Импортозамещение в рейтингах
Дмитрий Калинин, эксперт по образовательным рейтингам Новосибирского государственного университета экономики и управления @nsuem_nsk специально для «Научно-образовательной политики»:
Лето – горячее время для всех вузов. Тысячи абитуриентов делают свой выбор, причем этот выбор не всегда происходит в условиях достаточного количества информации об учебных заведениях и о том, к каким профессиям там готовят.
Среди мотиваторов, позволяющих совершить выбор вуза, рейтинги занимают достаточно скромное место. К их данным прислушиваются только 15-20% будущих студентов. Среди родителей абитуриентов эта доля, бесспорно, выше. Относительно невысокая доля абитуриентов, прислушивающихся к рейтингам, может объясняться архетипированным общественным недоверием к рейтингам. Сложность рейтинговых методик, непрозрачность систем сбора данных, противоречивость заполняемых вузом форм только усугубляют такое недоверие.
Тем не менее, тенденция к «рейтингомании» никуда не исчезает, а количество рейтингов вузов увеличивается.
В ближайшем будущем внимание к рейтингам будет только расти.
Во-первых, развитие онлайн-подачи документов делает возможным поступление в любой вуз из любой точки страны, а для абитуриентов, находящихся в отдаленных регионах, рейтинги могут стать действительно важным источником информации при выборе вуза.
Во-вторых, молодое поколение с меньшим подозрением относится к сложным методикам составления рейтингов. В целом возрастает и культура потребления информации, когда аудитория стремится изучить множество источников и выбрать для себя необходимую информацию из множества. Такой подход к потреблению информации сам по себе похож на принцип построения рейтингов.
На прошлой неделе вышел очередной рейтинг Times Higher Education Impact (THE Impact), который ранжирует вузы по их участию в работе над реализацией целей устойчивого развития ООН. Технически эта активность вузов довольно близка к тому, что принято называть «Третьей миссией» университета – участие учебного заведения в развитии региона. Это общественные инициативы, выполнение исследований по заказам региональных бизнеса и власти, экологические инициативы, развитие социальных институтов и т.д.
Однако очевидно, что рейтинг формируется с учетом тенденций развития западных общественных ценностей, в нем запрашивается информация о мерах поддержки сексуальных меньшинств в вузах, развитии женской эмансипации и тому подобное.
Данная специфика рождает необходимость создания отечественных систем ранжирования вузов по их деятельности в рамках реализации третьей миссии. Эта система должна учитывать специфику российской системы образования, характеристику регионов, в том числе в рамках деятельности вузов по эффективной реализации национальных проектов.
Таким образом, мы можем получить отечественную разработку – рейтинг, оценивающий реализацию вузами целей национальных проектов, некий более адаптированный под Россию аналог SDG.
Дмитрий Калинин, эксперт по образовательным рейтингам Новосибирского государственного университета экономики и управления @nsuem_nsk специально для «Научно-образовательной политики»:
Лето – горячее время для всех вузов. Тысячи абитуриентов делают свой выбор, причем этот выбор не всегда происходит в условиях достаточного количества информации об учебных заведениях и о том, к каким профессиям там готовят.
Среди мотиваторов, позволяющих совершить выбор вуза, рейтинги занимают достаточно скромное место. К их данным прислушиваются только 15-20% будущих студентов. Среди родителей абитуриентов эта доля, бесспорно, выше. Относительно невысокая доля абитуриентов, прислушивающихся к рейтингам, может объясняться архетипированным общественным недоверием к рейтингам. Сложность рейтинговых методик, непрозрачность систем сбора данных, противоречивость заполняемых вузом форм только усугубляют такое недоверие.
Тем не менее, тенденция к «рейтингомании» никуда не исчезает, а количество рейтингов вузов увеличивается.
В ближайшем будущем внимание к рейтингам будет только расти.
Во-первых, развитие онлайн-подачи документов делает возможным поступление в любой вуз из любой точки страны, а для абитуриентов, находящихся в отдаленных регионах, рейтинги могут стать действительно важным источником информации при выборе вуза.
Во-вторых, молодое поколение с меньшим подозрением относится к сложным методикам составления рейтингов. В целом возрастает и культура потребления информации, когда аудитория стремится изучить множество источников и выбрать для себя необходимую информацию из множества. Такой подход к потреблению информации сам по себе похож на принцип построения рейтингов.
На прошлой неделе вышел очередной рейтинг Times Higher Education Impact (THE Impact), который ранжирует вузы по их участию в работе над реализацией целей устойчивого развития ООН. Технически эта активность вузов довольно близка к тому, что принято называть «Третьей миссией» университета – участие учебного заведения в развитии региона. Это общественные инициативы, выполнение исследований по заказам региональных бизнеса и власти, экологические инициативы, развитие социальных институтов и т.д.
Однако очевидно, что рейтинг формируется с учетом тенденций развития западных общественных ценностей, в нем запрашивается информация о мерах поддержки сексуальных меньшинств в вузах, развитии женской эмансипации и тому подобное.
Данная специфика рождает необходимость создания отечественных систем ранжирования вузов по их деятельности в рамках реализации третьей миссии. Эта система должна учитывать специфику российской системы образования, характеристику регионов, в том числе в рамках деятельности вузов по эффективной реализации национальных проектов.
Таким образом, мы можем получить отечественную разработку – рейтинг, оценивающий реализацию вузами целей национальных проектов, некий более адаптированный под Россию аналог SDG.
Выборы ректора в МЭИ
8 июня 2023 года в НИУ «МЭИ» @mpeiuniversity ректором избран Николай Рогалев.
На конференции работников и обучающихся Университета по выборам ректора ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в режиме тайного голосования действующий ректор Николай Рогалев набрал 86,8% голосов и был переизбран на новый срок.
Николай Рогалев, ректор НИУ «МЭИ»:
Все результаты, которые получены НИУ «МЭИ» за последние 10 лет — итог нашей совместной работы.
Будущее МЭИ, на мой взгляд, это развитие тех результатов, которые мы вместе с администрацией, преподавательским составом и научными сотрудниками вуза достигли в обеспечении нового динамичного формата взаимодействия в области образования, науки и промышленности, в области развития инновационного потенциала международного признания, которое в целом позволяет обеспечивать нам технологический суверенитет, лидерство в отраслях и энергетическую безопасность России.
Благодарю Ивана Щербатова и Сергея Вишнякова за новые предложения по усовершенствованию работы университета. Уверен, что выбранный путь, наиболее рациональный для развития НИУ «МЭИ».
8 июня 2023 года в НИУ «МЭИ» @mpeiuniversity ректором избран Николай Рогалев.
На конференции работников и обучающихся Университета по выборам ректора ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в режиме тайного голосования действующий ректор Николай Рогалев набрал 86,8% голосов и был переизбран на новый срок.
Николай Рогалев, ректор НИУ «МЭИ»:
Все результаты, которые получены НИУ «МЭИ» за последние 10 лет — итог нашей совместной работы.
Будущее МЭИ, на мой взгляд, это развитие тех результатов, которые мы вместе с администрацией, преподавательским составом и научными сотрудниками вуза достигли в обеспечении нового динамичного формата взаимодействия в области образования, науки и промышленности, в области развития инновационного потенциала международного признания, которое в целом позволяет обеспечивать нам технологический суверенитет, лидерство в отраслях и энергетическую безопасность России.
Благодарю Ивана Щербатова и Сергея Вишнякова за новые предложения по усовершенствованию работы университета. Уверен, что выбранный путь, наиболее рациональный для развития НИУ «МЭИ».
Развитие интернета: Телеграм и наука
Глава Института развития интернета Алексей Гореславский дал программное интервью РБК. В нем он поделился подробностями – что и как поддерживает ИРИ, как развивается рунет, куда идет потребитель и создатель контента.
О Телеграме
«Сейчас есть два инструмента, которые в значительной степени перекрывают друг друга, но закрывают 80% всех потребностей аудитории, — это VK и Telegram. Telegram вообще реально удобнее, чем тот же WhatsApp. Там есть и чаты, и каналы, в результате ты можешь получить все что нужно. И, конечно, контент — тоже в некотором роде канал коммуникации с людьми.
По моим ощущениям, органический объем прогосударственного контента в Telegram довольно большой — это и крупные СМИ, и губернаторы в регионах, и многие активные блогеры со своей позицией. Критическая масса контента прогосударственная. Но технический контроль за сервисом Telegram, думаю, есть только у владельцев площадки».
О популяризации науки
«В прошлом году мы провели три большие встречи между научным сообществом, представителями государства, в том числе Министерства науки и высшего образования, и создателями контента — продакшенами, студиями, продюсерами, креативными агентствами, всеми теми, кто хотел что-либо снимать на научные и околонаучные темы, вне зависимости от желания подаваться на наши конкурсы.
Цель этих мероприятий — помочь людям друг друга услышать. Вот ученые спрашивают: «А почему нас изображают какими-то сумасшедшими в белых халатах с взлохмаченными волосами?» Продюсер говорит: «Так ученый же такой». Они говорят: «Нет, ученый — это успешный человек в хорошей одежде на нормальной машине, увлеченный своей работой и при этом живущий своей личной жизнью».
И мы провели несколько таких встреч, по итогам которых на конгрессе молодых ученых в Сочи в декабре прошлого года продюсеры представили реальным ученым из разных областей десяток уже более или менее проработанных идей. Продюсеры получили обратную связь, и в результате осталось несколько более или менее жизненных, приближенных к реальности проектов, по мнению всех сторон. А продакшены еще и нашли научных консультантов.
Это и есть удачный пример того, как удалось объединить государственные задачи и индустрию, причем не одну — тут пересеклись медиа и наука.
Государственный запрос в данном случае — на контент, который по-новому покажет российского ученого, эту профессию, образ жизни. Условно — запрос на «Теорию большого взрыва» или, скажем, «Девять дней одного года» — да, референсы могут быть очень разными — только о современных российских ученых, в том числе молодых, об их разработках, о том, как они меняют наше же с вами будущее, об их образе мыслей.
Представление в обществе об этом довольно абстрактное, и одна из государственных задач, особенно в рамках Десятилетия науки и технологий, — рассказать и показать, как жизнь и работа ученого в России выглядят на самом деле».
Выводы
Некоторое время научно-политический сегмент Телеграма бурлит по поводу того, что к популяризации науки в рамках одного из проектов, поддержанных грантом ИРИ, привлекли Ольгу Бузову. Критики, как всегда, сосредоточились на внешних и устаревших объектах критики, упустив из виду потенциальную эффективность и вирусность такого решения.
Проблемы изображения науки (а большей частью это весьма неинтересная и трудоемкая рутина) и ученых (которые как раз-таки редко предстают в хрестоматийном образе Дока из «Назад в будущее) – это традиционная дилемма. Снимать контент про яркие события и «ярких представителей научной братии» - грешить против истины. Снимать про рутину – будет малопривлекательно. Здесь ИРИ вместе с профессиональным сообществом нащупывает тот самый истинный срединный путь, где интерес публики в итоге пересечется с правдой о стезе ученого. ИРИ, РО "Знание", АНО "Диалог", АНО "РСВ", Национальные приоритеты и другие госкоманды продолжат развитие контента на различных информационных площадках. В том числе, речь о популяризации науки с участием медийных личностей, не из мира науки.
Полный текст интервью на РБК.
Глава Института развития интернета Алексей Гореславский дал программное интервью РБК. В нем он поделился подробностями – что и как поддерживает ИРИ, как развивается рунет, куда идет потребитель и создатель контента.
О Телеграме
«Сейчас есть два инструмента, которые в значительной степени перекрывают друг друга, но закрывают 80% всех потребностей аудитории, — это VK и Telegram. Telegram вообще реально удобнее, чем тот же WhatsApp. Там есть и чаты, и каналы, в результате ты можешь получить все что нужно. И, конечно, контент — тоже в некотором роде канал коммуникации с людьми.
По моим ощущениям, органический объем прогосударственного контента в Telegram довольно большой — это и крупные СМИ, и губернаторы в регионах, и многие активные блогеры со своей позицией. Критическая масса контента прогосударственная. Но технический контроль за сервисом Telegram, думаю, есть только у владельцев площадки».
О популяризации науки
«В прошлом году мы провели три большие встречи между научным сообществом, представителями государства, в том числе Министерства науки и высшего образования, и создателями контента — продакшенами, студиями, продюсерами, креативными агентствами, всеми теми, кто хотел что-либо снимать на научные и околонаучные темы, вне зависимости от желания подаваться на наши конкурсы.
Цель этих мероприятий — помочь людям друг друга услышать. Вот ученые спрашивают: «А почему нас изображают какими-то сумасшедшими в белых халатах с взлохмаченными волосами?» Продюсер говорит: «Так ученый же такой». Они говорят: «Нет, ученый — это успешный человек в хорошей одежде на нормальной машине, увлеченный своей работой и при этом живущий своей личной жизнью».
И мы провели несколько таких встреч, по итогам которых на конгрессе молодых ученых в Сочи в декабре прошлого года продюсеры представили реальным ученым из разных областей десяток уже более или менее проработанных идей. Продюсеры получили обратную связь, и в результате осталось несколько более или менее жизненных, приближенных к реальности проектов, по мнению всех сторон. А продакшены еще и нашли научных консультантов.
Это и есть удачный пример того, как удалось объединить государственные задачи и индустрию, причем не одну — тут пересеклись медиа и наука.
Государственный запрос в данном случае — на контент, который по-новому покажет российского ученого, эту профессию, образ жизни. Условно — запрос на «Теорию большого взрыва» или, скажем, «Девять дней одного года» — да, референсы могут быть очень разными — только о современных российских ученых, в том числе молодых, об их разработках, о том, как они меняют наше же с вами будущее, об их образе мыслей.
Представление в обществе об этом довольно абстрактное, и одна из государственных задач, особенно в рамках Десятилетия науки и технологий, — рассказать и показать, как жизнь и работа ученого в России выглядят на самом деле».
Выводы
Некоторое время научно-политический сегмент Телеграма бурлит по поводу того, что к популяризации науки в рамках одного из проектов, поддержанных грантом ИРИ, привлекли Ольгу Бузову. Критики, как всегда, сосредоточились на внешних и устаревших объектах критики, упустив из виду потенциальную эффективность и вирусность такого решения.
Проблемы изображения науки (а большей частью это весьма неинтересная и трудоемкая рутина) и ученых (которые как раз-таки редко предстают в хрестоматийном образе Дока из «Назад в будущее) – это традиционная дилемма. Снимать контент про яркие события и «ярких представителей научной братии» - грешить против истины. Снимать про рутину – будет малопривлекательно. Здесь ИРИ вместе с профессиональным сообществом нащупывает тот самый истинный срединный путь, где интерес публики в итоге пересечется с правдой о стезе ученого. ИРИ, РО "Знание", АНО "Диалог", АНО "РСВ", Национальные приоритеты и другие госкоманды продолжат развитие контента на различных информационных площадках. В том числе, речь о популяризации науки с участием медийных личностей, не из мира науки.
Полный текст интервью на РБК.
РБК
Глава ИРИ — РБК: «Блогерское сообщество разобщено и разнородно»
Какой контент сейчас нужен государству, почему налоговики обратили внимание на блогеров и про попытки «сохранить и трусы, и крестик» в интервью РБК рассказал Алексей Гореславский, глава Института
Марта Лесюк, член экспертного клуба "Дигория", эксперт НОП, о взаимосвязи экономического развития государства с качеством образования:
"Россия имеет сильные академические традиции, получившие широкую известность во всем мире. Несмотря на то, что в 2015 году на Генеральной ассамблее ООН образование было объявлено коллективной ценностью, в текущей геополитической ситуации оно стало инструментом политического давления на Россию. Что нашло отражение в разрыве отношений по инициативе недружественных стран. Хотя далеко не все государства пошли на этот шаг — так, например, Израиль продолжает сотрудничество с Россией в области образования, науки и молодежной политики"
https://ruposters.ru/news/07-06-2023/ekspert-ukazala-vzaimosvyaz-razvitiya-ekonomiki-gosudarstva-kachestva-obrazovaniya
"Россия имеет сильные академические традиции, получившие широкую известность во всем мире. Несмотря на то, что в 2015 году на Генеральной ассамблее ООН образование было объявлено коллективной ценностью, в текущей геополитической ситуации оно стало инструментом политического давления на Россию. Что нашло отражение в разрыве отношений по инициативе недружественных стран. Хотя далеко не все государства пошли на этот шаг — так, например, Израиль продолжает сотрудничество с Россией в области образования, науки и молодежной политики"
https://ruposters.ru/news/07-06-2023/ekspert-ukazala-vzaimosvyaz-razvitiya-ekonomiki-gosudarstva-kachestva-obrazovaniya
Ruposters.ru
Эксперт указала на взаимосвязь развития экономики государства и качества образования
Политолог, член экспертного клуба "Дигория" Марта Лесюк считает, что экономическое развитие государства связано с качеством образования.
Уважаемые подписчики и читатели НОП!
Российским движением детей и молодежи в развитие положений Федерального закона от 14 июля 2022 года № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» разработан проект Программы воспитательной работы общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых»
Просим вас рассмотреть проект Программы и дать нам обратную связь по ее содержанию до 14 июня: НОП-бот @SciEduPol_bot
Проект Программы доступен по ссылке - https://disk.yandex.ru/i/se4J9yO7k83bbg
Российским движением детей и молодежи в развитие положений Федерального закона от 14 июля 2022 года № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» разработан проект Программы воспитательной работы общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых»
Просим вас рассмотреть проект Программы и дать нам обратную связь по ее содержанию до 14 июня: НОП-бот @SciEduPol_bot
Проект Программы доступен по ссылке - https://disk.yandex.ru/i/se4J9yO7k83bbg
Яндекс Диск
Программа ВР Движения Первых.pdf
Посмотреть и скачать с Яндекс Диска
Комиссары – на постах (1/2)
Коллега «Сибиряк» @sidpolit обращает внимание на правильные задачи образовательной системы – усиление гуманитарного компонента с двоякой целью. В широком масштабе – для воспитательно-патриотических целей политической социализации широких молодежных масс. В масштабе более узком – с целью подготовки гуманитариев, которые становятся все более востребованными с течением, во-первых, научно-технологического прорыва, во-вторых, усиления информационного и идеологического противостояния с недружественными странами.
Эти все вопросы коллега ставит справедливо. Не будем спорить и с тем, что гуманитарное образование оказывается на третьих ролях, независимо от того, что в фаворе – экономисты-юристы или айтишники-инженеры. Но с откровенно пораженческим настроением согласиться мы никак не можем.
Разберемся детально с обоими векторами гуманитарного образования – неотъемлемым компонентом «образованного гражданина» и подготовкой узких специалистов.
В первом разрезе в настоящее время идет масштабная перезагрузка дисциплин. На школьном уровне общественно-гуманитарные предметы все переведны к единым программам и единым линейкам учебников. Ключевым предметом определена история – там пока что будут три учебника с обязательным переходом на единый в обозримом будущем. Именно через историю будет прививаться тот самый «политруковский» компонент. Причем проведен отход от западноцентричной модели изложения материала к более глобальной точке зрения – это уже сделано.
Второй вектор – это «история современности», которая реализуется через «Разговоры о важном». Там тоже есть четко прописанная идеологическая линия, которая и должна быть интегрирована в сознание школьников в ходе бесед.
Третий – пересмотренное содержание «Обществознания».
Со школьным предметом будет состыкован единый модуль по Истории, который будет обязателен для освоения на абсолютно любой образовательной программе, кроме собственно специальности «История» и, видимо, тех направлений, где уже история преподается в большем масштабе, чем новый модуль. А он, напомним, будет занимать 4 зачетные единицы, но важнее то, что в них 80% (для очников) должно быть аудиторными. И это делает историческую подготовку по-настоящему масштабной. Здесь также не будет фиксации исключительно на европейской истории, внимание уделят и иным макрорегионам мира.
Вторым модулем станут «Основы российской государственности». Все четыре блока (история и обществознание) двух уровней (школа и вуз) попарно стыкуются друг с другом в единую матрицу. Она должна обеспечивать жесткую по структуре, но гибкую по среде систему – именно через нее будут транслироваться духовно-нравственные ценности, справедливая точка зрения на исторические события, текущая линия госполитики.
При всем этом, конечно, нельзя не согласиться – гуманитарии и общественники действительно вечно «умничают» и «задают неправильные вопросы». Но сказать, что государство сознательно давит эти направления подготовки, было бы в корне неверно. Дополнительные места на IT и инженерные специальности выделяли в основном не вместо, а в дополнение к имеющемуся и более-менее устоявшемуся распределению КЦП.
Для примера можно привести «Востоковедение» - набор на него расширен примерно на 20%.
О важности и нужности гуманитариев говорят все больше и чаше. Например, в направлении генетики человека, которое курирует Мария Воронцова. Там гуманитарии, юристы, специалисты в общественных науках глубоко интегрированы в работу по осмыслению и правовому оформлению сложных вопросов. Исследователи в статьях поднимают вопросы об этике не только искусственного интеллекта в целом, но и конкретных проявлений – например, нейросетей.
https://news.1rj.ru/str/sidpolit/20275
Коллега «Сибиряк» @sidpolit обращает внимание на правильные задачи образовательной системы – усиление гуманитарного компонента с двоякой целью. В широком масштабе – для воспитательно-патриотических целей политической социализации широких молодежных масс. В масштабе более узком – с целью подготовки гуманитариев, которые становятся все более востребованными с течением, во-первых, научно-технологического прорыва, во-вторых, усиления информационного и идеологического противостояния с недружественными странами.
Эти все вопросы коллега ставит справедливо. Не будем спорить и с тем, что гуманитарное образование оказывается на третьих ролях, независимо от того, что в фаворе – экономисты-юристы или айтишники-инженеры. Но с откровенно пораженческим настроением согласиться мы никак не можем.
Разберемся детально с обоими векторами гуманитарного образования – неотъемлемым компонентом «образованного гражданина» и подготовкой узких специалистов.
В первом разрезе в настоящее время идет масштабная перезагрузка дисциплин. На школьном уровне общественно-гуманитарные предметы все переведны к единым программам и единым линейкам учебников. Ключевым предметом определена история – там пока что будут три учебника с обязательным переходом на единый в обозримом будущем. Именно через историю будет прививаться тот самый «политруковский» компонент. Причем проведен отход от западноцентричной модели изложения материала к более глобальной точке зрения – это уже сделано.
Второй вектор – это «история современности», которая реализуется через «Разговоры о важном». Там тоже есть четко прописанная идеологическая линия, которая и должна быть интегрирована в сознание школьников в ходе бесед.
Третий – пересмотренное содержание «Обществознания».
Со школьным предметом будет состыкован единый модуль по Истории, который будет обязателен для освоения на абсолютно любой образовательной программе, кроме собственно специальности «История» и, видимо, тех направлений, где уже история преподается в большем масштабе, чем новый модуль. А он, напомним, будет занимать 4 зачетные единицы, но важнее то, что в них 80% (для очников) должно быть аудиторными. И это делает историческую подготовку по-настоящему масштабной. Здесь также не будет фиксации исключительно на европейской истории, внимание уделят и иным макрорегионам мира.
Вторым модулем станут «Основы российской государственности». Все четыре блока (история и обществознание) двух уровней (школа и вуз) попарно стыкуются друг с другом в единую матрицу. Она должна обеспечивать жесткую по структуре, но гибкую по среде систему – именно через нее будут транслироваться духовно-нравственные ценности, справедливая точка зрения на исторические события, текущая линия госполитики.
При всем этом, конечно, нельзя не согласиться – гуманитарии и общественники действительно вечно «умничают» и «задают неправильные вопросы». Но сказать, что государство сознательно давит эти направления подготовки, было бы в корне неверно. Дополнительные места на IT и инженерные специальности выделяли в основном не вместо, а в дополнение к имеющемуся и более-менее устоявшемуся распределению КЦП.
Для примера можно привести «Востоковедение» - набор на него расширен примерно на 20%.
О важности и нужности гуманитариев говорят все больше и чаше. Например, в направлении генетики человека, которое курирует Мария Воронцова. Там гуманитарии, юристы, специалисты в общественных науках глубоко интегрированы в работу по осмыслению и правовому оформлению сложных вопросов. Исследователи в статьях поднимают вопросы об этике не только искусственного интеллекта в целом, но и конкретных проявлений – например, нейросетей.
https://news.1rj.ru/str/sidpolit/20275
Telegram
Сибиряк
Нужны ли стране комиссары?
Нет, речь пойдет не о тех, кто был в «пыльных шлемах», но о тех, кто в сегодняшней России должен формировать повестку дня, определять идеологию, объяснять смыслы. О них просто забыли. Да и когда было вспоминать? Надо было рассуждать…
Нет, речь пойдет не о тех, кто был в «пыльных шлемах», но о тех, кто в сегодняшней России должен формировать повестку дня, определять идеологию, объяснять смыслы. О них просто забыли. Да и когда было вспоминать? Надо было рассуждать…
Комиссары – на постах (2/2)
О чем коллега «Сибиряк» не написал в качестве проблемы – это о вынужденной миграции гуманитариев и общественников. Последние годы на «чистую гуманитаристику» выделялось преступно мало средств – это факт. С вливанием РГНФ назад в РФФИ произошла «прикладизация» гуманитарных проектов – гранты на них стали выдавать преимущественно в междисциплинарном разрезе, при учете использования количественных методов, Big Data, развития digital humanities и т.п. В результате трансформации РФФИ в РЦНИ и сосредоточении грантовых линеек в руках РНФ – ситуация еще более усугубилась.
Обо всем этом в курсе и власти (в самом широком смысле слова), и более узкая прослойка идеологов и практиков внутреней и внешней политики страны. Не случайно были запущены краудсорсинговые по своему формату конкурсы с участием, например, ЭИСИ и МГУ. Активно поддерживаются сообщества молодых историков и политологов. Самым ярким примером стала «Дигория».
Да, мало кто предполагал в начале 2010-х, что в глобальном и цифровом мире настолько возрастет роль классических гуманитариев, которые способны обращаться с идеями и концептами, пересобирать их под нужды различных аудиторий, траслировать в разных форматах, переставляя акценты и дополняя смыслы. Первой ласточкой стало восхождение политического Телеграма – именно в нем по первости царила подлинная меритократия, когда таланты обращения со словом и идеей были, по сути, единственным мерилом успеха.
Усиление идеологического противостояния с условным коллективным Западом обнажило недостаток в генераторах смыслов. Как раз здесь и сказался недостаток гуманитариев – в провисающих возрастных сегментах науки в целом (а оснобенно социально-гуманитарных дисциплин) явными стали неудачи госполитики и госпропаганды.
Началом глобального «реванша гумантариев» стали, например, выставки и далее мультимедийные парки «Россия – моя история». Идеологом их стал митрополит Тихон – человек с гуманитарным (сценарист) и теологическим (те самые «наука из наук, искусство из искусств») образованием.
Важным показателем стал кадровый состав профильных ведомств. Ближе всего нам Минобрнауки – за последние полгода два историка заняли посты заместителей министра. И это действительно прорыв, причем двойной: в элитном раскладе историки разбавляют вечный физматтех, в управленческом – юристов, экономистов, спецов по ГМУ и менеджеров. Надо сказать, что на уровне департаментов и отделов, конечно, гуманитариев больше. Но здесь были взяты именно командные высоты.
Перед государством стоит крайне сложная задача – для масштабного социально-гуманитарного просвещения (что масс, что обучающихся) требуется разве что не легион операторов. То есть преподавателей, методистов, популяризаторов и т.п. Их нужно готовить как специалистов – и конечно, знания и умения являются обоюдоострым мечом. Так и Царскосельский лицей выпускал и государственников, и революционеров.
История становится главной политической наукой. И точно так же, как в целом наука с высшим образованием от «социалки» совершают дрейф в сторону «производительных сил экономики», так и гуманитарный блок с позиций «нищих лириков» постепенно мигрирует в сторону политической и управленческой активности.
Комиссары стране нужны, более того – они уже на фронтах: идеологическом, культурном, информационном, боевом. Система политико-идеологического просвещения и воспитания сейчас в стадии становления, равно как и механика обучения новых «комиссаров». Здесь действительно намечается реванш чистой гуманитаристики – сейчас востребованы не формулы с цифрами, а умение объяснить, «как ничто превращается в нечто» в философской, исторической, культурологической, искусствоведческой, теологической и т.п. перспективе.
О чем коллега «Сибиряк» не написал в качестве проблемы – это о вынужденной миграции гуманитариев и общественников. Последние годы на «чистую гуманитаристику» выделялось преступно мало средств – это факт. С вливанием РГНФ назад в РФФИ произошла «прикладизация» гуманитарных проектов – гранты на них стали выдавать преимущественно в междисциплинарном разрезе, при учете использования количественных методов, Big Data, развития digital humanities и т.п. В результате трансформации РФФИ в РЦНИ и сосредоточении грантовых линеек в руках РНФ – ситуация еще более усугубилась.
Обо всем этом в курсе и власти (в самом широком смысле слова), и более узкая прослойка идеологов и практиков внутреней и внешней политики страны. Не случайно были запущены краудсорсинговые по своему формату конкурсы с участием, например, ЭИСИ и МГУ. Активно поддерживаются сообщества молодых историков и политологов. Самым ярким примером стала «Дигория».
Да, мало кто предполагал в начале 2010-х, что в глобальном и цифровом мире настолько возрастет роль классических гуманитариев, которые способны обращаться с идеями и концептами, пересобирать их под нужды различных аудиторий, траслировать в разных форматах, переставляя акценты и дополняя смыслы. Первой ласточкой стало восхождение политического Телеграма – именно в нем по первости царила подлинная меритократия, когда таланты обращения со словом и идеей были, по сути, единственным мерилом успеха.
Усиление идеологического противостояния с условным коллективным Западом обнажило недостаток в генераторах смыслов. Как раз здесь и сказался недостаток гуманитариев – в провисающих возрастных сегментах науки в целом (а оснобенно социально-гуманитарных дисциплин) явными стали неудачи госполитики и госпропаганды.
Началом глобального «реванша гумантариев» стали, например, выставки и далее мультимедийные парки «Россия – моя история». Идеологом их стал митрополит Тихон – человек с гуманитарным (сценарист) и теологическим (те самые «наука из наук, искусство из искусств») образованием.
Важным показателем стал кадровый состав профильных ведомств. Ближе всего нам Минобрнауки – за последние полгода два историка заняли посты заместителей министра. И это действительно прорыв, причем двойной: в элитном раскладе историки разбавляют вечный физматтех, в управленческом – юристов, экономистов, спецов по ГМУ и менеджеров. Надо сказать, что на уровне департаментов и отделов, конечно, гуманитариев больше. Но здесь были взяты именно командные высоты.
Перед государством стоит крайне сложная задача – для масштабного социально-гуманитарного просвещения (что масс, что обучающихся) требуется разве что не легион операторов. То есть преподавателей, методистов, популяризаторов и т.п. Их нужно готовить как специалистов – и конечно, знания и умения являются обоюдоострым мечом. Так и Царскосельский лицей выпускал и государственников, и революционеров.
История становится главной политической наукой. И точно так же, как в целом наука с высшим образованием от «социалки» совершают дрейф в сторону «производительных сил экономики», так и гуманитарный блок с позиций «нищих лириков» постепенно мигрирует в сторону политической и управленческой активности.
Комиссары стране нужны, более того – они уже на фронтах: идеологическом, культурном, информационном, боевом. Система политико-идеологического просвещения и воспитания сейчас в стадии становления, равно как и механика обучения новых «комиссаров». Здесь действительно намечается реванш чистой гуманитаристики – сейчас востребованы не формулы с цифрами, а умение объяснить, «как ничто превращается в нечто» в философской, исторической, культурологической, искусствоведческой, теологической и т.п. перспективе.
Инженер 2023: создатель, аналитик и дизайнер
7 июня 2023 года в Москве состоялся XI ежегодный форум ведущих вузов «Будущее высшей школы», организованный рейтинговым агентством RAEX.
Оживленную дискуссию на форуме вызвала тема совмещения компетенций, относящихся к разным специальностям и направлениям, при подготовке специалистов. Эксперты обратили внимание, что современный инженер должен получать гуманитарные навыки из области экономики и дизайна, и что многие специальности сегодня требуют изучения информационных технологий.
Ректор НИЯУ МИФИ @mephi_of Владимир Шевченко в рамках дискуссии отметил, что, хотя междисциплинарность – это очевидный современный тренд, недопустима ситуация, когда факт междисциплинарности исследования недобросовестно используется как якобы гарантия его уровня:
Сама по себе междисциплинарность ничего не говорит о научном калибре результата.
Тем не менее, отметил Владимир Шевченко, здесь есть огромное поле деятельности. В частности, в НИЯУ МИФИ идет совмещение традиционных для университета инженерно-физических компетенций с компетенциями в сфере наук о жизни:
Современная медицина – это высокотехнологичная область, в которой используются самые передовые технологии: технологии работы с частицами и с излучением, с магнитными полями, технологии обработки больших данных, возможности искусственного интеллекта. У университета здесь хороший задел, в том числе, в контексте задач по технологическому суверенитету, которые сегодня стоят перед страной.
У нас есть большое количество медицинской техники западных и японских производителей, которую нужно обслуживать. Важно быстро подготовить специалистов, которые будут уметь это делать.
Но за этой ближнесрочной задачей не стоит забывать и о долгосрочных планах – наша страна имеет возможности стать заметным игроком на мировом рынке современных технологий, оборудования, идей для медицины. Фокус – на развитие квантовых технологий и технологий искусственного интеллекта в применении к задачам ранней диагностики. Мой личный прогноз: мы можем ожидать ярких результатов именно в этой области.
Также Владимир Шевченко согласился с другими выступающими, что необходима имплементация гуманитарных знаний в инженерное образование:
Не секрет, что у нас подготовка инженеров наследует великой советской инженерной традиции, когда инженер считает, что вопросы ресурсных и временных ограничений менее значимы, чем вопросы, скажем, массогабаритных ограничений.
В том числе и поэтому у нас есть, положа руку на сердце, некоторые сложности с воспитанием Генри Фордов или Илонов Масков.
Инженер дня сегодняшнего и, тем более, завтрашнего должен рассматривать внешние экономические, потребительские, гуманитарные ограничения как свою, а не чью-то еще проблему. Это имеет прямое отношение к востребованности того, что он делает, к промышленным эстетике и дизайну, к тому, в чем мы традиционно были не слишком сильны. Здесь очевидно есть над чем поработать.
По словам Владимира Шевченко, новое поколение технологических предпринимателей должно понимать, что эти вопросы – не просто еще одна гуманитарная дисциплина, а существенный внутренний параметр их инженерной деятельности, который сделает её по-настоящему востребованной.
7 июня 2023 года в Москве состоялся XI ежегодный форум ведущих вузов «Будущее высшей школы», организованный рейтинговым агентством RAEX.
Оживленную дискуссию на форуме вызвала тема совмещения компетенций, относящихся к разным специальностям и направлениям, при подготовке специалистов. Эксперты обратили внимание, что современный инженер должен получать гуманитарные навыки из области экономики и дизайна, и что многие специальности сегодня требуют изучения информационных технологий.
Ректор НИЯУ МИФИ @mephi_of Владимир Шевченко в рамках дискуссии отметил, что, хотя междисциплинарность – это очевидный современный тренд, недопустима ситуация, когда факт междисциплинарности исследования недобросовестно используется как якобы гарантия его уровня:
Сама по себе междисциплинарность ничего не говорит о научном калибре результата.
Тем не менее, отметил Владимир Шевченко, здесь есть огромное поле деятельности. В частности, в НИЯУ МИФИ идет совмещение традиционных для университета инженерно-физических компетенций с компетенциями в сфере наук о жизни:
Современная медицина – это высокотехнологичная область, в которой используются самые передовые технологии: технологии работы с частицами и с излучением, с магнитными полями, технологии обработки больших данных, возможности искусственного интеллекта. У университета здесь хороший задел, в том числе, в контексте задач по технологическому суверенитету, которые сегодня стоят перед страной.
У нас есть большое количество медицинской техники западных и японских производителей, которую нужно обслуживать. Важно быстро подготовить специалистов, которые будут уметь это делать.
Но за этой ближнесрочной задачей не стоит забывать и о долгосрочных планах – наша страна имеет возможности стать заметным игроком на мировом рынке современных технологий, оборудования, идей для медицины. Фокус – на развитие квантовых технологий и технологий искусственного интеллекта в применении к задачам ранней диагностики. Мой личный прогноз: мы можем ожидать ярких результатов именно в этой области.
Также Владимир Шевченко согласился с другими выступающими, что необходима имплементация гуманитарных знаний в инженерное образование:
Не секрет, что у нас подготовка инженеров наследует великой советской инженерной традиции, когда инженер считает, что вопросы ресурсных и временных ограничений менее значимы, чем вопросы, скажем, массогабаритных ограничений.
В том числе и поэтому у нас есть, положа руку на сердце, некоторые сложности с воспитанием Генри Фордов или Илонов Масков.
Инженер дня сегодняшнего и, тем более, завтрашнего должен рассматривать внешние экономические, потребительские, гуманитарные ограничения как свою, а не чью-то еще проблему. Это имеет прямое отношение к востребованности того, что он делает, к промышленным эстетике и дизайну, к тому, в чем мы традиционно были не слишком сильны. Здесь очевидно есть над чем поработать.
По словам Владимира Шевченко, новое поколение технологических предпринимателей должно понимать, что эти вопросы – не просто еще одна гуманитарная дисциплина, а существенный внутренний параметр их инженерной деятельности, который сделает её по-настоящему востребованной.
В Новгородской технической школе открылась III научно-практическая конференция «Анализ данных в медицине». В программе на сегодня − выступления представителей ведущих научных организаций России: Сеченовского университета, СПбПУ, Пироговского центра, МНОЦ МГУ и других.
В начале конференции состоялось подписание соглашения между Новгородским государственным университетом (НовГУ), Министерством здравоохранения Новгородской области и Институтом системного программирования РАН (ИСП РАН). Главная цель – развитие технологий искусственного интеллекта в системе здравоохранения. Стороны планируют проводить совместные научно-исследовательские проекты, готовить профильных специалистов и обмениваться информацией в области здравоохранения и медицинской науки. Одним из основных направлений работы станет использование искусственного интеллекта в анализе ЭКГ.
Соглашение подписали ректор НовГУ Юрий Боровиков, министр здравоохранения Новгородской области Валерий Яковлев и директор ИСП РАН Арутюн Аветисян.
ИСП РАН и НовГУ сотрудничают уже почти 15 лет. С 2009 года в НовГУ работает совместная Лаборатория системного программирования, а с 2020 года обе организации входят в НЦМУ «Цифровой биодизайн и персонализированное здравоохранение» − вместе с Сеченовским университетом, ИКТИ РАН и ИБМХ РАН. В числе совместных достижений – разработка технологии выращивания 3D органоидов и сфероидов рака легкого и цифровой модели для нахождения узелковых новообразований в легких, создание механистических моделей клеточного взаимодействия и др.
В начале конференции состоялось подписание соглашения между Новгородским государственным университетом (НовГУ), Министерством здравоохранения Новгородской области и Институтом системного программирования РАН (ИСП РАН). Главная цель – развитие технологий искусственного интеллекта в системе здравоохранения. Стороны планируют проводить совместные научно-исследовательские проекты, готовить профильных специалистов и обмениваться информацией в области здравоохранения и медицинской науки. Одним из основных направлений работы станет использование искусственного интеллекта в анализе ЭКГ.
Соглашение подписали ректор НовГУ Юрий Боровиков, министр здравоохранения Новгородской области Валерий Яковлев и директор ИСП РАН Арутюн Аветисян.
ИСП РАН и НовГУ сотрудничают уже почти 15 лет. С 2009 года в НовГУ работает совместная Лаборатория системного программирования, а с 2020 года обе организации входят в НЦМУ «Цифровой биодизайн и персонализированное здравоохранение» − вместе с Сеченовским университетом, ИКТИ РАН и ИБМХ РАН. В числе совместных достижений – разработка технологии выращивания 3D органоидов и сфероидов рака легкого и цифровой модели для нахождения узелковых новообразований в легких, создание механистических моделей клеточного взаимодействия и др.