Forwarded from Правительство России
Валерий Фальков находится с рабочей поездкой в Южно-Сахалинске
Глава Минобрнауки Валерий Фальков проконтролировал ход строительства объектов современного кампуса Сахалинского госуниверситета – «СахалинТех». Работы ведутся с опережением графика.
🏢В рамках первой очереди с августа 2023 года ведется строительство научно-образовательного комплекса площадью 88 тыс. кв. м (рассчитано на 2,4 тыс. студентов). Проект включает в себя учебный корпус, научно-лабораторный блок с технопарком, оранжерею и общественно-деловые пространства. Объект будет сдан до конца 2026 года.
🏗Возведение второй очереди стартовало в сентябре этого года. До конца 2025-го рядом с новым комплексом появится студгородок площадью 36,2 тыс. кв. м. Здесь построят три современных девятиэтажных общежития на 1,5 тыс. мест.
✅Общая площадь кампуса – около 125 тыс. кв. м.
Кроме того, министру представили дополнительно формируемую среду для комплексной трансформации вуза и будущего кампуса.
📍По инициативе региона параллельно с масштабной стройкой уже в этом году откроется научно-образовательное пространство «СахалинТех – центр». Это современно оборудованные помещения (общей площадью 7 тыс. кв. м) под представительства институтов СахГУ, фронт-офис передовой инженерной школы «Инженерия островов», проект для одаренных детей «Сириус.Сахалин» и программы ДПО.
📍Функционал университета расширится на базе агропромышленного парка, где разместится лаборатория биотехнологий по двум направлениям исследований:
•обеспечение продовольственной безопасности Сахалинской области,
•работа над определением состава, выявлением вредных веществ в пищевой продукции.
📍Также вуз стал резидентом Сахалинского нефтегазового индустриального парка. В лабораторно-офисном корпусе появятся лаборатории НОК «СахалинТех», Центр биоразнообразия МГУ и проектные офисы индустриальных партнеров – «Газпром добыча шельф», «Сахалинэнерго» («РусГидро»), «Россети».
Создаваемая инфраструктура позволит готовить высококвалифицированные кадры для технологических проектов.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков проконтролировал ход строительства объектов современного кампуса Сахалинского госуниверситета – «СахалинТех». Работы ведутся с опережением графика.
🏢В рамках первой очереди с августа 2023 года ведется строительство научно-образовательного комплекса площадью 88 тыс. кв. м (рассчитано на 2,4 тыс. студентов). Проект включает в себя учебный корпус, научно-лабораторный блок с технопарком, оранжерею и общественно-деловые пространства. Объект будет сдан до конца 2026 года.
🏗Возведение второй очереди стартовало в сентябре этого года. До конца 2025-го рядом с новым комплексом появится студгородок площадью 36,2 тыс. кв. м. Здесь построят три современных девятиэтажных общежития на 1,5 тыс. мест.
✅Общая площадь кампуса – около 125 тыс. кв. м.
Кроме того, министру представили дополнительно формируемую среду для комплексной трансформации вуза и будущего кампуса.
📍По инициативе региона параллельно с масштабной стройкой уже в этом году откроется научно-образовательное пространство «СахалинТех – центр». Это современно оборудованные помещения (общей площадью 7 тыс. кв. м) под представительства институтов СахГУ, фронт-офис передовой инженерной школы «Инженерия островов», проект для одаренных детей «Сириус.Сахалин» и программы ДПО.
📍Функционал университета расширится на базе агропромышленного парка, где разместится лаборатория биотехнологий по двум направлениям исследований:
•обеспечение продовольственной безопасности Сахалинской области,
•работа над определением состава, выявлением вредных веществ в пищевой продукции.
📍Также вуз стал резидентом Сахалинского нефтегазового индустриального парка. В лабораторно-офисном корпусе появятся лаборатории НОК «СахалинТех», Центр биоразнообразия МГУ и проектные офисы индустриальных партнеров – «Газпром добыча шельф», «Сахалинэнерго» («РусГидро»), «Россети».
Создаваемая инфраструктура позволит готовить высококвалифицированные кадры для технологических проектов.
Экологи Открывают Россию заново
Конкурс «Открываем Россию заново» — профессиональный конкурс, победители которого отправляются в проектную или исследовательскую экспедицию и решают задачи стратегического развития одного из регионов России. В экспедициях студенты российских вузов применяют свои знания, получают актуальный профессиональный опыт и меняют жизнь региона к лучшему.
На конкурс в 2024 году поступило 423 заявки. В список победителей попали 43 проекта, в том числе проект экологов университета «Дубна» @unidubna_official. Проект университета «Геология Подмосковья – путешествие вглубь истории» признан лучшим в номинации «Шаг за порог». Проект направлен на реализацию студенческих экспедиций длительностью не более 7 дней в интересах стратегического развития региона, в данном случае Московской области.
«Геология Подмосковья» был реализован преподавателями кафедры экологии и наук о Земле Ольгой Савватеевой и Ильей Кирпичевым под руководством и.о. декана факультета естественных и инженерных наук Елены Архиповой.
Елена Архипова, и.о. декана факультета естественных и инженерных наук Университета «Дубна», для НОП:
Конкурс «Открываем Россию заново» — профессиональный конкурс, победители которого отправляются в проектную или исследовательскую экспедицию и решают задачи стратегического развития одного из регионов России. В экспедициях студенты российских вузов применяют свои знания, получают актуальный профессиональный опыт и меняют жизнь региона к лучшему.
На конкурс в 2024 году поступило 423 заявки. В список победителей попали 43 проекта, в том числе проект экологов университета «Дубна» @unidubna_official. Проект университета «Геология Подмосковья – путешествие вглубь истории» признан лучшим в номинации «Шаг за порог». Проект направлен на реализацию студенческих экспедиций длительностью не более 7 дней в интересах стратегического развития региона, в данном случае Московской области.
«Геология Подмосковья» был реализован преподавателями кафедры экологии и наук о Земле Ольгой Савватеевой и Ильей Кирпичевым под руководством и.о. декана факультета естественных и инженерных наук Елены Архиповой.
Елена Архипова, и.о. декана факультета естественных и инженерных наук Университета «Дубна», для НОП:
Мы очень рады, что наш проект «Геология Подмосковья – путешествие вглубь истории» признан лучшим в номинации «Шаг за порог». Идея проекта возникла во время геологических практик, которые в последние годы проводились кафедрой экологии и наук о Земле в Подмосковье. Выяснилось, что путеводители для проведения таких практик уже не вполне актуальны.
Проблема в том, что Московский регион имеет платформенное строение и геологические обнажения здесь достаточно редки. Иногда они представляют собой совсем небольшие уникальные объекты по берегам речных долин или в бортах заброшенных карьеров. Одним из таких объектов, например, является стратотипический разрез Гжельского яруса каменноугольной системы – памятник природы областного значения. В связи с тем, что Подмосковье интенсивно застраивается, подобные геологические обнажения нередко трансформируются, превращаются в стихийные свалки или полностью уничтожаются. В рамках реализации проекта планируем установить актуальное состояние геологических объектов, образованных в различные эпохи геологической истории Подмосковья, наметить пути решения экологических проблем, связанных с такими объектами, обратить внимание широкой общественности на необходимость их сохранения для будущих поколений.
Проект имеет образовательное, культурное и экологическое значение, поскольку способствует увеличению популярности геологических знаний как элемента общей культуры гражданина Подмосковья.
Forwarded from Истринский профессиональный колледж - филиал ГГТУ
🆕 Сегодня, 15 апреля, в Истринском профессиональном колледже состоялась панельная дискуссия «Актуальные вопросы государственной политики в сфере подготовки педагогических кадров».
Соорганизатор: Научно-образовательная политика.
⚡ Спикеры мероприятия:
Ольга Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования РФ;
Маргарита Скворцова, заместитель директора Департамента
государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ;
Сергей Куколев, заместитель Министра образования Московской области;
Галина Скударева, ректор Государственного гуманитарно-технологического университета;
Жанна Никонова, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова;
Антон Сериков, руководитель Центра знаний «Машук»;
Екатерина Унтилова, директор Истринского профессионального колледжа.
Модератором мероприятия выступил Сженов Евгений, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика».
Вопросами для обсуждения стали:
✔ направления развития государственной политики в сфере подготовки педагогических кадров;
✔ адаптация образовательных программ под потребности работодателей;
✔ актуальные направления развития государственной политики в сфере поддержки талантливой молодежи;
✔ развитие механизмов государственной молодежной политики и просветительской деятельности;
✔регионально-отраслевая система управления СПО.
Спасибо спикерам мероприятия за содержательные доклады, высокую оценку деятельности колледжа в области подготовки педагогических кадров.
Екатерина Унтилова, директор ИПК - филиала ГГТУ:
Напомним, что Истринский профессиональный колледж – филиал ГГТУ является базовой организацией кластера Педагогика ФП «Профессионалитет»
#ИПКГГТУ
#МО
#ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ
#Научнообразовательнаяполитика
Соорганизатор: Научно-образовательная политика.
⚡ Спикеры мероприятия:
Ольга Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования РФ;
Маргарита Скворцова, заместитель директора Департамента
государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ;
Сергей Куколев, заместитель Министра образования Московской области;
Галина Скударева, ректор Государственного гуманитарно-технологического университета;
Жанна Никонова, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова;
Антон Сериков, руководитель Центра знаний «Машук»;
Екатерина Унтилова, директор Истринского профессионального колледжа.
Модератором мероприятия выступил Сженов Евгений, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика».
Вопросами для обсуждения стали:
✔ направления развития государственной политики в сфере подготовки педагогических кадров;
✔ адаптация образовательных программ под потребности работодателей;
✔ актуальные направления развития государственной политики в сфере поддержки талантливой молодежи;
✔ развитие механизмов государственной молодежной политики и просветительской деятельности;
✔регионально-отраслевая система управления СПО.
Спасибо спикерам мероприятия за содержательные доклады, высокую оценку деятельности колледжа в области подготовки педагогических кадров.
Екатерина Унтилова, директор ИПК - филиала ГГТУ:
Уверены, что встречи подобного формата станут регулярными, а Истринский профессиональный колледж – филиал ГГТУ станет площадкой для обсуждения актуальных вопросов среднего профессионального образования
Напомним, что Истринский профессиональный колледж – филиал ГГТУ является базовой организацией кластера Педагогика ФП «Профессионалитет»
#ИПКГГТУ
#МО
#ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ
#Научнообразовательнаяполитика
Русский язык в сердце Азии
Восточный вектор сотрудничества в сфере образования в последние несколько лет стал для России крайне перспективен. Многие российские вузы реализуют программы в рамках двустороннего партнёрства и повышения квалификации со странами Азии, проводят совместные научные исследования и академические обмены. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина @pushkininstitute активно ведет диалог с азиатскими партнерами, выстраивая большую партнерскую сеть. Такой диалог способствуют открытию новых возможностей для успешного взаимодействия в области науки и обучения.
В апреле Институт Пушкина посетила делегация из Корейской Народно-Демократической Республики во главе с министром образования Ким Сын Ду. Ректор Института Пушкина и министр образования Северной Кореи обсудили планы по дальнейшему сотрудничеству в сфере образования и преподавания русского языка как иностранного.
Наталья Трухановская, ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, для НОП:
Стороны выразили надежду на продление соглашения о сотрудничестве между Институтом Пушкина и Пхеньянским университетом иностранных языков, создание Русского центра в КНДР, проведение взаимных стажировок российских и корейских преподавателей, совместную публикацию учебных пособий и словарей, а также издание специального выпуска журнала «Русский язык за рубежом» о Северной Корее.
Кроме того, Институт Пушкина в начале апреля также посетила делегация из Китайской Народной Республики во главе с Ян Чжоу, председателем комитета по управлению учебными заведениями Гуандунского океанического университета – ведущего вуза в сфере океанологии, морской экономики и рыболовства. В центре обсуждения были возможности преподавания РКИ в Институте Пушкина, в том числе в Летней школе. Кульминацией встречи стало подписание соглашения о сотрудничестве между двумя вузами.
Восточный вектор сотрудничества в сфере образования в последние несколько лет стал для России крайне перспективен. Многие российские вузы реализуют программы в рамках двустороннего партнёрства и повышения квалификации со странами Азии, проводят совместные научные исследования и академические обмены. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина @pushkininstitute активно ведет диалог с азиатскими партнерами, выстраивая большую партнерскую сеть. Такой диалог способствуют открытию новых возможностей для успешного взаимодействия в области науки и обучения.
В апреле Институт Пушкина посетила делегация из Корейской Народно-Демократической Республики во главе с министром образования Ким Сын Ду. Ректор Института Пушкина и министр образования Северной Кореи обсудили планы по дальнейшему сотрудничеству в сфере образования и преподавания русского языка как иностранного.
Наталья Трухановская, ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, для НОП:
Для Института Пушкина большая честь принимать у себя представителей крупных вузов стран Азии! Как действующий преподаватель знаю, насколько важно непрерывное повышение квалификации, и поддерживаю идею совместных стажировок учителей и обмена научными знаниями. Сотрудничество с Пхеньянским университетом иностранных языков позволит студентам и преподавателям обеих сторон открыть новые горизонты взаимодействия в сфере образования. Уверена, что мы сможем поделиться своим опытом по преподаванию русского языка и литературы с совмещением очного и дистанционного обучения и использованием различных эффективных методик.
Говоря о сотрудничестве с нашими новыми китайскими партнёрами, стоит отметить, что Гуандунский университет решает важнейшие научные задачи государства и мира в целом, и мы рады внести вклад в эту работу. Сотрудничество с КНР сегодня стремительно развивается: 2024-2025 годы объявлены перекрёстными в сфере культуры России и Китая. В нашем Институте в настоящий момент учится более 500 китайских студентов, невероятно трудолюбивых и целеустремлённых. Нам очень приятно, что они приезжают не только для того, чтобы выучить русский язык, но и чтобы сделать научную карьеру. Таким образом, у нас выстраиваются очень тесные связи как с гуманитарными, так и с техническими вузами Китая.
Стороны выразили надежду на продление соглашения о сотрудничестве между Институтом Пушкина и Пхеньянским университетом иностранных языков, создание Русского центра в КНДР, проведение взаимных стажировок российских и корейских преподавателей, совместную публикацию учебных пособий и словарей, а также издание специального выпуска журнала «Русский язык за рубежом» о Северной Корее.
Кроме того, Институт Пушкина в начале апреля также посетила делегация из Китайской Народной Республики во главе с Ян Чжоу, председателем комитета по управлению учебными заведениями Гуандунского океанического университета – ведущего вуза в сфере океанологии, морской экономики и рыболовства. В центре обсуждения были возможности преподавания РКИ в Институте Пушкина, в том числе в Летней школе. Кульминацией встречи стало подписание соглашения о сотрудничестве между двумя вузами.
На первом в России кейс-чемпионате DEADLINE, школьники продемонстрировали как ИИ может улучшить учебу
Четыре с половиной тысячи школьников из разных уголков страны отправили свои проекты на этот чемпионат, организованный Центральным университетом. Сто пятьдесят финалистов собрались в Москве в штаб-квартире Тинькофф, чтобы представить свои командные проекты перед жюри.
📖На чемпионате обсуждались различные способы использования искусственного интеллекта в образовании, в том числе создание интересных образовательных материалов для студентов и оптимизация взаимодействия бизнеса и вузов.
🧑💻Проекты, представленные на чемпионате, показывают, что молодежь мотивирована использовать технологии для образования. Победители и призеры получили ценные подарки и приоритет при поступлении на обучение в Центральном университете, где осенью стартует первый набор на программу бакалавриата.
📚Этот чемпионат стал не только возможностью для школьников продемонстрировать свои знания и умения, но и шагом к будущей карьере в сфере информационных технологий юных гениев.
Четыре с половиной тысячи школьников из разных уголков страны отправили свои проекты на этот чемпионат, организованный Центральным университетом. Сто пятьдесят финалистов собрались в Москве в штаб-квартире Тинькофф, чтобы представить свои командные проекты перед жюри.
📖На чемпионате обсуждались различные способы использования искусственного интеллекта в образовании, в том числе создание интересных образовательных материалов для студентов и оптимизация взаимодействия бизнеса и вузов.
🧑💻Проекты, представленные на чемпионате, показывают, что молодежь мотивирована использовать технологии для образования. Победители и призеры получили ценные подарки и приоритет при поступлении на обучение в Центральном университете, где осенью стартует первый набор на программу бакалавриата.
📚Этот чемпионат стал не только возможностью для школьников продемонстрировать свои знания и умения, но и шагом к будущей карьере в сфере информационных технологий юных гениев.
Пятый канал
Нейросети и обучение: в России прошел первый кейс-чемпионат Deadline
Его участники внедряли технологии ИИ в образование.
Forwarded from Платформа «Дигория»
Вот ваш билет! До встречи на Гуманитарном марафоне Платформы «Дигория» совместно с Российским обществом «Знание» 😀
Долгожданное мероприятие состоится 3 мая, ну а место встречи изменить нельзя: Международная выставка-форум «Россия», 57 павильон.
Вас ждут:
🎓 Выступления признанных экспертов – научно-популярные лекции социально-гуманитарного направления;
📝 Карьерный фестиваль «PolitJob» – место встречи представителей профильных компаний, органов власти и общественных организаций со студентами-социогуманитариями;
🏔 Лучшие кейсы и опыт «Дигории» за 5 лет – от образовательного форума до всероссийской Платформы;
Количество билетов ограничено! Чтобы получить свой, заполняйте форму по ссылке до 26 апреля 23:59 и следите за новостями, чтобы не упустить самые интересные подробности.
🏔 Платформа «Дигория»
Долгожданное мероприятие состоится 3 мая, ну а место встречи изменить нельзя: Международная выставка-форум «Россия», 57 павильон.
Вас ждут:
Количество билетов ограничено! Чтобы получить свой, заполняйте форму по ссылке до 26 апреля 23:59 и следите за новостями, чтобы не упустить самые интересные подробности.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Тонкости Приоритета: взгляд Социоцентра
В РТУ МИРЭА @rtumirea_official состоялась проектно-аналитическая сессия под руководством экспертной группы «Социоцентр» в рамках реализации Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
«Социоцентр» осуществляет организационно-техническое, информационное, методическое, экспертно-аналитическое сопровождение государственной программы «Приоритет 2030» и федерального проекта «Передовые инженерные школы».
Цель визита экспертов Социоцентра в РТУ МИРЭА — анализ реализации программы развития на 2021-2030 гг., отобранной Минобрнауки России для участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, для НОП:
Благодаря интенсивной работе и взаимодействию всех участников мы смогли выявить важные аспекты, которые требуют дальнейших корректировок, и определить инструменты для достижения ключевых целей программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Благодаря фокусировке на важных направлениях программы и научных исследованиях, мы сможем добиться значимых результатов на благо российской науки и высшего образования.
Трёхдневное мероприятие открыла встреча руководства Социоцентра и Минобрнауки России с ректором РТУ МИРЭА Станиславом Куджем и проректорами, курирующими основные направления деятельности университета. Гости посетили Ситуационный центр Минобрнауки России, Центр киберспортивной робототехники и мегалаборатории университета.
Вторым этапом работы стало знакомство экспертов «Социоцентр» с участниками проектно-аналитической сессии и проведение установочной презентации. Эксперты ставили задачи, которые необходимо было решить для успешной реализации проекта.
В РТУ МИРЭА @rtumirea_official состоялась проектно-аналитическая сессия под руководством экспертной группы «Социоцентр» в рамках реализации Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
«Социоцентр» осуществляет организационно-техническое, информационное, методическое, экспертно-аналитическое сопровождение государственной программы «Приоритет 2030» и федерального проекта «Передовые инженерные школы».
Цель визита экспертов Социоцентра в РТУ МИРЭА — анализ реализации программы развития на 2021-2030 гг., отобранной Минобрнауки России для участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, для НОП:
Благодаря интенсивной работе и взаимодействию всех участников мы смогли выявить важные аспекты, которые требуют дальнейших корректировок, и определить инструменты для достижения ключевых целей программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Благодаря фокусировке на важных направлениях программы и научных исследованиях, мы сможем добиться значимых результатов на благо российской науки и высшего образования.
Трёхдневное мероприятие открыла встреча руководства Социоцентра и Минобрнауки России с ректором РТУ МИРЭА Станиславом Куджем и проректорами, курирующими основные направления деятельности университета. Гости посетили Ситуационный центр Минобрнауки России, Центр киберспортивной робототехники и мегалаборатории университета.
Вторым этапом работы стало знакомство экспертов «Социоцентр» с участниками проектно-аналитической сессии и проведение установочной презентации. Эксперты ставили задачи, которые необходимо было решить для успешной реализации проекта.
Наука – справедливая оценка
Минобрнауки опубликовало примечательный документ – Доклад в Правительство Российской Федерации по вопросу обеспечения в 2023 году реализации мероприятий, направленных на создание конкурентных условий в научной и научно-технической сферах от 4 апреля 2024 г. № МН-13/ВФ-879.
Посвящен он обеспечению единых подходов для оценки всей совокупности результатов НИОКТР и преодолению существующих недостатков.
Минобрнауки напоминает, что бюджетные расходы выросли с 2017 по 2023 гг. на 68%. При этом грантовая часть увеличилась с 9% до 24%, а количество инструментов грантовой поддержки – с 6 до 28.
Главным постулатом для формирования новой механики оценки служит заданный президентом РФ на Совете по науке и образованию 27 ноября 2018 г.: количество научных публикаций и их цитируемость не может являться показателем эффективности научной деятельности.
Из документа следует масштабная совместная работа в треугольнике: Минобрнауки – ФАС – РАН.
Задача, поставленная перед ними системная: оценка научной результативности организаций и исследований должна основываться преимущественно на объективных экономических критериях и показателей экспертизы – в т.ч. в критериях конкурентоспособности полученных результатов на внешних рынках и полезности для развития российской науки, общества и государства.
Первое препятствие для этого трансфера уже сделано – отменена категорийность научных институтов. Подход признан неудачным – в нем максимально обострился «эффект Матфея» (лидеры забирали все «сливки», а отстающие не получали ресурсов для роста и развития).
Второе препятствие – разобщенность и ограниченность электронных ресурсов в сфере науки (ЕГИСУ НИОКТР и др.). К тому же в данные системы загружаются не все результаты – полностью коммерческие (внебюджетные по источникам финансирования) исследования и разработки часто не попадают в контур крупных инфосистем. Минобрнауки предлагает создать Единую госсистему мониторинга состояния и тенденций развития научно-технологической сферы РФ (ЕГСМ НТС). С этой позицией согласна и ФАС.
Антимонопольная служба подчеркивает, что поручение, данное президентом в ноябре 2018 года о переходе на экспертно-репутационные механизмы, не выполнено. В частности, представленная в 2020-м году механика расчёта Комплексного балла публикационной результативности не учитывает суверенизацию научно-публикационной политики поскольку тот приоритезирует публикации в Web of Science и Scopus.
Минобрнауки сообщает, что идет пересмотр показателей в пользу национальных и независимых от недружественных стран и их компаний-резидентов.
Идет переход на «Белый список» – как совокупность «ведущих журналов» (примерно «ядро РИНЦ») (по четырем квартилям), дополненный перечнем ВАК (3 группы).
Ключевой вопрос – замена категорийности научных журналов. Пока что и Белый список и интегрируемые в него журналы перечня ВАК категоризированы. Отказаться от этого можно только при формировании нового единого сквозного нормированного по областям наук показателя.
Доклад включает в себя протокол заседания Научного совета РАН по проблемам защиты и развития конкуренции. Он лишний раз подчеркивает системную работу Академии и ФАС по вопросам более системной и справедливой системы оценок научно-технологического сектора.
Новизна:
1. Полезность результатов для общества, государства, граждан и самой науки.
2. Уход от показателей публикационной активности.
3. Отмена категорирования научных институтов и журналов (sic!).
4. Устранение барьеров для госзаказа на НИОКР в социогуманитарной сфере.
5. Институт обязательной научной экспертизы техзаданий для публичных заказчиков всех уровней закупок НИОКТР.
Метаидея всех трансформаций такова – перейти от категорирования научных организаций и журналов к категорированию научной значимости исследовательских проектов.
В качестве примера приведена разработка Института проблем развития науки РАН с едиными анкетами по НИОКР для авторов и экспертов, двойной экспертизой и векторно-скалярной оценкой. Система трудоемка и вряд ли будет принята в подобном виде.
Подробнее.
Минобрнауки опубликовало примечательный документ – Доклад в Правительство Российской Федерации по вопросу обеспечения в 2023 году реализации мероприятий, направленных на создание конкурентных условий в научной и научно-технической сферах от 4 апреля 2024 г. № МН-13/ВФ-879.
Посвящен он обеспечению единых подходов для оценки всей совокупности результатов НИОКТР и преодолению существующих недостатков.
Минобрнауки напоминает, что бюджетные расходы выросли с 2017 по 2023 гг. на 68%. При этом грантовая часть увеличилась с 9% до 24%, а количество инструментов грантовой поддержки – с 6 до 28.
Главным постулатом для формирования новой механики оценки служит заданный президентом РФ на Совете по науке и образованию 27 ноября 2018 г.: количество научных публикаций и их цитируемость не может являться показателем эффективности научной деятельности.
Из документа следует масштабная совместная работа в треугольнике: Минобрнауки – ФАС – РАН.
Задача, поставленная перед ними системная: оценка научной результативности организаций и исследований должна основываться преимущественно на объективных экономических критериях и показателей экспертизы – в т.ч. в критериях конкурентоспособности полученных результатов на внешних рынках и полезности для развития российской науки, общества и государства.
Первое препятствие для этого трансфера уже сделано – отменена категорийность научных институтов. Подход признан неудачным – в нем максимально обострился «эффект Матфея» (лидеры забирали все «сливки», а отстающие не получали ресурсов для роста и развития).
Второе препятствие – разобщенность и ограниченность электронных ресурсов в сфере науки (ЕГИСУ НИОКТР и др.). К тому же в данные системы загружаются не все результаты – полностью коммерческие (внебюджетные по источникам финансирования) исследования и разработки часто не попадают в контур крупных инфосистем. Минобрнауки предлагает создать Единую госсистему мониторинга состояния и тенденций развития научно-технологической сферы РФ (ЕГСМ НТС). С этой позицией согласна и ФАС.
Антимонопольная служба подчеркивает, что поручение, данное президентом в ноябре 2018 года о переходе на экспертно-репутационные механизмы, не выполнено. В частности, представленная в 2020-м году механика расчёта Комплексного балла публикационной результативности не учитывает суверенизацию научно-публикационной политики поскольку тот приоритезирует публикации в Web of Science и Scopus.
Минобрнауки сообщает, что идет пересмотр показателей в пользу национальных и независимых от недружественных стран и их компаний-резидентов.
Идет переход на «Белый список» – как совокупность «ведущих журналов» (примерно «ядро РИНЦ») (по четырем квартилям), дополненный перечнем ВАК (3 группы).
Ключевой вопрос – замена категорийности научных журналов. Пока что и Белый список и интегрируемые в него журналы перечня ВАК категоризированы. Отказаться от этого можно только при формировании нового единого сквозного нормированного по областям наук показателя.
Доклад включает в себя протокол заседания Научного совета РАН по проблемам защиты и развития конкуренции. Он лишний раз подчеркивает системную работу Академии и ФАС по вопросам более системной и справедливой системы оценок научно-технологического сектора.
Новизна:
1. Полезность результатов для общества, государства, граждан и самой науки.
2. Уход от показателей публикационной активности.
3. Отмена категорирования научных институтов и журналов (sic!).
4. Устранение барьеров для госзаказа на НИОКР в социогуманитарной сфере.
5. Институт обязательной научной экспертизы техзаданий для публичных заказчиков всех уровней закупок НИОКТР.
Метаидея всех трансформаций такова – перейти от категорирования научных организаций и журналов к категорированию научной значимости исследовательских проектов.
В качестве примера приведена разработка Института проблем развития науки РАН с едиными анкетами по НИОКР для авторов и экспертов, двойной экспертизой и векторно-скалярной оценкой. Система трудоемка и вряд ли будет принята в подобном виде.
Подробнее.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Документы
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, а также функции по нормативно-правовому регулированию и…
Forwarded from Андрей Рудской
Только что в Бишкеке в присутствии представителей администрации Президента РФ и руководства министерств образования России и Кыргызстана завершилась Церемония подписания Соглашения о сотрудничестве между Политехом и Кыргызско-Российским Славянским университетом.
Это очень значимое событие, которое во многом определит развитие КРСУ на ближайшие годы. Подписанию предшествовали проектно-аналитические сессии, посвящённые развитию инженерного образования, молодежных сообществ и инициатив, а также оценка состояния и ресурсов естественно-технического блока КРСУ. Специалисты Политеха совместно с руководством КРСУ проработали программу модернизации образовательного процесса, учебных планов на соответствующих профильных факультетах КРСУ, определили цели и ориентиры развития до 2030 года.
Уже сегодня Политех оказывает помощь КРСУ в подготовке открытия «Центра компетенции АНО «Россия – страна возможностей», формировании «Центра онлайн-образования», реализации проекта по открытию «Центра молодёжных инициатив и научно-технологического предпринимательства».
Это очень значимое событие, которое во многом определит развитие КРСУ на ближайшие годы. Подписанию предшествовали проектно-аналитические сессии, посвящённые развитию инженерного образования, молодежных сообществ и инициатив, а также оценка состояния и ресурсов естественно-технического блока КРСУ. Специалисты Политеха совместно с руководством КРСУ проработали программу модернизации образовательного процесса, учебных планов на соответствующих профильных факультетах КРСУ, определили цели и ориентиры развития до 2030 года.
Уже сегодня Политех оказывает помощь КРСУ в подготовке открытия «Центра компетенции АНО «Россия – страна возможностей», формировании «Центра онлайн-образования», реализации проекта по открытию «Центра молодёжных инициатив и научно-технологического предпринимательства».
Forwarded from Социоцентр
На площадке Дома правительства Сахалинской области продолжает работу семинар-совещание «Роль университетов в решении задач развития Дальнего Востока». Сегодня здесь состоялось подписание соглашения о создании консорциума технологического предпринимательства. В него вошли шесть вузов: ТОГУ, СахГУ, КамГУ им. Витуса Беринга, СВФУ им. Аммосова, ВСГУТУ, ЗабГУ.
Инициативу консолидировать усилия предложил Тихоокеанский государственный университет. ТОГУ — участник федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». В прошлом месяце там открылся центр промышленного дизайна по программе «Приоритет-2030».
Ректор ТОГУ Юрий Марфин поблагодарил университеты за готовность включиться в работу консорциума, что дает возможность реализовать важные для развития Дальнего Востока задачи, для решения которых требуются комплексный подход.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
IV Конгресс молодых ученых состоится 20-22 ноября 2024 года в Сириусе
В Москве под руководством советника Президента РФ Антона Кобякова состоялось заседание Межведомственной рабочей группы по подготовке и проведению Конгресса молодых ученых и мероприятий-спутников Координационного комитета по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий.
IV Конгресс молодых ученых пройдет 20-22 ноября 2024 года на федеральной территории «Сириус».
- отметил советник Президента Российской Федерации, руководитель межведомственной рабочей группы по подготовке и проведению Конгресса молодых ученых и мероприятий-спутников Координационного комитета Десятилетия науки и технологии в России Антон Кобяков.
Открывая заседание, он также отметил необходимость расширения международного партнерского сотрудничества с учеными во всех областях научно-технологического поиска и создания условий и механизмов подготовки молодых научных кадров через совместные образовательные программы и общие стандарты.
Темами повестки стало обсуждение деловой, культурной и спортивной программ IV Конгресса, организационных вопросов подготовки площадки для участников и представителей СМИ.
В Москве под руководством советника Президента РФ Антона Кобякова состоялось заседание Межведомственной рабочей группы по подготовке и проведению Конгресса молодых ученых и мероприятий-спутников Координационного комитета по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий.
IV Конгресс молодых ученых пройдет 20-22 ноября 2024 года на федеральной территории «Сириус».
«Сегодня перед российской наукой стоят большие и амбициозные задачи – развитие собственных компетенций в создании конкурентноспособных продуктов и технологий для перехода на следующий технологический рубеж. В поисках ответа на глобальные вызовы необходимо опираться на собственный опыт, искать новые точки роста и открыто обсуждать глобальные вопросы международного сотрудничества в научной сфере. Можно с уверенность сказать, что Конгресс молодых ученых стал системообразующей площадкой для совместной работы по этим направлениям»,
- отметил советник Президента Российской Федерации, руководитель межведомственной рабочей группы по подготовке и проведению Конгресса молодых ученых и мероприятий-спутников Координационного комитета Десятилетия науки и технологии в России Антон Кобяков.
Открывая заседание, он также отметил необходимость расширения международного партнерского сотрудничества с учеными во всех областях научно-технологического поиска и создания условий и механизмов подготовки молодых научных кадров через совместные образовательные программы и общие стандарты.
Темами повестки стало обсуждение деловой, культурной и спортивной программ IV Конгресса, организационных вопросов подготовки площадки для участников и представителей СМИ.
«Общество» Истории
Министерство просвещения России окончательно приняло решение о перераспределении часов школьного «Обществознания» в пользу истории. Единого мнения нет ни в профессиональном сообществе, ни в элитах.
Позиция Минпросвещения не слишком устойчива. В концентрированном виде она изложена в ответе Артёму Метелеву на его депутатский запрос.
Главные аргументы – и Обществознание, и История входят в единый блок «Общественно-научных предметов», потому будет возможно перераспределить часы, сохранив тематическую наполненность.
Минпросвещения обнаружило некоторые недостатки текущей версии «Обществознания» для школьников – дублирование тем в разных предметов и классах, концентрическое повторение одного и того же, излишняя теоретичность курса. Здесь удивительнее всего, что, как водится в России, обнаружили это «внезапно» и «вдруг».
Причем зафиксированы дублирования и между другими предметами, но крайним стало именно Обществознание.
Да, история стала главной политической наукой. Но чтобы выйти на уровень политики – нужен теоретический, практический и даже бытовой фундамент.
Если мы закладываем в школьную Историю сложные концепты и идеи, если мы хотим, чтобы ученики могли провести сквозные исторические векторы – их нужно обеспечить знаниями и умениями для этого. Именно Обществознание, преподаваемое в 6-8 классах параллельно с историей, давало такой фундамент.
Позиция Министерства просвещения такова – ряд тем дублируются между Историей и Обществознанием. Примечательно, что таковые темы (государство, право и т.п.) скорее сигнализируют о том, что Обществознание (дающее теоретико-методические основы осмысления Истории) является первичным.
Перераспределение часов, отмена Обществознания в 6-8 классах приведут к тому, что школьные часы по Истории будут тратиться на изучение общих концепций и понятий. Но беда в том, что это будет делаться только на уровне, необходимом для понимания, например, Древней Истории.
Грубо говоря, разница между древнегреческой демократией и Римской Империей будут освещена только в контексте исторического периода. Увидеть взаимосвязь и важность понятий школьники смогут осмыслить только в 9 классе. Тогда у них появится возможность с теоретических позиции ретроспективно установить какие-то тенденции развития, применительно к современному положению.
В итоге сознательно ограничивается объем восприятия течением предмета История, никак не готовя детей к осмысленному восприятию событий, которые происходят здесь и сейчас.
Возникает и другая проблема: как быть учителям, которые ведут только курс обществознания, без истории? Увольняться?
Минпросвещения также словно забыло о важной задаче по социализации детей – и по вектору интеграции в общество, и в качестве политической социализации. Эти задачи как раз решало Обществознание. Да и «Разговоры о важном» предполагают обществоведческую подготовку как минимум наравне с исторической для полноценного восприятия транслируемой информации.
Есть и еще один важный нюанс – половина выпускников 9 классов идут в сектор СПО. Им будет горше всего от сокращения обществознания. Если нам нужны патриотичные, проактивные, социально-ориентированные личности – мы должны им в рамках общей школьной подготовки предоставить ориентиры. И их объем явно больше 1 часа в неделю в 9-м классе, а через 2-3 года детям уже идти голосовать.
Не станет ли «Общество» еще более желаемым ОГЭ, когда надо будет просто повторить лишь один учебный год? Система формирования старших профильных классов получит еще один дисбаланс. Да и связь сдаваемых предметов ОГЭ и ЕГЭ никто не отменял.
Парадоксально, но все приводят пример обществознания как фактор дисбаланса в сторону от инженерно-технических предметов. Одновременно с этим создаются условия для еще более активной ориентации выпускников 9 и 11 классов в сторону гуманитарных и, особенно, общественных наук.
История важна, но не в ущерб инструментария понимания мира: как исторической ретроспективы, так и происходящих здесь и сейчас событий.
См. также: 1, 2 и 3.
Министерство просвещения России окончательно приняло решение о перераспределении часов школьного «Обществознания» в пользу истории. Единого мнения нет ни в профессиональном сообществе, ни в элитах.
Позиция Минпросвещения не слишком устойчива. В концентрированном виде она изложена в ответе Артёму Метелеву на его депутатский запрос.
Главные аргументы – и Обществознание, и История входят в единый блок «Общественно-научных предметов», потому будет возможно перераспределить часы, сохранив тематическую наполненность.
Минпросвещения обнаружило некоторые недостатки текущей версии «Обществознания» для школьников – дублирование тем в разных предметов и классах, концентрическое повторение одного и того же, излишняя теоретичность курса. Здесь удивительнее всего, что, как водится в России, обнаружили это «внезапно» и «вдруг».
Причем зафиксированы дублирования и между другими предметами, но крайним стало именно Обществознание.
Да, история стала главной политической наукой. Но чтобы выйти на уровень политики – нужен теоретический, практический и даже бытовой фундамент.
Если мы закладываем в школьную Историю сложные концепты и идеи, если мы хотим, чтобы ученики могли провести сквозные исторические векторы – их нужно обеспечить знаниями и умениями для этого. Именно Обществознание, преподаваемое в 6-8 классах параллельно с историей, давало такой фундамент.
Позиция Министерства просвещения такова – ряд тем дублируются между Историей и Обществознанием. Примечательно, что таковые темы (государство, право и т.п.) скорее сигнализируют о том, что Обществознание (дающее теоретико-методические основы осмысления Истории) является первичным.
Перераспределение часов, отмена Обществознания в 6-8 классах приведут к тому, что школьные часы по Истории будут тратиться на изучение общих концепций и понятий. Но беда в том, что это будет делаться только на уровне, необходимом для понимания, например, Древней Истории.
Грубо говоря, разница между древнегреческой демократией и Римской Империей будут освещена только в контексте исторического периода. Увидеть взаимосвязь и важность понятий школьники смогут осмыслить только в 9 классе. Тогда у них появится возможность с теоретических позиции ретроспективно установить какие-то тенденции развития, применительно к современному положению.
В итоге сознательно ограничивается объем восприятия течением предмета История, никак не готовя детей к осмысленному восприятию событий, которые происходят здесь и сейчас.
Возникает и другая проблема: как быть учителям, которые ведут только курс обществознания, без истории? Увольняться?
Минпросвещения также словно забыло о важной задаче по социализации детей – и по вектору интеграции в общество, и в качестве политической социализации. Эти задачи как раз решало Обществознание. Да и «Разговоры о важном» предполагают обществоведческую подготовку как минимум наравне с исторической для полноценного восприятия транслируемой информации.
Есть и еще один важный нюанс – половина выпускников 9 классов идут в сектор СПО. Им будет горше всего от сокращения обществознания. Если нам нужны патриотичные, проактивные, социально-ориентированные личности – мы должны им в рамках общей школьной подготовки предоставить ориентиры. И их объем явно больше 1 часа в неделю в 9-м классе, а через 2-3 года детям уже идти голосовать.
Не станет ли «Общество» еще более желаемым ОГЭ, когда надо будет просто повторить лишь один учебный год? Система формирования старших профильных классов получит еще один дисбаланс. Да и связь сдаваемых предметов ОГЭ и ЕГЭ никто не отменял.
Парадоксально, но все приводят пример обществознания как фактор дисбаланса в сторону от инженерно-технических предметов. Одновременно с этим создаются условия для еще более активной ориентации выпускников 9 и 11 классов в сторону гуманитарных и, особенно, общественных наук.
История важна, но не в ущерб инструментария понимания мира: как исторической ретроспективы, так и происходящих здесь и сейчас событий.
См. также: 1, 2 и 3.
Telegram
Артем Метелев | Одобрено
Вновь актуализировался вопрос о сокращении объема преподавания «обществознания» в школах. Три недели назад после моего публичного обращения к Минпросвещения, мы созвонились с министром Сергеем Кравцовым и подробно обсудили планируемые изменения. А потом …