Вузы хотят, но не могут, edtech и блогеры зарабатывают: тренды ДПО обсудили в РАНХиГС 3/3
Игорь Ковалев (компания «Лига», разработчик платформы для ФП
«Содействие занятости») рассказал о проблеме измерения качества онлайн образования на примере создания платформы онлайн обучения федерального проекта «Содействие занятости». По его словам, рейтинги не дают объективной картины качества программы, поэтому сфере допобразования требуются объективные критерии для понимания качества образовательной программы:
«Решение – уникальный набор метрик. Обучающийся должен иметь возможность выбора метрик в соответствии с ожиданиями и целями обучения. Возможные метрики оценки образовательного процесса: возможность поменять профессию; повысить свой статус в действующей профессии; вовлеченность студента в процесс обучения; качество сопровождения обучения; индексы качества обучения: COR, NPS, CSI, EMR; численный критерий качества Education Rate; ROI образовательного процесса. Важно, чтобы сбор метрик происходил в контролируемом автоматическом режиме. Решение — внедрение единой информационной системы».
Анастасия Долгих обратила внимание на то, что человеку очень важно четко сформулировать запрос на образование и понять, что именно ему нужно:
«Мы уделяем большое внимание тому, чтобы в самом начале обучения помочь человеку определиться, понять карьерные цели и синхронизироваться с актуальными потребностями рынка. Для нас это большой вызов и вся наша команда этим занимается, реализуя различные инструменты. Работы много, но успехи есть. Кроме того, мы должны хорошо понимать слушателя в процессе всего обучения и для этого нам очень нужны большие данные – сбор метрик и информационная система, о чем говорил Игорь Ковалев. Если говорить о необходимых новациях в нормативном регулировании, то сегодня, учитывая реалии обучения взрослых, нормативные сроки обучения должны быть условными».
Александр Геллер обозначил направления, в которых существует потребность в модернизации нормативного регулирования:
«На повестке вопрос единого с университетами вектора развития, в том числе задача измерения качества онлайн образования. Для нас очень важен образовательный результат, под которым мы, прежде всего, понимаем решение карьерных задач обучающегося. Конечно, необходимо дать оценку блогерам, которые, не имея компетенций, продают свой продукт и зарабатывают большие деньги. Но здесь мы вряд ли что-то сможем кардинально изменить. Такие ниши будут всегда. Поэтому нам следует сосредоточиться на совершенствовании собственных продуктов, нацеленных на мотивированных граждан. Что касается нормативного регулирования, нам бы хотелось продвигать процедуру аккредитации и экспертизирования. И еще одно предложение – по возможности подтолкнуть университеты к сотрудничеству с edtech-рынком».
Также свои предложения по трансформации нормативной базы ДПО внесли начальник управления дополнительного образования МГУ им. М.В. Ломоносова Станислав Бушев, ректор АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» Вадим Медведев, генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Светлана Шпорт, директор по цифровизации образования МФТИ Дарья Гриц.
«Edtech часто встраивается блоками в бакалавриат и магистратуру. Университеты со своими длинным форматами не всегда могут оперативно выделить необходимые ресурсы, чтобы их принять. Мое предложение заключается в том, чтобы чуть шире трактовать требования к научным руководителем курсовых и квалификационных работ из реального сектора экономики, которые имеют право сопровождать такие программы в вузах», – отметила Дарья Гриц.
Предложения, прозвучавшие на заседании Экспертного Совета, будут рассмотрены и проработаны в Комитете ГД по науке и высшему образованию, с участием представителей исполнительной власти и экспертного сообщества.
Игорь Ковалев (компания «Лига», разработчик платформы для ФП
«Содействие занятости») рассказал о проблеме измерения качества онлайн образования на примере создания платформы онлайн обучения федерального проекта «Содействие занятости». По его словам, рейтинги не дают объективной картины качества программы, поэтому сфере допобразования требуются объективные критерии для понимания качества образовательной программы:
«Решение – уникальный набор метрик. Обучающийся должен иметь возможность выбора метрик в соответствии с ожиданиями и целями обучения. Возможные метрики оценки образовательного процесса: возможность поменять профессию; повысить свой статус в действующей профессии; вовлеченность студента в процесс обучения; качество сопровождения обучения; индексы качества обучения: COR, NPS, CSI, EMR; численный критерий качества Education Rate; ROI образовательного процесса. Важно, чтобы сбор метрик происходил в контролируемом автоматическом режиме. Решение — внедрение единой информационной системы».
Анастасия Долгих обратила внимание на то, что человеку очень важно четко сформулировать запрос на образование и понять, что именно ему нужно:
«Мы уделяем большое внимание тому, чтобы в самом начале обучения помочь человеку определиться, понять карьерные цели и синхронизироваться с актуальными потребностями рынка. Для нас это большой вызов и вся наша команда этим занимается, реализуя различные инструменты. Работы много, но успехи есть. Кроме того, мы должны хорошо понимать слушателя в процессе всего обучения и для этого нам очень нужны большие данные – сбор метрик и информационная система, о чем говорил Игорь Ковалев. Если говорить о необходимых новациях в нормативном регулировании, то сегодня, учитывая реалии обучения взрослых, нормативные сроки обучения должны быть условными».
Александр Геллер обозначил направления, в которых существует потребность в модернизации нормативного регулирования:
«На повестке вопрос единого с университетами вектора развития, в том числе задача измерения качества онлайн образования. Для нас очень важен образовательный результат, под которым мы, прежде всего, понимаем решение карьерных задач обучающегося. Конечно, необходимо дать оценку блогерам, которые, не имея компетенций, продают свой продукт и зарабатывают большие деньги. Но здесь мы вряд ли что-то сможем кардинально изменить. Такие ниши будут всегда. Поэтому нам следует сосредоточиться на совершенствовании собственных продуктов, нацеленных на мотивированных граждан. Что касается нормативного регулирования, нам бы хотелось продвигать процедуру аккредитации и экспертизирования. И еще одно предложение – по возможности подтолкнуть университеты к сотрудничеству с edtech-рынком».
Также свои предложения по трансформации нормативной базы ДПО внесли начальник управления дополнительного образования МГУ им. М.В. Ломоносова Станислав Бушев, ректор АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» Вадим Медведев, генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Светлана Шпорт, директор по цифровизации образования МФТИ Дарья Гриц.
«Edtech часто встраивается блоками в бакалавриат и магистратуру. Университеты со своими длинным форматами не всегда могут оперативно выделить необходимые ресурсы, чтобы их принять. Мое предложение заключается в том, чтобы чуть шире трактовать требования к научным руководителем курсовых и квалификационных работ из реального сектора экономики, которые имеют право сопровождать такие программы в вузах», – отметила Дарья Гриц.
Предложения, прозвучавшие на заседании Экспертного Совета, будут рассмотрены и проработаны в Комитете ГД по науке и высшему образованию, с участием представителей исполнительной власти и экспертного сообщества.
27 октября 2023 года ФГАНУ «Социоцентр» — оператор программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» — проведёт форум «Трансформация университетов через реализацию программы развития: дорога в “Приоритет”».
Мероприятие для вузов, не являющихся участниками программы «Приоритет 2030», пройдёт при поддержке Минобрнауки России. Его целью является популяризация государственной программы поддержки университетов, ознакомление со структурой и содержанием, а также особенностями реализации программы развития вуза на примерах участников «Приоритета 2030». Форум состоится на площадке Московского государственного строительного университета (МГСУ). Организатором выступает ФГАНУ «Социоцентр».
Андрей Келлер, руководитель Социоцентра, рассказал НОП:
«Программа развития университета — это один из ключевых механизмов трансформации, который ставит цели и задает ориентиры по всем направлениям деятельности вуза.
В основе программы развития — стратегия и уникальная модель, которую выстраивает университет, синхронизируя свою деятельность с региональной и федеральной социально-экономической повесткой, национальными целями и задачами развития.
Если мы проследим мировую историю, то увидим, что все передовые университеты динамично трансформировались в ответ на социально-экономические вызовы времени. На новом ландшафте, который сформировался под влиянием последних нескольких лет, в будущем смогут остаться и эффективно работать только те университеты, которые уже сегодня позаботились о разработке собственных программ развития на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Наше мероприятие направлено именно на то, чтобы показать вузам важность наличия стратегии развития в виде конкретной программы действий, помочь, познакомив их с основными инструментами реализации, и поделиться опытом, накопленным участниками программы “Приоритет 2030”».
На форум приглашены 192 российских университета. Перед участниками мероприятия выступят представители Государственной Думы Российской Федерации, Минобрнауки России, ФГАНУ «Социоцентр», эксперты, а также ректоры вузов — участников программы «Приоритет 2030».
В рамках деловой программы специалисты и эксперты Социоцентра представят содержание и структуру программы развития университета, ознакомят с входящими в её состав политиками.
Эксперты Социоцентра проведут следующие панельные сессии:
• «Программа развития университета: амбиция, целевая модель, система управления»;
• «Базовые политики в программе развития университета: научно-исследовательская/образовательная политики»;
• «Стратегический проект в логике программы “Приоритет 2030”. Роль и место человеческого капитала в реализации программы развития университета».
Участие в форуме позволит получить знания и опыт, необходимые университетам для формирования и реализации собственных программ развития.
Мероприятие для вузов, не являющихся участниками программы «Приоритет 2030», пройдёт при поддержке Минобрнауки России. Его целью является популяризация государственной программы поддержки университетов, ознакомление со структурой и содержанием, а также особенностями реализации программы развития вуза на примерах участников «Приоритета 2030». Форум состоится на площадке Московского государственного строительного университета (МГСУ). Организатором выступает ФГАНУ «Социоцентр».
Андрей Келлер, руководитель Социоцентра, рассказал НОП:
«Программа развития университета — это один из ключевых механизмов трансформации, который ставит цели и задает ориентиры по всем направлениям деятельности вуза.
В основе программы развития — стратегия и уникальная модель, которую выстраивает университет, синхронизируя свою деятельность с региональной и федеральной социально-экономической повесткой, национальными целями и задачами развития.
Если мы проследим мировую историю, то увидим, что все передовые университеты динамично трансформировались в ответ на социально-экономические вызовы времени. На новом ландшафте, который сформировался под влиянием последних нескольких лет, в будущем смогут остаться и эффективно работать только те университеты, которые уже сегодня позаботились о разработке собственных программ развития на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Наше мероприятие направлено именно на то, чтобы показать вузам важность наличия стратегии развития в виде конкретной программы действий, помочь, познакомив их с основными инструментами реализации, и поделиться опытом, накопленным участниками программы “Приоритет 2030”».
На форум приглашены 192 российских университета. Перед участниками мероприятия выступят представители Государственной Думы Российской Федерации, Минобрнауки России, ФГАНУ «Социоцентр», эксперты, а также ректоры вузов — участников программы «Приоритет 2030».
В рамках деловой программы специалисты и эксперты Социоцентра представят содержание и структуру программы развития университета, ознакомят с входящими в её состав политиками.
Эксперты Социоцентра проведут следующие панельные сессии:
• «Программа развития университета: амбиция, целевая модель, система управления»;
• «Базовые политики в программе развития университета: научно-исследовательская/образовательная политики»;
• «Стратегический проект в логике программы “Приоритет 2030”. Роль и место человеческого капитала в реализации программы развития университета».
Участие в форуме позволит получить знания и опыт, необходимые университетам для формирования и реализации собственных программ развития.
Что есть талант?
Выявление и поддержка талантов россиян сейчас поставлены во главу угла социальной политики. Особенное развитие получила эта тема в приложении к детям и молодежи. Есть «Сириус» и региональные центры по его модели в субъектах федерации, есть широкие возможности для допобразования школьников. Вместе с тем, фундаментальный вопрос о том, что такое талант, остается открытым. «Все люди талантливы» - это правильная установка в человекоцентричной социальной политики России 2.0. Но одновременно верно и обратное – все талантливы в разных областях и по-разному.
Для реализации системной государственной политики необходимо четко определить термины. Этому и призваны утверждённые Правительством «Правила выявления детей и молодёжи, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития».
Признаки научно-технического таланта:
1. Созданный результат интеллектуальной деятельности, подтвержденный патентом или свидетельством.
2. Публикация в научном международном или всероссийском издании, в т.ч. индексируемом в международных базах данных.
Выявлять также планируют в ходе мероприятий – Олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, событий по развитию интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физкультурой и спортом.
Направления талантов как деятельность:
1. Научная (научно-исследовательская).
2. Инженерно-техническая и изобретательская.
3. Физкультурно-спортивная.
4. Творческая.
По большому счету все эти направления были известны и так – достаточно взглянуть на «Сириус» с его тремя столпами (наука – искусство – спорт) или созвездие конкурсов президентской платформы «Россия – страна возможностей». Правила же сформулированы скорее для фиксации механики включения мероприятий в перечень.
Важны требования к таким событиям – например, многоэтапность с обязательным очным финальным раундом. Все кандидаты проходят экспертизу на статус (не ниже регионального) и уровень.
Фонд «Талант и успех» проводит техническую экспертизу предложений на включение мероприятий в перечень. Именно «Сириус» является оператором всей системы выявления и сопровождения талантов.
Содержательную часть оценивает экспертная группа Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России. Он образуется Минпросвещения и Минобрнауки.
Автоматически в число площадок для выявления и отбора талантов включены:
1. Всероссийская олимпиада школьников (заключительный и региональный этап), олимпиады из соответствующего перечня, международные олимпиады;
2. международные и всероссийские (межрегиональные) спортивные соревнования;
3. Международные и всеросскийские творческие мероприятия и конкурсы Минкульта и его подведами.
Ответственным за развитие системы выявления талантов детей и молодежи ФОИВом определено Минпросвещения – это не всегда прописано напрямую, но весьма явным образом следует из механики протекания процессов. Впрочем, основной функционал ложится на плечи оператора – им является «Сириус». Именно он будет вести госинфоресурс о талантах, анализировать и разрабатывать предложения, создавать типовые образовательные программы и методические материалы по работе с талантами и т.д.
Система поиска, выявления и сопровождения талантов является ключевым инструментом повышения КПД образовательных процессов. Это лишь один из двух взаимосвязанных векторов работы. Второй – обеспечение равных и благоприятиных условий на массовом уровне.
Есть и риски. В частности, попасть под влияние «ошибки выжившего». Уже сейчас все громче слышны слова тех, кто акцентирует внимание на дисбалансе – у нас очень много инструментов для талантов, но слишком мало для тех, кто по каким-то признакам не вошел в это число. Система образования (начальной и средней школы как минимум) должна работать со всеми детьми. Впрочем, и «равнение на троечника» ни к чему хорошему не приводит. Решение этой задачи кроется в индивидуальном подходе. Способна ли его обеспечить российская образовательная система – вопрос открытый.
Подробнее.
Выявление и поддержка талантов россиян сейчас поставлены во главу угла социальной политики. Особенное развитие получила эта тема в приложении к детям и молодежи. Есть «Сириус» и региональные центры по его модели в субъектах федерации, есть широкие возможности для допобразования школьников. Вместе с тем, фундаментальный вопрос о том, что такое талант, остается открытым. «Все люди талантливы» - это правильная установка в человекоцентричной социальной политики России 2.0. Но одновременно верно и обратное – все талантливы в разных областях и по-разному.
Для реализации системной государственной политики необходимо четко определить термины. Этому и призваны утверждённые Правительством «Правила выявления детей и молодёжи, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития».
Признаки научно-технического таланта:
1. Созданный результат интеллектуальной деятельности, подтвержденный патентом или свидетельством.
2. Публикация в научном международном или всероссийском издании, в т.ч. индексируемом в международных базах данных.
Выявлять также планируют в ходе мероприятий – Олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, событий по развитию интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физкультурой и спортом.
Направления талантов как деятельность:
1. Научная (научно-исследовательская).
2. Инженерно-техническая и изобретательская.
3. Физкультурно-спортивная.
4. Творческая.
По большому счету все эти направления были известны и так – достаточно взглянуть на «Сириус» с его тремя столпами (наука – искусство – спорт) или созвездие конкурсов президентской платформы «Россия – страна возможностей». Правила же сформулированы скорее для фиксации механики включения мероприятий в перечень.
Важны требования к таким событиям – например, многоэтапность с обязательным очным финальным раундом. Все кандидаты проходят экспертизу на статус (не ниже регионального) и уровень.
Фонд «Талант и успех» проводит техническую экспертизу предложений на включение мероприятий в перечень. Именно «Сириус» является оператором всей системы выявления и сопровождения талантов.
Содержательную часть оценивает экспертная группа Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России. Он образуется Минпросвещения и Минобрнауки.
Автоматически в число площадок для выявления и отбора талантов включены:
1. Всероссийская олимпиада школьников (заключительный и региональный этап), олимпиады из соответствующего перечня, международные олимпиады;
2. международные и всероссийские (межрегиональные) спортивные соревнования;
3. Международные и всеросскийские творческие мероприятия и конкурсы Минкульта и его подведами.
Ответственным за развитие системы выявления талантов детей и молодежи ФОИВом определено Минпросвещения – это не всегда прописано напрямую, но весьма явным образом следует из механики протекания процессов. Впрочем, основной функционал ложится на плечи оператора – им является «Сириус». Именно он будет вести госинфоресурс о талантах, анализировать и разрабатывать предложения, создавать типовые образовательные программы и методические материалы по работе с талантами и т.д.
Система поиска, выявления и сопровождения талантов является ключевым инструментом повышения КПД образовательных процессов. Это лишь один из двух взаимосвязанных векторов работы. Второй – обеспечение равных и благоприятиных условий на массовом уровне.
Есть и риски. В частности, попасть под влияние «ошибки выжившего». Уже сейчас все громче слышны слова тех, кто акцентирует внимание на дисбалансе – у нас очень много инструментов для талантов, но слишком мало для тех, кто по каким-то признакам не вошел в это число. Система образования (начальной и средней школы как минимум) должна работать со всеми детьми. Впрочем, и «равнение на троечника» ни к чему хорошему не приводит. Решение этой задачи кроется в индивидуальном подходе. Способна ли его обеспечить российская образовательная система – вопрос открытый.
Подробнее.
publication.pravo.gov.ru
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.10.2023 № 1738 ∙ Официальное опубликование правовых актов
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.10.2023 № 1738
"Об утверждении Правил выявления детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития"
"Об утверждении Правил выявления детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития"
Иван Романчук, ректор Тюменского государственного университета, по итогам Второго национального форума преподавателей истории, специально для НОП:
В Тобольске провели Второй национальный форум преподавателей истории. Организаторами стали Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российское историческое общество, Российский государственный гуманитарный университет и, мы, Тюменский государственный университет.
Более 150 преподавателей истории, представителей государственной власти и академий работали в целях противодействия попыткам фальсификации российской истории, ради формирования единых подходов к трактовке исторических событий. Этот год с первого форума пролетел стремительно, многое сообществом сделано, но предстоит еще поднять огромный пласт работы. Например, на повестке вопросы разработки нового учебника и методических пособий по отечественной истории для вузов, Национальной электронной библиотечной системы по истории, деятельности диссертационных советов по историческим специальностям.
Целеполагание и экспертные мнения прозвучали от министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, губернатора Тюменской области Александра Моора. Тобольская площадка становится знаковым мнстом для историков, именно здесь формируются тренды и развивается эффективная коммуникация, настраиваются тональности и смыслы взаимодействия в преподавательской и научной среде.
В Тобольске провели Второй национальный форум преподавателей истории. Организаторами стали Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российское историческое общество, Российский государственный гуманитарный университет и, мы, Тюменский государственный университет.
Более 150 преподавателей истории, представителей государственной власти и академий работали в целях противодействия попыткам фальсификации российской истории, ради формирования единых подходов к трактовке исторических событий. Этот год с первого форума пролетел стремительно, многое сообществом сделано, но предстоит еще поднять огромный пласт работы. Например, на повестке вопросы разработки нового учебника и методических пособий по отечественной истории для вузов, Национальной электронной библиотечной системы по истории, деятельности диссертационных советов по историческим специальностям.
Целеполагание и экспертные мнения прозвучали от министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, губернатора Тюменской области Александра Моора. Тобольская площадка становится знаковым мнстом для историков, именно здесь формируются тренды и развивается эффективная коммуникация, настраиваются тональности и смыслы взаимодействия в преподавательской и научной среде.
⚡️ Глава СПбО РАН
Андрей Рудской, ректор СПбПУ @polytech_petra избран главой Санкт-Петербургского отделения РАН.
24 октября состоялось первое организационное общее собрание Санкт-Петербургского отделения РАН. В повестке дня - выборы председателя и органов управления СПбО РАН. В результате голосования ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН Андрей Рудской был избран главой Санкт-Петербургского отделения РАН.
Андрей Рудской, ректор СПбПУ:
Убеждён, что Санкт-Петербургскому отделению РАН необходимо адекватно реагировать не только на запросы государства, общества и бизнеса и давать экспертную оценку. Именно мы должны генерировать смыслы и ставить перед собой задачи, предвидя запросы общества и экономики в будущем.
Объектом координации со стороны Санкт-Петербургского отделения РАН должны являться фундаментальные и поисковые исследования независимо от ведомственной принадлежности выполняющих их научных организаций.
Президент РАН Геннадий Яковлевич Красников в своих выступлениях уже не раз говорил: «Сегодня в России так и не преодолен организационный и институциональный разрыв между стадиями проведения исследований. Результаты фундаментальных исследований не передаются на стадию доведения до экспериментального образца».
Также важным системным решением должна стать работа по активизации процессов коммерциализации научных разработок академических институтов. У Санкт-Петербургского отделения РАН есть все возможности стать одним из лидеров в деле восстановления полного инновационного цикла, запуска новых технологических цепочек, а также обеспечить научное сопровождение масштабных проектов в ключевых областях экономики и культуры.
Андрей Рудской, ректор СПбПУ @polytech_petra избран главой Санкт-Петербургского отделения РАН.
24 октября состоялось первое организационное общее собрание Санкт-Петербургского отделения РАН. В повестке дня - выборы председателя и органов управления СПбО РАН. В результате голосования ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН Андрей Рудской был избран главой Санкт-Петербургского отделения РАН.
Андрей Рудской, ректор СПбПУ:
Убеждён, что Санкт-Петербургскому отделению РАН необходимо адекватно реагировать не только на запросы государства, общества и бизнеса и давать экспертную оценку. Именно мы должны генерировать смыслы и ставить перед собой задачи, предвидя запросы общества и экономики в будущем.
Объектом координации со стороны Санкт-Петербургского отделения РАН должны являться фундаментальные и поисковые исследования независимо от ведомственной принадлежности выполняющих их научных организаций.
Президент РАН Геннадий Яковлевич Красников в своих выступлениях уже не раз говорил: «Сегодня в России так и не преодолен организационный и институциональный разрыв между стадиями проведения исследований. Результаты фундаментальных исследований не передаются на стадию доведения до экспериментального образца».
Также важным системным решением должна стать работа по активизации процессов коммерциализации научных разработок академических институтов. У Санкт-Петербургского отделения РАН есть все возможности стать одним из лидеров в деле восстановления полного инновационного цикла, запуска новых технологических цепочек, а также обеспечить научное сопровождение масштабных проектов в ключевых областях экономики и культуры.
Научно-дипломатическая декомпозиция
«Кто владеет информацией – тот владеет миром» - декомпозицией этой фразы занимались на сессии «Роль научной дипломатии в эпоху трансформации мировпорядка: новые направления и площадки для сотрудничества» XV Конвента РАМИ в МГИМО. Научно-дипломатическую дискуссию организовали РЦНИ и Центр научной дипломатии и перспективных академических инициатив МГИМО. О подробностях сообщает «Поиск».
Если уж не тон, то методологический нерв дискуссии задал председатель Совета РЦНИ Владимир Квардаков. Он решил поразмышлять над известной формулой «кто владеет информацией – тот владеет миром». Займемся этим и мы.
Информация
В контексте науки сейчас информация представляет собой, в первую очередь, поисковые механизмы масштабных баз данных. Да, найти выходные данные статьи можно и в любом общедоступном поисковике. Но вот отыскать взаимосвязанные публикации, определить степень важности той или иной работы – все это возможно только на больших платформах. Самыми известными являются Web of Science и Scopus.
Импортозамещение сейчас проводится в виде формирования «Белого списка» с выделением 4 уровней. При этом не стоит редуцировать платформенные возможности международных проектов лишь до простого перечня верифицированный журналов. Сейчас единственной альтернативой (причем суверенной) является РИНЦ. Именно на его базе развертываются все новации – начиная с КБПР и заканчивая как раз «белым списком».
Сама научная информация содержится в научных журналах. Сейчас они переживают эпоху трансформации, когда речь скорее идет не о выходе под физической обложкой одного из выпусков издания, а о присвоение некоего «знака качества». Степень влияния журнала определяется именитостью редколлегии и важностью публикуемых материалов, а последняя выражается как раз в высоких показателях издания.
Власть
Кто платформой оперирует – тот и правила поведения устанавливает. Потому российская наука столкнулась в определенном роде с тройными санкциями. Российским ученым затруднена публикация в некоторых журналах, отечественным изданиям осложнено вхождение в индексы Scopus и Web of Science. Самый глобальный уровень – это отключение для российских пользователей возможности доступа к базам данных.
Информационная власть в настоящий момент проявляется и как контроль за ключевыми инструментами профессиональной коммуникации. Например, широко известно о травли многих западных ученых за их позицию вне либерал-радикального мейнстрима. Аналогичные процессы, поддерживаемые некоторыми соцсетями, все чаще встречаются и в пространстве научных коммуникаций. Особенно страдают области общественных и гуманитарных наук – в силу политической «заряженности» событий.
Мир
Владимир Квардаков трактовал мир трояким образом: мир как наша планета и окружающая жизнь; мир как состояние отсутствия войны и наличия гармоничного сосуществования; мир(о) как символ синтеза научного и духовного.
Категория глобальности неразрывно связана с власть. Советник РЦНИ Александр Шаров акцентировал внимание на том, что США стремятся установить и расширить собственную власть в рамках международного научно-технического сотрудничества и в пространстве глобальной науки.
Здесь американцы (как, впрочем, и Запад) находятся в самоупоении от восприятия собственного опыта не как уникального, а как универсального. О том, насколько отличаются эти понятия недавно и много говорил Владимир Путин на Валдае.
Научная дипломатия – это дипломатия, использующая научный инструментарий для переноса взаимодействия между государствами и народами. У нее славная история времен холодной войны, но в наши дни наука (особенно ее международное измерение) испытывает серьезную политизацию. На попытки подмять под себя все исследовательские процессы в мире великие державы отвечают Западу замыканием суверенных границ. Перспективы научной дипломатии сейчас скорее блоковые, нежели глобальные и универсальные.
Подробнее.
«Кто владеет информацией – тот владеет миром» - декомпозицией этой фразы занимались на сессии «Роль научной дипломатии в эпоху трансформации мировпорядка: новые направления и площадки для сотрудничества» XV Конвента РАМИ в МГИМО. Научно-дипломатическую дискуссию организовали РЦНИ и Центр научной дипломатии и перспективных академических инициатив МГИМО. О подробностях сообщает «Поиск».
Если уж не тон, то методологический нерв дискуссии задал председатель Совета РЦНИ Владимир Квардаков. Он решил поразмышлять над известной формулой «кто владеет информацией – тот владеет миром». Займемся этим и мы.
Информация
В контексте науки сейчас информация представляет собой, в первую очередь, поисковые механизмы масштабных баз данных. Да, найти выходные данные статьи можно и в любом общедоступном поисковике. Но вот отыскать взаимосвязанные публикации, определить степень важности той или иной работы – все это возможно только на больших платформах. Самыми известными являются Web of Science и Scopus.
Импортозамещение сейчас проводится в виде формирования «Белого списка» с выделением 4 уровней. При этом не стоит редуцировать платформенные возможности международных проектов лишь до простого перечня верифицированный журналов. Сейчас единственной альтернативой (причем суверенной) является РИНЦ. Именно на его базе развертываются все новации – начиная с КБПР и заканчивая как раз «белым списком».
Сама научная информация содержится в научных журналах. Сейчас они переживают эпоху трансформации, когда речь скорее идет не о выходе под физической обложкой одного из выпусков издания, а о присвоение некоего «знака качества». Степень влияния журнала определяется именитостью редколлегии и важностью публикуемых материалов, а последняя выражается как раз в высоких показателях издания.
Власть
Кто платформой оперирует – тот и правила поведения устанавливает. Потому российская наука столкнулась в определенном роде с тройными санкциями. Российским ученым затруднена публикация в некоторых журналах, отечественным изданиям осложнено вхождение в индексы Scopus и Web of Science. Самый глобальный уровень – это отключение для российских пользователей возможности доступа к базам данных.
Информационная власть в настоящий момент проявляется и как контроль за ключевыми инструментами профессиональной коммуникации. Например, широко известно о травли многих западных ученых за их позицию вне либерал-радикального мейнстрима. Аналогичные процессы, поддерживаемые некоторыми соцсетями, все чаще встречаются и в пространстве научных коммуникаций. Особенно страдают области общественных и гуманитарных наук – в силу политической «заряженности» событий.
Мир
Владимир Квардаков трактовал мир трояким образом: мир как наша планета и окружающая жизнь; мир как состояние отсутствия войны и наличия гармоничного сосуществования; мир(о) как символ синтеза научного и духовного.
Категория глобальности неразрывно связана с власть. Советник РЦНИ Александр Шаров акцентировал внимание на том, что США стремятся установить и расширить собственную власть в рамках международного научно-технического сотрудничества и в пространстве глобальной науки.
Здесь американцы (как, впрочем, и Запад) находятся в самоупоении от восприятия собственного опыта не как уникального, а как универсального. О том, насколько отличаются эти понятия недавно и много говорил Владимир Путин на Валдае.
Научная дипломатия – это дипломатия, использующая научный инструментарий для переноса взаимодействия между государствами и народами. У нее славная история времен холодной войны, но в наши дни наука (особенно ее международное измерение) испытывает серьезную политизацию. На попытки подмять под себя все исследовательские процессы в мире великие державы отвечают Западу замыканием суверенных границ. Перспективы научной дипломатии сейчас скорее блоковые, нежели глобальные и универсальные.
Подробнее.
Поиск - новости науки и техники
Закалять стали? Инструмент мягкой силы в мире, сотрясаемом вихрями перемен
В дни XV Конвента Российской ассоциации международных исследований (РАМИ), прошедшего в столице, на площадке МГИМО МИД России, состоялась сессия «Роль научной дипломатии в эпоху трансформации [...]
Forwarded from Российская академия наук
Атлас аналитических центров Большой Евразии представили на заседании Президиума Научно-технического совета при Председателе Коллегии Евразийской экономической комиссии
⚡️ Мероприятие состоялось в рамках III Евразийского аналитического форума. С докладами выступили член Коллегии по интеграции и макроэкономике академик РАН Сергей Глазьев, председатель Координационного совета ЕИАК Николай Бордюжа, ректор РУДН Олег Ястребов, президент РУДН Владимир Филиппов, заместитель посла Исламской Республики Иран Малеки Хоссейн и другие.
📖 От Российской академии наук в заседании приняли участие заместитель президента РАН член-корреспондент Владимир Иванов и директор ИНИОН РАН член-корреспондент Алексей Кузнецов, который представил Атлас аналитических центров Большой Евразии — справочник 250 аналитических организаций из России, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Таджикистана и Узбекистана.
⚡️ Участники встречи также обсудили подготовку кадров, выстраивание сетевых форм взаимодействия вузов из стран БРИКС, ШОС, СНГ и ЕАЭС.
💬 «Вследствие структурных изменений мировой экономики возрастает значение региональных экономических объединений. Наибольшие преимущества в новом миропорядке получат те, кто сможет наиболее умело и быстро распорядиться имеющимися ресурсами и создать новые с учетом возможностей систем искусственного интеллекта, биогенетической инженерии, форм организации и управления, рисков безопасности», — отметил в своём докладе академик Сергей Глазьев.
💬 «Вследствие структурных изменений мировой экономики возрастает значение региональных экономических объединений. Наибольшие преимущества в новом миропорядке получат те, кто сможет наиболее умело и быстро распорядиться имеющимися ресурсами и создать новые с учетом возможностей систем искусственного интеллекта, биогенетической инженерии, форм организации и управления, рисков безопасности», — отметил в своём докладе академик Сергей Глазьев.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Взаимопонимание, закрепленное на бумаге
17 октября делегация Боливарианской Республики Венесуэла посетила РТУ МИРЭА @rtumirea_official.
В состав делегации вошли: заместитель министра по делам образовательных сообществ и народных союзов министерства народной власти по вопросам образования, президент Национального института социалистической подготовки и образования (INCES) Анхель Паредес Вуйкельман, атташе по культуре и образованию посольства Боливарианской Республики Венесуэла в РФ Хулио Сезар Пачеко, исполнительный директор Национального института социалистической подготовки и образования (INCES) Хорхе Адриан Чатриа Перес Хименес и ассистент Джессика Коромото Луго Леаль.
Проректор по вопросам молодёжной политики Григорий Петушков, проректор по учебным вопросам Андрей Тимошенко, директор Института молодёжной политики и международных отношений Дмитрий Бункин, заместитель директора Института молодёжной политики и международных отношений Ольга Попова приняли участие в мероприятиях со стороны университета.
Делегация Боливарианской Республики Венесуэла посетила мегалаборатории Института искусственного интеллекта, Института информационных технологий, Института радиоэлектроники и информатики, Учебно-научный центр космического мониторинга «КосМоЦентр».
По окончании встречи стороны подписали меморандум о взаимопонимании между РТУ МИРЭА и Национальным институтом социалистической подготовки и образования (INCES).
Григорий Петушков, проректор РТУ МИРЭА, для НОП:
Подписание Меморандума о взаимопонимании между РТУ МИРЭА и институтом социалистической подготовки и образования является важным шагом в развитии сотрудничества между двумя образовательными учреждениями. Этот документ свидетельствует о стремлении сторон укреплять дружеские связи и обмениваться опытом на основе принципов равноправия и взаимного уважения.
Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, для НОП:
Меморандум подчеркивает значимость развития технического и профессионального образования, что способствует распространению знаний и укреплению международного сотрудничества.
В числе ключевых направлений будущего сотрудничества - разработка и обновление образовательных программ, обучение и повышение квалификации учителей, а также использование технологий в учебном процессе.
Обмен опытом будет осуществляться через различные формы сотрудничества, включая курсы, консультации, семинары и стажировки. Это открывает новые возможности для развития профессиональных навыков и знаний как для студентов, так и для преподавателей обоих учреждений.
Таким образом, подписание Меморандума способствует укреплению международных связей в области образования, повышает качество образовательных программ и создает условия для профессионального роста участников.
17 октября делегация Боливарианской Республики Венесуэла посетила РТУ МИРЭА @rtumirea_official.
В состав делегации вошли: заместитель министра по делам образовательных сообществ и народных союзов министерства народной власти по вопросам образования, президент Национального института социалистической подготовки и образования (INCES) Анхель Паредес Вуйкельман, атташе по культуре и образованию посольства Боливарианской Республики Венесуэла в РФ Хулио Сезар Пачеко, исполнительный директор Национального института социалистической подготовки и образования (INCES) Хорхе Адриан Чатриа Перес Хименес и ассистент Джессика Коромото Луго Леаль.
Проректор по вопросам молодёжной политики Григорий Петушков, проректор по учебным вопросам Андрей Тимошенко, директор Института молодёжной политики и международных отношений Дмитрий Бункин, заместитель директора Института молодёжной политики и международных отношений Ольга Попова приняли участие в мероприятиях со стороны университета.
Делегация Боливарианской Республики Венесуэла посетила мегалаборатории Института искусственного интеллекта, Института информационных технологий, Института радиоэлектроники и информатики, Учебно-научный центр космического мониторинга «КосМоЦентр».
По окончании встречи стороны подписали меморандум о взаимопонимании между РТУ МИРЭА и Национальным институтом социалистической подготовки и образования (INCES).
Григорий Петушков, проректор РТУ МИРЭА, для НОП:
Подписание Меморандума о взаимопонимании между РТУ МИРЭА и институтом социалистической подготовки и образования является важным шагом в развитии сотрудничества между двумя образовательными учреждениями. Этот документ свидетельствует о стремлении сторон укреплять дружеские связи и обмениваться опытом на основе принципов равноправия и взаимного уважения.
Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, для НОП:
Меморандум подчеркивает значимость развития технического и профессионального образования, что способствует распространению знаний и укреплению международного сотрудничества.
В числе ключевых направлений будущего сотрудничества - разработка и обновление образовательных программ, обучение и повышение квалификации учителей, а также использование технологий в учебном процессе.
Обмен опытом будет осуществляться через различные формы сотрудничества, включая курсы, консультации, семинары и стажировки. Это открывает новые возможности для развития профессиональных навыков и знаний как для студентов, так и для преподавателей обоих учреждений.
Таким образом, подписание Меморандума способствует укреплению международных связей в области образования, повышает качество образовательных программ и создает условия для профессионального роста участников.
100 идей для СНГ: опыт МИРЭА
Ректор МИРЭА @rtumirea_official — Российского технологического университета принял участие в финале Международного молодёжного проекта «100 идей для СНГ» в Минске.
Международный этап включает выставку-презентацию номинантов и определение лауреатов конкурса. В Минске представлены лучшие разработки и проекты по развитию социально-экономического сектора от молодёжи государств Содружества.
Раз в два года РТУ МИРЭА отправляет лучших выпускников проекта на финал «100 идей для СНГ».
В финале россияне представили свои проекты в номинациях:
• «IT-сфера»
• «Гостеприимство»
• «Социальная сфера»
• «Образование»
Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, рассказал НОП о значимости участия делегации университета в молодежном проекте «100 идей для СНГ»:
Это прекрасная возможность продемонстрировать лучшие разработки молодых ученых и студентов, а также определить наиболее перспективные идеи для дальнейшего развития социально-экономической сферы. Мы гордимся тем, что наш университет представлен на таком значимом мероприятии, и уверены, что это поможет укрепить связи между молодыми талантами разных стран Содружества и будет способствовать их дальнейшему профессиональному росту.
Ректор МИРЭА @rtumirea_official — Российского технологического университета принял участие в финале Международного молодёжного проекта «100 идей для СНГ» в Минске.
Международный этап включает выставку-презентацию номинантов и определение лауреатов конкурса. В Минске представлены лучшие разработки и проекты по развитию социально-экономического сектора от молодёжи государств Содружества.
Раз в два года РТУ МИРЭА отправляет лучших выпускников проекта на финал «100 идей для СНГ».
В финале россияне представили свои проекты в номинациях:
• «IT-сфера»
• «Гостеприимство»
• «Социальная сфера»
• «Образование»
Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, рассказал НОП о значимости участия делегации университета в молодежном проекте «100 идей для СНГ»:
Это прекрасная возможность продемонстрировать лучшие разработки молодых ученых и студентов, а также определить наиболее перспективные идеи для дальнейшего развития социально-экономической сферы. Мы гордимся тем, что наш университет представлен на таком значимом мероприятии, и уверены, что это поможет укрепить связи между молодыми талантами разных стран Содружества и будет способствовать их дальнейшему профессиональному росту.
"Абилимпикс" — 2023 (1/2)
Важной задачей в области социальной защиты населения является поддержка людей с ограниченными возможностями, причем значимый аспект здесь – вовлечение их в образовательную и трудовую деятельность. На этом пути для государства во главе угла стоит формирование цельной системы поддержки людей с ограниченными возможностями, которая включает в себя как медицинские, финансовые, так и социальные меры, нацеленные на создание условий для гармоничного развития и самореализации людей с инвалидностью. В последние годы все более пристальное внимание уделяется созданию безбарьерной среды в образовательных учреждениях, а также осуществлению мер поддержки тех работодателей, которые включают в свой штат людей с инвалидностью и дают им возможности для профессиональной самореализации. В частности, в сентябре Минтруда РФ были вынесены предложения по расширению возможностей программы субсидирования найма на граждан с инвалидностью.
В России с 2014 года проходит чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью "Абилимпикс". Он проводится с целью популяризации и развития профессионального образования и расширения возможностей трудоустройства людей с ограниченными возможностями. В рамках "Абилимпикс" участники соревнуются в различных профессиональных навыках, чемпионат состоит из отборочного (регионального) и федерального этапов. Особенностям проходящего в октябре этого года очередного Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" — 2023 "Возможности без границ!" была посвящена пресс-конференция на площадке МИА "Россия сегодня".
Директор департамента госполитики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ Виктор Неумывакин рассказал о некоторых подробностях предстоящего чемпионата. В этом году соревнования проходят по 49 компетенциям, за каждой из закреплен работодатель – организация реального сектора экономики, которая участвует в разработке заданий. "Для того чтобы продемонстрировать свое мастерство, приедет 750 ребят из 76 регионов Российской Федерации, в трех возрастных категориях - это будут школьники от 14 лет, это будут студенты колледжей, техникумов и вузов, это специалисты, взрослое население, которое уже работает, и здесь верхнего ограничения по возрасту нет", – уточнил Виктор Неумывакин.
Важной задачей в области социальной защиты населения является поддержка людей с ограниченными возможностями, причем значимый аспект здесь – вовлечение их в образовательную и трудовую деятельность. На этом пути для государства во главе угла стоит формирование цельной системы поддержки людей с ограниченными возможностями, которая включает в себя как медицинские, финансовые, так и социальные меры, нацеленные на создание условий для гармоничного развития и самореализации людей с инвалидностью. В последние годы все более пристальное внимание уделяется созданию безбарьерной среды в образовательных учреждениях, а также осуществлению мер поддержки тех работодателей, которые включают в свой штат людей с инвалидностью и дают им возможности для профессиональной самореализации. В частности, в сентябре Минтруда РФ были вынесены предложения по расширению возможностей программы субсидирования найма на граждан с инвалидностью.
В России с 2014 года проходит чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью "Абилимпикс". Он проводится с целью популяризации и развития профессионального образования и расширения возможностей трудоустройства людей с ограниченными возможностями. В рамках "Абилимпикс" участники соревнуются в различных профессиональных навыках, чемпионат состоит из отборочного (регионального) и федерального этапов. Особенностям проходящего в октябре этого года очередного Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" — 2023 "Возможности без границ!" была посвящена пресс-конференция на площадке МИА "Россия сегодня".
Директор департамента госполитики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ Виктор Неумывакин рассказал о некоторых подробностях предстоящего чемпионата. В этом году соревнования проходят по 49 компетенциям, за каждой из закреплен работодатель – организация реального сектора экономики, которая участвует в разработке заданий. "Для того чтобы продемонстрировать свое мастерство, приедет 750 ребят из 76 регионов Российской Федерации, в трех возрастных категориях - это будут школьники от 14 лет, это будут студенты колледжей, техникумов и вузов, это специалисты, взрослое население, которое уже работает, и здесь верхнего ограничения по возрасту нет", – уточнил Виктор Неумывакин.