НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Первые в истории Игры Будущего официально открыты, и пусть победят сильнейшие!

21 февраля в Казани прошла церемония открытия первых Игр Будущего, инновационного мультиспортивного турнира в концепции фиджитал.

Участие приняли 2000 спортсменов из 107 стран, миллионы болельщиков дали старт истории уникальных соревнований на стыке физического и цифрового миров.

Зрители стали участниками высокотехнологичного и мультимедийного фиджитал-шоу с игрой света, пространства и проекций одновременно в двух реальностях.

Президент отметил:
«Россия была и остается одной из ведущих спортивных держав планеты, родиной великих атлетов, побед и рекордов».

В процессе церемонии искусственный интеллект раскрыл футурологические прогнозы по 8 направлениям мира будущего: города и урбанистика, роботизация, образования, медицинские и биотехнологии, сельское хозяйство и экология, освоение космоса, транспорт, энергетика.
Лауреат премии президента для молодых ученых - о новых методах геологоразведки

В ТАСС в Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция, посвященная разработке новых методов оценки месторождений стратегически значимых металлов и их практическому применению. Спикерами выступили ключевые представители этой сферы: проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Сергей Микушев и лауреат премии президента РФ для молодых ученых в области науки и инноваций за 2023 год, доцент кафедры геохимии СПбГУ, научный сотрудник лаборатории изотопной геологии Института геологии и геохронологии докембрия РАН Ольга Якубович.

Ольга Якубович, проецируя речь на своем опыте, объяснила как проходят геологоразведывательные процессы и какие методы нужно использовать, чтобы ускорить приближение результатов исследования:
Перед геологами как перед исследователями стоит задача сократить затраты на проведение геологоразведочных работ, так как месторождения нужных руд обнаруживаются не часто, а при поиске изначально затрачивается много ресурсов. Поэтому геологам нужно понять, как сузить более интересные территории для новых объектов. Предложенный нами метод основан на измерении радиогенного геля в минералах (изумруд). Он стал возможен благодаря ряду фундаментальных открытий, которые нам показали, что концентрация геля в этих минералах сохраняется на протяжении десятков миллионов, миллиардов лет практически полностью. А значит - действительно возраст материалов можно определять по данному методу.

И раньше тоже можно было определять возраст минералов, но не в том объеме, в котором мы это делаем сейчас. Есть методы, которые применялись в лабораториях, но не могли быть применены на практике «полевых условий». Геологоразведка - длительный процесс, занимает несколько лет. Это работа большого количества исследователей, геологов, студентов. Конкретного района интересов нет - поэтому мы работаем по всей территории страны. Студенты в рамках практик научных работ включаются в наши проекты, едут в поля с академическими институтами, геолслужбой.


В целом научные исследования не позволяют экономить большие проценты, максимум, что возможно сократить - 0,2%. Но вычисляя эту долю от всей суммы, потраченной на исследование, она может достигать несколько миллионов, миллиардов.

Сергей Микушев отметил значимость премии для ее получателей:
Достижение премии - это есть качественный показатель. Ученые, получая ее, понимают, что они востребованы в мире. Эта премия крайне важна, так как она высшая в стране для молодых ученых.Вузы их поддерживают, но необходимо понимать, что у вуза много направлений исследований. И мы не можем уделять время каждой сфере одинаково, но стараемся везде держать фокус.

Проблема с кадрами
Важно, чтобы шло большее количество студентов на направления подготовки геохимических наук, потому что спрос на людей есть, но их самих не хватает. Все исследователи жадные до кадров, им всегда не хватает людей. Но тот геолог, который выпускается из вуза сегодня - выращен на отличных от старшего поколения исследований, методов. Мы учим их, чтобы они ставили те задачи, которые смогут приносить большие дивиденды. Состоявшихся молодых ученых и новоиспеченных студентов отличает умение представлять материал, делать презентации. Для молодых ученых в начале пути в науке - это было что-то удивительное, а сегодняшнее поколение уже со школьной скамьи знакомы с этим.

Работа с зарубежными коллегами
Научное взаимодействие сохранилось и с западными коллегами, и с БРИКС. Но по понятным причинам геологи не могут в полную силу работать с, например, американскими геологическими службами - из-за запретов с их стороны. Но связь поддерживается, как и у любых коллег-ученых.
Горное дело Университета МИСИС в Узбекистане

В феврале прошла торжественная церемония вручения дипломов первым выпускникам специалитета «Горное дело» Алмалыкского филиала Университета МИСИС @nust_misis.

Для всей отрасли и вуза событие является важнейшим в формировании кадрового потенциала качественных специалистов горного дела, так как квалификация «Горный инженер» не присваивалась в Узбекистане с 1999 года, последние 25 лет выпускались только бакалавры горного дела. Все выпускники уже трудоустроены на горнодобывающие предприятия республики.

Ректор НИТУ МИСИС Алевтина Черникова специально для НОП:
Горнодобывающая отрасль – одна из самых быстроразвивающихся в экономике Республики Узбекистан. Сегодня как никогда востребованы инженеры и специалисты в сфере освоения недр. Университет МИСИС входит в топ-25 лучших вузов мира по направлению «Инжиниринг – Горное дело» по версии международного рейтинга QS. Знания, навыки и компетенции, полученные студентами Алмалыкского филиала НИТУ МИСИС, станут прочной основой для построения успешного профессионального пути. Выпускники внесут значимый вклад в развитие промышленности Узбекистана, укрепление связей между нашими странами.
Вице–премьер Дмитрий Чернышенко, о создании "Российского университета" в Дубае:

"Данная инициатива получила поддержку на самом высоком уровне, что позволит "Российскому университету" стать одним из драйверов научно-образовательного сотрудничества между нашими странами. Мы готовы начать подготовку кадров уже в следующем году на базе существующих университетов в ОАЭ, и в качестве следующего шага предлагаю обсудить технические параметры, площадку, учебные программы и другие критерии создаваемого университета"

https://ria.ru/20240221/oae-1928641392.html
Валерий Фальков встретился с членом фракции КПРФ, первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Олегом Смолиным

На встрече обсуждались вопросы развития системы высшего образования и науки Омской области, в частности:

📍планы по развитию инфраструктуры Омского государственного технического университета, Сибирского автомобильно-дорожного университета, а также Омского аграрного научного центра,
📍последующее развитие программы создания сети современных кампусов,
📍заявку Омской области на создание научно-образовательного центра,
📍новые экономические механизмы и программы развития высшего образования и науки в стране.

Также Валерий Фальков и Олег Смолин обсудили планы работы Совета Минобрнауки России по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и включение Минобрнауки в работу с экспертным советом по негосударственному образованию и частно-государственному партнерству при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию.

Отметим, Валерий Фальков планирует посетить с рабочим визитом Омск уже в марте.
ПИШ: итоги’23 и ротации

Совет по грантам заслушал годовые отчеты вузов, на базе которых развернуты «Передовые инженерные школы». Подведены итоги очередного года функционирования ПИШ.

Расширение – по решению президента РФ проект продлен до 2030 года увеличен с 30 до 50 участников. Также повысилась финансовая поддержка.

Передовые инженерные школы распределены на три группы, внутри каждой произошли ротации. Советом по грантам программы развития школ оценивались по ряду критериев, среди которых: амбициозность целей и результаты их реализации (в том числе соответствие Стратегии научно-технологического развития России), работа с высокотехнологичными компаниями и объем средств, которые предприятия вложили в школу.

Группа 1
Участников стало 6 (было 4):
Сохранили позиции: Питерский политех (СПбПУ), ИТМО, МГТУ им. Баумана.
Из второй группы продвинулись: Самарский госмедуниверситет и К(П)ФУ.
Из третьей взлетел Южный федеральный университет.

Каждой ПИШ на 2023 год выделено по 634,5 млн руб.

Группа 2
В ней теперь 17 участников (ранее было 20):
Сохранили позиции: Университет МИСИС, ТУСУР, НГУ, Иннополис, УРФУ, Уфимский университет науки и технологий, ТГУ, ДонГТУ, КНИТУ, МАИ.
Из первой группы переместились: МФТИ, Томский политех.
Из третьей поднялись Корабелка (СПбГМТУ), Сеченовский университет, ДВФУ, РНИМУ им. Пирогова, Нижегородский гостехуниверситет.

Каждая из Школ получит по 427,7 млн руб.

Группа 3 – сформирована из тех вухов, что ранее находились эшелоном выше.

Семь участников, каждый из которых получит по 220,9 млн руб: Самарский университет, Пермский политех, Университет Лобачевского (ННГУ), РХТУ им. Мендеелва, Новгородский университет им. Ярослава Мудрого, Псковский госуниверситет и Воронежский ГАУ им. императора Петра I.

Портал Минобрнауки подводит итоги проекта ПИШ за 2023 год:

• Количество студентов 30 передовых инженерных школ превысило 6 тыс. человек.
• По программам дополнительного профессионального образования обучение прошли более 7,4 тыс. инженеров.
• Повысили квалификацию и/или прошли профессиональную переподготовку свыше 7,6 тыс. преподавателей и управленцев.
• Партнерами проекта выступают 160 высокотехнологичных компаний. Планируется, что к концу 2024 года их число увеличится до 290.
• На базе 30 школ создано более 160 специальных образовательных пространств.
• Более 22 тыс. школьников приняли участие в деятельности инженерных школ и различных профильных мероприятиях. В том числе были организованы проектные школы и экскурсии, проведены образовательные интенсивы и олимпиады — всего порядка 30 инициатив. Вместе со студентами и наставниками из высокотехнологичных компаний ребята смогли поработать над различными инженерными проектами, а также поучаствовать в научно-технических исследованиях.

Напомним, что ПИШ является одним из основных форматов поддержки и развития инженерно-технического образования. Он имеет генетическое родство с Профессионалитетом, который сфокусирован на новое качество СПО и подготовку высококвалифицированных рабочих кадров.

По своему научно-политическому престижу ПИШ занимают свое законное место среди ключевых форматов господдержки, в целом – на уровне спецчасти Приоритета 2030. Отметим и то, что участники активно интегрируют различные программные мероприятия в рамках единых стратегий развития.

Подробнее.
Министры в атаке: турбулентность нарастает 1/3

Чем ближе к дате выборов президента России и последующей перезагрузке состава правительства РФ, тем выше борьба (меж)элитных групп и в сфере образования и науки.

Последний раз похожее мы наблюдали в период борьбы за кресло президента РАН — тогда дуэль лоббистских команд двух основных кандидатов наблюдал весь русскоязычный Telegram, информационные атаки стали фоном последних недель перед выборами. Сейчас мы можем видеть две происходящие параллельно информационные атаки в адрес главы Минпросвещения Сергея Кравцова и главы Минобрнауки Валерия Фалькова. Атака против Кравцова строится на масштабируемом тезисе о якобы массовых увольнениях школьных учителей, а Фалькова пытаются "укусить", используя технические ляпы аппарата Минобрнауки и критические замечания руководства Государственной Думы. В обеих атаках Telegram в очередной раз стал главным полем информационного боя.

Напряжённый информационный фон порождает всё больше прогнозов и "гаданий на кофейной гуще" относительно возможных измений в составе основных акторов научно—образовательной политики в следующем составе правительства РФ.

Примечательно, что в последние недели немало вхожих в высокие кабинеты лиц в кулуарных беседах транслируют разного рода "инсайды", часто противоречащие друг другу.

"Фальков уйдёт, давление сильное, вы же читали Telegram", "министр остаётся на посту, он комфортен почти всем элитам" , "Валерий Николаевич, возможно, будет совмещать с должностью вице–премьера, но состав министерства серьёзно перетряхнут", "Кравцов точно уходит в АП на повышение, он уже согласовал", "Кравцов остаётся министром, у него всё отлично, традиционно поддержали "силовые" и лично СВК", — подобные утверждения сегодня звучат в среде руководителей научно—образовательной сферы, мы приводим дословные цитаты конкретных высокопоставленных функционеров.

Из истории назначений прошлых составов правительства РФ, мы все хорошо знаем, что даже самые логичные прогнозы и проверенные инсайды от "знающих людей" могут быть совершенно ошибочными.

Например, в последние часы работы Михаила Котюкова главой Минобрнауки бОльшая часть его окружения не просто была уверена в переназначении, а буквально (с шампанским) отмечала согласование министра на новый срок. Члены редакции НОП тогда были среди мизерного числа людей, кто отмечал признаки скорого карьерного роста Валерия Фалькова (он это знает) — мы ошиблись совсем немного, предполагая что его ждёт скорое назначение на должность первого замглавы Минобрнауки.

Не претендуя на 100% гарантии прогноза, считаем своевременным поделиться с читателями НОП рядом наших гипотез и предположений относительно возможных изменений в Минпросвещения и Минобрнауки.
👍1
Министры в атаке: турбулентность нарастает 2/3

Минобрнауки

Около 10 наших респондентов убеждены, что сферу СПО ждёт скорое переподчинение в состав Минобрнауки РФ. В случае прирастания функционалом госполитики в сфере СПО министерство станет ФОИВ-монополистом управления на всех уровнях профессионального образования, что позволит ему укрепить и расширить масштаб работы по макрозадачам формирования кадрового и технологического суверенитета России. Так, в этом случае стоит ожидать синхронизации работы ФП "Профессионалитет", программ "Приоритет 2030" и "ПИШ".

В то же время, ряд инсайдеров НОП убеждены в том, что грядут большие изменения в сфере управления наукой. Они могут касаться своеобразного возврата к укреплению управленческой субъектности РАН. Полномочия Российской академии наук могут быть расширены, о чём говорят отдельные косвенные признаки недавних управленческих решений (например, переподчинение ВАК от Минобрнауки в РАН). При этом, речь может идти не о полном уходе науки из Минобрнауки, а скорее о реорганизации функционала ее администрирования в партнёрской связке "Минобрнауки–РАН".

Возможные решения в части изменения модели управления сферой науки могут быть озвучены в рамках масштабной деловой программы 300-летия РАН.

Также ожидаем в следующем составе Минобрнауки заметного укрепления и развития международных вузовских проектов, причём совместно с другими министерствами и ведомствами (работа по "прокачке" "славянских" университетов в странах СНГ уже начата Минобром). Флагманом на этом направлении станет появление "Российских университетов" в дружеских странах дальнего зарубежья. Первым станет "Российский университет" в Дубае как альтернатива аналогичным проектам западных стран—например, "Американским университетам", работающим в многих странах (в т.ч. в ОАЭ). Российский концепт подразумевает строительство полноценного университетского кампуса, а за учебную программу будут отвечать не отдельные российские вузы, а межвузовские консорциумы (включая и зарубежных партнёров).

Реорганизация может коснуться и задач/функционала в сфере государственной молодёжной политики министерства. Сформированная в последние годы федеральная модель, с одной стороны, подразумевает смысловое единство и взаимодействие различных госкоманд (Росмолодежь, Минпросвещения, Минобрнауки, Движение Первых, КМП ГД и др.), с другой – поощряет конкурентную борьбу этих же команд и их лидеров. Принцип "разделяй и властвуй" в молодёжке стал триггером роста профессиональной зрелости, компетенций и аппаратного веса для целой плеяды молодых руководителей орбиты влияния Сергея Кириенко: Ксении Разуваевой, Григория Гурова, Артёма Метелева и других. К ним можно отнести и замглавы Минобрнауки Ольгу Петрову, которую в последнее время на больших мероприятиях всё чаще можно увидеть рядом с Сергеем Владиленовичем. Предполагаем, что Ольгу Петрову может ждать карьерное и аппаратное усиление по одной из опробованных ранее моделей карьерного трансфера ее коллег. Так, Ксения Разуваева, курировавшая ранее сферу молодёжки в АП, возглавила ФОИВ (Росмолодёжь). Ее предшественник Александр Бугаев стал ключевым (первым) замглавы Минпросвещения, а замруководителя Росмолодёжи Григорий Гуров возглавил "почти ФОИВ" Движение Первых.

Что касается кандидатуры министра, актуальный аппаратный вес Валерия Фалькова и состояние его стратегических союзов с элитными группами госполитики делают действующего министра главным фаворитом. Более того, сразу несколько наших инсайдеров из различных команд убеждены, что статус Фалькова–министра может быть совмещён с постом вице-премьера.

При этом практически все опрошенные нами эксперты уверены, что оргструктура и руководящий состав Минобрнауки будут существенным образом обновлены. В первую очередь ожидаем кадровых изменений в блоке администраторов НП "Наука и университеты". Среди топ–менеджеров министерства также есть эффективные руководители, пришедшие по специальным личным предложениям кураторов сферы (условно, "нельзя же отказать вице–премьеру"). В приватных разговорах они предполагают (а кое-кто и надеется) что скоро сменят работу.
Министры в атаке: турбулентность нарастает 3/3

Минпросвещения

Часто звучащий в различных кулуарах прогноз состоит в том, что в оргструктуре нового правительства РФ Минпроса может не оказаться вовсе, что его объединят с Минобрнауки, вернувшись к старой модели единого министерства.

У этого сценария есть лоббисты и такая вероятность существует, но по мнению НОП, шансы довольно низкие, не более 15–20%. За годы разделения центров управления школами, СПО и вузами между Минпросвещения и Минобрнауки произошло глубокое размежевание по линии управляющих элит, включая вице– премьерскую ("Голикова– Чернышенко"), методологических и орг‐управленческих подходов. Кроме этого, аппарат Минпросвещения совсем недавно переехал в новое большое здание, что способствует расширению функционала, а не его сокращению.

В то же время, комплексные изменения оргструктуры и функционала Министерства весьма вероятны. Возможно, из состава обновлённого Минпросвещения в Минобрнауки полностью перейдёт управление сферой среднего профессионального образования.
Схожее изменение может затронуть и управление педагогическими вузами, которые ранее перешли в Минпросвещения из Минобрнауки. Несмотря на общероссийский рост интереса абитуриентов к профессии педагога, Минпросвещения и Минобрнауки пока не удалось выстроить полностью командную работу по координации сферы подготовки будущих учителей. Де факто, сегодня существует как будто две различных системы обучения— в вузах Минпроса и вузах Минобра, с низким уровнем двусторонней кооперации (а местами и прямой конкуренции) между собой.

Учитывая, что активная круглогодичная работа с педагогическим составом является ключевой задачей и для внутриполитического блока АП (через Центр Знания "Машук", Движение Первых, Знание, РСВ, Росмолодёжь и т.д.), это тоже может стать фактором оптимизации орг–управленческой модели управления педвузами.

Изменения в таком случае затронут нацпроекты "Наука и университеты" и "Образование" — придётся переподчинять часть федеральных проектов, вносить изменения в утвержденные правительством РФ "дорожные карты".

В то же время, обновлённое Минпросвещения может прирасти новыми полномочиями, функционалом и расширением госзадания в сфере воспитательной и просветительской работы с детьми школьного возраста. Укрепление министерства также может затронуть сферу детских общественных проектов, (особенно в части истории России), а также интеграции Министерства с проектами родственных госкоманд ("Движение Первых", "Знание" и др.).

Что касается карьерных траекторий руководителей, мы действительно слышали от различных достоверных источников версию о возможном переходе Сергея Кравцова на другой участок руководящей работы в сфере образования, при этом без потери статуса и аппаратного веса. Некоторые наши респонденты уверены, что инициатором возможного карьерного транзита является сам Сергей Сергеевич Кравцов, и речь может идти о фактическом повышении статуса (в т.ч. речь может идти о руководящей работе в АП). У министра действительно исторически мощная "группа поддержки" именно на Старой площади. Причём в различных структурах АП, включая Контрольное управление, отвечающее за контроль исполнения поручений президента РФ. Есть у Сергея Кравцова и иные "точки опоры" — наши источники особо отмечают хорошие рабочие отношения с Сергеем Кириенко и представителями силового блока.

Наблюдаемая информационная атака последних недель в адрес главы Минпросвещения с критической оценкой его работы впервые на нашей памяти мотивировала Медиаслужбу министерства запустить встречную PR-кампанию в поддержку своего шефа, направленную не на широкую публику (охваты), а с предметным фокусом на экспертное сообщество и элиту сферы госуправления. Кроме этого, программа событийных мероприятий с участием Сергея Кравцова в последние дни чрезвычайно насыщена по принципу "в нужное время в нужном месте", с оперативной "подсветкой" в Telegram.
Защиты – больше да лучше?

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал данные о защитах кандидатских диссертаций и ключевые тенденции в этой сфере.

Минимум был достигнут в ковидный 2020-й год, также эхом отозвалось ужесточение требований к диссоветам. Всего в 2020-м защитили 6594 диссертации. С этого момент продолжается неуклонный рост. Одновременно с увеличением количества аспирантов.

Важным фактором стал возврат «научной аспирантуры» - замена ФГОС на федеральные государственные требования и обязательность предзащиты по итогам обучения.

В 2022-и проведено уже 9544 защиты – на 44,7% больше, чем в 2020-м.

В университетах защищается 76% диссертаций, в научных институтах – 22,3%. В следовых количествах присутствуют защиты на базе организаций ДПО.

Интересный аспект – сроки защиты. В 2022 г. 18,3% сделали это в период подготовки или досрочно. Больше половины (57,9%) защитились за пределами срока обучения, 23,8% были соискателями.

Здесь важно пояснить, что по новой реформе аспирантуры (возврат к «научной») сама по себе защита не входит в срок освоения программы подготовки. Завершением является предзащита, но дается еще около года на непосредственную процедуру уже в диссовете.

«Научная аспирантура» изменила «правила диссертационной игры», но в 2022-м те, кто поступал по этому новому формату еще не успели выйти на (пред)защиту.

Аналитики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ делают вывод:

В последние годы растет не только численность обучающихся по программам аспирантуры, но и их результативность, главным показателем которой является число защит диссертаций. Доля защит, проведенных до окончания периода обучения, также постепенно увеличивается, хотя пока она заметно ниже, чем в 2010 г., что свидетельствует о сохранении некоторых факторов, сдерживающих планомерную работу аспирантов над своими исследованиями.


Аспирантура, вернувшись в «научное» русло, тем не менее, остается в эшелонах высшего образования. Реформа высшей школы однозначно затронет и аспирантский уровень. Поступать туда смогут выпускники и базового высшего (4-6 лет), и магистрантского (1-3) уровня подготовки.

Магистратура как уровень специализированного высшего образования будет включать в себя исследовательский трек. А следовательно, мы можем ожидать активного формирования сопряженных программ «магистратура – аспирантура» со сроками обучения (если механически суммировать от 4 до 7 лет).

Однозначно кризисный для системы подготовки кадров высшей квалификации 2020-й преодолен, тенденции однозначно позитивные. Дебаты же о качестве и содержании работ являются вечными. При этом новая система научной аспирантуры делает именно подготовку диссертации ключевой задачей – следовательно, в течение 1-2 лет мы можем ожидать увеличения количества защит. Это будет происходить из-за увеличения доли защитившихся в общем количестве аспирантов. В более долгосрочной перспективе сыграет свою роль и расширение бюджетных мест по ключевым направлениям, что являются важными для обеспечения научно-образовательного суверенитета.

Подробнее: материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и статья Коммерсанта.
Лидеры культурных изменений 
 
Сегодня роль сферы культуры во многом заключается не только в сохранении и приумножении нашего культурного наследия, но и в доступной трансляции наших ценностей широкому потребителю. Задача адаптации под час довольно консервативного «контента» для всех возрастов – задача уже не деятелей культуры, а управленцев, обладающих компетенциями как в сфере культуры, так и в менеджменте. В этой связи особенно важным направлением образования становится подготовка управленцев в сфере культуры. 
 
Университет Вернадского @rgunhru совместно с Продюсерским центром «Интеграция» запустили инновационный образовательный проект по подготовке управленческих кадров «Культурный код территорий». В рамках совместного проекта была организована программа «Современные подходы к управлению учреждениями культуры». 
 
Обучение по образовательной программе уже прошли более 50 человек, среди которых: руководители учреждений культуры и досуга, а также министры, замминистры регионов, курирующие сельские территории РФ, в том числе ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Первые результаты программы были представлены Министерству сельского хозяйства Российской Федерации. 
 
Елена Певцова, ректор Университета Вернадского, специально для НОП:
Учреждения культуры, расположенные на сельских территориях, аккумулируют значительный творческий потенциал, вместе с тем для поступательного развития отрасли руководители данных учреждений должны обладать профильными управленческими компетенциями, которые необходимы, чтобы сделать рывок вперед. Сегодня важно подготовить современных управленцев в сфере культуры и образования для регионов, сельских территорий и малых городов.
Продолжаем дела предшественников: комментарий для НОП

На заседании Попечительского совета Технологического университета им. А. А. Леонова @unitech_mo, которое прошло 16 февраля, особо были отмечены существующие ограничения для дальнейшего развития образовательной и научно-технологической деятельности Университета.

И. о. ректора Технологического университета им. А. А. Леонова Наталья Фролова рассказала НОП о планах Университета по решению этой задачи:
Мы поставили перед собой задачу по увеличению общей численности студентов по всем образовательным программам – не менее 7,5 тысяч к 2032 году. Конечно, ее решение возможно только при снятии инфраструктурных ограничений.
Возможности для рывка в образовании, исследованиях и разработках даст возобновление строительства учебно-лабораторного корпуса на 14 тыс. кв. м., в котором по проекту предусмотрено 80 учебно-лабораторных помещений. Введение корпуса в эксплуатацию позволит Университету нарастить базу для развития научных исследований и разработок. Необходимо включить объект незавершенного строительства в федеральную адресную инвестиционную программу. Мы обращаемся с просьбой к Попечительскому совету оказать содействие в решении данного вопроса и привлечении федеральных ресурсов на строительство.

Инфраструктурный вопрос мы также планируем решить, используя наши партнерские связи с Технопарком имени Циолковского, где сможем стать резидентами вместе со своими малыми инновационными предприятиями и совместно создавать научно-образовательные пространства.