This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Уроки истории не будут прежними. Во что будут играть российские школьники, детально разобрался и первый заместитель Министра просвещения РФ Александр Бугаев в рамках презентации игры «Смута», которая проходит сегодня в Нижнем Новгороде.
Технологическая одиссея: от Московского Политеха до Херсонской области
В Московском Политехе @mospolytech состоялся Международный научно-практический семинар молодых учёных «Цифровизация общества: современное состояние и перспективы». Мероприятие, организованное Московским политехом совместно с Севастопольским государственным университетом и университетом «ТУРАН-АСТАНА» (Казахстан), объединило научно-педагогических работников ведущих российских вузов, представителей экспертного сообщества, студентов и молодых учёных.
Семинар стал продолжением научно-технического проекта, организованного на кафедре инфокогнитивных технологий факультета информационных технологий Московского Политеха.
Особое внимание было уделено перспективам сотрудничества Московского Политеха и Херсонской области. Владимир Боделан, заместитель губернатора Херсонской области, отметил для НОП:
В рамках пленарных и дискуссионных сессий участники обсудили актуальные вопросы цифровой трансформации общества, включая методы и алгоритмы моделирования контекста в чат-ботах, управление сетевыми образовательными системами с адаптивными процессными моделями и анализ рисков нарушения информационной безопасности.
Доктор экономических наук, профессор Ростовского государственного экономического университета Евгений Тищенко подчеркнул актуальность представленных диссертационных работ:
Международный научно-практический семинар «Цифровизация общества: современное состояние и перспективы» стал важным шагом на пути укрепления сотрудничества между Московским Политехом и Херсонской областью в области цифровой трансформации и реализации совместных проектов, направленных на повышение качества жизни граждан.
В Московском Политехе @mospolytech состоялся Международный научно-практический семинар молодых учёных «Цифровизация общества: современное состояние и перспективы». Мероприятие, организованное Московским политехом совместно с Севастопольским государственным университетом и университетом «ТУРАН-АСТАНА» (Казахстан), объединило научно-педагогических работников ведущих российских вузов, представителей экспертного сообщества, студентов и молодых учёных.
Семинар стал продолжением научно-технического проекта, организованного на кафедре инфокогнитивных технологий факультета информационных технологий Московского Политеха.
Особое внимание было уделено перспективам сотрудничества Московского Политеха и Херсонской области. Владимир Боделан, заместитель губернатора Херсонской области, отметил для НОП:
Предварительно были достигнуты договоренности о внедрении в Херсонской области ряда пилотных проектов и новейших разработок Московского Политеха. Также в планах скоординировать усилия по внедрению в регионе социальной платформы, аналогичной «Московскому долголетию», для активных херсонцев старшего поколения. Помимо этого, был поднят вопрос о создании на базе университета научного общества (совета) по оптимизации запуска различных проектов в Херсонской области.
В рамках пленарных и дискуссионных сессий участники обсудили актуальные вопросы цифровой трансформации общества, включая методы и алгоритмы моделирования контекста в чат-ботах, управление сетевыми образовательными системами с адаптивными процессными моделями и анализ рисков нарушения информационной безопасности.
Доктор экономических наук, профессор Ростовского государственного экономического университета Евгений Тищенко подчеркнул актуальность представленных диссертационных работ:
Сегодняшние доклады находятся в тренде современных технологий, в тренде современного развития общества: это кибербезопасность, искусственный интеллект, импортозамещение в разработке программного обеспечения. Все работы актуальные и заслуживают того, чтобы их развивать и выходить с ними на защиту.
Международный научно-практический семинар «Цифровизация общества: современное состояние и перспективы» стал важным шагом на пути укрепления сотрудничества между Московским Политехом и Херсонской областью в области цифровой трансформации и реализации совместных проектов, направленных на повышение качества жизни граждан.
Обучение туризму на новом уровне
Развитие туризма способствует не только повышению экономического потенциала страны, но и сохранению и продвижению культурного наследия, созданию рабочих мест.
Навыки межкультурной коммуникации и базовые знания в области организации туристической индустрии являются значимыми критериями прогресса туристической отрасли. Особую востребованность приобретают специалисты, способные создавать новые оригинальные туристские продукты и услуги.
В НИТУ МИСИС @nust_misis разработана англоязычная магистерская программа для подготовки российских и иностранных специалистов, заинтересованных в реализации международных туристических проектов.
В рамках новой междисциплинарной англоязычной магистратуры студенты изучат основы международного регионоведения, историю и теорию культуры в контексте международных отношений, получат актуальные знания и навыки в таких областях, как лингвистика, маркетинг, экономика, география, ландшафтоведение, развитие территорий (ресурсный и рекреационный потенциал).
Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСИС, специально для НОП:
При разработке и реализации образовательных программ Университет МИСИС учитывает потребности рынка труда, отвечает на вызовы времени. В вузе разработана уникальная магистерская программа, направленная на подготовку специалистов по межкультурной коммуникации и развитию туризма на региональном, национальном, международном уровнях.
Студенты магистратуры смогут получить практический опыт в форматах стажировок, собственных исследований и сотрудничества с компаниями-партнерами – например, MZUNGU EXPEDITIONS, Турклубом «Направление». Благодаря полученным знаниям выпускники смогут понимать специфику российского и международного туристских рынков и оценивать рекреационный потенциал различных территорий. Высокий уровень языковой компетенции позволит не только работать в национальных и международных туристических компаниях, но и создавать собственный туристский продукт.
Развитие туризма способствует не только повышению экономического потенциала страны, но и сохранению и продвижению культурного наследия, созданию рабочих мест.
Навыки межкультурной коммуникации и базовые знания в области организации туристической индустрии являются значимыми критериями прогресса туристической отрасли. Особую востребованность приобретают специалисты, способные создавать новые оригинальные туристские продукты и услуги.
В НИТУ МИСИС @nust_misis разработана англоязычная магистерская программа для подготовки российских и иностранных специалистов, заинтересованных в реализации международных туристических проектов.
В рамках новой междисциплинарной англоязычной магистратуры студенты изучат основы международного регионоведения, историю и теорию культуры в контексте международных отношений, получат актуальные знания и навыки в таких областях, как лингвистика, маркетинг, экономика, география, ландшафтоведение, развитие территорий (ресурсный и рекреационный потенциал).
Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСИС, специально для НОП:
При разработке и реализации образовательных программ Университет МИСИС учитывает потребности рынка труда, отвечает на вызовы времени. В вузе разработана уникальная магистерская программа, направленная на подготовку специалистов по межкультурной коммуникации и развитию туризма на региональном, национальном, международном уровнях.
Студенты магистратуры смогут получить практический опыт в форматах стажировок, собственных исследований и сотрудничества с компаниями-партнерами – например, MZUNGU EXPEDITIONS, Турклубом «Направление». Благодаря полученным знаниям выпускники смогут понимать специфику российского и международного туристских рынков и оценивать рекреационный потенциал различных территорий. Высокий уровень языковой компетенции позволит не только работать в национальных и международных туристических компаниях, но и создавать собственный туристский продукт.
Как наука меняет мир: ведущие вузы и институты в одном консорциуме
Минобрнауки РФ провело грантовый конкурс на крупные научные проекты по приоритетным направлениям научно-технологического развития в 2024–2026 годах. Объём финансирования за три года составит 300 миллионов рублей. По итогам экспертизы Российской академии наук проект «Получение ценных средне- и малотоннажных продуктов из дешёвого и доступного сырья современными каталитическими методами» признан победителем грантового конкурса.
Реализовывать междисциплинарный проект будет консорциум ведущих вузов и научных институтов России: МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН, Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН, Институт проблем химической физики РАН и НИИ химии ННГУ им. Н.И. Лобачевского @lobachevsky_university.
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области, отметил важность работы ННГУ в консорциуме:
Олег Трофимов, ректор Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, специально для НОП:
Консорциум, в который вошёл ННГУ, будет работать над разработкой и внедрением новых каталитических методов для получения этих продуктов из дешёвого и доступного сырья, что позволит снизить зависимость от импорта и улучшить конкурентоспособность российской химической промышленности.
Минобрнауки РФ провело грантовый конкурс на крупные научные проекты по приоритетным направлениям научно-технологического развития в 2024–2026 годах. Объём финансирования за три года составит 300 миллионов рублей. По итогам экспертизы Российской академии наук проект «Получение ценных средне- и малотоннажных продуктов из дешёвого и доступного сырья современными каталитическими методами» признан победителем грантового конкурса.
Реализовывать междисциплинарный проект будет консорциум ведущих вузов и научных институтов России: МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН, Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН, Институт проблем химической физики РАН и НИИ химии ННГУ им. Н.И. Лобачевского @lobachevsky_university.
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области, отметил важность работы ННГУ в консорциуме:
Приятно, что представители Нижегородской области будут в такой сильной команде, которая займётся научными исследованиями, имеющими огромное прикладное значение. Эта работа в перспективе будет полезна для нашего профильного промышленного сектора, одного из сильнейших в стране.
Олег Трофимов, ректор Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, специально для НОП:
Нижегородская область играет ключевую роль в экономическом развитии России. Так было на протяжении всей истории. И сегодня, когда перед нами стоят новые масштабные вызовы, нижегородчина со своим промышленным и образовательным потенциалом, выступает опорной точкой, драйвером укрепления технологического суверенитета государства.
Университет Лобачевского, как ведущий научно-образовательный центр, включен эту повестку очень активно. 2024 год мы стартовали с обновленной стратегией. Она заключается, прежде всего, в том, чтобы на основе фундаментальных исследований и разработок, а также образовательного потенциала, эффективно решать насущные прикладные задачи, развивать нашу экономику, укреплять и развивать технологический суверенитет.
В качестве ключевых направлений развития мы определили три, на которых имеем хороший задел, пул индустриальных партнеров и ясные практические перспективы. Это микроэлектроника, химия и ИТ. На каждом из них Университет Лобачевского выступает поставщиком прорывных технологий для региона и страны.
Итогом нашей работы в области химии должен стать вывод в производство новых материалов для химической промышленности, а также разработка сверхчистых материалов для производства электронной компонентной базы.
Консорциум, в который вошёл ННГУ, будет работать над разработкой и внедрением новых каталитических методов для получения этих продуктов из дешёвого и доступного сырья, что позволит снизить зависимость от импорта и улучшить конкурентоспособность российской химической промышленности.
Новые люди – про науку и образование
Среди представителей пяти фракций, выступавших после оглашения Отчета Правительства перед Госдумой и сессии вопросов-ответов, в наибольшей степени на вопросах высшего образования и науки сосредоточился Алексей Нечаев @nechaev_official, глава «Новых людей» @partynewpeople. Перед ним, правда, выступал Геннадий Зюганов, но все его нападки на систему управления в образовании и науки уже давно известны, мозаичны и банально устарели.
Через призму предпринимательства руководитель фракции «Новых людей» в Госдуме взглянул на вопрос интеграции образования и экономики:
Особое внимание, как и на встрече с Михаилом Мишустиным перед Отчетом, было уделено развитию IT-сектора. Здесь, как считает Алексей Нечаев, Россия находится на самом фронтире, потому не следует сковывать себя надуманными самоограничениями.
Позитивно Алексей Нечаев отнесся и к мегапроектам (нацпроектам технологического суверенитета):
Более подробно об образовании и науки говорили как раз на встрече Михаила Мишустина с представителями фракции «Новых людей».
Среди представителей пяти фракций, выступавших после оглашения Отчета Правительства перед Госдумой и сессии вопросов-ответов, в наибольшей степени на вопросах высшего образования и науки сосредоточился Алексей Нечаев @nechaev_official, глава «Новых людей» @partynewpeople. Перед ним, правда, выступал Геннадий Зюганов, но все его нападки на систему управления в образовании и науки уже давно известны, мозаичны и банально устарели.
Через призму предпринимательства руководитель фракции «Новых людей» в Госдуме взглянул на вопрос интеграции образования и экономики:
Наши предприниматели открывали школы, более 100 базовых кафедр открыто в вузах России нашими предприятиями.
Особое внимание, как и на встрече с Михаилом Мишустиным перед Отчетом, было уделено развитию IT-сектора. Здесь, как считает Алексей Нечаев, Россия находится на самом фронтире, потому не следует сковывать себя надуманными самоограничениями.
Позитивно Алексей Нечаев отнесся и к мегапроектам (нацпроектам технологического суверенитета):
Уже в марте Правительство представило свои 12 мегапроектов социального развития и достижения технологического суверенитета. Это в том числе продовольственная безопасность, станкостроение и робототехника, новые медицинские технологии, среднетоннажная химия, космос, наука. И по каждому из этих направлений на самом деле уже идёт работа начиная с 2023 года.
Более подробно об образовании и науки говорили как раз на встрече Михаила Мишустина с представителями фракции «Новых людей».
«Новые люди» в науке и образовании
Премьер-министр Михаил Мишустин встретился с членами фракции «Новые люди» в Госдуме. Из всех подобных мероприятий перед отчетом Правительства перед Думой именно на данном более всего в открытой части говорили о науке, высшем образовании и технологиях. Стоит напомнить, что Ксения Горячева (член фракции) @DeputatGoryacheva является одним из четырех первых заместителей председателя Комитета ГД по науке и высшему образованию.
Судя по словам Михаила Мишустина, университетская тематика также придана «Новым людям», хотя и не на эксклюзивной основе. Зато в зоне приоритетного курирования – задачи развития предпринимательских навыков у школьников и студентов.
Премьер-министр отметил следующее.
Профессионалитет
Цифровые кафедры и доппрограммы по программированию
Центры инженерных разработок
Программа «Я в деле»
В ответном слове Алексей Нечаев отметил, что благодаря поддержки Президента увеличен объем участников программы. До нее программа «Я в деле» работала в 150 вузах, а после получения – в прошлом году в 500 с лишним.
Отдельно Михаил Мишустин поблагодарил фракцию и ее председателя за эффективное сотрудничество с Министерством науки и высшего образования.
В ответном слове по научно-образовательным и инновационно-технологическим сюжетам Алексей Нечаев остановился на двух важных направлениях.
Первая тема – это искусственный интеллект. Руководитель фракции Алексей Нечаев предложил не зарегулировать сферу до потери мобильности, а наоборот – развивать самоограничения компаний. В качестве примера он привел Кодекс в сфере искусственного интеллекта. По его мнению, стоит сделать акцент на экспериментальные режимы – выделить перспективные направления, раздать их на проработку компаниям и консорциумам, дать карт-бланш на исследования и разработки. Такую практику стоит тиражировать на регионы страны.
Разъяснительную работу с населением нужно вести по двум направлениям – предупреждать об угрозах и мошеннических схемах, просвещать по поводу возможностей, которые открывает ИИ.
Сами «Новые люди», как сообщил руководитель фракции, запустили программу «Нейростарт» - бесплатный курс по обучению школьников, студентов, всех желающих поработать с нейросетями.
Вторая тема – роботизация промышленности. Здесь требуется сочетание компетенций – soft (ПО, нейросети, ИИ), hard (сами роботы и системы управления), skills (подготовка кадров для развития и использования новых технологий). По мнению Алексея Нечаева, основным капиталом станет не техника (hard), а именно «мозги» (soft).
Итог
«Новые люди» агрегируют значительную часть повестки в области НИОКР, высшего образования, науки, нишевого ДПО. Но при этом их активность направлена в основном на конкретику сквозных проектов (предпринимательские компетенции, ИИ). Более системные вопросы отнесены к ведению иных партий и их фракций.
Подробнее: встреча Михаила Мишустина с «Новыми людьми».
Премьер-министр Михаил Мишустин встретился с членами фракции «Новые люди» в Госдуме. Из всех подобных мероприятий перед отчетом Правительства перед Думой именно на данном более всего в открытой части говорили о науке, высшем образовании и технологиях. Стоит напомнить, что Ксения Горячева (член фракции) @DeputatGoryacheva является одним из четырех первых заместителей председателя Комитета ГД по науке и высшему образованию.
Судя по словам Михаила Мишустина, университетская тематика также придана «Новым людям», хотя и не на эксклюзивной основе. Зато в зоне приоритетного курирования – задачи развития предпринимательских навыков у школьников и студентов.
Премьер-министр отметил следующее.
Профессионалитет
Вместе с другими депутатами были приняты меры по формированию системы обучения высококвалифицированных кадров. Дополнительно 9 млрд рублей предусмотрели для образовательно-производственных центров.
Цифровые кафедры и доппрограммы по программированию
Практически вдвое увеличили финансирование для двухлетних курсов, где смогут заниматься старшеклассники и студенты организаций среднего профессионального образования. Там ребята получат возможность освоить языки программирования, что, конечно, интересно и молодёжи, и работодателям.
Центры инженерных разработок
В федеральном бюджете предусмотрели также 1,5 млрд на создание либо развитие центров инженерных разработок [инжиниринговых центров]. Средства пойдут в том числе на гранты для приобретения высокотехнологичного оборудования, передового программного обеспечения. Они будут доступны не только высшей школе, но и научным организациям различного профиля.
Программа «Я в деле»
Даёт возможность молодёжи бесплатно пройти обучение, чтобы понимать, как заняться бизнесом, как запустить свой стартап. И уже свыше 180 тысяч студентов, старшеклассников из 72 регионов страны получили необходимые знания.
Очень нужный, важный проект.
В ответном слове Алексей Нечаев отметил, что благодаря поддержки Президента увеличен объем участников программы. До нее программа «Я в деле» работала в 150 вузах, а после получения – в прошлом году в 500 с лишним.
Отдельно Михаил Мишустин поблагодарил фракцию и ее председателя за эффективное сотрудничество с Министерством науки и высшего образования.
В ответном слове по научно-образовательным и инновационно-технологическим сюжетам Алексей Нечаев остановился на двух важных направлениях.
Первая тема – это искусственный интеллект. Руководитель фракции Алексей Нечаев предложил не зарегулировать сферу до потери мобильности, а наоборот – развивать самоограничения компаний. В качестве примера он привел Кодекс в сфере искусственного интеллекта. По его мнению, стоит сделать акцент на экспериментальные режимы – выделить перспективные направления, раздать их на проработку компаниям и консорциумам, дать карт-бланш на исследования и разработки. Такую практику стоит тиражировать на регионы страны.
Разъяснительную работу с населением нужно вести по двум направлениям – предупреждать об угрозах и мошеннических схемах, просвещать по поводу возможностей, которые открывает ИИ.
Сами «Новые люди», как сообщил руководитель фракции, запустили программу «Нейростарт» - бесплатный курс по обучению школьников, студентов, всех желающих поработать с нейросетями.
Вторая тема – роботизация промышленности. Здесь требуется сочетание компетенций – soft (ПО, нейросети, ИИ), hard (сами роботы и системы управления), skills (подготовка кадров для развития и использования новых технологий). По мнению Алексея Нечаева, основным капиталом станет не техника (hard), а именно «мозги» (soft).
Итог
«Новые люди» агрегируют значительную часть повестки в области НИОКР, высшего образования, науки, нишевого ДПО. Но при этом их активность направлена в основном на конкретику сквозных проектов (предпринимательские компетенции, ИИ). Более системные вопросы отнесены к ведению иных партий и их фракций.
Подробнее: встреча Михаила Мишустина с «Новыми людьми».
government.ru
Встреча Михаила Мишустина с членами фракции политической партии «Новые люди» в Государственной Думе
Встреча состоялась в рамках подготовки к ежегодному отчёту Правительства в Государственной Думе.
Отчет Правительства Мишустина – настроения и сигналы
В основном в диалоге премьер-министра Михаила Мишустина и председателя ГД Вячеслава Володина доминировала риторика сотрудничества.
Председатель Правительства:
Председатель Госдумы:
Вячеслав Володин выделил вице-премьера и главу Минпромторга Дениса Мантурова. Михаил Мишустин напомнил о большой работе Министерства промышленности и торговли. Также высокую оценку получила работа вице-премьера Дмитрия Григоренко в вопросах модернизации городского электротранспорта. А досталось министру транспорта Виталию Савельеву – его призвали полюбить этот вид транспорта так же, как он любит авиацию.
Добрых слов заслужили вице-премьеры Марат Хуснуллин, Дмитрий Чернышенко, Татьяна Голикова. Похвалил председатель ГД министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, а также – главу минфина Антона Силуанова, особенно за состав неравнодушных замов. Также получили высокую оценку те управленцы, в назначении которых принимала участие Госдума.
В своих выступлениях представители всех фракций высоко оценили работу Правительства.
Вячеслав Володин практически в лоб сообщил Михаилу Мишустину, что работают эффективнее те министры и вице-премьеры, что прошли процедуру утверждения в Госдуме. Поправки в Конституцию гарантировали еще один уровень согласования (помимо президента и взаимодействия элит) – парламентский.
В самой Думе сейчас сложилась весьма интересная конфигурация в сфере научно-образовательной политики. В ней особенно активны КПРФ, СРЗП и Новые люди. Естественно, при системной работе Единой России. Немного поодаль находится ЛДПР, впрочем, тоже активная в некоторых данных сюжетах.
На первый взгляд, может показаться, что основной массив критики был адресован министру науки и высшего образования Валерию Фалькову. Но здесь стоит помнить о важной функции, которая исполняет Госдума в нынешней системе внутренней политики. Критика от Вячеслава Володина часто по форме бывает весьма резкой, но вот по содержанию часто совпадает с уже принятыми (не без его участия) решениями. То есть она служит двум целям – продемонстрировать действенную работу системы сдержек и противовесов (а она сформирована в системе единой публичной власти), а также скорректировать (или сообщить о грядущей корректировке) по ряду направлений.
То есть критические замечания далеко не всегда являются «черной меткой». Достаточно часто это парадоксальным (для непосвященных) образом оказывается поддержкой на будущее.
В любом случае, критика со стороны Вячеслава Володина и парламентариев достаточно часто относится к системным проблемам или процессам. Далеко не всегда критикуемый министр или ведомство обладают какими-то реальными рычагами влияния на ситуацию, оставаясь в русле масштабных и стратегических решений более высокого уровня. И представители ГД прекрасно об этом осведомлены.
Та же проблема оплаты труда преподавателей и ученых завязана не на действия Минобрнауки, а на системные изъяны в «майских указах». Вспомним здесь «казус Проскуриной» - все стороны свои задачи выполнили, по отчетам всё отлично. Но вот в персональном случае система дает сбои.
Независимо от того, кто в итоге будет на посту министра науки и высшего образования после перезагрузки Правительства, этот ворох проблем достанется ему (или ей) в наследство.
Финал заключительного слова Михаила Мишустин был посвящен единению:
В основном в диалоге премьер-министра Михаила Мишустина и председателя ГД Вячеслава Володина доминировала риторика сотрудничества.
Председатель Правительства:
В конструктивном диалоге с депутатами и сенаторами, а также регионами, представителями бизнеса, экспертного и научного сообщества всегда рождались сбалансированные решения.
Председатель Госдумы:
Мы с вами на протяжении последнего времени работаем в другом формате с Правительством. Всё‑таки сейчас мы больше думаем о конечном результате, чем о перекладывании ответственности друг на друга, что было раньше.
Вячеслав Володин выделил вице-премьера и главу Минпромторга Дениса Мантурова. Михаил Мишустин напомнил о большой работе Министерства промышленности и торговли. Также высокую оценку получила работа вице-премьера Дмитрия Григоренко в вопросах модернизации городского электротранспорта. А досталось министру транспорта Виталию Савельеву – его призвали полюбить этот вид транспорта так же, как он любит авиацию.
Добрых слов заслужили вице-премьеры Марат Хуснуллин, Дмитрий Чернышенко, Татьяна Голикова. Похвалил председатель ГД министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, а также – главу минфина Антона Силуанова, особенно за состав неравнодушных замов. Также получили высокую оценку те управленцы, в назначении которых принимала участие Госдума.
В своих выступлениях представители всех фракций высоко оценили работу Правительства.
Вячеслав Володин практически в лоб сообщил Михаилу Мишустину, что работают эффективнее те министры и вице-премьеры, что прошли процедуру утверждения в Госдуме. Поправки в Конституцию гарантировали еще один уровень согласования (помимо президента и взаимодействия элит) – парламентский.
В самой Думе сейчас сложилась весьма интересная конфигурация в сфере научно-образовательной политики. В ней особенно активны КПРФ, СРЗП и Новые люди. Естественно, при системной работе Единой России. Немного поодаль находится ЛДПР, впрочем, тоже активная в некоторых данных сюжетах.
На первый взгляд, может показаться, что основной массив критики был адресован министру науки и высшего образования Валерию Фалькову. Но здесь стоит помнить о важной функции, которая исполняет Госдума в нынешней системе внутренней политики. Критика от Вячеслава Володина часто по форме бывает весьма резкой, но вот по содержанию часто совпадает с уже принятыми (не без его участия) решениями. То есть она служит двум целям – продемонстрировать действенную работу системы сдержек и противовесов (а она сформирована в системе единой публичной власти), а также скорректировать (или сообщить о грядущей корректировке) по ряду направлений.
То есть критические замечания далеко не всегда являются «черной меткой». Достаточно часто это парадоксальным (для непосвященных) образом оказывается поддержкой на будущее.
В любом случае, критика со стороны Вячеслава Володина и парламентариев достаточно часто относится к системным проблемам или процессам. Далеко не всегда критикуемый министр или ведомство обладают какими-то реальными рычагами влияния на ситуацию, оставаясь в русле масштабных и стратегических решений более высокого уровня. И представители ГД прекрасно об этом осведомлены.
Та же проблема оплаты труда преподавателей и ученых завязана не на действия Минобрнауки, а на системные изъяны в «майских указах». Вспомним здесь «казус Проскуриной» - все стороны свои задачи выполнили, по отчетам всё отлично. Но вот в персональном случае система дает сбои.
Независимо от того, кто в итоге будет на посту министра науки и высшего образования после перезагрузки Правительства, этот ворох проблем достанется ему (или ей) в наследство.
Финал заключительного слова Михаила Мишустин был посвящен единению:
Все вместе мы – народ России, талантливый, разносторонний, который во все времена преодолевал всё, любые вызовы. Преодолеем их и сейчас. У нашего государства, которым мы гордимся, огромный потенциал. И усилиями каждого он будет реализован в полной мере. Сделаем всё, чтобы наша лучшая в мире страна процветала.
Отчет Правительства Мишустина – вопросы, ответы, критика
Помимо самого Отчета Правительства перед Госдумой много научно-образовательных сюжетов прозвучало в вопросах парламентариев и ответах Михаила Мишустина.
Блок критики от Вячеслава Володина достался подготовке медицинских кадров. Он акцентировал внимание на том, что открывается все больше медицинских факультетов в вузах, которые либо малы, либо по основному своему направлению находятся далеко от медпроблематики. По его словам – медфаков все больше, а врачей всегда не хватает. Критика была адресована главе Минздрава Михаилу Мурашко (за скромность) и министру науки и высшего образования Валерию Фалькову (к нему есть «вопросы»).
Вячеслав Володин отметил одну из достаточно больных тем высшего образования: подготовкой отраслевых кадров занимается одновременно и профильное ведомство, и Минобрнауки. Напомним, что последние годы шло «собирание» вузов под эгидой Минобрнауки. Обратный процесс был зафиксирован только в случае с педвузами, которые перешли в ведение Минпросвещения. Впрочем, педагогов готовит множество подведов Минобрнауки.
Председатель ГД настаивает на единоначалии в подобных вопросах – чтобы был один человек, отвечающий за качество подготовки кадров. Читается здесь и требование, чтобы было одно ведомство, координирующее обучение врачей. Таким образом Вячеслав Володин выступает за «отраслевизацию» университетов – переход их под крыло профильных ведомств.
Михаил Мишустин уверил председателя Госдумы, что соответствующая работа будет проведена.
Научно-образовательный вопрос ожидаемо задал Сергей Кабышев (председатель Комитета ГД по науке и высшему образованию) – как сделать высшее образование более эффективным и ориентированным на нужды экономики.
Михаил Мишустин выделил главное – анализ рынка труда. От этого выстраивается прогноз (с учетом мегапроектов и иных крупных мероприятий, позиции крупных работодателей), который служит основой госзадания на подготовку кадров в СПО (здесь особо важен «Профессионалитет») и высшем образовании. Акцент в выделении бюджетных мест – инженерно-технический.
Вячеслав Володин в ответ посетовал на то, что количество бюджетных мест растет год от года, но дефицит кадров не снижается. Растет недостаток учителей математики, физики, информатики, иностранных языков.
Олег Смолин (КПРФ) был традиционно критично настроен. Он сообщил, что дефицит квалифицированных рабочих и специалистов составляет ок. 3 млн чел. Также он указал на дисбалансы внутри системы СПО – по его словам, лишь 16% уачщихся в СПО осваивают программы рабочих специальностей. Депутат сообщил о перегрузках и переработках во всей социальной сфере – учителя, врачи и т.п.
В ответ премьер-министр напомнил о программе масштабной переподготовке кадров, гибких образовательных моделях в контакте с работодателями, Профессионалитете. С цифрой 16% он не согласился. Зато подтвердил, что идет серьезная работа по улучшению системы трудоустройства инвалидов – с гарантиями именно трудоустройства, а не только создания соответствующих рабочих мест.
Вячеслав Володин продолжил свою линию об изъянах в подготовке кадров – педагогических и медицинских. Причину он видит в недостатках соответствующих структур высшего образования: пединституты стали университетами либо влились в них, а это привело к размыванию педагогической направленности. В решении этого вопроса председатель ГД пожурил за скромность уже министра просвещения Сергея Кравцова.
Вопрос от Анны Скорозниковой («Новые люди») был посвящен пересдаче ЕГЭ. Премьер-министр ответил, что все необходимое уже сделано. 4-5 июля станут днями пересдачи.
В заключительном слове Михаил Мишустин согласился с высказанными парламентариями пожеланиями – профессионализацию высшего образования будут наращивать. При этом премьер-министр еще раз обозначил – резко менять правила ЕГЭ слишком опасно. Серьезные надежды он возложил на новую суверенную модель высшего образования с возвратом к специалитету и особыми типами магистратуры.
Подробнее: Отчет (1, 2, 3).
Помимо самого Отчета Правительства перед Госдумой много научно-образовательных сюжетов прозвучало в вопросах парламентариев и ответах Михаила Мишустина.
Блок критики от Вячеслава Володина достался подготовке медицинских кадров. Он акцентировал внимание на том, что открывается все больше медицинских факультетов в вузах, которые либо малы, либо по основному своему направлению находятся далеко от медпроблематики. По его словам – медфаков все больше, а врачей всегда не хватает. Критика была адресована главе Минздрава Михаилу Мурашко (за скромность) и министру науки и высшего образования Валерию Фалькову (к нему есть «вопросы»).
Вячеслав Володин отметил одну из достаточно больных тем высшего образования: подготовкой отраслевых кадров занимается одновременно и профильное ведомство, и Минобрнауки. Напомним, что последние годы шло «собирание» вузов под эгидой Минобрнауки. Обратный процесс был зафиксирован только в случае с педвузами, которые перешли в ведение Минпросвещения. Впрочем, педагогов готовит множество подведов Минобрнауки.
Председатель ГД настаивает на единоначалии в подобных вопросах – чтобы был один человек, отвечающий за качество подготовки кадров. Читается здесь и требование, чтобы было одно ведомство, координирующее обучение врачей. Таким образом Вячеслав Володин выступает за «отраслевизацию» университетов – переход их под крыло профильных ведомств.
Михаил Мишустин уверил председателя Госдумы, что соответствующая работа будет проведена.
Научно-образовательный вопрос ожидаемо задал Сергей Кабышев (председатель Комитета ГД по науке и высшему образованию) – как сделать высшее образование более эффективным и ориентированным на нужды экономики.
Михаил Мишустин выделил главное – анализ рынка труда. От этого выстраивается прогноз (с учетом мегапроектов и иных крупных мероприятий, позиции крупных работодателей), который служит основой госзадания на подготовку кадров в СПО (здесь особо важен «Профессионалитет») и высшем образовании. Акцент в выделении бюджетных мест – инженерно-технический.
Вячеслав Володин в ответ посетовал на то, что количество бюджетных мест растет год от года, но дефицит кадров не снижается. Растет недостаток учителей математики, физики, информатики, иностранных языков.
Олег Смолин (КПРФ) был традиционно критично настроен. Он сообщил, что дефицит квалифицированных рабочих и специалистов составляет ок. 3 млн чел. Также он указал на дисбалансы внутри системы СПО – по его словам, лишь 16% уачщихся в СПО осваивают программы рабочих специальностей. Депутат сообщил о перегрузках и переработках во всей социальной сфере – учителя, врачи и т.п.
В ответ премьер-министр напомнил о программе масштабной переподготовке кадров, гибких образовательных моделях в контакте с работодателями, Профессионалитете. С цифрой 16% он не согласился. Зато подтвердил, что идет серьезная работа по улучшению системы трудоустройства инвалидов – с гарантиями именно трудоустройства, а не только создания соответствующих рабочих мест.
Вячеслав Володин продолжил свою линию об изъянах в подготовке кадров – педагогических и медицинских. Причину он видит в недостатках соответствующих структур высшего образования: пединституты стали университетами либо влились в них, а это привело к размыванию педагогической направленности. В решении этого вопроса председатель ГД пожурил за скромность уже министра просвещения Сергея Кравцова.
Вопрос от Анны Скорозниковой («Новые люди») был посвящен пересдаче ЕГЭ. Премьер-министр ответил, что все необходимое уже сделано. 4-5 июля станут днями пересдачи.
В заключительном слове Михаил Мишустин согласился с высказанными парламентариями пожеланиями – профессионализацию высшего образования будут наращивать. При этом премьер-министр еще раз обозначил – резко менять правила ЕГЭ слишком опасно. Серьезные надежды он возложил на новую суверенную модель высшего образования с возвратом к специалитету и особыми типами магистратуры.
Подробнее: Отчет (1, 2, 3).
Telegram
Правительство России
Михаил Мишустин назвал топ-3 самых востребованных профессий на рынке
Депутат «Справедливой России» Сергей Кабышев спросил о планах в сфере развития высшего образования, а также о том, что планирует предпринять правительство, чтобы высшее образование наиболее…
Депутат «Справедливой России» Сергей Кабышев спросил о планах в сфере развития высшего образования, а также о том, что планирует предпринять правительство, чтобы высшее образование наиболее…
Наука и образование – драйверы Сахалина
Среди губернаторов глава Сахалина Валерий Лимаренко @limarenko_official относится к тем руководителям, кто в научно-образовательных инициативах государства четко видят возможности для системного социально-экономического региона. Это лишний раз подчеркнула его встреча по видеосвязи с президентом Владимиром Путиным.
Прямая речь Валерия Лимаренко:
В своем канале Валерий Лимаренко еще раз подчеркнул важность головного университета (современного, оснащенного, с удобным кампусом) для социально-экономического развития региона:
Стоит напомнить, что Валерий Лимаренко лично просил президента дать возможность начать реализацию проекта кампуса не со второй, а с первой волной. Вообще губернатора отличает мотивация делать нужное дело и быстро, и на совесть, но при этом никогда не останавливаться на достигнутом. Это дает о себе знать в постоянном и энергичном развитии сферы науки, высшего образования, технологий и инноваций в Сахалинской области.
Подробнее.
Среди губернаторов глава Сахалина Валерий Лимаренко @limarenko_official относится к тем руководителям, кто в научно-образовательных инициативах государства четко видят возможности для системного социально-экономического региона. Это лишний раз подчеркнула его встреча по видеосвязи с президентом Владимиром Путиным.
Прямая речь Валерия Лимаренко:
Мы совместно с Газпромбанком строим кампус Сахалинского государственного университета. Ещё раз хочу сказать слова благодарности, что Вы нас поддержали в этом большом деле. В 2026 году мы планируем сдать, сейчас идём с небольшим опережением.
Мы не ждём окончания строительства и уже сейчас открываем новые лаборатории вместе с бизнес-партнёрами. Например, вместе «Сахалинской энергией» в этом году откроем пять лабораторий для шельфовых проектов. Совместно с МФТИ, МГТУ имени Баумана, «Росатомом» планируем запустить водородный полигон, он уже в середине года будет работать.
Как только появится водородный полигон – это предтеча для того, чтобы строить завод по производству водорода. Будут отработаны все технологии, появится нормативная база, и, главное, появятся люди, которые умеют и знают, как обращаться с водородом.
Совместно со Сбербанком занимаемся развитием искусственного интеллекта. На базе нашего университета мы сейчас создаём вместе со «Сбером» «Школу 21». Вместе с Сеченовским университетом, Тимирязевской академией и Тихоокеанским медицинским университетом создаём сейчас биолаборатории. То есть не ждём, параллельно, пока строится кампус, делается работа по лабораториям. Это очень важно, потому что если строить это последовательно, то можно просто отстать от жизни. Мы сейчас опережаем. Я этими вопросами занимаюсь практически каждый день.
Совместно с Агентством стратегических инициатив летом проведём всероссийское мероприятие «Архипелаг». Он будет направлен на развитие отрасли беспилотников. Мы намерены создать беспилотную дальневосточную авиационную компанию. Это произойдёт в ближайшие несколько месяцев. То есть «Аврора» – это дальневосточная авиационная компания, и на базе «Авроры» мы сейчас делаем беспилотную авиационную компанию, тоже дальневосточную.
В своем канале Валерий Лимаренко еще раз подчеркнул важность головного университета (современного, оснащенного, с удобным кампусом) для социально-экономического развития региона:
Приоритет для нас и завершение уже идущих больших строек. Например, кампуса мирового уровня СахалинТех. Региону нужен современный вуз с качественной научно-исследовательской базой. Это и вопрос закрепления здесь молодежи, и важный конкурентный фактор для развития экономики.
Стоит напомнить, что Валерий Лимаренко лично просил президента дать возможность начать реализацию проекта кампуса не со второй, а с первой волной. Вообще губернатора отличает мотивация делать нужное дело и быстро, и на совесть, но при этом никогда не останавливаться на достигнутом. Это дает о себе знать в постоянном и энергичном развитии сферы науки, высшего образования, технологий и инноваций в Сахалинской области.
Подробнее.
Президент России
Встреча с губернатором Сахалинской области Валерием Лимаренко
Президент по видеосвязи провёл рабочую встречу с губернатором Сахалинской области Валерием Лимаренко. Обсуждалось социально-экономическое развитие региона.
Таланты в студию!
В рамках конференции Skolkovo Regions прошла сессия «Развитие и поддержка талантов в вузах в плане работы органов власти, бизнеса и общественных проектов». О том, как держать руку на пульсе и реагировать на изменения в работе с талантами, модератор дискуссии, научный руководитель ЭАЦ НОП Евгений Сженов поговорил со спикерами сессии.
Таланты возможностей
Заместитель генерального директора президентской платформы «Россия - страна возможностей» Дмитрий Гужеля выделяет 3 вопроса в работе с талантами:
- Кого считать талантами?
- Что делать с талантами?
- Надо ли это талантам?
— считает Дмитрий Гужеля.
От таланта таланта не ищут
— с этого вопроса начала свое выступление директор Открытого университета Сколково Екатерина Морозова.
Подходы к определению действительно меняются. С одной стороны, это может быть человек с гиперспособностями, с другой — это могут быть способности человека, которые дремлют. Или же вообще речь может идти об индивидуальной конфигурации человека. Разность подходов требует гибкости мышления.
— добавила Екатерина Морозова.
Когда включается талант?
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова уверена, что талантлив каждый. По ее мнению, у каждого талант включается в определённый момент времени.
— поделилась Ольга Петрова.
Она подчеркнула, что в КПЭ губернаторов есть показатель, который касается количества олимпадников в системе образования. Это критерий, который характеризует качество образования всей системы в регионе.
Заместитель председателя Правительства Удмуртской Республики Тимур Меджитов поделился региональным опытом построения системы работы с талантами. Главный акцент — коммуникация и подготовка совместных образовательных треков с образовательными организациями.
Отраслевые таланты
Руководитель проекта Управления технической политики в ИТ Госкорпорации «Росатом» Андрей Королев поделился опытом Росатома. Плотное взаимодействие компания начинает выстраивать с 9 класса, и до окончания вуза идет долгий путь удержания внимания ребят в фокусе госкорпорации. Для уже состоявшихся атомщиков работает корпоративная академия, которая позволяет развиваться профессионально постоянно. Дмитрий Гужеля добавил, что Росатом при приеме на работу смотрит на паспорт компетенций, который дают Центры компетенций РСВ.
Начальник отдела по реализации образовательных программ Управления по развитию молодежного предпринимательства ФГБУ
«Центр содействия молодым специалистам» Сергей Михайлов отмечает, что с развитием и запуском программы молодежного предпринимательства появилась возможность получить компетенции и понять, что такое бизнес.
— рассказал он.
В рамках конференции Skolkovo Regions прошла сессия «Развитие и поддержка талантов в вузах в плане работы органов власти, бизнеса и общественных проектов». О том, как держать руку на пульсе и реагировать на изменения в работе с талантами, модератор дискуссии, научный руководитель ЭАЦ НОП Евгений Сженов поговорил со спикерами сессии.
Таланты возможностей
Заместитель генерального директора президентской платформы «Россия - страна возможностей» Дмитрий Гужеля выделяет 3 вопроса в работе с талантами:
- Кого считать талантами?
- Что делать с талантами?
- Надо ли это талантам?
«Наша полиция такова, что мы создаем карьерные лифты для каждого человека, то есть мы считаем, что каждый талантлив. Как их прокачать и развить — это больше тема университетов. И один из самых главных вопросов — что с этими талантами потом делать. Мы все за них решаем, а часто оказывается в итоге, что они элементарно перегружены. Самая главная проблема — когда таланты прокачивают, и у них есть ярлык, что их прокачали, они оказываются никому не нужны»,
— считает Дмитрий Гужеля.
От таланта таланта не ищут
«Что понимает каждый из нас под словом талант»?
— с этого вопроса начала свое выступление директор Открытого университета Сколково Екатерина Морозова.
Подходы к определению действительно меняются. С одной стороны, это может быть человек с гиперспособностями, с другой — это могут быть способности человека, которые дремлют. Или же вообще речь может идти об индивидуальной конфигурации человека. Разность подходов требует гибкости мышления.
«Я работаю в образовательном стартапе и каждый раз к слову «талант» подхожу по-новому. Первое, что надо давать в университете, чтобы таланты развивались, — давать инженеру почувствовать себя инженером. Здесь работает заход через реальную деятельность»,
— добавила Екатерина Морозова.
Когда включается талант?
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова уверена, что талантлив каждый. По ее мнению, у каждого талант включается в определённый момент времени.
«Задача системы образования включить как можно больше талантов и дальше уже их подхватывать. Особенно тяжело ведущим вузам — к ним приходят олимпиадники, важно, чтобы их глаза не перестали гореть. Для этого выстраиваются индивидуальные траектории развития, но вуз в этом смысле становится сложно управляемой системой»,
— поделилась Ольга Петрова.
Она подчеркнула, что в КПЭ губернаторов есть показатель, который касается количества олимпадников в системе образования. Это критерий, который характеризует качество образования всей системы в регионе.
Заместитель председателя Правительства Удмуртской Республики Тимур Меджитов поделился региональным опытом построения системы работы с талантами. Главный акцент — коммуникация и подготовка совместных образовательных треков с образовательными организациями.
Отраслевые таланты
Руководитель проекта Управления технической политики в ИТ Госкорпорации «Росатом» Андрей Королев поделился опытом Росатома. Плотное взаимодействие компания начинает выстраивать с 9 класса, и до окончания вуза идет долгий путь удержания внимания ребят в фокусе госкорпорации. Для уже состоявшихся атомщиков работает корпоративная академия, которая позволяет развиваться профессионально постоянно. Дмитрий Гужеля добавил, что Росатом при приеме на работу смотрит на паспорт компетенций, который дают Центры компетенций РСВ.
Начальник отдела по реализации образовательных программ Управления по развитию молодежного предпринимательства ФГБУ
«Центр содействия молодым специалистам» Сергей Михайлов отмечает, что с развитием и запуском программы молодежного предпринимательства появилась возможность получить компетенции и понять, что такое бизнес.
«Бизнес сейчас для молодых людей — это возможность предпринять действия, чтобы развить себя, показать, дать инструменты, получать наставника и компетенции для точки старта»,
— рассказал он.
Не Пушкиным единым: раняя IT-профориентация школьников в ГИРЯП
Сегодня профессиональный путь каждого молодого человека начинается со школьной скамьи. Для учащихся в школах вузы традиционно формируют и преподают программы дополнительного образования, которые помогают школьникам выбрать свой дальнейший профессиональный путь и принять решение о выборе вуза.
Эти программы направлены на развитие учеников, помогая им приобрести новые знания, навыки и компетенции, а также способствуют развитию творческого мышления. Важность таких программ заключается в том, что они помогают детям не только успешно учиться в школе, но и готовят их к современным вызовам, развивая критическое мышление, коммуникативные навыки, и способности к саморазвитию, обеспечивают более глубокое образование, подготавливая школьников к будущей профессиональной деятельности и жизни в цифровую эпоху.
Центр технологической поддержки образования Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина @pushkininstitute представил обновлённый перечень программ, который позволит школьникам получить особые компетенции для работы с современными технологиями.
Наталья Трухановская, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, специально для НОП:
Мы рады, что Институт Пушкина даёт возможность уже со школьной скамьи осваивать современные профессии и доказывает, что гуманитарная сфера является крайне перспективной, гибкой для развития в условиях цифровой революции.
В обновленный список вошли следующие программы:
🔹Мультимедийная журналистика (базовый уровень)
🔹Мультимедийная журналистика (углубленный уровень)
🔹Цифровой печатный двор (вводный уровень)
🔹Школьная газета: основы макетирования и дизайна печатного издания (ознакомительный уровень)
🔹Графический дизайн (базовый уровень)
🔹Технологии создания образовательных виртуальных сред (ознакомительный уровень)
🔹Python для школьников: синтаксис кода и веб-программирование (ознакомительный уровень)
Сегодня профессиональный путь каждого молодого человека начинается со школьной скамьи. Для учащихся в школах вузы традиционно формируют и преподают программы дополнительного образования, которые помогают школьникам выбрать свой дальнейший профессиональный путь и принять решение о выборе вуза.
Эти программы направлены на развитие учеников, помогая им приобрести новые знания, навыки и компетенции, а также способствуют развитию творческого мышления. Важность таких программ заключается в том, что они помогают детям не только успешно учиться в школе, но и готовят их к современным вызовам, развивая критическое мышление, коммуникативные навыки, и способности к саморазвитию, обеспечивают более глубокое образование, подготавливая школьников к будущей профессиональной деятельности и жизни в цифровую эпоху.
Центр технологической поддержки образования Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина @pushkininstitute представил обновлённый перечень программ, который позволит школьникам получить особые компетенции для работы с современными технологиями.
Наталья Трухановская, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, специально для НОП:
В современных условиях становится всё сложнее оставаться конкурентноспособным на рынке труда. Специалист должен быть не просто молод и энергичен – ему необходимо собрать целый багаж разнообразных компетенций уже ко времени поиска первой работы. Успех настоящих профессионалов своего дела обусловлен, в первую очередь, стремлением совершенствовать навыки работы с новыми технологиями и желанием получить профессиональный опыт как можно раньше.
Мы рады, что Институт Пушкина даёт возможность уже со школьной скамьи осваивать современные профессии и доказывает, что гуманитарная сфера является крайне перспективной, гибкой для развития в условиях цифровой революции.
В обновленный список вошли следующие программы:
🔹Мультимедийная журналистика (базовый уровень)
🔹Мультимедийная журналистика (углубленный уровень)
🔹Цифровой печатный двор (вводный уровень)
🔹Школьная газета: основы макетирования и дизайна печатного издания (ознакомительный уровень)
🔹Графический дизайн (базовый уровень)
🔹Технологии создания образовательных виртуальных сред (ознакомительный уровень)
🔹Python для школьников: синтаксис кода и веб-программирование (ознакомительный уровень)
Forwarded from Правительство России
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Глава Минобрнауки Валерий Фальков представил Президенту доклад о подготовке кадров по ключевым направлениям развития страны
⚡️ Валерий Фальков сообщил, что сегодня отечественная наука – одна из самых молодых в мире. Практически каждый второй исследователь моложе 39 лет. Для них строятся современные кампусы мирового уровня, ежегодно создаются новые лаборатории – их уже 940.
🏆Серьезный вклад в поддержку передовых научных школ вносит программа «Мегагранты». В этом году соответствующий конкурс проводится в десятый, юбилейный раз. В рамках основного конкурса сумма мегагрантов выросла до 100 млн рублей в год. Впервые поддержка предусмотрена для молодых исследователей – по 15 млн рублей в год.
🔬Также, по словам министра, в исследовательских организациях продолжается обновление научного оборудования. В декабре 2023 года доля обновленного оборудования превысила 50%, а до конца этого года составит порядка 60%. Не менее четверти приобретаемого оборудования должно быть отечественным, и ежегодно этот показатель увеличивается.
👨🔧Ведется работа по обновлению подходов к подготовке инженерно-технических кадров. Так, например, нацпроект «Экономика данных» будет содержать задачи по подготовке 15,5 тыс. программистов и более 800 тыс. специалистов, владеющих отраслевыми технологиями ИИ.
⚡️ По всей стране создано 50 передовых инженерных школ, а к 2030 году их количество увеличится до 100. Реализуется проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». В него вовлечены уже порядка 482 тыс. студентов, которыми разработано свыше 23 тыс. стартапов.
«Рассчитываем, что все эти меры в совокупности позволят нашей стране надежно обеспечить потребности национальной экономики в молодых профессиональных кадрах и, безусловно, укрепят технологический суверенитет России», – добавил министр в заключение.
🏆Серьезный вклад в поддержку передовых научных школ вносит программа «Мегагранты». В этом году соответствующий конкурс проводится в десятый, юбилейный раз. В рамках основного конкурса сумма мегагрантов выросла до 100 млн рублей в год. Впервые поддержка предусмотрена для молодых исследователей – по 15 млн рублей в год.
🔬Также, по словам министра, в исследовательских организациях продолжается обновление научного оборудования. В декабре 2023 года доля обновленного оборудования превысила 50%, а до конца этого года составит порядка 60%. Не менее четверти приобретаемого оборудования должно быть отечественным, и ежегодно этот показатель увеличивается.
👨🔧Ведется работа по обновлению подходов к подготовке инженерно-технических кадров. Так, например, нацпроект «Экономика данных» будет содержать задачи по подготовке 15,5 тыс. программистов и более 800 тыс. специалистов, владеющих отраслевыми технологиями ИИ.
«Рассчитываем, что все эти меры в совокупности позволят нашей стране надежно обеспечить потребности национальной экономики в молодых профессиональных кадрах и, безусловно, укрепят технологический суверенитет России», – добавил министр в заключение.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Правительство России
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Россия продолжит расширять программу профессионального образования по рабочим специальностям
Министр просвещения Сергей Кравцов доложил Президенту о развитии программы «Профессионалитет».
📚В системе среднего профессионального образования России действуют 3190 колледжей и техникумов. За последние три года стимул к их развитию дал проект «Профессионалитет».
🧰Более 900 колледжей уже стали его участниками. Из них 220 полностью оснащены современным оборудованием, а к 1 сентября их станет 370.
🏭В «Профессионалитет» также вовлечены 1,6 тыс. предприятий.
📍Задача «Профессионалитета» – переход на отраслевой принцип подготовки специалистов, согласно запросам работодателей и прогнозу рынка труда. Это вошло в основу одноименного федерального проекта, который уже охватывает 79 регионов. К 2026 году в него войдут все регионы страны.
В ближайшие годы для дальнейшего развития «Профессионалитета» и системы среднего специального образования:
1️⃣Для всех выпускников колледжей будет введен практический экзамен. Сейчас он успешно действует в системе «Профессионалитета».
2️⃣С 2025 года стартует программа капитального ремонта колледжей. В первую очередь будут отремонтированы колледжи, вовлеченные в «Профессионалитет».
3️⃣Обучение станет более мобильным, чтобы сбалансировать межрегиональный рынок труда.
4️⃣Программы «Профессионалитета» будут законодательно закреплены в системе профессионального образования.
Министр просвещения Сергей Кравцов доложил Президенту о развитии программы «Профессионалитет».
📚В системе среднего профессионального образования России действуют 3190 колледжей и техникумов. За последние три года стимул к их развитию дал проект «Профессионалитет».
🧰Более 900 колледжей уже стали его участниками. Из них 220 полностью оснащены современным оборудованием, а к 1 сентября их станет 370.
🏭В «Профессионалитет» также вовлечены 1,6 тыс. предприятий.
📍Задача «Профессионалитета» – переход на отраслевой принцип подготовки специалистов, согласно запросам работодателей и прогнозу рынка труда. Это вошло в основу одноименного федерального проекта, который уже охватывает 79 регионов. К 2026 году в него войдут все регионы страны.
В ближайшие годы для дальнейшего развития «Профессионалитета» и системы среднего специального образования:
1️⃣Для всех выпускников колледжей будет введен практический экзамен. Сейчас он успешно действует в системе «Профессионалитета».
2️⃣С 2025 года стартует программа капитального ремонта колледжей. В первую очередь будут отремонтированы колледжи, вовлеченные в «Профессионалитет».
3️⃣Обучение станет более мобильным, чтобы сбалансировать межрегиональный рынок труда.
4️⃣Программы «Профессионалитета» будут законодательно закреплены в системе профессионального образования.
Профессионалы и профсоюзы
Президент Владимир Путин выступил на заседании XII съезда Федерации независимых профсоюзов России. Особое звучание получила тема профессионалов – высококвалифицированных кадров и системы их подготовки.
Глава государства обратил внимание на то, что для саморазвития и самореализации требуется много условий. Среди них важно образовательное измерение:
Владимир Путин подчеркнул – с учетом демографии в ближайшие годы экономика будет ощущать дефицит кадров. Ответом должна стать рачительная востребованных кадров, а также повышение производительности труда.
Президент выразил уверенность, что профсоюзы примут активное участие в запускаемом с 2025 года нацпроекте «Кадры». В его рамках будет несколько стержневых линий:
1. Укрепление связки уровней образование, наладка партнерства с работодателями.
2. Базой станет уже стартовавшая в этом учебном году единая система профориентации.
3. Флагманом в подготовке высокотехнологичных рабочих профессий является федпроект «Профессионалитет».
4. Далее эта модель охватит всю систему СПО, включая подготовку кадров для школ, медицины, сферы услуг и туризма.
В сфере высшего образования главным программным инструментом является «Приоритет-2030» - ее продлят до 2030 г. Задача у участников все те же – запуск кадровых и технологических проектов с регионами, реальным сектором экономики и социальной сферой.
С 1 сентября начнется реализация пилотного проекта по повышению оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин в вузах.
Президент попросил профсоюзы и Федерацию активно включиться также в национальный проект «Молодёжь и дети», плодотворно сотрудничать с «Движением первых», Росмолодёжью, обществом «Знание», в том числе в качестве наставников.
Для системной интеграции рынка труда, интересов регионов и работодателей формируется долгосрочный прогноз кадровых потребностей экономики.
Вопросы региональных дисбалансов в оплате труда находятся в фокусе пристального внимания. Предприняты конкретные меры:
Важно, что научная сфера (помимо образовательной) официально зафиксирована в числе тех областей, где будут вводиться отраслевые системы оплаты труда. Это будет реализовано через работу с окладом – будь то «федеральным» или «отраслевым». Также возможно формирование единой системы надбавок.
Подробнее.
Президент Владимир Путин выступил на заседании XII съезда Федерации независимых профсоюзов России. Особое звучание получила тема профессионалов – высококвалифицированных кадров и системы их подготовки.
Глава государства обратил внимание на то, что для саморазвития и самореализации требуется много условий. Среди них важно образовательное измерение:
Один из ключевых факторов – это доступное, качественное образование, реальная возможность для человека приобретать профессию хорошую, интересную, перспективную и по душе, а также повышать свою квалификацию на протяжении всей карьеры, всей жизни. Сегодня это абсолютный нарратив, требование времени.
Владимир Путин подчеркнул – с учетом демографии в ближайшие годы экономика будет ощущать дефицит кадров. Ответом должна стать рачительная востребованных кадров, а также повышение производительности труда.
Президент выразил уверенность, что профсоюзы примут активное участие в запускаемом с 2025 года нацпроекте «Кадры». В его рамках будет несколько стержневых линий:
1. Укрепление связки уровней образование, наладка партнерства с работодателями.
2. Базой станет уже стартовавшая в этом учебном году единая система профориентации.
3. Флагманом в подготовке высокотехнологичных рабочих профессий является федпроект «Профессионалитет».
4. Далее эта модель охватит всю систему СПО, включая подготовку кадров для школ, медицины, сферы услуг и туризма.
В сфере высшего образования главным программным инструментом является «Приоритет-2030» - ее продлят до 2030 г. Задача у участников все те же – запуск кадровых и технологических проектов с регионами, реальным сектором экономики и социальной сферой.
С 1 сентября начнется реализация пилотного проекта по повышению оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин в вузах.
Президент попросил профсоюзы и Федерацию активно включиться также в национальный проект «Молодёжь и дети», плодотворно сотрудничать с «Движением первых», Росмолодёжью, обществом «Знание», в том числе в качестве наставников.
Для системной интеграции рынка труда, интересов регионов и работодателей формируется долгосрочный прогноз кадровых потребностей экономики.
Вопросы региональных дисбалансов в оплате труда находятся в фокусе пристального внимания. Предприняты конкретные меры:
Правительство имеет поручение уже в следующем году в рамках пилотных проектов в регионах отработать новую модель оплаты труда бюджетников, включая работников образования, здравоохранения, культуры и научной сферы. Это сложная работа, она капиталоёмкая, но, конечно, она нужна. Я очень рассчитываю на то, что в таком позитивном, зрелом диалоге с профсоюзами мы найдём решение.
Безусловно, очень важно добиться роста доходов этих квалифицированных, нужных стране специалистов. Надо устранить разрыв в оплате труда в разных регионах. Как уже сказал, сначала проведём пилотные проекты в субъектах Федерации, а в начале 2027 года на так называемые отраслевые системы оплаты труда работников бюджетной сферы предстоит перейти в масштабах всей страны.
Важно, что научная сфера (помимо образовательной) официально зафиксирована в числе тех областей, где будут вводиться отраслевые системы оплаты труда. Это будет реализовано через работу с окладом – будь то «федеральным» или «отраслевым». Также возможно формирование единой системы надбавок.
Подробнее.
Президент России
Съезд Федерации независимых профсоюзов России
Владимир Путин выступил на заседании XII съезда Федерации независимых профсоюзов России.
Лаборатория эмбриологии будущего
Самарский государственный медицинский университет @samsmu и группа компаний «Мать и дитя» сотрудничают уже на протяжении двух лет. В марте было подписано соглашение между ректором СамГМУ Александром Колсановым и главным врачом Медицинской компании ИДК ГК «Мать и дитя» Маратом Тугушевым. Первым проектом сотрудничества станет запуск лаборатории экспериментальной эмбриологии и редактирования генома на площадке ГК «Мать и дитя». Сама лаборатория откроется в конце апреля в рамках реализации программы Минобрнауки России «Приоритет 2030».
Александр Колсанов, ректор СамГМУ Минздрава России, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ, специально для НОП:
Самарский государственный медицинский университет @samsmu и группа компаний «Мать и дитя» сотрудничают уже на протяжении двух лет. В марте было подписано соглашение между ректором СамГМУ Александром Колсановым и главным врачом Медицинской компании ИДК ГК «Мать и дитя» Маратом Тугушевым. Первым проектом сотрудничества станет запуск лаборатории экспериментальной эмбриологии и редактирования генома на площадке ГК «Мать и дитя». Сама лаборатория откроется в конце апреля в рамках реализации программы Минобрнауки России «Приоритет 2030».
Александр Колсанов, ректор СамГМУ Минздрава России, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ, специально для НОП:
СамГМУ постоянно в поиске новых возможностей для развития, поэтому мы всегда открыты партнерству, в результате которого часто возникают уникальные совместные решения. В частности, мы видим большие перспективы в развитии сферы клинической эмбриологии во взаимодействии с ГК «Мать и дитя». Для этого мы уже скоро откроем совместную лабораторию, которая будет нацелена на создание уникальных решений в области вспомогательных репродуктивных технологий, онкологии и системных заболеваний.
Совместный проект позволит объединить и усилить компетенции каждого из участников. Лаборатория появится на площадке компании «Мать и дитя», которая является одним из лидеров в стране в сфере ВРТ. Весь наработанный коллегами опыт будет усилен современным оборудованием, опытным коллективом, мощным научным ресурсом с уникальными компетенциями.
Уверен, что лаборатория станет привлекательной площадкой для новых индустриальных партнеров, заинтересованных в разработке новых тест-систем для оценки биологического материала пациентов (гамет, эмбрионов) и других проектов, которые уже намечены нами как наиболее перспективные.
Новая лаборатория, созданная на базе Научно-образовательного профессионального центра генетических и лабораторных технологий СамГМУ, будет работать с кафедрой университета и ГК «Мать и дитя».