Ряд телеграм-каналов опубликовал информацию, содержащую такие строки:
Всем российским вузам от Минобрнауки РФ дана команда не затрагивать публично – на лекциях и семинарах, в выступлениях на тех или иных вузовских мероприятиях, в интервью и в материалах для СМИ, – никаких негативных тенденций в ситуации в стране и вокруг неё. В экономике и социальной сфере, в общественно-политической жизни и во внешней политике. Проводить научные исследования, выявляющие те или иные негативные моменты, ещё можно, но выносить их на публику нельзя.
НОП переговорил с тремя руководящими работниками Минобрнауки из различных подразделений и с ректорами 10 университетов — никто не знает о такой "команде".
Один из наших собеседников в Минобрнауки предположил что такие слова могли были быть высказаны как частное мнение кого-то из сотрудников министерства.
Всем российским вузам от Минобрнауки РФ дана команда не затрагивать публично – на лекциях и семинарах, в выступлениях на тех или иных вузовских мероприятиях, в интервью и в материалах для СМИ, – никаких негативных тенденций в ситуации в стране и вокруг неё. В экономике и социальной сфере, в общественно-политической жизни и во внешней политике. Проводить научные исследования, выявляющие те или иные негативные моменты, ещё можно, но выносить их на публику нельзя.
НОП переговорил с тремя руководящими работниками Минобрнауки из различных подразделений и с ректорами 10 университетов — никто не знает о такой "команде".
Один из наших собеседников в Минобрнауки предположил что такие слова могли были быть высказаны как частное мнение кого-то из сотрудников министерства.
Физмат-поручения
Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с молодыми учеными-ядерщиками в Сарове. Все он касаются развития Национального центра физики и математики @ncphm_sarov.
Филиал МГУ
Образовательным столпом НЦФМ является филиал Московского госуниверситета @sarov_msu_ru. На строительство его инфраструктуры в рамках ФАИП выделят в 2024-2026 гг. дополнительные средства (Пр-2113, п.1 а).
Сложная многосоставная модель центра требует особых подходов к финансированию. Правительство, Росатом и МГУ определят особенности выделения средств на науку и образование (включая стипендии) в Саровском филиале (Пр-2113, п.2).
Наука
Минимум семь уникальных лабораторий в контуре НЦФМ создадут Правительство и Росатом за счет средств бюджета, госкорпорации и из иных источников (Пр-2113, п.1 б).
(При)открытие ЗАТО
ЗАТО представляют собой уникальные, но, к сожалению, весьма изолированные экосистемы. В частности, требуются отдельные поручения главы государства, чтобы включить Саров и Снежинск в программу «Земский учитель» (Пр-2113, п.1 в).
Либо же приоткрыть использование аэродрома Саров (Миус). Поручение дано Правителсьтву, Росатому, ФСБ и Правительству Нижегородской области. Сделать же это планируется в интересах РФЯЦ-ВНИИЭФ, НЦФМ, самого Росатома и паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров» (Пр-2113, п.3).
Мегаустановки
Саров и НЦФМ становятся одним из ключевых центров меганауки России. Правительству, Росатому, РАН и Курчатовскому институт поручено представить предложении о создании в Центре трех научных установок класса «мегасайенс» (Пр-2113, п.4). Первые результаты необходимо получить к 2030 году.
Планов на уникальные научные установки в НЦФМ и ВНИИЭФ много. Одна из установок уже давно на слуху – это Супер чарм-тау фабрика, перекочевала на саровскую землю из Сибири. Другим станет ИНОК – сверхъяркий источник комптоновского излучения. Также в планах – экзаваттный лазер и фотонная вычислительная машина.
Саров становится одной из столиц мегасайенс страны – наравне, например, с подмосковными Протвино и Дубной, Гатчиной в Ленинградской области или Новосибирским Академгородком (и Кольцово).
Среда
НЦФМ – как всегда заявлял Александр Сергеев (ныне глава Центра, а ранее – президент РАН) – это Академгородок 2.0. А следовательно, это не только особая концентрация научно-образовательных и технологических мощностей, но и общественная среда. В этом ключе Правительствам РФ и Нижегородской области совместно с Росатомом поручено реализовать комплексную программу развития социальной инфраструктуры ЗАТО г. Саров и Национального центра физики и математики (Пр-2113, п.5).
Примечательное
НЦФМ поименован в поручениях как «Национальный центр физики и математики Госкорпорации «Росатом». Отраслевая принадлежность не является новостью, но статус центра и его научно-образовательный вес неуклонно растут.
Синергия
Саровская земля пропитана и духовными, и научными исканиями. В сложных перепетиях истории советской атомной программы причудливым образом преломились исторические судьбы духовной оси Арзамас – Дивеево – Саров. Неслучайно патриарх Кирилл, награждая Радия Илькаева отметил:
«Они [ученые-атомщики] создали оружие под покровом преподобного Серафима Саровского, потому что по неизреченному божьему промыслу это оружие создавалось в обители преподобного Серафима. Благодаря этой силе Россия осталась независимой, свободной, и, конечно, мы должны все хранить в наших сердцах и в памяти этот замечательный подвиг наших ученых, которые практически спасли страну».
Подробнее: полный перечень поручений.
Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с молодыми учеными-ядерщиками в Сарове. Все он касаются развития Национального центра физики и математики @ncphm_sarov.
Филиал МГУ
Образовательным столпом НЦФМ является филиал Московского госуниверситета @sarov_msu_ru. На строительство его инфраструктуры в рамках ФАИП выделят в 2024-2026 гг. дополнительные средства (Пр-2113, п.1 а).
Сложная многосоставная модель центра требует особых подходов к финансированию. Правительство, Росатом и МГУ определят особенности выделения средств на науку и образование (включая стипендии) в Саровском филиале (Пр-2113, п.2).
Наука
Минимум семь уникальных лабораторий в контуре НЦФМ создадут Правительство и Росатом за счет средств бюджета, госкорпорации и из иных источников (Пр-2113, п.1 б).
(При)открытие ЗАТО
ЗАТО представляют собой уникальные, но, к сожалению, весьма изолированные экосистемы. В частности, требуются отдельные поручения главы государства, чтобы включить Саров и Снежинск в программу «Земский учитель» (Пр-2113, п.1 в).
Либо же приоткрыть использование аэродрома Саров (Миус). Поручение дано Правителсьтву, Росатому, ФСБ и Правительству Нижегородской области. Сделать же это планируется в интересах РФЯЦ-ВНИИЭФ, НЦФМ, самого Росатома и паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров» (Пр-2113, п.3).
Мегаустановки
Саров и НЦФМ становятся одним из ключевых центров меганауки России. Правительству, Росатому, РАН и Курчатовскому институт поручено представить предложении о создании в Центре трех научных установок класса «мегасайенс» (Пр-2113, п.4). Первые результаты необходимо получить к 2030 году.
Планов на уникальные научные установки в НЦФМ и ВНИИЭФ много. Одна из установок уже давно на слуху – это Супер чарм-тау фабрика, перекочевала на саровскую землю из Сибири. Другим станет ИНОК – сверхъяркий источник комптоновского излучения. Также в планах – экзаваттный лазер и фотонная вычислительная машина.
Саров становится одной из столиц мегасайенс страны – наравне, например, с подмосковными Протвино и Дубной, Гатчиной в Ленинградской области или Новосибирским Академгородком (и Кольцово).
Среда
НЦФМ – как всегда заявлял Александр Сергеев (ныне глава Центра, а ранее – президент РАН) – это Академгородок 2.0. А следовательно, это не только особая концентрация научно-образовательных и технологических мощностей, но и общественная среда. В этом ключе Правительствам РФ и Нижегородской области совместно с Росатомом поручено реализовать комплексную программу развития социальной инфраструктуры ЗАТО г. Саров и Национального центра физики и математики (Пр-2113, п.5).
Примечательное
НЦФМ поименован в поручениях как «Национальный центр физики и математики Госкорпорации «Росатом». Отраслевая принадлежность не является новостью, но статус центра и его научно-образовательный вес неуклонно растут.
Синергия
Саровская земля пропитана и духовными, и научными исканиями. В сложных перепетиях истории советской атомной программы причудливым образом преломились исторические судьбы духовной оси Арзамас – Дивеево – Саров. Неслучайно патриарх Кирилл, награждая Радия Илькаева отметил:
«Они [ученые-атомщики] создали оружие под покровом преподобного Серафима Саровского, потому что по неизреченному божьему промыслу это оружие создавалось в обители преподобного Серафима. Благодаря этой силе Россия осталась независимой, свободной, и, конечно, мы должны все хранить в наших сердцах и в памяти этот замечательный подвиг наших ученых, которые практически спасли страну».
Подробнее: полный перечень поручений.
Президент России
Перечень поручений по итогам встречи с молодыми учёными-ядерщиками • Президент России
Новости, стенограммы, фото и видеозаписи, документы, подписанные Президентом России, информация о деятельности Администрации
Вузы хотят, но не могут, edtech и блогеры зарабатывают: тренды ДПО обсудили в РАНХиГС 1/3
Темой очередного заседания Экспертного совета по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию стало качество образования взрослых в интернете.
Заседание прошло в рамках деловой программы ИОТ-конференции @iotuniversity в зале заседания Учёного совета Президентской академии РАНХиГС @mainranepa
Участники попытались определить направления развития законодательства и общественного регулирования в сфере онлайн образования, обострив проблему фактического существования "двух параллельных миров ДПО" – госсегмента (куда входят вузы) и коммерческого (включая edtech, образовательных блогеров и т.д.). Вектор дискуссии задали:
Ксения Горячева @DeputatGoryacheva, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по науке и образованию, куратор Экспертного совета;
Илья Коршунов, сопредседатель Экспертного совета, руководитель Лаборатории непрерывного образования НИУ ВШЭ;
Евгений Сжёнов, сопредседатель Экспертного совета, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»;
Денис Янышев, председатель правления Национальной платформы открытого образования;
Анастасия Долгих, руководитель отдела сопровождения образовательных программ Skillbox;
Александр Геллер, руководитель по работе с университетами Skillfactory.
«Увеличивающееся количество различного рода услуг, предоставляемых в сети Интернет под видом дополнительного образования, формирует запрос на опережающую оценку их качества со стороны потребителя. Особенности реализации образовательных программ онлайн с одной стороны обеспечивают новые возможности приобретения необходимых навыков и компетенций, а с другой – создают среду для необеспеченных результатом расходов предприятий, семей и отдельных граждан. В рамках Экспертного Совета предполагается определить направления развития законодательства и общественного регулирования в сфере онлайн образования, призванного помочь населению в грамотном использовании этого эффективного инструмента развития человеческого потенциала», – задал общую рамку Илья Коршунов.
Тему продолжил Евгений Сженов. По его словам, давно уже наступило время для серьезных изменений в практике реализации образовательных программ в сфере вузовского ДПО, а также в законодательном регулировании онлайн-образования. Соответствующий запрос от участников рынка допобразования есть, и он подтверждён мировыми трендами сферы обучения взрослых:
«Руководителям ДПО в вузах следует учесть опыт российских и мировых лидеров образования взрослых, которые очень востребованы и зарабатывают миллиарды рублей. К сожалению, пока почти никто из вузовских "ДПОшников" в России не может похвастаться высокими достижениями, сравнимыми с лидерами edtech-обучения, многие из которых предоставляют действительно качественный продукт. Их успешный опыт необходимо учесть, если мы не хотим развивать ДПО в вузах лишь для формальных отчётов в министерство и как сегмент повышения квалификации врачей, учителей и т.д.
Одна из задач нашего Экспертного Совета состоит в том, чтобы помочь коллегам продвинуться на этом пути, в том числе расширяя их культурный код и философию, линейку образовательных форматов, продуктов, стандартов работы. Пришло время пересмотреть и саму терминологию дополнительного профессионального образования. В условиях когда всё больше обучающихся молоды и ещё не имеют квалификации, но уже массово учатся на разнообразных курсах, нужно адаптировать нормы госполитики этой сферы образования – ведь это инструмент достижения национальных целей.
Вузы такую молодёжь на свои программы не берут по формальным критериям, и они в итоге идут в соцсети к инфлюенсерам, платят суммы, кратно превышающие объемы всех грантов Приоритета, вместе взятых. Также у нового поколения слушателей допобразования запрос на уровень клиентоориентированности, в котором edtech и блогеры легко побеждают вузы – запись и оплата курсов в"два клика" и т.д.».
Темой очередного заседания Экспертного совета по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию стало качество образования взрослых в интернете.
Заседание прошло в рамках деловой программы ИОТ-конференции @iotuniversity в зале заседания Учёного совета Президентской академии РАНХиГС @mainranepa
Участники попытались определить направления развития законодательства и общественного регулирования в сфере онлайн образования, обострив проблему фактического существования "двух параллельных миров ДПО" – госсегмента (куда входят вузы) и коммерческого (включая edtech, образовательных блогеров и т.д.). Вектор дискуссии задали:
Ксения Горячева @DeputatGoryacheva, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по науке и образованию, куратор Экспертного совета;
Илья Коршунов, сопредседатель Экспертного совета, руководитель Лаборатории непрерывного образования НИУ ВШЭ;
Евгений Сжёнов, сопредседатель Экспертного совета, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»;
Денис Янышев, председатель правления Национальной платформы открытого образования;
Анастасия Долгих, руководитель отдела сопровождения образовательных программ Skillbox;
Александр Геллер, руководитель по работе с университетами Skillfactory.
«Увеличивающееся количество различного рода услуг, предоставляемых в сети Интернет под видом дополнительного образования, формирует запрос на опережающую оценку их качества со стороны потребителя. Особенности реализации образовательных программ онлайн с одной стороны обеспечивают новые возможности приобретения необходимых навыков и компетенций, а с другой – создают среду для необеспеченных результатом расходов предприятий, семей и отдельных граждан. В рамках Экспертного Совета предполагается определить направления развития законодательства и общественного регулирования в сфере онлайн образования, призванного помочь населению в грамотном использовании этого эффективного инструмента развития человеческого потенциала», – задал общую рамку Илья Коршунов.
Тему продолжил Евгений Сженов. По его словам, давно уже наступило время для серьезных изменений в практике реализации образовательных программ в сфере вузовского ДПО, а также в законодательном регулировании онлайн-образования. Соответствующий запрос от участников рынка допобразования есть, и он подтверждён мировыми трендами сферы обучения взрослых:
«Руководителям ДПО в вузах следует учесть опыт российских и мировых лидеров образования взрослых, которые очень востребованы и зарабатывают миллиарды рублей. К сожалению, пока почти никто из вузовских "ДПОшников" в России не может похвастаться высокими достижениями, сравнимыми с лидерами edtech-обучения, многие из которых предоставляют действительно качественный продукт. Их успешный опыт необходимо учесть, если мы не хотим развивать ДПО в вузах лишь для формальных отчётов в министерство и как сегмент повышения квалификации врачей, учителей и т.д.
Одна из задач нашего Экспертного Совета состоит в том, чтобы помочь коллегам продвинуться на этом пути, в том числе расширяя их культурный код и философию, линейку образовательных форматов, продуктов, стандартов работы. Пришло время пересмотреть и саму терминологию дополнительного профессионального образования. В условиях когда всё больше обучающихся молоды и ещё не имеют квалификации, но уже массово учатся на разнообразных курсах, нужно адаптировать нормы госполитики этой сферы образования – ведь это инструмент достижения национальных целей.
Вузы такую молодёжь на свои программы не берут по формальным критериям, и они в итоге идут в соцсети к инфлюенсерам, платят суммы, кратно превышающие объемы всех грантов Приоритета, вместе взятых. Также у нового поколения слушателей допобразования запрос на уровень клиентоориентированности, в котором edtech и блогеры легко побеждают вузы – запись и оплата курсов в"два клика" и т.д.».
Вузы хотят, но не могут, edtech и блогеры зарабатывают: тренды ДПО обсудили в РАНХиГС 2/3
Денис Янышев представил позицию руководителей университетов – участников Национальной платформы открытого образования:
«Проблему, которую мы сейчас видим, это отсутствие необходимой практикоориентированности онлайн-курсов, в которых даются только компетенции, а рынок труда требует выполнения трудовых функции. Необходимо коррелировать академическую и профессиональную квалификации для повышения доверия к образованию со стороны рынка труда и индустриальных партнеров. Формирование контента должно производиться с профильными партнёрами. Практикоориентированый контент необходимо оценивать с точки зрения проверки профессиональных компетенций и трудовых функций (симуляторы, тренажёры, практическая деятельность, виртуальные лаборатории). Дальнейшие развитие образования мы видим через выстраивание системы лояльности между вузами и индустрией».
Кроме того, председатель правления Национальной платформы открытого образования выступил с предложением стимулировать развитие ДПО в вузах через программу «Приоритет 2030».
По его словам, с этой целью целесообразно создать рабочую группу (включающую представителей вузов, СПО, технопарки, площадки для проведения Демонстрационного экзамена) для поэтапной практической отработки интеграции образовательных программам высшего образования с программами дополнительного образования. Делать это можно на базе университетов и СПО субъектов РФ с развитой промышленностью с использованием интеллектуального потенциала и технологических возможностей национальной платформы «Открытое образование». Среди возможных пилотных вузов были предложены УрФУ, СПбГУ, НГТУ, КГТУ имени Т.Ф. Горбачева и др. В качестве пилотной квалификации, при апробации моделей, можно использовать квалификацию «Цифровой куратор» и опыт вузов проекта «Цифровые кафедры» с отраслевой ориентацией.
«Также предлагаем выступить с законодательной инициативой к Минтруду, облегчающей трудоустройство высококвалифицированных специалистов в образовательную организацию по существующим требованиям Трудового кодекса. В действующем сегодня формате дана процедура ведет к огромным временным потерям специалистов, дополнительному сбору бумаг и прохождению медицинских комиссий, что вызывает отрицательное отношение к самой идее. Еще одно важное предложение – разработать и утвердить дорожную карту по перезачету онлайн-курсов и развитию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в РФ. И, наконец, нам крайне необходима реализация инструмента совместно с вузами, работодателями и сервисами по подбору вакансий. Совместная работа необходима для успешного прогнозирования рынка и своевременная подготовка кадров в нужной отрасли», – отметил Денис Янышев.
Денис Янышев представил позицию руководителей университетов – участников Национальной платформы открытого образования:
«Проблему, которую мы сейчас видим, это отсутствие необходимой практикоориентированности онлайн-курсов, в которых даются только компетенции, а рынок труда требует выполнения трудовых функции. Необходимо коррелировать академическую и профессиональную квалификации для повышения доверия к образованию со стороны рынка труда и индустриальных партнеров. Формирование контента должно производиться с профильными партнёрами. Практикоориентированый контент необходимо оценивать с точки зрения проверки профессиональных компетенций и трудовых функций (симуляторы, тренажёры, практическая деятельность, виртуальные лаборатории). Дальнейшие развитие образования мы видим через выстраивание системы лояльности между вузами и индустрией».
Кроме того, председатель правления Национальной платформы открытого образования выступил с предложением стимулировать развитие ДПО в вузах через программу «Приоритет 2030».
По его словам, с этой целью целесообразно создать рабочую группу (включающую представителей вузов, СПО, технопарки, площадки для проведения Демонстрационного экзамена) для поэтапной практической отработки интеграции образовательных программам высшего образования с программами дополнительного образования. Делать это можно на базе университетов и СПО субъектов РФ с развитой промышленностью с использованием интеллектуального потенциала и технологических возможностей национальной платформы «Открытое образование». Среди возможных пилотных вузов были предложены УрФУ, СПбГУ, НГТУ, КГТУ имени Т.Ф. Горбачева и др. В качестве пилотной квалификации, при апробации моделей, можно использовать квалификацию «Цифровой куратор» и опыт вузов проекта «Цифровые кафедры» с отраслевой ориентацией.
«Также предлагаем выступить с законодательной инициативой к Минтруду, облегчающей трудоустройство высококвалифицированных специалистов в образовательную организацию по существующим требованиям Трудового кодекса. В действующем сегодня формате дана процедура ведет к огромным временным потерям специалистов, дополнительному сбору бумаг и прохождению медицинских комиссий, что вызывает отрицательное отношение к самой идее. Еще одно важное предложение – разработать и утвердить дорожную карту по перезачету онлайн-курсов и развитию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в РФ. И, наконец, нам крайне необходима реализация инструмента совместно с вузами, работодателями и сервисами по подбору вакансий. Совместная работа необходима для успешного прогнозирования рынка и своевременная подготовка кадров в нужной отрасли», – отметил Денис Янышев.
Вузы хотят, но не могут, edtech и блогеры зарабатывают: тренды ДПО обсудили в РАНХиГС 3/3
Игорь Ковалев (компания «Лига», разработчик платформы для ФП
«Содействие занятости») рассказал о проблеме измерения качества онлайн образования на примере создания платформы онлайн обучения федерального проекта «Содействие занятости». По его словам, рейтинги не дают объективной картины качества программы, поэтому сфере допобразования требуются объективные критерии для понимания качества образовательной программы:
«Решение – уникальный набор метрик. Обучающийся должен иметь возможность выбора метрик в соответствии с ожиданиями и целями обучения. Возможные метрики оценки образовательного процесса: возможность поменять профессию; повысить свой статус в действующей профессии; вовлеченность студента в процесс обучения; качество сопровождения обучения; индексы качества обучения: COR, NPS, CSI, EMR; численный критерий качества Education Rate; ROI образовательного процесса. Важно, чтобы сбор метрик происходил в контролируемом автоматическом режиме. Решение — внедрение единой информационной системы».
Анастасия Долгих обратила внимание на то, что человеку очень важно четко сформулировать запрос на образование и понять, что именно ему нужно:
«Мы уделяем большое внимание тому, чтобы в самом начале обучения помочь человеку определиться, понять карьерные цели и синхронизироваться с актуальными потребностями рынка. Для нас это большой вызов и вся наша команда этим занимается, реализуя различные инструменты. Работы много, но успехи есть. Кроме того, мы должны хорошо понимать слушателя в процессе всего обучения и для этого нам очень нужны большие данные – сбор метрик и информационная система, о чем говорил Игорь Ковалев. Если говорить о необходимых новациях в нормативном регулировании, то сегодня, учитывая реалии обучения взрослых, нормативные сроки обучения должны быть условными».
Александр Геллер обозначил направления, в которых существует потребность в модернизации нормативного регулирования:
«На повестке вопрос единого с университетами вектора развития, в том числе задача измерения качества онлайн образования. Для нас очень важен образовательный результат, под которым мы, прежде всего, понимаем решение карьерных задач обучающегося. Конечно, необходимо дать оценку блогерам, которые, не имея компетенций, продают свой продукт и зарабатывают большие деньги. Но здесь мы вряд ли что-то сможем кардинально изменить. Такие ниши будут всегда. Поэтому нам следует сосредоточиться на совершенствовании собственных продуктов, нацеленных на мотивированных граждан. Что касается нормативного регулирования, нам бы хотелось продвигать процедуру аккредитации и экспертизирования. И еще одно предложение – по возможности подтолкнуть университеты к сотрудничеству с edtech-рынком».
Также свои предложения по трансформации нормативной базы ДПО внесли начальник управления дополнительного образования МГУ им. М.В. Ломоносова Станислав Бушев, ректор АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» Вадим Медведев, генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Светлана Шпорт, директор по цифровизации образования МФТИ Дарья Гриц.
«Edtech часто встраивается блоками в бакалавриат и магистратуру. Университеты со своими длинным форматами не всегда могут оперативно выделить необходимые ресурсы, чтобы их принять. Мое предложение заключается в том, чтобы чуть шире трактовать требования к научным руководителем курсовых и квалификационных работ из реального сектора экономики, которые имеют право сопровождать такие программы в вузах», – отметила Дарья Гриц.
Предложения, прозвучавшие на заседании Экспертного Совета, будут рассмотрены и проработаны в Комитете ГД по науке и высшему образованию, с участием представителей исполнительной власти и экспертного сообщества.
Игорь Ковалев (компания «Лига», разработчик платформы для ФП
«Содействие занятости») рассказал о проблеме измерения качества онлайн образования на примере создания платформы онлайн обучения федерального проекта «Содействие занятости». По его словам, рейтинги не дают объективной картины качества программы, поэтому сфере допобразования требуются объективные критерии для понимания качества образовательной программы:
«Решение – уникальный набор метрик. Обучающийся должен иметь возможность выбора метрик в соответствии с ожиданиями и целями обучения. Возможные метрики оценки образовательного процесса: возможность поменять профессию; повысить свой статус в действующей профессии; вовлеченность студента в процесс обучения; качество сопровождения обучения; индексы качества обучения: COR, NPS, CSI, EMR; численный критерий качества Education Rate; ROI образовательного процесса. Важно, чтобы сбор метрик происходил в контролируемом автоматическом режиме. Решение — внедрение единой информационной системы».
Анастасия Долгих обратила внимание на то, что человеку очень важно четко сформулировать запрос на образование и понять, что именно ему нужно:
«Мы уделяем большое внимание тому, чтобы в самом начале обучения помочь человеку определиться, понять карьерные цели и синхронизироваться с актуальными потребностями рынка. Для нас это большой вызов и вся наша команда этим занимается, реализуя различные инструменты. Работы много, но успехи есть. Кроме того, мы должны хорошо понимать слушателя в процессе всего обучения и для этого нам очень нужны большие данные – сбор метрик и информационная система, о чем говорил Игорь Ковалев. Если говорить о необходимых новациях в нормативном регулировании, то сегодня, учитывая реалии обучения взрослых, нормативные сроки обучения должны быть условными».
Александр Геллер обозначил направления, в которых существует потребность в модернизации нормативного регулирования:
«На повестке вопрос единого с университетами вектора развития, в том числе задача измерения качества онлайн образования. Для нас очень важен образовательный результат, под которым мы, прежде всего, понимаем решение карьерных задач обучающегося. Конечно, необходимо дать оценку блогерам, которые, не имея компетенций, продают свой продукт и зарабатывают большие деньги. Но здесь мы вряд ли что-то сможем кардинально изменить. Такие ниши будут всегда. Поэтому нам следует сосредоточиться на совершенствовании собственных продуктов, нацеленных на мотивированных граждан. Что касается нормативного регулирования, нам бы хотелось продвигать процедуру аккредитации и экспертизирования. И еще одно предложение – по возможности подтолкнуть университеты к сотрудничеству с edtech-рынком».
Также свои предложения по трансформации нормативной базы ДПО внесли начальник управления дополнительного образования МГУ им. М.В. Ломоносова Станислав Бушев, ректор АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» Вадим Медведев, генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Светлана Шпорт, директор по цифровизации образования МФТИ Дарья Гриц.
«Edtech часто встраивается блоками в бакалавриат и магистратуру. Университеты со своими длинным форматами не всегда могут оперативно выделить необходимые ресурсы, чтобы их принять. Мое предложение заключается в том, чтобы чуть шире трактовать требования к научным руководителем курсовых и квалификационных работ из реального сектора экономики, которые имеют право сопровождать такие программы в вузах», – отметила Дарья Гриц.
Предложения, прозвучавшие на заседании Экспертного Совета, будут рассмотрены и проработаны в Комитете ГД по науке и высшему образованию, с участием представителей исполнительной власти и экспертного сообщества.
27 октября 2023 года ФГАНУ «Социоцентр» — оператор программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» — проведёт форум «Трансформация университетов через реализацию программы развития: дорога в “Приоритет”».
Мероприятие для вузов, не являющихся участниками программы «Приоритет 2030», пройдёт при поддержке Минобрнауки России. Его целью является популяризация государственной программы поддержки университетов, ознакомление со структурой и содержанием, а также особенностями реализации программы развития вуза на примерах участников «Приоритета 2030». Форум состоится на площадке Московского государственного строительного университета (МГСУ). Организатором выступает ФГАНУ «Социоцентр».
Андрей Келлер, руководитель Социоцентра, рассказал НОП:
«Программа развития университета — это один из ключевых механизмов трансформации, который ставит цели и задает ориентиры по всем направлениям деятельности вуза.
В основе программы развития — стратегия и уникальная модель, которую выстраивает университет, синхронизируя свою деятельность с региональной и федеральной социально-экономической повесткой, национальными целями и задачами развития.
Если мы проследим мировую историю, то увидим, что все передовые университеты динамично трансформировались в ответ на социально-экономические вызовы времени. На новом ландшафте, который сформировался под влиянием последних нескольких лет, в будущем смогут остаться и эффективно работать только те университеты, которые уже сегодня позаботились о разработке собственных программ развития на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Наше мероприятие направлено именно на то, чтобы показать вузам важность наличия стратегии развития в виде конкретной программы действий, помочь, познакомив их с основными инструментами реализации, и поделиться опытом, накопленным участниками программы “Приоритет 2030”».
На форум приглашены 192 российских университета. Перед участниками мероприятия выступят представители Государственной Думы Российской Федерации, Минобрнауки России, ФГАНУ «Социоцентр», эксперты, а также ректоры вузов — участников программы «Приоритет 2030».
В рамках деловой программы специалисты и эксперты Социоцентра представят содержание и структуру программы развития университета, ознакомят с входящими в её состав политиками.
Эксперты Социоцентра проведут следующие панельные сессии:
• «Программа развития университета: амбиция, целевая модель, система управления»;
• «Базовые политики в программе развития университета: научно-исследовательская/образовательная политики»;
• «Стратегический проект в логике программы “Приоритет 2030”. Роль и место человеческого капитала в реализации программы развития университета».
Участие в форуме позволит получить знания и опыт, необходимые университетам для формирования и реализации собственных программ развития.
Мероприятие для вузов, не являющихся участниками программы «Приоритет 2030», пройдёт при поддержке Минобрнауки России. Его целью является популяризация государственной программы поддержки университетов, ознакомление со структурой и содержанием, а также особенностями реализации программы развития вуза на примерах участников «Приоритета 2030». Форум состоится на площадке Московского государственного строительного университета (МГСУ). Организатором выступает ФГАНУ «Социоцентр».
Андрей Келлер, руководитель Социоцентра, рассказал НОП:
«Программа развития университета — это один из ключевых механизмов трансформации, который ставит цели и задает ориентиры по всем направлениям деятельности вуза.
В основе программы развития — стратегия и уникальная модель, которую выстраивает университет, синхронизируя свою деятельность с региональной и федеральной социально-экономической повесткой, национальными целями и задачами развития.
Если мы проследим мировую историю, то увидим, что все передовые университеты динамично трансформировались в ответ на социально-экономические вызовы времени. На новом ландшафте, который сформировался под влиянием последних нескольких лет, в будущем смогут остаться и эффективно работать только те университеты, которые уже сегодня позаботились о разработке собственных программ развития на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Наше мероприятие направлено именно на то, чтобы показать вузам важность наличия стратегии развития в виде конкретной программы действий, помочь, познакомив их с основными инструментами реализации, и поделиться опытом, накопленным участниками программы “Приоритет 2030”».
На форум приглашены 192 российских университета. Перед участниками мероприятия выступят представители Государственной Думы Российской Федерации, Минобрнауки России, ФГАНУ «Социоцентр», эксперты, а также ректоры вузов — участников программы «Приоритет 2030».
В рамках деловой программы специалисты и эксперты Социоцентра представят содержание и структуру программы развития университета, ознакомят с входящими в её состав политиками.
Эксперты Социоцентра проведут следующие панельные сессии:
• «Программа развития университета: амбиция, целевая модель, система управления»;
• «Базовые политики в программе развития университета: научно-исследовательская/образовательная политики»;
• «Стратегический проект в логике программы “Приоритет 2030”. Роль и место человеческого капитала в реализации программы развития университета».
Участие в форуме позволит получить знания и опыт, необходимые университетам для формирования и реализации собственных программ развития.
Что есть талант?
Выявление и поддержка талантов россиян сейчас поставлены во главу угла социальной политики. Особенное развитие получила эта тема в приложении к детям и молодежи. Есть «Сириус» и региональные центры по его модели в субъектах федерации, есть широкие возможности для допобразования школьников. Вместе с тем, фундаментальный вопрос о том, что такое талант, остается открытым. «Все люди талантливы» - это правильная установка в человекоцентричной социальной политики России 2.0. Но одновременно верно и обратное – все талантливы в разных областях и по-разному.
Для реализации системной государственной политики необходимо четко определить термины. Этому и призваны утверждённые Правительством «Правила выявления детей и молодёжи, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития».
Признаки научно-технического таланта:
1. Созданный результат интеллектуальной деятельности, подтвержденный патентом или свидетельством.
2. Публикация в научном международном или всероссийском издании, в т.ч. индексируемом в международных базах данных.
Выявлять также планируют в ходе мероприятий – Олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, событий по развитию интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физкультурой и спортом.
Направления талантов как деятельность:
1. Научная (научно-исследовательская).
2. Инженерно-техническая и изобретательская.
3. Физкультурно-спортивная.
4. Творческая.
По большому счету все эти направления были известны и так – достаточно взглянуть на «Сириус» с его тремя столпами (наука – искусство – спорт) или созвездие конкурсов президентской платформы «Россия – страна возможностей». Правила же сформулированы скорее для фиксации механики включения мероприятий в перечень.
Важны требования к таким событиям – например, многоэтапность с обязательным очным финальным раундом. Все кандидаты проходят экспертизу на статус (не ниже регионального) и уровень.
Фонд «Талант и успех» проводит техническую экспертизу предложений на включение мероприятий в перечень. Именно «Сириус» является оператором всей системы выявления и сопровождения талантов.
Содержательную часть оценивает экспертная группа Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России. Он образуется Минпросвещения и Минобрнауки.
Автоматически в число площадок для выявления и отбора талантов включены:
1. Всероссийская олимпиада школьников (заключительный и региональный этап), олимпиады из соответствующего перечня, международные олимпиады;
2. международные и всероссийские (межрегиональные) спортивные соревнования;
3. Международные и всеросскийские творческие мероприятия и конкурсы Минкульта и его подведами.
Ответственным за развитие системы выявления талантов детей и молодежи ФОИВом определено Минпросвещения – это не всегда прописано напрямую, но весьма явным образом следует из механики протекания процессов. Впрочем, основной функционал ложится на плечи оператора – им является «Сириус». Именно он будет вести госинфоресурс о талантах, анализировать и разрабатывать предложения, создавать типовые образовательные программы и методические материалы по работе с талантами и т.д.
Система поиска, выявления и сопровождения талантов является ключевым инструментом повышения КПД образовательных процессов. Это лишь один из двух взаимосвязанных векторов работы. Второй – обеспечение равных и благоприятиных условий на массовом уровне.
Есть и риски. В частности, попасть под влияние «ошибки выжившего». Уже сейчас все громче слышны слова тех, кто акцентирует внимание на дисбалансе – у нас очень много инструментов для талантов, но слишком мало для тех, кто по каким-то признакам не вошел в это число. Система образования (начальной и средней школы как минимум) должна работать со всеми детьми. Впрочем, и «равнение на троечника» ни к чему хорошему не приводит. Решение этой задачи кроется в индивидуальном подходе. Способна ли его обеспечить российская образовательная система – вопрос открытый.
Подробнее.
Выявление и поддержка талантов россиян сейчас поставлены во главу угла социальной политики. Особенное развитие получила эта тема в приложении к детям и молодежи. Есть «Сириус» и региональные центры по его модели в субъектах федерации, есть широкие возможности для допобразования школьников. Вместе с тем, фундаментальный вопрос о том, что такое талант, остается открытым. «Все люди талантливы» - это правильная установка в человекоцентричной социальной политики России 2.0. Но одновременно верно и обратное – все талантливы в разных областях и по-разному.
Для реализации системной государственной политики необходимо четко определить термины. Этому и призваны утверждённые Правительством «Правила выявления детей и молодёжи, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития».
Признаки научно-технического таланта:
1. Созданный результат интеллектуальной деятельности, подтвержденный патентом или свидетельством.
2. Публикация в научном международном или всероссийском издании, в т.ч. индексируемом в международных базах данных.
Выявлять также планируют в ходе мероприятий – Олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, событий по развитию интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физкультурой и спортом.
Направления талантов как деятельность:
1. Научная (научно-исследовательская).
2. Инженерно-техническая и изобретательская.
3. Физкультурно-спортивная.
4. Творческая.
По большому счету все эти направления были известны и так – достаточно взглянуть на «Сириус» с его тремя столпами (наука – искусство – спорт) или созвездие конкурсов президентской платформы «Россия – страна возможностей». Правила же сформулированы скорее для фиксации механики включения мероприятий в перечень.
Важны требования к таким событиям – например, многоэтапность с обязательным очным финальным раундом. Все кандидаты проходят экспертизу на статус (не ниже регионального) и уровень.
Фонд «Талант и успех» проводит техническую экспертизу предложений на включение мероприятий в перечень. Именно «Сириус» является оператором всей системы выявления и сопровождения талантов.
Содержательную часть оценивает экспертная группа Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России. Он образуется Минпросвещения и Минобрнауки.
Автоматически в число площадок для выявления и отбора талантов включены:
1. Всероссийская олимпиада школьников (заключительный и региональный этап), олимпиады из соответствующего перечня, международные олимпиады;
2. международные и всероссийские (межрегиональные) спортивные соревнования;
3. Международные и всеросскийские творческие мероприятия и конкурсы Минкульта и его подведами.
Ответственным за развитие системы выявления талантов детей и молодежи ФОИВом определено Минпросвещения – это не всегда прописано напрямую, но весьма явным образом следует из механики протекания процессов. Впрочем, основной функционал ложится на плечи оператора – им является «Сириус». Именно он будет вести госинфоресурс о талантах, анализировать и разрабатывать предложения, создавать типовые образовательные программы и методические материалы по работе с талантами и т.д.
Система поиска, выявления и сопровождения талантов является ключевым инструментом повышения КПД образовательных процессов. Это лишь один из двух взаимосвязанных векторов работы. Второй – обеспечение равных и благоприятиных условий на массовом уровне.
Есть и риски. В частности, попасть под влияние «ошибки выжившего». Уже сейчас все громче слышны слова тех, кто акцентирует внимание на дисбалансе – у нас очень много инструментов для талантов, но слишком мало для тех, кто по каким-то признакам не вошел в это число. Система образования (начальной и средней школы как минимум) должна работать со всеми детьми. Впрочем, и «равнение на троечника» ни к чему хорошему не приводит. Решение этой задачи кроется в индивидуальном подходе. Способна ли его обеспечить российская образовательная система – вопрос открытый.
Подробнее.
publication.pravo.gov.ru
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.10.2023 № 1738 ∙ Официальное опубликование правовых актов
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.10.2023 № 1738
"Об утверждении Правил выявления детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития"
"Об утверждении Правил выявления детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития"
Иван Романчук, ректор Тюменского государственного университета, по итогам Второго национального форума преподавателей истории, специально для НОП:
В Тобольске провели Второй национальный форум преподавателей истории. Организаторами стали Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российское историческое общество, Российский государственный гуманитарный университет и, мы, Тюменский государственный университет.
Более 150 преподавателей истории, представителей государственной власти и академий работали в целях противодействия попыткам фальсификации российской истории, ради формирования единых подходов к трактовке исторических событий. Этот год с первого форума пролетел стремительно, многое сообществом сделано, но предстоит еще поднять огромный пласт работы. Например, на повестке вопросы разработки нового учебника и методических пособий по отечественной истории для вузов, Национальной электронной библиотечной системы по истории, деятельности диссертационных советов по историческим специальностям.
Целеполагание и экспертные мнения прозвучали от министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, губернатора Тюменской области Александра Моора. Тобольская площадка становится знаковым мнстом для историков, именно здесь формируются тренды и развивается эффективная коммуникация, настраиваются тональности и смыслы взаимодействия в преподавательской и научной среде.
В Тобольске провели Второй национальный форум преподавателей истории. Организаторами стали Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российское историческое общество, Российский государственный гуманитарный университет и, мы, Тюменский государственный университет.
Более 150 преподавателей истории, представителей государственной власти и академий работали в целях противодействия попыткам фальсификации российской истории, ради формирования единых подходов к трактовке исторических событий. Этот год с первого форума пролетел стремительно, многое сообществом сделано, но предстоит еще поднять огромный пласт работы. Например, на повестке вопросы разработки нового учебника и методических пособий по отечественной истории для вузов, Национальной электронной библиотечной системы по истории, деятельности диссертационных советов по историческим специальностям.
Целеполагание и экспертные мнения прозвучали от министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, губернатора Тюменской области Александра Моора. Тобольская площадка становится знаковым мнстом для историков, именно здесь формируются тренды и развивается эффективная коммуникация, настраиваются тональности и смыслы взаимодействия в преподавательской и научной среде.
⚡️ Глава СПбО РАН
Андрей Рудской, ректор СПбПУ @polytech_petra избран главой Санкт-Петербургского отделения РАН.
24 октября состоялось первое организационное общее собрание Санкт-Петербургского отделения РАН. В повестке дня - выборы председателя и органов управления СПбО РАН. В результате голосования ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН Андрей Рудской был избран главой Санкт-Петербургского отделения РАН.
Андрей Рудской, ректор СПбПУ:
Убеждён, что Санкт-Петербургскому отделению РАН необходимо адекватно реагировать не только на запросы государства, общества и бизнеса и давать экспертную оценку. Именно мы должны генерировать смыслы и ставить перед собой задачи, предвидя запросы общества и экономики в будущем.
Объектом координации со стороны Санкт-Петербургского отделения РАН должны являться фундаментальные и поисковые исследования независимо от ведомственной принадлежности выполняющих их научных организаций.
Президент РАН Геннадий Яковлевич Красников в своих выступлениях уже не раз говорил: «Сегодня в России так и не преодолен организационный и институциональный разрыв между стадиями проведения исследований. Результаты фундаментальных исследований не передаются на стадию доведения до экспериментального образца».
Также важным системным решением должна стать работа по активизации процессов коммерциализации научных разработок академических институтов. У Санкт-Петербургского отделения РАН есть все возможности стать одним из лидеров в деле восстановления полного инновационного цикла, запуска новых технологических цепочек, а также обеспечить научное сопровождение масштабных проектов в ключевых областях экономики и культуры.
Андрей Рудской, ректор СПбПУ @polytech_petra избран главой Санкт-Петербургского отделения РАН.
24 октября состоялось первое организационное общее собрание Санкт-Петербургского отделения РАН. В повестке дня - выборы председателя и органов управления СПбО РАН. В результате голосования ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН Андрей Рудской был избран главой Санкт-Петербургского отделения РАН.
Андрей Рудской, ректор СПбПУ:
Убеждён, что Санкт-Петербургскому отделению РАН необходимо адекватно реагировать не только на запросы государства, общества и бизнеса и давать экспертную оценку. Именно мы должны генерировать смыслы и ставить перед собой задачи, предвидя запросы общества и экономики в будущем.
Объектом координации со стороны Санкт-Петербургского отделения РАН должны являться фундаментальные и поисковые исследования независимо от ведомственной принадлежности выполняющих их научных организаций.
Президент РАН Геннадий Яковлевич Красников в своих выступлениях уже не раз говорил: «Сегодня в России так и не преодолен организационный и институциональный разрыв между стадиями проведения исследований. Результаты фундаментальных исследований не передаются на стадию доведения до экспериментального образца».
Также важным системным решением должна стать работа по активизации процессов коммерциализации научных разработок академических институтов. У Санкт-Петербургского отделения РАН есть все возможности стать одним из лидеров в деле восстановления полного инновационного цикла, запуска новых технологических цепочек, а также обеспечить научное сопровождение масштабных проектов в ключевых областях экономики и культуры.
Научно-дипломатическая декомпозиция
«Кто владеет информацией – тот владеет миром» - декомпозицией этой фразы занимались на сессии «Роль научной дипломатии в эпоху трансформации мировпорядка: новые направления и площадки для сотрудничества» XV Конвента РАМИ в МГИМО. Научно-дипломатическую дискуссию организовали РЦНИ и Центр научной дипломатии и перспективных академических инициатив МГИМО. О подробностях сообщает «Поиск».
Если уж не тон, то методологический нерв дискуссии задал председатель Совета РЦНИ Владимир Квардаков. Он решил поразмышлять над известной формулой «кто владеет информацией – тот владеет миром». Займемся этим и мы.
Информация
В контексте науки сейчас информация представляет собой, в первую очередь, поисковые механизмы масштабных баз данных. Да, найти выходные данные статьи можно и в любом общедоступном поисковике. Но вот отыскать взаимосвязанные публикации, определить степень важности той или иной работы – все это возможно только на больших платформах. Самыми известными являются Web of Science и Scopus.
Импортозамещение сейчас проводится в виде формирования «Белого списка» с выделением 4 уровней. При этом не стоит редуцировать платформенные возможности международных проектов лишь до простого перечня верифицированный журналов. Сейчас единственной альтернативой (причем суверенной) является РИНЦ. Именно на его базе развертываются все новации – начиная с КБПР и заканчивая как раз «белым списком».
Сама научная информация содержится в научных журналах. Сейчас они переживают эпоху трансформации, когда речь скорее идет не о выходе под физической обложкой одного из выпусков издания, а о присвоение некоего «знака качества». Степень влияния журнала определяется именитостью редколлегии и важностью публикуемых материалов, а последняя выражается как раз в высоких показателях издания.
Власть
Кто платформой оперирует – тот и правила поведения устанавливает. Потому российская наука столкнулась в определенном роде с тройными санкциями. Российским ученым затруднена публикация в некоторых журналах, отечественным изданиям осложнено вхождение в индексы Scopus и Web of Science. Самый глобальный уровень – это отключение для российских пользователей возможности доступа к базам данных.
Информационная власть в настоящий момент проявляется и как контроль за ключевыми инструментами профессиональной коммуникации. Например, широко известно о травли многих западных ученых за их позицию вне либерал-радикального мейнстрима. Аналогичные процессы, поддерживаемые некоторыми соцсетями, все чаще встречаются и в пространстве научных коммуникаций. Особенно страдают области общественных и гуманитарных наук – в силу политической «заряженности» событий.
Мир
Владимир Квардаков трактовал мир трояким образом: мир как наша планета и окружающая жизнь; мир как состояние отсутствия войны и наличия гармоничного сосуществования; мир(о) как символ синтеза научного и духовного.
Категория глобальности неразрывно связана с власть. Советник РЦНИ Александр Шаров акцентировал внимание на том, что США стремятся установить и расширить собственную власть в рамках международного научно-технического сотрудничества и в пространстве глобальной науки.
Здесь американцы (как, впрочем, и Запад) находятся в самоупоении от восприятия собственного опыта не как уникального, а как универсального. О том, насколько отличаются эти понятия недавно и много говорил Владимир Путин на Валдае.
Научная дипломатия – это дипломатия, использующая научный инструментарий для переноса взаимодействия между государствами и народами. У нее славная история времен холодной войны, но в наши дни наука (особенно ее международное измерение) испытывает серьезную политизацию. На попытки подмять под себя все исследовательские процессы в мире великие державы отвечают Западу замыканием суверенных границ. Перспективы научной дипломатии сейчас скорее блоковые, нежели глобальные и универсальные.
Подробнее.
«Кто владеет информацией – тот владеет миром» - декомпозицией этой фразы занимались на сессии «Роль научной дипломатии в эпоху трансформации мировпорядка: новые направления и площадки для сотрудничества» XV Конвента РАМИ в МГИМО. Научно-дипломатическую дискуссию организовали РЦНИ и Центр научной дипломатии и перспективных академических инициатив МГИМО. О подробностях сообщает «Поиск».
Если уж не тон, то методологический нерв дискуссии задал председатель Совета РЦНИ Владимир Квардаков. Он решил поразмышлять над известной формулой «кто владеет информацией – тот владеет миром». Займемся этим и мы.
Информация
В контексте науки сейчас информация представляет собой, в первую очередь, поисковые механизмы масштабных баз данных. Да, найти выходные данные статьи можно и в любом общедоступном поисковике. Но вот отыскать взаимосвязанные публикации, определить степень важности той или иной работы – все это возможно только на больших платформах. Самыми известными являются Web of Science и Scopus.
Импортозамещение сейчас проводится в виде формирования «Белого списка» с выделением 4 уровней. При этом не стоит редуцировать платформенные возможности международных проектов лишь до простого перечня верифицированный журналов. Сейчас единственной альтернативой (причем суверенной) является РИНЦ. Именно на его базе развертываются все новации – начиная с КБПР и заканчивая как раз «белым списком».
Сама научная информация содержится в научных журналах. Сейчас они переживают эпоху трансформации, когда речь скорее идет не о выходе под физической обложкой одного из выпусков издания, а о присвоение некоего «знака качества». Степень влияния журнала определяется именитостью редколлегии и важностью публикуемых материалов, а последняя выражается как раз в высоких показателях издания.
Власть
Кто платформой оперирует – тот и правила поведения устанавливает. Потому российская наука столкнулась в определенном роде с тройными санкциями. Российским ученым затруднена публикация в некоторых журналах, отечественным изданиям осложнено вхождение в индексы Scopus и Web of Science. Самый глобальный уровень – это отключение для российских пользователей возможности доступа к базам данных.
Информационная власть в настоящий момент проявляется и как контроль за ключевыми инструментами профессиональной коммуникации. Например, широко известно о травли многих западных ученых за их позицию вне либерал-радикального мейнстрима. Аналогичные процессы, поддерживаемые некоторыми соцсетями, все чаще встречаются и в пространстве научных коммуникаций. Особенно страдают области общественных и гуманитарных наук – в силу политической «заряженности» событий.
Мир
Владимир Квардаков трактовал мир трояким образом: мир как наша планета и окружающая жизнь; мир как состояние отсутствия войны и наличия гармоничного сосуществования; мир(о) как символ синтеза научного и духовного.
Категория глобальности неразрывно связана с власть. Советник РЦНИ Александр Шаров акцентировал внимание на том, что США стремятся установить и расширить собственную власть в рамках международного научно-технического сотрудничества и в пространстве глобальной науки.
Здесь американцы (как, впрочем, и Запад) находятся в самоупоении от восприятия собственного опыта не как уникального, а как универсального. О том, насколько отличаются эти понятия недавно и много говорил Владимир Путин на Валдае.
Научная дипломатия – это дипломатия, использующая научный инструментарий для переноса взаимодействия между государствами и народами. У нее славная история времен холодной войны, но в наши дни наука (особенно ее международное измерение) испытывает серьезную политизацию. На попытки подмять под себя все исследовательские процессы в мире великие державы отвечают Западу замыканием суверенных границ. Перспективы научной дипломатии сейчас скорее блоковые, нежели глобальные и универсальные.
Подробнее.
Поиск - новости науки и техники
Закалять стали? Инструмент мягкой силы в мире, сотрясаемом вихрями перемен
В дни XV Конвента Российской ассоциации международных исследований (РАМИ), прошедшего в столице, на площадке МГИМО МИД России, состоялась сессия «Роль научной дипломатии в эпоху трансформации [...]