ТРЕК—НЕВОД—космос
В «Экспериментальном комплексе НЕВОД» НИЯУ МИФИ состоялся первый запуск внутренней плоскости крупнейшего в мире координатного детектора ТРЕК, предназначенного для исследований космических лучей, проводимых при поддержке программы «Приоритет 2030».
Егор Задеба, доцент ИЯФиТ и старшего научного сотрудника начуно-образовательного центра «НЕВОД» НИЯУ МИФИ, член Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте России по науке и образованию для «Научно-образовательной политики»:
«Создание детектора такого класса — это всегда процесс, в котором долго запрягают, а потом быстро едут.
Проектирование ТРЕК началось еще в 2013 году, когда было заключено соглашение между ИФВЭ и МИФИ о предоставлении дрейфовых камер с нейтринного эксперимента на ускорителе У-70. За это время удалось создать два прототипа большой установки: КТУДК и ПротоТРЕК. Защищены две кандидатские диссертации.
Для нового детектора потребовалось создать огромное помещение на внешней стене здания, в котором расположен черенковский водный детектор на 2000 тонн дистиллированной воды. Затем перевезти сотни дрейфовых камер, провести их тестирование, смонтировать на высоту в несколько этажей, проложить километры ка бельных коммуникаций, разработать регистрирующую электронику, серверное и клиентское программное обеспечение. Всю эту работу удалось выполнить коллективу молодых ученых нашей лаборатории, а впереди не меньший объем труда: ввести в эксплуатацию внешнюю плоскость детектора, а, главное, перейти к обработке огромного потока экспериментальных данных, перейти к физике, к энергии космических лучей и тайне мюонной закалки».
В «Экспериментальном комплексе НЕВОД» НИЯУ МИФИ состоялся первый запуск внутренней плоскости крупнейшего в мире координатного детектора ТРЕК, предназначенного для исследований космических лучей, проводимых при поддержке программы «Приоритет 2030».
Егор Задеба, доцент ИЯФиТ и старшего научного сотрудника начуно-образовательного центра «НЕВОД» НИЯУ МИФИ, член Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте России по науке и образованию для «Научно-образовательной политики»:
«Создание детектора такого класса — это всегда процесс, в котором долго запрягают, а потом быстро едут.
Проектирование ТРЕК началось еще в 2013 году, когда было заключено соглашение между ИФВЭ и МИФИ о предоставлении дрейфовых камер с нейтринного эксперимента на ускорителе У-70. За это время удалось создать два прототипа большой установки: КТУДК и ПротоТРЕК. Защищены две кандидатские диссертации.
Для нового детектора потребовалось создать огромное помещение на внешней стене здания, в котором расположен черенковский водный детектор на 2000 тонн дистиллированной воды. Затем перевезти сотни дрейфовых камер, провести их тестирование, смонтировать на высоту в несколько этажей, проложить километры ка бельных коммуникаций, разработать регистрирующую электронику, серверное и клиентское программное обеспечение. Всю эту работу удалось выполнить коллективу молодых ученых нашей лаборатории, а впереди не меньший объем труда: ввести в эксплуатацию внешнюю плоскость детектора, а, главное, перейти к обработке огромного потока экспериментальных данных, перейти к физике, к энергии космических лучей и тайне мюонной закалки».
Выпуск программы ВЕСТИ на РОССИЯ 1, посвящённый молодёжному дню Форума КАСПИЙ-2023, который команда НОП провела вместе с Президентской платформой "Россия–страна возможностей" на базе Астраханского государственного университета.
https://youtu.be/JBpSZ1GAs18
https://youtu.be/JBpSZ1GAs18
YouTube
В Астрахани открылся Каспийский международный научно-образовательный конгресс
Следите за новостями региона на нашем сайте http://lotosgtrk.ru
Подписывайтесь на нас во всех социальных сетях:
Telegram: https://news.1rj.ru/str/gtrklotos
ВКонтакте: http://vk.com/lotos_tv
Одноклассники: http://ok.ru/gtrklotos
Яндекс.…
Подписывайтесь на нас во всех социальных сетях:
Telegram: https://news.1rj.ru/str/gtrklotos
ВКонтакте: http://vk.com/lotos_tv
Одноклассники: http://ok.ru/gtrklotos
Яндекс.…
Наука и молодёжь
Рабочая группа Экспертного совета комитета Госдумы по молодёжной политике обсудила подходы к изучению молодежи с двух позиций: теоретической и практико-ориентированной.
Основной целью круглого стола на полях XIII Грушинской конференции ВЦИОМ стала выработка эффективных способов взаимодействия практиков и учёных для повышения качества социологических исследований молодёжи:
1⃣В чем сегодня отличаются подходы к изучению молодежи и ее сегментации при реализации практикориентированных исследований и разработки теоретических концепций
2⃣Как выстроить эффективное взаимодействие между акторами молодёжной политики в России и научными сообществом
3⃣Как обеспечить эффективную синергию практически ориентированных и теоретических исследований в рамках молодежной политики в России для получения объективного и непротиворечивого представления о положении молодежи в стране
По вопросам разработки теоретических концепций на круглом столе высказались ученые Юлия Зубок, руководитель Центра социологии молодежи Института социологии ФНИСЦ РАН, Елена Омельченко, профессор и заведующая кафедрой социологии Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, директор Центра молодёжных исследований филиала НИУ ВШЭ, Наталья Михальченкова, заведующая лабораторией развития высшего профессионального образования РАО, профессор кафедры политологии и прикладной политической работы РГСУ, Антонина Селезнёва, доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Среди исследователей-практиков выступили Андрей Даудрих, руководитель Практики социального анализа и консультирования ВЦИОМ, Даниил Ермолаев, директор по развитию «ВЦИОМ – Консалтинг», Наталья Пушкарёва, руководитель рабочей группы и директор Центра социологических исследований «14-35».
Вопрос о выстраивании эффективной коммуникации и партнёрстве между исследователями и управленцами-политиками, подняла Ксения Горячева, первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию.
Наталья Пушкарёва, руководитель рабочей группы и директор Центра социологических исследований «14-35», для НОП:
Майская встреча нашей рабочей группы собрала как представителей академического научного сообществ, практикующих социологов, так и представителей власти. Такие встречи для нас крайне важны, они могут сделать процесс интеграции исследователей молодежной политики в России эффективнее и продуктивнее.
Тема профессионального, отраслевого взаимодействия в социологии остаётся открытой, но поднятые вопросы,например, о создании Всероссийской базы исследований, регулярности обмена опытом будут иметь развитие на следующих встречах.
Рабочая группа Экспертного совета комитета Госдумы по молодёжной политике обсудила подходы к изучению молодежи с двух позиций: теоретической и практико-ориентированной.
Основной целью круглого стола на полях XIII Грушинской конференции ВЦИОМ стала выработка эффективных способов взаимодействия практиков и учёных для повышения качества социологических исследований молодёжи:
1⃣В чем сегодня отличаются подходы к изучению молодежи и ее сегментации при реализации практикориентированных исследований и разработки теоретических концепций
2⃣Как выстроить эффективное взаимодействие между акторами молодёжной политики в России и научными сообществом
3⃣Как обеспечить эффективную синергию практически ориентированных и теоретических исследований в рамках молодежной политики в России для получения объективного и непротиворечивого представления о положении молодежи в стране
По вопросам разработки теоретических концепций на круглом столе высказались ученые Юлия Зубок, руководитель Центра социологии молодежи Института социологии ФНИСЦ РАН, Елена Омельченко, профессор и заведующая кафедрой социологии Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, директор Центра молодёжных исследований филиала НИУ ВШЭ, Наталья Михальченкова, заведующая лабораторией развития высшего профессионального образования РАО, профессор кафедры политологии и прикладной политической работы РГСУ, Антонина Селезнёва, доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Среди исследователей-практиков выступили Андрей Даудрих, руководитель Практики социального анализа и консультирования ВЦИОМ, Даниил Ермолаев, директор по развитию «ВЦИОМ – Консалтинг», Наталья Пушкарёва, руководитель рабочей группы и директор Центра социологических исследований «14-35».
Вопрос о выстраивании эффективной коммуникации и партнёрстве между исследователями и управленцами-политиками, подняла Ксения Горячева, первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию.
Наталья Пушкарёва, руководитель рабочей группы и директор Центра социологических исследований «14-35», для НОП:
Майская встреча нашей рабочей группы собрала как представителей академического научного сообществ, практикующих социологов, так и представителей власти. Такие встречи для нас крайне важны, они могут сделать процесс интеграции исследователей молодежной политики в России эффективнее и продуктивнее.
Тема профессионального, отраслевого взаимодействия в социологии остаётся открытой, но поднятые вопросы,например, о создании Всероссийской базы исследований, регулярности обмена опытом будут иметь развитие на следующих встречах.
Forwarded from Движение Первых
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Регистрация на летний форум iВолга открыта! 🕊
В этом году в Самарской области пройдёт незабываемая смена для ребят из Движения Первых. Если вы хотите получить массу положительных эмоций и новых знакомств, то это место для вас! Не верите? Тогда посмотрите видео участников Детской iВолги прошлых лет, которые делятся своим опытом и рассказывают о том, что им подарил Форум.
💻 Регистрируйтесь на смену «Поколение Первых» до 8 июня на сайте iВолги или платформе «Росмолодёжь.События» вместе со своими друзьями и родителями.
Первые уже ждут вас на самом крутом форуме этого лета! ☀️
#РДДМ
#ДвижениеПервых
В этом году в Самарской области пройдёт незабываемая смена для ребят из Движения Первых. Если вы хотите получить массу положительных эмоций и новых знакомств, то это место для вас! Не верите? Тогда посмотрите видео участников Детской iВолги прошлых лет, которые делятся своим опытом и рассказывают о том, что им подарил Форум.
💻 Регистрируйтесь на смену «Поколение Первых» до 8 июня на сайте iВолги или платформе «Росмолодёжь.События» вместе со своими друзьями и родителями.
Первые уже ждут вас на самом крутом форуме этого лета! ☀️
#РДДМ
#ДвижениеПервых
Российско-Китайская университетская синергия
Пекинский Университет науки и
информационных технологий и Университет «Синергия» договорились о реализации совместных образовательных
программ бакалавриата и магистратуры. По результатам обучения студенты получат дипломы по IT-специальностям сразу двух университетов России и Китая.
Программа будет реализована сразу на трех языках — русском, китайском и английским в Китае и России.Обучение в таком формате в 2023 году пройдут более 100 студентов. В последующие годы планируется организовывать обучение на данной программе не менее 500 студентов в год. Кроме того, в рамках программы планируется проведение совместных научно- исследовательских проектов и учебно-методической работы, мероприятий в сфере IT-практик, а также прикладных разработок под запросы других отраслей для реализации предпринимательских проектов на отечественном и азиатском рынках.
Сяо Чжисун, проректор Пекинского университета информационных
наук и технологий специально для НОП:
Я рад приветствовать ректора Университета «Синергия» с официальным визитом в Пекинском университете информационных наук и технологий. Университет «Синергия» – первый зарубежный университет, который мы встречаем в стенах нашего университета после ковидных ограничений. Мы заинтересованы в сотрудничестве с Университетом Синергия, как с одним из крупных образовательных учреждений Российской Федерации. Мы провели оценку образовательных программ бакалавриата и магистратуры Университета Синергия и можем с уверенностью сказать, что по итогам оценки, мы готовы сотрудничать и реализовывать совместные образовательные программы.
Во-первых, мы заинтересованы в реализации образовательных программ двойного диплома по принципу 2+2 по программам бакалавриата в сфере IT образования и по принципу 1+1 по программам магистратуры.
Во-вторых, мы заинтересованы в реализации краткосрочных программ для студентов нашего Университета и студентов Университета Синергия в форме летних и зимних школ по актуальным тематикам в сфере IT, таким как искусственный интеллект, интеллектуальные системы в науке и технике, интеллектуальные системы в образовании, нейросетевые технологии, цифровизация жизни. В рамках школ студенты и преподаватели смогут познакомится с кампусами университетов, посетить ключевых игроков IT сферы наших стран.
Артем Васильев, ректор Университета «Синергия» специально для НОП:
Новая программа двойных дипломов в сфере IT станет уникальной площадкой для обмена лучшими цифровыми практиками и совместного инновационного обучения. Мы планируем подготовить уникальных специалистов, способных воплотить совместные проекты на российском и китайском рынках, и востребованных в рамках совместных международных инициатив. Наша цель – сделать Россию мировым центром образования, где студенты смогут получить знания и навыки, необходимые для успешной карьеры и личностного развития. Мы гордимся тем, что наш университет активно развивает это направление, предлагая инновационные образовательные программы, которые откроют двери к международным возможностям и расширяют горизонты студентов. Данное направление особенно важно в рамках реализации приоритетного проекта «Экспорт образования». Мы планируем, что обучение по данной программе к 2030 году пройдут более 1000 студентов. Важно отметить, что в рамках нашего сотрудничества с Пекинским университетом компьютерных наук и технологий в декабре мы проведем российско- китайскую научно- образовательную конференцию по вопросам развития компьютерных наук в обеих странах.
Пекинский Университет науки и
информационных технологий и Университет «Синергия» договорились о реализации совместных образовательных
программ бакалавриата и магистратуры. По результатам обучения студенты получат дипломы по IT-специальностям сразу двух университетов России и Китая.
Программа будет реализована сразу на трех языках — русском, китайском и английским в Китае и России.Обучение в таком формате в 2023 году пройдут более 100 студентов. В последующие годы планируется организовывать обучение на данной программе не менее 500 студентов в год. Кроме того, в рамках программы планируется проведение совместных научно- исследовательских проектов и учебно-методической работы, мероприятий в сфере IT-практик, а также прикладных разработок под запросы других отраслей для реализации предпринимательских проектов на отечественном и азиатском рынках.
Сяо Чжисун, проректор Пекинского университета информационных
наук и технологий специально для НОП:
Я рад приветствовать ректора Университета «Синергия» с официальным визитом в Пекинском университете информационных наук и технологий. Университет «Синергия» – первый зарубежный университет, который мы встречаем в стенах нашего университета после ковидных ограничений. Мы заинтересованы в сотрудничестве с Университетом Синергия, как с одним из крупных образовательных учреждений Российской Федерации. Мы провели оценку образовательных программ бакалавриата и магистратуры Университета Синергия и можем с уверенностью сказать, что по итогам оценки, мы готовы сотрудничать и реализовывать совместные образовательные программы.
Во-первых, мы заинтересованы в реализации образовательных программ двойного диплома по принципу 2+2 по программам бакалавриата в сфере IT образования и по принципу 1+1 по программам магистратуры.
Во-вторых, мы заинтересованы в реализации краткосрочных программ для студентов нашего Университета и студентов Университета Синергия в форме летних и зимних школ по актуальным тематикам в сфере IT, таким как искусственный интеллект, интеллектуальные системы в науке и технике, интеллектуальные системы в образовании, нейросетевые технологии, цифровизация жизни. В рамках школ студенты и преподаватели смогут познакомится с кампусами университетов, посетить ключевых игроков IT сферы наших стран.
Артем Васильев, ректор Университета «Синергия» специально для НОП:
Новая программа двойных дипломов в сфере IT станет уникальной площадкой для обмена лучшими цифровыми практиками и совместного инновационного обучения. Мы планируем подготовить уникальных специалистов, способных воплотить совместные проекты на российском и китайском рынках, и востребованных в рамках совместных международных инициатив. Наша цель – сделать Россию мировым центром образования, где студенты смогут получить знания и навыки, необходимые для успешной карьеры и личностного развития. Мы гордимся тем, что наш университет активно развивает это направление, предлагая инновационные образовательные программы, которые откроют двери к международным возможностям и расширяют горизонты студентов. Данное направление особенно важно в рамках реализации приоритетного проекта «Экспорт образования». Мы планируем, что обучение по данной программе к 2030 году пройдут более 1000 студентов. Важно отметить, что в рамках нашего сотрудничества с Пекинским университетом компьютерных наук и технологий в декабре мы проведем российско- китайскую научно- образовательную конференцию по вопросам развития компьютерных наук в обеих странах.
Абитура на Каспии
На Форуме Каспий -2023 в Астраханском государственном университете прошла встреча старшеклассников-активистов РДДМ Астраханской области с руководителями трёх университетов.
Мероприятие организовано научным крылом РДДМ @rddm_official и "Научно–образовательной политикой" @scienpolicy в рамках совместного проекта #АБИТУРА.
Участие приняли:
Наталья Трухановская - ректор государственного университета русского языка имени А.С. Пушкина;
Назим Баламирзоев - ректор Дагестанского государственного технического университета;
Алексей Титов – проректор АГУ
Участники Движения первых задали десятки вопросов, беспокоящие каждого абитуриента и получили исчерпывающую инструкцию к поступлению в вузы.
https://m.vk.com/wall-194440650_8834
На Форуме Каспий -2023 в Астраханском государственном университете прошла встреча старшеклассников-активистов РДДМ Астраханской области с руководителями трёх университетов.
Мероприятие организовано научным крылом РДДМ @rddm_official и "Научно–образовательной политикой" @scienpolicy в рамках совместного проекта #АБИТУРА.
Участие приняли:
Наталья Трухановская - ректор государственного университета русского языка имени А.С. Пушкина;
Назим Баламирзоев - ректор Дагестанского государственного технического университета;
Алексей Титов – проректор АГУ
Участники Движения первых задали десятки вопросов, беспокоящие каждого абитуриента и получили исчерпывающую инструкцию к поступлению в вузы.
https://m.vk.com/wall-194440650_8834
VK
Движение Первых. Наука. Запись со стены.
30 мая в Астраханском госуниверситете в рамках проекта #Абитура - совместной профориентационной прог... Смотрите полностью ВКонтакте.
Сегодня День рождения отмечает Виктор Неумывакин, директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения России.
В последние годы СПО в России развивается опережающими темпами – существенно расширена возможность практической подготовки студентов СПО, проведена масштабная корректировка перечня профессий и специальностей, разработаны новые ФГОС. Сегодня 60% девятиклассников выбирают колледжи и техникумы для профессионального обучения, а флагманский Федеральный проект в сфере СПО "Профессионалитет" уже стал приоритетом образовательной политики страны, встретив поддержку у Президента и Председателя Правительства России. Что важно, этот федпроект всё более становится интересен и вузам – число участников стремительно растёт.
С Днём рождения!
В последние годы СПО в России развивается опережающими темпами – существенно расширена возможность практической подготовки студентов СПО, проведена масштабная корректировка перечня профессий и специальностей, разработаны новые ФГОС. Сегодня 60% девятиклассников выбирают колледжи и техникумы для профессионального обучения, а флагманский Федеральный проект в сфере СПО "Профессионалитет" уже стал приоритетом образовательной политики страны, встретив поддержку у Президента и Председателя Правительства России. Что важно, этот федпроект всё более становится интересен и вузам – число участников стремительно растёт.
С Днём рождения!
Forwarded from Большая перемена РФ
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
⚡️⚡️Татьяна Голикова: Проект Профессионалитет" продлен до 2028 года и подготовит 1 000 000 специалистов
Вице-премьер Правительства Татьяна Голикова поприветствовала участников и рассказала о старте программы "Профессионалитет" и ее первых успехах.
💬 "За первый год работы пилотный проект "Профессионалитет" охватил 8 отраслей. Но уже сейчас Главой государства подписано продление действия программы минимум до 2028 года для подготовки 1 млн. специалистов", - отметила Голикова.
В 2023 году к уже имеющемуся 71 кластеру добавятся еще 70 и их количество будет расти.
💬 "На развитие проекта из Федерального бюджета было направлено по 7 млрд. рублей, по 2,2 млрд. — из 68 регионов, участвующих в программе, и 3,5 млрд. - работодателями", - уточнила вице-премьер.
Вице-премьер Правительства Татьяна Голикова поприветствовала участников и рассказала о старте программы "Профессионалитет" и ее первых успехах.
💬 "За первый год работы пилотный проект "Профессионалитет" охватил 8 отраслей. Но уже сейчас Главой государства подписано продление действия программы минимум до 2028 года для подготовки 1 млн. специалистов", - отметила Голикова.
В 2023 году к уже имеющемуся 71 кластеру добавятся еще 70 и их количество будет расти.
💬 "На развитие проекта из Федерального бюджета было направлено по 7 млрд. рублей, по 2,2 млрд. — из 68 регионов, участвующих в программе, и 3,5 млрд. - работодателями", - уточнила вице-премьер.
Кадры решают все
В мае этого года по поручению Президента Владимира Путина Правительством РФ была подготовлена Концепция технологического развития до 2030 года. Ее главная задача - обеспечить технологический суверенитет, внедряя результаты отечественных исследований и разработок. Однако достижение технологического суверенитета невозможно без налаживания эффективной и многоаспектной кадровой работы. Вопросы, связанные с подготовкой кадров, которые станут опорой технологического суверенитета, обсуждались 30 мая в рамках форума «Каспий 2023» на сессии «Технологический и кадровый суверенитет: задачи, сценарии, возможности».
Екатерина Харченко, заместитель председателя Комитета по науке и высшему образованию ГД РФ, обратила внимание на то, что Президентом РФ был подписан указ о реформе образования, которая предполагает формирование суверенной структуры высшего образования. В 6 вузах это уже запущено в формате пилотной программы. Одним из актуальных направлений работы стало повышение детализации программ подготовки. В заключение Екатерина Харченко акцентировала внимание на значимости профориентации со школьной скамьи: «Только 2023-24 годах планируется реализовать не менее десяти крупных индустриальных проектов с общим объемом инвестиций свыше 100 млрд рублей и, конечно же, об этом необходимо рассказывать нашим школьникам в рамках профориентации», -– подчеркнула она.
Заместитель генерального директора АНО «Диалог» Юлия Аблец рассказала о значимости воспитательной работы с молодыми кадрами и популяризации служения своему государству как ценности. «Кадровый суверенитет - наличие людей, знания и навыки, мотивация - в совокупности направлены на устойчивость и развитие страны», – отметила Юлия Аблец.
Дмитрий Земцов, проректор НИУ ВШЭ, сконцентрировал внимание на последовательности реализации образовательных проектов. Он предложил чаще привлекать школьников и студентов к выполнению более сложных и практических задач и отметил, что образование должно идти с опережающими темпами относительно технологического развития: «Мы должны инвестировать как можно больше в связь между образованием и быстро развивающимся технологическим сектором, чтобы образование не отставало».
Ректор МИИГАиК Надежда Камынина отметила, что в рамках текущих задач должна выстраиваться компетентностная модель подготовки и она должна начинаться еще в школе, а в вузах должна быть связана с работодателем. Ректор ГАУГН Илья Сокольщик подчеркнул значимость гуманитарных компетенций, которые, во-первых, обеспечивают гуманитарный суверенитет, непосредственно связанный с технологическим, а во-вторых, позволяют с гуманитарной точки зрения показывать возможные горизонты решений технологическому сообществу.
Исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ Андрей Богданов отметил, насколько важно готовить будущих специалистов уже со школьной скамьи и подчеркнул, что речь здесь идет не только только о непосредственно знаниях но и о мотивации к образованию.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ Марина Софронова обратила внимание на снижение интереса к обучению в вузах у выпускников учреждений СПО и отметила, что часто именно в колледжах при вузах сконцентрирован больший контингент чем на программах высшего образования. Нам важно в колледжах при вузах формировать новое СПО, чтобы студенты могли бесшовно освоить компетенции высшего образования по своему профилю и выйти на работу специалистами с высокой квалификацией, но умеющие работать руками.
В завершение дискуссии ректор АГУ им. В.Н. Татищева Константин Маркелов предложил поразмышлять над еще двумя важными задачами. Первый из них – это бесшовность, при которой классы должны создаваться совместно с вузами и бизнесом. Вторая состоит в дефиците научно-педагогического состава, что особенно ощущается в молодежном сегмента в подготовке инженеров высшей квалификации.
Модератором сессии выступил научный руководитель ЭАЦ НОП, программный директор Форума Каспий-2023 Евгений Сжёнов.
В мае этого года по поручению Президента Владимира Путина Правительством РФ была подготовлена Концепция технологического развития до 2030 года. Ее главная задача - обеспечить технологический суверенитет, внедряя результаты отечественных исследований и разработок. Однако достижение технологического суверенитета невозможно без налаживания эффективной и многоаспектной кадровой работы. Вопросы, связанные с подготовкой кадров, которые станут опорой технологического суверенитета, обсуждались 30 мая в рамках форума «Каспий 2023» на сессии «Технологический и кадровый суверенитет: задачи, сценарии, возможности».
Екатерина Харченко, заместитель председателя Комитета по науке и высшему образованию ГД РФ, обратила внимание на то, что Президентом РФ был подписан указ о реформе образования, которая предполагает формирование суверенной структуры высшего образования. В 6 вузах это уже запущено в формате пилотной программы. Одним из актуальных направлений работы стало повышение детализации программ подготовки. В заключение Екатерина Харченко акцентировала внимание на значимости профориентации со школьной скамьи: «Только 2023-24 годах планируется реализовать не менее десяти крупных индустриальных проектов с общим объемом инвестиций свыше 100 млрд рублей и, конечно же, об этом необходимо рассказывать нашим школьникам в рамках профориентации», -– подчеркнула она.
Заместитель генерального директора АНО «Диалог» Юлия Аблец рассказала о значимости воспитательной работы с молодыми кадрами и популяризации служения своему государству как ценности. «Кадровый суверенитет - наличие людей, знания и навыки, мотивация - в совокупности направлены на устойчивость и развитие страны», – отметила Юлия Аблец.
Дмитрий Земцов, проректор НИУ ВШЭ, сконцентрировал внимание на последовательности реализации образовательных проектов. Он предложил чаще привлекать школьников и студентов к выполнению более сложных и практических задач и отметил, что образование должно идти с опережающими темпами относительно технологического развития: «Мы должны инвестировать как можно больше в связь между образованием и быстро развивающимся технологическим сектором, чтобы образование не отставало».
Ректор МИИГАиК Надежда Камынина отметила, что в рамках текущих задач должна выстраиваться компетентностная модель подготовки и она должна начинаться еще в школе, а в вузах должна быть связана с работодателем. Ректор ГАУГН Илья Сокольщик подчеркнул значимость гуманитарных компетенций, которые, во-первых, обеспечивают гуманитарный суверенитет, непосредственно связанный с технологическим, а во-вторых, позволяют с гуманитарной точки зрения показывать возможные горизонты решений технологическому сообществу.
Исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ Андрей Богданов отметил, насколько важно готовить будущих специалистов уже со школьной скамьи и подчеркнул, что речь здесь идет не только только о непосредственно знаниях но и о мотивации к образованию.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ Марина Софронова обратила внимание на снижение интереса к обучению в вузах у выпускников учреждений СПО и отметила, что часто именно в колледжах при вузах сконцентрирован больший контингент чем на программах высшего образования. Нам важно в колледжах при вузах формировать новое СПО, чтобы студенты могли бесшовно освоить компетенции высшего образования по своему профилю и выйти на работу специалистами с высокой квалификацией, но умеющие работать руками.
В завершение дискуссии ректор АГУ им. В.Н. Татищева Константин Маркелов предложил поразмышлять над еще двумя важными задачами. Первый из них – это бесшовность, при которой классы должны создаваться совместно с вузами и бизнесом. Вторая состоит в дефиците научно-педагогического состава, что особенно ощущается в молодежном сегмента в подготовке инженеров высшей квалификации.
Модератором сессии выступил научный руководитель ЭАЦ НОП, программный директор Форума Каспий-2023 Евгений Сжёнов.