Министерство и духовные истоки
6 августа состоялось открытие четвёртого заезда "Созидание" Молодёжного историко-культурного форума "Истоки".
Форум проходит в знаковом месте для православных верующих и всех, кто следит за балансом сил внутренней политики России – Свято- Успенском Псково-Печерском мужском монастыре, вотчине Митрополита Тихона.
Старт мероприятия прошёл символично для публичной российской политики доцифровой эпохи, в которой церковный колокол звонил, собирая людей по значимым поводам. Именно удар колокола из звонницы ознаменовал открытие заезда, который начался с дискуссии "Образование как ценность для молодежи".
В сложившейся традиции государственной молодёжной политики, за смыслы образовательного вектора отвечает Минобрнауки России – как в части методологии, так и публичной озвучки.
Куратор и лицо молодёжки в команде Валерия Фалькова– замминистра Ольга Петрова выступила спикером дискуссии со студентами.
Традиционно искренне говорили про возможности для молодых людей, возможности и пеоспективы студенческих кампусов, практики молодёжной политики различных университетов. Отдельно прошла встреча со студентами ПсковГУ. На ней обсудили работающие практики духовно-нравственного воспитания молодёжи.
Ольга Петрова @OlgaPetrovaNN, Заместитель министра науки и высшего образования, для НОП:
У нашей молодежи сегодня самый большой запрос на вовлечение, созидание, соучастие. Граждане от 14 до 35 лет хотят стать частью создаваемого. Мы не можем прийти и сказать: "Мы это сделали для вас", потому что это не будет их привлекать и работать на благо развития нашей страны.
Хороший пример форум "Истоки". Организовать и провести его придумали сами ребята. В этом году эта площадка преобразилась, инфраструктура разрослась и форум перешёл в формат круглогодичного центра, как "Сенеж", "Машук" и "Меганом".
Важно отметить то, что молодёжь хочет, чтобы мы верили в них и вместе создавали что-то новое. Объединение усилий, безусловно, создаёт лучший результат, при этом он устойчивее и правильнее.
Запись трансляции дискуссии:
https://vk.com/wall-214330973_1811
6 августа состоялось открытие четвёртого заезда "Созидание" Молодёжного историко-культурного форума "Истоки".
Форум проходит в знаковом месте для православных верующих и всех, кто следит за балансом сил внутренней политики России – Свято- Успенском Псково-Печерском мужском монастыре, вотчине Митрополита Тихона.
Старт мероприятия прошёл символично для публичной российской политики доцифровой эпохи, в которой церковный колокол звонил, собирая людей по значимым поводам. Именно удар колокола из звонницы ознаменовал открытие заезда, который начался с дискуссии "Образование как ценность для молодежи".
В сложившейся традиции государственной молодёжной политики, за смыслы образовательного вектора отвечает Минобрнауки России – как в части методологии, так и публичной озвучки.
Куратор и лицо молодёжки в команде Валерия Фалькова– замминистра Ольга Петрова выступила спикером дискуссии со студентами.
Традиционно искренне говорили про возможности для молодых людей, возможности и пеоспективы студенческих кампусов, практики молодёжной политики различных университетов. Отдельно прошла встреча со студентами ПсковГУ. На ней обсудили работающие практики духовно-нравственного воспитания молодёжи.
Ольга Петрова @OlgaPetrovaNN, Заместитель министра науки и высшего образования, для НОП:
У нашей молодежи сегодня самый большой запрос на вовлечение, созидание, соучастие. Граждане от 14 до 35 лет хотят стать частью создаваемого. Мы не можем прийти и сказать: "Мы это сделали для вас", потому что это не будет их привлекать и работать на благо развития нашей страны.
Хороший пример форум "Истоки". Организовать и провести его придумали сами ребята. В этом году эта площадка преобразилась, инфраструктура разрослась и форум перешёл в формат круглогодичного центра, как "Сенеж", "Машук" и "Меганом".
Важно отметить то, что молодёжь хочет, чтобы мы верили в них и вместе создавали что-то новое. Объединение усилий, безусловно, создаёт лучший результат, при этом он устойчивее и правильнее.
Запись трансляции дискуссии:
https://vk.com/wall-214330973_1811
VK
ИСТОКИ
🧠 Заезд начинаем со знаний!
Присоединяйтесь к дискуссии про ценность образования для молодёжи с заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольгой Петровой!
Встречаемся в 18:00 😉
#Истоки #ИстокиТрансляции
Присоединяйтесь к дискуссии про ценность образования для молодёжи с заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольгой Петровой!
Встречаемся в 18:00 😉
#Истоки #ИстокиТрансляции
БРИКС: наука, технологии, инновации
Портал Минобрнауки сообщает об итогах ежегодной встречи министров науки, технологий и инноваций стран БРИКС, которая прошла в ЮАР.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в рамках двусторонней встречи с коллегой из ЮАР выделил несколько перспективных областей сотрудничества:
1. Активизация африканского компонента в рамках обновляемых программ по «Востоковедению и африканистики» с обязательными стажировками. В них будет полезно участие университетов и научных организаций ЮАР (да и всей Африки).
2. Открытие в ЮАР представительства Курчатовского института – что предполагает активизацию контактов по всем разрабатываемым им темам: от синхротронов до генетики.
3. Создание распределенной научной инфраструктуры стран БРИКС в области астрофизики, ядерной физики, других перспективных направлений, а также в части создания специальных биобанков для развития генетических технологий.
На встрече министров стран БРИКС основное внимание было уделено климатической повестке. Среди предложений главы российского Минобрнауки:
1. Участие иностранных коллег в программе «Плавучий университет».
2. Интеграция карбоновых полигонов (в России их уже 17 штук) в совместные проекты. Возможность создания на их базе климатических ферм – зеркальных исследовательских территорий.
По итогам совещания министры приняли Декларацию научно-технического и инновационного сотрудничества БРИКС. Документ содержит инициативы:
1. по реализации Плана действий стран БРИКС в области инновационного сотрудничества — механизма взаимодействия в рамках научной экосистемы «пятерки»;
2. по работе Сетевого центра по материаловедению и нанотехнологиям стран БРИКС (в нем задействованы ведущие университеты и научные организации);
3. по проведению совместных научных экспедиций, форумов, конкурсов и других инициатив.
«Принятая по итогам заседания декларация стала отражением продуктивной совместной работы и заложила новые цели и приоритеты развития объединения на ближайшую перспективу. Так, на следующий год мы поставили перед собой амбициозную задачу сосредоточиться на тех сферах, где наука и технологии могут обеспечить значительный прорыв для наших стран и для мира в целом. Это восстановление земель и сохранение водных запасов. Я уверен, что мы сможем совместно предложить новые технологические решения для ответа на эти глобальные вызовы», – резюмировал глава Минобрнауки России Валерий Фальков.
На встрече также согласован Календарь мероприятий научно-технического и инновационного сотрудничества БРИКС на 2023–2024 годы.
Подробнее: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/71466/
Портал Минобрнауки сообщает об итогах ежегодной встречи министров науки, технологий и инноваций стран БРИКС, которая прошла в ЮАР.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в рамках двусторонней встречи с коллегой из ЮАР выделил несколько перспективных областей сотрудничества:
1. Активизация африканского компонента в рамках обновляемых программ по «Востоковедению и африканистики» с обязательными стажировками. В них будет полезно участие университетов и научных организаций ЮАР (да и всей Африки).
2. Открытие в ЮАР представительства Курчатовского института – что предполагает активизацию контактов по всем разрабатываемым им темам: от синхротронов до генетики.
3. Создание распределенной научной инфраструктуры стран БРИКС в области астрофизики, ядерной физики, других перспективных направлений, а также в части создания специальных биобанков для развития генетических технологий.
На встрече министров стран БРИКС основное внимание было уделено климатической повестке. Среди предложений главы российского Минобрнауки:
1. Участие иностранных коллег в программе «Плавучий университет».
2. Интеграция карбоновых полигонов (в России их уже 17 штук) в совместные проекты. Возможность создания на их базе климатических ферм – зеркальных исследовательских территорий.
По итогам совещания министры приняли Декларацию научно-технического и инновационного сотрудничества БРИКС. Документ содержит инициативы:
1. по реализации Плана действий стран БРИКС в области инновационного сотрудничества — механизма взаимодействия в рамках научной экосистемы «пятерки»;
2. по работе Сетевого центра по материаловедению и нанотехнологиям стран БРИКС (в нем задействованы ведущие университеты и научные организации);
3. по проведению совместных научных экспедиций, форумов, конкурсов и других инициатив.
«Принятая по итогам заседания декларация стала отражением продуктивной совместной работы и заложила новые цели и приоритеты развития объединения на ближайшую перспективу. Так, на следующий год мы поставили перед собой амбициозную задачу сосредоточиться на тех сферах, где наука и технологии могут обеспечить значительный прорыв для наших стран и для мира в целом. Это восстановление земель и сохранение водных запасов. Я уверен, что мы сможем совместно предложить новые технологические решения для ответа на эти глобальные вызовы», – резюмировал глава Минобрнауки России Валерий Фальков.
На встрече также согласован Календарь мероприятий научно-технического и инновационного сотрудничества БРИКС на 2023–2024 годы.
Подробнее: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/71466/
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
От академической мобильности до проектов класса «мегасайенс»: итоги встречи министров науки, технологий и инноваций стран БРИКС
В Южно-Африканской Республике прошла ежегодная встреча министров науки, технологий и инноваций стран БРИКС. Участники обсудили приоритетные направления совместных исследований и приняли Декларацию по развитию сотрудничества «пятерки».
Мероприятие состоялось…
Мероприятие состоялось…
Встретились как-то инженер и врач
РТУ МИРЭА @rtumirea_official и Центр диагностики и телемедицины ДЗМ открывают курс «Аспекты разработки и тестирования технологий искусственного интеллекта в здравоохранении». Это обучение для тех, кто хочет научиться создавать решения для использования нейросетей в медицине и тестировать их.
МИРЭА – Российский технологический университет — ведущий вуз, обучающий специалистов в области информационных технологий. Центр диагностики и телемедицины ДЗМ @npcmr — флагман по внедрению искусственного интеллекта в лучевую диагностику. Научно-практический центр имеет уникальный опыт работы с нейросетями на большом потоке лучевых исследований, так как на его базе проходит крупнейший эксперимент по внедрению технологий на основе искусственного интеллекта в здравоохранение, за 4 года здесь обработано более 10 млн исследований.
На курсе своим опытом поделятся эксперты в области IT и медицины двух крупных игроков в сферах образования и здравоохранения. Авторы методологии масштабного эксперимента по внедрению искусственного интеллекта в лучевую диагностику, специалисты-практики, которые проводили все тестирования алгоритмов в рамках этого проекта, разрабатывали первые в России ГОСТы по работе с искусственным интеллектом, создавали методы разметки датасетов. Теперь весь этот накопленный багаж знаний доступен для изучения.
Чтобы встроиться в медицинскую команду, разговаривать на одном языке с представителями этой сферы, а предложенные вами решения были приняты врачами, нужно знать правила, по которым живёт сама система здравоохранения. О них расскажут преподаватели курса, среди которых - три специалиста с медицинским образованием, кстати, все они взаимодействуют с разработчиками на практике.
Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, для НОП:
Это очень актуальный и востребованный курс, в котором объединены две важные компетенции: инженерная и медицинская. Современная медицина давно немыслима без сложной техники, а сегодня в здравоохранении очень активно формируется рынок искусственного интеллекта.
Количество медицинских изделий с искусственным интеллектом растёт, каждый год проводятся закупки решений на основе ИИ. Задач в медицине много, это требует автоматизации, поэтому спрос на такие решения гарантированно будет.
Здравоохранению необходимы специалисты в области искусственного интеллекта, которые имеют базовые знания в сфере здравоохранения и понимают её специфику. Профессионалы такой квалификации сейчас в дефиците и они всегда будут востребованы.
РТУ МИРЭА @rtumirea_official и Центр диагностики и телемедицины ДЗМ открывают курс «Аспекты разработки и тестирования технологий искусственного интеллекта в здравоохранении». Это обучение для тех, кто хочет научиться создавать решения для использования нейросетей в медицине и тестировать их.
МИРЭА – Российский технологический университет — ведущий вуз, обучающий специалистов в области информационных технологий. Центр диагностики и телемедицины ДЗМ @npcmr — флагман по внедрению искусственного интеллекта в лучевую диагностику. Научно-практический центр имеет уникальный опыт работы с нейросетями на большом потоке лучевых исследований, так как на его базе проходит крупнейший эксперимент по внедрению технологий на основе искусственного интеллекта в здравоохранение, за 4 года здесь обработано более 10 млн исследований.
На курсе своим опытом поделятся эксперты в области IT и медицины двух крупных игроков в сферах образования и здравоохранения. Авторы методологии масштабного эксперимента по внедрению искусственного интеллекта в лучевую диагностику, специалисты-практики, которые проводили все тестирования алгоритмов в рамках этого проекта, разрабатывали первые в России ГОСТы по работе с искусственным интеллектом, создавали методы разметки датасетов. Теперь весь этот накопленный багаж знаний доступен для изучения.
Чтобы встроиться в медицинскую команду, разговаривать на одном языке с представителями этой сферы, а предложенные вами решения были приняты врачами, нужно знать правила, по которым живёт сама система здравоохранения. О них расскажут преподаватели курса, среди которых - три специалиста с медицинским образованием, кстати, все они взаимодействуют с разработчиками на практике.
Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, для НОП:
Это очень актуальный и востребованный курс, в котором объединены две важные компетенции: инженерная и медицинская. Современная медицина давно немыслима без сложной техники, а сегодня в здравоохранении очень активно формируется рынок искусственного интеллекта.
Количество медицинских изделий с искусственным интеллектом растёт, каждый год проводятся закупки решений на основе ИИ. Задач в медицине много, это требует автоматизации, поэтому спрос на такие решения гарантированно будет.
Здравоохранению необходимы специалисты в области искусственного интеллекта, которые имеют базовые знания в сфере здравоохранения и понимают её специфику. Профессионалы такой квалификации сейчас в дефиците и они всегда будут востребованы.
Ученые из Tinkoff Research смогли ускорить обучение роботов с ИИ в 20 раз
Ученые из лаборатории исследований искусственного интеллекта Tinkoff Research открыли новый алгоритм для обучения ИИ. Новый метод, названный SAC-RND, обучает роботов в 20 раз быстрее и на 10% качественнее всех существующих аналогов — такие результаты показало тестирование метода на робототехнических симуляторах, сообщает ПРАЙМ. Его применение может помочь повысить безопасность беспилотных машин, упростить логистические цепочки и сократить вредные выбросы.
Результаты исследования были признаны мировым научным сообществом и представлены на Международной конференции по машинному обучению (ICML), которая в этом году прошла в 40-й раз в Гонолулу, Гавайи, с 23 по 29 июля.
Примечательно, что научная работа была написана в соавторстве с выпускниками исследовательской лаборатории Tinkoff Lab на базе МФТИ, в которой ученые из Tinkoff Research помогают талантливым студентам с реализацией исследовательских идей.
Ученые из лаборатории исследований искусственного интеллекта Tinkoff Research открыли новый алгоритм для обучения ИИ. Новый метод, названный SAC-RND, обучает роботов в 20 раз быстрее и на 10% качественнее всех существующих аналогов — такие результаты показало тестирование метода на робототехнических симуляторах, сообщает ПРАЙМ. Его применение может помочь повысить безопасность беспилотных машин, упростить логистические цепочки и сократить вредные выбросы.
Результаты исследования были признаны мировым научным сообществом и представлены на Международной конференции по машинному обучению (ICML), которая в этом году прошла в 40-й раз в Гонолулу, Гавайи, с 23 по 29 июля.
Примечательно, что научная работа была написана в соавторстве с выпускниками исследовательской лаборатории Tinkoff Lab на базе МФТИ, в которой ученые из Tinkoff Research помогают талантливым студентам с реализацией исследовательских идей.
Беспилотный нацпроект: абрис
Первый вице-премьер Андрей Белоусов на Архипелаге-2023 о будущем нацпроекте по развитию беспилотных систем:
«Мы можем сделать всё на уровне образцов, прототипов, демонстраторов. У нас практически вся линейка, за исключением отдельных компонентов, а уж если говорить о линейке самих беспилотных авиационных систем, то она практически полная, причём образцы на уровне мировых достижений, а некоторые вещи превышают мировые.
Нацпроект в соответствии с поручением президента должен быть утвержден до 1 сентября, поэтому он сейчас в принципе собран. Сейчас бюджетный процесс, к бюджетному процессу еще идут соответствующие работы. Соответственно, он [нацпроект] будет развертываться сразу же, как только он будет утвержден в 2023 году. Но в основном это 2024-2025 годы по тем направлениям, которые я сказал
Это достаточно дорогостоящая история. Окончательные цифры пока назвать не могу, но предварительно речь идёт о 48 млрд рублей на 2024 год, 117 млрд рублей на 2025 год и 148 млрд на 2026 год.
На сегодняшний день структурированы все пять федеральных проектов нового нацпроекта «Беспилотные авиационные системы».
Это не просто поддержка производителей. Федеральный проект [по беспилотным авиасистемам] должен напоминать слои геопространственных данных, то есть составлять несколько уровней. Первый связан с ведущими производителями, это порядка 70 производителей, из них около 20 крупных. Второй уровень – это всё, что связано с производственной кооперацией. Третий связан с разработкой технологий.
Это касается и поддержки производителей, это касается и разных форм субсидий, поддержки потребителей в виде субсидирования летного часа. Это поддержка научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ, это поддержка создания инфраструктуры – там целый ряд мер поддержки».
В дести российских регионах созданы научно-производственный центры и центры подготовке кадров. В ходе работ по развитию БПЛА субъекты федерации планируют сфокусировать внимание каждый на своих задачах.
Например, Севастополь планирует сосредоточить работу НПЦ на создании транспортных БАС лёгкого и среднего классов, предназначенных для эксплуатации в сложных условиях, то есть на море, в горах или при плохой погоде, а также ключевых систем: полётных контроллеров, ОС реального времени и силовой электроники. Башкортостан планирует сделать акцент в работе центра на разработке автономных беспилотников, ПО для дронов, а также композитных материалов. Нижегородская область планирует использовать мощности НПЦ в своём регионе для производства компактных систем связи и навигации, систем электроснабжения и бортовых компьютеров.
Нацпроект по беспилотникам должен собрать воедино все меры поддержки по полным инновационным и кадровыми циклами, ликвидации «долины смерти» между разработками и тиражированием, разумной унификации и стандартизации. Фоном всегда звучит интерес военных – СВО продемонстрировала доминирующе значимую роль беспилотников во всех компонентах боевых операций.
Беспилотники – это пример сквозных интегрирующих изделий, где объединяются НИРы и ОКРы, пилотные аппараты и испытания, доработка и стыковка с возможностями производителей. От гаражных историй энтузиастов необходимо перейти к серийному и масштабному производству как универсальных, так и узко специализированных аппаратов. Именно на беспилотники завязаны многие прорывные проекты – от цифрового АПК до развития Северного морского пути. И это все, не говоря о применение беспилотников всех типов для обеспечения обороны и безопасности государства.
Подробнее: на портале Правительства и у ТАССа.
Первый вице-премьер Андрей Белоусов на Архипелаге-2023 о будущем нацпроекте по развитию беспилотных систем:
«Мы можем сделать всё на уровне образцов, прототипов, демонстраторов. У нас практически вся линейка, за исключением отдельных компонентов, а уж если говорить о линейке самих беспилотных авиационных систем, то она практически полная, причём образцы на уровне мировых достижений, а некоторые вещи превышают мировые.
Нацпроект в соответствии с поручением президента должен быть утвержден до 1 сентября, поэтому он сейчас в принципе собран. Сейчас бюджетный процесс, к бюджетному процессу еще идут соответствующие работы. Соответственно, он [нацпроект] будет развертываться сразу же, как только он будет утвержден в 2023 году. Но в основном это 2024-2025 годы по тем направлениям, которые я сказал
Это достаточно дорогостоящая история. Окончательные цифры пока назвать не могу, но предварительно речь идёт о 48 млрд рублей на 2024 год, 117 млрд рублей на 2025 год и 148 млрд на 2026 год.
На сегодняшний день структурированы все пять федеральных проектов нового нацпроекта «Беспилотные авиационные системы».
Это не просто поддержка производителей. Федеральный проект [по беспилотным авиасистемам] должен напоминать слои геопространственных данных, то есть составлять несколько уровней. Первый связан с ведущими производителями, это порядка 70 производителей, из них около 20 крупных. Второй уровень – это всё, что связано с производственной кооперацией. Третий связан с разработкой технологий.
Это касается и поддержки производителей, это касается и разных форм субсидий, поддержки потребителей в виде субсидирования летного часа. Это поддержка научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ, это поддержка создания инфраструктуры – там целый ряд мер поддержки».
В дести российских регионах созданы научно-производственный центры и центры подготовке кадров. В ходе работ по развитию БПЛА субъекты федерации планируют сфокусировать внимание каждый на своих задачах.
Например, Севастополь планирует сосредоточить работу НПЦ на создании транспортных БАС лёгкого и среднего классов, предназначенных для эксплуатации в сложных условиях, то есть на море, в горах или при плохой погоде, а также ключевых систем: полётных контроллеров, ОС реального времени и силовой электроники. Башкортостан планирует сделать акцент в работе центра на разработке автономных беспилотников, ПО для дронов, а также композитных материалов. Нижегородская область планирует использовать мощности НПЦ в своём регионе для производства компактных систем связи и навигации, систем электроснабжения и бортовых компьютеров.
Нацпроект по беспилотникам должен собрать воедино все меры поддержки по полным инновационным и кадровыми циклами, ликвидации «долины смерти» между разработками и тиражированием, разумной унификации и стандартизации. Фоном всегда звучит интерес военных – СВО продемонстрировала доминирующе значимую роль беспилотников во всех компонентах боевых операций.
Беспилотники – это пример сквозных интегрирующих изделий, где объединяются НИРы и ОКРы, пилотные аппараты и испытания, доработка и стыковка с возможностями производителей. От гаражных историй энтузиастов необходимо перейти к серийному и масштабному производству как универсальных, так и узко специализированных аппаратов. Именно на беспилотники завязаны многие прорывные проекты – от цифрового АПК до развития Северного морского пути. И это все, не говоря о применение беспилотников всех типов для обеспечения обороны и безопасности государства.
Подробнее: на портале Правительства и у ТАССа.
government.ru
Андрей Белоусов обсудил c представителями отрасли статус нацпроекта по беспилотникам и посетил соревнования дронов
Правительство России
Легойде - 50!
Редакция "Научно–образовательной политики" поздравляет с юбилеем Владимиру Легойду @vladimirlegoyda, главу Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главреда журнала "Фома", профессора МГИМО, члена Общественной палаты РФ, участника форумных активностей и публикаций НОП.
Редакция "Научно–образовательной политики" поздравляет с юбилеем Владимиру Легойду @vladimirlegoyda, главу Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главреда журнала "Фома", профессора МГИМО, члена Общественной палаты РФ, участника форумных активностей и публикаций НОП.
КиберАвтоТех: Камские передовые технологии
C момента открытия Передовой инженерной школы КФУ @kznuniversity в Набережных Челнах прошел год. Отметим, что основными фронтирными направлениями ПИШ «Кибер Авто Тех» являются: «Интеллектуальный автомобиль», «Автомобили с низким/нулевым углеродным следом», «Технологии интеллектуальных производств».
Георгий Котиев, директор Набережночелнинского института КФУ, для НОП:
Уникальность «Кибер Авто Тех» заключается в том, что передовая инженерная школа создана на базе филиала КФУ в Набережных Челнах и располагается на одной из самых значимых территорий для современного промышленного развития страны – в Камской промышленной агломерации.
Стратегическим партнером школы является ПАО «КАМАЗ» – один из лидеров российской промышленности.
При поддержке Минобрнауки РФ, Республики Татарстан, ПАО «КАМАЗ» в ПИШ КФУ развиваются передовые направления будущего автопрома. Индустриальный партнер ПАО «КАМАЗ» сосредоточился, во-первых, на «экологическом» направлении – это электромобили, автомобили с источником энергии «на водороде», второе направление – интеллектуальные автомобили, то есть «беспилотники», третье направление – «цифровизация производства», фактически – «цифровые фабрики», двойники производства. По этим трем направлениям и ведется подготовка инженеров. Основная привлекательность ПИШ заключается в следующем: по перечисленным направлениям всего будет создано 19 лабораторий, что и позволит обучать студентов, внедряя практико-ориентированный подход.
Лаборатории будут располагаться как в институте, так и на территории индустриального партнера, обеспечивая безопасность и доступность образовательной и научной деятельности. К тому же мы планируем расширить «географию» приема будущих обучающихся из городов, где сосредоточены автомобильные заводы страны.
За первый год существования ПИШ запущены 2 программы магистратуры, 2 программы бакалавриата и 1 программа специалитета по направлениям автономные энергетические системы, автомобильная техника в транспортных технологиях, беспилотные транспортные средства.
Прошли повышение квалификации 96 сотрудников управленческих команд и профессорско-преподавательского состава ПИШ, реализующих образовательные программы инженерного профиля. Проведено повышение квалификации в рамках разработанных ПИШ программ ДПО для 73 инженеров КАМАЗа.
C момента открытия Передовой инженерной школы КФУ @kznuniversity в Набережных Челнах прошел год. Отметим, что основными фронтирными направлениями ПИШ «Кибер Авто Тех» являются: «Интеллектуальный автомобиль», «Автомобили с низким/нулевым углеродным следом», «Технологии интеллектуальных производств».
Георгий Котиев, директор Набережночелнинского института КФУ, для НОП:
Уникальность «Кибер Авто Тех» заключается в том, что передовая инженерная школа создана на базе филиала КФУ в Набережных Челнах и располагается на одной из самых значимых территорий для современного промышленного развития страны – в Камской промышленной агломерации.
Стратегическим партнером школы является ПАО «КАМАЗ» – один из лидеров российской промышленности.
При поддержке Минобрнауки РФ, Республики Татарстан, ПАО «КАМАЗ» в ПИШ КФУ развиваются передовые направления будущего автопрома. Индустриальный партнер ПАО «КАМАЗ» сосредоточился, во-первых, на «экологическом» направлении – это электромобили, автомобили с источником энергии «на водороде», второе направление – интеллектуальные автомобили, то есть «беспилотники», третье направление – «цифровизация производства», фактически – «цифровые фабрики», двойники производства. По этим трем направлениям и ведется подготовка инженеров. Основная привлекательность ПИШ заключается в следующем: по перечисленным направлениям всего будет создано 19 лабораторий, что и позволит обучать студентов, внедряя практико-ориентированный подход.
Лаборатории будут располагаться как в институте, так и на территории индустриального партнера, обеспечивая безопасность и доступность образовательной и научной деятельности. К тому же мы планируем расширить «географию» приема будущих обучающихся из городов, где сосредоточены автомобильные заводы страны.
За первый год существования ПИШ запущены 2 программы магистратуры, 2 программы бакалавриата и 1 программа специалитета по направлениям автономные энергетические системы, автомобильная техника в транспортных технологиях, беспилотные транспортные средства.
Прошли повышение квалификации 96 сотрудников управленческих команд и профессорско-преподавательского состава ПИШ, реализующих образовательные программы инженерного профиля. Проведено повышение квалификации в рамках разработанных ПИШ программ ДПО для 73 инженеров КАМАЗа.
92 номинанта: ежегодная Научная премия Сбера
Российские академики, образовательные, научно-исследовательские организации, технологические компании и институты развития номинировали 92 ведущих ученых страны для участия во втором сезоне научной премии Сбера. Общий призовой фонд премии — 60 млн рублей. Сама премия нацелена на поддержку российских и иностранных ученых, работающих в России, которые активно ведут исследования и открывают новые перспективы развития науки и технологий.
Сопредседателем комитета премии в 2023 году станут глава Сбера Герман Греф и ректор Сколковского института науки и технологий, академик РАН Александр Кулешов.
Наибольшее число заявок было получено в номинации «Науки о жизни», на втором месте — «Физический мир», а на третьем — «Цифровая вселенная».
Вице-президент, директор Управления исследований и инноваций Сбербанка Альберт Ефимов о втором сезоне Научной премии Сбера:
«Научная премия Сбера помогла запустить новую традицию поддержки науки в России. Мы завершили сбор заявок на второй сезон. Для определения лауреатов сформировали пул экспертов, они приступают к работе.
Чтобы обеспечить максимальную объективность, каждую заявку будут оценивать трое независимых ученых. Затем ученые советы и комитет Премии определят лауреатов. Каждого лауреата в конце года ожидает крупный денежный приз в размере 20 млн рублей».
Подробнее: на газета.ru
Российские академики, образовательные, научно-исследовательские организации, технологические компании и институты развития номинировали 92 ведущих ученых страны для участия во втором сезоне научной премии Сбера. Общий призовой фонд премии — 60 млн рублей. Сама премия нацелена на поддержку российских и иностранных ученых, работающих в России, которые активно ведут исследования и открывают новые перспективы развития науки и технологий.
Сопредседателем комитета премии в 2023 году станут глава Сбера Герман Греф и ректор Сколковского института науки и технологий, академик РАН Александр Кулешов.
Наибольшее число заявок было получено в номинации «Науки о жизни», на втором месте — «Физический мир», а на третьем — «Цифровая вселенная».
Вице-президент, директор Управления исследований и инноваций Сбербанка Альберт Ефимов о втором сезоне Научной премии Сбера:
«Научная премия Сбера помогла запустить новую традицию поддержки науки в России. Мы завершили сбор заявок на второй сезон. Для определения лауреатов сформировали пул экспертов, они приступают к работе.
Чтобы обеспечить максимальную объективность, каждую заявку будут оценивать трое независимых ученых. Затем ученые советы и комитет Премии определят лауреатов. Каждого лауреата в конце года ожидает крупный денежный приз в размере 20 млн рублей».
Подробнее: на газета.ru
Газета.Ru
На Научную премию Сбера номинированы 92 ученых
Российские академики, образовательные, научно-исследовательские организации, технологические компании и институты развития номинировали 92 ведущих ученых страны для участия во втором сезоне ежегодной Научной премии Сбера с общим призовым фондом 60 млн рублей…
Ростех: для СВО и «гражданки»
Президент Владимир Путин встретился с главой госкорпорации «Ростех» @rostecru Сергеем Чемезовым. Речь шла о достижениях и перспективах.
В 2022-м Ростех отпраздновал свой юбилей – 15 лет. Глава госкорпорации отметил: «За эти 15 лет мы выросли: сегодня корпорация объединяет уже около 800 научных и производственных объединений в 60 регионах страны, и выпускаются тысячи наименований различной продукции, в том числе военной и гражданской».
Всего на предприятиях Ростеха работает 592 тыс. чел., но срочно требуется закрыть 23 тыс. вакансий.
На фронтах Специальной военной операции 90% - производства Ростеха: например, БМП-3, Т-90 «Прорыв», Искандер, Ка-52, Ми-28, Су-57, Су-35, беспилотники Куб и Ланцет.
Доля «гражданки» составляет 44,5%, она объективно снизилась на фоне увеличения гособоронзаказа в рамках СВО. Среди достижений – препарат для лечения иммунодефицита «БиоГам», энергетическая двигательная установка ГТА-8, электронно-лучевой компьютерный томограф (правда, пока что уровень локализации всего 25-30%, но его планируют к 2029-му году довести до 90%). Разработана и внедрена система бронирования авиабилетов «Леонардо». Также Ростех является якорной корпорацией для развертывания систем маркировки. Одним из важных достижений является система распознавания лиц на базе технологий компаний NtechLab.
В области авиатехники создан новый вертолет Ми-171А3, а также новый беспилотный вертолет БАС-200. Помимо Кубов и Ланцетов предприятия Ростеха производят комплексы противодействия дронам, а также специальные радары для их обнаружения.
В 2024-м году стартует серийное производство импортозамещенного Superjet New с отечественными двигателями ПД-8, самолетов МС-21 и Ту-214.
Особое внимание Ростех уделяет кадровым вопросам. Сергей Чемезов отметил:
«Мы большое внимание уделяем образовательной деятельности, подготовке кадров. Мы работаем более чем с 300 вузами и средними специальными учебными заведениями. У нас есть 130 базовых кафедр, нами разработано три программы обучения, в первую очередь это для авиационной отрасли – базовым вузом является Московский авиационный институт @maiuniversity, и все авиационные кафедры, которые имеются в технических вузах страны.
Второе – это для радиоэлектронной отрасли и сферы IT, проект называется «Код Ростеха». Опорные вузы – это Московский институт радиотехники, электроники и автоматики @rtumirea_official и Южный федеральный университет @sfedu_study. Для производства медицинского оптико-электронного оборудования – проект «Ростех Биотехмед», опорный вуз – это МГТУ имени Баумана @bmstu1830».
Особенное внимание привлекает программа «Крылья Ростеха», стартовавшая в 2020 г. Формат – дуальное обучение. В настоящее время по программе учится уже порядка 600 студентов по нескольким направлениям, а с учетом нового набора 2023 г. – более 1000.
Сергей Чемезов рассказал подробности президенту: «Цель программы, конечно, – подготовка инженерно-технических специалистов для предприятий авиастроительной отрасли. Мы набираем студентов, и наши студенты фактически с первого курса начинают совмещать работу на предприятиях и учёбу. С одной стороны, они получают и заработную плату, то есть это дополнительная материальная поддержка кроме стипендии, а с другой стороны, они получают и навыки, и умения уже конкретно на том предприятии, на которое они в перспективе могут прийти работать».
Ростех активно участвует в инновационных кадровых программах: «Мы поддерживаем и передовые инженерные школы @sociocentre: уже более 350 миллионов рублей в прошлом году потратили на это.
Совместно с колледжами усиливаем подготовку рабочих кадров, участвуем в федеральной программе [Профессионалитет @FP_professionalitet]. Количество будущих выпускников набора 2022/2023 год составляет четыре тысячи человек – это уже высококвалифицированные специалисты, которые придут работать на наши предприятия».
Учебный центры создаются и на самих предприятиях Ростеха: «Первый такой центр был открыт в Уфе, следующий мы планируем в Москве, потом в Перми, Рыбинске, Казани и Самаре».
Подробнее: на порталах Кремля и Ростеха.
Президент Владимир Путин встретился с главой госкорпорации «Ростех» @rostecru Сергеем Чемезовым. Речь шла о достижениях и перспективах.
В 2022-м Ростех отпраздновал свой юбилей – 15 лет. Глава госкорпорации отметил: «За эти 15 лет мы выросли: сегодня корпорация объединяет уже около 800 научных и производственных объединений в 60 регионах страны, и выпускаются тысячи наименований различной продукции, в том числе военной и гражданской».
Всего на предприятиях Ростеха работает 592 тыс. чел., но срочно требуется закрыть 23 тыс. вакансий.
На фронтах Специальной военной операции 90% - производства Ростеха: например, БМП-3, Т-90 «Прорыв», Искандер, Ка-52, Ми-28, Су-57, Су-35, беспилотники Куб и Ланцет.
Доля «гражданки» составляет 44,5%, она объективно снизилась на фоне увеличения гособоронзаказа в рамках СВО. Среди достижений – препарат для лечения иммунодефицита «БиоГам», энергетическая двигательная установка ГТА-8, электронно-лучевой компьютерный томограф (правда, пока что уровень локализации всего 25-30%, но его планируют к 2029-му году довести до 90%). Разработана и внедрена система бронирования авиабилетов «Леонардо». Также Ростех является якорной корпорацией для развертывания систем маркировки. Одним из важных достижений является система распознавания лиц на базе технологий компаний NtechLab.
В области авиатехники создан новый вертолет Ми-171А3, а также новый беспилотный вертолет БАС-200. Помимо Кубов и Ланцетов предприятия Ростеха производят комплексы противодействия дронам, а также специальные радары для их обнаружения.
В 2024-м году стартует серийное производство импортозамещенного Superjet New с отечественными двигателями ПД-8, самолетов МС-21 и Ту-214.
Особое внимание Ростех уделяет кадровым вопросам. Сергей Чемезов отметил:
«Мы большое внимание уделяем образовательной деятельности, подготовке кадров. Мы работаем более чем с 300 вузами и средними специальными учебными заведениями. У нас есть 130 базовых кафедр, нами разработано три программы обучения, в первую очередь это для авиационной отрасли – базовым вузом является Московский авиационный институт @maiuniversity, и все авиационные кафедры, которые имеются в технических вузах страны.
Второе – это для радиоэлектронной отрасли и сферы IT, проект называется «Код Ростеха». Опорные вузы – это Московский институт радиотехники, электроники и автоматики @rtumirea_official и Южный федеральный университет @sfedu_study. Для производства медицинского оптико-электронного оборудования – проект «Ростех Биотехмед», опорный вуз – это МГТУ имени Баумана @bmstu1830».
Особенное внимание привлекает программа «Крылья Ростеха», стартовавшая в 2020 г. Формат – дуальное обучение. В настоящее время по программе учится уже порядка 600 студентов по нескольким направлениям, а с учетом нового набора 2023 г. – более 1000.
Сергей Чемезов рассказал подробности президенту: «Цель программы, конечно, – подготовка инженерно-технических специалистов для предприятий авиастроительной отрасли. Мы набираем студентов, и наши студенты фактически с первого курса начинают совмещать работу на предприятиях и учёбу. С одной стороны, они получают и заработную плату, то есть это дополнительная материальная поддержка кроме стипендии, а с другой стороны, они получают и навыки, и умения уже конкретно на том предприятии, на которое они в перспективе могут прийти работать».
Ростех активно участвует в инновационных кадровых программах: «Мы поддерживаем и передовые инженерные школы @sociocentre: уже более 350 миллионов рублей в прошлом году потратили на это.
Совместно с колледжами усиливаем подготовку рабочих кадров, участвуем в федеральной программе [Профессионалитет @FP_professionalitet]. Количество будущих выпускников набора 2022/2023 год составляет четыре тысячи человек – это уже высококвалифицированные специалисты, которые придут работать на наши предприятия».
Учебный центры создаются и на самих предприятиях Ростеха: «Первый такой центр был открыт в Уфе, следующий мы планируем в Москве, потом в Перми, Рыбинске, Казани и Самаре».
Подробнее: на порталах Кремля и Ростеха.
Президент России
Встреча с главой госкорпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым
Генеральный директор «Ростеха» представил Президенту отчёт об итогах работы государственной корпорации в 2022 году, а также информировал о её текущей деятельности.
Дмитрий Глушко, ректор МГУ им. Н. П. Огарёва @mrsu13, рассказал НОП об итогах саммита «Россия-Африка»:
Отработали на саммите «Россия-Африка» в составе делегации от региона с главой республики Артемом Здуновым.
После завершения саммита «Россия-Африка» руководство региона пригласили к нам гостей из Африки: генерального секретаря русского культурного центра «Калинка» в Сенегале Уми Сен и доктора экономики Сагамба Мои.
Сейчас в нашем университете учатся 210 студентов из 20 стран Африки, но благодаря нашим гостям контингент африканских стран, с кем сотрудничает университет, будет расширен.
Рабочие встречи в университете прошли максимально плодотворно, мы договорились о новых учебных программах, планах сотрудничества, открытии Центра африканской культуры. Будет разработана магистерская программа по экономике и менеджменту на английском и французском языках. Она будет использована для стран БРИКС. Гости заинтересованы в приглашении к нам студентов из Восточной Африки — из Бурунди, Руанды, Конго, Сенегала. В Сенегале решили работать со школами, преподающими русский язык. У нас есть возможность пригласить к нам преподавателей для прохождения стажировки с выходом на защиту кандидатской диссертации. Это позволит уверенно приглашать к нам выпускников школ Сенегала со знанием русского языка.
Тенденция по расширению партнёрства проявляется и в том, что сейчас мы наблюдаем интерес со стороны иностранных студентов в получении образования в нашем вузе, особенно в сфере естественно-научной подготовке. Есть потребность и в подготовке преподавателей.
Отработали на саммите «Россия-Африка» в составе делегации от региона с главой республики Артемом Здуновым.
После завершения саммита «Россия-Африка» руководство региона пригласили к нам гостей из Африки: генерального секретаря русского культурного центра «Калинка» в Сенегале Уми Сен и доктора экономики Сагамба Мои.
Сейчас в нашем университете учатся 210 студентов из 20 стран Африки, но благодаря нашим гостям контингент африканских стран, с кем сотрудничает университет, будет расширен.
Рабочие встречи в университете прошли максимально плодотворно, мы договорились о новых учебных программах, планах сотрудничества, открытии Центра африканской культуры. Будет разработана магистерская программа по экономике и менеджменту на английском и французском языках. Она будет использована для стран БРИКС. Гости заинтересованы в приглашении к нам студентов из Восточной Африки — из Бурунди, Руанды, Конго, Сенегала. В Сенегале решили работать со школами, преподающими русский язык. У нас есть возможность пригласить к нам преподавателей для прохождения стажировки с выходом на защиту кандидатской диссертации. Это позволит уверенно приглашать к нам выпускников школ Сенегала со знанием русского языка.
Тенденция по расширению партнёрства проявляется и в том, что сейчас мы наблюдаем интерес со стороны иностранных студентов в получении образования в нашем вузе, особенно в сфере естественно-научной подготовке. Есть потребность и в подготовке преподавателей.
Архипелаг-2023. Итоги 1/2
Первый вице-премьер Андрей Белоусов на интенсиве "Архипелаг- 2023" объявил о запуске нового российского национального проекта по развитию беспилотных авиасистем. Работа над ним проходит под общей координацией Платформа НТИ. В числе прочего, новый нацпроект включает создание восьми научно-производственных центров БПЛА.
Перспективы нацпроекта и итоги "Архипелага-2023" мы обсудили с организаторами.
Андрей Силинг, руководитель штаба интенсива "Архипелаг-2023", исполнительный директор АНО "Платформа НТИ", для НОП:
Первое, всё-таки это авиация, и здесь есть аэродинамика. Здесь есть своя специфика, организация движения, здесь много специальных знаний.
Второе, это, конечно, безопасность. Потому что даже маленький дрон может упасть на голову человека. И это может случиться от какой-то простейшей недоработки любого человека, который участвовал в разработке – от программистов до разработчика материалов.
С этим надо учить работать и учить всерьёз, как некая культура, инженерия в системе с повышенной опасностью. Вот это сегодня там одна из задач, которую предстоит решать Университету 2035 и каким-то специализированным, соответственно подходам.
Мы сегодня пришли к тому, что есть некоторый набор решений, который уже реализуется или планируется к реализации, в составе Федерального проекта по кадрам в беспилотии, это, в том числе, соответственно, подходы связанные с инвестициями людей, позволяющими максимально быстро рынку реагировать и вкладывать средства в те кадры, которые сегодня нужны.
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/34385
Первый вице-премьер Андрей Белоусов на интенсиве "Архипелаг- 2023" объявил о запуске нового российского национального проекта по развитию беспилотных авиасистем. Работа над ним проходит под общей координацией Платформа НТИ. В числе прочего, новый нацпроект включает создание восьми научно-производственных центров БПЛА.
Перспективы нацпроекта и итоги "Архипелага-2023" мы обсудили с организаторами.
Андрей Силинг, руководитель штаба интенсива "Архипелаг-2023", исполнительный директор АНО "Платформа НТИ", для НОП:
Первое, всё-таки это авиация, и здесь есть аэродинамика. Здесь есть своя специфика, организация движения, здесь много специальных знаний.
Второе, это, конечно, безопасность. Потому что даже маленький дрон может упасть на голову человека. И это может случиться от какой-то простейшей недоработки любого человека, который участвовал в разработке – от программистов до разработчика материалов.
С этим надо учить работать и учить всерьёз, как некая культура, инженерия в системе с повышенной опасностью. Вот это сегодня там одна из задач, которую предстоит решать Университету 2035 и каким-то специализированным, соответственно подходам.
Мы сегодня пришли к тому, что есть некоторый набор решений, который уже реализуется или планируется к реализации, в составе Федерального проекта по кадрам в беспилотии, это, в том числе, соответственно, подходы связанные с инвестициями людей, позволяющими максимально быстро рынку реагировать и вкладывать средства в те кадры, которые сегодня нужны.
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/34385
Telegram
Научно-образовательная политика
Беспилотный нацпроект: абрис
Первый вице-премьер Андрей Белоусов на Архипелаге-2023 о будущем нацпроекте по развитию беспилотных систем:
«Мы можем сделать всё на уровне образцов, прототипов, демонстраторов. У нас практически вся линейка, за исключением…
Первый вице-премьер Андрей Белоусов на Архипелаге-2023 о будущем нацпроекте по развитию беспилотных систем:
«Мы можем сделать всё на уровне образцов, прототипов, демонстраторов. У нас практически вся линейка, за исключением…
Архипелаг-2023. Итоги 2/2
Первый вице-премьер Андрей Белоусов на интенсиве "Архипелаг- 2023" объявил о запуске нового российского национального проекта по развитию беспилотных авиасистем. Работа над ним проходит под общей координацией Платформа НТИ. В числе прочего, новый нацпроект включает создание восьми научно-производственных центров БПЛА.
Перспективы нацпроекта и итоги "Архипелага-2023" мы обсудили с организаторами.
Вадим Медведев, Ректор Университета 2035, для НОП:
Одна из тем, которая обсуждалась на Архипелаге, это конечно, как готовить кадры для новой отрасли. Отрасль, действительно, только формируется.
Классические подходы – это когда мы спрашиваем у работодателей, кто им нужен? Собираем с них какие-то требования к специалистам. Они здесь не работают.
Участники лаборатории, 70-100 человек из разных компаний, разных вузов, разных проектов, которые сегодня занимаются кадрами, в том числе, уже в беспилотии.– они обсуждали между собой, как решать эту задачу.
Сошлись во мнении, что вообще в беспилотии есть, конечно, сиюминутные потребности: готовить пилотов, каких-то операторов дронов.
Но эти задачи, так или иначе, решаются достаточно легко либо компаниями самими, которые производят дроны, которые эксплуатируют, либо специализированными, соответственно, образовательными организациями, которые в это уже включились.
Повестка стоит шире – в тех, кто эти дроны создаёт, кто занимается разработкой программирования, сертификацией машин и так далее.
Василий Третьяков, советник Ректора Университета 2035, для НОП:
Можно взять какого-то инженера, который занимается разработкой машины, и переключить его на сферу беспилотия, но есть два обстоятельства.
Создание кадрового реестра - где мы можем видеть путь каждого специалиста, где он обучался, почему он пришёл и из какой профессиональной области.
Внутри беспилотия у нас сейчас есть специалист, а в какой сфере их нет? Где их будет максимально не хватать и чему именно их надо учить.
Соответственно, ряд решений был проработан непосредственно на Архипелаге. Они связаны и с тем, как выстраивать сетевое взаимодействие между вузами, для того, чтобы те немногочисленные пока центры компетенции и другие, соответственно, проекты в университетах, там, где есть передовые знания в области беспилотия, использовали знания десятков и сотен вузов.
Это и про обеспечение постоянной актуализации образовательных программ, в соответствии с очень высоким темпом развития беспилотия делать это отдельно в каждом из университетов крайне тяжело и крайне накладно.
Были ряд проектов проработаны, которые связаны с вовлечением людей в область беспилотия.
Например, много внимания сейчас стоит уделить культуре вовлечения в процесс создания российских продуктов.
Российские продукты - это не просто про "что-то сделано и где-то кем-то". Это гордость страны, и это с другой стороны, возможности для наших граждан и тех, кто, может быть уехал из страны, но готов вернуться и включиться в проект создания продукта, проект по миграции.
Конечно, важно говорить о сообществе людей, которые учились сегодня в БАС, что они должны получить некоторые, может быть преференции, по аналогии с тем, как это происходит в ИТ-отрасли.
Это тоже одна из ключевых в стране сейчас областей деятельности и, конечно, поддерживать приход молодёжи в эту историю нужно.
И удерживать людей нужно в сфере беспилотия в нашей стране, чтобы они здесь себя реализовали, это крайне важно. Это то, что обсуждалось в рамках лаборатории по кадрам на Архипелаге.
Первый вице-премьер Андрей Белоусов на интенсиве "Архипелаг- 2023" объявил о запуске нового российского национального проекта по развитию беспилотных авиасистем. Работа над ним проходит под общей координацией Платформа НТИ. В числе прочего, новый нацпроект включает создание восьми научно-производственных центров БПЛА.
Перспективы нацпроекта и итоги "Архипелага-2023" мы обсудили с организаторами.
Вадим Медведев, Ректор Университета 2035, для НОП:
Одна из тем, которая обсуждалась на Архипелаге, это конечно, как готовить кадры для новой отрасли. Отрасль, действительно, только формируется.
Классические подходы – это когда мы спрашиваем у работодателей, кто им нужен? Собираем с них какие-то требования к специалистам. Они здесь не работают.
Участники лаборатории, 70-100 человек из разных компаний, разных вузов, разных проектов, которые сегодня занимаются кадрами, в том числе, уже в беспилотии.– они обсуждали между собой, как решать эту задачу.
Сошлись во мнении, что вообще в беспилотии есть, конечно, сиюминутные потребности: готовить пилотов, каких-то операторов дронов.
Но эти задачи, так или иначе, решаются достаточно легко либо компаниями самими, которые производят дроны, которые эксплуатируют, либо специализированными, соответственно, образовательными организациями, которые в это уже включились.
Повестка стоит шире – в тех, кто эти дроны создаёт, кто занимается разработкой программирования, сертификацией машин и так далее.
Василий Третьяков, советник Ректора Университета 2035, для НОП:
Можно взять какого-то инженера, который занимается разработкой машины, и переключить его на сферу беспилотия, но есть два обстоятельства.
Создание кадрового реестра - где мы можем видеть путь каждого специалиста, где он обучался, почему он пришёл и из какой профессиональной области.
Внутри беспилотия у нас сейчас есть специалист, а в какой сфере их нет? Где их будет максимально не хватать и чему именно их надо учить.
Соответственно, ряд решений был проработан непосредственно на Архипелаге. Они связаны и с тем, как выстраивать сетевое взаимодействие между вузами, для того, чтобы те немногочисленные пока центры компетенции и другие, соответственно, проекты в университетах, там, где есть передовые знания в области беспилотия, использовали знания десятков и сотен вузов.
Это и про обеспечение постоянной актуализации образовательных программ, в соответствии с очень высоким темпом развития беспилотия делать это отдельно в каждом из университетов крайне тяжело и крайне накладно.
Были ряд проектов проработаны, которые связаны с вовлечением людей в область беспилотия.
Например, много внимания сейчас стоит уделить культуре вовлечения в процесс создания российских продуктов.
Российские продукты - это не просто про "что-то сделано и где-то кем-то". Это гордость страны, и это с другой стороны, возможности для наших граждан и тех, кто, может быть уехал из страны, но готов вернуться и включиться в проект создания продукта, проект по миграции.
Конечно, важно говорить о сообществе людей, которые учились сегодня в БАС, что они должны получить некоторые, может быть преференции, по аналогии с тем, как это происходит в ИТ-отрасли.
Это тоже одна из ключевых в стране сейчас областей деятельности и, конечно, поддерживать приход молодёжи в эту историю нужно.
И удерживать людей нужно в сфере беспилотия в нашей стране, чтобы они здесь себя реализовали, это крайне важно. Это то, что обсуждалось в рамках лаборатории по кадрам на Архипелаге.
Приморье – в фокусе правительственного внимания
Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко в рамках рабочей поездки во Владивосток провёл встречу с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко. Стороны обсудили вопросы научно-образовательного развития региона и туризма.
Вице-премьер и губернатор посетили Тихоокеанский институт биоорганической химии и Институт проблем морских технологий. Они осмотрели лаборатории, ознакомились с разработками и перспективными проектами. Дмитрий Чернышенко отметил, что на примере научных площадок видно, как развитие науки в регионе ориентировано на запрос промышленности и учитывает географические особенности:
«В Приморском крае большой научный потенциал: здесь созданы все условия для подготовки по поручению Президента высококвалифицированных кадров. По итогам приёмной кампании более 27 тысяч абитуриентов подали около 94 тыс. заявлений в вузы региона. Это более трети всех заявлений по ДФО. В этом году для края установлено свыше 8 тыс. бюджетных мест, около 3,5 тыс. из них для востребованных сегодня инженерных специальностей».
Он добавил, что сейчас в 12 вузах края обучаются более 43 тысяч студентов. Среди них граждане из 82 стран. Ещё одна особенность приёмной кампании этого года – введение отдельной квоты для участников специальной военной операции и членов их семей.
Локомотивом научно-образовательного и инновационно-технологического развития остается Дальневосточный федеральный университет @fefudvfu во главе всей комплексной экосистемы острова Русский (включая «технологическую долину»). Эти направления развития всегда были в центре внимания государства и его первых лиц – не раз в перечнях поручений президента добавлялись все новые и новые мероприятия по развитию инфраструктуры. В частности, в рамках ИНТЦ открыты инжинирнговые центры ведущих госкорпораций и компаний с государственным участием.
ДВФУ станет оператором синхротрона РИФ, который создается на острове Русский из блоков, которые высвободились после обновления КИСИ-Курчатова. Эти блоки ранее составляли единое целое, причем отлаженное и высокоэффективное – потому как раз под нужды развития микроэлектроники (впрочем, как и фундаментальных с прикладными исследований) этот аппарат в качестве «рабочей лошадки» - лучшее решение.
Вообще у ДВФУ и Курчатовского института давние и продуктивные отношения, а Михаил Ковальчук является научным руководителем Института наукоемких технологий и передовых материалов.
Заметим, что Дмитрий Чернышенко выступает в дуэте с главой Правительства Михаилом Мишустиным, который посетил Приморье (и более конкретно – ДВФУ) в конце июля.
Подробнее.
Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко в рамках рабочей поездки во Владивосток провёл встречу с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко. Стороны обсудили вопросы научно-образовательного развития региона и туризма.
Вице-премьер и губернатор посетили Тихоокеанский институт биоорганической химии и Институт проблем морских технологий. Они осмотрели лаборатории, ознакомились с разработками и перспективными проектами. Дмитрий Чернышенко отметил, что на примере научных площадок видно, как развитие науки в регионе ориентировано на запрос промышленности и учитывает географические особенности:
«В Приморском крае большой научный потенциал: здесь созданы все условия для подготовки по поручению Президента высококвалифицированных кадров. По итогам приёмной кампании более 27 тысяч абитуриентов подали около 94 тыс. заявлений в вузы региона. Это более трети всех заявлений по ДФО. В этом году для края установлено свыше 8 тыс. бюджетных мест, около 3,5 тыс. из них для востребованных сегодня инженерных специальностей».
Он добавил, что сейчас в 12 вузах края обучаются более 43 тысяч студентов. Среди них граждане из 82 стран. Ещё одна особенность приёмной кампании этого года – введение отдельной квоты для участников специальной военной операции и членов их семей.
Локомотивом научно-образовательного и инновационно-технологического развития остается Дальневосточный федеральный университет @fefudvfu во главе всей комплексной экосистемы острова Русский (включая «технологическую долину»). Эти направления развития всегда были в центре внимания государства и его первых лиц – не раз в перечнях поручений президента добавлялись все новые и новые мероприятия по развитию инфраструктуры. В частности, в рамках ИНТЦ открыты инжинирнговые центры ведущих госкорпораций и компаний с государственным участием.
ДВФУ станет оператором синхротрона РИФ, который создается на острове Русский из блоков, которые высвободились после обновления КИСИ-Курчатова. Эти блоки ранее составляли единое целое, причем отлаженное и высокоэффективное – потому как раз под нужды развития микроэлектроники (впрочем, как и фундаментальных с прикладными исследований) этот аппарат в качестве «рабочей лошадки» - лучшее решение.
Вообще у ДВФУ и Курчатовского института давние и продуктивные отношения, а Михаил Ковальчук является научным руководителем Института наукоемких технологий и передовых материалов.
Заметим, что Дмитрий Чернышенко выступает в дуэте с главой Правительства Михаилом Мишустиным, который посетил Приморье (и более конкретно – ДВФУ) в конце июля.
Подробнее.
government.ru
Дмитрий Чернышенко провёл рабочую встречу с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко
Правительство России
Подготовка педагогов поколения зет
В КФУ @kznuniversity реализовывается университетская модель подготовки учителей, когда на уровне бакалавриата будущие педагоги распределены между профильными институтами.
Например, будущие учителя физики обучаются с классическими физиками, будущие учителя математики с классическими математиками, и в результате это позволяет достичь более высокого уровня предметной подготовки. В предметной области «педагогика» Казанский федеральный университет входит в лидирующую группу в российских и международных рейтингах RAEX, THE, QS.
Айдар Калимуллин, директор Института психологии и образования КФУ, для НОП:
Ежегодно университет выпускает более 2 000 будущих учителей. Это больше, чем в предыдущие годы, например, чем 10 лет назад, и связано это с двумя факторами.
Во-первых, в последние годы государство увеличивает число бюджетных мест на УГСН «Образование и педагогические науки», и, во-вторых, возросшая репутация Казанского федерального университета привлекает достаточно большое число студентов, которые обучаются на контрактной основе.
Подчеркну, в КФУ готовятся учителя практически по всем предметным областям современной школы и по всем уровням образования. Выпускников традиционно больше по таким направлениям, как лингвистика, начальное образование, дошкольное образование, логопедия и др. Направления подготовки по физике, математике, биологии, химии традиционно являются не такими масштабными, обычно набирают от 20 до 50 человек, включая наш институт в г. Елабуге.
Учитывая, что сегодня существует очень серьезный дефицит учителей практически по всем предметным областям не только в Республике Татарстан, но и в России в целом, понимаем, что этого недостаточно, хотя подчеркнем, что нехватка учителей является не только российским явлением. В настоящее время практически все страны мира испытывают эти трудности.
Что касается проблемы нехватки учителей, то, конечно же, проблема очень многогранная. Как все мы прекрасно понимаем, это прежде всего связано с социально-экономическими факторами. Однако наши исследования показывают, что, безусловно, финансовый момент не является единственный причиной. Дело в том, что все-таки учителя сталкиваются и с проблемами социально-психологического характера, и в этой связи, конечно же, необходимо формировать эффективную систему поддержки молодых учителей.
К сожалению, серьезно изменились условия работы учителей, отношение к ним со стороны детей и родителей. Настоящим бедствием для молодых специалистов является давление со стороны родителей, это явление мы называем словом буллинг. Причем, если опытный учитель может еще как-то противостоять, то молодые педагоги, как правило, к этому не готовы. Следовательно, необходимо менять отношение к учителю, на мой взгляд, нужны законодательные акты, которые бы защищали его юридически.
Сейчас мы как ученые работаем над этой системой адаптации молодых учителей совместно с Министерством образования и науки РТ. Создается цифровая платформа сопровождения профессиональной карьеры учителя, когда мы будем отслеживать весь путь молодого человека, который решил посвятить себя профессии учителя, начиная с педагогических классов, обучения в вузе и затем в течение всей его профессиональной карьеры. Также актуальные вопросы подготовки учителей ежегодно поднимаются в рамках Международного форума по педагогическому образованию IFTE, который проводит КФУ. Надеюсь, что наша работа принесет пользу образовательной системе России.
В КФУ @kznuniversity реализовывается университетская модель подготовки учителей, когда на уровне бакалавриата будущие педагоги распределены между профильными институтами.
Например, будущие учителя физики обучаются с классическими физиками, будущие учителя математики с классическими математиками, и в результате это позволяет достичь более высокого уровня предметной подготовки. В предметной области «педагогика» Казанский федеральный университет входит в лидирующую группу в российских и международных рейтингах RAEX, THE, QS.
Айдар Калимуллин, директор Института психологии и образования КФУ, для НОП:
Ежегодно университет выпускает более 2 000 будущих учителей. Это больше, чем в предыдущие годы, например, чем 10 лет назад, и связано это с двумя факторами.
Во-первых, в последние годы государство увеличивает число бюджетных мест на УГСН «Образование и педагогические науки», и, во-вторых, возросшая репутация Казанского федерального университета привлекает достаточно большое число студентов, которые обучаются на контрактной основе.
Подчеркну, в КФУ готовятся учителя практически по всем предметным областям современной школы и по всем уровням образования. Выпускников традиционно больше по таким направлениям, как лингвистика, начальное образование, дошкольное образование, логопедия и др. Направления подготовки по физике, математике, биологии, химии традиционно являются не такими масштабными, обычно набирают от 20 до 50 человек, включая наш институт в г. Елабуге.
Учитывая, что сегодня существует очень серьезный дефицит учителей практически по всем предметным областям не только в Республике Татарстан, но и в России в целом, понимаем, что этого недостаточно, хотя подчеркнем, что нехватка учителей является не только российским явлением. В настоящее время практически все страны мира испытывают эти трудности.
Что касается проблемы нехватки учителей, то, конечно же, проблема очень многогранная. Как все мы прекрасно понимаем, это прежде всего связано с социально-экономическими факторами. Однако наши исследования показывают, что, безусловно, финансовый момент не является единственный причиной. Дело в том, что все-таки учителя сталкиваются и с проблемами социально-психологического характера, и в этой связи, конечно же, необходимо формировать эффективную систему поддержки молодых учителей.
К сожалению, серьезно изменились условия работы учителей, отношение к ним со стороны детей и родителей. Настоящим бедствием для молодых специалистов является давление со стороны родителей, это явление мы называем словом буллинг. Причем, если опытный учитель может еще как-то противостоять, то молодые педагоги, как правило, к этому не готовы. Следовательно, необходимо менять отношение к учителю, на мой взгляд, нужны законодательные акты, которые бы защищали его юридически.
Сейчас мы как ученые работаем над этой системой адаптации молодых учителей совместно с Министерством образования и науки РТ. Создается цифровая платформа сопровождения профессиональной карьеры учителя, когда мы будем отслеживать весь путь молодого человека, который решил посвятить себя профессии учителя, начиная с педагогических классов, обучения в вузе и затем в течение всей его профессиональной карьеры. Также актуальные вопросы подготовки учителей ежегодно поднимаются в рамках Международного форума по педагогическому образованию IFTE, который проводит КФУ. Надеюсь, что наша работа принесет пользу образовательной системе России.
Forwarded from Аналитический центр ВЦИОМ
Страна оптимистов
Более половины россиян полагают, что у высшего руководства страны есть долгосрочная стратегия развития российского общества (57%, +17 п.п. с 2021 г.). Об отсутствии такой стратегии заявил каждый пятый опрошенный (21%, −8 п.п. к 2021 г.). 17% не смогли дать однозначный ответ, согласившись с утверждением лишь частично (2021 г. — 23%).
Почти половина опрошенных считают, что у России предсказуемое будущее (46%, +10 п.п. с 2021 г.), а 42% могут отчетливо представить, какой будет страна через 5 лет (+14 п.п. с 2021 г.). Неспособен представить «картину будущего» каждый четвёртый (25%, 2021 г. — 35%), такая же доля опрошенных дала неоднозначный ответ («частично согласен с суждением, частично — нет» — 25%).
Почти три четверти наших сограждан полагают, что в ближайшие 8-10 лет ситуация улучшится (72%), в том числе 31% ожидают существенных изменений к лучшему и видят Россию сильным и процветающим государством. Каждый пятый ожидает ухудшения ситуации в ближайшей перспективе (20%).
Источник: ВЦИОМ
Более половины россиян полагают, что у высшего руководства страны есть долгосрочная стратегия развития российского общества (57%, +17 п.п. с 2021 г.). Об отсутствии такой стратегии заявил каждый пятый опрошенный (21%, −8 п.п. к 2021 г.). 17% не смогли дать однозначный ответ, согласившись с утверждением лишь частично (2021 г. — 23%).
Почти половина опрошенных считают, что у России предсказуемое будущее (46%, +10 п.п. с 2021 г.), а 42% могут отчетливо представить, какой будет страна через 5 лет (+14 п.п. с 2021 г.). Неспособен представить «картину будущего» каждый четвёртый (25%, 2021 г. — 35%), такая же доля опрошенных дала неоднозначный ответ («частично согласен с суждением, частично — нет» — 25%).
Почти три четверти наших сограждан полагают, что в ближайшие 8-10 лет ситуация улучшится (72%), в том числе 31% ожидают существенных изменений к лучшему и видят Россию сильным и процветающим государством. Каждый пятый ожидает ухудшения ситуации в ближайшей перспективе (20%).
Источник: ВЦИОМ