НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.8K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
О тех, кому слегка за 30

В Музее Дубны открылась фотовыставка в честь 30-летия университета «Дубна». Гостями стали глава г.о. Дубна Максим Тихомиров, заместитель главы Николай Мадфес, начальник управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации Михаил Богомолов, и.о. ректора университета Андрей Деникин и другие.
Помимо фотографий, посетители смогут вживую увидеть документальные и материальные свидетельства жизни университета: мантии первых выпускников, печатные издания, кубки. Можно будет ознакомиться и с современными достижениями вуза: предметами, изготовленными с помощью аддитивных технологий, и тренажерным комплексом с использованием виртуальной реальности. В фоновом режиме на экране демонстрируется короткий фильм о жизни университета. Посетителям предлагается оставить памятную надпись на специальном стенде 30-летия. Выставка будет работать до 1 июня 2024 года в Музее Дубны по адресу: г. Дубна, пр. Боголюбова, д. 54, 2-й этаж вокзала «Большая Волга».
Андрей Деникин, и.о. ректора государственного университета «Дубна» @unidubna_official для «Научно-образовательной политики»:

«Удивительно, но в масштабе нескольких тысячелетий развития государств и цивилизаций, сравнимой по продолжительности историей своего существования могут похвастаться только церкви и университеты. И, конечно, на этом фоне 30-летний юбилей университета «Дубна» всего лишь первый, но очень яркий шаг на долгом пути его становления. Создание университета в бурные 90-е годы было во многом рискованным предприятием, состояться которому помогли энтузиазм и опыт команды первого ректора, авторитет и помощь администрации города и правительства Московской области. Сейчас университет «Дубна» – яркая точка на карте региона, ключевой партнер для сотен предприятий в вопросах подготовки высококлассных специалистов, центр притяжения талантливой молодежи. Как проходило становление вуза, чем он может гордиться сейчас – это предмет юбилейной выставки, открытой недавно в городском музее г. Дубна. Приглашаем всех жителей города и Подмосковья! Уверен, что даже близкие к университету люди найдут здесь много нового и интересного».
Яндекс-мост между образованием и карьерой

Сотрудничество вузов с технологическими компаниями играет важную роль в содействии инновациям и подготовке квалифицированных специалистов. Сегодня Яндекс является одной из крупнейших технологических компаний в нашей стране, которая осуществляет взаимодействие с университетами.

Благодаря сотрудничеству с университетами, Яндекс предоставляет студентам доступ к авторским курсам от ведущих ученых, реальным задачам в IT-практике, и дипломам, признаваемым как в России, так и за ее пределами. Эти программы не только способствуют повышению уровня образования, но и обеспечивают студентов практическим опытом и сертификациями, улучшая их шансы на успешную карьеру.

Yandex Code&Chill – это инициатива компании Яндекс, направленная на взаимодействие с университетами и студентами для развития образования и подготовки карьеры в IT-сфере.

Студенты НИУ «МЭИ» @mpeiuniversity встретились с командой Яндекса, куда входят выпускники вуза. Будущим кадрам в IT-сфере рассказали том, как студенты МЭИ становились ведущими специалистами в Яндексе, о том, как построить карьеру в IT, а также обсудили технологии и поделились ценным опытом прямо из сердца индустрии. Более 110 человек получили ответы на заветные вопросы о стажировке и перспективах работе в компании.

Николай Рогалев, ректор НИУ «МЭИ», специально для НОП:
Мы очень рады, что такие крупные компании, как Яндекс, становятся местом работы для специалистов, которых выпускает НИУ «МЭИ». Ежегодно мы стараемся привлекать как можно большее количество студентов на профориентационные мероприятия для того, чтобы уже на этапе обучения они видели свои перспективы в различных профессиональных сферах, в том числе и в IT. Сегодня выпускник МЭИ – это не просто инженер, это универсальный высокообразованный IT-специалист, способный эффективно и качественно работать практически в любой технологической сфере.
Наука и бизнес: МГУ Огарева на форуме «АТОМЭКСПО-2024»

МГУ им. Н.П. Огарева @mrsu13 принял участие в ХIII Международном атомном форуме «АТОМЭКСПО-2024», проходившем на федеральной территории «Сириус». На форум съехались более 4500 человек из 75 стран – атомщики, бизнесмены, представители государственных и международных организаций.
 
Важное место в программе форума заняла панельная дискуссия «Кластер будущего: инновационные хабы развития технологий», в которой принимал участие ректор МГУ им. Н.П. Огарева Дмитрий Глушко.
 
Ректор МГУ им. Н.П. Огарева Дмитрий Глушко для НОП:
Одна из главных проблем российских вузов, которую необходимо решать – это умение продавать свои компетенции и потенциал бизнесу. За два последних года в нашем вузе накоплен очень хороший опыт. В МГУ им. Н.П. Огарева создан и активно работает Совет по стратегическому развитию региона, в который входят представители крупного и малого бизнеса; в совместной работе обсуждаются необходимые направления работы для развития компаний.
 
Тесное взаимодействие с экономикой, живое понимание рынка позволило университету перейти из базовой части программы «Приоритет-2030» в специальную часть. За два года по объемам науки мы существенно выросли — с 160 до 330 миллионов в прошлом году и по объемам науки в интересах непосредственно хозяйствующих субъектов — до 140 миллионов рублей. Этому способствует и созданная в университете инфраструктура. Мы научились работать с продуктами интеллектуальной деятельности. От этого выигрывают одновременно и университет, и экономика страны.

 
Большое внимание уделяет университет сотрудничеству с «Росатомом». В настоящем году МГУ им. Н.П. Огарева готовит для предприятий корпорации более 500 специалистов. Вырабатываемые вузовским Федеральным центром биотехнологий и медицины моноклональные антитела – важный элемент совместного проекта «Росатома» и Сеченовского университета «Разработка и организация производства тест-наборов для ранней диагностики рака предстательной железы».

Важные совместные проекты осуществляются также с Ангарским электролизным химическим комбинатом, с саровским Всероссийским научно-исследовательским институтом экспериментальной физики («РФЯЦ-ВНИИЭФ») и другими предприятиями, входящими в корпорацию. Как ректор МГУ Огарева очень высоко оцениваю перспективы взаимодействия с таким крупным партнером как «Росатом».
Бизнес-творчество по-новосибирски

В Новосибирском государственном университете экономики и управления @nsuemnsk прошла серия студенческих бизнес-тренингов «Start Up-конструктор» в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Проект реализуется в рамках Десятилетия науки и технологий, которое проходит в России в 2022–2031 годах.

Его цель – к 2030 году вывести в экономику 30 тысяч технологических предпринимателей, готовых массово запускать новые бизнесы. НГУЭУ участвует в проекте с 2022 году по трём, реализуемым поочерёдно направлениям – «тренинги предпринимательских компетенций», «акселерационные программы» и «предпринимательская точка кипения».

Ректор НГУЭУ Павел Новгородов для НОП:
Исторически сложилось, что в Новосибирской области нет крупных градообразующих предприятий, а экономика очень дифференцирована и в основном держится на малом и среднем предпринимательстве. Бизнесу в нашем регионе уделяется много внимания, для него формируется значительная система мер поддержки. Это – фактор стратегического развития региона, о чём часто говорят и губернатор, и представители бизнес-сообщества. Это одна из причин, почему мы как университет поддерживаем это направление. Это соответствует интересам страны и региона. Будем продолжать поддерживать студентов, которые хотят заниматься предпринимательством, открывать свой бизнес или просто развивать предпринимательские навыки, даже планируя работать наёмным сотрудником.


По всем трём указанным направлениям в текущем году университетом получены федеральные гранты на общую сумму 8,7 млн руб.

Руководитель направления Центра молодёжного предпринимательства «ПИРС» Людмила Янковенко для НОП:
Помимо всего прочего, студенты могут подать заявки на конкурс «Студенческий стартап» и получить миллион рублей на развитие своего проекта. Есть студенты, которые уже получили миллион рублей. Один из них продолжает развивать свой проект, будучи резидентом Технопарка Новосибирского Академгородка. Мы рассказываем, что приобрести стартап-компетенции можно ещё во время учёбы. Ещё один инструмент: родители могут вложиться в стартап своего ребёнка, и половина этой суммы им вернётся. Сейчас думаем над началом работы стартап-студии, в рамках этого направления вузам выделяется 100 – 300 млн.


Участникам тренингов под руководством наставников в течение дня предстоит полное погружение в предпринимательское проектирование. Каждый из участников или команд должен будет сгенерировать собственную бизнес-идею, проработать её с учётом рекомендаций экспертов, известных представителей предпринимательского сообщества, развить навыки презентации собственного бизнес-продукта и, наконец, услышать разбор успешных кейсов.

По окончании тренингов авторы бизнес-проектов смогут более углубленно работать над своими имеющимися или новыми проектами уже в рамках следующей ступени федеральной программы – межвузовского бизнес-акселератора, организованного на базе НГУЭУ в партнёрстве с Томским государственным университетом.
🔥1
👨‍🏫👨‍🏫Всё о политическом образовании в новом телеграм-канале ЭИСИ - Просвещение

В структуре ЭИСИ образован новый департамент, который будет заниматься развитием политического образования и формированием системы гражданского просвещения в России – Департамент просветительской деятельности.

Руководителем подразделения является доктор политических, доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова Антонина Селезнева.

В канале вы найдете последние новости о просвещении в России, главных просветительских конкурсах страны, а также аналитические статьи, касающиеся вопросов политобразования.

Приглашаем подписаться: https://news.1rj.ru/str/eisr_prosvet
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Увидели занимательный пост в BRIEF. Коллеги, очевидно, проанализировали формы ВПО-1 и ВПО-2 на сайте Минобрнауки России, но не учли ряд нюансов.

Согласно данным, в 2023 году 565 000 человек бюджетников, однако в документах на сайте ведомства не учтены сведения образовательных организаций новых субъектов. Напомним, в сентябре 2023 года Дмитрий Чернышенко сообщил, что в 2023/2024 учебном году было выделено 626 278 бюджетных мест, из них 37 089 – вузам новых регионов. Таким образом, приходим к противоположному выводу — 2023 год показал рост числа бюджетников по сравнению с прошлым годом.

Что касается платных образовательных услуг, по данным ВПО-2 объем доходов по программам высшего образования в 2022 году составил 241,4 млрд руб. Коллеги же почему-то за основу взяли общую сумму доходов от платных образовательных услуг — 318 млрд руб. Эта цифра в свою очередь включает в себя доходы от СПО, ДПО и профессионального обучения. И это кардинально искажает картину доступности высшего образования для населения.

Поскольку количество платников в государственных вузах в 2022 году составило 1,746 млн человек. То в соотношении к 241,4 млрд рублей средняя стоимость обучения на 1 платника составила порядка 138 тысяч рублей. Если мы обратимся к данным Росстата за 2022 год, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников составила 65 338 рублей. Тогда кратность стоимости обучения к среднемесячной заработной плате составляет 2,1, но никак не 3,3, о которых пишут коллеги. Что в целом свидетельствует о повышении доступности высшего образования для населения.
Первоочередное – план СНТР 2.0

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко утвердил План первоочередных мероприятий по реализации новой версии Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Об этом сообщают коллеги из «Майского указа».

Всего План содержит 19 позиций, которые сопряжены с соответствующими пунктами и подпунктами СНТР:

1. Законодательное закрепление функционала головных научных организаций.

2. Порядок разработки перечня приоритетных направлений НТР и перечня важнейших наукоемких технологий.

3. Подготовка проектов данных перечней.

4. Актуализация функционала правительственной Комиссии по НТР.

5. Определение порядка функционирования научно-технического совета Комиссии по НТР.

6. Формирование состава НТС.

7. Предложения по оптимизации советов по приоритетным направлениям НТР.

8. Предложения по работе «научно-технологических замов» ФОИВов и регионов.

9. Предложения по определению подведа правительства для инфо-аналитическому обеспечению КНТР.

10. Предложения по развитию комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла.

11. Приведение приоритетов и целей госполитики НТР в соответствии с новой версией СНТР.

12. Приведение паспорта госпрограммы НТР в соответствие с новой версией СНТР.

13. Предложения по законодательному закреплению научной (научно-технической) экспертизы на разных уровнях готовности технологий.

14. Актуализация порядка корректировки СНТР и ее мониторинга.

15. Утверждение перечней показателей эффективности госполитики НТР.

16. Определение объема и порядка размещения информации о результатах СНТР в Интернете.

17. Создание инфраструктуры трансфера технологий: центров экспериментального производства, инжиниринга, прототипирования, опытного и мелкосерийного производства наукоемкой продукции, испытельных центров сертификации. Интеграция с развитием территорий и спецправовыми режимами.

18. Приведение в соответствие с новой версией СНТР иных актив Правительства.

19. Методические рекомендации по оценке кадровых потребностей при формировании новых или продлении текущих нацпроектов, при создании крупных проектов техносуверенитета (мегапроектов). Также создание методических рекомендаций по формированию тематике новых НИОКР в рамках запуска или продления нацпроектов, а также в рамках мегапроектов.

Итог
Представленный План содержит оперативные меры по донастройке механики госполитики научно-технологического развития в соответствии с новой версией Стратегии НТР. Традиционно акцент делается на полноту инновационного цикла и механизмы трансфера. Отдельное внимание оргуправленческой машинерии госполитики НТР.

В ответственных исполнителях – Минобрнауки (по всем пунктам), по направлениям подключаются Минфин, Минпромторг, Минэкономразвития, в региональных вопросах – РОИВы.

Примерно половина пунктов содержит адресацию в Российской академии наук. По их содержанию можно констатировать – РАН окончательно интегрирована в механику формирования и реализации госполитики НТР в качестве одного из важнейших участников.

Курчатовский институт поименован в качестве соисполнителя в пункте о головных научных организациях. Это краеугольная позиция, а потому – принципиально важная для Курчатника.

Сроки исполнения определены сжатые. Много пунктов со сроками реализации апрель-май. Наибольшее время уделено для определения показателей эффективности мер госполитики – 15 октября 2024 г.

Всем задействованным исполнителями предстоит плотная и энергичная работа. Ее итоговая цель – вступить в новый учебный год в основном с донастроенной системой реализации СНТР и госполитики в этой сфере.

Подробнее.
Forwarded from ТАСС
Путин назначил Владимира Беспалова новым гендиректором Российского научного фонда.
Ледокол знаний – 2024: отдать швартовы (1/2)
 
В 2024 году научно-просветительский проект «Ледокол знаний» пройдет в пятый раз, но в отличие от прошлых лет в этом году включит в себя обновленную механику отбора и насыщенную экспедиционную программу. По традиции финалисты отправятся в юбилейную арктическую экспедицию Росатома на Северный полюс. 2 апреля в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная старту нового сезона «Ледокола знаний».
 
Участие в конкурсном отборе могут принять школьники и студенты СПО 14-16 лет, стремящиеся связать свою жизнь с отраслевыми профессиями и погрузиться в науку.

Тестовые задания разделены на 3 категории – промышленность, технологии, атом для жизни; начиная с этого года ребята будут решать реальные кейсы ведущих компаний. Победители отправиться на Северный полюс.
 
Во время десятидневной экспедиции участников ждет образовательная программа, где выступят лучшие спикеры атомной промышленности и других отраслей. Экспедиция проводится в целях популяризации научно-исследовательской деятельности.
 
Организаторами «Ледокола знаний» выступает АНО «Информационный центр атомной отрасли». Проект поддерживают Госкорпорация «Росатом», Российское общество «Знание».

Министерство просвещения РФ также активно поддерживает проект.

«Просветительский проект «Ледокол знаний», который реализуется уже пятый год, дает возможность талантливым и активным ребятам, победителям международных олимпиад, совершить незабываемое путешествие на атомном ледоколе на Северный полюс. В экспедиции участвуют и учителя, они проводят для школьников мастер-классы и лекции. В прошлом году, объявленном Годом педагога и наставника, самый «Северный урок истории» на ледоколе провел победитель конкурса «Учитель года России – 2022» Дмитрий Лутовинов вместе с капитаном атомного судна Дмитрием Лобусовым. Это занятие вошло в Книгу рекордов России. Также при поддержке Минпросвещения России и Росатома в школах проводится «Атомный урок», который знакомит ребят с атомными технологиями. За четыре сезона подобные занятия прошли в 40 тыс. школ по всей стране. В них приняли участие более 10 млн школьников»,

— отметил первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев.
 
Заместитель директора Департамента коммуникаций Госкорпорации «Росатом» Константин Рудер сказал, что в 2024 году, помимо интеллектуального тестирования на сайте проекта polus.atom.online, появятся новые этапы отборочных мероприятий – очные полуфиналы в федеральных округах, где участникам предстоит решить реальные индустриальные кейсы, связанные с атомной отраслью. В финале проекта, который пройдет июне 2024 года в Павильоне «Атом» на ВДНХ, встретятся команды, представляющие федеральный округ.

С Госкорпорацией «Росатом» нас объединяет давнее качественное сотрудничество, и для Российского общества «Знание» большая честь выступить партнером нового сезона «Ледокола Знаний». В рамках проекта мы запланировали обширную образовательную программу. Помимо кинопоказа на самом ледоколе, организации и записи лекций из самого северного лектория в мире, где выступят ведущие эксперты из разных отраслей, мы снимем увлекательный документальный реалити-сериал. Он расскажет зрителям о жизни в Арктике и позволит прочувствовать атмосферу экспедиции, в которую, я уверен, мечтают попасть многие. Кстати, путешествие на «Ледоколе Знаний» станет специальным призом для победителя нашего проекта Знание.Игра. Его имя мы узнаем только после финальных игр, которые пройдут этой весной,

— рассказал заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Дмитрий Рыбальченко.
Ледокол знаний – 2024: отдать швартовы (2/2)

Атмосферой экспедиции поделился Капитан атомного ледокола «50 лет Победы» Руслан Сасов:
 
Маршрут в этом году станет еще более уникальным. За 10 дней мы достигнем Северного полюса – будем искать поляну, где остановимся с участниками «Ледокола знаний». Всей командой участников обратимся к традициям Ледокола Арктики в 1977 году. На обратном пути экипаж увидит архипелаг Земля Франца-Иосифа, арктических зверей.

В 2013 году на атомном ледоколе впервые в истории был совершен рейс по передаче эстафеты олимпийского огня.

Работать с одаренными детьми, которые ежегодно выигрывают в «Ледоколе Знаний», очень приятно. У каждого взрослого в приоритете принести радость детям, ведь если они радуются, то впереди все будет хорошо и останется, кому продолжать это дело.
 
В 2024 году экспедиция соберется уже в пятый раз. Мы идем покорять северный полюс и главное, что останется у ребят, чем они по-настоящему смогут гордиться – они станут настоящими полярниками. Проект набирает большие обороты, особенно если оглядываться на прошлые экспедиции, возможно, в будущем их число в год увеличится.


На Ледоколе присутствуют не только школьники и студенты, но и научные волонтеры. В прошлом году в качестве научного волонтера в экспедицию отправилась Полина Бринза. Это путешествие повлияло и на дальнейший выбор университета Полины — сейчас она студентка первого курса НИЯУ МИФИ. Она поделилась своими впечатлениями от проекта:

Я оказалась там как научный волонтер. Большинство ребят, с которыми мы там были, поступили в лучшие вузы России. Ледокол для меня стал реперной точкой, где я осознала, чем я хочу заниматься, поэтому поступила в НИЯУ МИФИ. Это также большая карьерная возможность – там я встретила аспирантку моего нынешнего вуза, вдохновившую меня поступить именно в этот университет.
 
Арктический холод сближает и погружает в абсолютно новый мир. Это то, в чем стоит поучаствовать, увидеть то, что никогда не видел, и задуматься о том, о чем никогда не думал.


Ознакомиться с условиями участия можно на сайте «Ледокола знаний».