НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Кадры и научное обслуживание

Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон от 24.07.2023 № 385-ФЗ, который вносит изменения в федеральный законы «Об образовании» и «О науке и государственной научно-технической политике».

Первый блок изменений – касается школьных учебников и учебных пособий. Их будут готовить отобранные организации, а права останутся в распоряжении РФ, которую будет представлять Минпросвещения. Эти коррективы уже давно были известны, теперь они закреплены в законе.

Второй блок – кадры высшего образования и науки. Вводится понятие «научное обслуживание»:

«Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности.

Должности работников сферы научного обслуживания предусматриваются научных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, a также в иных организациях, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность».


Студенты получают право занятие должностей учебно-вспомогательных работников и работников сферы научного обслуживания в вузах и научных институтах. Перечень соответствующих должностей определит Минобрнауки.

Третий блок – кадры (до)школьного образования. Студенты системы СПО, обучающиеся по направлениям из УГСН «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие все промежуточные аттестации в последний год обучения допускаются к занятию педагогической деятельностью по образовательным программам дошкольного и начального общего образования. Порядок привлечения будет разработан Минпросвещения совместно с Минтрудом.

Полный текст ФЗ.
Диссертационные коррективы

Приказом Минобрнауки утверждены новые параметры диссертационных советов.

Состав – не менее 11 человек, включая не менее 5 докторов наук по каждой специальности диссовета, из которых не менее 4 должны быть сотрудниками организации, на базе которой функционирует совет. (5 и 3 для новых регионов соответственно).

Каждый член совета представляет только одну научную специальность по одной отрасли науки. Член диссовета не может входить более чем в 3 совета.

Всего сотрудников базовой организации должно быть не менее 50%.

Стимулируется создание совместных диссоветов совместных с МГУ, СПбГУ, федеральными университетами, НИУ, НИЦ и ГНЦ, вузов и научных институтов, обладающих правом разработки собственных стандартов.

При этом участником объединенного диссовета не может быть организация, на базе которой уже действует диссовет по этой специальности. Исключение до 1 января 2026 года делается только для новых регионов.

Также урегулированы вопросы сдачи кандидатских минимумов (не требуется для тех, кто обучался по ФГОСам).

Текст приказа.
Студенты поучаствуют в дообучении ИИ от Сбера

В Сбербанке определились со списком студенческих команд, которые смогут участвовать в эксперименте по дообучению и донастройке нейросетевых моделей, на базе которых работает мультимодальная нейросеть GigaChat.

В список вошли команды НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Университет Иннополис, МГУ им. М. В. Ломоносова, НИТУ МИСиС, Петрозаводский государственный университет, а также сборная команда из студентов МГУ, ВШЭ и гимназии № 63 Санкт-Петербурга.

Старший вице-президент Сбера Андрей Белевцев отметил, что вовлечение академического сообщества в совместные исследования и разработки является важнейшим элементом построения надежного и этичного искусственного интеллекта. Он надеется, что студенческие коллективы помогут расширить возможности GigaChat и сделать его одним из сильнейших сервисов в мире.
Призыв и высшее образование

Призывной возраст планируется установить с 18 до 30 лет уже с 1 января 2024 года. Таковы поправки, внесенные в текст законопроекта. Ранее предполагалось поэтапно сдвигать рамки до итоговых 21-30 лет.

Для системы высшего образования, как мы не раз отмечали, вопросы призыва как такового и призывного возраста, в частности, имеют важное значение. Они во многом определяют востребованность именно высшего образования как дающего отсрочку от призыва.

Главный вывод из расширения рамок призывного возраста – «отбегать по учебе» становится практически нереально. Лишь в пределе 6 лет базового ВО, 2 года специализированного и 4 года аспирантуры получаются искомые 12 лет, но и в этом случае человек должен по итогу стать кандидатом наук, не подлежащим призыву.

В этом свете повышается привлекательность среднего профессионального образования.

В данный момент сохраняется слабо объяснимая льгота отсрочки от призыва для IT-шников. И если для сотрудников предприятий оборонки подобное было бы объяснимо, то сотни тысяч айтишников пользуются льготами, которые недоступны даже для некоторых кадров высшей квалификации.

По большому счету, повышение верхней границы призывного возраста особых корректив не внесет. Кто хочет служить – пойдет, кто захочет «бегать» – будет бегать на три года дольше.

Ключевым для сферы высшего образования являлось предложение повысить нижнюю границу с 18 до 21 года, но данное предложение в итоге отклонено.

В целом, СВО продемонстрировала ограниченную ценность призывной армиию. Призывников нельзя привлекать к боевым действиям, курс молодого бойца требует пересмотра содержания (в части тактической медицины, применения беспилотников и новейших систем связи), а подготовка специалистов все равно не укладывается в 1 год призыва.

С другой стороны, явно актуализирована подготовка офицеров в военно-учебных центрах. Также повысилась привлекательность службы по контракту – для которой, в общем-то, даже курс молодого бойца не столь необходим. Чаще всего приходится доучивать и переучивать уже исходя из реалий боевых действий.

Также явно повышена востребованность более диверсифицированного подхода к выпускникам вузов – не все, но некоторая часть их обладает навыками, которые были бы больше востребованы в научно-исследовательской (помним о научных ротах и военном технопарке ЭРА) или информационно-аналитической работе.
Клиентоцентричность эпохи постправды

АНО «Диалог» подготовила очередное исследование о деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в интернете.

Суммарная аудитория министерских пабликов в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках» составляет 5,5 млн пользователей.

В лидирующей пятёрке произошли изменения – последние пару лет ведущие позиции занимали Росмолодёжь, Минпросвещения и Минобрнауки. Сегодня лишь Росмолодёжь сохранила позиции в ТОП-3, а Минцифры впервые вышла на первую позицию. При этом, Минобрнауки и Минпросвещения остались в числе ТОП-10 ФОИВ по работе в интернете.

Следом за Минцифры (1) в рейтинге расположились Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь,2), Федеральная антимонопольная служба (ФАС,3), Министерство культуры (4), Росстат (5), Федеральная таможенная служба (ФТС,6), Министерство просвещения (7), Рослесхоз (8), Роспотребнадзор (9) и Минобрнауки (10).

Рейтинг составлялся на основе сводной оценки по трем блокам: спецпроекты, планирование и официальные паблики. Всего в оценке принял участие 51 ФОИВ и 1 государственный внебюджетный фонд, а критерии оценки обсуждались и согласованы с правительством России.

Мнение НОП:

АНО «Диалог» со своим рейтингом оценки власти вновь выступает драйвером цифровых активностней любых госкоманд, при этом мотивируя межведомственную кокуренцию. В основе оценки лежит принцип клиентоцентричности – стержневая задача для главного правительственного контролёра вице-премьера Дмитрия Григоренко. «Диалог» в своей работе очень плотно общается с ведомственными медиакомандами — производителями контента, PR-специалистаии, дизайнерами, SMM и т.д. Этот подход даёт хорошее погружение в визуальный ряд любых проектов и знакомит с его охватами, но при этом «замыливает взгляд» на смысловое содержание, масштаб и долгосрочность достигаемых эффектов, столь важных в клиентоцентричном подходе.

Считаем, что в методике оценки работы власти в интернете не лишним в дальнейшем станет расширение перечня индикаторов оценки — зачастую самые яркие (визуально) проекты дают минимальный мотивирующий эффект в широких массах. К слову, эта «болячка» присуща большинству производителей контента, т.к. мы продолжаем жить
в эпоху доминирования формы над содержанием и победы обхватов над смыслами. Эта концепция отражает принцип победы количеством, а не качеством, что само по себе не так плохо. В конце концов, в окружающем нас коммуникационном коде модель постправды всё сложнее отличить от объективных ценностей и фактов.

https://www.kommersant.ru/doc/6123426
Социоцентричная прокачка

С февраля по июль 2023 года сотрудники ФГАНУ «Социоцентр» провели проектно-аналитические сессии в 80 университетах по всей стране. Участниками стали получатели базовых частец грантов программы «Приоритет 2030» и трека «Дальний Восток», а также вузы, находящиеся в статусе «кандидат».

Руководитель Социоцентра Андрей Келлер, специально для НОП:

«Эксперты Социоцентра в рамках проектно-аналитических сессий вместе с руководством и коллективом вуза анализируют текущее состояние вуза, его соответствие заявляемой целевой модели, и оказывают методическую помощь в пошаговом, последовательном и системном сокращении выявленных разрывов.  Наша практика показывает наличие запроса со стороны университетов на экспертную поддержку в выстраивании базовых процессов, через постановку проблемы, помощь в выборе и оценке возможных инструментов для ее решения.

По итогам ПАС университеты получают конкретные рекомендации, например, о комплексной проработке стратегических проектов и актуализации системы показателей эффективности работы сотрудников. При этом составляя рекомендации, наши эксперты учитывают текущий уровень развития базовых процессов в университетах, сложившиеся в них внутренние традиции и устои, а также особенности региона, в котором он расположен. Это помогает вузам переосмыслить свою деятельность и способствует их эволюционному развитию».


https://news.1rj.ru/str/sociocentre/1453
Экспорт молодёжной научно– технологической политики: вектор BRICS

На прошлой неделе завершился Молодежный саммит БРИКС в ЮАР.
Ряд его решений войдёт в программу предстоящего саммита BRICS в ЮАР, участие в котором примет Владимир Путин. От России участвовала большая делегация, которая вернулась с успехом в части создания новых платформенных решений.

На саммите член российской делегации, сотрудница СИБУРа Анастасия Рахимова озвучила идею создания молодежного климатического комитета в рамках стран-участниц БРИКС. Инициатива была единогласно поддержана делегациями других стран.

Анастасия Рахимова, участник BRICS YOUTH SUMMIT, для НОП:

Каждый из делегатов трека “Energy Transition” отметил важность участия молодежи в климатической повестке и создания единого органа по решению климатических вопросов на уровне молодежи. Эта инициативы вошла в драфт декларации, которую передадут для рассмотрения на основной саммит БРИКС.

В рамках комитета могут быть проработаны следующие задачи:
1. Формирование общего видения климатической угрозы и единого подхода по тому, как может быть осуществлен переход к углеродно-нейтральности.
2. Обмен лучшими практиками, экспертизой и знаниями в рамках климатической повестки
3. Международное волонтерство