Опубликовано коммюнике саммита G-20 («Научная двадцатка»)
Документ подготовлен представителями академий наук стран «Большой двадцатки» и подписан в Индии в конце июля 2023 года. В разработке коммюнике приняли участие представители академического сообщества Бразилии, Индонезии, КНР, ЮАР и других государств G20.
Среди подписантов Коммюнике – президент Российской академии наук академик Геннадий Красников.
Документ подготовлен представителями академий наук стран «Большой двадцатки» и подписан в Индии в конце июля 2023 года. В разработке коммюнике приняли участие представители академического сообщества Бразилии, Индонезии, КНР, ЮАР и других государств G20.
Среди подписантов Коммюнике – президент Российской академии наук академик Геннадий Красников.
По неподтвержденной информации Владимир Путин может встретить День знаний 1 сентября в Мастерской управления "Сенеж". Президенту будут представлены лучшие проекты участников различных смен форума "Территория Смыслов".
Научно-образовательная политика приняла участие в организации "ректорских" дискуссий в двух последних сменах Форума – "Учить" и "Открывать".
https://news.1rj.ru/str/rusbrief/149597
Научно-образовательная политика приняла участие в организации "ректорских" дискуссий в двух последних сменах Форума – "Учить" и "Открывать".
https://news.1rj.ru/str/rusbrief/149597
Telegram
BRIEF
Владимир Путин может посетить 1 сентября мастерскую управления "Сенеж", об этом «Ведомостям» сказали два собеседника, близких к администрации президента. Именно в "Сенеже" могут пройти основные мероприятия, посвященные Дню знаний, говорит один из них. В их…
НТР – прогнозы и управление
Продолжается донастройка комплексной системы планирования научно-образовательной и научно-технологической политики.
Указом Президента внесены изменения в механику разработки и корректировки прогноза НТР РФ. Ключевым институтом доктринального обеспечения НТР остается Совет при Президенте РФ по науке и образованию – он готовит и изменяет Стратегию и прогнозы НТР, документы стратегического планирования, а также концептуальные и доктринальные документы по своему профилю.
Непосредственным рабочим органом по формированию прогноза НТР становится Консультативная группа по научно-технологическому развитию. Она выносит свои предложения Совету, которые после одобрения ложатся на стол президенту. Именно он утверждает разработанный документ.
После расширения полномочий КГ НТР будет работать по трем ключевым направлениям: экспертно-аналитическое обеспечение важнейших инновационных проектов государственного значения; оценка предложений о разработке ФНТП; разработка и корректировка Прогноза (сюда же включены мониторинг и контроль его реализации).
Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Консультативной группы осуществляется Российским научным фондом. Но если ранее он это должен был делать за свой счет, то теперь – за счет бюджетных ассигнований по госпрограмме НТР РФ.
Идеологической базой для Прогноза являются Послания Президента Федеральному Собранию, стратегический прогноз и иные профильные документы. Прогноз должен быть увязан с социально-экономическим и пространственным развитием (т.е. согласован с соответствующими стратегическими документами). Также при разработке будет необходима опора на данные от ФОИВов, регионов и Российской академии наук.
Разработку Прогноза будут осуществлять на 12 и более лет каждые шесть лет. На разработку самого документа должно уходить не более года, на корректировку – не более полугода.
Прогноз должен стать ключевым документом долгосрочного планирования развития научно-образовательной и инновационно-технологических сфер.
Параллельно с разработкой его первой версии (по обновленной процедуре) запущен процесс корректировки Стратегии научно-технологического развития. Во всех стратегиях и доктринах требуется закрепить двуединый процесс – достижения технологического суверенитета с одновременным сохранением и расширением взаимодействия с дружественными странами мира.
Также в профильной доктринально-стратегической системе совсем недавно появился новый важный документ – Концепция технологического развития. Она должна быть инкорпорирована и в Стратегию НТР, и в Прогноз, и в профильную госпрограмму.
Напомним, что параллельно с доктринальным измерением идет настройка региональных подсистем НТР совместно с формированием четкой оргуправленческой системы. Основная тяжесть работы здесь падает на профильных замгубернаторов – именно они будут координировать взаимодействие в многоугольниках «наука – образование – бизнес – регион», а также формировать региональные госпрограммы НТР.
Подробнее.
Продолжается донастройка комплексной системы планирования научно-образовательной и научно-технологической политики.
Указом Президента внесены изменения в механику разработки и корректировки прогноза НТР РФ. Ключевым институтом доктринального обеспечения НТР остается Совет при Президенте РФ по науке и образованию – он готовит и изменяет Стратегию и прогнозы НТР, документы стратегического планирования, а также концептуальные и доктринальные документы по своему профилю.
Непосредственным рабочим органом по формированию прогноза НТР становится Консультативная группа по научно-технологическому развитию. Она выносит свои предложения Совету, которые после одобрения ложатся на стол президенту. Именно он утверждает разработанный документ.
После расширения полномочий КГ НТР будет работать по трем ключевым направлениям: экспертно-аналитическое обеспечение важнейших инновационных проектов государственного значения; оценка предложений о разработке ФНТП; разработка и корректировка Прогноза (сюда же включены мониторинг и контроль его реализации).
Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Консультативной группы осуществляется Российским научным фондом. Но если ранее он это должен был делать за свой счет, то теперь – за счет бюджетных ассигнований по госпрограмме НТР РФ.
Идеологической базой для Прогноза являются Послания Президента Федеральному Собранию, стратегический прогноз и иные профильные документы. Прогноз должен быть увязан с социально-экономическим и пространственным развитием (т.е. согласован с соответствующими стратегическими документами). Также при разработке будет необходима опора на данные от ФОИВов, регионов и Российской академии наук.
Разработку Прогноза будут осуществлять на 12 и более лет каждые шесть лет. На разработку самого документа должно уходить не более года, на корректировку – не более полугода.
Прогноз должен стать ключевым документом долгосрочного планирования развития научно-образовательной и инновационно-технологических сфер.
Параллельно с разработкой его первой версии (по обновленной процедуре) запущен процесс корректировки Стратегии научно-технологического развития. Во всех стратегиях и доктринах требуется закрепить двуединый процесс – достижения технологического суверенитета с одновременным сохранением и расширением взаимодействия с дружественными странами мира.
Также в профильной доктринально-стратегической системе совсем недавно появился новый важный документ – Концепция технологического развития. Она должна быть инкорпорирована и в Стратегию НТР, и в Прогноз, и в профильную госпрограмму.
Напомним, что параллельно с доктринальным измерением идет настройка региональных подсистем НТР совместно с формированием четкой оргуправленческой системы. Основная тяжесть работы здесь падает на профильных замгубернаторов – именно они будут координировать взаимодействие в многоугольниках «наука – образование – бизнес – регион», а также формировать региональные госпрограммы НТР.
Подробнее.
publication.pravo.gov.ru
Указ Президента Российской Федерации от 17.08.2023 № 622 ∙ Официальное опубликование правовых актов
Указ Президента Российской Федерации от 17.08.2023 № 622
"О порядке разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации"
"О порядке разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации"
Инновации – кто главный?
Существующая система госуправления (имея в виду исполнительную ветвь власти и коллективные органы) не дает единственного ответа на вопрос – кто отвечает в России за инновации.
Сейчас работа выстраивается в рамках двух концепций. Первая – это полный инновационный цикл от научной идеи до выпуска продукции. Предполагается стимулирование практикоориентированных НИР, стимулирование технологического трансфера, всесторонняя поддержка ОКР (чем займутся, например, РНФ и ВЭБ.РФ), а также выпуска пилотных партий и масштабирования производства.
Вторая – сопряжение инновационного цикла с кадровым. На каждом этапе требуются квалифицированные кадры – научные, инженерные, управленческие. А значит – и кадры в области образования, которые бы могли обучить (доучить, переучить) уже функционирующих специалистов.
Главным ведомством, ответственным за инновационное развитие является Министерство науки и высшего образования. Этот функционал закреплен в Положении о ведомстве. Он недавно расширен – теперь в ведении Минобрнауки еще и «порядок реализации инновационных проектов и программ».
Инновационный процесс не может быть «вещью в себе» - инновации внедряются на конкретном производстве, в рамках создания конкретной продукции. Отсюда большое внимание к этим вопросам со стороны Минпромторга.
Исторически сложилось так, что именно два вышеуказанных ведомства выступали операторами значительной доли мер поддержки в области НИОКР.
Развитие экономики в наши дни может быть либо инновационным, либо инерционным. Желателен, конечно, первый вариант – отсюда и дополнительное внимание со стороны Минэкономразвития.
На правительственном уровне главным по инновациям является первый вице-премьер Андрей Белоусов (и курируемые им АСИ и Роспатент).
Инновации – воплощаемые на конкретном предприятии – имеют отраслевую (здесь в дело вступают профильные министерства и ведомства – ярок пример Минцифры), а также региональную привязку. Во втором измерении активно действуют губернаторы и их управленческие команды.
Формирование единой платформы поддержки инноваций с бесшовными переходами по стадиям и уровням готовности технологий отнесено к ведению платформы развития ВЭБ.РФ. Именно от практики через ОКР его команда выстраивает мосты через «долину смерти» между научными разработками и конкретным высокотехнологичным производством (оказанием соответствующих услуг и т.п.).
С другой стороны – от НИР – работает Российский научный фонд. Ему в функционал добавили грантовую поддержку ОКР.
Для системного развития инноваций требуется сквозная экспертиза – здесь повышается роль РАН.
Если брать коллегиальные органы управления – тут принципиально значима роль двух Советов. Первый – по стратегическому развитию и нацпроектам (наука – как и инновации – вшиты во все национальные проекты и национальные цели развития). Второй – по науке и образованию.
С точки зрения элитных взаимодействий – вопросы науки и высшего образования еще со времен объявления научно-технологического прорыва являются пространством принудительного консенсуса. Президент Владимир Путин очень внимательно следит за тем, чтобы продуктивная конкуренция не перерастала в деструктивные разборки. Главным здесь является ядро «фронта прорыва» во главе с Сергеем Кириенко и Михаилом Ковальчуком.
Вектор на технологический суверенитет означает усиление практикоориентированных инструментов развития. В частности – трех (двух с половиной) локомотивов научно-технологического прорыва: Атом, Оборонка, Космос. Росатом уже интегрирован в передовые работы на самом краю горизонта прорыва. Усиливается роль Ростеха – а значит, группы Чемезова.
Технологический суверенитет (как и научно-технологический) полностью интегрированы в систему национальной безопасности. И на всем этом пространстве продолжают действовать единые правила игры – ориентация на сотрудничество, обязательный вклад всех элит в процесс, недопущение острых конфликтов, консенсусное принятие решений. Отсюда – возникновение все новых контуров связей и взаимодействий между всеми ключевыми элитными группами.
Существующая система госуправления (имея в виду исполнительную ветвь власти и коллективные органы) не дает единственного ответа на вопрос – кто отвечает в России за инновации.
Сейчас работа выстраивается в рамках двух концепций. Первая – это полный инновационный цикл от научной идеи до выпуска продукции. Предполагается стимулирование практикоориентированных НИР, стимулирование технологического трансфера, всесторонняя поддержка ОКР (чем займутся, например, РНФ и ВЭБ.РФ), а также выпуска пилотных партий и масштабирования производства.
Вторая – сопряжение инновационного цикла с кадровым. На каждом этапе требуются квалифицированные кадры – научные, инженерные, управленческие. А значит – и кадры в области образования, которые бы могли обучить (доучить, переучить) уже функционирующих специалистов.
Главным ведомством, ответственным за инновационное развитие является Министерство науки и высшего образования. Этот функционал закреплен в Положении о ведомстве. Он недавно расширен – теперь в ведении Минобрнауки еще и «порядок реализации инновационных проектов и программ».
Инновационный процесс не может быть «вещью в себе» - инновации внедряются на конкретном производстве, в рамках создания конкретной продукции. Отсюда большое внимание к этим вопросам со стороны Минпромторга.
Исторически сложилось так, что именно два вышеуказанных ведомства выступали операторами значительной доли мер поддержки в области НИОКР.
Развитие экономики в наши дни может быть либо инновационным, либо инерционным. Желателен, конечно, первый вариант – отсюда и дополнительное внимание со стороны Минэкономразвития.
На правительственном уровне главным по инновациям является первый вице-премьер Андрей Белоусов (и курируемые им АСИ и Роспатент).
Инновации – воплощаемые на конкретном предприятии – имеют отраслевую (здесь в дело вступают профильные министерства и ведомства – ярок пример Минцифры), а также региональную привязку. Во втором измерении активно действуют губернаторы и их управленческие команды.
Формирование единой платформы поддержки инноваций с бесшовными переходами по стадиям и уровням готовности технологий отнесено к ведению платформы развития ВЭБ.РФ. Именно от практики через ОКР его команда выстраивает мосты через «долину смерти» между научными разработками и конкретным высокотехнологичным производством (оказанием соответствующих услуг и т.п.).
С другой стороны – от НИР – работает Российский научный фонд. Ему в функционал добавили грантовую поддержку ОКР.
Для системного развития инноваций требуется сквозная экспертиза – здесь повышается роль РАН.
Если брать коллегиальные органы управления – тут принципиально значима роль двух Советов. Первый – по стратегическому развитию и нацпроектам (наука – как и инновации – вшиты во все национальные проекты и национальные цели развития). Второй – по науке и образованию.
С точки зрения элитных взаимодействий – вопросы науки и высшего образования еще со времен объявления научно-технологического прорыва являются пространством принудительного консенсуса. Президент Владимир Путин очень внимательно следит за тем, чтобы продуктивная конкуренция не перерастала в деструктивные разборки. Главным здесь является ядро «фронта прорыва» во главе с Сергеем Кириенко и Михаилом Ковальчуком.
Вектор на технологический суверенитет означает усиление практикоориентированных инструментов развития. В частности – трех (двух с половиной) локомотивов научно-технологического прорыва: Атом, Оборонка, Космос. Росатом уже интегрирован в передовые работы на самом краю горизонта прорыва. Усиливается роль Ростеха – а значит, группы Чемезова.
Технологический суверенитет (как и научно-технологический) полностью интегрированы в систему национальной безопасности. И на всем этом пространстве продолжают действовать единые правила игры – ориентация на сотрудничество, обязательный вклад всех элит в процесс, недопущение острых конфликтов, консенсусное принятие решений. Отсюда – возникновение все новых контуров связей и взаимодействий между всеми ключевыми элитными группами.
publication.pravo.gov.ru
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2023 № 1373 ∙ Официальное опубликование правовых актов
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2023 № 1373
"О внесении изменения в подпункт 4.2.10 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации"
"О внесении изменения в подпункт 4.2.10 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации"
Министерская искренность в сети
Команда Госdigital опубликовала исследование о результатах коммуникационной работы министерств в социальных сетях.
Общий вывод – с открытостью коммуникации у многих министерств, чьи лидеры позиционируют свой коллектив как клиентоориентированный – большие проблемы.
Но есть и плюсы – Минобрнауки в числе очень немногих министерств, чьи Telegram-каналы позволяют читателям дать обратную связь, а Минпросвещения среди тех, кто отвечает на обращения на всех своих площадках в социальных сетях.
Представляется, что командам вице-премьера Дмитрия Григоренко и АНО "Диалог" предстоит ещё много работы с ФОИВ по вопросам открытости и коммуникации в сети.
Подробнее:
https://gosdigital.ru/issledovanie-gosdidzhitala-kak-ministerstva-otvechayut-rossiyanam-v-soczsetyah/
Команда Госdigital опубликовала исследование о результатах коммуникационной работы министерств в социальных сетях.
Общий вывод – с открытостью коммуникации у многих министерств, чьи лидеры позиционируют свой коллектив как клиентоориентированный – большие проблемы.
Но есть и плюсы – Минобрнауки в числе очень немногих министерств, чьи Telegram-каналы позволяют читателям дать обратную связь, а Минпросвещения среди тех, кто отвечает на обращения на всех своих площадках в социальных сетях.
Представляется, что командам вице-премьера Дмитрия Григоренко и АНО "Диалог" предстоит ещё много работы с ФОИВ по вопросам открытости и коммуникации в сети.
Подробнее:
https://gosdigital.ru/issledovanie-gosdidzhitala-kak-ministerstva-otvechayut-rossiyanam-v-soczsetyah/
Forwarded from ГУЖЕЛЯ_PRO
пропрограмму
я как-то уже писал про то
что мы, совместно с Политехом
запускаем в этом году магистерскую программу
так вот
коллеги сообщили
что осталось ещё пара мест
кто думает о том, чтобы стать умнее
записывайтесь - будет интересно
⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️
Для тех, кто еще не успел, но очень хотел поступить на сетевую программу магистратуры в Питерском Политехе!
У вас еще есть шанс попасть во вторую волну и подать документы на заочную форму обучения
Горячие вопросы:
1.Кому будет интересна?
🗯 HR-специалистам, ответственным за подбор, оценку и развитие персонала в организациях, руководителям и сотрудникам центров компетенций, центров обучения и карьеры в образовательных организациях, топ-менеджерам.
2. Кто ведет?
🗯 Ключевые эксперты АНО «Россия — страна возможностей», реальные специалисты практики ведущих компаний и корпораций!
3. Что узнают участники?
🗯- О компетентностном подходе к оценке персонала и его применении в практике;
- о методах оценки персонала (интервью, психометрическое тестирование и ассессмент-центр, оценка 360);
- об инструментах и навыках для построения траектории саморазвития сотрудников и карьерного планирования, основах карьерного коучинга.
📍Спеши подать заявку до 4 сентября на первую программу магистратуры, созданную на основе опыта проекта «Центры компетенций» платформы «Россия — страна возможностей»: https://clck.ru/34u7VC
Остались вопросы?
Пишите и звоните:
📩 e.martinova@spbstu.ru
📞 +7-921-347-97-94 (координатор по работе с
абитуриентами Мартынова Елена Николаевна).
я как-то уже писал про то
что мы, совместно с Политехом
запускаем в этом году магистерскую программу
так вот
коллеги сообщили
что осталось ещё пара мест
кто думает о том, чтобы стать умнее
записывайтесь - будет интересно
⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️⚽️
Для тех, кто еще не успел, но очень хотел поступить на сетевую программу магистратуры в Питерском Политехе!
У вас еще есть шанс попасть во вторую волну и подать документы на заочную форму обучения
Горячие вопросы:
1.Кому будет интересна?
🗯 HR-специалистам, ответственным за подбор, оценку и развитие персонала в организациях, руководителям и сотрудникам центров компетенций, центров обучения и карьеры в образовательных организациях, топ-менеджерам.
2. Кто ведет?
🗯 Ключевые эксперты АНО «Россия — страна возможностей», реальные специалисты практики ведущих компаний и корпораций!
3. Что узнают участники?
🗯- О компетентностном подходе к оценке персонала и его применении в практике;
- о методах оценки персонала (интервью, психометрическое тестирование и ассессмент-центр, оценка 360);
- об инструментах и навыках для построения траектории саморазвития сотрудников и карьерного планирования, основах карьерного коучинга.
📍Спеши подать заявку до 4 сентября на первую программу магистратуры, созданную на основе опыта проекта «Центры компетенций» платформы «Россия — страна возможностей»: https://clck.ru/34u7VC
Остались вопросы?
Пишите и звоните:
📩 e.martinova@spbstu.ru
📞 +7-921-347-97-94 (координатор по работе с
абитуриентами Мартынова Елена Николаевна).
Telegram
ГУЖЕЛЯ_PRO
промагистратуру
(почти не реклама)
не могу не похвастаться прекрасной новостью
мы, совместно с Питерским Политехом
хотя нет,
все-таки Питерский политех совместно с нами
а еще вместе с якорным работодателем Газпромом
запускает в этом году классную сетевую…
(почти не реклама)
не могу не похвастаться прекрасной новостью
мы, совместно с Питерским Политехом
хотя нет,
все-таки Питерский политех совместно с нами
а еще вместе с якорным работодателем Газпромом
запускает в этом году классную сетевую…
Forwarded from НЦФМ | Национальный центр физики и математики
На Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Территория смыслов» состоялась панельная сессия, посвященная приоритетам развития науки
Директор по информационной инфраструктуре Госкорпорации «Росатом» Евгений Абакумов рассказал:
– о факторах, которые необходимы для достижения технологического суверенитета,
– о значении фундаментальной науки для будущего страны и мира,
– о НЦФМ как центре кристаллизации научной и технологической мысли.
В обсуждении также участвовали ректор РГУНХ Минсельхоза России Елена Певцова, ректор ФГБОУ ВО «Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина» Наталья Трухановская, а также врио ректора ГАУГН Илья Сокольщик. Модератором дискуссии выступил научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов.
Читайте подробности в материале платформы «Россия — страна возможностей».
Подписывайтесь на НЦФМ ВКонтакте.
Директор по информационной инфраструктуре Госкорпорации «Росатом» Евгений Абакумов рассказал:
– о факторах, которые необходимы для достижения технологического суверенитета,
– о значении фундаментальной науки для будущего страны и мира,
– о НЦФМ как центре кристаллизации научной и технологической мысли.
В обсуждении также участвовали ректор РГУНХ Минсельхоза России Елена Певцова, ректор ФГБОУ ВО «Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина» Наталья Трухановская, а также врио ректора ГАУГН Илья Сокольщик. Модератором дискуссии выступил научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов.
Читайте подробности в материале платформы «Россия — страна возможностей».
Подписывайтесь на НЦФМ ВКонтакте.