НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Российская наука — наука молодых

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков прочитал лекцию участникам Всемирного фестиваля молодежи в рамках просветительского марафона «Знание.Первые».

Сотни научных лет

«Мы за новые научные и образовательные проекты, чтобы знания меняли жизнь к лучшему независимо от того, где живут ученые. Россия — это открытая страна. Мы гордимся нашей историей и наукой. В этом году мы празднуем 300 лет РАН. Это означает, что, как минимум, 300 лет государство уделяет самое приоритетное внимание развитию науки».


Министр рассказал, что 300 лет назад в России были заложены традиции уникальных научных школ. Он отметил, что быть ученым — это призвание, но именно школа и университет формируют интерес к науке. После чего представил российские мегасайенс проекты как точки притяжения для ученых со всего мира.

«Наука так устроена, что тут надо сбалансированно подходить: с одной стороны, давать дорогу молодым, с другой — наука немыслима без наставничества. Наука — это связь разных поколений и разных отраслей знания. Вместе это гремучая смесь, которая дает результаты. Все ставить под сомнение — на этом построена наука. Самые смелые предположения и позволяли делать научные открытия. Российская наука — это наука молодых».


Кто он, идеальный сотрудник Минобрнауки?

«Идеальный сотрудник министерства — это человек, который проявил себя в науке, имеет ученую степень или звание, понимает, что из себя представляет НИИ или вуз, то есть поработал «на земле». И третий момент — это человек, понимающий, что госслужба — большой и серьезный труд с полной самоотдачей».


Есть ли место большой науке в маленьком городе?

Да, как рассказал министр, помимо крупных мегаполисов есть наукограда, как Саров, где можно жить, работать и заниматься наукой мирового уровня.

Гуманитарная плоскость

«Отдельно стоит обратить внимание на блок гуманитарных наук».


Человек, организация общественных процессов, которые происходят, это влияет на все — на воспитание детей, на современные медиа, на то, как мы общаемся. Это глубокие изменения, которые пока еще не исследованы, уверен министр. Вопросы технологического развития развиваются в плоскости гуманитарных наук.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Владимир Путин, прямо сейчас на закрытии Всемирного фестиваля молодёжи
Культурный диалог: ключ к гармонии в международном общении

Культурный код играет важную роль в международных отношениях, поскольку он позволяет людям из разных культур понимать друг друга и избегать недопонимания. Современные международные отношения характеризуются взаимным влиянием культур, что приводит к изменению культурного кода. В заключительный день в международном аэропорту ВФМ прошла пленарная дискуссия на тему «Культурный код современных международных отношений», в рамках которой эксперты обсудили видение нового культурного кода.

Дмитрий Поликанов, заместитель руководителя федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, в своем выступлении рассказал о деятельности Россотрудничества по формированию нового кода международных отношений и его восприятии за рубежом:
Сегодня наша задача сделать, так чтобы в рамках культурной политики мы находили точки соприкосновения культурных кодов. В первую очередь, мы проводим большую работу по налаживанию диалога с другими странами, чтобы понять спрос, а уже потом на основе спроса начинаем грамотно продвигать наши ценности. Другой важной задачей является продвижение более современных форматов. Например, все мы знаем как легко продвигать классическую культуру, но пока не совсем можем продвигать современную российскую культуру. Сейчас мы активно поддерживаем те проекты, которые направлены на распространение современных представлений о России среди местной культуры.


Ярослав Скворцов, декан Факультета международной журналистики МГИМО МИД, рассказал о важности построения мостов между разными культурами и странами:
Сегодня культура помогает выстраивать мосты. Диалог культур идет сам по себе, иногда может быть более активным, может быть менее активным, может поддерживаться властью, а может не поддерживаться. Каждая культура индивидуально, ни у кого нет ничего похожего на другого, в этом и есть сила всего мира. Поэтому важно, чтобы молодые люди изучали традиции, знакомились с разными представителями, чтобы в последующем умели относиться с уважением и интересом ко всем.


Юрий Коробов, глава Общества дружбы с Танзанией, член генерального совета Деловой России, подчеркнул важность изучения другой культуры для успешного выстраивания международного бизнеса:
Предприниматели – одна из тех категорий населения на нашей планете, которые как раз тоже являются активными строителями тех мостов, о которых здесь очень много было сказано. Предприниматели быстро и креативно учатся работать с новыми партнерами, ведь культура сильно отличается от нашей. Всем нам важно не просто полюбить другую культуру, но и чувствовать себя тем человеком, с которым ты пытаешься выстроить эти отношения, и он будет чувствовать эту искренность, и отношения будут выстраиваться гораздо проще.


Екатерина Шувалова, заместитель проректора по молодежной политике, социальной работе и международным связям МГИМО МИД, рассказала про роль молодежи при выстраивании новых международных отношений:
Мы видим большой интерес к горизонтальному взаимодействию школьников между собой. Именно школы становятся форпостом объединений, поскольку со школьной скамьи мы можем формировать привычки уважения к своему партнеру, знания своей истории, те навыки, которые помогут построить фундамент сотрудничества.
Дмитрий Поликанов, замруководителя Россотрудничества, на Всемирном фестивале молодежи 2024 специально для «Научно-образовательной политики»:
Агентство фактически отвечает за набор 30 тысяч студентов по правительственной квоте, которые приезжают бесплатно учиться в нашу страну. И мы видим, что несмотря на разного рода санкции, проблемы с переводом денег, количество желающих учиться в нашей стране не уменьшается. И конкурс очень приличный (в некоторых странах по 10-20 человек на место), и в самых разных государствах люди интересуются самым качественным в мире образованием - российским. В первую очередь их привлекает медицина, так как на нее самый большой поток желающих, инженерные специальности, сельхоз, ведь мы сегодня позиционируем себя как большая сельскохозяйственная держава, способная решать проблемы продовольственной безопасности. Все это привлекает иностранных студентов, которые понимают, что это возможность получить высокооплачиваемую профессию и выстроить свою карьеру.

Планированием увеличения квот для иностранных студентов, которые хотят поступить в Россию, занимается Министерство высшего образования и науки РФ, потому что они регулируют определенные правительственные документы по получению квоты. Но в последнее время мы действительно наблюдаем, как происходит рост мест: сначала это были 15 тысяч, теперь уже цифра выросла до 30 тысяч. В рамках федерального проекта «экспорт российского образования» идет речь о ежегодном приросте 10% мест. Я думаю, что мы не только в рамках платного образования будем принимать еще больше студентов, но и расширять для бюджетников количество бесплатных мест.
Service-learning как элемент третьей миссии

Обучение служением это особый формат обучения, который позволяет студентам вовлечься в реальную жизнь и внести значительный социальный вклад. В процессе они не только учатся теоретическим знаниям, но и развивают навыки социального взаимодействия, учатся анализировать происходящее в мире и обогащают себя опытом. Участники дискуссии «Третья миссия университета и service-learning: роль университетов в социальных изменениях» в рамках ВФМ обсудили, как внедрение метода service-learning (обучение служением) в образование влияет на развитие страны и регионов, а также ведущие практики вовлечения молодежи в развитие общества и государства. Модератором дискуссии выступила советник ректора НИУ ВШЭ и куратор проекта «Открываем Россию заново» Любовь Кириенко.

Заместитель Председателя Ассоциации волонтерских центров Алина Яшина рассказала о том, что команда проекта «Твой ход» в рамках Всемирного фестиваля молодежи провела опрос участников о готовности влиять на изменения мира вокруг себя:
Более 88% участников Фестиваля готовы принимать активное участие в проектах, которые меняют жизнь к лучшему. Более 80% готовы бескорыстно помогать, и 80% заявили о том, что они готовы самостоятельно решать различные социальные проблемы, которые они видят вокруг себя. Мне кажется, это говорит о том, что молодежь хочет не только учиться чему-то, но и готова и хочет влиять на изменения мира вокруг себя.
Алина Яшина подчеркнула, что программа обучения служением открыта для студентов любых специальностей и напомнила, что в этом году программа обрела свой проектный офис на базе Высшей школы экономики и Ассоциации волонтерских центров.


Проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов отметил, что третья миссия и service-learning должны в перспективе нескольких лет восприниматься как нормальная и неотъемлемая часть работы университета:
Мне кажется, что успехом нашей совместной работы будет отказ от проведения подобных сессий на форумах по причине банальности темы и мы будем воспринимать это как обсуждение вещи, которая в университетской среде считается нормальной, как если бы мы обсуждали образовательную миссию университета или чтение лекций.
Дмитрий Земцов также предложил всем студентам принять участие в программе «Открываем Россию заново» и уточнил, что теперь она открыта для студентов всех вузов.


Заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова подчеркнула, что в регионах сегодня университеты являются местом концентрации потенциала субъекта и часто занимают центральное место, а также указала на позитивные результаты пилотного модуля «обучение служением»:
Когда школьники приходят в университет, у них есть запрос на помощь, на какое-то созидание, и модуль «обучение служением», который мы ввели пилотно в этом году в части университетов, показал, что это было очень нужно и значимо, потому что это как раз момент, когда студент может свои профессиональные компетенции использовать для того, чтобы решить какую-то социально значимую задачу, кому-то помочь.


Опытом реализации проектного подхода в обучении поделились спикеры из разных стран - научный сотрудник Университета Хамада Бен Халифы Асма аль Фори рассказала о волонтерстве и его интеграции в образовательный процесс в Катаре, профессор Университета ТАРУК, эксперт Рейтинга человеческого потенциала городов Эми Йео Чу поделилась опытом Малайзии, проректор Университета Ла Савана Хуан Фернандо Кордова Марентес рассказал о сетевом взаимодействии университетов и социальных партнеров в Колумбии.
7 марта в публичном отчёте Минобрнауки России Валерий Фальков подведёт итоги работы министерства за 20 лет (!), с 2004 по 2024 год. Выбранный отчётный период весьма интересен – 9 марта 2004 года министром образования и науки России был назначен Андрей Фурсенко, который впоследствии (и до н.в.) стал куратором сферы в Администрации Президента.

Во второй части публичного доклада Валерий Фальков расскажет о задачах Минобрнауки до 2030 г.
Наука – дискурс служения

Торжественные мероприятия иногда становятся местом для высокопарных речей и блистательных банальностей. Вместе с тем, именно в ходе награждений и особых заседаний в наиболее концентрированной форме звучат оценки сделанного и образ желаемого будущего. Проведем срез этих формулировок за последнее время – оно в научно-образовательной сфере прошло под знаком Дня российской науки и 300-летия РАН.

«Альянс академии, Курчатовского института и Росатома очень много может дать нашей стране».

Президент РАН Геннадий Красников выразил эту формулу на торжественном заседании Курчатника, Росатома и Академии 20 февраля в Доме ученых им. ак. А.П.Александрова.

С приходом нового главы РАН изменилась долгоиграющая тенденция на конфликтность отношений Академии и Курчатовского института. Теперь образуется трехсторонний Альянс. В памяти как раз возникает Антанта: Курчатник и Росатом связаны тесным союзом (где давным-давно господствует сотрудничество, а не конкуренция), Институт вошел в научно-методическое руководство со стороны Академии и они поделили зоны и форматы влияния. А Росатома традиционно высоко ценит взаимодействие с Академией, которое теперь будет еще более тесным, поскольку взаимоотталкивание в отношениях Курчатника и РАН сменилось взаимопритяжением.

«Но без науки и у Росатома не будет будущего. Поэтому давай, выводи фундаментальную науку на аутсорсинг».

Такой диалог был у президента Курчатовского института Михаила Ковальчука с Сергеем Кириенко (тогда руководившим атомной корпорацией) во времена формирования оной и оптимизации ее «багажа». Наука была убыточна, но критически необходима.

«Мы участвуем в возрождении мощи великой российской науки на базе наших советских традиций. Академия наук, Курчатовский институт, Росатом как наследники знаменитого «Средмаша», несмотря на сложные времена, мы сохранились сами, сохранили отношения и объединенными усилиями сделаем нашу страну еще более великой»

В этом генетическое родство трех столпов атомной (и давно уже не только атомной) науки. Здесь же замечательный пример трехстороннего руководства отраслью и ее развитием.

«Служу России и российской науке!»

Именно так большинство награжденных членов РАН заканчивали свои обращения к коллегам после вручения госнаград на торжественном заседании Президиума РАН 15 февраля.

Идея госслужения – одна из стержневых в современном патриотизме (который играет роль идеологического клея для развития страны). Аналогично свою работу (учитывая все факторы) характеризуют лучшие академические умы – в категориях служения. Эта идея всегда была своеобразным противовесом академическим свободам. И потому отрадно видеть, что Академия Красникова стала фокусироваться именно на симфонии с государством, а не оппонировании ему.

«Сегодня у России кроме ее известных друзей – армии и флота – есть еще один друг – ее наука»

Такое мнение высказал кавалер ордена Александра Невского член-корреспондент РАН, вице-президент Курчатовского института Олег Нарайкин. Эта формулировка означает и высокую оценку деятельности Академии, и большую ответственность.

Она подчеркивает фундаментальное значение науки для научно-технологического суверенитета и соответствующих измерений безопасности, самодостаточности и обороны России.

Академия наук в лице и Президиума, и своих членов выбрала правильный вектор: интеграцию в систему принятия решений по вопросам своего ведения. Он поддержан государством через расширение полномочий и закрепление статуса РАН как главного экспертного органа страны.

При этом сделан выбор в пользу функциональности (быть элементом формулировки и реализации начно-образовательной и научно-технологической политики страны), а не «политичности» (ранее РАН регулярно была площадкой для громких (и чаще всего, увы, безответственных) оппозиционных заявлений.