НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.8K subscribers
22.8K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Петербург и Ленобласть: встречи президента с губернаторами

Уже после заседания Высшего госсовета Союзного Государства президент Владимир Путин встретился с двумя ленинградскими руководителями – губернаторами Санкт-Петербурга Александром Бегловым и Ленинградской области Александром Дрозденко.

Градоначальник северной столицы рассказал почти обо всех сферах развития, но остановился детально, в том числе на инновационно-технологической, хотя, отметим для справедливости, не в первых рядах:

Безусловно, для нас очень важный вопрос – импортозамещение и технологический суверенитет, о чём я в самом начале говорил. Судостроение, автопром.


В Санкт-Петербурге почти каждый второй имеет высшее образование, мы это хорошо знаем. Надо использовать, Вы говорили, этот интеллектуальный уровень и не разменять его на что-то другое.


Своего упоминания заслужили и беспилотники и «ателье» дизайн-проектов, и отечественные бренды, и локальные производители.

А вот вопрос о научно-образовательном [кластере] в Пушкинском районе президент спросил уже сам. Впрочем, Александр Беглов глубоко погружен в научно-образовательный процесс и рапортовал о строительстве кампусов.

«Четыре таких локомотива, которые развивают интеллектуальную и научную среду, получение новых знаний, это огромное количество студентов, которые будут привлечены в город»:

: СПбГУ, ИТМО «Хайпарк», Корабелка, Питерский политех (СПбПУ).

Встреча главы государства с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко, по крайней мере, в открытой части, обошлась без сюжетов науки и высшего образования.

Впрочем, обе беседы в той части, что подлежала публикации на портале Кремля, никак не затронули важное и для города, и для области событие – создание Санкт-Петербургского отделения РАН.

Подробнее: встречи президента с А. Бегловым и А. Дрозденко.
В России набирают популярность IT-буткемпы для школьников 
 
46 старшеклассников из 10 регионов России, полное погружение в создание собственных IT-проектов — Центральный университет (первый STEM-вуз в России, созданный при поддержке крупнейших компаний: Тинькофф, VK, МТС и др.) выбрал для работы с будущими студентами не традиционный день открытых дверей, а формат IT-буткемпа. Вместо того, чтобы рассказывать школьникам, что их ждет в вузе, им дали возможность буквально окунуться с головой в то, с чем им предстоит работать.

Как объяснили корреспонденту КП: ребята должны были создать свой проект, стартап, компанию, которая выйдет на рынок. После ее нужно будет презентовать инвесторам, самый успешный проект получит «финансирование», его создателям даже подарят большой «чек», чтобы ребята прочувствовали всю важность момента.

Все участники буткемпа — обладатели грантов на обучение в Центральном университете. Для талантливых школьников вуз вместе с компаниями-партнерами выделяет гранты в 25%, 50% и 70%. А 50 лучших абитуриентов получают возможность учиться бесплатно. Отбор на гранты проводится каждый месяц, а потому получить предложение о поступлении со скидкой возможно еще до получения результатов ЕГЭ. Кроме новых знаний и навыков, которые ребята приобрели во время буткемпа, они могли увеличить размеры своих грантов.
Президентский диалог (1/2)

Президент России Владимир Путин провел встречу с президентом Российской академии наук Геннадием Красниковым.

Факторы фона для РАН:
1. В 2024-м году празднует свое 300-летие (8 февраля). Эта же дата – День российской науки. Остается чуть больше года – наконец-то в симфонии с государством и Курчатовским институтом – чтобы заложить фундамент развития на долгие годы
2. Интегрирована в процесс выработки, принятия и реализации госполитики в области науки и научных измерение образования, технологий и инноваций.
3. Сохраняется имидж РАН как оплота либеральной оппозиции, а также «вольнодуров».

Начал встречу Геннадий Красников с уверений в полной поддержке со стороны Академии президента России и «глубокого удовлетворения» академического сообщества от его решения баллотироваться на новый срок:

Российская академия [наук] поддерживает это и просит считать, что мы тоже в рядах Вашей команды.


Сделал это глава РАН, конечно, держа в уме ситуации вокруг Института США и Канады.

Далее Геннадий Красников перешел к отчету о проделанной работе и на посту президента РАН, и более детально – за прошедший год:

1. Академия восстановила свой авторитет…
2. и оперативно вписалась в государственные системы принятия решений, установить отношения со всеми ветвями власти…
3. за счет высокопрофессиональной объективной экспертизы.

Отметим, что эти правила игры были заданы для Академии еще во времена реформы:
1. вначале максимально эффективно отработать экспертизу, а потом расширение полномочий (что было сделано «президентскими поправками» еще во времена президентства Александра Сергеева);
2. вначале демонстрация управляемости и готовности не просто критиковать решения, но проактивно и эффективно включиться в ритмы госполитики – лишь затем интеграция в процесс принятия решений.

Как раз играя по правилам Геннадий Красников добился многого. Из последнего:

1. Академия возглавляет ревизию влияющих на распределение бюджетных средств экспертных и общественных органов при ФОИВах и госкорпорациях. Именно через призму этого глава РАН рапортовал о ревизии и повышении роли научных советов Академии наук.
2. Закрепляется институциональное присутствие самой РАН (и официально отправленных ею делегатов) в высших «советских» органах управления.
3. Решения РАН теперь невозможно отменить или обойти.
4. Сам Геннадий Красников вошел в состав Совета Безопасности.

Президент РАН рапортовал – делать экспертиз стали в полтора больше (хотя до его прихода на пост мы слышали в основном стенания – что и экспертизы мелковаты, и их самих – многовато). В три раза стало больше отрицательных заключений. В фокус экспертной работы вошли не только госзадания, но и высокотехнологичные проекты, включая 10 «дорожных карт» по квантам, ИИ, новым материалам и новым системам мобильной связи.

Далее в беседе с главой государства президент РАН рассказал о формировании единого научного пространства:
1. Курчатовский институт вернулся под научно-методическое руководство Академии.
2. Начаты совместные оперативки между руководством РАН и Минобрнауки.
3. Представил (уже в закрытой части) предложения по развитию руководства со стороны Академии для более глубокого планирования научных исследований.

Особо подчеркнул руководитель Академии, что РАН начала сама инициировать масштабные проекты – микроэлектроника, новые технологии (особенно для авиации), композитные материалы, аэродинамика, новые генетические технологии.

Далее последовал многосмысленный диалог:

В.Путин
(зная о созданном им биполярном разделении генетики между Михаилом Ковальчуком и Игорем Сечиным)
: Компания «Роснефть» – докладывал руководитель Игорь Иванович Сечин – тоже вкладывается в эти исследования.

Г.Красников
(как один из ближайших соратников Михаила Ковальчука и его ставленник на посте главы РАН)
: Когда мы проводим научные советы или президиум, мы всех приглашаем, в том числе и они у нас бывают на президиуме, здесь консолидируем.


Подробнее.
Президентский диалог (2/2)

Тема генетики президенту Академии оказалась не слишком удобной. И он быстро перевел разговор в полный инновационный цикл:

Главная задача, которую мы выстраиваем, – это востребованность научных результатов, чтобы у нас была цепочка от фундаментальных, поисковых исследований до ОКРов и их внедрения.

Одна из ключевых задач РАН – воспроизводство научных кадров (со школьной скамьи до членства в Академии):

Мы здесь очень много внимания уделяем и научно-исследовательской аспирантуре, базовой кафедре. Сегодня мы пошли в школы. У нас в 32 регионах есть 108 базовых школ РАН, где обучаются 25 тысяч детей.


Привлечение молодежи в сектор науки является одной из трех главных задач Десятилетия науки и технологий.

В этом кадровом контексте Геннадий Красников обозначил перспективные зоны интересов РАН:

1. Координация естественно-научного и инженерного блока школьного обучения. Популяризация фундаментальных направлений, начиная с преподавания физики в школах. (Как раз школьная физика является точкой опоры для корректировки избыточного внимания к IT в ущерб инженерно-техническим специальностям).

2. Экспертиза школьных учебников.

Президент Владимир Путин сообщил, что был не в курсе – с 2018 года Академия больше не проводит изучение и оценку учебников.

Впрочем, Академии все равно стоит заняться ревизией того, что пишут и как ведут научную работу хотя бы в ключевых институтах под ее научно-методическим руководством.

Естественно, доложил Геннадий Красников и о запуске Санкт-Петербургского отделения РАН. Глава Академии публично подчеркнул то, о чем многие догадывались и без того: инициатива сделать Санкт-Петербургское – в итоге именно – отделение (а не, научный центр) исходила именно от Президента. Лоббировал это решение явно тот, кто имеет более-менее прямой доступ к президенту. Круг этот лиц невелик («старая гвардия» научно-образовательной политики», а значит, кто-то из них был прямо заинтересован в создании столь высокого поста «под себя» или близкого из членов своей команды.

По конкретным направлениям работы Геннадий Красников выделил отмену категорийности научных институтов. Впрочем, рейтингование все равно будет – в том числе, с опорой на единую категорированную базу данных отечественных и зарубежных научных журналов («белый список» и «перечень ВАК»).

Прозвучала международная деятельность: богатое созвездие иностранных членов РАН, визиты пусть не первых, но высоких лиц (например, из ЮНЕСКО).

Сообщил Геннадий Красников и о новых регионах – идет полноценная поддержка их со стороны Академии, образована ассоциация южных регионов (из числа НИИ Крыма, Севастополя, ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей). Опыт Крымского полуострова ожидаемо используется как модельный для реанимации и интеграции регионов в единое российское научно-образовательной и инновационно-технологическое пространство.

Резюмировал открытую часть встречи Геннадий Красников снова политически значимыми заявлениями.

Первое – РАН позиционируется как единственная структура, которая на всем протяжении своей истории (и трех больших периодов истории страны – Имперском, Советском, Российском) сохраняла приемственность. Сменялись императоры, их свергали, армия раскалывалась, флот скитался по чужим гаваням, генсеков сажали под «домашний арест», но Академии продолжала свою работу без перерывов:

Как в 1724 году были назначены 12 первых академиков – дальше у нас были только выборы, и на выборах всегда была преемственность. То есть царские академики, когда была императорская академия, выбирали академиков советской власти, и академики СССР выбирали академиков новой России. То есть эта преемственность не прекращалась.

Второе – Геннадий Красников пригласил президента лично принять участие в двух мероприятиях. 8 феврался – как раз в День российской науки и юбилей РАН. Здесь и так понятно, что высока вероятность участия президента. Далее – общее собрание в мае. А в июне будет выездное заседание в Санкт-Петербурге. На эти два последние и пригласил главу государства руководитель Академии.
Молодые ученые получили 50 млн рублей на открытие цифровых лабораторий Blue Sky Research 

В 2024 году на базе Университета ИТМО, Политеха Петра и ДГТУ начнут работу 5 цифровых лабораторий Blue Sky Research. Руководителями лабораторий выступят молодые ученые, победители первого конкурса высокорискованных проектов «Blue Sky Research — искусственный интеллект в науке» 2022.

«Сейчас наука опирается на сложившиеся структуры. Для новых направлений исследований понадобится материальная база, и строиться она должна на новых основаниях — в отличие от предыдущего цикла развития. Новые направления и форматы научных исследований следует совмещать с повесткой в регионально значимых отраслях. Современные формы организации научной деятельности нужно учесть в том числе и при реализации крупной федеральной программы строительства кампусов»,

— говорит Владимир Княгинин, вице-губернатор Санкт-Петербурга. 

В рамках лабораторий ученые будут достраивать и дообучать существующие  базисные отраслевые модели — ИИ-модель предметной научной области, которая может выступить в роли «цифрового эксперта», например «суперхимик» или «суперматериаловед». Такие модели работают как хабы, интегрирующие множественные источники отраслевых данных и являются точкой доступа для всех сторон, занятых в отраслевых задачах и исследованиях.

Их развитие позволит исследователям на основе большого массива несвязанных данных находить новые гипотезы и закономерности, недоступные до этого человеку. Проводить виртуальные и роботизированные эксперименты, сокращая время на проверку научных гипотез. Кроме того, использоваться для передачи знаний от более квалифицированных работников или ученых к менее квалифицированным, повышая эффективность последних. 

«
На предыдущем шаге научные группы уже смогли доказать способность выполнения проектов на стыке научного знания и искусственного интеллекта, реализовав НИОКР в рамках конкурса Blue Sky Research.  Создание цифровых лабораторий ставит более сложную задачу — перевода обученных моделей на решение научных и отраслевых задач, получение новых знаний
»,

— комментирует Марина Липецкая, директор фонда «Центр стратегических разработок "Северо-Запад"». 

Сергей Салкуцан, директор Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга для «Научно-образовательной политики»:

«Открытие цифровых лабораторий Blue Sky Research — продолжение эксперимента Фонда, связанного с созданием совместных групп специалистов в области ИИ и отраслевых исследовательских групп. Он направлен на институционализацию новых форматов работы и новых научных тематик. В лабораториях планируется развивать перспективные научные исследования, связанные с передовыми идеями в области нейробиологии, молекулярной биологии и химии, биомедицины.

Мы ожидаем, что в результате их работы появятся решения, которые изменят имеющиеся подходы и методики исследований в различных областях, а также станут сервисами для последующих исследований. Входящие данные лабораторных исследований примут стандартизированную форму, согласно сформулированным требованиям, что сделает их адаптивными и применимыми для использования не только в прикладных ИИ-решениях, но и мультиагентных моделях.

В будущем планируется объединить лаборатории в Цифровой Кампус. Мы рассчитываем, что он станет значимым элементом цифровой трансформации научных лабораторий. И предоставит ученым, исследователям и инженерам возможность совершенствовать процессы, проводить эксперименты более эффективно и разрабатывать инновационные решения на основе цифровых технологий».
Дорогой непрерывного образования

Профильная подготовка школьников является одним из важнейших направлений подготовки квалифицированных специалистов.

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. Этот подход помогает ученикам развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготавливать их к решению задач различного уровня сложности, сориентировать в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности, а также развивать мотивацию к научно-исследовательской деятельности и мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее.

Новосибирский государственный университет экономики и управления уже несколько лет организует профильные классы. В 2023 году было заключено соглашение между Прокуратурой Новосибирской области, Департаментом образования мэрии г. Новосибирска и университетом о создании профильного прокурорского класса. Школьники прокурорского класса занимаются один день в аудиториях университета, посещают электронный тир и криминалистическую лабораторию. В дальнейшем школьникам предлагается продолжить обучение на специалитете «Судебная и прокурорская деятельность» с углубленной подготовкой по профилю прокурорской деятельности.

Руководитель проекта, заведующая кафедрой уголовного права и национальной безопасности НГУЭУ Надежда Верченко специально для НОП:

Многолетний опыт организации профильных юридических классов в университете показал хорошие результаты, в первую очередь, это повышение мотивации школьников старших классов к изучению профильных общеобразовательных дисциплин, дополненных углубленной подготовкой к сдаче ЕГЭ, формирование ценностных ориентаций, мотивов выбора профессии путем посещения судебных заседаний, мастер-классов от ведущих юристов и многое другое.
Образовательное пространство СНГ

Партнерство Россотрудничества и университета МИИГАиК в области переподготовки и повышения квалификации специалистов государств-участников СНГ в сфере пространственных данных продолжится в 2024 году. В прошлом году в целях реализации проекта «Сетевой университет стран СНГ по подготовке кадров в области геодезии, картографии, кадастра и дистанционного зондирования Земли» Россотрудничеством были выделены 240 квотных (бюджетных) мест для обучения граждан Узбекистана, Кыргызстана, Белоруссии и Южной Осетии по программам дополнительного профессионального образования (программам повышения квалификации).

Павел Шевцов, заместитель руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, специально для НОП:

Одним из приоритетных направлений деятельности Россотрудничества является работа с государствами-участниками Содружества Независимых Государств. МИИГАиК активно включился в проект по продвижению российских образовательных программ, предложив развитие партнерства с вузами в актуальной сфере пространственных данных. Наша общая задача обучить специалистов в лучших вузах России, повысить их квалификацию и востребованность на родине.


В университете МИИГАиК была разработана методическая и информационно-образовательная платформа, на которой размещены обучающие курсы по специальным дисциплинам, включающие в себя видеолекции, текстовые и графические материалы, задания для самостоятельной работы, а также контрольно-измерительные материалы по следующим образовательным программам: «Глобальные навигационные спутниковые системы», «Автоматизация топографических съёмок», «Визуализация геоданных», «Геоинформационные технологии. Геопортальные решения», «Сквозные цифровые технологии в сфере кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество» и «Создание и реализация инфраструктуры пространственных данных в целях развития территорий».

Надежда Камынина, ректор университета МИИГАиК, специально для НОП:

Университет МИИГАиК обеспечивает комплексную подготовку специалистов в области сбора, хранения, анализа и применения пространственных данных. Наше образование имеет большую востребованность в странах СНГ, многие специалисты оканчивали именно МИИГАиК в свое время. Тесно общаясь с коллегами из университетов стран Содружества, мы собираем образовательные курсы из таких программ, в которых нуждаются наши коллеги больше всего. Наибольший интерес вызывают те дисциплины, которые связаны с цифровизацией отрасли. Я благодарна Россотрудничеству за наш прекрасный опыт, показавший хорошие результаты и еще большую востребованность в нашем образовании. Безусловно, будем продолжать сотрудничество.


После подведения промежуточных итогов сотрудничество было признано успешным и продолжится в текущем и следующем 2025 году по программам более длинного цикла: программам профессиональной переподготовки и программам высшего образования, а в качестве перспективных планов в университете МИИГАиК рассматривается возможность создания сетевой магистратуры со странами СНГ.
На Выставке "Россия" продолжается II Съезд Движения Первых. После подведения итогов 2023 года (цифры весьма впечатляющие, особенно общее количество участников Движения, достигшее 4,7 миллионов) пошли и новости, связанные с перспективой на 2024 год. В эксклюзивном комментарии для НОП первое лицо Движения Первых Григорий Гуров ранее анонсировал важное изменение по повышению возрастной планки участников до 25 лет. Делегаты съезда – то есть сами дети – проголосовали за эту реформу. Продолжаем следить за событиямт.

Тем временем ВЦИОМ обнародовал данные опроса, посвященные Движению Первых. Информированность об их работе составляет 60% со стороны родителей детей в возрасте от 6 до 18 лет и 67% – среди самих школьников этого же возраста. Положительно к Движению относятся 74% опрошенных. По данным того же опроса, 93% участников Движения готовы рекомендовать его своим друзьям.

Статистика еще раз подтверждает, что смысловой деструктив и сомнительные селебрити – далеко не всё, что нужно детям. Сегодня мы наблюдаем заметный рост запроса на программы молодёжной политики "с земли", от самих детей и молодёжи, которая всё меньше хочет  бегать по подворотням, но желает созидать, дружить, приносить пользу, строить будущее. Поэтому ребята и записываются в активисты, участвуют в конкурсах, занимаются общественной работой. В рамках Движения Первых для них создаётся единое пространство, где дети вместе с родителями могут развиваться, влиять на развитие движения и создавать общественно полезный результат.
Forwarded from росмолодёжь
Марта Лесюк, член Экспертного клуба «Дигория», директор центра по взаимодействию ОАО «РЖД» Российского университета транспорта (МИИТ), один из авторов телеграм-канала «Научно-образовательная политика», специально для телеграм-канала «росмолодёжь»:

С 30 января по 1 февраля в Москве проходит Заседание II Съезда Движения Первых. Российское движение детей и молодёжи было создано по инициативе Президента России Владимира Путина в 2022 году. Первый съезд прошёл в декабре 2022 года в Москве при участии делегатов из всех 89 регионов России. Его участники утвердили Устав организации и 11 ценностей Движения. Всего в 2023 году в мероприятиях Движения Первых приняли участие более 7 млн человек. В планах на 2024 год: 15 крупных проектов и 30 масштабных мероприятий.

Второй съезд подведёт итоги первого года работы РДДМ и определит перспективы развития. Уже известно, что 89% делегатов Съезда проголосовали за внесение изменений в Устав Движения Первых. Одним из ключевых решений стало повышение максимального возраста участников с 18 до 25 лет.

Особую роль и важность Движения показывает и тот факт, что в первый день II Съезда с участниками встретились лично кураторы молодёжной политики – Первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко, заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова, руководитель Росмолодёжи Ксения Разуваева.

II Съезд проходит на Международной выставке-форуме “Россия”, ещё раз подчеркивая, что российская молодёжь уже сама по себе является достоянием и предметом гордости для страны наравне со всеми достижениями, представленными на ВДНХ.

Движение Первых по своей сути стало новой пионерией. В актуальных условиях на Движение возложена особая идеологическая миссия, связанная с формированием ценностно-мировоззренческих основ подрастающего поколения. Во многом это обосновывается современными геополитическими условиями.

Движение ставит перед собой глобальную цель: растить «наследников великих дел первооткрывателей, основателей и первопроходцев». Кроме того, Движение Первых становится социальным лифтом для ребят в самых разных сферах: медиа, наука, спорт и так далее. Неслучайно в число учредителей Движения вошли 26 организаций, включая «Большую перемену», Российский союз молодёжи, Российские студенческие отряды и многие другие, с которыми ассоциируются инструменты самореализации молодого поколения.

Сейчас формируется Стратегия молодёжной политики до 2030 года. Это означает, что молодёжная политика в России приобретает системный характер и собирает воедино все её элементы. И Движение Первых, безусловно, выступает одним из ключевых и опорных акторов молодёжки.

#МыслиПолитолога
Речевое воспитание личности

В Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина с 2004 года работает кафедра русской словесности и межкультурной коммуникации. Она является базовой структурой для Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, которую возглавляет Владимир Аннушкин – заслуженный профессор Института Пушкина, доктор филологических наук, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации, руководитель Школы русского слова:

Филология – наука о том, как с помощью культуры организуется наша словесная жизнь. Культура – совокупность ценностей, их сохранение и творческое развитие, позволяющее совершенствовать качество и стиль жизни. Человек – творение словесное, и слово должно делать его счастливым, а язык обеспечивать комфортное существование. Если мы общаемся с другими людьми умно и красиво, так же умно и красиво организуется наша жизнь и в семье, и в коллективе.


Профессор Аннушкин один из организаторов ежегодной Международной научно-практической конференции по риторики, которую Институт Пушкина проводит совместно с Московским педагогическим государственным университетом. 27-е по счёту мероприятие состоится 1 февраля в парк-отеле «Шереметьевский» и будет посвящено риторике в современном образовательном пространстве. Участники обсудят вопросы о значении языка в нашей жизни, поделятся опытом преподавания грамотной речи студентам и школьникам.

Наталья Трухановская, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, для НОП:

Язык – средство коммуникации, которая считается состоявшейся, когда цели совпали: тот, кому посылали информацию, понял её так, как хотел говорящий. Необходимо правильно выстраивать процесс общения, и в этом нам помогает риторика, искусство доказывать правдоподобное исходя из интересов – своих, своего коллектива, своей страны.

Быть искусным ритором, значит, иметь успех в любой области деятельности, поэтому нужно не только хорошо знать язык, но и грамотно выстраивать речь, чему в Институте Пушкина уже 20 лет учат на кафедре русской словесности и межкультурной коммуникации. Наши учёные разрабатывают направления риторики, ораторского искусства и культуры речи, зажигают интерес к этим дисциплинам у своих слушателей, среди которых не только студенты Института, но и учителя школ и их ученики. Важно, чтобы основы грамотной речи и владения языком закладывались со школьной скамьи как залог дальнейшего успешного развития личности.
Мосты возрождения

В 2023 году на площадке филиала НИУ МГСУ в Мытищах прошли успешные испытания макета наплавного моста из модульных полимерных понтонов. Технология может применяться в зонах чрезвычайных ситуаций и в труднодоступных регионах в качестве временных наплавных конструкций для строительных, исследовательских или сервисных работ на воде.

Разработка стала возможной благодаря совместной работе Министерства строительства и ЖКХ России, специалистов композитного дивизиона ГК «Росатом», Центрального научно-исследовательского института транспортного строительства и учёным из НИУ МГСУ в рамках реализации программы «Приоритет 2030».

Тестируемый понтонный мост, установленный за три дня, имеет длину 40 метров, ширину – 10 метров и состоит из более 5000 индивидуальных полимерных модулей. Он способен выдержать до двух загруженных автомобилей общей массой 50 тонн одновременно. Для проверки устойчивости по установленному мосту пустили тяжелую технику.

Эта разработка позволяет в 5 раз сократить сроки строительства мостов и на 20% уменьшить стоимость работ. Результаты испытаний будут использоваться при проектировании плавучих объектов из модульных полимерных понтонов.

Минстрой совместно с НИУ МГСУ ведет активную работу и по другим направлениям, связанным со стратегическим проектом вуза «Возрождение и восстановление новых регионов России», реализуемым в рамках программы «Приоритет 2030». Один из таких проектов – экспериментальный дом в Мариуполе, где сейчас идут работы по усилению конструкций разрушенных наружных стен. В будущем эта технология позволит восстанавливать и усиливать поврежденные дома вместо того, чтобы их сносить.
 
Ректор НИУ МГСУ Павел Акимов специально для НОП:

Мы уже очень много лет работаем в плотной связке с Минстроем и нашим стратегическим партнером Госкорпорацией Росатом. В кооперации с бизнесом и органами власти нами успешно реализуются проекты различного уровня. Участие в федеральной программе «Приоритет 2030» позволило нам увеличить количество таких проектов и научно-исследовательских работ. Большая часть НИОКР, которые мы выполняем вне программы, также соответствует нашим стратегическим проектам в рамках «Приоритет 2030». Испытание понтонного моста и все работы, связанные с ним, которые наши ученые провели, реализовывались в соответствии со стратпроектом НИУ МГСУ «Возрождение и восстановление новых регионов России», так как технология понтонных мостов является крайне полезной для проведения восстановительных работ в новых регионах.
АПЭК об АПК (1/2) – госполитика, вызовы, наука и образование

Новый доклад АПЭК «Развитие сельского хозяйства достижения новой России и вызовы будущего» среди стержневых задач выделяет сочетание научного, кадрового, образовательного и инновационного циклов. АПК является фактором национальной безопасности – причем не только «продовольственной», но также «научной», в том числе «генетической».

Ключевые цитаты

Главные вызовы, стоящие перед национальным АПК:
· выход на новый уровень технологического суверенитета в сфере сельхозмашиностроения и выпуска оборудования для пищевой промышленности,
· ускоренное внедрение новых разработок в сфере селекции, семеноводства, биотехнологий.


Развитие АПК традиционно рассматривалось руководством страны в контексте не только решения чисто экономических задач, но и в логике защиты государственного суверенитета.


Среди комплексов мер господдержи отмечены:

Комплексные меры поддержки смежных отраслей - в том числе производства сельхозтехники и аграрной науки.

Важным стимулом для развития селекции и семеноводства стала реализация федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2030 годы, ориентированной в том числе на формирование условий для снабжения российских агропроизводителей отечественными семенами и племенной продукцией, а также разработку технологий производства высококачественных кормов.


Наука делается в регионах, что относится и к АПК, и ко всей цепочке «генерация – трансфер – производство»:

Межрегиональное взаимодействие может стать важным фактором не только для привлечения инвестиций в перспективные агропроекты, но и для проведения новых исследований в сфере селекции и биотехнологий силами ключевых научных и образовательных центров субъектов.

Вызовы будущего: селекция, генная инженерия, искусственный интеллект

Уже в Доктрине продовольственной безопасности 2020 года был сделан акцент на стратегические риски и угрозы, затрагивающие агросектор, среди которых - климатические и агроэкологические угрозы (от тенденций в сфере изменения климата до риска деградации почв и последствий техногенных аварий), необходимость не допустить отставания от других развитых стран в уровне технологического развития производственной базы, а также социальные угрозы, обусловленные снижением привлекательности сельского образа жизни. По сути эти вызовы связаны с необходимостью комплексно реагировать на сочетания технологического, кадрового и экологического факторов, что, вероятно, сохранит актуальность и в будущем - на фоне появления новых технологий, например, в сфере применения генной инженерии и искусственного интеллекта.


Высшее образование

Уже в 2024-2026 годах это создает необходимость постепенного увеличения поддержки как аграрных вузов, так и профильных среднеспециальных учебных заведений, а в перспективе до 2030 года - качественной модернизации программ подготовки специалистов отрасли и, возможно, появления новых специальностей с учетом развития технологий. Это, в частности, будет предполагать и масштабное обновление технологической базы соответствующих учебных заведений.

Сотрудничество

Таким образом, решение кадровых задач для АПК на фоне развития новых технологий уже в период 2024-2030 годов становится стимулом также для расширения производства отечественного научного оборудования и реализации совместных проектов в этой сфере с дружественными и нейтральными государствами.

В сфере селекции также сохраняются перспективы сотрудничества российских регионов с партнерами из дружественных и нейтральных государств.

Многоугольники взаимодействия: государство – наука – образование – бизнес – регионы

В первую очередь такое сотрудничество будет касаться подготовки кадров, но в перспективе подобное взаимодействие предприятий АПК и аграрных вузов в сибирских и северных субъектах может стать стимулом для новых исследований в сфере селекции с учетом новых глобальных вызовов.


Подробнее.
АПЭК об АПК (2/2) – генетика и элиты

Генетика

Владимир Путин неоднократно подчеркивал ошибочность введения дополнительных барьеров в сфере развития генной инженерии, например, высказав такую позицию в ходе встречи со школьниками во Владивостоке в сентябре 2021 года. Такой курс получил дальнейшее развитие и при планировании программ развития аграрного образования и науки. Так, министр науки и высшего образования Валерий Фальков в феврале 2022 года заявил о необходимости введения специальности «инженерия в сельском хозяйстве» с акцентом на генетику и молекулярную биологию.

Такие приоритеты также становятся стимулом для развития аграрной науки. В рамках изменений, внесенных в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы постановлением правительства от 30 сентября 2023 года №1614, были выделены 4 новые подпрограммы: «Развитие селекции и семеноводства зерновых культур», «Развитие селекции и семеноводства овощных культур», «Развитие селекции и семеноводства кукурузы» и «Улучшение генетического потенциала крупного рогатого скота молочных пород».

Скорее всего, стимулом для развития генной инженерии станут и задачи по увеличению доли использования отечественных селекционных и генетических разработок в общем объеме рынка семенного материала — в соответствии с новой редакцией названной выше программы этот показатель к 2031 году должен достигнуть 75%.


Также отмечена важность цифровой трансформации АПК и применения новых технологических решений – например, «дронизации» сельского хозяйства.

Бенефициары и сигналы

Главный герой доклада – министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. Его работа дискурсивно встраивается в более широкий контекст научно-образовательной и инновационно-технологической госполитики. Подчеркнута эффективность его работы, в том числе – по (про)активному реагирования на ключевые тренды развития, задаваемые президентом и премьер-министром. Здесь сигнал подан напрямую.

Бенефициаром являются Михаил Ковальчук и Курчатовский институт. Напрямую они не поименованы, однако высоко оценено значение Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства, где Курчатник является головной научной организацией. Также обозначена экзистенциальная значимость развития генетики – в соответствующей ФНТП Курчатовский института аналогично выполняет тот же функционал ГНО. В данном случае Курчатник и его президент «блистательно отсутствуют» в докладе АПЭК.

Ближе к концу 2023 года в руководстве ФНТП РСХ произошли изменения. Ее совет теперь функционирует под единоличным руководством Дмитрия Патрушева. Зафиксирован статус Минсельхоза как главного координатора Программы, а Курчатовского института – как головной научной организации. В качестве ответственных исполнителей наравне с Минсельхозом названий Минпромтор и Минобрнауки.

Бенефициар «второго плана» - министр науки и высшего образования Валерий Фальков (и само Минобрнауки). Отмечается эффективная реализация ими заданных ориентиров и имманентная взаимосвязь с аналогичной работой Минсельхоза и его главы Дмитрия Патрушева.

Косвенно обозначены явные претензии «группы Патрушева» на воссоединение профильной науки и высшего образования под сенью Минсельхоза. Здесь же можно усмотреть апелляцию к проекту «деконструкции РАН» с обратным выделением из ее состава РАСХН. Обозначена претензия на выход в эшелон прямого элитного взаимодействия – как с РАН (в нынешнем формате), так и с Курчатовским институтом.

Примечательно, что в докладе не упомянута Иннопрактика (гендиректор – Катерина Тихонова, заместитель – Наталья Попова (член Совета программы). В фокусе внимания Иннопрактики весомо присутствуют наука и технологии АПК. В этой связи отсутствие упоминания в докладе примечательно и символично.
В Ярославле открылась «Школа 21»

В церемонии открытия приняли участие глава Сбера Герман Греф и губернатор Ярославской области Михаил Евраев, а также председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Репик.

Герман Греф:

Все сферы без исключения – наука, сельское хозяйство, архитектура, машиностроение, медицина – будут опираться на суперсовременные цифровые технологии, на специалистов в области искусственного интеллекта. «Школа 21» готовит специалистов самого высокого уровня. Мы, Сбер, как работодатель, а у нас работает порядка 45 тыс. инженеров в компании, по качеству подготовки не видим ей равных


Открытие кампуса в Ярославле, по словам Грефа, стало самым быстрым «с точки зрения скорости». Проект, напомним, реализуется совместно с администрациями регионов. «Школа 21» позволяет россиянам старше 18 лет получать востребованное образование в сфере IT абсолютно бесплатно.
Бионический гарант технологического суверенитета (1/2)

Три проекта Центра компетенций (ЦК) НТИ «Бионическая инженерия в медицине» Самарского государственного медицинского университета Минздрава России отобраны для реализации в рамках технологического суверенитета.

Все три проекта полностью отвечают «Приоритетным направлениям проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации» и «Концепции технологического развития на период до 2030 г.», утвержденных Правительством Российской Федерации.

Первый проект посвящен созданию «умных покрытий» эндопротезов. Такие покрытия обладают интегрирующими и антибактериальными свойствами и позволяют повысить биосовместимость при эндопротезировании суставов, что снижает риск асептического расшатывания и потери костной ткани. «Умные» покрытия дифференцированные, отвечают природным принципам и «включаются» в определенное запрограммированное время. 

Второй проект – бионические реабилитационные устройства с ЭМГ-датчиками и программным комплексом – «умная одежда». Это современное диагностическое устройство, которое позволяет получить максимально объективную оценку работы мышц. ЭМГ-датчики измеряют силу напряжения мышц при работе и передают информацию на смартфон.

Уже создано три продукта: MioBody для спортсменов, MioOrto для пациентов после травм колена, и MioOcto для пациентов реабилитационных центров для диагностики работы мышц. Сейчас MioOrto проходит тестирование в Клиниках СамГМУ на пациентах, планируется получение регистрационного удостоверения на медицинское изделие и окончательное оформление коммерческого продукта. В планах на этот год - выход на коммерческие продажи и производство не менее 20 единиц продуктов.

Третий проект – разработка несъемных экзопротезов, которыми можно будет управлять как собственной конечностью. Разработка ведется консорциумом, в который входят участники рынка НТИ «Нейронет»: ООО «Моторика», Союз «Кибератлетика», ЦК НТИ «Бионическая инженерия в медицине» на базе СамГМУ и группа компаний «Салют-Орто». Эксперты от СамГМУ отвечают за разработку остеоинтегрированного штифта с различными покрытиями, который будет интегрирован в кость и на котором будет размещаться экзопротез, а также методику оперативного вмешательства для его чрескожной имплантации.

Всего ЦК НТИ на базе СамГМУ реализует семь проектов. Остальные четыре посвящены направлениям персональные медицинские помощники, 3D-моделирование тела человека, биопринтингу и производству высокотехнологичных бионических продуктов на основе опорных тканей человека.
Бионический гарант технологического суверенитета (2/2)

Александр Колсанов, ректор СамГМУ Минздрава России, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ специально для НОП:

Университет на протяжении последних лет выступает драйвером развития нового сектора экономики «Информационные технологии в здравоохранении». В этой логике СамГМУ создает и выводит на рынок прикладные разработки полного инновационного цикла от идеи до коммерциализации. И одной из приоритетных задач для нас является участие в формировании технологического суверенитета в области здравоохранения.

Важным достижением в этом направлении стало то, что инновационные разработки СамГМУ были включены в дорожную карту правительственного мегапроекта технологического суверенитета по локализации производства наиболее востребованных медицинских изделий. Этот значимый шаг показал нам, что мы уверенно идем по правильному пути и реализуем проекты, актуальные для нашей страны.

В конце 2021 года СамГМУ перешел на новый этап, создав на своей базе Центр компетенций НТИ по направлению «Бионическая инженерия в медицине». Это консорциум, который объединен вокруг семи проектов: дифференцированные, отвечающие природным принципам «умные покрытия» эндопротезов, «умная одежда» приема-передачи сигналов биометрического мониторинга состояния человека и нейро-миоуправлением, разработка бионических экзопротезов с нейроуправлением, персональные медицинские помощники, 3D-моделирование тела человека, биопринтинг и производство высокотехнологичных бионических продуктов на основе опорных тканей человека.

Среди этих проектов три были отобраны для реализации в рамках технологического суверенитета по итогам экспертного совета Платформы НТИ во главе с соруководителем экспертного совета АНО «Платформа Национальной технологической инициативы», академиком РАН Сергеем Алдошиным. Участие СамГМУ в Национальной технологической инициативе, объединяющей ведущие вузы и компании страны, обеспечивает мощнейшую поддержку в реализации инновационной политики университета и создании новых разработок, которые будут служить на благо пациентов.