НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Научные и социальные связи – основа партнерства КНР и СПбПУ

В рамках визита делегации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого @polytech_petra в КНР состоялись знаковые мероприятия для развития научных и социальных связей России и Китая:

1. Переговоры ректора СПбПУ Андрея Рудского с ректором Чжэцзянского Технического Университета (ZTU), профессором Ли Сяонянь.

В ходе встречи руководители определили стратегию по развитию двухсторонних отношений, отметили важность и необходимость сотрудничества в области совместной подготовки кадров, выполнения совместных НИР и ОКР при поддержке двухсторонних международных программ обеих стран.

Руководители обсудили возможность внедрения программ по подготовке магистров и аспирантов, особо отметили важность развития инженерных специальностей реального сектора экономики с вовлечением в данный процесс предприятий РФ и КНР.

Также принято решение о подписании в этом году соглашения по подготовке магистров в области аддитивных технологий с привлечением в качестве индустриального партнера на территории КНР компании ETRI.

2. Визит делегации СПбПУ в Чжэцзянский Университет.

Ректор Чжэцзянского Университета, профессор Ду Цзянфэн отметил огромный вклад ученых СПбПУ в физические науки, упомянув великих политехников Курчатова, Ландау и Семенова.

Андрей Рудской отметил стабильный рост в обмене студентами между СПбПУ и Чжэцзянским Университетом, а также рост совместной публикационной активности.

Руководители университетов договорились о наращивании совместных программ подготовки кадров по направлениям инженерных наук. Ректор Чжэцзянского Университета вышел с предложением о разработке программ магистратуры по этим направлениям.

3. Визит делегации СПбПУ в совместные российско-китайские научно-образовательные центры «ETRI» в городе г. Ханджоу и «NEMTRI» в Чансине, которые возглавляет выпускник СПбПУ Ван Циншен.

Руководители провели рабочее совещание, определили стратегию по развитию двухсторонних отношений, отметили важность и необходимость сотрудничества в области совместной подготовки кадров.

Ректор СПбПУ отметил высокую оснащенность центра высокотехнологичным оборудованием и отличные условия для деятельности сотрудников российско-китайского совместного центра.

Также они обсудили возможность внедрения программ по подготовке магистров на базе центра «ETRI».

Андрей Рудской, ректор СПбПУ академик РАН:

Горжусь нашими выпускниками, которые после обучения в Политехе становятся настоящими послами науки и технологий во всем мире. Мы посетили совместные российско-китайские центры ETRI в Ханджоу и NEMTRI в Чансине, которые возглавляет выпускник Политеха Ван Циншен. Впечатляет размах созданных в NEMTRI научно-исследовательских лабораторий и производства безопасных полимерных литий-ионных аккумуляторов.

4. Посещение производственных компаний КНР.

Первой стала знаменитая компания Geely. Это ведущий производитель легковых автомобилей в КНР. Бренд, который прочно занял свою нишу на рынке России. Ректор прокатился на новом автомобиле, отметив комфорт и эргономику машины. С руководством фабрики обсудили необходимость в подготовке кадров в области робототехники и ремонтных технологий штамповой оснастки.

Второй стала компания SIAMC, которая является ведущем производителем изделий из графита, начиная от атомной промышленности (электроды для ядерных электростанций), заканчивая небольшими изделиями для электротехники. Российская делегация посетили материаловедческие лаборатории, где разрабатывают новые составы и углеродные композиты.
Лечение водорослями

В Твери волонтеры очистят реку с помощью специальной водоросли. Волонтёры и экоактивисты провели акцию по очистке береговой линии реки Лазурь. Инициатором акции выступило региональное отделение «Движения Первых».
 
После уборки береговой линии активисты запустили в водоём 45 литров хлореллы – это микроскопическая водоросль, которая способна очищать воду от загрязнений. Хлорелла за несколько дней становится доминирующей микроводорослью в поверхностном слое воды, насыщая его кислородом и удаляя из него излишки углекислого газа, различные органические и неорганические загрязнения.
 
Волонтёры ожидают, что таким образом им удастся очистить реку и сделать её более пригодной для жизни растений и уникальной колонии чаек, которые вьют гнёзда в озёрных камышах. Напомним, что эти птицы являются одним из символов чистоты и здоровья водных экосистем.

С помощью акции волонтёры хотят обратить внимание общественности на необходимость бережного отношения к природе, а также проблему сверхпотребления.
 
Руководитель АНО «Тверской вектор» Михаил Телушкин для «Научно-образовательной политики»:

«Места, которые мы считаем своим домом - улицу, район, город, работу - сразу станут меняться и становиться чище, а нам будет комфортнее в них жить и находиться с гармонией в природе».

Председатель совета регионального отделения «Движения Первых» Антон Гончугов для «Научно-образовательной политики»:

«У нас в регионе начинает свое течение река Волга, нам важно сохранить нашу экологию и быть с природой в балансе.
 
Мы регулярно проводим экологические мероприятия, в том числе просветительские. Наше взаимодействие с природой всегда начинается с нас самих, поэтому ребята советуют друг другу следовать правилу из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», герой которого говорил: "Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету"».
Как инженеру стать полноценным менеджером продукта?

7 июня 2023 года в Москве состоялся XI ежегодный форум ведущих вузов «Будущее высшей школы», организованный рейтинговым агентством RAEX.

Оживленную дискуссию на форуме вызвала тема совмещения компетенций, относящихся к разным специальностям и направлениям, при подготовке специалистов. Эксперты обратили внимание, что современный инженер должен получать гуманитарные навыки из области экономики и дизайна, и что многие специальности сегодня требуют изучения информационных технологий.

Ректор НИЯУ МИФИ @mephi_of Владимир Шевченко в рамках дискуссии отметил, что, хотя междисциплинарность – это очевидный современный тренд, недопустима ситуация, когда факт междисциплинарности исследования недобросовестно используется как якобы гарантия его уровня:

Сама по себе междисциплинарность ничего не говорит о научном калибре результата.

Тем не менее, отметил Владимир Шевченко, здесь есть огромное поле деятельности. В частности, в НИЯУ МИФИ идет совмещение традиционных для университета инженерно-физических компетенций с компетенциями в сфере наук о жизни:

Современная медицина – это высокотехнологичная область, в которой используются самые передовые технологии: технологии работы с частицами и с излучением, с магнитными полями, технологии обработки больших данных, возможности искусственного интеллекта. У университета здесь хороший задел, в том числе, в контексте задач по технологическому суверенитету, которые сегодня стоят перед страной.

У нас есть большое количество медицинской техники западных и японских производителей, которую нужно обслуживать. Важно быстро подготовить специалистов, которые будут уметь это делать.

Но за этой ближнесрочной задачей не стоит забывать и о долгосрочных планах – наша страна имеет возможности стать заметным игроком на мировом рынке современных технологий, оборудования, идей для медицины. Фокус – на развитие квантовых технологий и технологий искусственного интеллекта в применении к задачам ранней диагностики. Мой личный прогноз: мы можем ожидать ярких результатов именно в этой области
.

Также Владимир Шевченко согласился с другими выступающими, что необходима имплементация гуманитарных знаний в инженерное образование:

Не секрет, что у нас подготовка инженеров наследует великой советской инженерной традиции, когда инженер считает, что вопросы ресурсных и временных ограничений менее значимы, чем вопросы, скажем, массогабаритных ограничений.

В том числе и поэтому у нас есть, положа руку на сердце, некоторые сложности с воспитанием Генри Фордов или Илонов Масков.

Инженер дня сегодняшнего и, тем более, завтрашнего должен рассматривать внешние экономические, потребительские, гуманитарные ограничения как свою, а не чью-то еще проблему. Это имеет прямое отношение к востребованности того, что он делает, к промышленным эстетике и дизайну, к тому, в чем мы традиционно были не слишком сильны. Здесь очевидно есть над чем поработать.

По словам Владимира Шевченко, новое поколение технологических предпринимателей должно понимать, что эти вопросы – не просто еще одна гуманитарная дисциплина, а существенный внутренний параметр их инженерной деятельности, который сделает её по-настоящему востребованной.
Прямо сейчас на Международном форуме министров образования «Формируя будущее» проходит сессия с участием помощника Президента Андрея Фурсенко, главы Минобрнауки Валерия Фалькова, главы Минпросвещения Сергея Кравцова и главы Россотрудничества Евгения Примакова.

Если у идеологов форума всё получится, у российской "мягкой силы" впервые за долгое время определяющим может стать слово "сила".
О «Будущем высшей школы»

В Москве состоялся XI ежегодный форум вузов «Будущее высшей школы», организованный рейтинговым агентством RAEX. Руководители ведущих университетов страны обсудили формирование суверенной системы образования и основные подходы к разработке новых образовательных стандартов. На форуме были представлены результаты рейтинга лучших вузов России RAEX-100, в который вошел Университет науки и технологий МИСИС.
 
В 2023 году НИТУ МИСИС ‒ в 10 предметных рейтингах по версии агентства RAEX (+2 к результатам прошлого года), которые составлялись экспертами на основании оценки реализации трех миссий университета – научной, образовательной, общественной. НИТУ МИСИС – ведущий вуз страны, сочетающий подготовку кадров и проведение научных исследований и разработок в области создания, внедрения и применения новых технологий и материалов. Университет занял первое место по направлению «Технологии материалов», входит в ТОП-10 по геологии, нефтегазовому делу, физике, машиностроению и робототехнике.  Два новых направления, по которым университет занимает лидерские позиции, – «Лингвистика и иностранные языки», «Электроника, радиотехника и системы связи». 
 
Как сообщила ректор НИТУ МИСИС Алевтина Черникова, в этом году университет занял 7 место в рейтинге лучших вузов RAEX по уровню научно-исследовательской деятельности – это на три позиции выше, чем в 2022 году. МИСИС традиционно вошел в рейтинг лучших вузов по уровню востребованности выпускников работодателями.

Алевтина Черникова, ректор Университета МИСИС для «Научно-образовательной политики»:

«В своей образовательной модели Университет МИСИС делает особый фокус на интеграцию науки и образования, практикоориентированный подход, развитие гибких навыков у обучающихся, постоянно совершенствуя качество учебного процесса, трансформируя образовательные программы на всех уровнях подготовки и создавая новые.
 
Участие в пилотном проекте по совершенствованию отечественной системы высшего образования позволит нам разработать образовательные стандарты, которые лягут в ее основу. Уже сейчас Университет МИСИС, отвечая на запросы работодателей, разрабатывает программы разной продолжительности, уровня сложности. Например, у МИСИС есть опыт реализации адресных программ подготовки длительностью 10-12 месяцев по заказу бизнес-партнеров, подготовки будущих исследователей по магистерско-аспирантской программе iPHD (5 лет обучения вместо стандартных 6). Опыт университета показывает, что гибкий подход к реализации каждой конкретной образовательной программы и тесное взаимодействие с работодателями позволяют своевременно реагировать на вызовы, стоящие перед экономикой, учитывать потребности рынка труда».
Импортозамещение в рейтингах

Дмитрий Калинин, эксперт по образовательным рейтингам Новосибирского государственного университета экономики и управления
@nsuem_nsk специально для «Научно-образовательной политики»:

Лето – горячее время для всех вузов. Тысячи абитуриентов делают свой выбор, причем этот выбор не всегда происходит в условиях достаточного количества информации об учебных заведениях и о том, к каким профессиям там готовят.

Среди мотиваторов, позволяющих совершить выбор вуза, рейтинги занимают достаточно скромное место. К их данным прислушиваются только 15-20% будущих студентов. Среди родителей абитуриентов эта доля, бесспорно, выше. Относительно невысокая доля абитуриентов, прислушивающихся к рейтингам, может объясняться архетипированным общественным недоверием к рейтингам. Сложность рейтинговых методик, непрозрачность систем сбора данных, противоречивость заполняемых вузом форм только усугубляют такое недоверие.

Тем не менее, тенденция к «рейтингомании» никуда не исчезает, а количество рейтингов вузов увеличивается.

В ближайшем будущем внимание к рейтингам будет только расти.

Во-первых, развитие онлайн-подачи документов делает возможным поступление в любой вуз из любой точки страны, а для абитуриентов, находящихся в отдаленных регионах, рейтинги могут стать действительно важным источником информации при выборе вуза.

Во-вторых, молодое поколение с меньшим подозрением относится к сложным методикам составления рейтингов. В целом возрастает и культура потребления информации, когда аудитория стремится изучить множество источников и выбрать для себя необходимую информацию из множества. Такой подход к потреблению информации сам по себе похож на принцип построения рейтингов.

На прошлой неделе вышел очередной рейтинг Times Higher Education Impact (THE Impact), который ранжирует вузы по их участию в работе над реализацией целей устойчивого развития ООН. Технически эта активность вузов довольно близка к тому, что принято называть «Третьей миссией» университета – участие учебного заведения в развитии региона. Это общественные инициативы, выполнение исследований по заказам региональных бизнеса и власти, экологические инициативы, развитие социальных институтов и т.д.

Однако очевидно, что рейтинг формируется с учетом тенденций развития западных общественных ценностей, в нем запрашивается информация о мерах поддержки сексуальных меньшинств в вузах, развитии женской эмансипации и тому подобное.

Данная специфика рождает необходимость создания отечественных систем ранжирования вузов по их деятельности в рамках реализации третьей миссии. Эта система должна учитывать специфику российской системы образования, характеристику регионов, в том числе в рамках деятельности вузов по эффективной реализации национальных проектов.

Таким образом, мы можем получить отечественную разработку – рейтинг, оценивающий реализацию вузами целей национальных проектов, некий более адаптированный под Россию аналог SDG.
Выборы ректора в МЭИ

8 июня 2023 года в НИУ «МЭИ» @mpeiuniversity ректором избран Николай Рогалев.

На конференции работников и обучающихся Университета по выборам ректора ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в режиме тайного голосования действующий ректор Николай Рогалев набрал 86,8% голосов и был переизбран на новый срок.

Николай Рогалев, ректор НИУ «МЭИ»:

Все результаты, которые получены НИУ «МЭИ» за последние 10 лет — итог нашей совместной работы.

Будущее МЭИ, на мой взгляд, это развитие тех результатов, которые мы вместе с администрацией, преподавательским составом и научными сотрудниками вуза достигли в обеспечении нового динамичного формата взаимодействия в области образования, науки и промышленности, в области развития инновационного потенциала международного признания, которое в целом позволяет обеспечивать нам технологический суверенитет, лидерство в отраслях и энергетическую безопасность России.

Благодарю Ивана Щербатова и Сергея Вишнякова за новые предложения по усовершенствованию работы университета. Уверен, что выбранный путь, наиболее рациональный для развития НИУ «МЭИ».
Развитие интернета: Телеграм и наука

Глава Института развития интернета Алексей Гореславский дал программное интервью РБК. В нем он поделился подробностями – что и как поддерживает ИРИ, как развивается рунет, куда идет потребитель и создатель контента.

О Телеграме
«Сейчас есть два инструмента, которые в значительной степени перекрывают друг друга, но закрывают 80% всех потребностей аудитории, — это VK и Telegram. Telegram вообще реально удобнее, чем тот же WhatsApp. Там есть и чаты, и каналы, в результате ты можешь получить все что нужно. И, конечно, контент — тоже в некотором роде канал коммуникации с людьми.

По моим ощущениям, органический объем прогосударственного контента в Telegram довольно большой — это и крупные СМИ, и губернаторы в регионах, и многие активные блогеры со своей позицией. Критическая масса контента прогосударственная. Но технический контроль за сервисом Telegram, думаю, есть только у владельцев площадки
».

О популяризации науки
«В прошлом году мы провели три большие встречи между научным сообществом, представителями государства, в том числе Министерства науки и высшего образования, и создателями контента — продакшенами, студиями, продюсерами, креативными агентствами, всеми теми, кто хотел что-либо снимать на научные и околонаучные темы, вне зависимости от желания подаваться на наши конкурсы.

Цель этих мероприятий — помочь людям друг друга услышать. Вот ученые спрашивают: «А почему нас изображают какими-то сумасшедшими в белых халатах с взлохмаченными волосами?» Продюсер говорит: «Так ученый же такой». Они говорят: «Нет, ученый — это успешный человек в хорошей одежде на нормальной машине, увлеченный своей работой и при этом живущий своей личной жизнью».

И мы провели несколько таких встреч, по итогам которых на конгрессе молодых ученых в Сочи в декабре прошлого года продюсеры представили реальным ученым из разных областей десяток уже более или менее проработанных идей. Продюсеры получили обратную связь, и в результате осталось несколько более или менее жизненных, приближенных к реальности проектов, по мнению всех сторон. А продакшены еще и нашли научных консультантов.

Это и есть удачный пример того, как удалось объединить государственные задачи и индустрию, причем не одну — тут пересеклись медиа и наука.

Государственный запрос в данном случае — на контент, который по-новому покажет российского ученого, эту профессию, образ жизни. Условно — запрос на «Теорию большого взрыва» или, скажем, «Девять дней одного года» — да, референсы могут быть очень разными — только о современных российских ученых, в том числе молодых, об их разработках, о том, как они меняют наше же с вами будущее, об их образе мыслей.

Представление в обществе об этом довольно абстрактное, и одна из государственных задач, особенно в рамках Десятилетия науки и технологий, — рассказать и показать, как жизнь и работа ученого в России выглядят на самом деле
».

Выводы
Некоторое время научно-политический сегмент Телеграма бурлит по поводу того, что к популяризации науки в рамках одного из проектов, поддержанных грантом ИРИ, привлекли Ольгу Бузову. Критики, как всегда, сосредоточились на внешних и устаревших объектах критики, упустив из виду потенциальную эффективность и вирусность такого решения.

Проблемы изображения науки (а большей частью это весьма неинтересная и трудоемкая рутина) и ученых (которые как раз-таки редко предстают в хрестоматийном образе Дока из «Назад в будущее) – это традиционная дилемма. Снимать контент про яркие события и «ярких представителей научной братии» - грешить против истины. Снимать про рутину – будет малопривлекательно. Здесь ИРИ вместе с профессиональным сообществом нащупывает тот самый истинный срединный путь, где интерес публики в итоге пересечется с правдой о стезе ученого. ИРИ, РО "Знание", АНО "Диалог", АНО "РСВ", Национальные приоритеты и другие госкоманды продолжат развитие контента на различных информационных площадках. В том числе, речь о популяризации науки с участием медийных личностей, не из мира науки.

Полный текст интервью на РБК.
Марта Лесюк, член экспертного клуба "Дигория", эксперт НОП, о взаимосвязи экономического развития государства с качеством образования:

"Россия имеет сильные академические традиции, получившие широкую известность во всем мире. Несмотря на то, что в 2015 году на Генеральной ассамблее ООН образование было объявлено коллективной ценностью, в текущей геополитической ситуации оно стало инструментом политического давления на Россию. Что нашло отражение в разрыве отношений по инициативе недружественных стран. Хотя далеко не все государства пошли на этот шаг — так, например, Израиль продолжает сотрудничество с Россией в области образования, науки и молодежной политики"

https://ruposters.ru/news/07-06-2023/ekspert-ukazala-vzaimosvyaz-razvitiya-ekonomiki-gosudarstva-kachestva-obrazovaniya
Уважаемые подписчики и читатели НОП!

Российским движением детей и молодежи в развитие положений Федерального закона от 14 июля 2022 года № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» разработан проект Программы воспитательной работы общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых»
 
Просим вас рассмотреть проект Программы и дать нам обратную связь по ее содержанию до 14 июня: НОП-бот @SciEduPol_bot

Проект Программы доступен по ссылке - https://disk.yandex.ru/i/se4J9yO7k83bbg