Синергия нацпроектов
Интеграция усилий – одна из основных задач, которые поставлены государством не только для сопряжения различных федеральных проектов и мероприятий и достижения национальных целей развития, но и для формирования точек пересечения (роста, прорыва) в рамках нескольких стратегических инициатив.
В воскресенье в эфир вышел очередной выпуск «Картины мира» с Михаилом Ковальчуком, гостем которого был губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Формально в рамках таких встреч обозначается ключевая тема транспортной (и всякой иной) связанности страны, а фактически Михаил Ковальчук и «группа прорыва» лишний раз обозначают свои опорные регионы.
Нижний Новгород – одна из базовых научно-технологических площадок Росатома, у области серьезный потенциал научно-образовательного комплекса.
В центре внимания был широкий круг тем – от судна на подводных крыльях до туризма, от дорог до науки и культуры. Важной особенностью было детальное рассмотрение того, как в области эффективно реализуются очень разные национальные и федеральные проекты.
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры был представлен, например, федпроектом «Внутренние водные пути», со «Здоровьем» область связывают хорошие разработки в телемедицине, масштаб предприятий ОПК (одного из локомотивов прорыва – что во время пресс-конференции еще раз подтвердил президент Путин) позволяет в рамках конверсии и диверсификации выйти на хорошую линейку высокотехнологичных продуктов, ну а вторым флагманом являются атомные технологии (для области – основным, ведь 10% ВРП дает именно «атомка», а это самый большой показатель в стране).
В России две столицы – потому ожесточенная борьба всегда идет за звание третьей. Так вот третьей научной столицей России по единодушному мнению Михаила Ковальчука и Глеба Никтина как раз является Нижний Новгород.
Не меньшее внимание в области уделяется образованию – в том числе, в рамках сотрудничества с крупнейшими предприятиями (как области, так и России). В частности, на базе «Кванториума ГАЗ» Корпоративного университета ГАЗ, открытого в рамках нацпроекта «Образование», возможно формирование сквозных карьерных траекторий (школа-вуз-производство).
В вопросах внедрения бережливых технологий и новых управленческих моделей Нижний Новгород является одним из пионеров страны – тон задает Проектный офис, созданный совместно с правительством Нижегородской области.
Общественные отношения и проекты не теряются на фоне экономических, промышленных, научно-технологических или образовательных. Нижний Новгород активно включен в реализацию профильных мероприятий нацпроектов «Культура» и «Здоровье», по векторам спорта и развития туризма, духовной науки и практики.
Одним из ключевых институтов пересборки и форсажа развития должен стать НОЦ Нижегородской области «Техноплатформа-2035» (базовая площадка – Университет Лобачевского (ННГУ).
Как отметил Глеб Никитин на совещании с министром науки и высшего образования Михаилом Котюковым, выделено 5 основных направлений развития НОЦ «Техноплатформа-2035»: инновационные производства, компоненты и материалы; передовые цифровые технологии; интеллектуальные транспортные системы; высокотехнологичная персонализированная медицина и медицинское приборостроение; экология и ликвидация накопленного экологического ущерба. Также, как подчеркнул губернатор, важнейшей задачей НОЦ станет и участие в создании искусственного интеллекта.
В конце передачи Глеб Никитин сформулировал региональную идею Нижегородской области: «Мы находимся в точке силы – месте слияния Оки и Волги. Мы ось развития страны – образцовый регион». Михаил Ковальчук окрестил Нижний Новгород срединной землей и лишний раз сделал реверанс в сторону кадровой политики Кремлы: «Страна может спать спокойно, пока у нас есть Нижний Новгород, который развивается благодаря усилиям молодого, опытного и толкового губернатора».
Интеграция усилий – одна из основных задач, которые поставлены государством не только для сопряжения различных федеральных проектов и мероприятий и достижения национальных целей развития, но и для формирования точек пересечения (роста, прорыва) в рамках нескольких стратегических инициатив.
В воскресенье в эфир вышел очередной выпуск «Картины мира» с Михаилом Ковальчуком, гостем которого был губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Формально в рамках таких встреч обозначается ключевая тема транспортной (и всякой иной) связанности страны, а фактически Михаил Ковальчук и «группа прорыва» лишний раз обозначают свои опорные регионы.
Нижний Новгород – одна из базовых научно-технологических площадок Росатома, у области серьезный потенциал научно-образовательного комплекса.
В центре внимания был широкий круг тем – от судна на подводных крыльях до туризма, от дорог до науки и культуры. Важной особенностью было детальное рассмотрение того, как в области эффективно реализуются очень разные национальные и федеральные проекты.
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры был представлен, например, федпроектом «Внутренние водные пути», со «Здоровьем» область связывают хорошие разработки в телемедицине, масштаб предприятий ОПК (одного из локомотивов прорыва – что во время пресс-конференции еще раз подтвердил президент Путин) позволяет в рамках конверсии и диверсификации выйти на хорошую линейку высокотехнологичных продуктов, ну а вторым флагманом являются атомные технологии (для области – основным, ведь 10% ВРП дает именно «атомка», а это самый большой показатель в стране).
В России две столицы – потому ожесточенная борьба всегда идет за звание третьей. Так вот третьей научной столицей России по единодушному мнению Михаила Ковальчука и Глеба Никтина как раз является Нижний Новгород.
Не меньшее внимание в области уделяется образованию – в том числе, в рамках сотрудничества с крупнейшими предприятиями (как области, так и России). В частности, на базе «Кванториума ГАЗ» Корпоративного университета ГАЗ, открытого в рамках нацпроекта «Образование», возможно формирование сквозных карьерных траекторий (школа-вуз-производство).
В вопросах внедрения бережливых технологий и новых управленческих моделей Нижний Новгород является одним из пионеров страны – тон задает Проектный офис, созданный совместно с правительством Нижегородской области.
Общественные отношения и проекты не теряются на фоне экономических, промышленных, научно-технологических или образовательных. Нижний Новгород активно включен в реализацию профильных мероприятий нацпроектов «Культура» и «Здоровье», по векторам спорта и развития туризма, духовной науки и практики.
Одним из ключевых институтов пересборки и форсажа развития должен стать НОЦ Нижегородской области «Техноплатформа-2035» (базовая площадка – Университет Лобачевского (ННГУ).
Как отметил Глеб Никитин на совещании с министром науки и высшего образования Михаилом Котюковым, выделено 5 основных направлений развития НОЦ «Техноплатформа-2035»: инновационные производства, компоненты и материалы; передовые цифровые технологии; интеллектуальные транспортные системы; высокотехнологичная персонализированная медицина и медицинское приборостроение; экология и ликвидация накопленного экологического ущерба. Также, как подчеркнул губернатор, важнейшей задачей НОЦ станет и участие в создании искусственного интеллекта.
В конце передачи Глеб Никитин сформулировал региональную идею Нижегородской области: «Мы находимся в точке силы – месте слияния Оки и Волги. Мы ось развития страны – образцовый регион». Михаил Ковальчук окрестил Нижний Новгород срединной землей и лишний раз сделал реверанс в сторону кадровой политики Кремлы: «Страна может спать спокойно, пока у нас есть Нижний Новгород, который развивается благодаря усилиям молодого, опытного и толкового губернатора».
ПФИ и доктрина научной политики
Разработка программы фундаментальных исследований стала приоритетной для Российской академии наук (РАН) среди ключевых направлений ее работы в 2019 году. Об этом президент РАН Александр Сергеев рассказал в эфире телеканала «Россия 24», а его слова приводит ТАСС:
«Была подготовлена [в 2019 году] новая программа фундаментальных исследований, которая будет работать с 2021 по 2035 год. Это основной программный документ, который готовит Российская академия наук», - сказал он, отвечая на вопрос об основных результатах работы РАН в уходящем году. В ноябре программу внесли в правительство.
Программа фундаментальных научных исследований станет последним доктринальным элементом реализации Стратегии научно-технологического развития. К таковым относится План ее реализации на 2017-2019 гг., а также принятая в этом году госпрограмма «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». В ГП НТР включены все профильные мероприятия нацпроектов – целиком «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика» в части, касающейся университетов и переподготовки населения, в том числе – по цифровым векторам.
Отметим, что у Российской академии наук уже было несколько «подходов» к формулированию ПФИ, однако лишь недавно был сформулирован более-менее системный вариант.
Отдельно стоит напомнить, что РАН строго придерживается хронологических рамок – предыдущий вариант Программы завершится в 2020-м году, следовательно новая стартует лишь в 2021-м. За эту отсрочку Академия часто подвергалась критике, причем временами – на самом высокому уровне, президентом России Владимиром Путиным. Дело в том, что еще Владимир Фортов обещали ему «перезагрузить» данную программу в контексте Стратегии НТР. Однако, и бывший, и нынешний президент Академии решили никуда не торопиться.
С одной стороны, здесь есть очевидная логика – фундаментальные исследования накоротке с практикой связаны далеко не всегда, поэтому прерывать текущие проекты и их переписывать большого смысла нет. Далее – «большие вызовы» Стратегии НТР как раз задают фундаментальные и поисковые исследовательские основы для реализации комплексных научно-технических программ и проектов по приоритетным направлениям развития. Однако, лишь в этом году полноценно заработали Советы по ним, а для тех же НОЦ, например, приоритеты до сих пор не декомпозированы на составляющие элементы.
С другой стороны, идеологически нынешние программные документы по фундаментальным исследованиям – это продукт даже не «эпохи реформ РАН» (с 2013 года), а еще более раннего периода. И Стратегия НТР, и ГП НТР, и нацпроекты должны быть отражены в главном документе по фундаментальной науке.
Позитивно то, что наконец проект ПФИ внесен в Правительство. И конечно РАН рассчитывает на быстрое принятие ее предложений. Впрочем, здесь возможны неожиданности для академического сообщества. Администраторы научной политики знают, как Академия любит покритиковать проект закона «О научной и научно-технической деятельности», поэтому в вопросах рассмотрения Программы возможны некоторые колкие (хотя, безусловно, в рамках дозволенного и всех формальных процедур) «ответочки».
Эти пикировки будут идти и дальше – в них есть не только политический, но и прагматический смысл, поскольку такой диалог часто дает весьма ценную информацию для улучшения документов, тем более столь значимых и долгосрочных по своему действию. Впрочем все разногласия будут моментально сняты (и тут сложно сказать, в чью пользу), если последует недвусмысленный сигнал с самого верха, что ПФИ (а равно и любой закон или стратегию) нужно принять в ускоренном режиме.
Новость ТАСС: https://nauka.tass.ru/nauka/7406413
Разработка программы фундаментальных исследований стала приоритетной для Российской академии наук (РАН) среди ключевых направлений ее работы в 2019 году. Об этом президент РАН Александр Сергеев рассказал в эфире телеканала «Россия 24», а его слова приводит ТАСС:
«Была подготовлена [в 2019 году] новая программа фундаментальных исследований, которая будет работать с 2021 по 2035 год. Это основной программный документ, который готовит Российская академия наук», - сказал он, отвечая на вопрос об основных результатах работы РАН в уходящем году. В ноябре программу внесли в правительство.
Программа фундаментальных научных исследований станет последним доктринальным элементом реализации Стратегии научно-технологического развития. К таковым относится План ее реализации на 2017-2019 гг., а также принятая в этом году госпрограмма «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». В ГП НТР включены все профильные мероприятия нацпроектов – целиком «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика» в части, касающейся университетов и переподготовки населения, в том числе – по цифровым векторам.
Отметим, что у Российской академии наук уже было несколько «подходов» к формулированию ПФИ, однако лишь недавно был сформулирован более-менее системный вариант.
Отдельно стоит напомнить, что РАН строго придерживается хронологических рамок – предыдущий вариант Программы завершится в 2020-м году, следовательно новая стартует лишь в 2021-м. За эту отсрочку Академия часто подвергалась критике, причем временами – на самом высокому уровне, президентом России Владимиром Путиным. Дело в том, что еще Владимир Фортов обещали ему «перезагрузить» данную программу в контексте Стратегии НТР. Однако, и бывший, и нынешний президент Академии решили никуда не торопиться.
С одной стороны, здесь есть очевидная логика – фундаментальные исследования накоротке с практикой связаны далеко не всегда, поэтому прерывать текущие проекты и их переписывать большого смысла нет. Далее – «большие вызовы» Стратегии НТР как раз задают фундаментальные и поисковые исследовательские основы для реализации комплексных научно-технических программ и проектов по приоритетным направлениям развития. Однако, лишь в этом году полноценно заработали Советы по ним, а для тех же НОЦ, например, приоритеты до сих пор не декомпозированы на составляющие элементы.
С другой стороны, идеологически нынешние программные документы по фундаментальным исследованиям – это продукт даже не «эпохи реформ РАН» (с 2013 года), а еще более раннего периода. И Стратегия НТР, и ГП НТР, и нацпроекты должны быть отражены в главном документе по фундаментальной науке.
Позитивно то, что наконец проект ПФИ внесен в Правительство. И конечно РАН рассчитывает на быстрое принятие ее предложений. Впрочем, здесь возможны неожиданности для академического сообщества. Администраторы научной политики знают, как Академия любит покритиковать проект закона «О научной и научно-технической деятельности», поэтому в вопросах рассмотрения Программы возможны некоторые колкие (хотя, безусловно, в рамках дозволенного и всех формальных процедур) «ответочки».
Эти пикировки будут идти и дальше – в них есть не только политический, но и прагматический смысл, поскольку такой диалог часто дает весьма ценную информацию для улучшения документов, тем более столь значимых и долгосрочных по своему действию. Впрочем все разногласия будут моментально сняты (и тут сложно сказать, в чью пользу), если последует недвусмысленный сигнал с самого верха, что ПФИ (а равно и любой закон или стратегию) нужно принять в ускоренном режиме.
Новость ТАСС: https://nauka.tass.ru/nauka/7406413
ТАСС
Сергеев: разработка программы фундаментальных исследований стала приоритетной для РАН
Академия наук подготовила и новую программу, которая будет работать с 2021-го по 2035-й год
«Стеклянный потолок» в науке
Ученые из Центра институционального анализа науки и образования Европейского университета в Санкт-Петербурге решили подробно изучить феномен «стеклянного потолка».
«Стеклянным потолком» в исследованиях академических (и разных других) карьер называют большую вероятность для женщин застрять на их нижних ступенях.
По итогам анализа, как сообщают исследователи, три вещи немедленно бросаются в глаза. Первое: академическая профессия в России является преимущественно женской. Так, в 2016 году, 57,4 процента диссертаций были защищены женщинами, 42,6 процента - мужчинами.
Второе — соотношение на уровне кандидатских изменялось мало — доля женщин колебалась в интервале между 62 процентами (2008 год) и 58,2 процента (2016), в начале периода был слабый рост, потому вроде бы наметился спад.
Третье — соотношение на уровне докторских защит изменилось радикально: между 2006 и 2012 годами доля женщин-докторов увеличилась с 41,8 процента до 52,6 процента, далее стабилизировавшись на этом уровне.
Разницу в динамике кандидатских и докторских защит можно интерпретировать как результат резкой феминизации академической профессии в 90-х и ранних 2000-х.
В ней можно усмотреть влияние нескольких факторов. Прежде всего, могло сказаться возникновение стереотипа в отношении науки и вузовского преподавания как занятий неприбыльных, в которых нет места тем, кому положено кормить семью.
В этом же ключе можно трактовать и небольшой рост числа мужчин, начавшийся в период медведевского «исследовательского поворота», когда зарплаты в вузах, особенно попавших в программы вроде НИУ и «5-100», выросли.
Могли сказаться, однако, и иные факторы — например, общее размывание грани между университетом и средней школой в смысле характера труда и педагогических технологий.
Сохраняется ли в нынешней системе «стеклянный потолок»? Если смотреть с высоты птичьего полета, он вроде бы есть, хотя и не слишком прочный. Некоторые данные в пользу существования стеклянного потолка есть, но он не предотвратит того, что лет через двадцать женщины будут составлять большинство профессоров.
В 2005-2007 имелись свидетельства присутствия потолка во всех дисциплинах. В 2014-2016, однако, в некоторых из них (филологии, социологии, психологии, юриспруденции и особенно философии) доля женщин, становящихся докторами, превышала долю женщин, становящихся кандидатами, что, таким образом, переворачивает соотношение, ассоциирующееся с дискриминацией по гендерному признаку.
Если спроецировать эту ситуацию на будущее, то через некоторое время мы получим, возможно, первые в своем роде примеры дисциплин, в которых доля женщин на верхней ступени академической лестницы будет выше, чем на средней.
Исключительное положение во всей этой картине занимает только история — как единственная дисциплина, в которой потолочность возросла за охваченный период.
В целом, кажется, что существует некоторая тенденция к тому, чтобы в дисциплинах, в которых женщины составляют подавляющее большинство (филология, психология, отчасти социология) потолок был перевернут и прослеживался уже для мужчин, а не для женщин.
Наблюдения перевернутого стеклянного потолка могут быть следствием демографического эффекта, хотя исследователям и не совсем понятно какого.
Потолок может носить характер горизонтальной стратификации — мужчины чаще получают те же по названию позиции, но в лучших университетах и, соответственно, более высоко оплачиваемые.
Наконец, мужчины могут быть представлены в большем числе на административных позициях, зачастую приносящих существенно больше доходов. Тут требуются дополнительные данные.
Результаты, полученные в проекте ЦИАНО по смене ректорского корпуса, показывают, что феминизация происходит и здесь: среди ректоров, вступивших в должность в 2015-2017 годах женщин 32 процента — гораздо больше, чем было прежде.
Основной вывод: традиционный гендерный стеклянный потолок сегодня близок к исчезновению.
Подробнее: https://nplus1.ru/blog/2019/12/19/glass-ceiling
Ученые из Центра институционального анализа науки и образования Европейского университета в Санкт-Петербурге решили подробно изучить феномен «стеклянного потолка».
«Стеклянным потолком» в исследованиях академических (и разных других) карьер называют большую вероятность для женщин застрять на их нижних ступенях.
По итогам анализа, как сообщают исследователи, три вещи немедленно бросаются в глаза. Первое: академическая профессия в России является преимущественно женской. Так, в 2016 году, 57,4 процента диссертаций были защищены женщинами, 42,6 процента - мужчинами.
Второе — соотношение на уровне кандидатских изменялось мало — доля женщин колебалась в интервале между 62 процентами (2008 год) и 58,2 процента (2016), в начале периода был слабый рост, потому вроде бы наметился спад.
Третье — соотношение на уровне докторских защит изменилось радикально: между 2006 и 2012 годами доля женщин-докторов увеличилась с 41,8 процента до 52,6 процента, далее стабилизировавшись на этом уровне.
Разницу в динамике кандидатских и докторских защит можно интерпретировать как результат резкой феминизации академической профессии в 90-х и ранних 2000-х.
В ней можно усмотреть влияние нескольких факторов. Прежде всего, могло сказаться возникновение стереотипа в отношении науки и вузовского преподавания как занятий неприбыльных, в которых нет места тем, кому положено кормить семью.
В этом же ключе можно трактовать и небольшой рост числа мужчин, начавшийся в период медведевского «исследовательского поворота», когда зарплаты в вузах, особенно попавших в программы вроде НИУ и «5-100», выросли.
Могли сказаться, однако, и иные факторы — например, общее размывание грани между университетом и средней школой в смысле характера труда и педагогических технологий.
Сохраняется ли в нынешней системе «стеклянный потолок»? Если смотреть с высоты птичьего полета, он вроде бы есть, хотя и не слишком прочный. Некоторые данные в пользу существования стеклянного потолка есть, но он не предотвратит того, что лет через двадцать женщины будут составлять большинство профессоров.
В 2005-2007 имелись свидетельства присутствия потолка во всех дисциплинах. В 2014-2016, однако, в некоторых из них (филологии, социологии, психологии, юриспруденции и особенно философии) доля женщин, становящихся докторами, превышала долю женщин, становящихся кандидатами, что, таким образом, переворачивает соотношение, ассоциирующееся с дискриминацией по гендерному признаку.
Если спроецировать эту ситуацию на будущее, то через некоторое время мы получим, возможно, первые в своем роде примеры дисциплин, в которых доля женщин на верхней ступени академической лестницы будет выше, чем на средней.
Исключительное положение во всей этой картине занимает только история — как единственная дисциплина, в которой потолочность возросла за охваченный период.
В целом, кажется, что существует некоторая тенденция к тому, чтобы в дисциплинах, в которых женщины составляют подавляющее большинство (филология, психология, отчасти социология) потолок был перевернут и прослеживался уже для мужчин, а не для женщин.
Наблюдения перевернутого стеклянного потолка могут быть следствием демографического эффекта, хотя исследователям и не совсем понятно какого.
Потолок может носить характер горизонтальной стратификации — мужчины чаще получают те же по названию позиции, но в лучших университетах и, соответственно, более высоко оплачиваемые.
Наконец, мужчины могут быть представлены в большем числе на административных позициях, зачастую приносящих существенно больше доходов. Тут требуются дополнительные данные.
Результаты, полученные в проекте ЦИАНО по смене ректорского корпуса, показывают, что феминизация происходит и здесь: среди ректоров, вступивших в должность в 2015-2017 годах женщин 32 процента — гораздо больше, чем было прежде.
Основной вывод: традиционный гендерный стеклянный потолок сегодня близок к исчезновению.
Подробнее: https://nplus1.ru/blog/2019/12/19/glass-ceiling
N + 1 — главное издание о науке, технике и технологиях
Стеклянный потолок в науке треснул
Научные центры: финансирование и профилирование
В 2020-2023 годах объем финансирования на создание и развитие научных центров мирового уровня составит более 10 млрд рублей. Об этом сообщает портал «Будущее России. Национальные проекты» со ссылкой на РИА Новости и слова секретариата вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, которая провела заседание Совета по господдержке таких центров.
Сообщается, что указанная сумма заложена в федеральном бюджете. Согласно целям нацпроекта «Наука», до конца 2023 года в России должно появиться не менее 16 научных центров мирового уровня, причем уже создано 3 геномных (в сопряжении с Федеральной научно-техничекой программой развития генетических технологий) и 4 математических.
На очереди девять научных центров мирового уровня по приоритетным направлениям развития, определенным в Стратегии научно-технологического развития. На первом этапе до 2021 года должно быть создано три таких центра на базе организаций, прошедших конкурсный отбор. В 2020 году в федеральном бюджете на эти цели предусмотрено 2,4 млрд рублей.
По словам Татьяны Голиковой, создаваемые центры должны стать лидерами развития в стратегически значимых направлениях науки и способствовать вхождению России в число пяти ведущих стран мира, ведущих научные исследование и разработки.
Основным вопросом относительно этих научных центров является не столько финансирование (понятно, что оно будет достаточно щедрым), сколько будущие тематики НЦ МУ. Оставшиеся 9 (минимум) мест должны распределиться между семью приоритетами Стратегии НТР.
Отдельно стоит отметить, что в рамках приоритетов СНТР также реализуются проекты создания НОЦ, а также в принципе комплексные научно-технические программы и проекты, которые являются основной формой функционирования сферы исследований и разработок.
Научно-образовательные центры мирового уровня, по идее, должны функционировать по нескольким ключевым направлениям развития, но например, Белгородский НОЦ по АПК сфокусирован на сельское хозяйство, а претендент НОЦ Северо-кавказского федерального округа «Комплексная безопасность» целиком и полностью захватывает профильные приоритет Стратегии.
В этом смысле особенно важно, чтобы были отобраны и поддержаны достойные проекты научных центров мирового уровня, при этом были бы захвачены все приоритеты и их проблемно-тематические области. Особенно это важно в связи с тем, что в Стратегии НТР есть однозначный лидер – приоритет (а), который включает в себя: роботов, цифру, новые материалы, технологии производства и многое другое.
Новость о финансировании: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/finansirovanie-naucnyh-centrov-mirovogo-urovna-v-2020-2023-godah-prevysit-10-mlrd-rublej
В 2020-2023 годах объем финансирования на создание и развитие научных центров мирового уровня составит более 10 млрд рублей. Об этом сообщает портал «Будущее России. Национальные проекты» со ссылкой на РИА Новости и слова секретариата вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, которая провела заседание Совета по господдержке таких центров.
Сообщается, что указанная сумма заложена в федеральном бюджете. Согласно целям нацпроекта «Наука», до конца 2023 года в России должно появиться не менее 16 научных центров мирового уровня, причем уже создано 3 геномных (в сопряжении с Федеральной научно-техничекой программой развития генетических технологий) и 4 математических.
На очереди девять научных центров мирового уровня по приоритетным направлениям развития, определенным в Стратегии научно-технологического развития. На первом этапе до 2021 года должно быть создано три таких центра на базе организаций, прошедших конкурсный отбор. В 2020 году в федеральном бюджете на эти цели предусмотрено 2,4 млрд рублей.
По словам Татьяны Голиковой, создаваемые центры должны стать лидерами развития в стратегически значимых направлениях науки и способствовать вхождению России в число пяти ведущих стран мира, ведущих научные исследование и разработки.
Основным вопросом относительно этих научных центров является не столько финансирование (понятно, что оно будет достаточно щедрым), сколько будущие тематики НЦ МУ. Оставшиеся 9 (минимум) мест должны распределиться между семью приоритетами Стратегии НТР.
Отдельно стоит отметить, что в рамках приоритетов СНТР также реализуются проекты создания НОЦ, а также в принципе комплексные научно-технические программы и проекты, которые являются основной формой функционирования сферы исследований и разработок.
Научно-образовательные центры мирового уровня, по идее, должны функционировать по нескольким ключевым направлениям развития, но например, Белгородский НОЦ по АПК сфокусирован на сельское хозяйство, а претендент НОЦ Северо-кавказского федерального округа «Комплексная безопасность» целиком и полностью захватывает профильные приоритет Стратегии.
В этом смысле особенно важно, чтобы были отобраны и поддержаны достойные проекты научных центров мирового уровня, при этом были бы захвачены все приоритеты и их проблемно-тематические области. Особенно это важно в связи с тем, что в Стратегии НТР есть однозначный лидер – приоритет (а), который включает в себя: роботов, цифру, новые материалы, технологии производства и многое другое.
Новость о финансировании: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/finansirovanie-naucnyh-centrov-mirovogo-urovna-v-2020-2023-godah-prevysit-10-mlrd-rublej
Цифровизация образования: итоги 2019
23 декабря в МИА «Россия сегодня» были представлены результаты исследования, посвященного изучению восприятия онлайн-обучения в России, и подведены итоги реализации проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» в 2019 году.
Презентацию провела Юлия Ермоленко, ведущий аналитик ООО «Айфорс Рус». Анализ показал, что взрослое население страны считает онлайн-образование эффективным, т.к. оно позволяет оставаться востребованным на рынке труда. Руководители учебных заведений выделили трудности с техническим оснащением и нормативно-правовым регулированием, а также отметили необходимость методической поддержки и переподготовки преподавателей. Для студентов к минусам относятся консерватизм при очном обученит и низкий уровень доверия к онлайн-образованию. К плюсам – удобство и персональный подход. При этом студенты воспринимают элементы онлайн и оффлайн в обучении как части единого процесса.
Итоги реализации проекта в 2019 г. также озвучила Марина Боровская, замминистра науки и высшего образования РФ. На конец 2019 года портал-агрегатор «Современная цифровая образовательная среда в РФ» включает 39 платформ, объединяет более 120 вузов и свыше миллиона пользователей, в целом прослеживается тенденция на укрупнение ресурса. Рост числа обучающихся онлайн говорит о смене подхода при повышении своих компетенций у студентов и преподавателей. В педагогической среде также стала возможной интеграция преподавателей и разработка совместных образовательных программ. Задача на 2020 г. – повысить мотивацию пользователей при получении онлайн-образования.
Елена Луценко, директор по образовательным цифровым технологиям «Корпоративного университета Сбербанка», сказала, что для корпоративных университетов онлайн-обучение является единственным эффективным инструментом из-за большого географического разброса подразделений крупных корпораций и предлагает удобный формат обучения в удобном темпе.
Директор по связям с университетами Mail.Ru Group Сергей Марданов заявил, что онлайн-курсы позволяют совместить университетский уровень теоретической подготовки и знание практики со стороны бизнеса – такой набор компетенций наиболее востребован при приеме на работу.
Председатель Координационного совета региональных центров компетенций в области онлайн-обучения Александр Волков рассказал о сложностях внедрения цифровой образовательной среды:
1. Недостаточный уровень понимания потенциала онлайн-обучения в регионах.
2. Страх сокращений из-за замены преподавателя «цифрой».
Он отметил следующие тенденции:
1. Есть интерес слушателей, но отсутствует навык обучения онлайн. В итоге программы профподготовки, посвященные организации онлайн-обучения, являются одними из наиболее востребованных.
2. На старте проекта внедрение онлайн-обучения не во всех ВУЗах проходило грамотно, что спровоцировало негативную реакцию учащихся.
3. Высокий интерес к онлайн-обучению проявляют школы для индивидуального развития школьников.
Директор EdCrunch University НИТУ «МИСиС» Нурлан Киясов отметил уникальность проекта: Россия единственная страна, которая на государственном уровне создала проект виртуальной академической мобильности, портал-агрегатор «СЦОС в РФ». Большую роль онлайн-технологии играют с точки зрения запуска ускоренных цифровых специализаций и Degree-программ. Последние представляют собой и возможность, и угрозу для университетов: есть риск упустить рынок.
Марина Боровская отметила, что не все проблемы решены, а в 2020 году предстоит много работы по всем компонентам проекта «СЦОС в РФ», однако она выразила оптимизм – все показатели реально достижимы.
Открытыми остаются, например, такие вопросы как возможность получения «дипломированного» образования с помощью исключительно онлайн-обучения и нормативно-правовое регулирование вопросов авторского и интеллектуального права при использовании материалов на платформах.
23 декабря в МИА «Россия сегодня» были представлены результаты исследования, посвященного изучению восприятия онлайн-обучения в России, и подведены итоги реализации проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» в 2019 году.
Презентацию провела Юлия Ермоленко, ведущий аналитик ООО «Айфорс Рус». Анализ показал, что взрослое население страны считает онлайн-образование эффективным, т.к. оно позволяет оставаться востребованным на рынке труда. Руководители учебных заведений выделили трудности с техническим оснащением и нормативно-правовым регулированием, а также отметили необходимость методической поддержки и переподготовки преподавателей. Для студентов к минусам относятся консерватизм при очном обученит и низкий уровень доверия к онлайн-образованию. К плюсам – удобство и персональный подход. При этом студенты воспринимают элементы онлайн и оффлайн в обучении как части единого процесса.
Итоги реализации проекта в 2019 г. также озвучила Марина Боровская, замминистра науки и высшего образования РФ. На конец 2019 года портал-агрегатор «Современная цифровая образовательная среда в РФ» включает 39 платформ, объединяет более 120 вузов и свыше миллиона пользователей, в целом прослеживается тенденция на укрупнение ресурса. Рост числа обучающихся онлайн говорит о смене подхода при повышении своих компетенций у студентов и преподавателей. В педагогической среде также стала возможной интеграция преподавателей и разработка совместных образовательных программ. Задача на 2020 г. – повысить мотивацию пользователей при получении онлайн-образования.
Елена Луценко, директор по образовательным цифровым технологиям «Корпоративного университета Сбербанка», сказала, что для корпоративных университетов онлайн-обучение является единственным эффективным инструментом из-за большого географического разброса подразделений крупных корпораций и предлагает удобный формат обучения в удобном темпе.
Директор по связям с университетами Mail.Ru Group Сергей Марданов заявил, что онлайн-курсы позволяют совместить университетский уровень теоретической подготовки и знание практики со стороны бизнеса – такой набор компетенций наиболее востребован при приеме на работу.
Председатель Координационного совета региональных центров компетенций в области онлайн-обучения Александр Волков рассказал о сложностях внедрения цифровой образовательной среды:
1. Недостаточный уровень понимания потенциала онлайн-обучения в регионах.
2. Страх сокращений из-за замены преподавателя «цифрой».
Он отметил следующие тенденции:
1. Есть интерес слушателей, но отсутствует навык обучения онлайн. В итоге программы профподготовки, посвященные организации онлайн-обучения, являются одними из наиболее востребованных.
2. На старте проекта внедрение онлайн-обучения не во всех ВУЗах проходило грамотно, что спровоцировало негативную реакцию учащихся.
3. Высокий интерес к онлайн-обучению проявляют школы для индивидуального развития школьников.
Директор EdCrunch University НИТУ «МИСиС» Нурлан Киясов отметил уникальность проекта: Россия единственная страна, которая на государственном уровне создала проект виртуальной академической мобильности, портал-агрегатор «СЦОС в РФ». Большую роль онлайн-технологии играют с точки зрения запуска ускоренных цифровых специализаций и Degree-программ. Последние представляют собой и возможность, и угрозу для университетов: есть риск упустить рынок.
Марина Боровская отметила, что не все проблемы решены, а в 2020 году предстоит много работы по всем компонентам проекта «СЦОС в РФ», однако она выразила оптимизм – все показатели реально достижимы.
Открытыми остаются, например, такие вопросы как возможность получения «дипломированного» образования с помощью исключительно онлайн-обучения и нормативно-правовое регулирование вопросов авторского и интеллектуального права при использовании материалов на платформах.
Академия: внешние и внутренние вопросы
Сегодня (24 декабря) состоялось заключительное в этом году заседание Президиума Российской академии наук.
По концентрации политических тем оно стало, пожалуй, одним из самых насыщенных за последний год.
Главным стало обсуждении Стратегии международного сотрудничества РАН в сфере научной и научно-технической деятельности. Основным докладчиком был Юрий Балега, который заявил: «Среди главных проблем в сфере международного научного сотрудничества - устаревание существующей научной структуры, отсутствие прямого финансирования участия в крупных научных международных проектах, кадровый «голод», разрыв связей с научными организациями и др.».
Для их решения как раз и предлагается принять Стратегию, а также разработать план ее реализации.
Министерство науки и высшего образования в этом обсуждении представлял Григорий Трубников, который сосредоточился на более практических моментах и формулировках предложенного текста.
Президент РАН Александр Сергеев подчеркнул, что ключевых игроков в научно-технической внешней политике и дипломатии два: РАН и Минобрнауки. Академия, по его словам, тянуть на себя одеяло не намерена. (От себя добавим – третьим важным элементом является РФФИ).
Александр Сергеев акцентировал внимание на том, что научная дипломатия обязательно должна быть многовекторной и как можно меньше зависеть от ветров «большой политики». Сложно с ним не согласиться.
При этом на данный момент самой острой внешнеполитической проблемой для РАН являются сложности со статусом, который (ФГБУ) не дает возможности хотя бы отправлять представителей Академии в командировки. Впрочем, и для самой Стратегии сейчас нет законодательного обеспечения – на это обратил внимание первый зампредседателя Комитета по образованию и науке Госдумы Геннадий Онищенко.
«Это не быстрый процесс. Но мы работаем», - ответил Александр Сергеев относительно трансформации статуса РАН. Впрочем, ему достаточно часто приходится отвечать такими формулировками – желаемые Академией изменения происходят очень трудно, виной чему во многом недостаточная предсказуемость и договороспособность самой РАН.
Об инновационном научно-технологическом центре (долине) МГУ «Воробьевы горы» рассказал ректор Виктор Садовничий. В рамках реализации проекта был создан фонд, а также управляющая компания. Участниками долины согласились стать 120 крупных корпораций Москвы. Всего будет создано 7 кластеров: «Биомед», «Геотех», «Нанотех», «Инжиниринг», «Инфотех», «Космос» и Междисциплинарный кластер, который объединит различные гуманитарные науки.
Далее собравшиеся перешли к вопросам деятельности Российского фонда фундаментальных исследований. Докладывал, естественно, его лидер – Владислав Панченко. В центре внимания, конечно, был вопрос о фондовой перестройке – все собравшиеся (что не удивительно) сошлись на том, что должны сохраниться оба фонда (хотя никто никого и не собирался закрывать), а поддержку фундаментальных исследований со стороны государства требуется увеличить (что уже и так нашло отражение в бюджете).
Апогея напряжение достигло во время обсуждения деятельности двух комиссии при Президиуме РАН – по противодействию фальсификации научных исследований; по борьбе с лженаукой.
Академическая общественность, как и ранее, разделилась на два лагеря, а желание судить (столь присущее многим в РАН) столкнулось с необходимостью быть подсудными. В итоге президент РАН Александр Сергеев резюмировал: идеи создать комиссии хорошие; их статус, полномочия и финансирование надо уточнить; результаты работы оказались полезными; но имело место превышения полномочий. Основная мысль – не нужно выносить сор из избы, все подобные документы нужно тщательно обсуждать внутри системы и лишь затем делать достоянием общественности.
В итоге сильных бурь не случилось. Самые острые моменты уже много раз были проговорены, поэтому в целом Академия уходит на новогодние праздники с чувством выполненного долга.
Синопсис и видео заседания.
Сегодня (24 декабря) состоялось заключительное в этом году заседание Президиума Российской академии наук.
По концентрации политических тем оно стало, пожалуй, одним из самых насыщенных за последний год.
Главным стало обсуждении Стратегии международного сотрудничества РАН в сфере научной и научно-технической деятельности. Основным докладчиком был Юрий Балега, который заявил: «Среди главных проблем в сфере международного научного сотрудничества - устаревание существующей научной структуры, отсутствие прямого финансирования участия в крупных научных международных проектах, кадровый «голод», разрыв связей с научными организациями и др.».
Для их решения как раз и предлагается принять Стратегию, а также разработать план ее реализации.
Министерство науки и высшего образования в этом обсуждении представлял Григорий Трубников, который сосредоточился на более практических моментах и формулировках предложенного текста.
Президент РАН Александр Сергеев подчеркнул, что ключевых игроков в научно-технической внешней политике и дипломатии два: РАН и Минобрнауки. Академия, по его словам, тянуть на себя одеяло не намерена. (От себя добавим – третьим важным элементом является РФФИ).
Александр Сергеев акцентировал внимание на том, что научная дипломатия обязательно должна быть многовекторной и как можно меньше зависеть от ветров «большой политики». Сложно с ним не согласиться.
При этом на данный момент самой острой внешнеполитической проблемой для РАН являются сложности со статусом, который (ФГБУ) не дает возможности хотя бы отправлять представителей Академии в командировки. Впрочем, и для самой Стратегии сейчас нет законодательного обеспечения – на это обратил внимание первый зампредседателя Комитета по образованию и науке Госдумы Геннадий Онищенко.
«Это не быстрый процесс. Но мы работаем», - ответил Александр Сергеев относительно трансформации статуса РАН. Впрочем, ему достаточно часто приходится отвечать такими формулировками – желаемые Академией изменения происходят очень трудно, виной чему во многом недостаточная предсказуемость и договороспособность самой РАН.
Об инновационном научно-технологическом центре (долине) МГУ «Воробьевы горы» рассказал ректор Виктор Садовничий. В рамках реализации проекта был создан фонд, а также управляющая компания. Участниками долины согласились стать 120 крупных корпораций Москвы. Всего будет создано 7 кластеров: «Биомед», «Геотех», «Нанотех», «Инжиниринг», «Инфотех», «Космос» и Междисциплинарный кластер, который объединит различные гуманитарные науки.
Далее собравшиеся перешли к вопросам деятельности Российского фонда фундаментальных исследований. Докладывал, естественно, его лидер – Владислав Панченко. В центре внимания, конечно, был вопрос о фондовой перестройке – все собравшиеся (что не удивительно) сошлись на том, что должны сохраниться оба фонда (хотя никто никого и не собирался закрывать), а поддержку фундаментальных исследований со стороны государства требуется увеличить (что уже и так нашло отражение в бюджете).
Апогея напряжение достигло во время обсуждения деятельности двух комиссии при Президиуме РАН – по противодействию фальсификации научных исследований; по борьбе с лженаукой.
Академическая общественность, как и ранее, разделилась на два лагеря, а желание судить (столь присущее многим в РАН) столкнулось с необходимостью быть подсудными. В итоге президент РАН Александр Сергеев резюмировал: идеи создать комиссии хорошие; их статус, полномочия и финансирование надо уточнить; результаты работы оказались полезными; но имело место превышения полномочий. Основная мысль – не нужно выносить сор из избы, все подобные документы нужно тщательно обсуждать внутри системы и лишь затем делать достоянием общественности.
В итоге сильных бурь не случилось. Самые острые моменты уже много раз были проговорены, поэтому в целом Академия уходит на новогодние праздники с чувством выполненного долга.
Синопсис и видео заседания.
«Научная Россия» — наука в деталях!
Научная дипломатия и международное сотрудничество РАН
А также о Центре "Воробьевы горы" МГУ, о РФФИ, о комиссии по противодействию фальсификации научных исследований и комиссии по борьбе с лженаукой и другие темы на заключительном заседании президиума РАН в 2019 году
Лидеры России – вперед по треку «Наука»
В полуфиналы конкурса управленцев «Лидеры России 2020» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» – приглашены 3 392 человека.
Участники, прошедшие дистанционный отбор, встретятся в очных полуфиналах. В первый день все они пройдут повторное компьютерное тестирование, после чего в течении двух дней будут состязаться в решении различных управленческих задач.
«Никогда условием победы в конкурсе «Лидеры России» не было назначение. Это не конкурс на должности, это конкурс для отбора резерва, и государство инвестирует в повышение квалификаций деньги на образование и время лучших управленцев в качестве наставников. Мы инвестируем потенциалом. А уж как участники реализуют свой потенциал, зависит от каждого человека. Всем нашим победителям мы говорим, основной конкурс после победы только начинается. И что радует, в 2019 году у нас 61 «Лидер России» получил новые высокие назначения. Кроме того, эти результаты говорят о том, что нашим экспертам удается выстроить работу так, что отбираются люди с хорошими потенциалами», – сообщил на заседании Наблюдательного совета Первый заместитель руководителя администрации Президента РФ, наставник конкурса «Лидеры России» Сергей Кириенко.
В этом году на конкурс «Лидеры России 2020» поступило 233 830 заявок. К участию в дистанционном тестировании были допущены 91 355 участников, ко второму блоку – 20 232. По итогам всех заочных испытаний в полуфиналы приглашены 3 392 уникальных участника.
В этом году в дополнение к основному конкурсу «Лидеры России» были запущены отдельные специализации «Наука» (333 полуфиналиста), «Здравоохранение» (332), «Финансы и технологии» (331).
По словам генерального директора АНО «Россия – страна возможностей», руководителя конкурса «Лидеры России» Алексея Комиссарова, в связи с появлением в третьем сезоне конкурса специализаций увеличилось количество полуфиналов.
«Всего будет 11 полуфиналов. Из них 8 – региональных, а 3 – полуфиналы специализаций (пройдут в Москве в марте). В каждый из 11 полуфиналов допущено около 330 участников. Исключением является Центральный федеральный округ – здесь приглашено 663 человека в связи с традиционно большим количеством заявок из Москвы и Московской области. Из 3 392 участников, приглашенных в полуфиналы, в суперфинал выйдут 300 конкурсантов. Все они получат образовательный грант в размере 1 млн рублей. Победителями конкурса станут 100 участников, наставниками которых выступят ведущие управленцы страны», – рассказал Алексей Комиссаров.
Как отметил на заседании Наблюдательного совета конкурса «Лидеры России» Алексей Комиссаров, среди участников, приглашенных в полуфиналы третьего сезона конкурса, 81% мужчин и 19% женщин. Что касается специализаций, больше всего женщин вышло в полуфинал трека «Здравоохранение» – 27%, в полуфинал специализации «Наука» – 23% и 10% – в полуфинал трека «Финансы и технологии».
Первый заместитель руководителя администрации Президента РФ Сергей Кириенко обратил особое на внимание задания «Сердце Лидера». Одно из условий пропуска в суперфинал, помимо победы в очных этапах, это выполнение именно этого задания. В рамках него участники должны реализовать социально значимые проекты, направленные на решение актуальных социальных проблем.
«В прошлом году мы впервые сделали добавочное задание – социальное задание «Сердце Лидера». Было достаточно много дискуссий, поскольку выбираем управленцев, а это, вроде, не совсем управленческий навык. Но с другой стороны – нет такого теста, который может проверить наличие души, сердца. Я убежден, что это важный критерий. Для госслужбы – это просто обязательное условие! Если сердца нет, никакие управленческие качества не помогут», – подчеркнул первый заместитель руководителя администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко.
Участники конкурса «Лидеры России», не набравшие достаточно баллов для выхода в суперфинал, но выполнившие лучшие социальные проекты в рамках задания «Сердце Лидера», получат призы от организаторов и право присутствовать на лекциях суперфинала.
В полуфиналы конкурса управленцев «Лидеры России 2020» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» – приглашены 3 392 человека.
Участники, прошедшие дистанционный отбор, встретятся в очных полуфиналах. В первый день все они пройдут повторное компьютерное тестирование, после чего в течении двух дней будут состязаться в решении различных управленческих задач.
«Никогда условием победы в конкурсе «Лидеры России» не было назначение. Это не конкурс на должности, это конкурс для отбора резерва, и государство инвестирует в повышение квалификаций деньги на образование и время лучших управленцев в качестве наставников. Мы инвестируем потенциалом. А уж как участники реализуют свой потенциал, зависит от каждого человека. Всем нашим победителям мы говорим, основной конкурс после победы только начинается. И что радует, в 2019 году у нас 61 «Лидер России» получил новые высокие назначения. Кроме того, эти результаты говорят о том, что нашим экспертам удается выстроить работу так, что отбираются люди с хорошими потенциалами», – сообщил на заседании Наблюдательного совета Первый заместитель руководителя администрации Президента РФ, наставник конкурса «Лидеры России» Сергей Кириенко.
В этом году на конкурс «Лидеры России 2020» поступило 233 830 заявок. К участию в дистанционном тестировании были допущены 91 355 участников, ко второму блоку – 20 232. По итогам всех заочных испытаний в полуфиналы приглашены 3 392 уникальных участника.
В этом году в дополнение к основному конкурсу «Лидеры России» были запущены отдельные специализации «Наука» (333 полуфиналиста), «Здравоохранение» (332), «Финансы и технологии» (331).
По словам генерального директора АНО «Россия – страна возможностей», руководителя конкурса «Лидеры России» Алексея Комиссарова, в связи с появлением в третьем сезоне конкурса специализаций увеличилось количество полуфиналов.
«Всего будет 11 полуфиналов. Из них 8 – региональных, а 3 – полуфиналы специализаций (пройдут в Москве в марте). В каждый из 11 полуфиналов допущено около 330 участников. Исключением является Центральный федеральный округ – здесь приглашено 663 человека в связи с традиционно большим количеством заявок из Москвы и Московской области. Из 3 392 участников, приглашенных в полуфиналы, в суперфинал выйдут 300 конкурсантов. Все они получат образовательный грант в размере 1 млн рублей. Победителями конкурса станут 100 участников, наставниками которых выступят ведущие управленцы страны», – рассказал Алексей Комиссаров.
Как отметил на заседании Наблюдательного совета конкурса «Лидеры России» Алексей Комиссаров, среди участников, приглашенных в полуфиналы третьего сезона конкурса, 81% мужчин и 19% женщин. Что касается специализаций, больше всего женщин вышло в полуфинал трека «Здравоохранение» – 27%, в полуфинал специализации «Наука» – 23% и 10% – в полуфинал трека «Финансы и технологии».
Первый заместитель руководителя администрации Президента РФ Сергей Кириенко обратил особое на внимание задания «Сердце Лидера». Одно из условий пропуска в суперфинал, помимо победы в очных этапах, это выполнение именно этого задания. В рамках него участники должны реализовать социально значимые проекты, направленные на решение актуальных социальных проблем.
«В прошлом году мы впервые сделали добавочное задание – социальное задание «Сердце Лидера». Было достаточно много дискуссий, поскольку выбираем управленцев, а это, вроде, не совсем управленческий навык. Но с другой стороны – нет такого теста, который может проверить наличие души, сердца. Я убежден, что это важный критерий. Для госслужбы – это просто обязательное условие! Если сердца нет, никакие управленческие качества не помогут», – подчеркнул первый заместитель руководителя администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко.
Участники конкурса «Лидеры России», не набравшие достаточно баллов для выхода в суперфинал, но выполнившие лучшие социальные проекты в рамках задания «Сердце Лидера», получат призы от организаторов и право присутствовать на лекциях суперфинала.
Молодежный контент
В СМИ и соцсетях активно обсуждают будущий конкурс объемом аж в 3 млрд рублей, который будет направлен на формирование правильного «молодежного дискурса». Ответственным за это будет Институт развития Интернета, а главным куратором – Сергей Кириенко.
Пока эксперты рассуждают, сколько закупов у топовых инстаграмеров и ютуберов удастся сделать на эти средства, обратимся к более профильным сюжетам, в рамках которых, как несложно догадаться, будет распределен основной объем средств.
Стимулирование внеполитической активности и гражданской ответственности уже сейчас активно происходит через механизмы президентской платформы «Россия – страна возможностей» под руководством Алексея Комиссарова. Пресс-служба у РСВ работает отменно, однако, собственно информационное сопровождение процессов интеграции молодежи в механизмы поиска и отбора лучших практик и лидеров, а также социальных лифтов может быть расширено за счет и новых конкурсов, и привлечения профильных команд – пределов совершенству нет.
С другой стороны, когда речь идет о молодежи – естественно внимание фокусируется на двух нацпроектах: «Наука» и «Образование», а также трех федеральных ведомствах – Минобрнауки, Минпросвещения и Росмолодежь.
Основной груз молодежной политики, конечно, несет Минпросвещение (школы и колледжи), а также Минобрнауки (университеты и высшее образование). Плюс к тому активная работа по поиску и поддержки одаренной молодежи (Сириус), а также построения карьерных траекторий для молодых в области науки и образования. В целом - это очень серьезный процент населения или электората – кому как удобнее считать. Здесь молодежь задействована непосредственным образом.
Да и эти два нацпроекта (особенно «Образование») сами по себе во многом нацелены на то, чтобы противостоять пассивности, пофигизму, безответственности и непатриотичности молодежи. Те же соцлифты и иная активность «России – страны возможностей» составляют отдельный федеральный проект.
Вывод можно сделать следующий – определенная (достаточно значительная) часть от этих 3 миллиардов должна, по логике вещей, быть выделена на продвижение нацпроектов «Наука» и «Образование». И самих форматов, и конкретных мероприятий, и историй успеха – вот об этом стоит рассказывать молодежи.
Вместо пассивности – волонтерство, на пофигизм нужно отвечать вовлеченностью в важные и реальные перемены, безответственность исчезает, когда на паях с государством начинаешь заниматься интересным и общественно значимым делом, а патриотизм из всего этого будет рождаться сам (благо подпитка извне также идет ощутимая).
Отсутствие патриотизма у молодежи – это признак безделья. Ведь патриотом можно стать лишь тогда, когда что-то делаешь не во благо себя, а ради других людей, города, региона, всей страны. Конечно, у многих молодых людей банально нет времени на патриотизм – всё его занимает учеба, подработки и тусовки. Но и эту аудиторию нужно хотя бы проинформировать о предлагаемых перспективах и реальных историях успеха.
А оппозиционно настроенных молодых людей можно переключить на конструктивную, а не деструктивную повестку. Чувство драйва и тусовки можно получить и в рамках волонтерских проектов, и в стройотряде. Для этого необязательно бегать по площадям.
Чтобы лифт (социальный, карьерный) вас повез – нужно сделать первый шаг. Вот ответ на вопросы – как, куда и зачем – должны дать инициативы по молодежной информационной политике.
В СМИ и соцсетях активно обсуждают будущий конкурс объемом аж в 3 млрд рублей, который будет направлен на формирование правильного «молодежного дискурса». Ответственным за это будет Институт развития Интернета, а главным куратором – Сергей Кириенко.
Пока эксперты рассуждают, сколько закупов у топовых инстаграмеров и ютуберов удастся сделать на эти средства, обратимся к более профильным сюжетам, в рамках которых, как несложно догадаться, будет распределен основной объем средств.
Стимулирование внеполитической активности и гражданской ответственности уже сейчас активно происходит через механизмы президентской платформы «Россия – страна возможностей» под руководством Алексея Комиссарова. Пресс-служба у РСВ работает отменно, однако, собственно информационное сопровождение процессов интеграции молодежи в механизмы поиска и отбора лучших практик и лидеров, а также социальных лифтов может быть расширено за счет и новых конкурсов, и привлечения профильных команд – пределов совершенству нет.
С другой стороны, когда речь идет о молодежи – естественно внимание фокусируется на двух нацпроектах: «Наука» и «Образование», а также трех федеральных ведомствах – Минобрнауки, Минпросвещения и Росмолодежь.
Основной груз молодежной политики, конечно, несет Минпросвещение (школы и колледжи), а также Минобрнауки (университеты и высшее образование). Плюс к тому активная работа по поиску и поддержки одаренной молодежи (Сириус), а также построения карьерных траекторий для молодых в области науки и образования. В целом - это очень серьезный процент населения или электората – кому как удобнее считать. Здесь молодежь задействована непосредственным образом.
Да и эти два нацпроекта (особенно «Образование») сами по себе во многом нацелены на то, чтобы противостоять пассивности, пофигизму, безответственности и непатриотичности молодежи. Те же соцлифты и иная активность «России – страны возможностей» составляют отдельный федеральный проект.
Вывод можно сделать следующий – определенная (достаточно значительная) часть от этих 3 миллиардов должна, по логике вещей, быть выделена на продвижение нацпроектов «Наука» и «Образование». И самих форматов, и конкретных мероприятий, и историй успеха – вот об этом стоит рассказывать молодежи.
Вместо пассивности – волонтерство, на пофигизм нужно отвечать вовлеченностью в важные и реальные перемены, безответственность исчезает, когда на паях с государством начинаешь заниматься интересным и общественно значимым делом, а патриотизм из всего этого будет рождаться сам (благо подпитка извне также идет ощутимая).
Отсутствие патриотизма у молодежи – это признак безделья. Ведь патриотом можно стать лишь тогда, когда что-то делаешь не во благо себя, а ради других людей, города, региона, всей страны. Конечно, у многих молодых людей банально нет времени на патриотизм – всё его занимает учеба, подработки и тусовки. Но и эту аудиторию нужно хотя бы проинформировать о предлагаемых перспективах и реальных историях успеха.
А оппозиционно настроенных молодых людей можно переключить на конструктивную, а не деструктивную повестку. Чувство драйва и тусовки можно получить и в рамках волонтерских проектов, и в стройотряде. Для этого необязательно бегать по площадям.
Чтобы лифт (социальный, карьерный) вас повез – нужно сделать первый шаг. Вот ответ на вопросы – как, куда и зачем – должны дать инициативы по молодежной информационной политике.
Кабардино-Балкария: возможности для всех
В Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова масштабы обучения взрослых по федпроекту «Новые возможности для каждого» повышены в 2 раза.
Благодаря грантовой поддержке КБГУ им. Х.М. Бербекова внедрил комплекс программ так называемого «полного цикла» по направлениям «Здоровый образ жизни», «Медицина катастроф» и «Догоспитальная неотложная помощь».
Ректор вуза Юрий Альтудов по просьбе НОП дал компентарий:
«Идея разработки специального проекта по продвижению знаний о здоровом образе жизни, методах оказания первой медицинской помощи и функциях медицины катастроф возникла на основе ежедневной практики, анализа запросов населения нашей республики».
В XXI веке информационные возможности расширились до небывалых прежде пределов, однако не каждый источник информации предоставляет качественный контент. Потребность в качественных знаниях в той области, которую мы обсуждаем, сохраняется, как и необходимость периодически обновлять, подтверждать знание работником порядка безопасного оказания первой медицинской помощи при травмах на производстве. С целью компенсации этой лакуны в образовательном процессе и был разработан настоящий комплекс. В его создании приняли участие многие специалисты, душой болеющие за дело, которому они служат.Убежден в том, что данный проект следует тиражировать, в том числе в рамках нацпроекта «Образование».
Всем, кто посвятил свое время, отдал свои силы реализации нового проекта, я желаю здоровья и оптимизма, успехов в труде и семейного благополучия. Всех поздравляю с Новым годом! Пусть год с красивым парным числом 2020 будет наполнен яркими позитивными событиями, обнулит проблемы и печали и дважды удвоит радости и доходы».
По данным на 23 декабря, количество слушателей составило более 4000 человек. Сотрудники университетского департамента сопровождения проектов НТИ и общественных мероприятий, которым руководит Танзиля Махиева, организовали обучение по трем грантовым программам во всех тринадцати муниципальных образованиях Кабардино-Балкарии. Для жителей Нальчика курсы проходят на площадке Университетской «Точки кипения».
Минувшей осенью эта «Точка кипения» была признана лучшей по доле повторно возвращающихся посетителей среди аналогичных пространств коллективной работы, созданных в различных регионах страны по проекту Агентства стратегических инициатив.
В Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова масштабы обучения взрослых по федпроекту «Новые возможности для каждого» повышены в 2 раза.
Благодаря грантовой поддержке КБГУ им. Х.М. Бербекова внедрил комплекс программ так называемого «полного цикла» по направлениям «Здоровый образ жизни», «Медицина катастроф» и «Догоспитальная неотложная помощь».
Ректор вуза Юрий Альтудов по просьбе НОП дал компентарий:
«Идея разработки специального проекта по продвижению знаний о здоровом образе жизни, методах оказания первой медицинской помощи и функциях медицины катастроф возникла на основе ежедневной практики, анализа запросов населения нашей республики».
В XXI веке информационные возможности расширились до небывалых прежде пределов, однако не каждый источник информации предоставляет качественный контент. Потребность в качественных знаниях в той области, которую мы обсуждаем, сохраняется, как и необходимость периодически обновлять, подтверждать знание работником порядка безопасного оказания первой медицинской помощи при травмах на производстве. С целью компенсации этой лакуны в образовательном процессе и был разработан настоящий комплекс. В его создании приняли участие многие специалисты, душой болеющие за дело, которому они служат.Убежден в том, что данный проект следует тиражировать, в том числе в рамках нацпроекта «Образование».
Всем, кто посвятил свое время, отдал свои силы реализации нового проекта, я желаю здоровья и оптимизма, успехов в труде и семейного благополучия. Всех поздравляю с Новым годом! Пусть год с красивым парным числом 2020 будет наполнен яркими позитивными событиями, обнулит проблемы и печали и дважды удвоит радости и доходы».
По данным на 23 декабря, количество слушателей составило более 4000 человек. Сотрудники университетского департамента сопровождения проектов НТИ и общественных мероприятий, которым руководит Танзиля Махиева, организовали обучение по трем грантовым программам во всех тринадцати муниципальных образованиях Кабардино-Балкарии. Для жителей Нальчика курсы проходят на площадке Университетской «Точки кипения».
Минувшей осенью эта «Точка кипения» была признана лучшей по доле повторно возвращающихся посетителей среди аналогичных пространств коллективной работы, созданных в различных регионах страны по проекту Агентства стратегических инициатив.