НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Forwarded from Земцов
Робот на стенде Башкирии оказался медведем
На ПМЭФ мы презентуем игровую платформу «Берлога», предназначенную для вовлечения школьников в программирования и инженерию. Персонажи игр – технологически продвинутые добродушные медведи в образе программистов, инженеров, биотехнологов, в играх «Берлоги» школьник и медведь становятся командой: персонаж мотивирует ребенка постоянно получать новые навыки и осваивать технологии, чтобы сделать своего медведя еще сильнее. Первая игра платформы уже доступна на RuStore. Она выполнена в жанре «защита башен», при этом игрок может сам программировать свои юниты на визуальном языке программирования в духе UML. Более того, без программирования игру пройти очень сложно, и это подталкивает школьников осваивать эту область знаний.

Проект «Берлога» - это не только игра: благодаря интеграции платформы «Берлога» с цифровой платформой «Талант», школьник узнает о занятиях в кружках, инженерных соревнованиях, курсах и хакатонах, достижения в которых можно переносить прямо в игру, наделяя своего персонажа дополнительными возможностями: собрал коптер в кружке, на хакатоне или олимпиаде — у твоего медведя в игре появился дрон для защиты от кибер-ос. Таким образом, «Берлога» станет точкой входа школьников в технологическое образование, поможет заинтересовать их сложным технологическим содержанием, привлечь в кружки и инженерные соревнования, обучить программированию и другим востребованным навыкам.

В пилотном режиме проект запущен Республикой Башкортостан вместе с АСИ, Платформой НТИ и с опорой на лучшие практики нашего кружкового движения НТИ. Уже этой осенью десятки технологических кружков в Башкирии примут ребят, играющих сейчас в «Берлогу». В следующем году мы планируем включить в пилот по запуску кружков еще несколько регионов, а игра доступна всем уже сейчас бесплатно.

P.S.: В желтом костюме не трансформер, а тоже медведь. Просто он пасечник, работает с огромными биотехнологически усовершенствованными пчелами, и поэтому носит броню:-)
«Научно-образовательная политика» по инициативе РДДМ @rddm_official организовала разговор "Педагогика движения первых в парадигме детской и молодёжной политики".
Участие приняли Ольга Петрова, замглавы Минобрнауки России; Наталия Мандрова, Первый Заместитель Председателя Правления Движения Первых; Антон Сериков, руководитель Центра Знаний «Машук», заместитель генерального директора РО «Знание»; Ксения Горячева @DeputatGoryacheva, первый зампред комитета ГД по науке и молодёжной политике.

Модерировал научный руководитель экспертно -аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов.

В душевной атмосфере обсудили проект программы воспитательной работы Движения и детско -взрослую среду, которую оно формирует. Участники разговора отдельно отметили, что основная логика разработанной программы – в сквозной совместной, командной деятельности детей и взрослых, а также безусловном приоритете смыслов и содержательных педагогических эффектов.

Запись эфира:
http://vk.com/video-214524833_456240446
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Глава Минобрнауки находится с рабочим визитом в Санкт-Петербурге

Валерий Фальков вместе с членом президиума Российской ассоциации содействия науке Марией Воронцовой посетил производство биотехнологической компании BIOCAD.

Компания совместно с РНИМУ имени Н. И. Пирогова, участником федпроекта «Передовые инженерные школы», разработала инновационный препарат для лечения болезни Бехтерева. Сейчас ведутся активные исследования второй фазы.

BIOCAD — отечественная компания полного цикла, объединившая научно-исследовательские центры, современное производство, доклинические и клинические исследования.

Как отметил Валерий Фальков, вопрос развития генетических технологий особенно актуален, он является важной частью научно-технологического прогресса и экономического развития, а также залогом лекарственной безопасности страны.

💬 «Без генетики нет ни современного сельского хозяйства, ни современно медицины, ни современной промышленной нейробиологии. Это минимальный стандарт, и все передовые технологии развиваются только с использованием генетики как таковой. Поэтому сегодня по инициативе Президента Российской Федерации продлена Федеральная научно-техническая программа развития генетических технологий до 2030 года», — подчеркнул Министр.

Здесь также прошло заседание рабочей группы по нормативному правовому регулированию в сфере генетических технологий. На нем обсудили:
— перспективы привлечения индустриальных партнеров к клиническим исследованиям высокотехнологичных лекарств в рамках ФНТП развития генетических технологий до 2030 года;
— вопросы этической экспертизы и регулирования деятельности независимых этических комитетов.

Предыдущее заседание по нормативному правовому регулированию в сфере генетических технологий прошло в Тюмени.
СНО Вернадского 2

На базе МГУ состоялся II семинар-совещание для руководителей СНО вузов научно-образовательных консорциумов «Вернадский». Начальник отдела по работе с молодыми учеными Минобрнауки Али Асадов подвел промежуточные итоги грантового конкурса, который в этом году прошел уже во второй раз.

Он выделил 2 ключевые задачи конкурса СНО:
- Поддержать мерами поддержки студенческие научные коллективы и их мероприятия;
- Актуализировать деятельность СНО с научно-образовательными тенденциями, и в первую очередь с инициативами Десятилетия науки и технологий.

Стоит отметить, что конкурс удачно коррелирует с планом Десятилетия как инструмент популяризации науки и привлечения молодежи в сферу исследований и разработок.

В онлайн-встрече приняли участие и победители конкурса СНО, и те, кто подавал заявки, но не выиграл в этом году. Модератор дискуссии, куратор СНО МГУ Екатерина Зимакова обозначила рамку разговора — были рассмотрены общие вопросы работы с заявками, требования и ошибки в содержании проекта грантового конкурса. «Основная ошибка, с которой могут столкнуться при подаче заявки студенты, — неправильная расстановка приоритетов внутри самого проекта. Стоит обратить внимание на критерии оценивания», — подчеркнул Али Асадов. Он также добавил, что преобладают проекты по популяризации науки.

Напомним, конкурс стал одним из элементов «дорожной карты» СНО, разработанной Минобрнауки и экспертами в 2021 году. 2 года реализации «дорожной карты» дали возможность «обкатать» СНО как системный инструмент, масштабировать его, но также и выявить, чего не достаёт и что можно улучшить. В этом смысле 2 года стали не только временем проб, но и в каком-то смысле ошибок. «Критерии конкурса и его механика могут быть усовершенствованы. Сейчас идет работа над тем, чтобы сделать конкурс более удобным и понятным для участников. Приветствуется критическая обратная связь», — отметил Али Асадов.

Важность встречи заключалась в систематизации накопленного опыта «признанных» через конкурсную механику СНО. Начальник отдела акцентировал внимание на том, что сейчас обсуждается возможность проведения региональных этапов конкурса СНО, отраслевых конкурсов с оценкой деятельности СНО и другие форматы обновления «дорожной карты» СНО. По итогам семинар-совещания участники смогли дать свои предложения как в «дорожную карту», так и получить методическую поддержку и ответы на оставшиеся вопросы. Ожидается, что ближайшей точкой сборки предложений для СНО 2.0 станет Съезд СМУ и СНО, который пройдет в Нижнем Новгороде с 21 по 25 июня 2023 года.
Войти в суверенное айти

Технологический суверенитет в сфере информационных технологий является одним из ключевых приоритетов для Российской Федерации. Однако достижение намеченных на этом направлении задач порождает ряд вопросов, связанных с популяризацией этого направления, определением необходимых компетенций, разработкой новых методик подготовки кадров и регулирования. Эксперты из различных сфер обсудили эти вопросы в рамках дискуссии на тему "Технологический суверенитет в ИТ: новые методологии, партнерства и центры компетенций для развития бизнеса и молодежи в Российской Федерации" на ПМЭФ-2023.

Модератор дискуссии Евгений Абакумов, Директор по информационным технологиям Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", во вступительном слове обратил внимание на то, что сегодня вопросы импортозамещения уже уходит в прошлое и настало время создания технологий, которые будут определять будущее страны и мира. В качестве основной темы дискуссии он выделил налаживание кооперации между всеми участниками этого процесса.

Елена Шмелева, руководитель образовательного фонда "Талант и успех", председатель совета федеральной территории "Сириус" сделала акцент на важности мотивации для будущих молодых специалистов в сфере IT. По ее мнению для эффективного привлечения в сфер молодых кадров, необходимо соединить требования к квалификации специалистов и к существующим стандартам и показать, что ожидают от молодых специалистов их будущие работодатели. "Нам не надо делить эту инфраструктуру на учебную и производственно, нам надо соединить специалистов всех уровней образования и задачи", – отметила Елена Шмелева.

Далее Елена Шмелева передала "эстафетную палочку" представителям российских компаний ИТ-сферы. Председатель Ассоциации крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования Рената Абдулина предложила при предоставлении мер государственной поддержки фиксировать также обязательства о предоставлении академических лицензий в образовательные организации. Продолжая эту мысль, Исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт" Ренат Лашин рассказал о недавней встрече с представителям Минобрнауки, на которой обсуждалось создание каталога решений для сферы образования и, в частности, определения "академической лицензии" для дальнейшего наполнения этого реестра отечественными программными продуктами.

Первый заместитель Министра просвещения РФ Александр Бугаев отметил, что подготовка должна строиться на том программном обеспечении, с которым молодые специалисты потом будут работать вне зависимости от формата предоставления этого оборудования, на этом пути необходима коллаборация образовательных организаций с IT-сектором. В заключение заместитель генерального директора, ОАО "Российские железные дороги" Евгений Чаркин предложил обратить внимание на кросс-отраслевое взаимодействие при выполнении задач по повышению качества подготовки будущих специалистов.

#ПМЭФ2023
Педагогика Движения Первых в программе воспитания

РДДМ Движение первых
разработало программу воспитательной работы – программный документ, который ляжет в основу одного из главных направлений работы Движения. Проект программы был подготовлен при участии широкого круга партнёров РДДМ - Минобрнауки, Минпросвещения, РО "Знание", РСВ, вузов, экспертного сообщества, академических институтов, родителей и самих детей.

НОП организовал публичное обсуждение проекта программы, его целей и задач.

Ольга Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования РФ подчеркнула неразрывную связь воспитания и образования:
«Мы понимаем, что воспитание является фундаментом, на который дальше ложатся программы высшего, среднего и профессионального образования. Задача такой сборки возникла, потому что перед страной возникли вызовы, на которые наша молодежь заинтересована искать ответы. А чтобы ответы были - нужно всем прийти к единому пониманию концептов. Например, с 1 сентября для всех первокурсников вузов начнётся курс «Основы российской государственности», а также стало увеличено число часов истории для технических УГСН».

Одной из главных мыслей дискуссии стал тезис о целовекоцентричности ребёнка в предложенной Программе – лишь отказавшись от "ведомственного" подхода (вот это наша часть ответственности работы с ребенком и молодым человеком, а далее нас не касается) можно добиться эффективности проектов РДДМ и их признания как детьми и молодёжью, так и взрослыми участниками процессов, включая родителей.

Об этом рассказала Наталия Мандрова, Первый Заместитель Председателя Правления Движения Первых:
«Ребенок, переходящий по ступеням образования - один и тот же человек. За его деятельность отвечают различные подведомства (образовательная школа, спортивная, библиотека и тд.), но сам человек остается неделим. И, накопив большой просветительско-образовательный опыт, мы понимаем, что ведомства не могут делить человека на части и определять его только к себе. Он неделим, он разносторонен и важно его в этом поддерживать. А также, необходимо вспомнить о саморазвитии и подтолкнуть молодежь к эффективности в этом направлении. Этим и занимается команда Движения Первых, все образовательные ведомства».

Образование должно стать не просто инструментом и базовой матрицей воспитательного процесса – оно способно быть и коммуникационным пространством формирования новой философии воспитательной работы. В которой значимую роль будут играть федеральные образовательно–методические центры – такие, как Сенеж, Таврида и Машук.

Антон Сериков, руководитель Центра Знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание»:
«Изначально задача Машука была объединение самых разных акторов. Действительно, в нашем центре знания организовано единое бесшовное пространство, которое подхватывает совсем еще юного человека и ведет бесконечно. Необходимо воспитывать юных людей: помогать воспитываться, формироваться личности на протяжении жизни. Идея Центра заключается в обучении по одним программам, одной мысли, направленной на эффективное развитие поколения».

https://news.1rj.ru/str/OlgaPetrovaNN/3295
«Мама, я заработал 200 тысяч!» или как я попал в Профессионалитет (1/3)

Одной из открывающих сессий ПМЭФ 2023 стало обсуждение первых итогов федпроекта «Профессионалитет» (ФПП) в рамках дискусси «Профессионалитет»: отраслевой подход к подготовке кадров в условиях импортозамещения». Модератором сессии выступил ректор Мастерской управления «Сенеж», заместитель генерального директора, АНО «Россия - страна возможностей» Андрей Бетин. И вероятно, это неслучайно — ведь именно на базе Сенежа сегодня проводится обучение региональных команд Профессионалитета.

«Профессионалитет» — это модель повышения эффективности человеческого капитала», — глобально так охарактеризовала федеральный проект генеральный директор ГК «Просвещение» Наталья Третьяк. Переходя от большего к меньшему спикеры детально разложили, что проект уже дал за год и какие ожидания на перспективу.

Что сделано за 2 года
1. Синхронизация направлений подготовки в регионах с региональными программами рынка труда, выровнены КЦП — направления подготовки приведены в соответствие с задачами рынка труда.
2. Повышение качества — ввели демонстрационный экзамен, в том числе на законодательном уровне: выпускник колледжа должен уметь продемонстрировать свои практически навыки.
3. Налоговый вычет для тех предприятий, которые инвестируют в СПО.
4. Внедрение учебно-производственных комбинатов и реализация дополнительных возможностей для внебюджетных доходов и работы студентов на предприятиях при колледжах.
5. Развитие системы воспитательной деятельности при колледжах.
6. Формирование чемпионатного движения, ориентированного на промышленность.
7. Введение дня профессионального образования по поручению Президента РФ.
8. Реализация конкурса «Мастер года».

«ФПП — движущая сила для перехода на отраслевую систему управления колледжами», — резюмировал Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

#ПМЭФ2023
«Мама, я заработал 200 тысяч!» или как я попал в Профессионалитет (2/3)

Снижение неравенства
Помощник Президента РФ Максим Орешкин отметил, что ФПП влияет на снижение социального и межрегионального неравенства: «Федпроект играет важную роль — он дает большему количеству людей по всей стране получить профессии, которые будут давать более высокий доход. Второе — то, что кадры появляются по всей стране, дает больше инвестиций и проектов, снижая тем самым межрегиональное неравенство. Поэтому важность ФПП для новой модели экономического роста сложно переоценить».

Рейтинг
Главной новостью сессии, озвученной Сергеем Кравцовым, стал анонс рейтинга, который планируется к публикации в декабре 2023 года. И рассказал о том, как он будет сформирован.

Формирование национального рейтинга ОО СПО в 2023 году
Принцип открытого соревнования:
- Мотивация образовательных организаций к повышению качества образовательной среды;
- Оптимизация поиска и доступность информации для абитуриентов/родителей, потенциальных сотрудников, индустриальных партнеров.
Ключевые принципы национального рейтинга учреждений СПО:
- Открытость данных и прозрачность методики рейтингования;
- Максимальный охват образовательных организаций;
- Фокус на результат (взаимодействие с потенциальными работодателями, трудоустройство, карьерное развитие);
- Гибкость и возможность регулярного обновления;
- Отсутствие дополнительных запросов для сбор информации.
Параметры:
- Качество образования (процесс подготовки кадров, внешняя/внутренняя оценка качества, участие в чемпионатах);
- Трудоустройство и карьерное развитие.
Главный результат, который должен отразить рейтинг — трудоустройство выпускников и их зарплата.

Председатель комитета по среднему профессиональному образованию, профессиональному обучению и профессиональной ориентации РСПП Андрей Комаров добавил, что также важную роль играют и отраслевые рейтинги, чтобы сравнивать «сравнимое со сравнимым».

Максим Орешкин поддержал идею с рейтингом как важную мотивационную историю для системы СПО в целом.

Экономический прогноз
Андрей Комаров предложил другую свежую идею — от лица бизнеса он обозначил необходимость составления экономического прогноза потребности в кадрах на ближайшие 5 лет. Он акцентировал внимание на том, что Правительство утвердило Концепцию технологического развития до 2030 года, где впервые подчеркнуто, что вызовом является нехватка квалифицированных кадров. «Мы рассчитываем, что увидим меры поддержки и взаимоувязку с системой подготовки кадров. Колледж не должен быть исключен из системы планирования. Экономический прогноз будет тянуть всю экономику, и инвестиционный план развития СПО в том числе», — отметил Андрей Комаров. Максим Орешкин согласился с тем, что экономический прогноз позволит достичь более качественных показателей на уровне колледжей.

При этом первый заместитель генерального директора АО «Кавказ.РФ» Андрей Цемахович рассказал, что в СКФО уже реализуется проект платформы — кадрового оператора, одной их задач короткой является прогнозирование потребности в кадрах на среднесрочную перспективу. Главная проблема — теневая занятость.

Целевое образование
«Нас беспокоит низкая доля целевого обучения. Сегодня количество целевых студентов еле превышает 2 %. Это низкий показатель. О чем это говорит? —Работодатели не выстраивают долгосрочные отношения со своими будущими работниками, а работники не имеют перспективного плана и гарантированного трудоустройства на ближайшие 5 лет. На мой взгляд это вредно и противоречит KPI для ФПП, где есть показатель трудоустройства — 85%», — продолжен Андрей Комаров. И в этом тезисе очевидно заложена отсылка к формированию кадрового прогноза.

#ПМЭФ2023
«Мама, я заработал 200 тысяч!» или как я попал в Профессионалитет (3/3)

Переподготовка педагогических кадров для СПО
«У нас нет единого центра подготовки мастеров производственного обучения для колледжей. Мы впервые создаем 2 крупнейших федеральных центра — в Калуге и Нижнем Новгороде — где будет вестись подготовка и переподготовка кадров в сфере СПО», — обозначил Сергей Кравцов.

Губернатор Калужской области Владислав Шапша в продолжение слов министра рассказал о Технопарке в Калужской области. Ключевой вызов — привлечение инвесторов в регион. «У нас строится технопарк рабочих профессий при поддержке Минпросвещения. ФПП — это возможность по современным стандартам удовлетворить потребности в экономике регионов. 1 сентября начнет работать технопарк, он будет готовить по 5 тысяч специалистов в год и не только для Калужской области», — поделился он.

Профориентация
«Система подготовки начинается еще в школе, и именно школа по-хорошему должна стать новым центром экономического роста, там должно происходить большинство случаев самоопределения школьника — в какой сфере, в какой отрасли он захочет развиваться», — смело начал управляющий директор Фонда гуманитарных проектов, директор Ассоциации исторических парков «Россия – Моя история» Иван Есин. Исследования показывают, что несмотря на то, что траектории развития могут меняться, у детей есть определенная заданность к конкретным направлениям, поэтому чем раньше начинается профориентационная работа, тем более качественным в итоге оказывается их обучения в организациях СПО и вузах.

С 1 сентября в школах начнет работать единая модель профориентации, разработанная совместно с Минпросвещения РФ. В основе лежит проект «Билет в будущее». Инициаторы модели профориентации рассчитывают, что это поможет повысить уровень профессионального самоопределения, а также совместить с потребностями экономики, рассказывая ребятам о наиболее значимых производствах и развитии отраслей в стране.

Глава департамента проектов и программ в сфере воспитания возглавила администрации Президента РФ Ирина Плещева выделила проблемы, с которыми сталкиваются школьники в процессе выбора будущей профессии — проблема отложенного выбора и недостаточное количество личных историй выбора профессий.

РЖД
Андрей Комаров отметил, что пример работы ОАО «РЖД» в области профориентации и реализации собственной системы СПО хорошо известен в бизнесе, многие ориентируются на модель ОАО «РЖД».

Начальник департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов рассказал о привлечении молодежи в образовательную экосистему компании и опыте участия в федпроекте «Профессионалитет». «ФПП сразу гармонично встроился в нашу систему подготовки персонала. Система состоит из 3 крупных блоков — профориентация, подготовка специалистов и наставничество/адаптация, когда молодой человек пришел на предприятие», — поделился он. Отлаженный механизм позволяет ежегодно привлекать тысячи молодых ребят на обучение. Ключевое преимущество ОАО «РЖД» — гарантированное трудоустройство на рабочие места выпускникам.

Эпилог
Одним из завершающих выступлений стало выступление заместителя председателя Правительства Камчатского края Александры Лебедевой. «Опыт с первым работодателем не менее важен, чем первая любовь — куда ты приходишь, чему тебя учат, а также привычка трудиться — она значит очень многое», — прокомментировала она. Завершая на позитивной ноте, она отметила, что важность Профессионалитета в том, что он помогает сделать так, чтобы у молодых ребят горели глаза, когда они могут позвонить маме и сказать, что заработали 200 тысяч. Она же поделилась лайфхаком с удивленной аудиторией, что таким заработком сегодня обладают специалисты СПО на добыче обычного и красного золота.

#ПМЭФ2023
Беспилотные поручения – штурманам и операторам

Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по развитию беспилотников. Они стали канвой и итогом обсуждений 27 апреля 2023 г. – презентаций участников рынка и совещания по развитию БПЛА.

Принципы развития рынка беспилотных авиасистем (п. 1а): внедрение и расширение использования со снятием барьеров; консолидация гражданского госзаказа на БПЛА; создание условий для операторов для рынка беспилотных услуг на базе российских аппаратов.

Беспилотники интегрируют (п. 1б) в единое воздушное пространство, совершив цифровую перезагрузку организации воздушного движения в этом секторе. Минтрансу в связи с этим поручено (п. 6) представить предложения по использованию цифровых платформ в данном процессе.

Стимул получит использование (п. 1в) отечественных цифровых платформ, решений в подготовке кадров, производства, проектирования, сертификации, эксплуатации БПАС и контроле за всеми этими процессами.

Отдельный блок по применению БПЛА для получения пространственных данных. Правительство расширит использование таких данных (п. 2а), создав профильную инфосистему (в т.ч. за внебюджетный счет). Вместе с Минобороны и ФСБ кабмин изучит (п. 2б) возможности более оперативного и широкого использования пространственных данных.

Для стимулирования развития БПЛА будет привлечен ВЭБ.РФ (п. 3а). Отдельно Правительство должно при участии компании «Инэнерджи» поддержать (п. 3б) проект «Металиона» по производству аккумуляторов, в т.ч. с использованием механизмов ВЭБ.РФ.

Беспилотники поручено развивать «группе Белоусова». Институционально это АСИ и НТИ. Дмитрий Песков как раз занят продвижением проекта «ОСОАВИАХИМа 2.0» по беспилотной тематике.

НТИ получило свой блок поручений (там оно выступает совместно с Правительством): популяризация (п. 4а), организация образовательных мероприятий и соревнований с привлечением госкорпораций и компаний со значительным госучастием (п. 4б).

В рамках нацпроекта по развитию БПАС (его вскоре обещают представить публике) в ряде регионов создадут сеть центров «одного окна» для поддержки проектирования, испытаний, производства и подготовки к сертификации БПАС. Пилотные центры создадут в Нижегородской, Рязанской, Самарской, Сахалинской, Томской, Тульской областях, Республике Башкортостан, Республике Татарстан, а также в г.Москве, г.Санкт-Петербурге и г.Севастополе (поименованы в перечне поручений).

Также Правительство совместно с НТИ должны разработать меры поддержки сельхозпроизводителям в зависимости от использования теми беспилотников.

Кроме того поручено «предусмотреть мероприятия по развитию перспективных технологий» и «обеспечить финансирование».

Администрация Президента решит (п. 5), поддерживать ли проект по созданию российской глобальной системы спутниковой связи и внедрения протоколов на базе разработок компании «Техноджет».

Подробнее: перечень поручений, заседание Президиума комиссии по беспилотникам.
Сохраним Балтийское море с высоты

На Балтийском море стартовали исследования на самой высокой метеорологической мачте в России. Они ведутся в рамках создания Морского центра климатического и экологического мониторинга в БФУ им. И. Канта @bfunews. Центр представляет собой комплекс аналитических лабораторий для идрометеорологических наблюдений на берегу и в открытом море.

Один из стационарных пунктов наблюдений расположен на побережье Балтийского моря в поселке Рыбное (Калининградская область). Здесь находится единственная в России метеорологическая мачта высотой 57 метров, позволяющая осуществлять мониторинг состояния атмосферного пограничного слоя в прибрежной зоне.

В мае 2023 года специалисты Балтийского федерального университета им. И. Канта, Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН и Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН (ИО РАН) провели первые пусконаладочные работы на мачте.

Комплекс включает в себя метеостанцию DAVIS, датчики для измерения влажности, температуры, структуры атмосферной турбулентности и солнечного излучения (на высотах 50, 30, 10 и 2 метра), а также датчики качества воздуха (серия АQT400) для измерения концентрации частиц аэрозоля PM 2.5,10 и атмосферных примесей угарного газа, диоксида азота, оксида серы, сероводорода.

В настоящее время научная группа разрабатывает систему непрерывного сбора и обработки данных, получаемых с метеорологической мачты.

Лейла Баширова, директор НОЦ «Геоэкология и морское природопользование», координатор проекта от БФУ им. И. Канта для «Научно-образовательной политики»:

Исследования проводятся в рамках федеральной программы, направленной на создание единой системы климатического и экологического мониторинга морей в России.

Развитие подобных стационарных точек наблюдений и создание целой сети таких вышек с уникальным современным оборудованием позволит проводить непрерывный мониторинг в различных регионах страны по единым методикам.

Такие исследования важны для понимания современных тенденций изменения климата, прогноза этих изменений, а также контроля качества воздуха.

Кроме того, такие стационарные пункты мониторинга отлично подходят для обучения студентов бакалавриата и магистратуры, а также аспирантов по профильным направлениям.

1-10 июля 2023 года в рамках реализации научно-образовательной программы "Плавучий университет" БФУ им. И. Канта совместно с Атлантическим отделением Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН проводит VI Международную летнюю школу «Береговая зона моря: исследования, управление и перспективы».

Студентами и молодыми учёными из различных вузов страны под руководством специалистов будет осуществляться климатический и экологический мониторинг прибрежной зоны Балтийского моря, который курирует БФУ им. И. Канта.

Исследования ведутся в рамках проекта Минобрнауки РФ по реализации программы развития научно-образовательного центра «Климатический и экологический мониторинг ключевых районов Мирового океана, прибрежных зон и морей России, включая характеристики циркуляции, теплосодержания и потоков парниковых газов и энергии на границе океан-атмосфера».
Актуальная информация о Форуме «Дигория» к этому часу

Во-первых, нынче моветон называть «Дигорию» форумом для политологов, теперь он для всех экспертов и практиков общественно-политической сферы.
Во-вторых, в этом году «Дигория» пройдет по пяти направлениям, узнали кураторов каждого из них:

• Молодёжь и страна:
руководитель — Дмитрий Земцов,

• Социально-политическая экспертиза:
Александр Асафов, Наталия Елисеева,

• Образование и просвещение:
Игорь Кузнецов, Александр Казаков,

• Медиа и коммуникации:
Алексей Жарич, Мария Шахова,

•Политические технологии:
Олег Матвейчев, Мария Родина.

Зарегистрироваться можно до 18 июня.
Форум пройдет в молодёжной столице России — Нижнем Новгороде.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Прямо сейчас: министр науки и высшего образования В.Н.Фальков о создании более гибкой системы высшего образования и сроках обучения.
Опыт КФУ при повороте на Восток

14 июня в Главном здании Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге прошел круглый стол отделения Российского исторического общества, посвященный традициям и перспективам развития отечественного востоковедения. В заседании принял участие Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

С докладом выступил директор Института международных отношений Казанского федерального университета @kznuniversity, член президиума ФУМО по направлению «Востоковедение и африканистика», председатель Совета отделения Российского исторического общества в Республике Татарстан Рамиль Хайрутдинов.

Рамиль Хайрутдинов для «Научно-образовательной политики»:

Сегодня состоялась встреча представителей ведущих школ востоковедения и ориенталистики России.

Разговор прошел в преддверии Петербургского международного экономического форума. На полях этого форума будут обсуждаться политические и экономические последствия поворота на восток.

Руководителям крупнейших академических институтов, а также подразделений и факультетов университетов было предложено высказать свое мнение по самым актуальным вопросам развития востоковедения.

Самое главное, были обозначены ориентиры новой Программы развития образования и исследований в области востоковедения и африканистики, которая обсуждалась на протяжении последнего года. В ее разработке приняли участие все ведущие вузы страны.

По согласованию с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и руководством Российского исторического общества было принято предложение Казанского университета взять на себя информационно-аналитическое обеспечение реализации проекта.

Программа, о которой шла речь на круглом столе, отражает не только новый этап в развитии отечественного университетского и академического востоковедения, она, в первую очередь, является универсальным сопровождением стратегического плана «российского поворота на Восток».

Обеспечение процесса этой трансформации – особая миссия программы, призванной подготовить новое поколение экспертов и аналитиков, специалистов в области истории, культуры, экономики и бизнеса, современного политической состояния цивилизаций Востока.

Рамиль Хайрутдинов в ходе выступления отметил:

Мне представляется чрезвычайно важным информационно-аналитическое сопровождение программы, внимательное и тщательное отношение к анализу современного состояния востоковедного образования и исследовательских проектов не только в специализированных университетах и академических институтах, но и в целом ряде образовательных учреждений, также обеспечивающих востоковедческую подготовку, вне рамок направления «Востоковедение и африканистика», например в ведущих лингвистических вузах, в образовательных учреждениях, ориентированных на Восток и Азию, готовящих военных переводчиков, международников-экономистов, юристов, политологов, журналистов, специалистов для силовых структур и иных ведомств, в учреждениях системы высшего исламского образования.

В работе программы готовы принять участие специалисты как столичных, так и региональных вузов, сотрудники академических и отраслевых институтов.

Казанский федеральный университет предлагает использовать имеющийся опыт в этой сфере и возможности уже действующей научно-исследовательской лаборатории КФУ «Восточный разряд»
.
Российское технологическое волонтёрство

На протяжении летнего сезона волонтёрских поездок 2023 года добровольцы РТУ МИРЭА @rtumirea_official совершат более 40 экспедиций в разные регионы страны.

Среди них будут направления, куда студенты отправляются уже много лет:

- Куршская коса в Калининградской области
- Белое море и остров Сосновец в Онежском озере
- Катунский заповедник на Алтае
- Прибайкальский национальный парк
- Архипо-Осиповка, где студенты ежегодно убирают мусор на берегу Чёрного моря
- автопробег Москва-Брест, приуроченный ко дню начала Великой Отечественной войны

В августе добровольцы отправятся в одну из главных своих экспедиций - к отшельнице Агафье Лыковой. Ежегодно они вносят свой вклад в обустройство быта Агафьи Карповны перед долгой таёжной зимой.

В этом году также будут организованы экспедиции на Командорские острова, в природный парк «Вулканы Камчатки», в сахалинский природный парк "Мыс Тихий", также ребят ожидают экологические маршруты по Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Дагестану и даже пешее восхождение на Эльбрус.

Новые направления:

- Баргузинский заповедник в Бурятии
- Вишерский природный заповедник в Пермском крае
- Печоро-Илычский заповедник в Коми
- этностойбище «Земля Надежды» в ЯНАО и полуостров Таймыр
- метеостанция Малые Кармакулы
- острова Южный, Новая Земля, Олений, Вайгач
- поселок Старый Варандей в Ненецком АО.

Кроме того, студентам и сотрудникам университета будет предоставлена уникальная возможность отправиться в Антарктиду. Для этой экспедиции университет готовит несколько проектов экологической и научной направленности.

Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА для «Научно-образовательной политики»:

В РТУ МИРЭА один из самых многочисленных и слаженных Волонтерских центров среди всех российских вузов. Наши добровольцы имеют большой опыт по туристическому и экологическому направлениям. Они вносят огромный вклад в развитие отечественного туризма: помогают строить турмаршруты, прорубать новые тропы, сопровождать туристические группы.

География поездок и фронт работ добровольцев РТУ МИРЭА крайне разнообразны. Каждый поход помогает студентам получить уникальный практический опыт, возможности раскрыть свой потенциал, ближе узнать историю своей страны и найти новых друзей.

Для многих студентов волонтерство – это возможность путешествовать, посмотреть уникальную природу нашей страны, попасть в труднодоступные места. Но сегодня у молодых людей есть еще и глобальный тренд на осознанность. Они не хотят стоять в стороне от глобальных проблем: изменение климата или загрязнение арктических территорий.

Чтобы удовлетворить запросы молодого поколения и расширить наше волонтерское сообщество, руководство РТУ МИРЭА приняло решение об организации экспедиций в Арктику и Антарктиду с участием студентов и молодых учёных вуза. Впервые в России представители одного вуза будут работать на обоих полюсах планеты.