренности детей и молодежи, которая включает в себя как государственные, так и частные программы. Одним из основных документов, регулирующих развитие одаренности в России, является ФЗ «Об образовании».
В рамках этого закона созданы центры одаренных детей и молодежи, которые занимаются организацией дополнительного образования для одаренных детей и молодежи. В этих центрах проводятся конкурсы, олимпиады, семинары и другие мероприятия, направленные на развитие способностей детей и молодежи. Также в России успешно реализуется комплекс программ поддержки одаренных детей и молодежи на платформе «Россия - страна возможностей» и Росмолодежи.
Однако, как и в других странах, в России есть проблемы, связанные с развитием одаренности. Например, недостаток квалифицированных педагогов, ограниченный доступ к ресурсам и финансированию, а также недостаточное внимание к развитию творческих способностей детей и молодежи. Поэтому важно продолжать развивать систему развития одаренности в России, улучшать доступность дополнительного образования и поддерживать мотивацию детей и молодежи к достижению высоких результатов в своей области интересов.
На базе Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова уже второй раз прошел научно-образовательный педагогический форум. В 2023 г. он приурочен к Году педагога и наставника в России. Форум – первая в Нижегородской области экосистемная коммуникационная площадка осмысления фундаментальных и прикладных аспектов выявления, поддержки, обучения и сопровождения талантливых школьников и студентов; обмена лучшими практиками в сфере работы с одаренными детьми и талантливой молодежью; комплексного анализа состояния и перспектив развития российского образования в данной области в проекции страны и конкретного региона.
География проекта в этом году охватила экспертное сообщество из России, Республики Беларусь, Китайской Народной Республики, Республики Узбекистан, Республики Таджикистан, Италии, Германии.
Траектория успеха: стратегии и тактики развития одаренности детей и молодежи (2/2)
Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования РФ по вопросам молодежной политики и воспитательной деятельности, обратилась к участникам с приветственным словом:
«В Год педагога и наставника мы призваны осознать, что вся система образования создана, прежде всего, для нашего обучающегося, школьника, студента – и это позволит нам развиваться дальше, – сказала Ольга Петрова. – Мы сможем создать новые адаптационные модели, которые начнем отрабатывать уже в этом году. Проанализируем путь ребят, которые поступают в вузы, имея определенное индивидуальное портфолио с заслугами школьных лет, чтобы трансформировать их в заслуги и фундамент для достижений в период студенчества. Я с удовольствием приму все предложения, которые удастся сформировать в ходе Форума, потому что Министерство науки и высшего образования очень заинтересовано в инновационных педагогических моделях».
Жанна Никонова, ректор НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, для «Научно-образовательной политики»:
«Проблема поддержки и развития детской одаренности имеет социально значимый статус. Ее решение является общегосударственной задачей, объединяющей усилия социальных институтов, образовательных учреждений, государственных служб, научных коллективов, общественных организаций и фондов, практикующих педагогов-психологов, заинтересованных граждан. Очень важно, чтобы педагог безукоризненно знал психолого-педагогические механизмы, закономерности и условия развития одаренности у детей, владел техниками ее диагностирования, а также обладал стремлением к непрерывному повышению своей квалификации.
Феномен одаренности очень часто раскрывается в детях и молодежи в процессе изучения иностранных языков. Поэтому разработка проблематики Форума теснейшим образом связана с миссией нашего Лингвистического университета. Мы исключительно рады тому, что усилиями коллектива НГЛУ и партнеров Нижний Новгород второй год подряд становится всероссийской дискуссионной площадкой с международным участием по поиску ответов на многочисленные вопросы, которые встают в практической работе педагогов и наставников с одаренными детьми и молодежью, а также в их теоретическом осмыслении. И пусть это станет доброй традицией».
Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования РФ по вопросам молодежной политики и воспитательной деятельности, обратилась к участникам с приветственным словом:
«В Год педагога и наставника мы призваны осознать, что вся система образования создана, прежде всего, для нашего обучающегося, школьника, студента – и это позволит нам развиваться дальше, – сказала Ольга Петрова. – Мы сможем создать новые адаптационные модели, которые начнем отрабатывать уже в этом году. Проанализируем путь ребят, которые поступают в вузы, имея определенное индивидуальное портфолио с заслугами школьных лет, чтобы трансформировать их в заслуги и фундамент для достижений в период студенчества. Я с удовольствием приму все предложения, которые удастся сформировать в ходе Форума, потому что Министерство науки и высшего образования очень заинтересовано в инновационных педагогических моделях».
Жанна Никонова, ректор НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, для «Научно-образовательной политики»:
«Проблема поддержки и развития детской одаренности имеет социально значимый статус. Ее решение является общегосударственной задачей, объединяющей усилия социальных институтов, образовательных учреждений, государственных служб, научных коллективов, общественных организаций и фондов, практикующих педагогов-психологов, заинтересованных граждан. Очень важно, чтобы педагог безукоризненно знал психолого-педагогические механизмы, закономерности и условия развития одаренности у детей, владел техниками ее диагностирования, а также обладал стремлением к непрерывному повышению своей квалификации.
Феномен одаренности очень часто раскрывается в детях и молодежи в процессе изучения иностранных языков. Поэтому разработка проблематики Форума теснейшим образом связана с миссией нашего Лингвистического университета. Мы исключительно рады тому, что усилиями коллектива НГЛУ и партнеров Нижний Новгород второй год подряд становится всероссийской дискуссионной площадкой с международным участием по поиску ответов на многочисленные вопросы, которые встают в практической работе педагогов и наставников с одаренными детьми и молодежью, а также в их теоретическом осмыслении. И пусть это станет доброй традицией».
Пром-политика-тех-суверенитет (1/3)
Президент Владимир Путин, ничего не сказав однозначно, фактически начал предвыборную кампанию. Сегодня глава государства посещал Тульскую область – завод «Тулажелдормаш», а затем провел заседание Президиума Государственного совета, посвящённое развитию промышленности страны в условиях санкционного давления. Уже становится правильной традицией – особое внимание к научно-технологическим сюжетам.
ТулаТех – это монорегиональный научно-образовательный центр мирового уровня, который сильно заточен под ОПК и системно-значимые процессы. Значимо, что этот факт отмечен в подводке к общению президента с рабочими:
«Для более эффективной реализации своего потенциала «Тулажелдормаш» вошёл в число технологических партнёров Научно-образовательного центра мирового уровня «ТулаТех». Он создан в 2020 году в рамках нацпроекта «Наука» и призван объединить возможности науки и реального сектора для создания уникальной отечественной высокотехнологичной продукции».
Говорили, естественно, о самом проблемном – о кадрах. Большие надежды возлагаются на Профессионалитет (даже, когда его не поминуют всуе – он в мыслях участников). Зато в контексте диалога президента с трудящимися губернатор Алексей Дюмин удачно напомнил, что выделяются повышенные КЦП на инженерные направления. Владимир Путин удовлетворенно ответил, что это уровнем выше. И словно в завершении темы так же незримо вспыхнула аббревиатура ПИШ (она – хотели того авторы или нет – идет в тандеме с Профессионалитетом).
Заодно президент намекнул, что не стоит переводить стрелки ответственности с регионального (СПО) на федеральный (высшая школа) уровень – «так просто не проскочишь у нас».
Глава государства подчеркнул – есть высокотехнологичный вызов. В критических областях мы должны не просто провести импортозамещение, но и обеспечить стопроцентный технологический суверенитет. Это может вестись с дружественными государствами, но в идеале самые критически важные – пусть даже банальные гайки – должны производиться в России.
Как этого добиться? Рабочим президент рассказал про Фонд развития промышленности и крупные гранты для индустриальных парков. Основные ответы формулировали участники заседания Президиума Госсовета.
Выход на импортозамещение и технологический суверенитет были необходимы, но всегда находились отговорки: «Я думаю, что, если бы мы не были вынуждены, никогда бы этого и не сделали», - жестко резюмировал президент.
Владимир Путин уверен, что в более широком промышленном секторе сработает тот же эффект, что от комбинации санкций Запада и наши антисанкций в АПК. Именно санкционная война, пожалуй, сделала больше для интеграции науки в производственные силы экономики, чем вся популяризация последних десяти лет:
«Именно от успешного решения задач промышленной политики во многом зависит формирование нового облика российской экономики, рынка труда, спрос на науку, отечественные технологии и так далее. В целом это вопрос национальной безопасности, развития всех регионов страны, нашей системы профессионального образования, создания современных рабочих мест, роста доходов российских семей».
В контексте технологического суверенитета возникает проблема производства средств производства. В Туле у Владимира Путина спросили – что делать с импортной техникой. Он дал совет изучать и делать лучше. Аналогичные проблемы, напомним, существуют и в приборостроении. Ответ на эти вызовы примерно тот же, что и со станками – программа поддержки отечественного приборостроения, единый центр (реверс)инжиниринга на базе Сириуса, гранты и льготы.
Президент обозначил ключевые концепты новой системы высшего образования, в частности: укрепление научно-промышленных школ и новых подходов в подготовке кадров (это трансформация системы высшего образования).
Подробнее: заседание Президиума Госсовета, посещение завода «Тулажелдормаш».
Президент Владимир Путин, ничего не сказав однозначно, фактически начал предвыборную кампанию. Сегодня глава государства посещал Тульскую область – завод «Тулажелдормаш», а затем провел заседание Президиума Государственного совета, посвящённое развитию промышленности страны в условиях санкционного давления. Уже становится правильной традицией – особое внимание к научно-технологическим сюжетам.
ТулаТех – это монорегиональный научно-образовательный центр мирового уровня, который сильно заточен под ОПК и системно-значимые процессы. Значимо, что этот факт отмечен в подводке к общению президента с рабочими:
«Для более эффективной реализации своего потенциала «Тулажелдормаш» вошёл в число технологических партнёров Научно-образовательного центра мирового уровня «ТулаТех». Он создан в 2020 году в рамках нацпроекта «Наука» и призван объединить возможности науки и реального сектора для создания уникальной отечественной высокотехнологичной продукции».
Говорили, естественно, о самом проблемном – о кадрах. Большие надежды возлагаются на Профессионалитет (даже, когда его не поминуют всуе – он в мыслях участников). Зато в контексте диалога президента с трудящимися губернатор Алексей Дюмин удачно напомнил, что выделяются повышенные КЦП на инженерные направления. Владимир Путин удовлетворенно ответил, что это уровнем выше. И словно в завершении темы так же незримо вспыхнула аббревиатура ПИШ (она – хотели того авторы или нет – идет в тандеме с Профессионалитетом).
Заодно президент намекнул, что не стоит переводить стрелки ответственности с регионального (СПО) на федеральный (высшая школа) уровень – «так просто не проскочишь у нас».
Глава государства подчеркнул – есть высокотехнологичный вызов. В критических областях мы должны не просто провести импортозамещение, но и обеспечить стопроцентный технологический суверенитет. Это может вестись с дружественными государствами, но в идеале самые критически важные – пусть даже банальные гайки – должны производиться в России.
Как этого добиться? Рабочим президент рассказал про Фонд развития промышленности и крупные гранты для индустриальных парков. Основные ответы формулировали участники заседания Президиума Госсовета.
Выход на импортозамещение и технологический суверенитет были необходимы, но всегда находились отговорки: «Я думаю, что, если бы мы не были вынуждены, никогда бы этого и не сделали», - жестко резюмировал президент.
Владимир Путин уверен, что в более широком промышленном секторе сработает тот же эффект, что от комбинации санкций Запада и наши антисанкций в АПК. Именно санкционная война, пожалуй, сделала больше для интеграции науки в производственные силы экономики, чем вся популяризация последних десяти лет:
«Именно от успешного решения задач промышленной политики во многом зависит формирование нового облика российской экономики, рынка труда, спрос на науку, отечественные технологии и так далее. В целом это вопрос национальной безопасности, развития всех регионов страны, нашей системы профессионального образования, создания современных рабочих мест, роста доходов российских семей».
В контексте технологического суверенитета возникает проблема производства средств производства. В Туле у Владимира Путина спросили – что делать с импортной техникой. Он дал совет изучать и делать лучше. Аналогичные проблемы, напомним, существуют и в приборостроении. Ответ на эти вызовы примерно тот же, что и со станками – программа поддержки отечественного приборостроения, единый центр (реверс)инжиниринга на базе Сириуса, гранты и льготы.
Президент обозначил ключевые концепты новой системы высшего образования, в частности: укрепление научно-промышленных школ и новых подходов в подготовке кадров (это трансформация системы высшего образования).
Подробнее: заседание Президиума Госсовета, посещение завода «Тулажелдормаш».
Президент России
Заседание Президиума Государственного Совета
Президент по видеосвязи провёл заседание Президиума Государственного Совета, посвящённое развитию промышленности страны в условиях санкционного давления.
Пром-политика-тех-суверенитет (2/3)
Связи науки и технологий был уделен значительный сектор выступления главы государства:
«Здесь скажу дополнительно о значимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание новых, востребованных промышленностью технологий и продукции, в том числе мелкосерийной.
Широкая кооперация между учёными, технологами и промышленниками для решения определённых задач конкретных предприятий, безусловно, востребована и необходима. При этом крайне важно сейчас актуализировать наши комплексные научно-технические программы полного инновационного цикла. Они должны быть скоординированы по задачам, ресурсам и срокам работы, обеспечивать проведение исследований, формирующих опережающий задел в соответствии с запросами отраслей промышленности.
Для их реализации нужно предусмотреть финансирование в рамках программы научно-технологического развития России.
Особое внимание необходимо уделять созданию центров инженерных разработок, программам реверсивного, так называемого обратного инжиниринга, которые позволяют адаптировать и эффективно использовать зарубежные технологии».
Задачи, поставленные в Стратегии научно-технологического развития еще в 2017-м году (в реальности – еще раньше) остаются актуальными – востребованы проекты полного инновационного цикла: от идеи до производства. Изменились обстоятельства – если раньше всегда маячила альтернатива купить импортное, то теперь выбора нет: либо успех всего проекта полного инновационного цикла, либо чего-то у страны не будет. Может быть, детского питания, может быть, сердечных клапанов или собственных датчиков дождя для автомобиля.
Президент однозначно призвал не чураться обратным инжинирингом. Надо брать иностранный образец, разбирать до винтика, собирать заново – и так пока мы не поймем, как с помощью некоего набора технологических «букв» сложить слово «суверенитет».
Поддержка со стороны государства будет значительной – но для тех, кто будет реализовывать настоящие проекты по суверенизации промышленного производства. Переклейка шильдиков сейчас, скорее всего, закончится не тем, что автора идея пожурят в высоком кабинете, а скорее по законам военного времени. В принципе, в копировании и творческом развитии нет ничего предосудительного – Китай, Иран, Индия так строили свои высокотехнологичные отрасли промышленности.
На Президиуме Госсовета, естественно, президент продолжил говорить о кадрах. В их двух ипостасях – СПО и высшее образование:
«Ещё одно базовое направление – подготовка квалифицированных инженерных, технических и рабочих кадров. Их дефицит формировался годами, мы об этом много раз говорили, и здесь нам нужны действительно кардинальные перемены, ощутимые результаты. Цели, которые стоят перед промышленностью, перед экономикой в целом, сами не реализуются, их достигают люди – специалисты, работающие на предприятиях.
По большому счёту все направления развития профессионального образования у нас обозначены. Это обновление учебных программ, материально-технической и лабораторной базы вузов, колледжей, техникумов и училищ».
Здесь речь идет о программах Профессионалитета, которые – каждая – тесно интегрированы с работодателем. А вот далее пошли новшества, которые определят лицо реформы СПО (того, что останется за гранью Профессионалитета).
Президент объявили, что обсуждал с Игорем Левитиным возможность изменения схемы подведомственности (координации, методической ориентации и т.п.) в ряде случаев с региональной на отраслевую. Причем Владимир Путин говорил весьма уверенно – как об уже принятом в целом решении: «И нужно вернуться, мне кажется, к обсуждению вопросов ведомственной принадлежности. В этом плане уже есть и хорошие практики».
Естественно, отбиваться мы будем тарифными и нетарифными мерами, вводя болезненные санкции против недружественных стран. Мы будем давать налоговые льготы патриотически настроенным предприятиям и выдавать гранты на производственные нужды. Но стратегически значимы именно наука и кадры.
Связи науки и технологий был уделен значительный сектор выступления главы государства:
«Здесь скажу дополнительно о значимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание новых, востребованных промышленностью технологий и продукции, в том числе мелкосерийной.
Широкая кооперация между учёными, технологами и промышленниками для решения определённых задач конкретных предприятий, безусловно, востребована и необходима. При этом крайне важно сейчас актуализировать наши комплексные научно-технические программы полного инновационного цикла. Они должны быть скоординированы по задачам, ресурсам и срокам работы, обеспечивать проведение исследований, формирующих опережающий задел в соответствии с запросами отраслей промышленности.
Для их реализации нужно предусмотреть финансирование в рамках программы научно-технологического развития России.
Особое внимание необходимо уделять созданию центров инженерных разработок, программам реверсивного, так называемого обратного инжиниринга, которые позволяют адаптировать и эффективно использовать зарубежные технологии».
Задачи, поставленные в Стратегии научно-технологического развития еще в 2017-м году (в реальности – еще раньше) остаются актуальными – востребованы проекты полного инновационного цикла: от идеи до производства. Изменились обстоятельства – если раньше всегда маячила альтернатива купить импортное, то теперь выбора нет: либо успех всего проекта полного инновационного цикла, либо чего-то у страны не будет. Может быть, детского питания, может быть, сердечных клапанов или собственных датчиков дождя для автомобиля.
Президент однозначно призвал не чураться обратным инжинирингом. Надо брать иностранный образец, разбирать до винтика, собирать заново – и так пока мы не поймем, как с помощью некоего набора технологических «букв» сложить слово «суверенитет».
Поддержка со стороны государства будет значительной – но для тех, кто будет реализовывать настоящие проекты по суверенизации промышленного производства. Переклейка шильдиков сейчас, скорее всего, закончится не тем, что автора идея пожурят в высоком кабинете, а скорее по законам военного времени. В принципе, в копировании и творческом развитии нет ничего предосудительного – Китай, Иран, Индия так строили свои высокотехнологичные отрасли промышленности.
На Президиуме Госсовета, естественно, президент продолжил говорить о кадрах. В их двух ипостасях – СПО и высшее образование:
«Ещё одно базовое направление – подготовка квалифицированных инженерных, технических и рабочих кадров. Их дефицит формировался годами, мы об этом много раз говорили, и здесь нам нужны действительно кардинальные перемены, ощутимые результаты. Цели, которые стоят перед промышленностью, перед экономикой в целом, сами не реализуются, их достигают люди – специалисты, работающие на предприятиях.
По большому счёту все направления развития профессионального образования у нас обозначены. Это обновление учебных программ, материально-технической и лабораторной базы вузов, колледжей, техникумов и училищ».
Здесь речь идет о программах Профессионалитета, которые – каждая – тесно интегрированы с работодателем. А вот далее пошли новшества, которые определят лицо реформы СПО (того, что останется за гранью Профессионалитета).
Президент объявили, что обсуждал с Игорем Левитиным возможность изменения схемы подведомственности (координации, методической ориентации и т.п.) в ряде случаев с региональной на отраслевую. Причем Владимир Путин говорил весьма уверенно – как об уже принятом в целом решении: «И нужно вернуться, мне кажется, к обсуждению вопросов ведомственной принадлежности. В этом плане уже есть и хорошие практики».
Естественно, отбиваться мы будем тарифными и нетарифными мерами, вводя болезненные санкции против недружественных стран. Мы будем давать налоговые льготы патриотически настроенным предприятиям и выдавать гранты на производственные нужды. Но стратегически значимы именно наука и кадры.
Пром-политика-тех-суверенитет (3/3)
Об этом говорил и главный докладчик – губернатор Тульской области и председатель комиссии по промышленной политики Госсовета Алексей Дюмин – нужно больше денег на НИОКРы: «Считаем необходимым предусмотреть в проекте бюджета на последующие периоды расширение финансирования по приоритетным НИОКРам, предусмотреть новые механизмы частного финансирования таких разработок. Владимир Владимирович, прошу соответствующего поручения по этому вопросу».
К этому блоку хочется как раз добавить оказавшиеся пророческими слова Александра Сергеева – государство дает, сколько может, а вот бизнес закупается технологиями зарубежом. Этому пришел конец.
Участники совещания, конечно, прекрасно знакомы с тем, как буксовала СНТР, первая ФНТП (развития сельского хозяйства) и КНТП. Причем если речь о комплексных научно-технических проектах, то они как раз запустились в рамках подпрограмм ФНТП. Однако комплексные научно-технические программы буксовали долго и безнадежно – сейчас пальцев одной руки хватит пересчитать тех, что находятся хотя бы в какой-то стадии хотя бы принятия. В реальности действует лишь одна.
Алексей Дюмин подчеркнул важность интеграции всех форматов прорывного развития и достижения технологического суверенитета:
«Не менее важно нарастить научно-технологические заделы и запустить производства, основанные на новых прорывных технологиях, в том числе сдвинуть с мёртвой точки проект так называемых КНТП [комплексов (комплексных – НОП) научно-технических программ полного инновационного цикла], интегрировать их в госпрограммы в качестве технологических составляющих вместе с «дорожными картами» развития технологий, которые подписаны кооперациям и Правительством.
Просим поручить Правительству в 2030 году утвердить программу КНТП и принять решение по их бюджетному финансированию».
Алексей Дюмин точно знает, что лучше всего запоминается первое и последнее – напомнил о проблемах абитуриентов – якобы все боятся физики и профильной математики, потому уходят в общественно-гуманитарные предметы.
Однако, Владимиру Путину, видимо, уже надоело слушать про то, как никто не хочет сдавать физику и математику. Он парировал тем, что все зависит от конкретного ученика. Алексей Дюмин резюмировал, что раз это «звездочка», то поставленные президентом задачи требуют «звездопада».
Далее губернатор попросил льготную ипотеку для промышленности – хотя бы для ракетной (Роскосмосу, то есть). Наивно, но терпимо.
И все шло хорошо у Алексея Дюмина пока он зачем-то не озвучил якобы всенародную просьбу «вернуть в школы черчение». Если в профессиональных отечественных программах и как часть информатики для профильных инженерных классов – тут, пожалуй, можно согласиться. В остальном… все уже высказались против.
Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о том, как столица перешла на контракты жизненного цикла в 15-30 лет, о «Москвичах», и о «пуле» по развитию фотоники. Разве что не упомянул про Зеленоградский синхротрон.
Губернатор Кировской области Алексей Соколов выступил традиционно: больше учителей технических наук – больше сдающих ЕГЭ по физике – классный Профессионалитет и еще лучше Передовые инженерные школы.
Акцент он сделал на оборонку. В частности – еще раз поставил вопрос об отсрочках от призыва и брони от мобилизации для специалистов профильных производств, а также запустить востребованные курсы ДПО (например, под новую технику).
Перед заключительными словами президента свое резюме дал вице-премьер и министр промышленности и торговли. Он ожидаемо поддержал многие предложения – в частности, фокусировку Профессионалитета на ОПК.
Самым последним добавил одну из самых важных идей всего совещания гендиректор Росатома Алексей Лихачев – он попросил президента поддержать соревнования профессионального мастерства, как это было во времена Ворлдскиллс.
Ждем поручений по итогам совещания, которые в основе своей уже сформулированы – но за которые начинается новый этап торга.
Об этом говорил и главный докладчик – губернатор Тульской области и председатель комиссии по промышленной политики Госсовета Алексей Дюмин – нужно больше денег на НИОКРы: «Считаем необходимым предусмотреть в проекте бюджета на последующие периоды расширение финансирования по приоритетным НИОКРам, предусмотреть новые механизмы частного финансирования таких разработок. Владимир Владимирович, прошу соответствующего поручения по этому вопросу».
К этому блоку хочется как раз добавить оказавшиеся пророческими слова Александра Сергеева – государство дает, сколько может, а вот бизнес закупается технологиями зарубежом. Этому пришел конец.
Участники совещания, конечно, прекрасно знакомы с тем, как буксовала СНТР, первая ФНТП (развития сельского хозяйства) и КНТП. Причем если речь о комплексных научно-технических проектах, то они как раз запустились в рамках подпрограмм ФНТП. Однако комплексные научно-технические программы буксовали долго и безнадежно – сейчас пальцев одной руки хватит пересчитать тех, что находятся хотя бы в какой-то стадии хотя бы принятия. В реальности действует лишь одна.
Алексей Дюмин подчеркнул важность интеграции всех форматов прорывного развития и достижения технологического суверенитета:
«Не менее важно нарастить научно-технологические заделы и запустить производства, основанные на новых прорывных технологиях, в том числе сдвинуть с мёртвой точки проект так называемых КНТП [комплексов (комплексных – НОП) научно-технических программ полного инновационного цикла], интегрировать их в госпрограммы в качестве технологических составляющих вместе с «дорожными картами» развития технологий, которые подписаны кооперациям и Правительством.
Просим поручить Правительству в 2030 году утвердить программу КНТП и принять решение по их бюджетному финансированию».
Алексей Дюмин точно знает, что лучше всего запоминается первое и последнее – напомнил о проблемах абитуриентов – якобы все боятся физики и профильной математики, потому уходят в общественно-гуманитарные предметы.
Однако, Владимиру Путину, видимо, уже надоело слушать про то, как никто не хочет сдавать физику и математику. Он парировал тем, что все зависит от конкретного ученика. Алексей Дюмин резюмировал, что раз это «звездочка», то поставленные президентом задачи требуют «звездопада».
Далее губернатор попросил льготную ипотеку для промышленности – хотя бы для ракетной (Роскосмосу, то есть). Наивно, но терпимо.
И все шло хорошо у Алексея Дюмина пока он зачем-то не озвучил якобы всенародную просьбу «вернуть в школы черчение». Если в профессиональных отечественных программах и как часть информатики для профильных инженерных классов – тут, пожалуй, можно согласиться. В остальном… все уже высказались против.
Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о том, как столица перешла на контракты жизненного цикла в 15-30 лет, о «Москвичах», и о «пуле» по развитию фотоники. Разве что не упомянул про Зеленоградский синхротрон.
Губернатор Кировской области Алексей Соколов выступил традиционно: больше учителей технических наук – больше сдающих ЕГЭ по физике – классный Профессионалитет и еще лучше Передовые инженерные школы.
Акцент он сделал на оборонку. В частности – еще раз поставил вопрос об отсрочках от призыва и брони от мобилизации для специалистов профильных производств, а также запустить востребованные курсы ДПО (например, под новую технику).
Перед заключительными словами президента свое резюме дал вице-премьер и министр промышленности и торговли. Он ожидаемо поддержал многие предложения – в частности, фокусировку Профессионалитета на ОПК.
Самым последним добавил одну из самых важных идей всего совещания гендиректор Росатома Алексей Лихачев – он попросил президента поддержать соревнования профессионального мастерства, как это было во времена Ворлдскиллс.
Ждем поручений по итогам совещания, которые в основе своей уже сформулированы – но за которые начинается новый этап торга.
Art Russia 2023
Развитие современного искусства происходит под влиянием различных факторов. В десятые годы была четкая линия роста различных перформансов. Художники действовали, становились инструментом, механизмом своего самовыражения. Перформансы нередко покидали галерейные стены и приходили на площади и улицы. В масскульте перформанс переродился во флешмоб, стал элементом субкультуры футбольных болельщиков; с введением в России FAN ID и опустевшими из-за бойкота трибунами это также ушло в прошлое. Прекрасно себя чувствует только форма флешмоба, хотя и смущает его иностранное название, о чем различные деятели говорят со времен, когда деревья были большими, а конфеты слаще.
Новое время ищет новое искусство. В Москве прошла крупнейшая российская ярмарка современного искусства ART RUSSIA 2023. В этом году больше 100 художников, скульпторов, фотографов и других деятелей искусства представили свои работы. Среди участников - российские университеты. Впервые в ярмарке принял участие Московский Политех.
Вуз представил свой масштабный проект«Арт Политех» выставкой работ культового художника Сергея Федотова. Картины Федотова выполнены крупными мазками, их рекомендуют смотреть издалека. Но, по словам руководителей проекта, если подойти максимально близко, целостность композиции не потеряется. Уникально еще и то, что Федотов пишет свои картины голыми руками, только иногда использует кисти или мастихин. Представленная коллекция — это ранние работы мастера, его «золотой период творчества». Проект «Арт Политех» призван интегрировать культурные многонациональные традиции нашей Родины в жизнь современной студенческой молодежи.
Владимир Миклушевский, ректор Московского Политеха для «Научно-образовательной политики»:
Мы необычный Политех. У нас есть серьезное крыло, которому более 100 лет – это художественное образование, оно берет свое начало еще от ВХУТЕМАСа. «Арт Политех» — это симбиоз представителей совершенно разных направлений, не только творческих, но и технических. Для нас большая честь представлять свой стенд на такой крупной выставке вместе с именитыми художниками».
Валентин Рябов, куратор проекта, арт-критик:
Некоторое время Федотов совмещал занятия любимой наукой с не менее любимой живописью. Потом последняя страсть, наконец, взяла верх над более ранней. И в этом нет никакого противоречия: исследования в физике, как и во многих других современных «естественных науках», закономерно опираются на предвидение, «прозрение», интуицию. Но ведь эти же качества требуются и от художника, который под влиянием каких-то впечатлений и навеянных ими эмоций так же умозрительно воображает нечто, что затем воссоздает на листе бумаги или полотне.
Развитие современного искусства происходит под влиянием различных факторов. В десятые годы была четкая линия роста различных перформансов. Художники действовали, становились инструментом, механизмом своего самовыражения. Перформансы нередко покидали галерейные стены и приходили на площади и улицы. В масскульте перформанс переродился во флешмоб, стал элементом субкультуры футбольных болельщиков; с введением в России FAN ID и опустевшими из-за бойкота трибунами это также ушло в прошлое. Прекрасно себя чувствует только форма флешмоба, хотя и смущает его иностранное название, о чем различные деятели говорят со времен, когда деревья были большими, а конфеты слаще.
Новое время ищет новое искусство. В Москве прошла крупнейшая российская ярмарка современного искусства ART RUSSIA 2023. В этом году больше 100 художников, скульпторов, фотографов и других деятелей искусства представили свои работы. Среди участников - российские университеты. Впервые в ярмарке принял участие Московский Политех.
Вуз представил свой масштабный проект«Арт Политех» выставкой работ культового художника Сергея Федотова. Картины Федотова выполнены крупными мазками, их рекомендуют смотреть издалека. Но, по словам руководителей проекта, если подойти максимально близко, целостность композиции не потеряется. Уникально еще и то, что Федотов пишет свои картины голыми руками, только иногда использует кисти или мастихин. Представленная коллекция — это ранние работы мастера, его «золотой период творчества». Проект «Арт Политех» призван интегрировать культурные многонациональные традиции нашей Родины в жизнь современной студенческой молодежи.
Владимир Миклушевский, ректор Московского Политеха для «Научно-образовательной политики»:
Мы необычный Политех. У нас есть серьезное крыло, которому более 100 лет – это художественное образование, оно берет свое начало еще от ВХУТЕМАСа. «Арт Политех» — это симбиоз представителей совершенно разных направлений, не только творческих, но и технических. Для нас большая честь представлять свой стенд на такой крупной выставке вместе с именитыми художниками».
Валентин Рябов, куратор проекта, арт-критик:
Некоторое время Федотов совмещал занятия любимой наукой с не менее любимой живописью. Потом последняя страсть, наконец, взяла верх над более ранней. И в этом нет никакого противоречия: исследования в физике, как и во многих других современных «естественных науках», закономерно опираются на предвидение, «прозрение», интуицию. Но ведь эти же качества требуются и от художника, который под влиянием каких-то впечатлений и навеянных ими эмоций так же умозрительно воображает нечто, что затем воссоздает на листе бумаги или полотне.
Прямо сейчас в Университете МИСИС проходит презентация первого в России «тканевого пистолета», который может останавливать кровотечения и запускать регенеративные процессы при ранениях легкой и средней степени тяжести. Устройство, разработанное учеными НОЦ Биомедицинской инженерии НИТУ МИСИС, предназначено для работы в военно-полевых условиях и в зоне ЧС.
Конгресс единения молодых ученых России и Белоруссии (1/3)
На прошлой неделе прошел Конгресс молодых ученых России и Белоруссии. Символично, что мероприятие прошло накануне Дня единения двух народов. И здесь сразу стоит расставить акценты — как неоднократно заявлял Президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, вместе с распадом СССР произошел распад научного капитала страны, распределенного по союзным республикам. Это стало основанием для серьёзного ослабления постсоветской России при укреплении западной идеологии, в том числе в сфере исследований и разработок. И если о полном возвращении научного потенциала говорить не приходится, то воссоединение альянса Россия-Белоруссия — позитивная перспективная тенденция.
Чисто политика
Конгресс прошел по инициативе Президентов двух стран — Владимира Путина и Александра Лукашенко. Напомним, Союзное государство было создано в 1999 году. Интеграционные процессы шли с попеременным успехом. После непростых выборов Президента в Белоруссии в 2020 году произошло значительное усиление российского вектора в политике Минска.
Там, где заканчиваются границы Белоруссии, там начинается идеология стран Запада. Россия хорошо усвоила этот урок на примере Грузии 2008 года и Украины 2014 года. Поэтому Москва с энтузиазмом подхватила про-российский разворот соседей в интересах собственной безопасности, которая включает в себя сегодня в том числе науку и технологический суверенитет.
«Конгресс молодых ученых России и Белоруссии — это хорошая веха для развития научной мысли Союзного государства. Она приведет к формированию прочных мощных основ, укрепит технологический суверенитет и поможет сформировать связки и контакты, чтобы наш голос звучал сильнее и мощнее во всем мире», — отметил первый заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Максим Рыженков, открывая пленарное заседание Конгресса.
Политический окрас мероприятию добавил чрезвычайный и полномочный посол РФ в Белоруссии Борис Грызлов, чья политическая карьера федерального уровня началась как раз в год основания Союзного государства. Он уверен, что «важно наметить пути дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества, а выработанные решения направить на укрепление научно-технологического суверенитета России-Белоруссии».
На прошлой неделе прошел Конгресс молодых ученых России и Белоруссии. Символично, что мероприятие прошло накануне Дня единения двух народов. И здесь сразу стоит расставить акценты — как неоднократно заявлял Президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, вместе с распадом СССР произошел распад научного капитала страны, распределенного по союзным республикам. Это стало основанием для серьёзного ослабления постсоветской России при укреплении западной идеологии, в том числе в сфере исследований и разработок. И если о полном возвращении научного потенциала говорить не приходится, то воссоединение альянса Россия-Белоруссия — позитивная перспективная тенденция.
Чисто политика
Конгресс прошел по инициативе Президентов двух стран — Владимира Путина и Александра Лукашенко. Напомним, Союзное государство было создано в 1999 году. Интеграционные процессы шли с попеременным успехом. После непростых выборов Президента в Белоруссии в 2020 году произошло значительное усиление российского вектора в политике Минска.
Там, где заканчиваются границы Белоруссии, там начинается идеология стран Запада. Россия хорошо усвоила этот урок на примере Грузии 2008 года и Украины 2014 года. Поэтому Москва с энтузиазмом подхватила про-российский разворот соседей в интересах собственной безопасности, которая включает в себя сегодня в том числе науку и технологический суверенитет.
«Конгресс молодых ученых России и Белоруссии — это хорошая веха для развития научной мысли Союзного государства. Она приведет к формированию прочных мощных основ, укрепит технологический суверенитет и поможет сформировать связки и контакты, чтобы наш голос звучал сильнее и мощнее во всем мире», — отметил первый заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Максим Рыженков, открывая пленарное заседание Конгресса.
Политический окрас мероприятию добавил чрезвычайный и полномочный посол РФ в Белоруссии Борис Грызлов, чья политическая карьера федерального уровня началась как раз в год основания Союзного государства. Он уверен, что «важно наметить пути дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества, а выработанные решения направить на укрепление научно-технологического суверенитета России-Белоруссии».
Конгресс единения молодых ученых России и Белоруссии (2/3)
Чисто наука
Наука Союзного государства находится на стадии институционального закрепления. «27 марта состоялось заседание Совета министров Союзного государства, на котором премьер-министрам Михаилу Мишустину и Роману Головченко представили содержательную повестку — разработку стратегии научно-технологического развития Союзного государства. Это то, что дает нам сегодня право быть ближе друг к другу», — рассказал государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Дмитрий Мезенцев.
Что касается научного задела, то «белорусская сторона» на пленарном заседании единогласно выступала с позиций, что после распада Советского Союза стране удалось сохранить и приумножить собственный научно-производственный потенциал. Ключевая роль в этом процессе отводится Национальной академии наук Беларуси.
«Стране удалось создать дееспособную национальную систему науки. Действуют «дорожные карты» взаимодействия с РАН, НИЦ «Курчатовский институт», ОИЯИ, Сколково. Средний возраст сотрудников Академии сегодня составляет 46 лет, еще недавно это был порог 60+», — поделился председатель президиума НАН Беларуси Владимир Гусаков.
Сейчас на активном развития двустороннее сотрудничество в области космических исследований, атомной энергетики, АПК и целого ряда других направлений. В эту работу органично вписался потенциал Курчатовского института, торжественное открытие представительства которого также состоялось в рамках прошедшего Конгресса.
И если космос и атом — молодые отрасли для современной Белоруссии, которые главным образом развиваются при непосредственной поддержке и участии России. То конкурентным преимуществом белорусов однозначно выступает развитая микроэлектронная база, квантовая физика, нейронные сети. И здесь Россия заинтересована интегрировать микроэлектронные и цифровые мощности Белоруссии в собственные проекты по импортозамщению.
«Это наш духовный задел — ощущать себя единым огромным коллективом от Бреста до Владивостока», — добавил Дмитрий Мезенцев.
В сочетании геостратегические и научные интересы Михаила Ковальчука естественным образом подразумевают единый научно-технологический ландшафт России и Белоруссии с четко обозначенными направлениями прорыва. При этом Курчатник займет одну из центральных позиций как главный методолог российских научных организаций. «Именно поэтому сегодня при поддержке Президента и Правительства будет построен новый Курчатовский институт, который сможет дать защиту, как это было с атомным проектом», — комментирует Михаил Ковальчук.
Содружественную Курчатнику после последних выборов Президента РАН Академию на Конгрессе представил вице-президент РАН Владислав Панченко. Он уделил особое внимание суверенитету научных журналов и возрождению издательства «Наука», что, по всей видимости, затрагивает интересы Беларуси в контексте создания единой наукометрический системы.
Чисто наука
Наука Союзного государства находится на стадии институционального закрепления. «27 марта состоялось заседание Совета министров Союзного государства, на котором премьер-министрам Михаилу Мишустину и Роману Головченко представили содержательную повестку — разработку стратегии научно-технологического развития Союзного государства. Это то, что дает нам сегодня право быть ближе друг к другу», — рассказал государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Дмитрий Мезенцев.
Что касается научного задела, то «белорусская сторона» на пленарном заседании единогласно выступала с позиций, что после распада Советского Союза стране удалось сохранить и приумножить собственный научно-производственный потенциал. Ключевая роль в этом процессе отводится Национальной академии наук Беларуси.
«Стране удалось создать дееспособную национальную систему науки. Действуют «дорожные карты» взаимодействия с РАН, НИЦ «Курчатовский институт», ОИЯИ, Сколково. Средний возраст сотрудников Академии сегодня составляет 46 лет, еще недавно это был порог 60+», — поделился председатель президиума НАН Беларуси Владимир Гусаков.
Сейчас на активном развития двустороннее сотрудничество в области космических исследований, атомной энергетики, АПК и целого ряда других направлений. В эту работу органично вписался потенциал Курчатовского института, торжественное открытие представительства которого также состоялось в рамках прошедшего Конгресса.
И если космос и атом — молодые отрасли для современной Белоруссии, которые главным образом развиваются при непосредственной поддержке и участии России. То конкурентным преимуществом белорусов однозначно выступает развитая микроэлектронная база, квантовая физика, нейронные сети. И здесь Россия заинтересована интегрировать микроэлектронные и цифровые мощности Белоруссии в собственные проекты по импортозамщению.
«Это наш духовный задел — ощущать себя единым огромным коллективом от Бреста до Владивостока», — добавил Дмитрий Мезенцев.
В сочетании геостратегические и научные интересы Михаила Ковальчука естественным образом подразумевают единый научно-технологический ландшафт России и Белоруссии с четко обозначенными направлениями прорыва. При этом Курчатник займет одну из центральных позиций как главный методолог российских научных организаций. «Именно поэтому сегодня при поддержке Президента и Правительства будет построен новый Курчатовский институт, который сможет дать защиту, как это было с атомным проектом», — комментирует Михаил Ковальчук.
Содружественную Курчатнику после последних выборов Президента РАН Академию на Конгрессе представил вице-президент РАН Владислав Панченко. Он уделил особое внимание суверенитету научных журналов и возрождению издательства «Наука», что, по всей видимости, затрагивает интересы Беларуси в контексте создания единой наукометрический системы.