Поручения весны’23 – доктрины, научруки, центры силы (2/2)
Академия Экспертная
Правительству и ФГБУ «Российская академия наук» поручены две задачи (п.3).
Первая (п.3а) – «провести оптимизацию экспертных советов, действующих при федеральных органах исполнительной власти и государственных корпорациях». Итоговая задача – «формирование единой системы экспертизы научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».
РАН подтверждает свои высшие экспертные полномочия. Ей в задачу поставлено сделать так, чтобы экспертные советы при ФОИВах и госкорпорациях не были формальностью или «говорильней». Они должны быть эффективно функционирующими структурами, которые будут принимать участие в вопросах распределения бюджета. Правительству в целом поручено (п.2д) подумать, как отбирать финансировать крупнейшие и важнейшие проекты.
Вторая задача для Правительства и РАН (п.3б)– предусмотреть приоритетное финансирование всего стратегического и критически значимого. Перечень уже известен. Одним из механизмов станет формирование государственного задания на проведение научных исследований. Это должен быть еще более жесткий и оперативный механизм, чем ежегодный пересмотр оперативной части Программы фундаментальных научных исследований.
Гранты
Правительство совместно с РНФ (п.4) должно определить, сколько денег нужно будет фонду для проведения и финансирования конкурсов научных и научно-технических программ и проектов, предусматривающих ОКТРы – «трансфер технологий» в рамках опытно-конструкторских и технологических работ (опытно-конструкторских разработок).
Нельзя сказать, что Александр Хлунов светится от счастья от прихода «грантов по ОКРам», но в текущих условиях концентрация ресурсов представляется самым безопасным и эффективным методом перехода к технологическому суверенитету.
Ушинский
Не совсем в тему, но Минпросвещения с МГУ проведут в странах СНГ конкурсы научно-исследовательских работ студентов и научных конференций, посвященных идеям К.Д.Ушинского о педагогических науках и об искусстве воспитания (п. 5).
Наукограды – а точнее «территории с высоким научно-технологическим потенциалом» - получат допмеры для инфраструктурного развития, в т.ч. городской среды.
Итог
Можно зафиксировать продолжение естественного процесса усиления и расширения полномочий Курчатовского института (научруки, нацбиоресурсные центры и т.п.). Как и всегда, где-то за полгода-год Михаил Ковальчук начинает анонсировать новые инициативы и будущие форматы. Остается только внимательного его слушать. Так было и с научными руководителями. Курчатник остается главным арбитром и хранителем правил игры на научно-образовательном и инновационно-технологическом поле.
В качестве балансира для него избран «Сириус» - он получает значительную зону ответственности по двум векторам – биомедицина и фарма + экология и климат. Возможен союз Елены Шмелевой и Татьяны Голиковой.
Академия наук укрепляется в экспертной тематике и здесь получает полномочия разве что не контрольно-надзорные.
Академия Экспертная
Правительству и ФГБУ «Российская академия наук» поручены две задачи (п.3).
Первая (п.3а) – «провести оптимизацию экспертных советов, действующих при федеральных органах исполнительной власти и государственных корпорациях». Итоговая задача – «формирование единой системы экспертизы научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».
РАН подтверждает свои высшие экспертные полномочия. Ей в задачу поставлено сделать так, чтобы экспертные советы при ФОИВах и госкорпорациях не были формальностью или «говорильней». Они должны быть эффективно функционирующими структурами, которые будут принимать участие в вопросах распределения бюджета. Правительству в целом поручено (п.2д) подумать, как отбирать финансировать крупнейшие и важнейшие проекты.
Вторая задача для Правительства и РАН (п.3б)– предусмотреть приоритетное финансирование всего стратегического и критически значимого. Перечень уже известен. Одним из механизмов станет формирование государственного задания на проведение научных исследований. Это должен быть еще более жесткий и оперативный механизм, чем ежегодный пересмотр оперативной части Программы фундаментальных научных исследований.
Гранты
Правительство совместно с РНФ (п.4) должно определить, сколько денег нужно будет фонду для проведения и финансирования конкурсов научных и научно-технических программ и проектов, предусматривающих ОКТРы – «трансфер технологий» в рамках опытно-конструкторских и технологических работ (опытно-конструкторских разработок).
Нельзя сказать, что Александр Хлунов светится от счастья от прихода «грантов по ОКРам», но в текущих условиях концентрация ресурсов представляется самым безопасным и эффективным методом перехода к технологическому суверенитету.
Ушинский
Не совсем в тему, но Минпросвещения с МГУ проведут в странах СНГ конкурсы научно-исследовательских работ студентов и научных конференций, посвященных идеям К.Д.Ушинского о педагогических науках и об искусстве воспитания (п. 5).
Наукограды – а точнее «территории с высоким научно-технологическим потенциалом» - получат допмеры для инфраструктурного развития, в т.ч. городской среды.
Итог
Можно зафиксировать продолжение естественного процесса усиления и расширения полномочий Курчатовского института (научруки, нацбиоресурсные центры и т.п.). Как и всегда, где-то за полгода-год Михаил Ковальчук начинает анонсировать новые инициативы и будущие форматы. Остается только внимательного его слушать. Так было и с научными руководителями. Курчатник остается главным арбитром и хранителем правил игры на научно-образовательном и инновационно-технологическом поле.
В качестве балансира для него избран «Сириус» - он получает значительную зону ответственности по двум векторам – биомедицина и фарма + экология и климат. Возможен союз Елены Шмелевой и Татьяны Голиковой.
Академия наук укрепляется в экспертной тематике и здесь получает полномочия разве что не контрольно-надзорные.
Telegram
Научно-образовательная политика
Направления – всюду
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, определяющее приоритетные направления проектов, реализация которых будет способствовать достижению этой цели, а также позволит провести структурную адаптацию экономики к сегодняшним…
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, определяющее приоритетные направления проектов, реализация которых будет способствовать достижению этой цели, а также позволит провести структурную адаптацию экономики к сегодняшним…
Саранск медиапрорыва (1/2)
«Распространение смартфонов и социальных сетей полностью изменило информационное потребление абсолютно всех социальных слоев. Мы живем в той реальности, где ключевыми каналами распространения информации фактически являются социальные сети» [цит. генерального директора президентской платформы «Россия — страна возможностей» @stranavozmojnostey, и.о.ректора РАНХиГС Алексея Комиссарова @akomissarov2022].
В многогранном и сложном информационном мире особая роль отводится роли университета как места трансляции определенных смыслов, с одной стороны, и способа их передачи различным целевым аудиториям, с другой. Это стало главной причиной проведения Медиафорума и семинар-совещания, который проходит в Саранске уже во второй раз на базе МГУ им.Н.П.Ограева @mrsu13 при поддержке Минобрнауки России и «Научно-образовательной политики».
В рамках дискуссии «Медиапрорыв на кампусе: открытый разговор о том, как медиа и социальные сети меняют экосистему коммуникаций высшего образования и науки» спикеры совместно с модератором сессии научным руководителем экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгением Сженовым @szhenov обсудили ключевые инструменты и проблемы работы с информацией.
Проблемное поле
«Мы живем в эпоху экономики внимания — когда мы конкурируем за потребителей контента. Мы более жестко фильтруем информацию. За единицу внимания борется в том числе университетский паблик. Вот это все проблематизация — порог входа еще никогда не был таким низким в креативных индустриях» [цит. руководителя проекта ТопБЛОГ @topblog_rsv АНО РСВ Дмитрия Бескромного].
1. Боязнь новых форматов. «Часто не хватает чувства вкуса и ритма, чтобы быть на одной волне с целевой аудиторией. Многие паблики не могут определить свою ЦА, для которой они работают» [цит. директора департамента — куратора событийных мероприятий Российского общества «Знание» @Znanie_Russia Ирины Карих].
2. Неготовность самих спикеров к другим форматам, например профессорско-преподавательский состав вузов [ректор МГУ им.Н.П.Огарева Дмитрий Глушко @DmitriiGlushko].
3. Вопрос общей системности. Медиа должно адаптироваться под медиапотребление — актуализация себя, умение работать с емкими текстами и упаковать контент.
Университетские медиа в цифрах
1. По данным исследований, пользователи проводят в Интернете порядка 7 часов в день.
2. 22% студентов проходили образовательные курсы от блогеров (исследование АНО РСВ).
3. 1/4 студентов доверяет инфлюенсерам и их рекомендациям.
4. 80% тех, кто интересуется вузом, берет информацию с сайте.
5. «Только на федеральных телеканалах вышло сюжетов [об МГУ им.Н.П.Огарева] эквивалентом 10 млн рублей» [цит. Д. Глушко].
«Распространение смартфонов и социальных сетей полностью изменило информационное потребление абсолютно всех социальных слоев. Мы живем в той реальности, где ключевыми каналами распространения информации фактически являются социальные сети» [цит. генерального директора президентской платформы «Россия — страна возможностей» @stranavozmojnostey, и.о.ректора РАНХиГС Алексея Комиссарова @akomissarov2022].
В многогранном и сложном информационном мире особая роль отводится роли университета как места трансляции определенных смыслов, с одной стороны, и способа их передачи различным целевым аудиториям, с другой. Это стало главной причиной проведения Медиафорума и семинар-совещания, который проходит в Саранске уже во второй раз на базе МГУ им.Н.П.Ограева @mrsu13 при поддержке Минобрнауки России и «Научно-образовательной политики».
В рамках дискуссии «Медиапрорыв на кампусе: открытый разговор о том, как медиа и социальные сети меняют экосистему коммуникаций высшего образования и науки» спикеры совместно с модератором сессии научным руководителем экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгением Сженовым @szhenov обсудили ключевые инструменты и проблемы работы с информацией.
Проблемное поле
«Мы живем в эпоху экономики внимания — когда мы конкурируем за потребителей контента. Мы более жестко фильтруем информацию. За единицу внимания борется в том числе университетский паблик. Вот это все проблематизация — порог входа еще никогда не был таким низким в креативных индустриях» [цит. руководителя проекта ТопБЛОГ @topblog_rsv АНО РСВ Дмитрия Бескромного].
1. Боязнь новых форматов. «Часто не хватает чувства вкуса и ритма, чтобы быть на одной волне с целевой аудиторией. Многие паблики не могут определить свою ЦА, для которой они работают» [цит. директора департамента — куратора событийных мероприятий Российского общества «Знание» @Znanie_Russia Ирины Карих].
2. Неготовность самих спикеров к другим форматам, например профессорско-преподавательский состав вузов [ректор МГУ им.Н.П.Огарева Дмитрий Глушко @DmitriiGlushko].
3. Вопрос общей системности. Медиа должно адаптироваться под медиапотребление — актуализация себя, умение работать с емкими текстами и упаковать контент.
Университетские медиа в цифрах
1. По данным исследований, пользователи проводят в Интернете порядка 7 часов в день.
2. 22% студентов проходили образовательные курсы от блогеров (исследование АНО РСВ).
3. 1/4 студентов доверяет инфлюенсерам и их рекомендациям.
4. 80% тех, кто интересуется вузом, берет информацию с сайте.
5. «Только на федеральных телеканалах вышло сюжетов [об МГУ им.Н.П.Огарева] эквивалентом 10 млн рублей» [цит. Д. Глушко].
Саранск медиапрорыва (2/2)
Что важно при работе с контентом в вузе?
1. Откровенный диалог. «Просто говорить о том, что плохо, не нужно. Но и умалчивать нельзя — вопрос подачи: то, что плохо, должно сопровождаться тем, как сделать лучше, как изменить и что сделали. Как следствие — высока роль конкретных людей» [цит. А. Комиссарова].
2. Каждый может стать медиа. «Новыми медиа может стать абсолютно любой человек и любая структура. Самими субъектами должны становится вузы как точки сборки осмысленного контента. Медиа должны носить воспитательный характер, транслировать традиционные ценности. И в этом смысле у вузов есть все инструменты, чтобы становится такими осмысленными медиа» [цит. заместителя генерального директора АНО «Диалог» @ano_dialog Юлии Аблец].
3. Преимущество вузов — огромный фактор доверия. С ростом числа фейков большое значение приобретает фактчекинг и экспертиза университетов.
4. Пространство возможностей. Реализованы различные инструменты для работы с университетским контентом, включая пул проектов от российского общества «Знание» и АНО РСВ.
5. Правильная работа с контентом влияет на привлекательность университета. «РАО — это академия наук, которая занимается науками об образовании. Когда пришла Ольга Васильева, мы увидели, что у нас настолько большой спектр направлений, что нам нужно очень много каналов коммуникации. У нас много мероприятий, и под каждую ЦА создаются свои каналы подачи информации» [цит. советника президента — пресс-секретаря РАО Ксении Колесниковой].
6. Нейросети могут помочь оптимизировать работу с контентом. Технооптимисты уже начали внедрять в работу ChatGPT.
ТопБЛОГ для университета
Новый инструмент самореализации университетских сообществ в медиапространстве — спецноминация проекта ТопБЛОГ совместно с «Научно-образовательной политикой» — «Лучший блог об университете».
Новый сезон проекта будет переосмыслен в контексте: «Как в условиях экономики внимания привлечь и удержать его [внимание]?»
Отдельное внимание будет уделено Телеграм как «королевству отписок».
«Миссия проекта ТопБЛОГ — дать человеку те возможности, которые соразмерны его уровню развития блога» [цит. Д. Бескромного].
Что важно при работе с контентом в вузе?
1. Откровенный диалог. «Просто говорить о том, что плохо, не нужно. Но и умалчивать нельзя — вопрос подачи: то, что плохо, должно сопровождаться тем, как сделать лучше, как изменить и что сделали. Как следствие — высока роль конкретных людей» [цит. А. Комиссарова].
2. Каждый может стать медиа. «Новыми медиа может стать абсолютно любой человек и любая структура. Самими субъектами должны становится вузы как точки сборки осмысленного контента. Медиа должны носить воспитательный характер, транслировать традиционные ценности. И в этом смысле у вузов есть все инструменты, чтобы становится такими осмысленными медиа» [цит. заместителя генерального директора АНО «Диалог» @ano_dialog Юлии Аблец].
3. Преимущество вузов — огромный фактор доверия. С ростом числа фейков большое значение приобретает фактчекинг и экспертиза университетов.
4. Пространство возможностей. Реализованы различные инструменты для работы с университетским контентом, включая пул проектов от российского общества «Знание» и АНО РСВ.
5. Правильная работа с контентом влияет на привлекательность университета. «РАО — это академия наук, которая занимается науками об образовании. Когда пришла Ольга Васильева, мы увидели, что у нас настолько большой спектр направлений, что нам нужно очень много каналов коммуникации. У нас много мероприятий, и под каждую ЦА создаются свои каналы подачи информации» [цит. советника президента — пресс-секретаря РАО Ксении Колесниковой].
6. Нейросети могут помочь оптимизировать работу с контентом. Технооптимисты уже начали внедрять в работу ChatGPT.
ТопБЛОГ для университета
Новый инструмент самореализации университетских сообществ в медиапространстве — спецноминация проекта ТопБЛОГ совместно с «Научно-образовательной политикой» — «Лучший блог об университете».
Новый сезон проекта будет переосмыслен в контексте: «Как в условиях экономики внимания привлечь и удержать его [внимание]?»
Отдельное внимание будет уделено Телеграм как «королевству отписок».
«Миссия проекта ТопБЛОГ — дать человеку те возможности, которые соразмерны его уровню развития блога» [цит. Д. Бескромного].
Человек в цифре
В Российско-Армянском университете (РАУ) в Ереване прошёл круглый стол «Человек в цифре». Модератором выступил заведующий кафедрой управления проектами и программами ИГСУ РАНХиГС Максим Сафонов.
Круглый стол, организованный в рамках дискуссионного клуба Ecumene, был посвящен гуманитарным аспектам и глобальным технологическим вызовам, возникающим в результате повсеместного внедрения современных цифровых технологий.
В дискуссии приняли участие представители как России, так и Армении: директор ИСП РАН Арутюн Аветисян, проректор по научной работе РАУ Паркев Аветисян, президент IPC Леонид Алтухов, проректор по естественным наукам ЕрГУ Рафаэль Бархударян, генеральный директор «Аргументов и фактов» Руслан Новиков, доцент кафедры интеллектуальных прав МГЮА Олег Полежаев, программный директор Ecumene Сергей Рыбаков, завкафедрой прикладной математики Института информационных технологий, математики и механики ННГУ Михаил Иванченко.
Максим Сафонов, заведующий кафедрой управления проектами и программами ИГСУ РАНХиГС, эксклюзивно для НОП:
В наше время, как и почти сто лет назад, фраза «кадры решает всё» − очень актуальна. Ведь по сути мы говорим о новой эпохе − эпохе цифровых технологий. Мы должны уделять огромное внимание тому, какие специалисты особенно нужны в этом новом мире, кого и чему нужно учить, как именно отбирать и готовить талантливых студентов. Именно эти вопросы и обсуждались на круглом столе – ведь мы собрались в стенах университета, а большинство участников круглого стола имеют прямое отношение к образовательным процессам.
Арутюн Аветисян, директор ИСП РАН, эксклюзивно для НОП:
Переход человечества «в цифру» − это принципиальное изменение экосистемы, всей нашей среды обитания. И мы до сих пор не знаем, как вести себя в этом новом мире: доверять ли искусственному интеллекту, как правильно взаимодействовать с информационным шумом. Нужны серьёзные междисциплинарные исследования с привлечением психологов, юристов, специалистов в области ИТ, чтобы правильно использовать цифровые технологии, сформировать культуру не только безопасной, но и комфортной жизни в цифре. Это можно сделать только сообща, поэтому очень правильно, что этот круглый стол объединил представителей самых разных областей знания.
В Российско-Армянском университете (РАУ) в Ереване прошёл круглый стол «Человек в цифре». Модератором выступил заведующий кафедрой управления проектами и программами ИГСУ РАНХиГС Максим Сафонов.
Круглый стол, организованный в рамках дискуссионного клуба Ecumene, был посвящен гуманитарным аспектам и глобальным технологическим вызовам, возникающим в результате повсеместного внедрения современных цифровых технологий.
В дискуссии приняли участие представители как России, так и Армении: директор ИСП РАН Арутюн Аветисян, проректор по научной работе РАУ Паркев Аветисян, президент IPC Леонид Алтухов, проректор по естественным наукам ЕрГУ Рафаэль Бархударян, генеральный директор «Аргументов и фактов» Руслан Новиков, доцент кафедры интеллектуальных прав МГЮА Олег Полежаев, программный директор Ecumene Сергей Рыбаков, завкафедрой прикладной математики Института информационных технологий, математики и механики ННГУ Михаил Иванченко.
Максим Сафонов, заведующий кафедрой управления проектами и программами ИГСУ РАНХиГС, эксклюзивно для НОП:
В наше время, как и почти сто лет назад, фраза «кадры решает всё» − очень актуальна. Ведь по сути мы говорим о новой эпохе − эпохе цифровых технологий. Мы должны уделять огромное внимание тому, какие специалисты особенно нужны в этом новом мире, кого и чему нужно учить, как именно отбирать и готовить талантливых студентов. Именно эти вопросы и обсуждались на круглом столе – ведь мы собрались в стенах университета, а большинство участников круглого стола имеют прямое отношение к образовательным процессам.
Арутюн Аветисян, директор ИСП РАН, эксклюзивно для НОП:
Переход человечества «в цифру» − это принципиальное изменение экосистемы, всей нашей среды обитания. И мы до сих пор не знаем, как вести себя в этом новом мире: доверять ли искусственному интеллекту, как правильно взаимодействовать с информационным шумом. Нужны серьёзные междисциплинарные исследования с привлечением психологов, юристов, специалистов в области ИТ, чтобы правильно использовать цифровые технологии, сформировать культуру не только безопасной, но и комфортной жизни в цифре. Это можно сделать только сообща, поэтому очень правильно, что этот круглый стол объединил представителей самых разных областей знания.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Участники круглого стола «Человек в цифре», который прошел в Ереване, и сотрудники лаборатории системного программирования ИСП РАН в РАУ поздравили с 65-летним юбилеем Вячеслава Фетисова – первого зампредседателя комитета ГД по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды
Столетие Гейдара Алиева: сотрудничество России с Азербайджаном
В Астраханском государственном университете имени В. Н. Татищева прошёл круглый стол, приуроченный к празднованию юбилея советского и азербайджанского государственного, партийного и политического деятеля.
Азербайджанская Республика традиционно является одним из ключевых партнёров Астраханской области в Каспийском регионе. На протяжении долгих лет страны развивают дружеские связи.
Константин Маркелов, ректор Астраханского госуниверситета для «Научно-образовательной политики»:
«Астраханский госуниверситет давно плодотворно сотрудничает с коллегами из Азербайджанской Республики. Для нас эти отношения перешли не только в деловые, но и дружественные. Мы помогаем друг другу в реализации научно-образовательных проектов и программ. Сегодня у нас в вузе обучаются более 70 студентов из Азербайджана. Вместе с теми азербайджанцами, которые живут в России и являются её гражданами, они создают землячество, которое олицетворяет дружбу и сотрудничество.
Для нас Гейдар Алиев является одним из важных людей, которые сумели выстроить в Азербайджане развитую промышленность и социальную сферу не только в советское время , но уже и в постсоветское. Он выполнил важнейшую роль в сохранении государственности, развитии Азербайджана как уже сложившегося крупного игрока на мировом пространстве, который является сегодня одним из лидеров Каспийского региона и сохраняет хорошие отношения с Россией. Это подчёркивают постоянные визиты президента Российской Федерации в Азербайджан и президента Азербайджанской Республики в Россию, их встречи на разных форумах».
Идрис Исаев, заместитель министра науки и образования Азербайджанской Республики:
«Сегодня мы можем уверенно сказать, что образовательная система Азербайджана экономически стабильна. Идеи Гейдара Алиева, которого характеризуют беспрецендентные заслуги перед родиной и народом, всегда освещают нашу путь. Сегодня Азебайджан, на мой взгляд, наиболее стремительно развивается. Страна стала членом многочисленной космической семьи, наш голос громко звучит на международных трибунах, наш флаг развевается на величественных вершинах. В основе этих грандиозных изменения, в мире сверху мудрый и дальновидный Гейдар Алиев. Очень приятно осознавать, что наследие общенационального лидера и его план по сотрудничеству между нашими странами чтут и ценят в Астрахани».
В Астраханском государственном университете имени В. Н. Татищева прошёл круглый стол, приуроченный к празднованию юбилея советского и азербайджанского государственного, партийного и политического деятеля.
Азербайджанская Республика традиционно является одним из ключевых партнёров Астраханской области в Каспийском регионе. На протяжении долгих лет страны развивают дружеские связи.
Константин Маркелов, ректор Астраханского госуниверситета для «Научно-образовательной политики»:
«Астраханский госуниверситет давно плодотворно сотрудничает с коллегами из Азербайджанской Республики. Для нас эти отношения перешли не только в деловые, но и дружественные. Мы помогаем друг другу в реализации научно-образовательных проектов и программ. Сегодня у нас в вузе обучаются более 70 студентов из Азербайджана. Вместе с теми азербайджанцами, которые живут в России и являются её гражданами, они создают землячество, которое олицетворяет дружбу и сотрудничество.
Для нас Гейдар Алиев является одним из важных людей, которые сумели выстроить в Азербайджане развитую промышленность и социальную сферу не только в советское время , но уже и в постсоветское. Он выполнил важнейшую роль в сохранении государственности, развитии Азербайджана как уже сложившегося крупного игрока на мировом пространстве, который является сегодня одним из лидеров Каспийского региона и сохраняет хорошие отношения с Россией. Это подчёркивают постоянные визиты президента Российской Федерации в Азербайджан и президента Азербайджанской Республики в Россию, их встречи на разных форумах».
Идрис Исаев, заместитель министра науки и образования Азербайджанской Республики:
«Сегодня мы можем уверенно сказать, что образовательная система Азербайджана экономически стабильна. Идеи Гейдара Алиева, которого характеризуют беспрецендентные заслуги перед родиной и народом, всегда освещают нашу путь. Сегодня Азебайджан, на мой взгляд, наиболее стремительно развивается. Страна стала членом многочисленной космической семьи, наш голос громко звучит на международных трибунах, наш флаг развевается на величественных вершинах. В основе этих грандиозных изменения, в мире сверху мудрый и дальновидный Гейдар Алиев. Очень приятно осознавать, что наследие общенационального лидера и его план по сотрудничеству между нашими странами чтут и ценят в Астрахани».
Концептуальные основания преподавания обществознания и общественных наук
В рамках Всероссийского съезда учителей обществознания, который проходит на базе юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова по инициативе декана факультета Александра Голиченкова, состоялся круглый стол под председательством Главы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерия Фадеева на тему «Концептуальные основания преподавания обществознания и общественных наук».
С докладом перед участниками выступила Президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева, которая рассказала о том, как на сегодняшний день в школьной программе освещаются науки об обществе, а также обратилась с предложением сформулировать ценностное ядро курса по обществознанию и проработать его ценностные основания. В частности, с опорой на оценки экспертов она рассказала о том, что в текущем виде курс по обществознанию имеет либеральную направленность. По ее мнению, сильнее всего опасение в этом вопросе вызывает курс по финансовой грамотности.
Директор департамента по взаимодействию с регионами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Андрей Полосин, руководящий разработкой проекта «ДНК России», рассказал о значимости идеологии для российского общества и основных ее составляющих, а также отметил, что педагогам важно уделять внимание идеологическому компоненту. В частности, по его мнению, одним из путей для реализации этой задачи является университетский курс «Основы российской государственности». «Если в вузах педагогических сейчас не будет организована работа со студентами-педагогами и студент-педагог не будет входить в предмет «Основы российской государственности», то дальше будет сложнее», – уточнил Андрей Полосин.
Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Елизавета Лихачева призвала больше внимания уделять взаимопониманию между поколениями и отметила, что важным направлением работы является нахождение «общего языка», в качестве примера она привела различия в литературных предпочтениях между поколениями. Актуальность налаживания межпоколенческой коммуникации отметил также блогер Дмитрий Пучков который указал на тот факт, что на сегодняшний день Россия оказывается под информационным давлением со стороны недружественных стран, в этой связи важным направлением является разработка собственных альтернатив и предложение идеологии.
Президент Российской ассоциации политической науки, член-корреспондент РАН Оксана Гаман-Голутвина отметила, что для современного общества больше не является актуальным примат технических наук над гуманитарными и привела в качестве примера, что социально-гуманитарные технологии сегодня – более эффективная система управления социальным сознанием, чем традиционное вооружение. «Основным концептуальным основанием может являться политический контекст», – предположила она.
В заключение Валерий Фадеев поблагодарил всех участников дискуссии и еще раз подчеркнул, что поручение Президента по составлению нового курса обществознания обязательно будет выполнено в установленные сроки.
В рамках Всероссийского съезда учителей обществознания, который проходит на базе юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова по инициативе декана факультета Александра Голиченкова, состоялся круглый стол под председательством Главы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерия Фадеева на тему «Концептуальные основания преподавания обществознания и общественных наук».
С докладом перед участниками выступила Президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева, которая рассказала о том, как на сегодняшний день в школьной программе освещаются науки об обществе, а также обратилась с предложением сформулировать ценностное ядро курса по обществознанию и проработать его ценностные основания. В частности, с опорой на оценки экспертов она рассказала о том, что в текущем виде курс по обществознанию имеет либеральную направленность. По ее мнению, сильнее всего опасение в этом вопросе вызывает курс по финансовой грамотности.
Директор департамента по взаимодействию с регионами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Андрей Полосин, руководящий разработкой проекта «ДНК России», рассказал о значимости идеологии для российского общества и основных ее составляющих, а также отметил, что педагогам важно уделять внимание идеологическому компоненту. В частности, по его мнению, одним из путей для реализации этой задачи является университетский курс «Основы российской государственности». «Если в вузах педагогических сейчас не будет организована работа со студентами-педагогами и студент-педагог не будет входить в предмет «Основы российской государственности», то дальше будет сложнее», – уточнил Андрей Полосин.
Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Елизавета Лихачева призвала больше внимания уделять взаимопониманию между поколениями и отметила, что важным направлением работы является нахождение «общего языка», в качестве примера она привела различия в литературных предпочтениях между поколениями. Актуальность налаживания межпоколенческой коммуникации отметил также блогер Дмитрий Пучков который указал на тот факт, что на сегодняшний день Россия оказывается под информационным давлением со стороны недружественных стран, в этой связи важным направлением является разработка собственных альтернатив и предложение идеологии.
Президент Российской ассоциации политической науки, член-корреспондент РАН Оксана Гаман-Голутвина отметила, что для современного общества больше не является актуальным примат технических наук над гуманитарными и привела в качестве примера, что социально-гуманитарные технологии сегодня – более эффективная система управления социальным сознанием, чем традиционное вооружение. «Основным концептуальным основанием может являться политический контекст», – предположила она.
В заключение Валерий Фадеев поблагодарил всех участников дискуссии и еще раз подчеркнул, что поручение Президента по составлению нового курса обществознания обязательно будет выполнено в установленные сроки.
Информационная политика вуза: инструкция по применению
Департамент информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России провел семинар-совещание по вопросам информационной политики.
Министерство науки и высшего образования РФ
Коммуникационная стратегия
В работе Министерства выделено 2 большие группы задач:
- Наука;
- Высшее образование.
Для каждой категории сформированы референты группы и медиазоны.
Ключевые этапы информационной политики:
- Каналы поступления инфоповодов;
- Медиапланирование;
- Информационные векторы;
- Распространение контента.
Тематические медиапланы Минобрнауки России:
- Год председательства России в ЕАЭС;
- Платформа университетского технологического предпринимательства;
- Десятилетие науки и технологий;
- Приемная кампания;
- Кампусы мирового уровня;
- Суперсервис «Поступление в вуз онлайн»;
- Мероприятия и ключевые события.
Информационные векторы Минобрнауки России:
- Достижение технологического суверенитета;
- Создание национальной системы высшего образования России;
- Подготовка кадров для реального сектора экономики;
- Защита исторической правды;
- Создание и работа карбоновых полигонов;
- Развитие инфраструктуры для сферы науки и высшего образования;
- Развитие международного сотрудничества в сфере науки и высшего образования;
- Синергия образования, науки и реального сектора экономики;
- Возможности для культурной, спортивной и общественной жизни студенчества;
- Эффективность реализации нацпроекта «Наука и университеты»;
- Улучшение условий труда и создание дополнительных возможностей для профессионального развития научно-педагогического сообщества;
- Подготовка инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики в рамках реализации федпроекта «Передовые инженерные школы»;
- Создание более 100 прогрессивных современных университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны в рамках программы «Приоритет 2030»;
- Усиление роли науки в решении задач развития общества и страны благодаря реализации мероприятий Десятилетия науки и технологий.
Ключевые медиаресурсы Минобрнауки:
- Сайт — официальный источник информации;
- Телеграм — актуальная информация в режиме реального времени;
- ВКонтакте — материалы о науке и высшем образовании, пространство для творчества студенческой молодежи;
- Одноклассники — материалы о роли науки и высшего образования в социально-экономическом развитии общества и страны, акции и содержательные проекты по темам защиты и сохранения исторической правды;
- Яндекс.Дзен — материалы о роли науки и высшего образования в социально-экономическом развитии общества и страны, акции и содержательные проекты по темам защиты и сохранения исторической правды;
- YouTube и RuTube — короткие ролики о достижениях российской науки.
Проекты в работе:
- «Научный полк» — освещение деятельности вузов и НИИ во время Великой Отечественной войны и становление вышней школы в послевоенные годы;
- Студенческое Российско-белорусское бюро — запуск образовательной платформы для студенческих СМИ России и Белоруссии;
- Создание региональных площадок проекта «Студенческий медиацентр Минобрнауки России» на базе вузов — открытие не менее 20 площадок.
Студенческие СМИ:
- 352 студенческих медиа;
- 1,5 млн подписчиков;
- 15 млн просмотров.
Механика создания региональной площадки студенческого медиацентра на базе вуза:
- Письмо за подписью ректора;
- Получение мотивированного ответа о согласовании;
- Издание внутреннего организационно-распорядительного документа;
- Официальное открытие региональной площадки.
Департамент информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России провел семинар-совещание по вопросам информационной политики.
Министерство науки и высшего образования РФ
Коммуникационная стратегия
В работе Министерства выделено 2 большие группы задач:
- Наука;
- Высшее образование.
Для каждой категории сформированы референты группы и медиазоны.
Ключевые этапы информационной политики:
- Каналы поступления инфоповодов;
- Медиапланирование;
- Информационные векторы;
- Распространение контента.
Тематические медиапланы Минобрнауки России:
- Год председательства России в ЕАЭС;
- Платформа университетского технологического предпринимательства;
- Десятилетие науки и технологий;
- Приемная кампания;
- Кампусы мирового уровня;
- Суперсервис «Поступление в вуз онлайн»;
- Мероприятия и ключевые события.
Информационные векторы Минобрнауки России:
- Достижение технологического суверенитета;
- Создание национальной системы высшего образования России;
- Подготовка кадров для реального сектора экономики;
- Защита исторической правды;
- Создание и работа карбоновых полигонов;
- Развитие инфраструктуры для сферы науки и высшего образования;
- Развитие международного сотрудничества в сфере науки и высшего образования;
- Синергия образования, науки и реального сектора экономики;
- Возможности для культурной, спортивной и общественной жизни студенчества;
- Эффективность реализации нацпроекта «Наука и университеты»;
- Улучшение условий труда и создание дополнительных возможностей для профессионального развития научно-педагогического сообщества;
- Подготовка инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики в рамках реализации федпроекта «Передовые инженерные школы»;
- Создание более 100 прогрессивных современных университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны в рамках программы «Приоритет 2030»;
- Усиление роли науки в решении задач развития общества и страны благодаря реализации мероприятий Десятилетия науки и технологий.
Ключевые медиаресурсы Минобрнауки:
- Сайт — официальный источник информации;
- Телеграм — актуальная информация в режиме реального времени;
- ВКонтакте — материалы о науке и высшем образовании, пространство для творчества студенческой молодежи;
- Одноклассники — материалы о роли науки и высшего образования в социально-экономическом развитии общества и страны, акции и содержательные проекты по темам защиты и сохранения исторической правды;
- Яндекс.Дзен — материалы о роли науки и высшего образования в социально-экономическом развитии общества и страны, акции и содержательные проекты по темам защиты и сохранения исторической правды;
- YouTube и RuTube — короткие ролики о достижениях российской науки.
Проекты в работе:
- «Научный полк» — освещение деятельности вузов и НИИ во время Великой Отечественной войны и становление вышней школы в послевоенные годы;
- Студенческое Российско-белорусское бюро — запуск образовательной платформы для студенческих СМИ России и Белоруссии;
- Создание региональных площадок проекта «Студенческий медиацентр Минобрнауки России» на базе вузов — открытие не менее 20 площадок.
Студенческие СМИ:
- 352 студенческих медиа;
- 1,5 млн подписчиков;
- 15 млн просмотров.
Механика создания региональной площадки студенческого медиацентра на базе вуза:
- Письмо за подписью ректора;
- Получение мотивированного ответа о согласовании;
- Издание внутреннего организационно-распорядительного документа;
- Официальное открытие региональной площадки.
Информационная политика вуза: обратная связь и аналитика
В рамках семинар-совещания по вопросам информационной политики Департамент информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России расставил важные акценты при работе с контентом:
- Делать хэштеги в медиапланах и медиавыходах о событиях и достижениях университета в рамках нацпроекта «Наука и университеты» и Десятилетия науки и технологий.
- Телеграм — использовать как мессенджер, который позволяет оперативно распространять информацию. Важно выстроить в университете информационную систему в Телеграм. Почему Телеграм? — потому что это самый защищенный и оперативный ресурс. Первично — вы будете иметь оперативную систему информирования в вузе.
- Одноклассники — показывают мощную положительную динамику, важно учитывать эту социальную сеть в работе.
- Со СМИ выстраивать партнерские уважительные отношения.
- QR-коды внутри университетов. Важно актуализировать работу по 3 блокам: телеграм-канал и группа Вконтакте Минобрнауки России, 2 QR-коды на ваши соцсети и 2 ссылки на агрегатор студенческих СМИ «НОС», чтобы ребята могли получать информацию напрямую.
- Студенческое медиа — творческое объедение студентов, которые объединяются для того, чтобы создавать контент. Официальные аккаунты вузов, даже если их ведут студенты, НЕ являются студенческим медиа.
- Студенческое СМИ это не обязательно зарегистрировано официально. Это объединение студентов, которые идут активно в социальные сети.
- По уровню влияния студенческие медиа сравнялись с федеральными изданиями.
- При подготовке заявки на открытие регионального студенческого медиацентра предпочтительнее приложить «дорожную карту»/концепцию развития центра.
- Минобрнауки не планирует делать отдельный рейтинг ректоров. Действующий медиарейтинг — инструмент популяризации высшего образования. При этом социальные сети первых лиц являются важным инструментом работы по позиционированию университета в медиапространстве.
- Цензуры в отношении студенческих СМИ нет и быть не может, но их деятельность должна согласовываться с политикой университета.
Как результат эффективной работы медиа была отмечена пресс-служба Пермского государственного университета, координация подразделения позволила своевременно информировать контингент вуза о порядке действий во время нападения пермского стрелка и тем самым избежать большего количества жертв.
В рамках семинар-совещания по вопросам информационной политики Департамент информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России расставил важные акценты при работе с контентом:
- Делать хэштеги в медиапланах и медиавыходах о событиях и достижениях университета в рамках нацпроекта «Наука и университеты» и Десятилетия науки и технологий.
- Телеграм — использовать как мессенджер, который позволяет оперативно распространять информацию. Важно выстроить в университете информационную систему в Телеграм. Почему Телеграм? — потому что это самый защищенный и оперативный ресурс. Первично — вы будете иметь оперативную систему информирования в вузе.
- Одноклассники — показывают мощную положительную динамику, важно учитывать эту социальную сеть в работе.
- Со СМИ выстраивать партнерские уважительные отношения.
- QR-коды внутри университетов. Важно актуализировать работу по 3 блокам: телеграм-канал и группа Вконтакте Минобрнауки России, 2 QR-коды на ваши соцсети и 2 ссылки на агрегатор студенческих СМИ «НОС», чтобы ребята могли получать информацию напрямую.
- Студенческое медиа — творческое объедение студентов, которые объединяются для того, чтобы создавать контент. Официальные аккаунты вузов, даже если их ведут студенты, НЕ являются студенческим медиа.
- Студенческое СМИ это не обязательно зарегистрировано официально. Это объединение студентов, которые идут активно в социальные сети.
- По уровню влияния студенческие медиа сравнялись с федеральными изданиями.
- При подготовке заявки на открытие регионального студенческого медиацентра предпочтительнее приложить «дорожную карту»/концепцию развития центра.
- Минобрнауки не планирует делать отдельный рейтинг ректоров. Действующий медиарейтинг — инструмент популяризации высшего образования. При этом социальные сети первых лиц являются важным инструментом работы по позиционированию университета в медиапространстве.
- Цензуры в отношении студенческих СМИ нет и быть не может, но их деятельность должна согласовываться с политикой университета.
Как результат эффективной работы медиа была отмечена пресс-служба Пермского государственного университета, координация подразделения позволила своевременно информировать контингент вуза о порядке действий во время нападения пермского стрелка и тем самым избежать большего количества жертв.
Медиа в системе образования страны (1/2)
Сегодня перед всем научно-образовательным обществом остро стоит вопрос об успешном, качественном и конкурентном ведении своих соцсетей. На дискуссии «Общественные государственные медиапроекты для системы образования России» главной темой стали меры и способы поддержки университетских СМИ и научных журналистов, которые только пришли в эту сферу и хотят накопить опыт, получить знания, применить их на деле и с первых же шагов закрепить их своими достижениями.
Модератором столь активной дискуссии стал Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика». Имея большой опыт ведения соцсетей, понимание как устроены внутренние процессы и что должны получить как результат университеты и иные образовательные организации - он четко выстроил дискуссию, и вместе все спикеры пришли к идее коммуникационного укрепления через коллаборации с вузами, общественными проектами, обмену опытом.
Точнее, как отметил Михаил Канавцев руководитель «Мастерской новых медиа», важно уметь перенимать опыт своих коллег: если у РАНХиГСа получилось дать хороший контент своей аудитории, то и все вузы нашей страны смогут. Мы, вузы, научно-образовательные организации России, объединяемся для достижения высокой планки по просвещению молодого поколения и их преподавателей, родителей. Антон Сериков, заместитель генерального директора РО «Знание», руководитель Центра знаний «Машук» также разделил точку зрения Михаила Канавцева.
Ректор МГУ им. Н.П. Огарева Дмитрий Глушко отметил связь регионов и центральных городов страны, а точнее, что нужно развивать корпоративную политику вузов в регионах, чтобы удержать новоиспеченные кадры и дать им возможность самореализоваться на своей малой Родине:
«Я хорошо вижу, что мы этим промышленным компаниям, группам компании, частникам сильно нужны. Особенно это касается тех компаний, университетов, расположенных в регионах страны, чтобы помочь выставить и корпоративную культуру и корпоративную политику. Данные действия позволят удержать людей здесь.
У нас изначально 50% выпускников школы нацелены на то, чтобы уехать в другие города. Это юношеский максимализм, романтизм, стремление, кажется, что где-то лучше то же самое предприятие. Человеку не хватает только высокой зарплаты, ему важно, чтобы ещё была жизнь, жизнь предприятия и именно ее недостает. Поэтому мы, сопровождая и корпоративное развитие переподготовку кадров для компании или для групп компаний, пытаемся проработать инициативы как помочь им выстроить их внутреннюю корпоративную историю, культуру, чтобы им было интересно вкусно в этой компании работать, и тогда они тоже становят себе пожизненным партнёром».
Сегодня перед всем научно-образовательным обществом остро стоит вопрос об успешном, качественном и конкурентном ведении своих соцсетей. На дискуссии «Общественные государственные медиапроекты для системы образования России» главной темой стали меры и способы поддержки университетских СМИ и научных журналистов, которые только пришли в эту сферу и хотят накопить опыт, получить знания, применить их на деле и с первых же шагов закрепить их своими достижениями.
Модератором столь активной дискуссии стал Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика». Имея большой опыт ведения соцсетей, понимание как устроены внутренние процессы и что должны получить как результат университеты и иные образовательные организации - он четко выстроил дискуссию, и вместе все спикеры пришли к идее коммуникационного укрепления через коллаборации с вузами, общественными проектами, обмену опытом.
Точнее, как отметил Михаил Канавцев руководитель «Мастерской новых медиа», важно уметь перенимать опыт своих коллег: если у РАНХиГСа получилось дать хороший контент своей аудитории, то и все вузы нашей страны смогут. Мы, вузы, научно-образовательные организации России, объединяемся для достижения высокой планки по просвещению молодого поколения и их преподавателей, родителей. Антон Сериков, заместитель генерального директора РО «Знание», руководитель Центра знаний «Машук» также разделил точку зрения Михаила Канавцева.
Ректор МГУ им. Н.П. Огарева Дмитрий Глушко отметил связь регионов и центральных городов страны, а точнее, что нужно развивать корпоративную политику вузов в регионах, чтобы удержать новоиспеченные кадры и дать им возможность самореализоваться на своей малой Родине:
«Я хорошо вижу, что мы этим промышленным компаниям, группам компании, частникам сильно нужны. Особенно это касается тех компаний, университетов, расположенных в регионах страны, чтобы помочь выставить и корпоративную культуру и корпоративную политику. Данные действия позволят удержать людей здесь.
У нас изначально 50% выпускников школы нацелены на то, чтобы уехать в другие города. Это юношеский максимализм, романтизм, стремление, кажется, что где-то лучше то же самое предприятие. Человеку не хватает только высокой зарплаты, ему важно, чтобы ещё была жизнь, жизнь предприятия и именно ее недостает. Поэтому мы, сопровождая и корпоративное развитие переподготовку кадров для компании или для групп компаний, пытаемся проработать инициативы как помочь им выстроить их внутреннюю корпоративную историю, культуру, чтобы им было интересно вкусно в этой компании работать, и тогда они тоже становят себе пожизненным партнёром».