НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Программа Белоусова (2/2)

Внутри общества, а также между ним и государством необходим «стратегический диалог по выработке основных концептов, основных идеологем». Так первый вице-премьер обновляет повестку «нового общественного договора»: «В наших условиях государство — это не ночной сторож и даже не баланс между обществом и государством. Государство берет на себя многие функции гражданского общества».

В отношениях государства и бизнеса должна быть модель партнерства: «Не может быть равенства государства и бизнеса. Но партнерство, когда государство и бизнес понимают взаимно цели и задачи, уважают их и работают, так вот, как win-win, с эмпатией».

Логично предположить, что аналогичная модель партнерства (старший государство и младший гражданское общество) должно быть и в отношениях власти и гражданственности. В этой парадигме мыслит и действует президент Владимир Путин. Себя он позиционирует как надсистемного актора, напрямую черпающего легитимность у ответственного и патриотического гражданского общества (благотворители, некоммерческий сектор, волонтеры, народный краудсорсинг идей).

Внешнеполитический и внутриполитический контуры пересекаются в вопросах суверенитета и идентичности: «Могу сказать, что точно должно быть у страны, обладающей суверенитетом, — это обладание собственными смыслами».

Эти смыслы должны формулироваться в стратегическом диалоге и быть презентованы в качестве глобальной повестки.

Андрей Белоусов акцентирует внимание: «У нас нет другого варианта для нашей страны, кроме как обрести или воспроизвести эту самость. … Но самое главное необходимое условие для нашей самости — это огромная культура. … Нам надо, чтобы люди почувствовали, что они являются носителем этого культурного кода. Через механизмы, через патриотизм, через воспитание людей, через опыт отцов и дедов».

Первый вице-премьер полагает, что вопросы культурной идентичности первичны, а экономика – вторична: «Ядро устроено не из экономики, оно устроено из смыслов». Этот глубинный марксизм примечателен – российские либералы в рамках консервативной суверенизации смогли преодолеть постсоветское наследие и начать генерировать более разнообразные концепты, переместив культуры с вершины пирамиды в ее базис.

Для реализации (вос)производства собственного культурного кода требуются две вещи:
1. «Плавильный котел» на собственный лад: элитогенез через выбор и пассионарность (на новых территориях). Здесь звучат популярные слова о новых территориях как генераторах смыслов и кадров. Впрочем, для самого Андрея Белоусова это не совсем свойственные идеи.

2. Операторы – люди, которые все это будут осмысливать. И уже формировать в виде идеологем, идеологий и так далее, это обязательно. Здесь опять же не совсем свойственно для экономиста фактически звучит идея о необходимости «чистых гуманитариев».

Андрей Белоусов сомневается, что возможно сформировать истинный и полный элитный консенсус – то есть очевидно выступает, в частности, против потенциальной «полуторапартийности», перетекающей в однопартийность. Однако, при этом должно быть нерушимое ценностное ядро, которое обязательно у каждого – и лишь над ним могут надстраиваться политические предпочтения. Здесь формируется следующая пирамида: в основании культура, далее – экономика и лишь затем политика.

Эта своеобразная деполитизация рыночных процессов (больше рынка, меньше политики) выступает как соперничающий концепт в сравнении с функционализмом госуправленческой модели внутриполитического блока Кремля (где во главе управленческая эффективность и коммуникация с народом).

Первый вице-премьер охотно акцептирует концепт служения: «Элита по определению — это служение. [Назревшие изменения элита] понимает. Просто весь вопрос: изменения в каком масштабе?» Здесь подчеркивается субъектность коллективной элиты.

В итоге Андрей Белоусов представил многоукладную программу, где внешнеполитический контур, идеология и национальная идея восприняты от философии Путина, а практические вопросы развития отношений бизнеса и государства – продолжают толковаться в терминах огосударствленного рынка и либерал-этатизма.
⚡️Наш закон об отсрочке для ученых не отклонили!

Сегодня прошло еще одно заседание Комитета Госдумы по обороне, на котором повторно рассматривался наш законопроект по отсрочке ученых.

Присутствовали коллеги из Минобороны, которые в очередной раз повторили мантру: «вопрос урегулирован через бронирование, закон избыточен».

На этот случай я уже подготовилась: два месяца назад отправляла в Министерство новые обращения по электронной почте, а на прошлой неделе отправила в печатном виде 300 листов обращений граждан. Возможно в печатном виде их будет обработать проще.
 
По последним подсчетам, у нас всего 25 тысяч мужчин кандидатов и докторов наук, которые проходят по возрасту под призыв. Часть из них получили бронь, часть не пройдут по здоровью, кто-то из них - многодетный отец. То есть мы просим освободить от службы еще меньше.
 
Статистика и без мобилизации уже не в нашу пользу: пока в Европе и у других соседей количество ученых растет, в том числе за счет наших людей, в России показатель с каждым годом снижается. За предыдущее десятилетие количество ученых сократилось на 30 тысяч. Это больше, чем мы просим освободить от мобилизации сейчас.

Этот законопроект - он даже не об отсрочке. Это сигнал нашим ученым от государства: вы нужны нам, мы готовы о вас заботиться, обеспечить безопасность и условия для работы.

Мой папа часто шутит: я хороший хирург и знаю, что делать в операционной. Но самолет посадить не могу. Так и наши ученые. Они уже служат нашей стране на передовой, только на научном фронте, они не могут, просто не умеют и не могут помогать нашей стране по-другому, они хороши на своем месте.

Вопрос, который я неожиданно получила от одного из представителей Минобороны в момент дискуссии: если всех освобождать, кто защищать страну будет? Бомжи и уборщики? У меня на фронте брат, друзья. Они не относятся ни к первой, ни ко второй категории. И они прекрасно понимают, что на своих местах должны оставаться люди, которые будут удерживать страну на достойном уровне, чтобы было куда возвращаться.

Из хорошего: глава думского Комитета по обороне Андрей Валериевич Картаполов встал на нашу сторону и призвал Минобороны дать мотивированный ответ, что вопрос по-настоящему урегулирован, чтобы депутатам было «на что ссылаться» и нарушения отрабатывать как положено. По каждому обращению дать ответы и обозначить категории научных сотрудников, не подлежащих призыву, за подписью начальства. Предложил комитету наш законопроект не отклонять, коллеги поддержали. Поэтому он остаётся в работе комитета.

Коллеги из Министерства обороны согласились подобные разъяснения дать, уверяя, что на местах уже давно не набирают ученых. Но мотивированных ответов я все равно дождусь. И опубликую их, разумеется.

А после - перейдём на новый круг рассмотрения законопроекта.

Вот такие новости.
Отсрочки для ученых – не всё потеряно?

Первый заместитель председателя Комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы Ксения Горячева @DeputatGoryacheva эксклюзивно для «Научно-образовательной политики» @scienpolicy:

«Сегодня прошел Комитет по обороне Госдумы, на котором рассматривался законопроект об отсрочке для ученых. На законопроект пришли отрицательные отзывы и ГПУ, и Правительства. Сегодня на Комитете присутствовали представители Минобороны, которые в очередной раз повторили мантру о том, что вопрос отрегулирован, система бронирования работает, кандидатов и докторов наук не призываем, все у нас есть, критерии выполняются.

Моя речь была посвящена тому, что у нас всего есть сейчас 25 000 кандидатов и докторов, которые пригодны к службе по формальным признакам. Мы понимаем, что среди этих людей еще какая-то часть даже при скрининге здоровья отпадет. При этом за 10 лет 30 000 человек, которые занимались наукой, «попали» в пылесос, который наши научные кадры забирает в другие страны, предлагает им хорошие условия.

В данном случае этот законопроект не только про то, чтобы дать отсрочку. Он про то, чтобы дать сигнал: государство готово поддерживать своих ученых, предоставить необходимые условия для безопасной работы. Мы все понимаем – как мой папа шутит – он хирург и в операционной готов сделать хорошую операцию, а самолет посадить не готов – тот же принцип: есть люди, которые совершенны в других областях, готовы идти свою страну поддерживать, защищать, помогать ей. До этого МО заявило на мои запросы в течение 2 месяцев и попытки договориться: «Что, служить будут бомжи и уборщики?»

У меня есть брат, есть друзья, они сейчас находятся в зоне СВО
– и ни к первой, ни ко второй категории не относятся. Даже они понимают, что в стране должны оставаться люди, которые, пока они не вернутся, эту страну будут удерживать на том уровне, чтобы было, куда возвращаться.

Из хорошего, что произошло на данном этапе. Руководитель комитета Картпаполов Андрей Валериевич встал на защиту даже не законопроекта, а в принципе проблемы, которая существует. Достаточно жесткий диалог случился у нас с Минобророны. Что если вопрос отрегулирован – дайте Ксении Александровне исчерпывающее письмо, что данный вопрос урегулирован, чтобы к ней не приходили обращения, чтобы люди получили свою бронь, чтобы они не волновались, чтобы на своих местах они продолжали работать.

Поручение было дано, коллеги его приняли, скрипя зубами, правда, но приняли. У нас этот диалог продолжается не два месяца, но уже очень долго. Из хорошего – комитет не отклонил законопроект сегодня, им было принято всем составом решение, что они не будут его отклонять, они его пока оставляют в режиме работы комитета. Мы ждем ответа Минобороны и результаты. Только после этого проведет еще одно рассмотрение, потому что Комитет не готов отклонять законопроект, пока проблема существует».
От роботов до ядерных исследований

В Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения @new_guap прошла первая Летняя школа «Технологии будущего» на базе Инженерной школы ГУАП. Проект направлен на знакомство старшеклассников с новыми технологиями.

Школьники 8 петербургских школ в течение недели знакомились с Инженерной школой ГУАП.

Александр Рысин, заведующий лабораторией робототехники, и сотрудники подразделения рассказали о мобильных и промышленных роботах, их задачах и роли в современном мире. После этого ребята смогли создать эскиз в программе трехмерного моделирования «КОМПАС-3D» и вырезать его при помощи оборудования лаборатории.

Сергей Солёный, директор Инженерной школы ГУАП для «Научно-образовательной политики»:

Летняя школа направлена на профессиональную ориентацию школьников и абитуриентов города и области. Мы даем ребятам важные компетенции, которые востребованы в нашей стране и соответствуют ядерным направлениям ГУАП, в области аэрокосмоса, приборостроения, информационных технологий и искусственного интеллекта, глобальных проблем современности.

Лаборатории, которые подобраны для освоения программы летней школы, соответствуют этим направлениям. В Инженерном гараже, например, мы создаем проекты и автоматизированные системы. Пройденные курсы помогут школьникам сделать осознанный выбор будущей профессии, узнать о специальностях подготовки в ГУАП.

Традиционно в ГУАП самый высокий конкурс на зачисление среди технических вузов города. В прошлом году на одно бюджетное место претендовали более 30 человек. Сейчас у обучающихся 9-11 классов есть возможность познакомиться с первым аэрокосмическим университетом изнутри – посетить лаборатории, пообщаться с преподавателями.
14 июня в рамках визита Председателя РИО Сергея Нарышкина в Санкт-Петербург состоялось заседание попечительского совета Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

👤Председатель РИО Сергей Нарышкин:

💬
«Вот уже без малого 70 лет главным хранителем этого великолепного архитектурного ансамбля является Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Музей объединяет обширную сеть музеев-филиалов, среди которых не только Петропавловская крепость, но и знаменитый особняк Румянцева на Английской набережной, Музей-квартира Блока, Музей Кирова и другие знаковые для города места. Музей истории Санкт-Петербурга выполняет высокую миссию и знакомит с этими достопримечательностями сотни тысяч посетителей — как жителей Санкт-Петербурга, так и гостей Северной столицы. Масштаб и значимость этой историко-просветительской, культурно-просветительской работы, безусловно, возлагают на наш попечительский совет особую ответственность.

С удовлетворением хотел бы отметить, что за прошлый год приток посетителей в Музей возрос более чем на 20%, составив порядка одного миллиона восьмисот тысяч человек. В полном объёме реализованы и планы по организации торжественных мероприятий к 350-летиюсо дня рождения Петра Великого. Этот большой юбилей, подготовка к которому велась на самом высоком уровне, смог по-настоящему объединить всю страну, напомнить об огромном потенциале России, неоднократно преодолевавшей самые непростые внешние вызовы.

Важным узлом обороны осаждённого Ленинграда на протяжении всей блокады служила и древняя крепость Орешек. Легендарная "Дорога жизни" проходила буквально в 8километрах от стен этой крепости. В сентябре нам предстоит отпраздновать 700-летие основания Орешка. Там запланирована масштабная реставрация — количество объектов, требующих восстановления, очень велико. Это работа, конечно, на несколько лет, а я напомню, что и крепость Орешек входит в состав Музея истории Санкт-Петербурга. Поэтому предложил бы сегодня, в том числе, обсудить перспективу финансового обеспечения этих работ».
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого вступил в ИОТ-консорциум вузов

Соответствующее соглашение  председатель Совета ИОТ-консорциума вузов Владимир Рахтеенко и ректор СПбПУ Андрей Рудской подписали в стартовый день XXVI ПМЭФ, среди главных тем которого достижение технологического суверенитета и ответы на вызовы рынка труда.

Андрей Рудской, Ректор СПбПУ, председатель Санкт- Петербургского отделения РАН, специально для НОП:


«Мы готовим инженеров XXI века, уже есть устойчивое понятие «инженерный спецназ» для России. И я считаю, что выявление приоритетов человека уже на стадии обучения в университете очень важно. Уверен, что индивидуальные образовательные траектории после того, как молодой человек получил первичную базу университетского образования – необходимы. Наука сегодня очень разноплановая, и все охватить за годы обучения просто невозможно, поэтому концентрация на проблеме и подготовка себя к решению определенной инженерной задачи – крайне важны.

Только так ты сможешь консолидировать себя, свои возможности и силы, и коллектив, которым будешь в будущем, возможно, управлять – в ответе на инженерные вызовы и в поиске решений, необходимых нашей стране. Сегодня, к примеру, первые КамАЗы на автопилотах поехали из Казани в Москву, наша страна, мы видим, идет в ногу со временем, красиво, адекватно и жестко отвечая на внешние вызовы. Нам судьбой предрешено быть великой державой, великим и талантливым народом».

Владимир Рахтеенко, Председатель Совета ИОТ-консорциума вузов специально для НОП:

«Питерский политех для нас уникальная история, конечно, во многом благодаря ПИШ под руководством А.И. Боровкова, где симбиоз лидерских образовательных технологий и подходов современной инженерии могут дать серьезные заделы для всей образовательной индустрии.

Сильная питерская политехническая школа дает опору для достижения технологического суверенитета России. Особенно радует, что мы подписали соглашение о вхождении СПбПУ в ИОТ-консорциум в те дни, когда поздравляем ректора университета Андрея Рудского с утверждением на пост председателя отделения РАН в Санкт-Петербурге.

Мы знаем, что СПбПУ Петра Великого достаточно активно трансформирует свой образовательный процесс, что на ограниченном объеме контингента проводятся очень интересные образовательные инновации, и мы рады  такому сотрудничеству, потому что наши технологии позволят этот перспективный передовой опыт масштабировать в размере всего университета».

Подробнее в телеграм-канале ИОТ-чат: все об индивидуальных образовательных траекториях
Forwarded from Земцов
Робот на стенде Башкирии оказался медведем
На ПМЭФ мы презентуем игровую платформу «Берлога», предназначенную для вовлечения школьников в программирования и инженерию. Персонажи игр – технологически продвинутые добродушные медведи в образе программистов, инженеров, биотехнологов, в играх «Берлоги» школьник и медведь становятся командой: персонаж мотивирует ребенка постоянно получать новые навыки и осваивать технологии, чтобы сделать своего медведя еще сильнее. Первая игра платформы уже доступна на RuStore. Она выполнена в жанре «защита башен», при этом игрок может сам программировать свои юниты на визуальном языке программирования в духе UML. Более того, без программирования игру пройти очень сложно, и это подталкивает школьников осваивать эту область знаний.

Проект «Берлога» - это не только игра: благодаря интеграции платформы «Берлога» с цифровой платформой «Талант», школьник узнает о занятиях в кружках, инженерных соревнованиях, курсах и хакатонах, достижения в которых можно переносить прямо в игру, наделяя своего персонажа дополнительными возможностями: собрал коптер в кружке, на хакатоне или олимпиаде — у твоего медведя в игре появился дрон для защиты от кибер-ос. Таким образом, «Берлога» станет точкой входа школьников в технологическое образование, поможет заинтересовать их сложным технологическим содержанием, привлечь в кружки и инженерные соревнования, обучить программированию и другим востребованным навыкам.

В пилотном режиме проект запущен Республикой Башкортостан вместе с АСИ, Платформой НТИ и с опорой на лучшие практики нашего кружкового движения НТИ. Уже этой осенью десятки технологических кружков в Башкирии примут ребят, играющих сейчас в «Берлогу». В следующем году мы планируем включить в пилот по запуску кружков еще несколько регионов, а игра доступна всем уже сейчас бесплатно.

P.S.: В желтом костюме не трансформер, а тоже медведь. Просто он пасечник, работает с огромными биотехнологически усовершенствованными пчелами, и поэтому носит броню:-)
«Научно-образовательная политика» по инициативе РДДМ @rddm_official организовала разговор "Педагогика движения первых в парадигме детской и молодёжной политики".
Участие приняли Ольга Петрова, замглавы Минобрнауки России; Наталия Мандрова, Первый Заместитель Председателя Правления Движения Первых; Антон Сериков, руководитель Центра Знаний «Машук», заместитель генерального директора РО «Знание»; Ксения Горячева @DeputatGoryacheva, первый зампред комитета ГД по науке и молодёжной политике.

Модерировал научный руководитель экспертно -аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов.

В душевной атмосфере обсудили проект программы воспитательной работы Движения и детско -взрослую среду, которую оно формирует. Участники разговора отдельно отметили, что основная логика разработанной программы – в сквозной совместной, командной деятельности детей и взрослых, а также безусловном приоритете смыслов и содержательных педагогических эффектов.

Запись эфира:
http://vk.com/video-214524833_456240446
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Глава Минобрнауки находится с рабочим визитом в Санкт-Петербурге

Валерий Фальков вместе с членом президиума Российской ассоциации содействия науке Марией Воронцовой посетил производство биотехнологической компании BIOCAD.

Компания совместно с РНИМУ имени Н. И. Пирогова, участником федпроекта «Передовые инженерные школы», разработала инновационный препарат для лечения болезни Бехтерева. Сейчас ведутся активные исследования второй фазы.

BIOCAD — отечественная компания полного цикла, объединившая научно-исследовательские центры, современное производство, доклинические и клинические исследования.

Как отметил Валерий Фальков, вопрос развития генетических технологий особенно актуален, он является важной частью научно-технологического прогресса и экономического развития, а также залогом лекарственной безопасности страны.

💬 «Без генетики нет ни современного сельского хозяйства, ни современно медицины, ни современной промышленной нейробиологии. Это минимальный стандарт, и все передовые технологии развиваются только с использованием генетики как таковой. Поэтому сегодня по инициативе Президента Российской Федерации продлена Федеральная научно-техническая программа развития генетических технологий до 2030 года», — подчеркнул Министр.

Здесь также прошло заседание рабочей группы по нормативному правовому регулированию в сфере генетических технологий. На нем обсудили:
— перспективы привлечения индустриальных партнеров к клиническим исследованиям высокотехнологичных лекарств в рамках ФНТП развития генетических технологий до 2030 года;
— вопросы этической экспертизы и регулирования деятельности независимых этических комитетов.

Предыдущее заседание по нормативному правовому регулированию в сфере генетических технологий прошло в Тюмени.
СНО Вернадского 2

На базе МГУ состоялся II семинар-совещание для руководителей СНО вузов научно-образовательных консорциумов «Вернадский». Начальник отдела по работе с молодыми учеными Минобрнауки Али Асадов подвел промежуточные итоги грантового конкурса, который в этом году прошел уже во второй раз.

Он выделил 2 ключевые задачи конкурса СНО:
- Поддержать мерами поддержки студенческие научные коллективы и их мероприятия;
- Актуализировать деятельность СНО с научно-образовательными тенденциями, и в первую очередь с инициативами Десятилетия науки и технологий.

Стоит отметить, что конкурс удачно коррелирует с планом Десятилетия как инструмент популяризации науки и привлечения молодежи в сферу исследований и разработок.

В онлайн-встрече приняли участие и победители конкурса СНО, и те, кто подавал заявки, но не выиграл в этом году. Модератор дискуссии, куратор СНО МГУ Екатерина Зимакова обозначила рамку разговора — были рассмотрены общие вопросы работы с заявками, требования и ошибки в содержании проекта грантового конкурса. «Основная ошибка, с которой могут столкнуться при подаче заявки студенты, — неправильная расстановка приоритетов внутри самого проекта. Стоит обратить внимание на критерии оценивания», — подчеркнул Али Асадов. Он также добавил, что преобладают проекты по популяризации науки.

Напомним, конкурс стал одним из элементов «дорожной карты» СНО, разработанной Минобрнауки и экспертами в 2021 году. 2 года реализации «дорожной карты» дали возможность «обкатать» СНО как системный инструмент, масштабировать его, но также и выявить, чего не достаёт и что можно улучшить. В этом смысле 2 года стали не только временем проб, но и в каком-то смысле ошибок. «Критерии конкурса и его механика могут быть усовершенствованы. Сейчас идет работа над тем, чтобы сделать конкурс более удобным и понятным для участников. Приветствуется критическая обратная связь», — отметил Али Асадов.

Важность встречи заключалась в систематизации накопленного опыта «признанных» через конкурсную механику СНО. Начальник отдела акцентировал внимание на том, что сейчас обсуждается возможность проведения региональных этапов конкурса СНО, отраслевых конкурсов с оценкой деятельности СНО и другие форматы обновления «дорожной карты» СНО. По итогам семинар-совещания участники смогли дать свои предложения как в «дорожную карту», так и получить методическую поддержку и ответы на оставшиеся вопросы. Ожидается, что ближайшей точкой сборки предложений для СНО 2.0 станет Съезд СМУ и СНО, который пройдет в Нижнем Новгороде с 21 по 25 июня 2023 года.
Войти в суверенное айти

Технологический суверенитет в сфере информационных технологий является одним из ключевых приоритетов для Российской Федерации. Однако достижение намеченных на этом направлении задач порождает ряд вопросов, связанных с популяризацией этого направления, определением необходимых компетенций, разработкой новых методик подготовки кадров и регулирования. Эксперты из различных сфер обсудили эти вопросы в рамках дискуссии на тему "Технологический суверенитет в ИТ: новые методологии, партнерства и центры компетенций для развития бизнеса и молодежи в Российской Федерации" на ПМЭФ-2023.

Модератор дискуссии Евгений Абакумов, Директор по информационным технологиям Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", во вступительном слове обратил внимание на то, что сегодня вопросы импортозамещения уже уходит в прошлое и настало время создания технологий, которые будут определять будущее страны и мира. В качестве основной темы дискуссии он выделил налаживание кооперации между всеми участниками этого процесса.

Елена Шмелева, руководитель образовательного фонда "Талант и успех", председатель совета федеральной территории "Сириус" сделала акцент на важности мотивации для будущих молодых специалистов в сфере IT. По ее мнению для эффективного привлечения в сфер молодых кадров, необходимо соединить требования к квалификации специалистов и к существующим стандартам и показать, что ожидают от молодых специалистов их будущие работодатели. "Нам не надо делить эту инфраструктуру на учебную и производственно, нам надо соединить специалистов всех уровней образования и задачи", – отметила Елена Шмелева.

Далее Елена Шмелева передала "эстафетную палочку" представителям российских компаний ИТ-сферы. Председатель Ассоциации крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования Рената Абдулина предложила при предоставлении мер государственной поддержки фиксировать также обязательства о предоставлении академических лицензий в образовательные организации. Продолжая эту мысль, Исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт" Ренат Лашин рассказал о недавней встрече с представителям Минобрнауки, на которой обсуждалось создание каталога решений для сферы образования и, в частности, определения "академической лицензии" для дальнейшего наполнения этого реестра отечественными программными продуктами.

Первый заместитель Министра просвещения РФ Александр Бугаев отметил, что подготовка должна строиться на том программном обеспечении, с которым молодые специалисты потом будут работать вне зависимости от формата предоставления этого оборудования, на этом пути необходима коллаборация образовательных организаций с IT-сектором. В заключение заместитель генерального директора, ОАО "Российские железные дороги" Евгений Чаркин предложил обратить внимание на кросс-отраслевое взаимодействие при выполнении задач по повышению качества подготовки будущих специалистов.

#ПМЭФ2023
Педагогика Движения Первых в программе воспитания

РДДМ Движение первых
разработало программу воспитательной работы – программный документ, который ляжет в основу одного из главных направлений работы Движения. Проект программы был подготовлен при участии широкого круга партнёров РДДМ - Минобрнауки, Минпросвещения, РО "Знание", РСВ, вузов, экспертного сообщества, академических институтов, родителей и самих детей.

НОП организовал публичное обсуждение проекта программы, его целей и задач.

Ольга Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования РФ подчеркнула неразрывную связь воспитания и образования:
«Мы понимаем, что воспитание является фундаментом, на который дальше ложатся программы высшего, среднего и профессионального образования. Задача такой сборки возникла, потому что перед страной возникли вызовы, на которые наша молодежь заинтересована искать ответы. А чтобы ответы были - нужно всем прийти к единому пониманию концептов. Например, с 1 сентября для всех первокурсников вузов начнётся курс «Основы российской государственности», а также стало увеличено число часов истории для технических УГСН».

Одной из главных мыслей дискуссии стал тезис о целовекоцентричности ребёнка в предложенной Программе – лишь отказавшись от "ведомственного" подхода (вот это наша часть ответственности работы с ребенком и молодым человеком, а далее нас не касается) можно добиться эффективности проектов РДДМ и их признания как детьми и молодёжью, так и взрослыми участниками процессов, включая родителей.

Об этом рассказала Наталия Мандрова, Первый Заместитель Председателя Правления Движения Первых:
«Ребенок, переходящий по ступеням образования - один и тот же человек. За его деятельность отвечают различные подведомства (образовательная школа, спортивная, библиотека и тд.), но сам человек остается неделим. И, накопив большой просветительско-образовательный опыт, мы понимаем, что ведомства не могут делить человека на части и определять его только к себе. Он неделим, он разносторонен и важно его в этом поддерживать. А также, необходимо вспомнить о саморазвитии и подтолкнуть молодежь к эффективности в этом направлении. Этим и занимается команда Движения Первых, все образовательные ведомства».

Образование должно стать не просто инструментом и базовой матрицей воспитательного процесса – оно способно быть и коммуникационным пространством формирования новой философии воспитательной работы. В которой значимую роль будут играть федеральные образовательно–методические центры – такие, как Сенеж, Таврида и Машук.

Антон Сериков, руководитель Центра Знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание»:
«Изначально задача Машука была объединение самых разных акторов. Действительно, в нашем центре знания организовано единое бесшовное пространство, которое подхватывает совсем еще юного человека и ведет бесконечно. Необходимо воспитывать юных людей: помогать воспитываться, формироваться личности на протяжении жизни. Идея Центра заключается в обучении по одним программам, одной мысли, направленной на эффективное развитие поколения».

https://news.1rj.ru/str/OlgaPetrovaNN/3295
«Мама, я заработал 200 тысяч!» или как я попал в Профессионалитет (1/3)

Одной из открывающих сессий ПМЭФ 2023 стало обсуждение первых итогов федпроекта «Профессионалитет» (ФПП) в рамках дискусси «Профессионалитет»: отраслевой подход к подготовке кадров в условиях импортозамещения». Модератором сессии выступил ректор Мастерской управления «Сенеж», заместитель генерального директора, АНО «Россия - страна возможностей» Андрей Бетин. И вероятно, это неслучайно — ведь именно на базе Сенежа сегодня проводится обучение региональных команд Профессионалитета.

«Профессионалитет» — это модель повышения эффективности человеческого капитала», — глобально так охарактеризовала федеральный проект генеральный директор ГК «Просвещение» Наталья Третьяк. Переходя от большего к меньшему спикеры детально разложили, что проект уже дал за год и какие ожидания на перспективу.

Что сделано за 2 года
1. Синхронизация направлений подготовки в регионах с региональными программами рынка труда, выровнены КЦП — направления подготовки приведены в соответствие с задачами рынка труда.
2. Повышение качества — ввели демонстрационный экзамен, в том числе на законодательном уровне: выпускник колледжа должен уметь продемонстрировать свои практически навыки.
3. Налоговый вычет для тех предприятий, которые инвестируют в СПО.
4. Внедрение учебно-производственных комбинатов и реализация дополнительных возможностей для внебюджетных доходов и работы студентов на предприятиях при колледжах.
5. Развитие системы воспитательной деятельности при колледжах.
6. Формирование чемпионатного движения, ориентированного на промышленность.
7. Введение дня профессионального образования по поручению Президента РФ.
8. Реализация конкурса «Мастер года».

«ФПП — движущая сила для перехода на отраслевую систему управления колледжами», — резюмировал Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

#ПМЭФ2023
«Мама, я заработал 200 тысяч!» или как я попал в Профессионалитет (2/3)

Снижение неравенства
Помощник Президента РФ Максим Орешкин отметил, что ФПП влияет на снижение социального и межрегионального неравенства: «Федпроект играет важную роль — он дает большему количеству людей по всей стране получить профессии, которые будут давать более высокий доход. Второе — то, что кадры появляются по всей стране, дает больше инвестиций и проектов, снижая тем самым межрегиональное неравенство. Поэтому важность ФПП для новой модели экономического роста сложно переоценить».

Рейтинг
Главной новостью сессии, озвученной Сергеем Кравцовым, стал анонс рейтинга, который планируется к публикации в декабре 2023 года. И рассказал о том, как он будет сформирован.

Формирование национального рейтинга ОО СПО в 2023 году
Принцип открытого соревнования:
- Мотивация образовательных организаций к повышению качества образовательной среды;
- Оптимизация поиска и доступность информации для абитуриентов/родителей, потенциальных сотрудников, индустриальных партнеров.
Ключевые принципы национального рейтинга учреждений СПО:
- Открытость данных и прозрачность методики рейтингования;
- Максимальный охват образовательных организаций;
- Фокус на результат (взаимодействие с потенциальными работодателями, трудоустройство, карьерное развитие);
- Гибкость и возможность регулярного обновления;
- Отсутствие дополнительных запросов для сбор информации.
Параметры:
- Качество образования (процесс подготовки кадров, внешняя/внутренняя оценка качества, участие в чемпионатах);
- Трудоустройство и карьерное развитие.
Главный результат, который должен отразить рейтинг — трудоустройство выпускников и их зарплата.

Председатель комитета по среднему профессиональному образованию, профессиональному обучению и профессиональной ориентации РСПП Андрей Комаров добавил, что также важную роль играют и отраслевые рейтинги, чтобы сравнивать «сравнимое со сравнимым».

Максим Орешкин поддержал идею с рейтингом как важную мотивационную историю для системы СПО в целом.

Экономический прогноз
Андрей Комаров предложил другую свежую идею — от лица бизнеса он обозначил необходимость составления экономического прогноза потребности в кадрах на ближайшие 5 лет. Он акцентировал внимание на том, что Правительство утвердило Концепцию технологического развития до 2030 года, где впервые подчеркнуто, что вызовом является нехватка квалифицированных кадров. «Мы рассчитываем, что увидим меры поддержки и взаимоувязку с системой подготовки кадров. Колледж не должен быть исключен из системы планирования. Экономический прогноз будет тянуть всю экономику, и инвестиционный план развития СПО в том числе», — отметил Андрей Комаров. Максим Орешкин согласился с тем, что экономический прогноз позволит достичь более качественных показателей на уровне колледжей.

При этом первый заместитель генерального директора АО «Кавказ.РФ» Андрей Цемахович рассказал, что в СКФО уже реализуется проект платформы — кадрового оператора, одной их задач короткой является прогнозирование потребности в кадрах на среднесрочную перспективу. Главная проблема — теневая занятость.

Целевое образование
«Нас беспокоит низкая доля целевого обучения. Сегодня количество целевых студентов еле превышает 2 %. Это низкий показатель. О чем это говорит? —Работодатели не выстраивают долгосрочные отношения со своими будущими работниками, а работники не имеют перспективного плана и гарантированного трудоустройства на ближайшие 5 лет. На мой взгляд это вредно и противоречит KPI для ФПП, где есть показатель трудоустройства — 85%», — продолжен Андрей Комаров. И в этом тезисе очевидно заложена отсылка к формированию кадрового прогноза.

#ПМЭФ2023
«Мама, я заработал 200 тысяч!» или как я попал в Профессионалитет (3/3)

Переподготовка педагогических кадров для СПО
«У нас нет единого центра подготовки мастеров производственного обучения для колледжей. Мы впервые создаем 2 крупнейших федеральных центра — в Калуге и Нижнем Новгороде — где будет вестись подготовка и переподготовка кадров в сфере СПО», — обозначил Сергей Кравцов.

Губернатор Калужской области Владислав Шапша в продолжение слов министра рассказал о Технопарке в Калужской области. Ключевой вызов — привлечение инвесторов в регион. «У нас строится технопарк рабочих профессий при поддержке Минпросвещения. ФПП — это возможность по современным стандартам удовлетворить потребности в экономике регионов. 1 сентября начнет работать технопарк, он будет готовить по 5 тысяч специалистов в год и не только для Калужской области», — поделился он.

Профориентация
«Система подготовки начинается еще в школе, и именно школа по-хорошему должна стать новым центром экономического роста, там должно происходить большинство случаев самоопределения школьника — в какой сфере, в какой отрасли он захочет развиваться», — смело начал управляющий директор Фонда гуманитарных проектов, директор Ассоциации исторических парков «Россия – Моя история» Иван Есин. Исследования показывают, что несмотря на то, что траектории развития могут меняться, у детей есть определенная заданность к конкретным направлениям, поэтому чем раньше начинается профориентационная работа, тем более качественным в итоге оказывается их обучения в организациях СПО и вузах.

С 1 сентября в школах начнет работать единая модель профориентации, разработанная совместно с Минпросвещения РФ. В основе лежит проект «Билет в будущее». Инициаторы модели профориентации рассчитывают, что это поможет повысить уровень профессионального самоопределения, а также совместить с потребностями экономики, рассказывая ребятам о наиболее значимых производствах и развитии отраслей в стране.

Глава департамента проектов и программ в сфере воспитания возглавила администрации Президента РФ Ирина Плещева выделила проблемы, с которыми сталкиваются школьники в процессе выбора будущей профессии — проблема отложенного выбора и недостаточное количество личных историй выбора профессий.

РЖД
Андрей Комаров отметил, что пример работы ОАО «РЖД» в области профориентации и реализации собственной системы СПО хорошо известен в бизнесе, многие ориентируются на модель ОАО «РЖД».

Начальник департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов рассказал о привлечении молодежи в образовательную экосистему компании и опыте участия в федпроекте «Профессионалитет». «ФПП сразу гармонично встроился в нашу систему подготовки персонала. Система состоит из 3 крупных блоков — профориентация, подготовка специалистов и наставничество/адаптация, когда молодой человек пришел на предприятие», — поделился он. Отлаженный механизм позволяет ежегодно привлекать тысячи молодых ребят на обучение. Ключевое преимущество ОАО «РЖД» — гарантированное трудоустройство на рабочие места выпускникам.

Эпилог
Одним из завершающих выступлений стало выступление заместителя председателя Правительства Камчатского края Александры Лебедевой. «Опыт с первым работодателем не менее важен, чем первая любовь — куда ты приходишь, чему тебя учат, а также привычка трудиться — она значит очень многое», — прокомментировала она. Завершая на позитивной ноте, она отметила, что важность Профессионалитета в том, что он помогает сделать так, чтобы у молодых ребят горели глаза, когда они могут позвонить маме и сказать, что заработали 200 тысяч. Она же поделилась лайфхаком с удивленной аудиторией, что таким заработком сегодня обладают специалисты СПО на добыче обычного и красного золота.

#ПМЭФ2023