НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Студенческие семьи – демография в науке и образовании

Вице-председатель Госдумы Анна Кузнецова в интервью «Парламентской газете» поделилась предложениями по поддержке студенческих семей. Эти меры на стыке сфер социальной и образовательной политики, процессов обучения, просвещения и воспитания. Они рассматриваются при формировании нового нацпроекта «Семья».

Считаю, что [в нацпроект] нужно включить в него три блока. Первый — это благополучие семьи. И ориентироваться надо не только на критерий нуждаемости. Нужно поддерживать многодетность, а значит, и молодые семьи. Так, по опросам 85 процентов молодых людей считают, что заводить семью желательно до 25 лет. Но лишь треть девушек выходит замуж в студенческом возрасте. Поэтому нужно решить целый комплекс вопросов, связанных с принятием решения о рождении ребенка. В том числе нужно установить федеральный статус студенческой семьи. Сейчас есть немало региональных мер поддержки таких семей, но нужны и федеральные. И мы уже сейчас работаем над законодательным определением «студенческой семьи».

Второй блок — это инфраструктура для семьи. Например, тех же студенческих семей. Мы неоднократно говорили на эту тему с Минобрнауки, и уже принято решение делать в корпусах, которые сейчас строят, семейные общежития. Кроме того, для студентов, у которых родились малыши, нужно предусматривать возможность присмотра за детьми. Я уже не говорю о комнатах матери и ребенка. Во многих вузах их стараются делать и сейчас за счет существующих ресурсов.

Еще один важный вопрос — жилье для молодой семьи. Сегодня есть соответствующая программа. Благодаря ей несколько тысяч молодых семей улучшили свои жилищные условия, но еще больше не смогли получить субсидию, в том числе из-за хронического недофинансирования программы.

Нужно соблюсти два фактора. Во-первых, снять возрастной ценз, чтобы семья, вставшая в очередь на жилищную субсидию, когда одному из супругов исполняется 35 лет, не выбывала из программы. И во-вторых — увеличить финансирование.

Сегодняшним детям очень не хватает информации, как построить собственную семью. По опросам почти половина детей не готова брать пример со своих родителей. А где же брать пример? Поэтому еще предстоит создать систему семейно-ориентированного образования и контента. Здесь тоже есть хорошие региональные практики. Например, в Чувашии подготовили курс «Основы семейной жизни».

В Государственной Думе создана специальная рабочая группа для разработки предложений о внедрении в школьную программу уроков семьеведения. Сейчас такие уроки уже проводят в некоторых школах, но пока это общественная инициатива. Как-то я беседовала с ребятами, которых пригласили на такой урок. Сначала некоторые скептически отнеслись к идее, но после занятия все как один сказали, что хотят продолжать ходить на семьеведение.

В любом случае семейный компонент в образовании должен быть, и не только в школах, но и вузах.


В настоящее время, если говорить о научно-образовательном секторе, реализуется ряд мер по поддержке семьи и материнства. Часть из них призвана снизить последствия для научной и профессиональной карьеры ученых-матерей.

Государство также активно развернуло программу строительства и капремонта яслей и детсадов с целью обеспечить местами 100% детей. Но это общесистемные меры, требуются и целевые. Многие вузы действительно создают инфраструктуру для семейных обучающихся и сотрудников. Лучшие практики изучаются для тиражирования и формирования как раз системных механизмов в рамках нового нацпроекта «Семья».

Стоит отметить, что обозначенные меры поддержки студенческих семей ранее были озвучены в рамках заседания экспертного совета Комитета Государственной Думы по молодёжной политике в сообщениии Артёма Метелева и совместном докладе Ольги Петровой и Евгения Сжёнова.

Подробнее.
Ветераны – учатся и учат

Президент Владимир Путин встретился с председателем Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» Анной Цивилёвой. Образовательные сюжеты в своем многообразии были одной из важных тем.

Прямая речь Анны Цивилёвой:

[Персональные социальные координаторы] обучены на базе РАНХиГС и имеют психологическую подготовку, то есть мы не просто набрали штат, но и обучили его для этой работы.
<…>

У ветеранов спецоперации есть большой интерес в трудоустройстве и получении дополнительного образования. Поэтому мы заключили соглашение с Министерством науки и высшего образования, соглашение с ведущими университетами нашей страны, для того чтобы дать им возможность бесплатно обучаться и получать то образование, которое они хотят.

Например, мы ведём набор в школу № 21 Сбербанка для подготовки IT-специалистов высшего класса, совместно с госкорпорацией «ВЭБ.РФ» и «Сколково» обучаем ребят по программе MBA – тех, которые хотят заниматься бизнесом, развивать частное предпринимательство.

Очень активно наши ветераны вовлеклись в программу, которую Вы анонсировали, – «Время героев». На сегодняшний день уже 40 ребят, которые прошли ассессмент-программу, специальное тестирование, психологическое тестирование, показали великолепные результаты, готовы обучаться по этой программе. Это настоящий кладезь активных, энергичных ребят, доказавших свою преданность и любовь к Родине и обладающих высокими компетенциями.
<…>

Вовлечение ребят в патриотическое воспитание. На сегодняшний день уже более трёх тысяч ветеранов активно преподают, общаются со школьниками, выезжают в ссузы, вузы, где занимаются вопросами патриотического воспитания.
<…>

Преподавание – одно из востребованных направлений по обучению и трудоустройству, кроме IT-специалистов.


Образовательные направления работы, представленные Анной Цивилёвой были поддержаны президентом.

Государство уделяет фундаментальное и приоритетное внимание поддержке участников и ветеранов СВО, а также их семей. В этих вопросах должное внимание уделяется образованию. Семьям и детям воинов, а также им самим представляются широкие возможности для получения образования разных ступеней и повышения квалификации.

Президент Владимир Путин подчеркнул – именно участники и ветераны СВО должны создать новую элиту. Именно они четко понимают, что служить Родине можно не только на фронте, но и в тылу. В том числе, помогая обучать и воспитывать новые поколения. И тем более – в рамках госслужбы, а она трактуется главой государства именно как «госслужение».

Стоит отметить, что обозначенные меры поддержки студенческих семей ранее были озвучены в рамках заседания экспертного совета Комитета Государственной Думы по молодёжной политике в сообщении Артёма Метелева и совместном докладе Ольги Петровой и Евгения Сжёнова.

Подробнее.
Цифровое превосходство: кибертурнир в университете Леонова
 
Кибер-индустрия в сфере науки и образования уже давно зарекомендовала себя на самом высоком уровне. Об этом свидетельствует и четкий контроль профильного вице-премьера РФ по цифровизации Дмитрия Чернышенко, и чуткое внимание первого лица к главным событиям в сфере развития кибер-индустрий, таких как «Игры будущего».
 
Серьезный вклад в цифровизацию образовательного и внеучебного процесса вносят специализированные национальные проекты, в первую очередь нацпроект «Цифровая экономика».
 
Использование последних разработок в области киберспорта, робототехники, дополненной и виртуальной реальности, информационных технологий и искусственного интеллекта, которые сегодня активно внедряются в деятельность вузов, прямо отвечают целям нацпроекта и задачам Президента.
 
В Технологическом университете им. А.А. Леонова @unitech_mo прошел кибертурнир по EA Sports FC 24 1х1 среди студентов. Турнир объединил студентов, увлекающихся сферой киберспорта, и позволил студентам продемонстрировать свое мастерство в игровом мире, побороться за звание лучшего виртуального футболиста.
 
И. о. ректора Технологического университета им. А. А. Леонова Наталья Фролова специально для НОП:
Киберспорт – важная часть жизни и развития молодежи сегодня. Подобные инициативы будут и дальше поддерживаться нашим Университетом. Я понимаю, что за каждой победой стоят упорные тренировки, самодисциплина, выдержка, стрессоустойчивость, сплоченная командная работа. Мы, безусловно, будем оказывать им необходимую поддержку на тренировочных этапах, болеть за них во время соревнований и радоваться их новым успехам.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Сегодня официально вышел новый проект ИРИ — игра «Смута». И Нижегородский губернатор Глеб Никитин уже гамает в «Смуту».
Forwarded from Журавлиные Vести (Денис Журавлев)
РНФ – смена караула

Президент Владимир Путин своим указом назначил генеральным директором Российского научного фонда Владимира Александровича Беспалова. Ранее он занимал пост ректора НИУ МИЭТ.

Ушедший с поста Александр Хлунов относился к «команде Фурсенко». Именно Андрей Фурсенко был инициатором создания РНФ.

МИЭТ входит в зону непосредственного влияния президента РАН Геннадия Красникова – микроэлектронная проблематика, Зеленоград, московская технологическая долина с будущим синхротроном.

Исходя из вводных данных, контроль за ключевым институтом развития в области фундаментальной и поисковой науки, а с недавних пор и ОКР, перешел от группы Фурсенко к «группе прорыва» во главе с президентом Курчатовского института Михаилом Ковальчуком.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Уроки истории не будут прежними. Во что будут играть российские школьники, детально разобрался и первый заместитель Министра просвещения РФ Александр Бугаев в рамках презентации игры «Смута», которая проходит сегодня в Нижнем Новгороде.
Технологическая одиссея: от Московского Политеха до Херсонской области

В Московском Политехе @mospolytech состоялся Международный научно-практический семинар молодых учёных «Цифровизация общества: современное состояние и перспективы». Мероприятие, организованное Московским политехом совместно с Севастопольским государственным университетом и университетом «ТУРАН-АСТАНА» (Казахстан), объединило научно-педагогических работников ведущих российских вузов, представителей экспертного сообщества, студентов и молодых учёных.

Семинар стал продолжением научно-технического проекта, организованного на кафедре инфокогнитивных технологий факультета информационных технологий Московского Политеха.

Особое внимание было уделено перспективам сотрудничества Московского Политеха и Херсонской области. Владимир Боделан, заместитель губернатора Херсонской области, отметил для НОП:
Предварительно были достигнуты договоренности о внедрении в Херсонской области ряда пилотных проектов и новейших разработок Московского Политеха. Также в планах скоординировать усилия по внедрению в регионе социальной платформы, аналогичной «Московскому долголетию», для активных херсонцев старшего поколения. Помимо этого, был поднят вопрос о создании на базе университета научного общества (совета) по оптимизации запуска различных проектов в Херсонской области.


В рамках пленарных и дискуссионных сессий участники обсудили актуальные вопросы цифровой трансформации общества, включая методы и алгоритмы моделирования контекста в чат-ботах, управление сетевыми образовательными системами с адаптивными процессными моделями и анализ рисков нарушения информационной безопасности.

Доктор экономических наук, профессор Ростовского государственного экономического университета Евгений Тищенко подчеркнул актуальность представленных диссертационных работ:
Сегодняшние доклады находятся в тренде современных технологий, в тренде современного развития общества: это кибербезопасность, искусственный интеллект, импортозамещение в разработке программного обеспечения. Все работы актуальные и заслуживают того, чтобы их развивать и выходить с ними на защиту.


Международный научно-практический семинар «Цифровизация общества: современное состояние и перспективы» стал важным шагом на пути укрепления сотрудничества между Московским Политехом и Херсонской областью в области цифровой трансформации и реализации совместных проектов, направленных на повышение качества жизни граждан.
Обучение туризму на новом уровне

Развитие туризма способствует не только повышению экономического потенциала страны, но и сохранению и продвижению культурного наследия, созданию рабочих мест.

Навыки межкультурной коммуникации и базовые знания в области организации туристической индустрии являются значимыми критериями прогресса туристической отрасли. Особую востребованность приобретают специалисты, способные создавать новые оригинальные туристские продукты и услуги.

В НИТУ МИСИС @nust_misis разработана англоязычная магистерская программа для подготовки российских и иностранных специалистов, заинтересованных в реализации международных туристических проектов.

В рамках новой междисциплинарной англоязычной магистратуры студенты изучат основы международного регионоведения, историю и теорию культуры в контексте международных отношений, получат актуальные знания и навыки в таких областях, как лингвистика, маркетинг, экономика, география, ландшафтоведение, развитие территорий (ресурсный и рекреационный потенциал).

Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСИС, специально для НОП:
При разработке и реализации образовательных программ Университет МИСИС учитывает потребности рынка труда, отвечает на вызовы времени. В вузе разработана уникальная магистерская программа, направленная на подготовку специалистов по межкультурной коммуникации и развитию туризма на региональном, национальном, международном уровнях.

Студенты магистратуры смогут получить практический опыт в форматах стажировок, собственных исследований и сотрудничества с компаниями-партнерами – например, MZUNGU EXPEDITIONS, Турклубом «Направление». Благодаря полученным знаниям выпускники смогут понимать специфику российского и международного туристских рынков и оценивать рекреационный потенциал различных территорий. Высокий уровень языковой компетенции позволит не только работать в национальных и международных туристических компаниях, но и создавать собственный туристский продукт.
Как наука меняет мир: ведущие вузы и институты в одном консорциуме

Минобрнауки РФ провело грантовый конкурс на крупные научные проекты по приоритетным направлениям научно-технологического развития в 2024–2026 годах. Объём финансирования за три года составит 300 миллионов рублей. По итогам экспертизы Российской академии наук проект «Получение ценных средне- и малотоннажных продуктов из дешёвого и доступного сырья современными каталитическими методами» признан победителем грантового конкурса. 
 
Реализовывать междисциплинарный проект будет консорциум ведущих вузов и научных институтов России: МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН, Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН, Институт проблем химической физики РАН и НИИ химии ННГУ им. Н.И. Лобачевского @lobachevsky_university.
 
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области, отметил важность работы ННГУ в консорциуме: 
Приятно, что представители Нижегородской области будут в такой сильной команде, которая займётся научными исследованиями, имеющими огромное прикладное значение. Эта работа в перспективе будет полезна для нашего профильного промышленного сектора, одного из сильнейших в стране. 

 
Олег Трофимов, ректор Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, специально для НОП:
Нижегородская область играет ключевую роль в экономическом развитии России. Так было на протяжении всей истории. И сегодня, когда перед нами стоят новые масштабные вызовы, нижегородчина со своим промышленным и образовательным потенциалом, выступает опорной точкой, драйвером укрепления технологического суверенитета государства. 
 
Университет Лобачевского, как ведущий научно-образовательный центр, включен эту повестку очень активно. 2024 год мы стартовали с обновленной стратегией. Она заключается, прежде всего, в том, чтобы на основе фундаментальных исследований и разработок, а также образовательного потенциала, эффективно решать насущные прикладные задачи, развивать нашу экономику, укреплять и развивать технологический суверенитет.
 
В качестве ключевых направлений развития мы определили три, на которых имеем хороший задел, пул индустриальных партнеров и ясные практические перспективы. Это микроэлектроника, химия и ИТ. На каждом из них Университет Лобачевского выступает поставщиком прорывных технологий для региона и страны.
 
Итогом нашей работы в области химии должен стать вывод в производство новых материалов для химической промышленности, а также разработка сверхчистых материалов для производства электронной компонентной базы. 

 
Консорциум, в который вошёл ННГУ, будет работать над разработкой и внедрением новых каталитических методов для получения этих продуктов из дешёвого и доступного сырья, что позволит снизить зависимость от импорта и улучшить конкурентоспособность российской химической промышленности.
Новые люди – про науку и образование

Среди представителей пяти фракций, выступавших после оглашения Отчета Правительства перед Госдумой и сессии вопросов-ответов, в наибольшей степени на вопросах высшего образования и науки сосредоточился Алексей Нечаев @nechaev_official, глава «Новых людей» @partynewpeople. Перед ним, правда, выступал Геннадий Зюганов, но все его нападки на систему управления в образовании и науки уже давно известны, мозаичны и банально устарели.

Через призму предпринимательства руководитель фракции «Новых людей» в Госдуме взглянул на вопрос интеграции образования и экономики:

Наши предприниматели открывали школы, более 100 базовых кафедр открыто в вузах России нашими предприятиями.


Особое внимание, как и на встрече с Михаилом Мишустиным перед Отчетом, было уделено развитию IT-сектора. Здесь, как считает Алексей Нечаев, Россия находится на самом фронтире, потому не следует сковывать себя надуманными самоограничениями.

Позитивно Алексей Нечаев отнесся и к мегапроектам (нацпроектам технологического суверенитета):

Уже в марте Правительство представило свои 12 мегапроектов социального развития и достижения технологического суверенитета. Это в том числе продовольственная безопасность, станкостроение и робототехника, новые медицинские технологии, среднетоннажная химия, космос, наука. И по каждому из этих направлений на самом деле уже идёт работа начиная с 2023 года.


Более подробно об образовании и науки говорили как раз на встрече Михаила Мишустина с представителями фракции «Новых людей».
«Новые люди» в науке и образовании

Премьер-министр Михаил Мишустин встретился с членами фракции «Новые люди» в Госдуме. Из всех подобных мероприятий перед отчетом Правительства перед Думой именно на данном более всего в открытой части говорили о науке, высшем образовании и технологиях. Стоит напомнить, что Ксения Горячева (член фракции) @DeputatGoryacheva является одним из четырех первых заместителей председателя Комитета ГД по науке и высшему образованию.

Судя по словам Михаила Мишустина, университетская тематика также придана «Новым людям», хотя и не на эксклюзивной основе. Зато в зоне приоритетного курирования – задачи развития предпринимательских навыков у школьников и студентов.

Премьер-министр отметил следующее.

Профессионалитет
Вместе с другими депутатами были приняты меры по формированию системы обучения высококвалифицированных кадров. Дополнительно 9 млрд рублей предусмотрели для образовательно-производственных центров.


Цифровые кафедры и доппрограммы по программированию
Практически вдвое увеличили финансирование для двухлетних курсов, где смогут заниматься старшеклассники и студенты организаций среднего профессионального образования. Там ребята получат возможность освоить языки программирования, что, конечно, интересно и молодёжи, и работодателям.


Центры инженерных разработок
В федеральном бюджете предусмотрели также 1,5 млрд на создание либо развитие центров инженерных разработок [инжиниринговых центров]. Средства пойдут в том числе на гранты для приобретения высокотехнологичного оборудования, передового программного обеспечения. Они будут доступны не только высшей школе, но и научным организациям различного профиля.


Программа «Я в деле»
Даёт возможность молодёжи бесплатно пройти обучение, чтобы понимать, как заняться бизнесом, как запустить свой стартап. И уже свыше 180 тысяч студентов, старшеклассников из 72 регионов страны получили необходимые знания.

Очень нужный, важный проект.


В ответном слове Алексей Нечаев отметил, что благодаря поддержки Президента увеличен объем участников программы. До нее программа «Я в деле» работала в 150 вузах, а после получения – в прошлом году в 500 с лишним.

Отдельно Михаил Мишустин поблагодарил фракцию и ее председателя за эффективное сотрудничество с Министерством науки и высшего образования.

В ответном слове по научно-образовательным и инновационно-технологическим сюжетам Алексей Нечаев остановился на двух важных направлениях.

Первая тема – это искусственный интеллект. Руководитель фракции Алексей Нечаев предложил не зарегулировать сферу до потери мобильности, а наоборот – развивать самоограничения компаний. В качестве примера он привел Кодекс в сфере искусственного интеллекта. По его мнению, стоит сделать акцент на экспериментальные режимы – выделить перспективные направления, раздать их на проработку компаниям и консорциумам, дать карт-бланш на исследования и разработки. Такую практику стоит тиражировать на регионы страны.

Разъяснительную работу с населением нужно вести по двум направлениям – предупреждать об угрозах и мошеннических схемах, просвещать по поводу возможностей, которые открывает ИИ.

Сами «Новые люди», как сообщил руководитель фракции, запустили программу «Нейростарт» - бесплатный курс по обучению школьников, студентов, всех желающих поработать с нейросетями.

Вторая тема – роботизация промышленности. Здесь требуется сочетание компетенций – soft (ПО, нейросети, ИИ), hard (сами роботы и системы управления), skills (подготовка кадров для развития и использования новых технологий). По мнению Алексея Нечаева, основным капиталом станет не техника (hard), а именно «мозги» (soft).

Итог
«Новые люди» агрегируют значительную часть повестки в области НИОКР, высшего образования, науки, нишевого ДПО. Но при этом их активность направлена в основном на конкретику сквозных проектов (предпринимательские компетенции, ИИ). Более системные вопросы отнесены к ведению иных партий и их фракций.

Подробнее: встреча Михаила Мишустина с «Новыми людьми».
Отчет Правительства Мишустина – настроения и сигналы

В основном в диалоге премьер-министра Михаила Мишустина и председателя ГД Вячеслава Володина доминировала риторика сотрудничества.

Председатель Правительства:

В конструктивном диалоге с депутатами и сенаторами, а также регионами, представителями бизнеса, экспертного и научного сообщества всегда рождались сбалансированные решения.


Председатель Госдумы:

Мы с вами на протяжении последнего времени работаем в другом формате с Правительством. Всё‑таки сейчас мы больше думаем о конечном результате, чем о перекладывании ответственности друг на друга, что было раньше.


Вячеслав Володин выделил вице-премьера и главу Минпромторга Дениса Мантурова. Михаил Мишустин напомнил о большой работе Министерства промышленности и торговли. Также высокую оценку получила работа вице-премьера Дмитрия Григоренко в вопросах модернизации городского электротранспорта. А досталось министру транспорта Виталию Савельеву – его призвали полюбить этот вид транспорта так же, как он любит авиацию.

Добрых слов заслужили вице-премьеры Марат Хуснуллин, Дмитрий Чернышенко, Татьяна Голикова. Похвалил председатель ГД министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, а также – главу минфина Антона Силуанова, особенно за состав неравнодушных замов. Также получили высокую оценку те управленцы, в назначении которых принимала участие Госдума.

В своих выступлениях представители всех фракций высоко оценили работу Правительства.

Вячеслав Володин практически в лоб сообщил Михаилу Мишустину, что работают эффективнее те министры и вице-премьеры, что прошли процедуру утверждения в Госдуме. Поправки в Конституцию гарантировали еще один уровень согласования (помимо президента и взаимодействия элит) – парламентский.

В самой Думе сейчас сложилась весьма интересная конфигурация в сфере научно-образовательной политики. В ней особенно активны КПРФ, СРЗП и Новые люди. Естественно, при системной работе Единой России. Немного поодаль находится ЛДПР, впрочем, тоже активная в некоторых данных сюжетах.

На первый взгляд, может показаться, что основной массив критики был адресован министру науки и высшего образования Валерию Фалькову. Но здесь стоит помнить о важной функции, которая исполняет Госдума в нынешней системе внутренней политики. Критика от Вячеслава Володина часто по форме бывает весьма резкой, но вот по содержанию часто совпадает с уже принятыми (не без его участия) решениями. То есть она служит двум целям – продемонстрировать действенную работу системы сдержек и противовесов (а она сформирована в системе единой публичной власти), а также скорректировать (или сообщить о грядущей корректировке) по ряду направлений.

То есть критические замечания далеко не всегда являются «черной меткой». Достаточно часто это парадоксальным (для непосвященных) образом оказывается поддержкой на будущее.

В любом случае, критика со стороны Вячеслава Володина и парламентариев достаточно часто относится к системным проблемам или процессам. Далеко не всегда критикуемый министр или ведомство обладают какими-то реальными рычагами влияния на ситуацию, оставаясь в русле масштабных и стратегических решений более высокого уровня. И представители ГД прекрасно об этом осведомлены.

Та же проблема оплаты труда преподавателей и ученых завязана не на действия Минобрнауки, а на системные изъяны в «майских указах». Вспомним здесь «казус Проскуриной» - все стороны свои задачи выполнили, по отчетам всё отлично. Но вот в персональном случае система дает сбои.

Независимо от того, кто в итоге будет на посту министра науки и высшего образования после перезагрузки Правительства, этот ворох проблем достанется ему (или ей) в наследство.

Финал заключительного слова Михаила Мишустин был посвящен единению:

Все вместе мы – народ России, талантливый, разносторонний, который во все времена преодолевал всё, любые вызовы. Преодолеем их и сейчас. У нашего государства, которым мы гордимся, огромный потенциал. И усилиями каждого он будет реализован в полной мере. Сделаем всё, чтобы наша лучшая в мире страна процветала.
Отчет Правительства Мишустина – вопросы, ответы, критика

Помимо самого Отчета Правительства перед Госдумой много научно-образовательных сюжетов прозвучало в вопросах парламентариев и ответах Михаила Мишустина.

Блок критики от Вячеслава Володина достался подготовке медицинских кадров. Он акцентировал внимание на том, что открывается все больше медицинских факультетов в вузах, которые либо малы, либо по основному своему направлению находятся далеко от медпроблематики. По его словам – медфаков все больше, а врачей всегда не хватает. Критика была адресована главе Минздрава Михаилу Мурашко (за скромность) и министру науки и высшего образования Валерию Фалькову (к нему есть «вопросы»).

Вячеслав Володин отметил одну из достаточно больных тем высшего образования: подготовкой отраслевых кадров занимается одновременно и профильное ведомство, и Минобрнауки. Напомним, что последние годы шло «собирание» вузов под эгидой Минобрнауки. Обратный процесс был зафиксирован только в случае с педвузами, которые перешли в ведение Минпросвещения. Впрочем, педагогов готовит множество подведов Минобрнауки.

Председатель ГД настаивает на единоначалии в подобных вопросах – чтобы был один человек, отвечающий за качество подготовки кадров. Читается здесь и требование, чтобы было одно ведомство, координирующее обучение врачей. Таким образом Вячеслав Володин выступает за «отраслевизацию» университетов – переход их под крыло профильных ведомств.

Михаил Мишустин уверил председателя Госдумы, что соответствующая работа будет проведена.

Научно-образовательный вопрос ожидаемо задал Сергей Кабышев (председатель Комитета ГД по науке и высшему образованию) – как сделать высшее образование более эффективным и ориентированным на нужды экономики.

Михаил Мишустин выделил главное – анализ рынка труда. От этого выстраивается прогноз (с учетом мегапроектов и иных крупных мероприятий, позиции крупных работодателей), который служит основой госзадания на подготовку кадров в СПО (здесь особо важен «Профессионалитет») и высшем образовании. Акцент в выделении бюджетных мест – инженерно-технический.

Вячеслав Володин в ответ посетовал на то, что количество бюджетных мест растет год от года, но дефицит кадров не снижается. Растет недостаток учителей математики, физики, информатики, иностранных языков.

Олег Смолин (КПРФ) был традиционно критично настроен. Он сообщил, что дефицит квалифицированных рабочих и специалистов составляет ок. 3 млн чел. Также он указал на дисбалансы внутри системы СПО – по его словам, лишь 16% уачщихся в СПО осваивают программы рабочих специальностей. Депутат сообщил о перегрузках и переработках во всей социальной сфере – учителя, врачи и т.п.

В ответ премьер-министр напомнил о программе масштабной переподготовке кадров, гибких образовательных моделях в контакте с работодателями, Профессионалитете. С цифрой 16% он не согласился. Зато подтвердил, что идет серьезная работа по улучшению системы трудоустройства инвалидов – с гарантиями именно трудоустройства, а не только создания соответствующих рабочих мест.

Вячеслав Володин продолжил свою линию об изъянах в подготовке кадров – педагогических и медицинских. Причину он видит в недостатках соответствующих структур высшего образования: пединституты стали университетами либо влились в них, а это привело к размыванию педагогической направленности. В решении этого вопроса председатель ГД пожурил за скромность уже министра просвещения Сергея Кравцова.

Вопрос от Анны Скорозниковой («Новые люди») был посвящен пересдаче ЕГЭ. Премьер-министр ответил, что все необходимое уже сделано. 4-5 июля станут днями пересдачи.

В заключительном слове Михаил Мишустин согласился с высказанными парламентариями пожеланиями – профессионализацию высшего образования будут наращивать. При этом премьер-министр еще раз обозначил – резко менять правила ЕГЭ слишком опасно. Серьезные надежды он возложил на новую суверенную модель высшего образования с возвратом к специалитету и особыми типами магистратуры.

Подробнее: Отчет (1, 2, 3).