НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Наука и технологии – приоритеты суверенитета

По итогам «Технопрома-2023» можно сформулировать ключевые параметры нового этапа научно-технологического развития – пути к суверенитету в области науки и технологий. Ориентиры задал Дмитрий Чернышенко на пленарном заседании форум.

Условия технологического суверенитета – наличие критических и сквозных технологий.

Цели: в критических – достижение паритета со странами-лидерами, в сквозных – самим стать лидерами до 2030 года.

Концептуальное закрепление – в новом законе о технологической политике. «Технологический суверенитет» будет нормативно определен.

Инструменты – мегапроекты. Сейчас отобраны 10: развитие беспилотных авиационных систем (БАС); производство электронной и радиоэлектронной продукции; станкостроение; локализация производства лекарственных препаратов; производство наиболее востребованных медицинских изделий и оборудования; производство средне- и высокооборотных дизельных двигателей и продукции на их основе; импортозамещение критической химической продукции; производство импортозамещающих воздушных судов; производство судов и судового оборудования; развитие производства сжиженного природного газа.

Научная экспертиза будет перезапущена: главенство и последнее слово у Академии, единый федеральный корпус экспертов, унифицированная система экспертизы для всех ведомств, рейтингование заявок.

Подсистемы – формируются в региональных программах НТР (сопряженных с ГП НТР и Стратегией НТР), координируются профильными заместителями губернаторов (научно-технологический спецназ).

Финансирование: более гибкое госзадание (идут споры в спектре от «безусловности» выделения средств до полной конкурсности); конкурсное распределение (гранты и субсидии).

Институциональное измерение: консорциумы и головные научные организации для крупных проектов.

Интеграция инструментов: госзадание, гранты, ВИП ГЗ – ФНТП – КНТП полного инновационного цикла, мегапроекты; стратегии, дорожные карты и проекты НТИ; программы фондов (от РНФ до ФПИ).

Финансирование: многоуровневое (дополнительные полномочия регионов), многостороннее (привлечение бизнеса), многоканальное (разные программы), многоэтапное (интегрированное по полному инновационному циклу).

От «способностей» к «потребностям» осуществит переход новая модель поддержки фундаментальных и поисковых исследований:
1. бизнес определяет (далекие) перспективы;
2. государство дает бюджетные средства на соответствующие темы;
3. негативный результат – в копилку общего развития науки;
4. позитивный результат с перспективой практического применения – дальнейшее финансирование на паритетных началах государства и бизнеса.

Подробнее: https://poisknews.ru/magazine/sozdat-nelzya-kupit/
Математика решает – привлечение, обучение, развитие

В настоящее время кадровое измерение образовательной политики России имеет два ключевых фокуса. Первый – подготовка специалистов для цифровой экономики. Это важно для digital-трансформации экономики.

Второй – инженерно-технические направления подготовки. В рамках ориентира на технологический суверенитет, заданного президентом, необходимы не только операторы имеющихся технологий, но и разработчики новых инновационных решений.

Оба направления реализуются через систему мер, в которой важнейшим элементом являются профориентация (чем раньше – тем лучше) и повышение качества подготовки школьников по математике и физике.

В целом требуются мотивированный абитуриенты, обладающие математическим мышлением. Речь идет не о решении типовых задач ЕГЭ, а о способности видеть процессы с точки зрения их исчисляемой и расчетной динамики. Важно научить школьников математической точке зрения, а для этого показать, насколько глубоко математика пронизывает всю нашу жизнь, выступая основой целого спектра интересных профессий – от IT до финансов.

Президент Владимир Путин не раз подчеркивал – в своих выступлениях и поручениях – важность доступности и привлекательности получения знаний и навыков в области математических и инженерно-технических наук:

«Математика - [это] не какая-то абстрактная, отвлеченная область знаний…, а наука будущего, инструмент для развития новых технологий и самых передовых отраслей». Глава государства верит в российских школьников и студентов и регулярно обращает внимание на содержание их основной подготовки и дополнительных возможностей.

Традиционно в области математики и цифр активны российские банки. Они являются мощными драйверами цифровой экономики, первыми разрабатывая и внедряя цифровые сервисы и экосистемы. Неудивительно внимание к ранней профориентации школьников, которая объединяет в себе формат и обучения, и привлечения в область IT и инженерии.

У каждого из крупных банков – своя стратегия развития образовательного сектора. Например, Тинькофф запустил масштабный проект для школьников 4–6 классов «Математика решает». Двухлетний бесплатный онлайн курс призван на жизненных примерах показать универсальность математического мышления и важность этих навыков для повседневной жизни.

В фокусе обучение – развитие трех компонентов: логика, критическое мышление, творческие способности. Авторы курса подчеркивают важность развитие именно математического взгляда на мир.

Денис Афризонов, тренер сборной Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников по математике (2022), автор курса «Математика решает»:

«Математика — это способность анализировать информацию, логически рассуждать, правильно делать выводы. Склад ума, который формирует математика, позволяет гораздо лучше решать любые жизненные задачи. Именно этому и учит курс».

Механика курса сформирована оптимально для школьников 4-6 классов, а это, напомним, переход от младшей школы к средней и трансфер от модели «один педагог – много предметов» к «профильные специалисты – отдельные дисциплины».

Станислав Близнюк, председатель правления Тинькофф отмечает большое значение STEAM-образования. В нем к традиционным STEM-дисциплинам (математическим, естественнонаучным, инженерным) добавляется развитие творческого нестандартного мышления.

Любая наука – это, в первую очередь, творческий процесс. Именно это понимание важно для привлекательности цифрового, естественно-научного и инженерно-технического треков подготовки.

Курсы, подобные «Математика решает», призваны показать красоту математики, большой креативный заряд и науки, и прикладного применения математики, которые зачастую не видны за зазубриванием формул или решением однотипных задач.

Подробнее: пресс-релиз Тинькофф и новость ТАСС.
Хлеб как наука в Арктике

18 и 19 сентября в Нарьян - Маре пройдет Первый Арктический Хлебопекарный Форум, который проводит Российский союз пекарей (РСП).

Участие примут Губернатор Ненецкого АО Юрий Бездудный, губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов, глава Республики Коми Владислав Уйба, врио губернатора Красноярского края Михаил Котюков, губернатор Ульяновской области Алексей Русских, губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, ректоры вузов, представители РАН и др.

Миссия РСП состоит в объединении усилий крупнейших Российских предприятий, для укрепления продовольственной безопасности решения значимых социальных задач, направленных на повышения качества жизни населения, в том числе через формирование эффективных моделей обеспечения населения высококачественной продукцией, что особенно важно для удаленных районов Арктики и Крайнего Севера.

Алексей Лялин, президент РСП, организатор Форума, специально для НОП:

Речь идет прежде всего о продуктах с особыми свойствами, созданных с использованием новейших криогенных технологий, с учетом особенностей логистики и хранения.

И здесь нужна наука, исследования, стартапы, новые команды, готовые исследовать, находить и внедрять эффективные решения в тесном взаимодействии с бизнесом, с промышленными предприятиями.

Так формируется новая экосистема, создающая условия для привлечения, обучения и закрепления новых топовых кадров. работающих в труднодоступных, но богатых возможностями, регионах. Наша задача показать молодым ученым, инженерам, разработчикам перспективы работы в Арктике. Мы видим что регион развивается и будет развиваться невероятными темпами. Создаются новые предприятия, новые производства.

Арктика является свободной экономической зоной и уже сейчас в развитие компаний идут большие инвестиции, которые позволяют создавать технологичные, наукоемкие производства.
В Форуме принимают участие ведущие университеты, научные организации и, конечно, бизнес. Мы, как Российский союз пекарей, как социально ориентированный бизнес, крайне заинтересованы в том, чтобы не только производилась качественная продукция, но и повышалось качество жизни людей в этих стратегически важных для нашей страны регионах.

https://arcticbakeryforum.ru/dp/
Следите за курсором

Школьники тщательнее читают текст, если им нужно найти информацию в нём, но перечитывают, если задание включает анализ текста.

В Институте Пушкина @pushkininstitute регулярно проводятся научные исследования, которые позволяют совершенствовать методические материалы в сфере преподавания языков и литературы. Одно из направлений — работа с айтрекером. Это устройство, которое отслеживает направление взгляда на экране, что позволяет выяснить, как идёт процесс чтения в цифровой среде и как на него повлияют задачи по поиску и анализу информации в тексте.

Статья с результатом двух лет работы лаборатории когнитивных и лингвистических исследований опубликована в журнале «Экспериментальная психология». Учёные Берлин Хенис А.А., Пучкова А.Н., Лебедева М.Ю., Купрещенко О.Ф., Веселовская Т.С. отслеживали, как старшеклассники читают сложный текст, если им нужно найти в нём информацию или проанализировать прочитанный материал.

Так, если учащимся нужно искать конкретную информацию в тексте, они более тщательно читают и меньше возвращаются к прочитанному, а также меньше переходят от одного смыслового элемента к другому. Особое внимание школьники уделяли первому и второму абзацу, чтобы сделать выводы о содержании текста и понять, где находится искомая информация.

В случае с анализом текста испытуемые читали материал более поверхностно в первый раз, однако чаще возвращались к предыдущим частям, а также «прыгали» от абзаца к абзацу, чтобы установить логическую последовательность информации. Перечитывания зависели от учебной задачи, однако часто отмечалось возвращение к первым двум абзацам после ознакомления с текстом. Также отмечалось возвращение к четвёртому абзацу, который содержал ключевую информацию для понимания материала.

Фоновые знания также существенно повлияли на вдумчивость чтения. Вне зависимости от задачи школьники читали более внимательно, если уже имели какие-либо фоновые знания по теме текста.

Кроме того, интересным оказался вывод о подвижности F-паттерна цифрового чтения (низкая проработка концов строк, снижающаяся к концу текста). Если фрагмент важен для выполнения задачи и требует вдумчивого чтения или, наоборот, явно не играет большой роли, то уровни проработки начала и конца строк могут выравниваться. Тщательность проработки концов строк возрастает, если этого требует задача, и снижается, если текстовый фрагмент не релевантен заданию.

Наталья Трухановская, ректор Института Пушкина, для НОП:

Проводимое учёными института исследование позволит получить больше данных о том, как читают школьники, чтобы эффективнее вести методическую работу, подбирать тексты, релевантные заданиям и возрасту учащихся. Такие исследования всегда находят практическое применение и позволяют повысить качество образования и экзаменационных материалов, то есть решать текущие проблемы с опорой на научные данные.
1
Forwarded from АСИ
Зампред правительства России Дмитрий Чернышенко провел рабочую встречу с главой АСИ Светланой Чупшевой

🔜 Дмитрий Чернышенко отметил важность межведомственного взаимодействия при реализации всероссийской программы «Классная страна». Маршруты планируют включить в программы субсидирования школьных поездок. Эти меры позволят школьникам и студентам познакомиться с разными регионами России, узнать их историю, а многим из них такие путешествия помогут определиться с выбором будущей профессии.

🔜 Светлана Чупшева рассказала о реализации программы «Открытая промышленность». Уже более 500 предприятий из 50 регионов создали профориентационные программы и экскурсии, запустили стажировки для студентов. В 2022 году больше 800 тыс. человек посетили российские заводы и фабрики, а в этом году только в первом полугодии – более 600 тыс. туристов.

Кроме того, Дмитрий Чернышенко и Светлана Чупшева обсудили:

🌾развитие проекта национальной киберфизической платформы «Берлога»
🌾разработку портала и мобильного приложения «Платформа помощи» (сервис для поиска решений в трудных жизненных ситуациях: онкология, рождение ребенка с особенностями, домашнее насилие).

📍 @asi_ru
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Команда CoLab, разработчик научного поисковика COBALT, для НОП:

Мы уже второй год работаем над платформой для учёных CoLab.ws

Нашей командой была сформирована собственная база метаданных более чем 112 млн. научных публикаций и 1.5 млрд. цитирований.

Последний год мы активно работали над тем, чтобы для каждой российской научной организации автоматически составлялся список публикаций в международных журналах.

После этого мы решили, что имеем все данные и технические наработки для создания полноценного поисковика по научным публикациям, а также самостоятельного подсчета цитирований. Спустя 2 месяца была готова первая версия поисковика Cobalt, о чём сообщили в нашем канале.

Мы
хотим, чтобы у ученых из России была достойная альтернатива зарубежных поисковым системам для решения исследовательских задач. Будем улучшать работу Cobalt вместе с учеными и добавлять новый функционал.
На полях ВЭФ "Научно-образовательная политика" беседует с участниками Форума о проблемах и задачах развития высшей школы России.

Ирина Гордина, заместитель генерального директора CUSTIS, директор ИОТ-конференции @iotuniversity, рассказала НОП о предстоящей ИОТ-конференции с участием ведущих вузов и руководства Минобрнауки России
Директор Института образования НИУ ВШЭ @inobrhse Евгений Терентьев в кулуарах ВЭФ рассказал НОП о ближайших задачах Инобра Вышки и повестке участия в Восточном экономическом форуме.
Нас не догонят: курс на достижение технологического суверенитета

Критические технологии, создаваемые внутри России, выходят на передний план и становятся приоритетом и необходимым условием для перехода к инновационно ориентированной экономике. Но система взаимодействия между объектами данных технологий еще не полностью выстроена и крупный бизнес, инвесторы и технологические компании стремятся найти эффективные модели взаимодействия друг с другом в рамках новой большой задачи по достижению технологической независимости.

Взаимосвязь и рост
Эксперты, обсуждая тему «Технологическое развитие России: как обогнать, не догоняя?» на Восточном экономическом форуме, отметили роль государства в перспективе развития бизнеса.

Алексей Чекунков, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики:
«Необходимо обратиться к советскому, российскому опыту в части престижа, традиции технологического прорыва, научного новаторства, чтобы это по-настоящему стало снова модным. Это происходит, и здесь государство выступает в роли агента, направленного на концентрацию усилий.

Мы очень большая, сильная страна и расходная часть федерального бюджета составляет 29 триллионов рублей, ВВП более 100 триллионов рублей, любая серьёзная программа рассчитана на долговременный период (5-10 лет). И если выбрать 10 важных направлений технологического развития, представить, что мы направляем на них по триллиону рублей условно вместе в год, определить приоритеты - мы можем прорваться еще больше вперед».

Самостоятельный цикл производства

Импортозамещение - понятие, ставшее актуальным в рамках геополитической ситуации в мире. Благодаря ему поддерживается Отечественное производство, и выпускаются усовершенствованные продукты. Россия активно занимается вовлечением граждан в жизнь страны, укреплением экономики, а другие страны держатся за основанную когда-то ими же экономическую политику.

Дмитрий Песков, генеральный директор, АНО «Платформа Национальной технологической инициативы»; специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития; директор направления «Молодые профессионалы», Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов:
«Мы составляем прогнозы на будущее, где весь мир будет через, например, 10 лет. Логика технологического суверенитета не является уникальной для России. А другие страны уходят от логики цепочек поставок к тому, когда они сами могут обеспечить цикл производства. Это делает США, Китай. Но несмотря на это, США не является технологической самодостаточной державой и, если завтра распадётся цепочка поставок в США, современная жизнь исчезнет. Потому что современные процессы можно делать только в тонкой международной кооперации. У Китая тоже этого нет. Хотя они сейчас даже ближе, чем американцы ставят себе эту цель».

Владимир Пирожков, директор инжинирингового центра прототипирования высокой сложности «Кинетика», Университет МИСИС, в роли модератора четко подвел итоги дискуссии тезисами, один из которых наиболее важный:
«Необходимо ставить свои условия, стандарты и стараться достигать их - у нас есть все шансы для этого. Россия - страна с большой территорией, а нас, людей, очень мало на этой территории. Нам нужно быть «находчивыми школьниками» и, зная ценность ресурсов нашего государства, а это треть всех ресурсов, которые есть в мире, мы должны их защитить, чтобы быть едиными и предоставлять колоссальную пользу окружающему миру».
Политолог, член Экспертного клуба "Дигория" и эксперт НОП Марта Лесюк считает, что в текущих геополитических условиях центр политической и экономической жизни смещается на Восток, особую роль в выстраивании отношений России со странами Азии будет играть Восточный экономический форум:

Сложившийся у нескольких поколений культ западных ценностей в определении уровня жизни и комфорта сегодня становится предметом торга и манипуляций с помощью инструмента санкций. А перспективы дальнейшего взаимодействия весьма абстрактны. Альтернативой выступают другие направления международного сотрудничества, среди которых Азиатско-Тихоокеанский регион, БРИКС и страны Африки.

https://ruposters.ru/news/10-09-2023/ekspert-vostochnii-ekonomicheskii-forum-novaya-stranitsa-vzaimootnosheniyah
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Как сказал сам про себя Анатолий Вассерман, его рекомендуют прослушивать на скорости 1,5
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Алексей Лихачев:

Любить Родину — не березки целовать!
Предпринимай, пока молодой

На сегодняшний день в России институт молодежного предпринимательства находится в стадии активного формирования и развития, но пока все еще часто принято недооценивать вклад молодежи в ВВП страны. Тем не менее, на 2022 год в России около 10 миллионов человек вовлечены в молодежное предпринимательство, а суммарный оборот предприятий, во главе которых стоят молодые лидеры, составляет около 30 трлн рублей. На федеральном уровне вопросам молодежного предпринимательства уделяется серьезнейшее внимание, так в мае Правительством было выделено 200 млн рублей на программу молодежного предпринимательства, а тысяча победивших в конкурсе программы развития молодёжного предпринимательства "Я в деле" студентов получили гранты по 1 млн рублей на реализацию стартапов. О том, каких успехов достигло российское молодежное предпринимательство, чего еще предстоит достичь и какие для этого могут быть использованы механизмы, говорили участники сессии "А что дальше? Оценка долгосрочного эффекта государственных проектов в сфере молодежного предпринимательства" в рамках ВЭФ.

Генеральный директор, председатель правления АО "Корпорация "МСП" Александр Исаевич, акцентировал внимание на том, что для поддержки молодежного предпринимательства необходимо анализировать и оценивать результаты различных поддерживающих мероприятий и мер поддержки как финансовых, так и нефинансовых. Он привел данные о том, что на цифровой платформе для МСП сейчас зарегистрировано 900 тысяч предпринимателей, из них 30% – молодежь. При этом все заметнее их потребность в консультативной поддержке: "У ребята больше запрос на информацию, на адресность, на простой и понятный русский язык", – подчеркнул Александр Исаевич и упомянул о важности интегрировать меры поддержки со стороны различных ведомств, задействованных в поддержке молодежного предпринимательства.

Одной из ключевых площадок, выполняющих задачи по формированию возможностей по самореализации молодежи, является отметившая в этом году пятилетний юбилей президентская платформа "Россия – страна возможностей".

Первый заместитель директора РСВ Алексей Агафонов @agafonovchannel сообщил о росте веры в возможность самореализации граждан с 37% в 2018 году, когда Президентом РФ была поставлена задача исправить эту ситуацию и появилась идея конкурса "Лидеры России", до 81% сейчас. В своей работе РСВ опирается на сопровождение ребят со школьной скамьи и до резерва, Алексей Агафонов подчеркнул, что социология и мнения участников играют важную роль в этой работе. В то же время, он отмечает, что на сегодняшний день нет проекта РСВ по поддержке предпринимательства из-за отсутствия теста, чтобы определить, является ли человек предпринимателем, а также подходящего кадрового конкурса. Тем не менее РСВ стала площадкой, которая предоставляет возможности для развития предпринимательства, синергии умов и талантов, а также поддержки со стороны наставников.

Александр Вайно, руководитель центра молодежных инициатив АСИ, поделился результатами социального исследования среди молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет, согласно которым 37% ребят хотят стать предпринимателями, а 40% из них обращались за грантами на конкретные предпринимательские проекты. В этом вопросе Александр Вайно подчеркивает важность персонализации и индивидуальной поддержки для молодых предпринимателей, в том числе развития школьного предпринимательства как средства профориентации и возможности для получения опыта.

В заключение он также коснулся вопроса координации различных мер по поддержке молодых предпринимателей и упомянул о трех нацпроектах, связанных с этим вопросом: "Образование", "Малое и среднее предпринимательство" и "Предпринимательство". По мнению Александра Вайно, сейчас важно выделить отдельного федерального координатора, который объединил бы всю деятельность по развитию молодежного предпринимательства.