НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Саранск медиапрорыва (2/2)

Что важно при работе с контентом в вузе?

1. Откровенный диалог. «Просто говорить о том, что плохо, не нужно. Но и умалчивать нельзя — вопрос подачи: то, что плохо, должно сопровождаться тем, как сделать лучше, как изменить и что сделали. Как следствие — высока роль конкретных людей» [цит. А. Комиссарова].

2. Каждый может стать медиа. «Новыми медиа может стать абсолютно любой человек и любая структура. Самими субъектами должны становится вузы как точки сборки осмысленного контента. Медиа должны носить воспитательный характер, транслировать традиционные ценности. И в этом смысле у вузов есть все инструменты, чтобы становится такими осмысленными медиа» [цит. заместителя генерального директора АНО «Диалог» @ano_dialog Юлии Аблец].

3. Преимущество вузов — огромный фактор доверия. С ростом числа фейков большое значение приобретает фактчекинг и экспертиза университетов.

4. Пространство возможностей. Реализованы различные инструменты для работы с университетским контентом, включая пул проектов от российского общества «Знание» и АНО РСВ.

5. Правильная работа с контентом влияет на привлекательность университета. «РАО — это академия наук, которая занимается науками об образовании. Когда пришла Ольга Васильева, мы увидели, что у нас настолько большой спектр направлений, что нам нужно очень много каналов коммуникации. У нас много мероприятий, и под каждую ЦА создаются свои каналы подачи информации» [цит. советника президента — пресс-секретаря РАО Ксении Колесниковой].

6. Нейросети могут помочь оптимизировать работу с контентом. Технооптимисты уже начали внедрять в работу ChatGPT.

ТопБЛОГ для университета

Новый инструмент самореализации университетских сообществ в медиапространстве — спецноминация проекта ТопБЛОГ совместно с «Научно-образовательной политикой» — «Лучший блог об университете».

Новый сезон проекта будет переосмыслен в контексте: «Как в условиях экономики внимания привлечь и удержать его [внимание]?»

Отдельное внимание будет уделено Телеграм как «королевству отписок».

«Миссия проекта ТопБЛОГ — дать человеку те возможности, которые соразмерны его уровню развития блога» [цит. Д. Бескромного].
Человек в цифре

В Российско-Армянском университете (РАУ) в Ереване прошёл круглый стол «Человек в цифре». Модератором выступил заведующий кафедрой управления проектами и программами ИГСУ РАНХиГС Максим Сафонов.

Круглый стол, организованный в рамках дискуссионного клуба Ecumene, был посвящен гуманитарным аспектам и глобальным технологическим вызовам, возникающим в результате повсеместного внедрения современных цифровых технологий.

В дискуссии приняли участие представители как России, так и Армении: директор ИСП РАН Арутюн Аветисян, проректор по научной работе РАУ Паркев Аветисян, президент IPC Леонид Алтухов, проректор по естественным наукам ЕрГУ Рафаэль Бархударян, генеральный директор «Аргументов и фактов» Руслан Новиков, доцент кафедры интеллектуальных прав МГЮА Олег Полежаев, программный директор Ecumene Сергей Рыбаков, завкафедрой прикладной математики Института информационных технологий, математики и механики ННГУ Михаил Иванченко.

Максим Сафонов, заведующий кафедрой управления проектами и программами ИГСУ РАНХиГС, эксклюзивно для НОП:

В наше время, как и почти сто лет назад, фраза «кадры решает всё» − очень актуальна. Ведь по сути мы говорим о новой эпохе − эпохе цифровых технологий. Мы должны уделять огромное внимание тому, какие специалисты особенно нужны в этом новом мире, кого и чему нужно учить, как именно отбирать и готовить талантливых студентов. Именно эти вопросы и обсуждались на круглом столе – ведь мы собрались в стенах университета, а большинство участников круглого стола имеют прямое отношение к образовательным процессам.

Арутюн Аветисян, директор ИСП РАН, эксклюзивно для НОП:

Переход человечества «в цифру» − это принципиальное изменение экосистемы, всей нашей среды обитания. И мы до сих пор не знаем, как вести себя в этом новом мире: доверять ли искусственному интеллекту, как правильно взаимодействовать с информационным шумом. Нужны серьёзные междисциплинарные исследования с привлечением психологов, юристов, специалистов в области ИТ, чтобы правильно использовать цифровые технологии, сформировать культуру не только безопасной, но и комфортной жизни в цифре. Это можно сделать только сообща, поэтому очень правильно, что этот круглый стол объединил представителей самых разных областей знания.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Участники круглого стола «Человек в цифре», который прошел в Ереване, и сотрудники лаборатории системного программирования ИСП РАН в РАУ поздравили с 65-летним юбилеем Вячеслава Фетисова – первого зампредседателя комитета ГД по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды
Столетие Гейдара Алиева: сотрудничество России с Азербайджаном
 
В Астраханском государственном университете имени В. Н. Татищева прошёл круглый стол, приуроченный к празднованию юбилея советского и азербайджанского государственного, партийного и политического деятеля.
 
Азербайджанская Республика традиционно является одним из ключевых партнёров Астраханской области в Каспийском регионе. На протяжении долгих лет страны развивают дружеские связи.

Константин Маркелов, ректор Астраханского госуниверситета для «Научно-образовательной политики»:
 
«Астраханский госуниверситет давно плодотворно сотрудничает с коллегами из Азербайджанской Республики. Для нас эти отношения перешли не только в деловые, но и дружественные. Мы помогаем друг другу в реализации научно-образовательных проектов и программ. Сегодня у нас в вузе обучаются более 70 студентов из Азербайджана. Вместе с теми азербайджанцами, которые живут в России и являются её гражданами, они создают землячество, которое олицетворяет дружбу и сотрудничество.
Для нас Гейдар Алиев является одним из важных людей, которые сумели выстроить в Азербайджане развитую промышленность и социальную сферу не только в советское время , но уже и в постсоветское. Он выполнил важнейшую роль в сохранении государственности, развитии Азербайджана как уже сложившегося крупного игрока на мировом пространстве, который является сегодня одним из лидеров Каспийского региона и сохраняет хорошие отношения с Россией. Это подчёркивают постоянные визиты президента Российской Федерации в Азербайджан и президента Азербайджанской Республики в Россию, их встречи на разных форумах».
 
Идрис Исаев, заместитель министра науки и образования Азербайджанской Республики:
 
«Сегодня мы можем уверенно сказать, что образовательная система Азербайджана экономически стабильна. Идеи Гейдара Алиева, которого характеризуют беспрецендентные заслуги перед родиной и народом, всегда освещают нашу путь. Сегодня Азебайджан, на мой взгляд, наиболее стремительно развивается. Страна стала членом многочисленной космической семьи, наш голос громко звучит на международных трибунах, наш флаг развевается на величественных вершинах. В основе этих грандиозных изменения, в мире сверху мудрый и дальновидный Гейдар Алиев. Очень приятно осознавать, что наследие общенационального лидера и его план по сотрудничеству между нашими странами чтут и ценят в Астрахани».
Концептуальные основания преподавания обществознания и общественных наук

В рамках Всероссийского съезда учителей обществознания, который проходит на базе юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова по инициативе декана факультета Александра Голиченкова, состоялся круглый стол под председательством Главы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерия Фадеева на тему «Концептуальные основания преподавания обществознания и общественных наук».

С докладом перед участниками выступила Президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева, которая рассказала о том, как на сегодняшний день в школьной программе освещаются науки об обществе, а также обратилась с предложением сформулировать ценностное ядро курса по обществознанию и проработать его ценностные основания. В частности, с опорой на оценки экспертов она рассказала о том, что в текущем виде курс по обществознанию имеет либеральную направленность. По ее мнению, сильнее всего опасение в этом вопросе вызывает курс по финансовой грамотности.

Директор департамента по взаимодействию с регионами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Андрей Полосин, руководящий разработкой проекта «ДНК России», рассказал о значимости идеологии для российского общества и основных ее составляющих, а также отметил, что педагогам важно уделять внимание идеологическому компоненту. В частности, по его мнению, одним из путей для реализации этой задачи является университетский курс «Основы российской государственности». «Если в вузах педагогических сейчас не будет организована работа со студентами-педагогами и студент-педагог не будет входить в предмет «Основы российской государственности», то дальше будет сложнее», – уточнил Андрей Полосин.

Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Елизавета Лихачева призвала больше внимания уделять взаимопониманию между поколениями и отметила, что важным направлением работы является нахождение «общего языка», в качестве примера она привела различия в литературных предпочтениях между поколениями. Актуальность налаживания межпоколенческой коммуникации отметил также блогер Дмитрий Пучков который указал на тот факт, что на сегодняшний день Россия оказывается под информационным давлением со стороны недружественных стран, в этой связи важным направлением является разработка собственных альтернатив и предложение идеологии.

Президент Российской ассоциации политической науки, член-корреспондент РАН Оксана Гаман-Голутвина отметила, что для современного общества больше не является актуальным примат технических наук над гуманитарными и привела в качестве примера, что социально-гуманитарные технологии сегодня – более эффективная система управления социальным сознанием, чем традиционное вооружение. «Основным концептуальным основанием может являться политический контекст», – предположила она.

В заключение Валерий Фадеев поблагодарил всех участников дискуссии и еще раз подчеркнул, что поручение Президента по составлению нового курса обществознания обязательно будет выполнено в установленные сроки.
Информационная политика вуза: инструкция по применению

Департамент информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России провел семинар-совещание по вопросам информационной политики.

Министерство науки и высшего образования РФ

Коммуникационная стратегия

В работе Министерства выделено 2 большие группы задач:
- Наука;
- Высшее образование.
Для каждой категории сформированы референты группы и медиазоны.

Ключевые этапы информационной политики:

- Каналы поступления инфоповодов;
- Медиапланирование;
- Информационные векторы;
- Распространение контента.

Тематические медиапланы Минобрнауки России:

- Год председательства России в ЕАЭС;
- Платформа университетского технологического предпринимательства;
- Десятилетие науки и технологий;
- Приемная кампания;
- Кампусы мирового уровня;
- Суперсервис «Поступление в вуз онлайн»;
- Мероприятия и ключевые события.

Информационные векторы Минобрнауки России:

- Достижение технологического суверенитета;
- Создание национальной системы высшего образования России;
- Подготовка кадров для реального сектора экономики;
- Защита исторической правды;
- Создание и работа карбоновых полигонов;
- Развитие инфраструктуры для сферы науки и высшего образования;
- Развитие международного сотрудничества в сфере науки и высшего образования;
- Синергия образования, науки и реального сектора экономики;
- Возможности для культурной, спортивной и общественной жизни студенчества;
- Эффективность реализации нацпроекта «Наука и университеты»;
- Улучшение условий труда и создание дополнительных возможностей для профессионального развития научно-педагогического сообщества;
- Подготовка инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики в рамках реализации федпроекта «Передовые инженерные школы»;
- Создание более 100 прогрессивных современных университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны в рамках программы «Приоритет 2030»;
- Усиление роли науки в решении задач развития общества и страны благодаря реализации мероприятий Десятилетия науки и технологий.

Ключевые медиаресурсы Минобрнауки:

- Сайт — официальный источник информации;
- Телеграм — актуальная информация в режиме реального времени;
- ВКонтакте — материалы о науке и высшем образовании, пространство для творчества студенческой молодежи;
- Одноклассники — материалы о роли науки и высшего образования в социально-экономическом развитии общества и страны, акции и содержательные проекты по темам защиты и сохранения исторической правды;
- Яндекс.Дзен — материалы о роли науки и высшего образования в социально-экономическом развитии общества и страны, акции и содержательные проекты по темам защиты и сохранения исторической правды;
- YouTube и RuTube — короткие ролики о достижениях российской науки.

Проекты в работе:

- «Научный полк» — освещение деятельности вузов и НИИ во время Великой Отечественной войны и становление вышней школы в послевоенные годы;
- Студенческое Российско-белорусское бюро — запуск образовательной платформы для студенческих СМИ России и Белоруссии;
- Создание региональных площадок проекта «Студенческий медиацентр Минобрнауки России» на базе вузов — открытие не менее 20 площадок.

Студенческие СМИ:

- 352 студенческих медиа;
- 1,5 млн подписчиков;
- 15 млн просмотров.

Механика создания региональной площадки студенческого медиацентра на базе вуза:

- Письмо за подписью ректора;
- Получение мотивированного ответа о согласовании;
- Издание внутреннего организационно-распорядительного документа;
- Официальное открытие региональной площадки.
Информационная политика вуза: обратная связь и аналитика

В рамках семинар-совещания по вопросам информационной политики Департамент информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России расставил важные акценты при работе с контентом:

- Делать хэштеги в медиапланах и медиавыходах о событиях и достижениях университета в рамках нацпроекта «Наука и университеты» и Десятилетия науки и технологий.

- Телеграм — использовать как мессенджер, который позволяет оперативно распространять информацию. Важно выстроить в университете информационную систему в Телеграм. Почему Телеграм? — потому что это самый защищенный и оперативный ресурс. Первично — вы будете иметь оперативную систему информирования в вузе.

- Одноклассники — показывают мощную положительную динамику, важно учитывать эту социальную сеть в работе.

- Со СМИ выстраивать партнерские уважительные отношения.

- QR-коды внутри университетов. Важно актуализировать работу по 3 блокам: телеграм-канал и группа Вконтакте Минобрнауки России, 2 QR-коды на ваши соцсети и 2 ссылки на агрегатор студенческих СМИ «НОС», чтобы ребята могли получать информацию напрямую.

- Студенческое медиа — творческое объедение студентов, которые объединяются для того, чтобы создавать контент. Официальные аккаунты вузов, даже если их ведут студенты, НЕ являются студенческим медиа.

- Студенческое СМИ это не обязательно зарегистрировано официально. Это объединение студентов, которые идут активно в социальные сети.

- По уровню влияния студенческие медиа сравнялись с федеральными изданиями.

- При подготовке заявки на открытие регионального студенческого медиацентра предпочтительнее приложить «дорожную карту»/концепцию развития центра.

- Минобрнауки не планирует делать отдельный рейтинг ректоров. Действующий медиарейтинг — инструмент популяризации высшего образования. При этом социальные сети первых лиц являются важным инструментом работы по позиционированию университета в медиапространстве.

- Цензуры в отношении студенческих СМИ нет и быть не может, но их деятельность должна согласовываться с политикой университета.

Как результат эффективной работы медиа была отмечена пресс-служба Пермского государственного университета, координация подразделения позволила своевременно информировать контингент вуза о порядке действий во время нападения пермского стрелка и тем самым избежать большего количества жертв.
Медиа в системе образования страны (1/2)

Сегодня перед всем научно-образовательным обществом остро стоит вопрос об успешном, качественном и конкурентном ведении своих соцсетей. На дискуссии «Общественные государственные медиапроекты для системы образования России» главной темой стали меры и способы поддержки университетских СМИ и научных журналистов, которые только пришли в эту сферу и хотят накопить опыт, получить знания, применить их на деле и с первых же шагов закрепить их своими достижениями.

Модератором столь активной дискуссии стал Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика». Имея большой опыт ведения соцсетей, понимание как устроены внутренние процессы и что должны получить как результат университеты и иные образовательные организации - он четко выстроил дискуссию, и вместе все спикеры пришли к идее коммуникационного укрепления через коллаборации с вузами, общественными проектами, обмену опытом.

Точнее, как отметил Михаил Канавцев руководитель «Мастерской новых медиа», важно уметь перенимать опыт своих коллег: если у РАНХиГСа получилось дать хороший контент своей аудитории, то и все вузы нашей страны смогут. Мы, вузы, научно-образовательные организации России, объединяемся для достижения высокой планки по просвещению молодого поколения и их преподавателей, родителей. Антон Сериков, заместитель генерального директора РО «Знание», руководитель Центра знаний «Машук» также разделил точку зрения Михаила Канавцева.

Ректор МГУ им. Н.П. Огарева Дмитрий Глушко отметил связь регионов и центральных городов страны, а точнее, что нужно развивать корпоративную политику вузов в регионах, чтобы удержать новоиспеченные кадры и дать им возможность самореализоваться на своей малой Родине:

«Я хорошо вижу, что мы этим промышленным компаниям, группам компании, частникам сильно нужны. Особенно это касается тех компаний, университетов, расположенных в регионах страны, чтобы помочь выставить и корпоративную культуру и корпоративную политику. Данные действия позволят удержать людей здесь.

У нас изначально 50% выпускников школы нацелены на то, чтобы уехать в другие города. Это юношеский максимализм, романтизм, стремление, кажется, что где-то лучше то же самое предприятие. Человеку не хватает только высокой зарплаты, ему важно, чтобы ещё была жизнь, жизнь предприятия и именно ее недостает. Поэтому мы, сопровождая и корпоративное развитие переподготовку кадров для компании или для групп компаний, пытаемся проработать инициативы как помочь им выстроить их внутреннюю корпоративную историю, культуру, чтобы им было интересно вкусно в этой компании работать, и тогда они тоже становят себе пожизненным партнёром».
Медиа в системе образования страны (2/2)

Не зря у спикеров зашла речь о корпоративной политике и в целом связи с предприятиями. Ведь университеты сейчас работают в тесной связке наука-университет-бизнес. Отсюда происходят и научные стартапы, журналисты, квалифицированные специалисты, которые не только на предприятии приносят пользу людям, но и, приходя в университет, передают свой опыт и знания начинающим, «зеленым», будущим профессионалам. Сергей Шатунов, заместитель директора Центра общественных связей Президенской академии, присоединился к развитию этой темы и сказал, что нам нужно учиться всегда продавать, а для этого мы с вами должны быть пиарщиками, должны, маркетологами и всё это должно быть очень близко. Мы должны с вами научиться продавать наши услуги.

О медиапроектах, а точнее об идеях и партнерах:
- Евгений Сженов предложил Дмитрию Бескромному, руководителю проекта ТопБЛОГ, совместное создание образовательного проекта, поддерживающего университетские медиаслужбы;
- сам Дмитрий Бескромный, отвечая на вопросы из зала, дал эффективные советы по оформлению контента. А точнее, отходить от формата «список гостей-список вопросов-итог мероприятия» и погружаться в событие, давать ему собственную оценку и раскрывать его как топ-5 инсайтов встречи или яркий сторителлинг. А можно и вообще давать несколько кратких постов-заметок по поводу этого мероприятия - главное, разнообразие и уникальность;
- и важный пункт: популяризация работы в телеграм. Удобный и автору контента, и читателю формат, нужно брать от соцсетей и мессенджеров всё!