Цифровизация образования: итоги 2019
23 декабря в МИА «Россия сегодня» были представлены результаты исследования, посвященного изучению восприятия онлайн-обучения в России, и подведены итоги реализации проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» в 2019 году.
Презентацию провела Юлия Ермоленко, ведущий аналитик ООО «Айфорс Рус». Анализ показал, что взрослое население страны считает онлайн-образование эффективным, т.к. оно позволяет оставаться востребованным на рынке труда. Руководители учебных заведений выделили трудности с техническим оснащением и нормативно-правовым регулированием, а также отметили необходимость методической поддержки и переподготовки преподавателей. Для студентов к минусам относятся консерватизм при очном обученит и низкий уровень доверия к онлайн-образованию. К плюсам – удобство и персональный подход. При этом студенты воспринимают элементы онлайн и оффлайн в обучении как части единого процесса.
Итоги реализации проекта в 2019 г. также озвучила Марина Боровская, замминистра науки и высшего образования РФ. На конец 2019 года портал-агрегатор «Современная цифровая образовательная среда в РФ» включает 39 платформ, объединяет более 120 вузов и свыше миллиона пользователей, в целом прослеживается тенденция на укрупнение ресурса. Рост числа обучающихся онлайн говорит о смене подхода при повышении своих компетенций у студентов и преподавателей. В педагогической среде также стала возможной интеграция преподавателей и разработка совместных образовательных программ. Задача на 2020 г. – повысить мотивацию пользователей при получении онлайн-образования.
Елена Луценко, директор по образовательным цифровым технологиям «Корпоративного университета Сбербанка», сказала, что для корпоративных университетов онлайн-обучение является единственным эффективным инструментом из-за большого географического разброса подразделений крупных корпораций и предлагает удобный формат обучения в удобном темпе.
Директор по связям с университетами Mail.Ru Group Сергей Марданов заявил, что онлайн-курсы позволяют совместить университетский уровень теоретической подготовки и знание практики со стороны бизнеса – такой набор компетенций наиболее востребован при приеме на работу.
Председатель Координационного совета региональных центров компетенций в области онлайн-обучения Александр Волков рассказал о сложностях внедрения цифровой образовательной среды:
1. Недостаточный уровень понимания потенциала онлайн-обучения в регионах.
2. Страх сокращений из-за замены преподавателя «цифрой».
Он отметил следующие тенденции:
1. Есть интерес слушателей, но отсутствует навык обучения онлайн. В итоге программы профподготовки, посвященные организации онлайн-обучения, являются одними из наиболее востребованных.
2. На старте проекта внедрение онлайн-обучения не во всех ВУЗах проходило грамотно, что спровоцировало негативную реакцию учащихся.
3. Высокий интерес к онлайн-обучению проявляют школы для индивидуального развития школьников.
Директор EdCrunch University НИТУ «МИСиС» Нурлан Киясов отметил уникальность проекта: Россия единственная страна, которая на государственном уровне создала проект виртуальной академической мобильности, портал-агрегатор «СЦОС в РФ». Большую роль онлайн-технологии играют с точки зрения запуска ускоренных цифровых специализаций и Degree-программ. Последние представляют собой и возможность, и угрозу для университетов: есть риск упустить рынок.
Марина Боровская отметила, что не все проблемы решены, а в 2020 году предстоит много работы по всем компонентам проекта «СЦОС в РФ», однако она выразила оптимизм – все показатели реально достижимы.
Открытыми остаются, например, такие вопросы как возможность получения «дипломированного» образования с помощью исключительно онлайн-обучения и нормативно-правовое регулирование вопросов авторского и интеллектуального права при использовании материалов на платформах.
23 декабря в МИА «Россия сегодня» были представлены результаты исследования, посвященного изучению восприятия онлайн-обучения в России, и подведены итоги реализации проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» в 2019 году.
Презентацию провела Юлия Ермоленко, ведущий аналитик ООО «Айфорс Рус». Анализ показал, что взрослое население страны считает онлайн-образование эффективным, т.к. оно позволяет оставаться востребованным на рынке труда. Руководители учебных заведений выделили трудности с техническим оснащением и нормативно-правовым регулированием, а также отметили необходимость методической поддержки и переподготовки преподавателей. Для студентов к минусам относятся консерватизм при очном обученит и низкий уровень доверия к онлайн-образованию. К плюсам – удобство и персональный подход. При этом студенты воспринимают элементы онлайн и оффлайн в обучении как части единого процесса.
Итоги реализации проекта в 2019 г. также озвучила Марина Боровская, замминистра науки и высшего образования РФ. На конец 2019 года портал-агрегатор «Современная цифровая образовательная среда в РФ» включает 39 платформ, объединяет более 120 вузов и свыше миллиона пользователей, в целом прослеживается тенденция на укрупнение ресурса. Рост числа обучающихся онлайн говорит о смене подхода при повышении своих компетенций у студентов и преподавателей. В педагогической среде также стала возможной интеграция преподавателей и разработка совместных образовательных программ. Задача на 2020 г. – повысить мотивацию пользователей при получении онлайн-образования.
Елена Луценко, директор по образовательным цифровым технологиям «Корпоративного университета Сбербанка», сказала, что для корпоративных университетов онлайн-обучение является единственным эффективным инструментом из-за большого географического разброса подразделений крупных корпораций и предлагает удобный формат обучения в удобном темпе.
Директор по связям с университетами Mail.Ru Group Сергей Марданов заявил, что онлайн-курсы позволяют совместить университетский уровень теоретической подготовки и знание практики со стороны бизнеса – такой набор компетенций наиболее востребован при приеме на работу.
Председатель Координационного совета региональных центров компетенций в области онлайн-обучения Александр Волков рассказал о сложностях внедрения цифровой образовательной среды:
1. Недостаточный уровень понимания потенциала онлайн-обучения в регионах.
2. Страх сокращений из-за замены преподавателя «цифрой».
Он отметил следующие тенденции:
1. Есть интерес слушателей, но отсутствует навык обучения онлайн. В итоге программы профподготовки, посвященные организации онлайн-обучения, являются одними из наиболее востребованных.
2. На старте проекта внедрение онлайн-обучения не во всех ВУЗах проходило грамотно, что спровоцировало негативную реакцию учащихся.
3. Высокий интерес к онлайн-обучению проявляют школы для индивидуального развития школьников.
Директор EdCrunch University НИТУ «МИСиС» Нурлан Киясов отметил уникальность проекта: Россия единственная страна, которая на государственном уровне создала проект виртуальной академической мобильности, портал-агрегатор «СЦОС в РФ». Большую роль онлайн-технологии играют с точки зрения запуска ускоренных цифровых специализаций и Degree-программ. Последние представляют собой и возможность, и угрозу для университетов: есть риск упустить рынок.
Марина Боровская отметила, что не все проблемы решены, а в 2020 году предстоит много работы по всем компонентам проекта «СЦОС в РФ», однако она выразила оптимизм – все показатели реально достижимы.
Открытыми остаются, например, такие вопросы как возможность получения «дипломированного» образования с помощью исключительно онлайн-обучения и нормативно-правовое регулирование вопросов авторского и интеллектуального права при использовании материалов на платформах.
Академия: внешние и внутренние вопросы
Сегодня (24 декабря) состоялось заключительное в этом году заседание Президиума Российской академии наук.
По концентрации политических тем оно стало, пожалуй, одним из самых насыщенных за последний год.
Главным стало обсуждении Стратегии международного сотрудничества РАН в сфере научной и научно-технической деятельности. Основным докладчиком был Юрий Балега, который заявил: «Среди главных проблем в сфере международного научного сотрудничества - устаревание существующей научной структуры, отсутствие прямого финансирования участия в крупных научных международных проектах, кадровый «голод», разрыв связей с научными организациями и др.».
Для их решения как раз и предлагается принять Стратегию, а также разработать план ее реализации.
Министерство науки и высшего образования в этом обсуждении представлял Григорий Трубников, который сосредоточился на более практических моментах и формулировках предложенного текста.
Президент РАН Александр Сергеев подчеркнул, что ключевых игроков в научно-технической внешней политике и дипломатии два: РАН и Минобрнауки. Академия, по его словам, тянуть на себя одеяло не намерена. (От себя добавим – третьим важным элементом является РФФИ).
Александр Сергеев акцентировал внимание на том, что научная дипломатия обязательно должна быть многовекторной и как можно меньше зависеть от ветров «большой политики». Сложно с ним не согласиться.
При этом на данный момент самой острой внешнеполитической проблемой для РАН являются сложности со статусом, который (ФГБУ) не дает возможности хотя бы отправлять представителей Академии в командировки. Впрочем, и для самой Стратегии сейчас нет законодательного обеспечения – на это обратил внимание первый зампредседателя Комитета по образованию и науке Госдумы Геннадий Онищенко.
«Это не быстрый процесс. Но мы работаем», - ответил Александр Сергеев относительно трансформации статуса РАН. Впрочем, ему достаточно часто приходится отвечать такими формулировками – желаемые Академией изменения происходят очень трудно, виной чему во многом недостаточная предсказуемость и договороспособность самой РАН.
Об инновационном научно-технологическом центре (долине) МГУ «Воробьевы горы» рассказал ректор Виктор Садовничий. В рамках реализации проекта был создан фонд, а также управляющая компания. Участниками долины согласились стать 120 крупных корпораций Москвы. Всего будет создано 7 кластеров: «Биомед», «Геотех», «Нанотех», «Инжиниринг», «Инфотех», «Космос» и Междисциплинарный кластер, который объединит различные гуманитарные науки.
Далее собравшиеся перешли к вопросам деятельности Российского фонда фундаментальных исследований. Докладывал, естественно, его лидер – Владислав Панченко. В центре внимания, конечно, был вопрос о фондовой перестройке – все собравшиеся (что не удивительно) сошлись на том, что должны сохраниться оба фонда (хотя никто никого и не собирался закрывать), а поддержку фундаментальных исследований со стороны государства требуется увеличить (что уже и так нашло отражение в бюджете).
Апогея напряжение достигло во время обсуждения деятельности двух комиссии при Президиуме РАН – по противодействию фальсификации научных исследований; по борьбе с лженаукой.
Академическая общественность, как и ранее, разделилась на два лагеря, а желание судить (столь присущее многим в РАН) столкнулось с необходимостью быть подсудными. В итоге президент РАН Александр Сергеев резюмировал: идеи создать комиссии хорошие; их статус, полномочия и финансирование надо уточнить; результаты работы оказались полезными; но имело место превышения полномочий. Основная мысль – не нужно выносить сор из избы, все подобные документы нужно тщательно обсуждать внутри системы и лишь затем делать достоянием общественности.
В итоге сильных бурь не случилось. Самые острые моменты уже много раз были проговорены, поэтому в целом Академия уходит на новогодние праздники с чувством выполненного долга.
Синопсис и видео заседания.
Сегодня (24 декабря) состоялось заключительное в этом году заседание Президиума Российской академии наук.
По концентрации политических тем оно стало, пожалуй, одним из самых насыщенных за последний год.
Главным стало обсуждении Стратегии международного сотрудничества РАН в сфере научной и научно-технической деятельности. Основным докладчиком был Юрий Балега, который заявил: «Среди главных проблем в сфере международного научного сотрудничества - устаревание существующей научной структуры, отсутствие прямого финансирования участия в крупных научных международных проектах, кадровый «голод», разрыв связей с научными организациями и др.».
Для их решения как раз и предлагается принять Стратегию, а также разработать план ее реализации.
Министерство науки и высшего образования в этом обсуждении представлял Григорий Трубников, который сосредоточился на более практических моментах и формулировках предложенного текста.
Президент РАН Александр Сергеев подчеркнул, что ключевых игроков в научно-технической внешней политике и дипломатии два: РАН и Минобрнауки. Академия, по его словам, тянуть на себя одеяло не намерена. (От себя добавим – третьим важным элементом является РФФИ).
Александр Сергеев акцентировал внимание на том, что научная дипломатия обязательно должна быть многовекторной и как можно меньше зависеть от ветров «большой политики». Сложно с ним не согласиться.
При этом на данный момент самой острой внешнеполитической проблемой для РАН являются сложности со статусом, который (ФГБУ) не дает возможности хотя бы отправлять представителей Академии в командировки. Впрочем, и для самой Стратегии сейчас нет законодательного обеспечения – на это обратил внимание первый зампредседателя Комитета по образованию и науке Госдумы Геннадий Онищенко.
«Это не быстрый процесс. Но мы работаем», - ответил Александр Сергеев относительно трансформации статуса РАН. Впрочем, ему достаточно часто приходится отвечать такими формулировками – желаемые Академией изменения происходят очень трудно, виной чему во многом недостаточная предсказуемость и договороспособность самой РАН.
Об инновационном научно-технологическом центре (долине) МГУ «Воробьевы горы» рассказал ректор Виктор Садовничий. В рамках реализации проекта был создан фонд, а также управляющая компания. Участниками долины согласились стать 120 крупных корпораций Москвы. Всего будет создано 7 кластеров: «Биомед», «Геотех», «Нанотех», «Инжиниринг», «Инфотех», «Космос» и Междисциплинарный кластер, который объединит различные гуманитарные науки.
Далее собравшиеся перешли к вопросам деятельности Российского фонда фундаментальных исследований. Докладывал, естественно, его лидер – Владислав Панченко. В центре внимания, конечно, был вопрос о фондовой перестройке – все собравшиеся (что не удивительно) сошлись на том, что должны сохраниться оба фонда (хотя никто никого и не собирался закрывать), а поддержку фундаментальных исследований со стороны государства требуется увеличить (что уже и так нашло отражение в бюджете).
Апогея напряжение достигло во время обсуждения деятельности двух комиссии при Президиуме РАН – по противодействию фальсификации научных исследований; по борьбе с лженаукой.
Академическая общественность, как и ранее, разделилась на два лагеря, а желание судить (столь присущее многим в РАН) столкнулось с необходимостью быть подсудными. В итоге президент РАН Александр Сергеев резюмировал: идеи создать комиссии хорошие; их статус, полномочия и финансирование надо уточнить; результаты работы оказались полезными; но имело место превышения полномочий. Основная мысль – не нужно выносить сор из избы, все подобные документы нужно тщательно обсуждать внутри системы и лишь затем делать достоянием общественности.
В итоге сильных бурь не случилось. Самые острые моменты уже много раз были проговорены, поэтому в целом Академия уходит на новогодние праздники с чувством выполненного долга.
Синопсис и видео заседания.
«Научная Россия» — наука в деталях!
Научная дипломатия и международное сотрудничество РАН
А также о Центре "Воробьевы горы" МГУ, о РФФИ, о комиссии по противодействию фальсификации научных исследований и комиссии по борьбе с лженаукой и другие темы на заключительном заседании президиума РАН в 2019 году
Лидеры России – вперед по треку «Наука»
В полуфиналы конкурса управленцев «Лидеры России 2020» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» – приглашены 3 392 человека.
Участники, прошедшие дистанционный отбор, встретятся в очных полуфиналах. В первый день все они пройдут повторное компьютерное тестирование, после чего в течении двух дней будут состязаться в решении различных управленческих задач.
«Никогда условием победы в конкурсе «Лидеры России» не было назначение. Это не конкурс на должности, это конкурс для отбора резерва, и государство инвестирует в повышение квалификаций деньги на образование и время лучших управленцев в качестве наставников. Мы инвестируем потенциалом. А уж как участники реализуют свой потенциал, зависит от каждого человека. Всем нашим победителям мы говорим, основной конкурс после победы только начинается. И что радует, в 2019 году у нас 61 «Лидер России» получил новые высокие назначения. Кроме того, эти результаты говорят о том, что нашим экспертам удается выстроить работу так, что отбираются люди с хорошими потенциалами», – сообщил на заседании Наблюдательного совета Первый заместитель руководителя администрации Президента РФ, наставник конкурса «Лидеры России» Сергей Кириенко.
В этом году на конкурс «Лидеры России 2020» поступило 233 830 заявок. К участию в дистанционном тестировании были допущены 91 355 участников, ко второму блоку – 20 232. По итогам всех заочных испытаний в полуфиналы приглашены 3 392 уникальных участника.
В этом году в дополнение к основному конкурсу «Лидеры России» были запущены отдельные специализации «Наука» (333 полуфиналиста), «Здравоохранение» (332), «Финансы и технологии» (331).
По словам генерального директора АНО «Россия – страна возможностей», руководителя конкурса «Лидеры России» Алексея Комиссарова, в связи с появлением в третьем сезоне конкурса специализаций увеличилось количество полуфиналов.
«Всего будет 11 полуфиналов. Из них 8 – региональных, а 3 – полуфиналы специализаций (пройдут в Москве в марте). В каждый из 11 полуфиналов допущено около 330 участников. Исключением является Центральный федеральный округ – здесь приглашено 663 человека в связи с традиционно большим количеством заявок из Москвы и Московской области. Из 3 392 участников, приглашенных в полуфиналы, в суперфинал выйдут 300 конкурсантов. Все они получат образовательный грант в размере 1 млн рублей. Победителями конкурса станут 100 участников, наставниками которых выступят ведущие управленцы страны», – рассказал Алексей Комиссаров.
Как отметил на заседании Наблюдательного совета конкурса «Лидеры России» Алексей Комиссаров, среди участников, приглашенных в полуфиналы третьего сезона конкурса, 81% мужчин и 19% женщин. Что касается специализаций, больше всего женщин вышло в полуфинал трека «Здравоохранение» – 27%, в полуфинал специализации «Наука» – 23% и 10% – в полуфинал трека «Финансы и технологии».
Первый заместитель руководителя администрации Президента РФ Сергей Кириенко обратил особое на внимание задания «Сердце Лидера». Одно из условий пропуска в суперфинал, помимо победы в очных этапах, это выполнение именно этого задания. В рамках него участники должны реализовать социально значимые проекты, направленные на решение актуальных социальных проблем.
«В прошлом году мы впервые сделали добавочное задание – социальное задание «Сердце Лидера». Было достаточно много дискуссий, поскольку выбираем управленцев, а это, вроде, не совсем управленческий навык. Но с другой стороны – нет такого теста, который может проверить наличие души, сердца. Я убежден, что это важный критерий. Для госслужбы – это просто обязательное условие! Если сердца нет, никакие управленческие качества не помогут», – подчеркнул первый заместитель руководителя администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко.
Участники конкурса «Лидеры России», не набравшие достаточно баллов для выхода в суперфинал, но выполнившие лучшие социальные проекты в рамках задания «Сердце Лидера», получат призы от организаторов и право присутствовать на лекциях суперфинала.
В полуфиналы конкурса управленцев «Лидеры России 2020» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» – приглашены 3 392 человека.
Участники, прошедшие дистанционный отбор, встретятся в очных полуфиналах. В первый день все они пройдут повторное компьютерное тестирование, после чего в течении двух дней будут состязаться в решении различных управленческих задач.
«Никогда условием победы в конкурсе «Лидеры России» не было назначение. Это не конкурс на должности, это конкурс для отбора резерва, и государство инвестирует в повышение квалификаций деньги на образование и время лучших управленцев в качестве наставников. Мы инвестируем потенциалом. А уж как участники реализуют свой потенциал, зависит от каждого человека. Всем нашим победителям мы говорим, основной конкурс после победы только начинается. И что радует, в 2019 году у нас 61 «Лидер России» получил новые высокие назначения. Кроме того, эти результаты говорят о том, что нашим экспертам удается выстроить работу так, что отбираются люди с хорошими потенциалами», – сообщил на заседании Наблюдательного совета Первый заместитель руководителя администрации Президента РФ, наставник конкурса «Лидеры России» Сергей Кириенко.
В этом году на конкурс «Лидеры России 2020» поступило 233 830 заявок. К участию в дистанционном тестировании были допущены 91 355 участников, ко второму блоку – 20 232. По итогам всех заочных испытаний в полуфиналы приглашены 3 392 уникальных участника.
В этом году в дополнение к основному конкурсу «Лидеры России» были запущены отдельные специализации «Наука» (333 полуфиналиста), «Здравоохранение» (332), «Финансы и технологии» (331).
По словам генерального директора АНО «Россия – страна возможностей», руководителя конкурса «Лидеры России» Алексея Комиссарова, в связи с появлением в третьем сезоне конкурса специализаций увеличилось количество полуфиналов.
«Всего будет 11 полуфиналов. Из них 8 – региональных, а 3 – полуфиналы специализаций (пройдут в Москве в марте). В каждый из 11 полуфиналов допущено около 330 участников. Исключением является Центральный федеральный округ – здесь приглашено 663 человека в связи с традиционно большим количеством заявок из Москвы и Московской области. Из 3 392 участников, приглашенных в полуфиналы, в суперфинал выйдут 300 конкурсантов. Все они получат образовательный грант в размере 1 млн рублей. Победителями конкурса станут 100 участников, наставниками которых выступят ведущие управленцы страны», – рассказал Алексей Комиссаров.
Как отметил на заседании Наблюдательного совета конкурса «Лидеры России» Алексей Комиссаров, среди участников, приглашенных в полуфиналы третьего сезона конкурса, 81% мужчин и 19% женщин. Что касается специализаций, больше всего женщин вышло в полуфинал трека «Здравоохранение» – 27%, в полуфинал специализации «Наука» – 23% и 10% – в полуфинал трека «Финансы и технологии».
Первый заместитель руководителя администрации Президента РФ Сергей Кириенко обратил особое на внимание задания «Сердце Лидера». Одно из условий пропуска в суперфинал, помимо победы в очных этапах, это выполнение именно этого задания. В рамках него участники должны реализовать социально значимые проекты, направленные на решение актуальных социальных проблем.
«В прошлом году мы впервые сделали добавочное задание – социальное задание «Сердце Лидера». Было достаточно много дискуссий, поскольку выбираем управленцев, а это, вроде, не совсем управленческий навык. Но с другой стороны – нет такого теста, который может проверить наличие души, сердца. Я убежден, что это важный критерий. Для госслужбы – это просто обязательное условие! Если сердца нет, никакие управленческие качества не помогут», – подчеркнул первый заместитель руководителя администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко.
Участники конкурса «Лидеры России», не набравшие достаточно баллов для выхода в суперфинал, но выполнившие лучшие социальные проекты в рамках задания «Сердце Лидера», получат призы от организаторов и право присутствовать на лекциях суперфинала.
Молодежный контент
В СМИ и соцсетях активно обсуждают будущий конкурс объемом аж в 3 млрд рублей, который будет направлен на формирование правильного «молодежного дискурса». Ответственным за это будет Институт развития Интернета, а главным куратором – Сергей Кириенко.
Пока эксперты рассуждают, сколько закупов у топовых инстаграмеров и ютуберов удастся сделать на эти средства, обратимся к более профильным сюжетам, в рамках которых, как несложно догадаться, будет распределен основной объем средств.
Стимулирование внеполитической активности и гражданской ответственности уже сейчас активно происходит через механизмы президентской платформы «Россия – страна возможностей» под руководством Алексея Комиссарова. Пресс-служба у РСВ работает отменно, однако, собственно информационное сопровождение процессов интеграции молодежи в механизмы поиска и отбора лучших практик и лидеров, а также социальных лифтов может быть расширено за счет и новых конкурсов, и привлечения профильных команд – пределов совершенству нет.
С другой стороны, когда речь идет о молодежи – естественно внимание фокусируется на двух нацпроектах: «Наука» и «Образование», а также трех федеральных ведомствах – Минобрнауки, Минпросвещения и Росмолодежь.
Основной груз молодежной политики, конечно, несет Минпросвещение (школы и колледжи), а также Минобрнауки (университеты и высшее образование). Плюс к тому активная работа по поиску и поддержки одаренной молодежи (Сириус), а также построения карьерных траекторий для молодых в области науки и образования. В целом - это очень серьезный процент населения или электората – кому как удобнее считать. Здесь молодежь задействована непосредственным образом.
Да и эти два нацпроекта (особенно «Образование») сами по себе во многом нацелены на то, чтобы противостоять пассивности, пофигизму, безответственности и непатриотичности молодежи. Те же соцлифты и иная активность «России – страны возможностей» составляют отдельный федеральный проект.
Вывод можно сделать следующий – определенная (достаточно значительная) часть от этих 3 миллиардов должна, по логике вещей, быть выделена на продвижение нацпроектов «Наука» и «Образование». И самих форматов, и конкретных мероприятий, и историй успеха – вот об этом стоит рассказывать молодежи.
Вместо пассивности – волонтерство, на пофигизм нужно отвечать вовлеченностью в важные и реальные перемены, безответственность исчезает, когда на паях с государством начинаешь заниматься интересным и общественно значимым делом, а патриотизм из всего этого будет рождаться сам (благо подпитка извне также идет ощутимая).
Отсутствие патриотизма у молодежи – это признак безделья. Ведь патриотом можно стать лишь тогда, когда что-то делаешь не во благо себя, а ради других людей, города, региона, всей страны. Конечно, у многих молодых людей банально нет времени на патриотизм – всё его занимает учеба, подработки и тусовки. Но и эту аудиторию нужно хотя бы проинформировать о предлагаемых перспективах и реальных историях успеха.
А оппозиционно настроенных молодых людей можно переключить на конструктивную, а не деструктивную повестку. Чувство драйва и тусовки можно получить и в рамках волонтерских проектов, и в стройотряде. Для этого необязательно бегать по площадям.
Чтобы лифт (социальный, карьерный) вас повез – нужно сделать первый шаг. Вот ответ на вопросы – как, куда и зачем – должны дать инициативы по молодежной информационной политике.
В СМИ и соцсетях активно обсуждают будущий конкурс объемом аж в 3 млрд рублей, который будет направлен на формирование правильного «молодежного дискурса». Ответственным за это будет Институт развития Интернета, а главным куратором – Сергей Кириенко.
Пока эксперты рассуждают, сколько закупов у топовых инстаграмеров и ютуберов удастся сделать на эти средства, обратимся к более профильным сюжетам, в рамках которых, как несложно догадаться, будет распределен основной объем средств.
Стимулирование внеполитической активности и гражданской ответственности уже сейчас активно происходит через механизмы президентской платформы «Россия – страна возможностей» под руководством Алексея Комиссарова. Пресс-служба у РСВ работает отменно, однако, собственно информационное сопровождение процессов интеграции молодежи в механизмы поиска и отбора лучших практик и лидеров, а также социальных лифтов может быть расширено за счет и новых конкурсов, и привлечения профильных команд – пределов совершенству нет.
С другой стороны, когда речь идет о молодежи – естественно внимание фокусируется на двух нацпроектах: «Наука» и «Образование», а также трех федеральных ведомствах – Минобрнауки, Минпросвещения и Росмолодежь.
Основной груз молодежной политики, конечно, несет Минпросвещение (школы и колледжи), а также Минобрнауки (университеты и высшее образование). Плюс к тому активная работа по поиску и поддержки одаренной молодежи (Сириус), а также построения карьерных траекторий для молодых в области науки и образования. В целом - это очень серьезный процент населения или электората – кому как удобнее считать. Здесь молодежь задействована непосредственным образом.
Да и эти два нацпроекта (особенно «Образование») сами по себе во многом нацелены на то, чтобы противостоять пассивности, пофигизму, безответственности и непатриотичности молодежи. Те же соцлифты и иная активность «России – страны возможностей» составляют отдельный федеральный проект.
Вывод можно сделать следующий – определенная (достаточно значительная) часть от этих 3 миллиардов должна, по логике вещей, быть выделена на продвижение нацпроектов «Наука» и «Образование». И самих форматов, и конкретных мероприятий, и историй успеха – вот об этом стоит рассказывать молодежи.
Вместо пассивности – волонтерство, на пофигизм нужно отвечать вовлеченностью в важные и реальные перемены, безответственность исчезает, когда на паях с государством начинаешь заниматься интересным и общественно значимым делом, а патриотизм из всего этого будет рождаться сам (благо подпитка извне также идет ощутимая).
Отсутствие патриотизма у молодежи – это признак безделья. Ведь патриотом можно стать лишь тогда, когда что-то делаешь не во благо себя, а ради других людей, города, региона, всей страны. Конечно, у многих молодых людей банально нет времени на патриотизм – всё его занимает учеба, подработки и тусовки. Но и эту аудиторию нужно хотя бы проинформировать о предлагаемых перспективах и реальных историях успеха.
А оппозиционно настроенных молодых людей можно переключить на конструктивную, а не деструктивную повестку. Чувство драйва и тусовки можно получить и в рамках волонтерских проектов, и в стройотряде. Для этого необязательно бегать по площадям.
Чтобы лифт (социальный, карьерный) вас повез – нужно сделать первый шаг. Вот ответ на вопросы – как, куда и зачем – должны дать инициативы по молодежной информационной политике.
Кабардино-Балкария: возможности для всех
В Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова масштабы обучения взрослых по федпроекту «Новые возможности для каждого» повышены в 2 раза.
Благодаря грантовой поддержке КБГУ им. Х.М. Бербекова внедрил комплекс программ так называемого «полного цикла» по направлениям «Здоровый образ жизни», «Медицина катастроф» и «Догоспитальная неотложная помощь».
Ректор вуза Юрий Альтудов по просьбе НОП дал компентарий:
«Идея разработки специального проекта по продвижению знаний о здоровом образе жизни, методах оказания первой медицинской помощи и функциях медицины катастроф возникла на основе ежедневной практики, анализа запросов населения нашей республики».
В XXI веке информационные возможности расширились до небывалых прежде пределов, однако не каждый источник информации предоставляет качественный контент. Потребность в качественных знаниях в той области, которую мы обсуждаем, сохраняется, как и необходимость периодически обновлять, подтверждать знание работником порядка безопасного оказания первой медицинской помощи при травмах на производстве. С целью компенсации этой лакуны в образовательном процессе и был разработан настоящий комплекс. В его создании приняли участие многие специалисты, душой болеющие за дело, которому они служат.Убежден в том, что данный проект следует тиражировать, в том числе в рамках нацпроекта «Образование».
Всем, кто посвятил свое время, отдал свои силы реализации нового проекта, я желаю здоровья и оптимизма, успехов в труде и семейного благополучия. Всех поздравляю с Новым годом! Пусть год с красивым парным числом 2020 будет наполнен яркими позитивными событиями, обнулит проблемы и печали и дважды удвоит радости и доходы».
По данным на 23 декабря, количество слушателей составило более 4000 человек. Сотрудники университетского департамента сопровождения проектов НТИ и общественных мероприятий, которым руководит Танзиля Махиева, организовали обучение по трем грантовым программам во всех тринадцати муниципальных образованиях Кабардино-Балкарии. Для жителей Нальчика курсы проходят на площадке Университетской «Точки кипения».
Минувшей осенью эта «Точка кипения» была признана лучшей по доле повторно возвращающихся посетителей среди аналогичных пространств коллективной работы, созданных в различных регионах страны по проекту Агентства стратегических инициатив.
В Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова масштабы обучения взрослых по федпроекту «Новые возможности для каждого» повышены в 2 раза.
Благодаря грантовой поддержке КБГУ им. Х.М. Бербекова внедрил комплекс программ так называемого «полного цикла» по направлениям «Здоровый образ жизни», «Медицина катастроф» и «Догоспитальная неотложная помощь».
Ректор вуза Юрий Альтудов по просьбе НОП дал компентарий:
«Идея разработки специального проекта по продвижению знаний о здоровом образе жизни, методах оказания первой медицинской помощи и функциях медицины катастроф возникла на основе ежедневной практики, анализа запросов населения нашей республики».
В XXI веке информационные возможности расширились до небывалых прежде пределов, однако не каждый источник информации предоставляет качественный контент. Потребность в качественных знаниях в той области, которую мы обсуждаем, сохраняется, как и необходимость периодически обновлять, подтверждать знание работником порядка безопасного оказания первой медицинской помощи при травмах на производстве. С целью компенсации этой лакуны в образовательном процессе и был разработан настоящий комплекс. В его создании приняли участие многие специалисты, душой болеющие за дело, которому они служат.Убежден в том, что данный проект следует тиражировать, в том числе в рамках нацпроекта «Образование».
Всем, кто посвятил свое время, отдал свои силы реализации нового проекта, я желаю здоровья и оптимизма, успехов в труде и семейного благополучия. Всех поздравляю с Новым годом! Пусть год с красивым парным числом 2020 будет наполнен яркими позитивными событиями, обнулит проблемы и печали и дважды удвоит радости и доходы».
По данным на 23 декабря, количество слушателей составило более 4000 человек. Сотрудники университетского департамента сопровождения проектов НТИ и общественных мероприятий, которым руководит Танзиля Махиева, организовали обучение по трем грантовым программам во всех тринадцати муниципальных образованиях Кабардино-Балкарии. Для жителей Нальчика курсы проходят на площадке Университетской «Точки кипения».
Минувшей осенью эта «Точка кипения» была признана лучшей по доле повторно возвращающихся посетителей среди аналогичных пространств коллективной работы, созданных в различных регионах страны по проекту Агентства стратегических инициатив.
«Ночь карьеры» - университеты и возможности
Министр науки и высшего образования Михаил Котюков провел первое заседание организационного комитета Всероссийской акции «Ночь карьеры».
В заседании приняли участие представители Минобрнауки, университетов, крупных компаний-работодателей, а также президентской платформы «Россия – страна возможностей».
Идея проведения масштабного мероприятия для студентов высших учебных заведений и учащихся колледжей с участием работодателей была озвучена в ходе визита Президента Владимира Путина в Уральский федеральный университет в июле 2019 года.
«Вопрос трудоустройства и построения карьеры является одним из приоритетных для всей системы образования. Высококвалифицированные кадры – это двигатель национальной экономики. И наша задача - помочь выпускникам найти компанию-работодателя, которая будет способна не только поддерживать и развивать компетенции молодого человека, но и обеспечивать социальную, экономическую стабильность в целом», - отметил председатель оргкомитета Михаил Котюков.
Предполагается, что всероссийская акция «Ночь карьеры» состоится в апреле 2020 года, ее участниками станут более 60 тысяч человек и 200 компаний-работодателей. Карьерные события в регионах страны будут организованы в едином формате и состоятся одновременно.
Как отметили участники заседания, акция по своему потенциалу гораздо больше, чем решение точечных вопросов трудоустройства, и может способствовать повышению прозрачности высшего образования, работать как драйвер его развития.
По словам Михаила Котюкова, в настоящий момент важно обобщить имеющиеся практики подобных мероприятий, предложения от университетов и бизнес-партнеров, чтобы на федеральном уровне распространить только самые эффективные и интересные из них. «Эта акция – прекрасный способ представить предложения работодателей студентам, а работодателям выбирать себе сотрудников из числа лучших выпускников. И нам важно сделать не всероссийский фестиваль, а организовать по-настоящему продуктивную площадку для развития и укрепления взаимодействия участников процесса. Имеет смысл расширить и целевую аудиторию, привлекая не только студентов, но людей разных возрастов. Это соответствует реализуемой сейчас стратегии непрерывного образования», - сказал Министр.
Масштабная карьерная акция войдет в состав платформы «Россия – страна возможностей», что позволит провести мероприятие согласованно и в едином формате, а также усилит коммуникации между участниками и территориями.
На заседании прозвучали предложения включить в программу акции онлайн-компонент, который позволит работодателям сфокусироваться на своей целевой аудитории, провести отбор и организовать свои мероприятия с учетом потребностей участников и своих кадровых задач.
«Вопрос профориентации молодежи – это один из ключевых приоритетов деятельности платформы «Россия – страна возможностей». Мы стремимся помочь молодым людям выбрать карьерное направление и сделать первые шаги на своем профессиональном пути. Наша организация реализует уже 23 проекта, участие в которых для многих школьников, студентов, управленцев и профессионалов разных областей становится мощнейшим прорывным драйвером изменений в учебе и карьере. Весной 2020 года совместно с Минобрнауки России, учитывая успешный опыт УрФУ и других вузов страны, которые примут участие в акции, мы создадим новый профориентационный формат и проведем его в 30 городах России. Это позволит нам совместными усилиями предоставить молодым людям больше возможностей для построения успешной карьеры», – отметил заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Владислав Даванков.
В январе 2020 года организационный комитет соберется на очередное заседание для утверждения плана мероприятий. В начале года будет дан старт заявочной кампании. К акции сможет присоединиться любой университет при выполнении ряда критериев.
Подробнее: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2324
Министр науки и высшего образования Михаил Котюков провел первое заседание организационного комитета Всероссийской акции «Ночь карьеры».
В заседании приняли участие представители Минобрнауки, университетов, крупных компаний-работодателей, а также президентской платформы «Россия – страна возможностей».
Идея проведения масштабного мероприятия для студентов высших учебных заведений и учащихся колледжей с участием работодателей была озвучена в ходе визита Президента Владимира Путина в Уральский федеральный университет в июле 2019 года.
«Вопрос трудоустройства и построения карьеры является одним из приоритетных для всей системы образования. Высококвалифицированные кадры – это двигатель национальной экономики. И наша задача - помочь выпускникам найти компанию-работодателя, которая будет способна не только поддерживать и развивать компетенции молодого человека, но и обеспечивать социальную, экономическую стабильность в целом», - отметил председатель оргкомитета Михаил Котюков.
Предполагается, что всероссийская акция «Ночь карьеры» состоится в апреле 2020 года, ее участниками станут более 60 тысяч человек и 200 компаний-работодателей. Карьерные события в регионах страны будут организованы в едином формате и состоятся одновременно.
Как отметили участники заседания, акция по своему потенциалу гораздо больше, чем решение точечных вопросов трудоустройства, и может способствовать повышению прозрачности высшего образования, работать как драйвер его развития.
По словам Михаила Котюкова, в настоящий момент важно обобщить имеющиеся практики подобных мероприятий, предложения от университетов и бизнес-партнеров, чтобы на федеральном уровне распространить только самые эффективные и интересные из них. «Эта акция – прекрасный способ представить предложения работодателей студентам, а работодателям выбирать себе сотрудников из числа лучших выпускников. И нам важно сделать не всероссийский фестиваль, а организовать по-настоящему продуктивную площадку для развития и укрепления взаимодействия участников процесса. Имеет смысл расширить и целевую аудиторию, привлекая не только студентов, но людей разных возрастов. Это соответствует реализуемой сейчас стратегии непрерывного образования», - сказал Министр.
Масштабная карьерная акция войдет в состав платформы «Россия – страна возможностей», что позволит провести мероприятие согласованно и в едином формате, а также усилит коммуникации между участниками и территориями.
На заседании прозвучали предложения включить в программу акции онлайн-компонент, который позволит работодателям сфокусироваться на своей целевой аудитории, провести отбор и организовать свои мероприятия с учетом потребностей участников и своих кадровых задач.
«Вопрос профориентации молодежи – это один из ключевых приоритетов деятельности платформы «Россия – страна возможностей». Мы стремимся помочь молодым людям выбрать карьерное направление и сделать первые шаги на своем профессиональном пути. Наша организация реализует уже 23 проекта, участие в которых для многих школьников, студентов, управленцев и профессионалов разных областей становится мощнейшим прорывным драйвером изменений в учебе и карьере. Весной 2020 года совместно с Минобрнауки России, учитывая успешный опыт УрФУ и других вузов страны, которые примут участие в акции, мы создадим новый профориентационный формат и проведем его в 30 городах России. Это позволит нам совместными усилиями предоставить молодым людям больше возможностей для построения успешной карьеры», – отметил заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Владислав Даванков.
В январе 2020 года организационный комитет соберется на очередное заседание для утверждения плана мероприятий. В начале года будет дан старт заявочной кампании. К акции сможет присоединиться любой университет при выполнении ряда критериев.
Подробнее: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2324
Конституционный транзит: президентские ориентиры
Вчера на встрече с руководством палат Федерального Собрания президент Владимир Путин обозначил свою позицию по вопросу возможного переписывания Конституции:
«По Конституции я уже высказывался. Я думаю, что основополагающие положения Конституции лучше не трогать, а Конституцию лучше не менять, но какие-то вещи, связанные с тем, что жизнь меняется, и встают какие-то задачи, которые, мы полагаем, можно было бы как-то отрегулировать по-другому. В том числе Вы сейчас упомянули взаимоотношения между муниципальными органами власти, государственными органами власти, имея в виду, что у нас должна быть создана единая система публичной власти. Вот об этом тоже нужно подумать, конечно, не ущемляя интересов и прав муниципальных образований».
Итак, президент обозначил ряд исходных положений для перезагрузки политической системы России:
1. Основополагающие моменты лучше не трогать – в пресс-конференции прозвучало точное указание на неприкосновенность первой главы.
2. Часть вещей можно трансформировать, но для этого необязательно менять Конституцию.
3. Избран вектор на формирования единой системы публичной власти. Здесь важно не столько слово «единая» (за которую уцепились многие аналитики), сколько – «система».
Выводы:
Серьезных изменений в Конституцию вноситься не будет, максимум – очень таргетированные (наподобие «подряд» в статье о президентских сроках).
Изменения будут, в том числе по перераспределению полномочий – необязательно между ветвями власти (что потребовало бы изменений в Конституции), но скорее в сторону каких-то иных органов и институций (а вот здесь уже можно обойтись федеральными (конституционными) законами).
Единство системы власти подразумевает, что должна быть выстроена стройная уровневая модель с тремя самобытными по функционалу «этажами»: федеральным, региональным и муниципальным. Каждые из них должен представлять государственную власть по своему направлению и уровню работы.
Уже четко реализуются усилия по вектору на дерегионализацию и ремуниципализацию (снижение полномочий регионов и усиление муниципалитетов). Параллельно обсуждается возможность более четкого разделения вопросов ведения федерального центра и субъектов федерации (в части уменьшения количества совместно курируемых процессов).
Итогом должен стать логичный механизм исполнения решения и обратной связи. Регионы будут концентрировать в себе административно-финансовые права (примером чему может служить тренд на передачу школ от муниципалитетов в ведение властей субъектов федерации), а муниципалитеты (вспомним хотя бы движение в сторону выборности мэров) станут основной площадкой политической борьбы и дискуссий. Это сработает как предохранительный клапан для сброса социального давления.
Говоря о «единой системе публичной власти» нужно, в первую очередь, иметь в виду выстраивание вертикальных (от президента до конкретного муниципалитета) и горизонтальных (взаимодействие внутри трех уровней) связей и механизмов сопряжения усилий.
Эта «единая система» должна стать не способом возврата к административно командной системе (федкомы-регкомы-мункомы), а способом интеграции усилий и компетенций для более эффективного госуправления.
Именно под эту «единую систему» сейчас продолжает разворачиваться и набирать силы новая кадровая политика Кремля – поскольку для новых форматов блоков политической системы потребуются управленцы иного склада.
Стенограмма: http://kremlin.ru/events/president/news/62404
Вчера на встрече с руководством палат Федерального Собрания президент Владимир Путин обозначил свою позицию по вопросу возможного переписывания Конституции:
«По Конституции я уже высказывался. Я думаю, что основополагающие положения Конституции лучше не трогать, а Конституцию лучше не менять, но какие-то вещи, связанные с тем, что жизнь меняется, и встают какие-то задачи, которые, мы полагаем, можно было бы как-то отрегулировать по-другому. В том числе Вы сейчас упомянули взаимоотношения между муниципальными органами власти, государственными органами власти, имея в виду, что у нас должна быть создана единая система публичной власти. Вот об этом тоже нужно подумать, конечно, не ущемляя интересов и прав муниципальных образований».
Итак, президент обозначил ряд исходных положений для перезагрузки политической системы России:
1. Основополагающие моменты лучше не трогать – в пресс-конференции прозвучало точное указание на неприкосновенность первой главы.
2. Часть вещей можно трансформировать, но для этого необязательно менять Конституцию.
3. Избран вектор на формирования единой системы публичной власти. Здесь важно не столько слово «единая» (за которую уцепились многие аналитики), сколько – «система».
Выводы:
Серьезных изменений в Конституцию вноситься не будет, максимум – очень таргетированные (наподобие «подряд» в статье о президентских сроках).
Изменения будут, в том числе по перераспределению полномочий – необязательно между ветвями власти (что потребовало бы изменений в Конституции), но скорее в сторону каких-то иных органов и институций (а вот здесь уже можно обойтись федеральными (конституционными) законами).
Единство системы власти подразумевает, что должна быть выстроена стройная уровневая модель с тремя самобытными по функционалу «этажами»: федеральным, региональным и муниципальным. Каждые из них должен представлять государственную власть по своему направлению и уровню работы.
Уже четко реализуются усилия по вектору на дерегионализацию и ремуниципализацию (снижение полномочий регионов и усиление муниципалитетов). Параллельно обсуждается возможность более четкого разделения вопросов ведения федерального центра и субъектов федерации (в части уменьшения количества совместно курируемых процессов).
Итогом должен стать логичный механизм исполнения решения и обратной связи. Регионы будут концентрировать в себе административно-финансовые права (примером чему может служить тренд на передачу школ от муниципалитетов в ведение властей субъектов федерации), а муниципалитеты (вспомним хотя бы движение в сторону выборности мэров) станут основной площадкой политической борьбы и дискуссий. Это сработает как предохранительный клапан для сброса социального давления.
Говоря о «единой системе публичной власти» нужно, в первую очередь, иметь в виду выстраивание вертикальных (от президента до конкретного муниципалитета) и горизонтальных (взаимодействие внутри трех уровней) связей и механизмов сопряжения усилий.
Эта «единая система» должна стать не способом возврата к административно командной системе (федкомы-регкомы-мункомы), а способом интеграции усилий и компетенций для более эффективного госуправления.
Именно под эту «единую систему» сейчас продолжает разворачиваться и набирать силы новая кадровая политика Кремля – поскольку для новых форматов блоков политической системы потребуются управленцы иного склада.
Стенограмма: http://kremlin.ru/events/president/news/62404
Президент России
Встреча с руководством палат Федерального Собрания
На встрече Владимира Путина с руководством Совета Федерации и Государственной Думы подведены итоги деятельности парламентариев в 2019 году, обозначены приоритеты развития и совершенствования законодательства на следующий год.
Мегагранты и мезорезультаты (1/2)
Проект «Корпус экспертов» в этом году объявлял краудфандинг на развитие своей деяльности, а одним из коллективных лотов было исследований реальной результативности программы мегагрантов по областям науки. Первой ласточкой стало исследование проектов по физике и биологии. Изучались проекты волн с первой по шестую (конкурсы 2010-2017 годов). Выводы опубликованы в новом выпуске «Троицкого варианта – Науки».
Чуть менее трети ведущих ученых — физиков и биологов — «настоящие иностранцы», более половины представляют российскую научную диаспору.
Ориентировочная оценка возрастного распределения показывает, что более 2/3 приглашенных ученых еще не достигли возраста emeritus, то есть неизбежно совмещают руководство мегагрантной лабораторией с активной работой в другой организации (часто — в другом городе, стране). Для для приглашаемых ведущих ученых в России имеется более молодой, но уже активный контингент, есть из кого создавать лаборатории.
Мегагранты смещены в сторону столиц несколько слабее, чем постоянно действующая российская наука. По числу аккумулированных мегагрантов в части физики и биологии очень заметны Нижний Новгород (14) и Новосибирск (11). Преобладающее «поселение» мегагрантов в университетах отражает, вероятно, [следствие инициатив Министерства] о «переносе науки в вузы». Вне вузов и институтов РАН расположились всего три гранта по биологии и один по физике.
Публикации:
1. Высокую урожайность (условно — более 10 статей в год на лабораторию, что не редкость для обычных сильных российских лабораторий) смогли обеспечить около 20% мегагрантов.
2. Примерно четверть не вышли за условную черту 5 статей в год на лабораторию (это примерно средний уровень эффективной российской научной группы во многих естественных науках). Некоторые мегагрантные проекты были прекращены досрочно, известны, в частности, случаи прекращения из-за необеспечения российской стороной условий контракта. Но многие неурожайные мегагранты продолжали финансироваться, и даже с продлением.
3. «Урожайность по физике» несколько выше «урожайности по биологии».
4. Особых различий в урожайности, достигнутой ведущими учеными из разных групп (иностранцы, представители диаспоры и «местные»), не обнаруживается.
Очень типично одновременное указание в статьях мегагранта в комбинации с другими (иногда даже 5 и более) источниками средств. То есть мегагранты в основном попали в коллективы, успешные в добыче финансирования и не успевающие обеспечить добытое разными публикациями. Или объем мегагрантов слишком мал для развития их недешевой науки — и приходится подтягивать иные средства.
Но вряд ли абсолютным числом статей можно измерять реальную пользу от мегагрантов, если таковая случилась. Можно вообразить следующие полезные результаты:
– возникновение новых лабораторий, продолжающих работать после завершения всех продлений мегагрантов;
– усиление ранее существовавших лабораторий (например, вывод их на новый уровень международного сотрудничества);
– быстрый рост молодых ученых под крылом приглашенных.
Рассказать о том, какие признаки этого позитива удалось выявить в сведениях о публикациях, авторы планируют в следующих материалах этой серии для ТрВ-Наука. Предметом анализа является собранная информация о «вкладе» статей с участием приглашенного ученого в массив «мегагрантных» статей, о совместных с ведущим ученым публикациях, поддержанных следующими после мегагрантов проектами, о динамике публикаций ключевых сотрудников мегагрантных лабораторий до и после мегагранта.
Подробнее: https://trv-science.ru/2019/12/24/po-sledam-megagrantov-1/
Проект «Корпус экспертов» в этом году объявлял краудфандинг на развитие своей деяльности, а одним из коллективных лотов было исследований реальной результативности программы мегагрантов по областям науки. Первой ласточкой стало исследование проектов по физике и биологии. Изучались проекты волн с первой по шестую (конкурсы 2010-2017 годов). Выводы опубликованы в новом выпуске «Троицкого варианта – Науки».
Чуть менее трети ведущих ученых — физиков и биологов — «настоящие иностранцы», более половины представляют российскую научную диаспору.
Ориентировочная оценка возрастного распределения показывает, что более 2/3 приглашенных ученых еще не достигли возраста emeritus, то есть неизбежно совмещают руководство мегагрантной лабораторией с активной работой в другой организации (часто — в другом городе, стране). Для для приглашаемых ведущих ученых в России имеется более молодой, но уже активный контингент, есть из кого создавать лаборатории.
Мегагранты смещены в сторону столиц несколько слабее, чем постоянно действующая российская наука. По числу аккумулированных мегагрантов в части физики и биологии очень заметны Нижний Новгород (14) и Новосибирск (11). Преобладающее «поселение» мегагрантов в университетах отражает, вероятно, [следствие инициатив Министерства] о «переносе науки в вузы». Вне вузов и институтов РАН расположились всего три гранта по биологии и один по физике.
Публикации:
1. Высокую урожайность (условно — более 10 статей в год на лабораторию, что не редкость для обычных сильных российских лабораторий) смогли обеспечить около 20% мегагрантов.
2. Примерно четверть не вышли за условную черту 5 статей в год на лабораторию (это примерно средний уровень эффективной российской научной группы во многих естественных науках). Некоторые мегагрантные проекты были прекращены досрочно, известны, в частности, случаи прекращения из-за необеспечения российской стороной условий контракта. Но многие неурожайные мегагранты продолжали финансироваться, и даже с продлением.
3. «Урожайность по физике» несколько выше «урожайности по биологии».
4. Особых различий в урожайности, достигнутой ведущими учеными из разных групп (иностранцы, представители диаспоры и «местные»), не обнаруживается.
Очень типично одновременное указание в статьях мегагранта в комбинации с другими (иногда даже 5 и более) источниками средств. То есть мегагранты в основном попали в коллективы, успешные в добыче финансирования и не успевающие обеспечить добытое разными публикациями. Или объем мегагрантов слишком мал для развития их недешевой науки — и приходится подтягивать иные средства.
Но вряд ли абсолютным числом статей можно измерять реальную пользу от мегагрантов, если таковая случилась. Можно вообразить следующие полезные результаты:
– возникновение новых лабораторий, продолжающих работать после завершения всех продлений мегагрантов;
– усиление ранее существовавших лабораторий (например, вывод их на новый уровень международного сотрудничества);
– быстрый рост молодых ученых под крылом приглашенных.
Рассказать о том, какие признаки этого позитива удалось выявить в сведениях о публикациях, авторы планируют в следующих материалах этой серии для ТрВ-Наука. Предметом анализа является собранная информация о «вкладе» статей с участием приглашенного ученого в массив «мегагрантных» статей, о совместных с ведущим ученым публикациях, поддержанных следующими после мегагрантов проектами, о динамике публикаций ключевых сотрудников мегагрантных лабораторий до и после мегагранта.
Подробнее: https://trv-science.ru/2019/12/24/po-sledam-megagrantov-1/
Мегагранты и мезорезультаты (2/2)
Выводы авторов по мегагрантам в области физики и биологии хорошо коррелируют с общей ситуацией по всем проектам программы. Однако, в своем анализе исследователям стоило обратить внимание на ряд особенностей Постановления №220 (а также его эволюции).
В ней предусмотрена поддержка не только приезда ведущих ученых из-за рубежа, но и циркуляция отечественных исследоватей в масштабах России. Этой опцией заявители пользуются нечасто, но из числа «чисто постсоветских» (в данном случае – чисто российских) ведущих ученых некоторая доля относится именно к подобным случаям.
Региональное перераспределение от столиц в сторону субъектов федерации заложено в сами требования к реализации проектов – мобильность между Москвой и Московской областью, а также Санкт-Петербургом и Ленинградской областью была фактически запрещена, при этом для ученых, которые создавали лаборатории именно в столицах требования по срокам очного пребывания были увеличены. Тем не менее, мегагранты действительно стали одним из важных инструментов подъема не только университетской, но и региональной науки.
Одна из причин не сильно впечатляющей картины по количеству публикаций – это низкие требования. Практически все гранты РНФ (в том числе сопоставимого объема) требовуют большей публикационной активности.
Сравнение со среднероссийским уровнем –интересный способ оценить реальную эффективность мегагрантов, учитывая, что по ним объемы финансирования были, как правило, выше, чем у аналогичных групп (особенное значение это имело до запуска крупных лабораторных грантов РНФ).
В рамках программы мегагрантов ставилась задача форсированной компенсации отставания по ряду направлений, а также выход исследований на мировой уровень. Количество статей было и остается не столько целью, сколько ключевым показателем эффективности. В целом, авторы отмечают, что был осуществлен выход на уровень «чуть выше среднероссийского».
А если брать все мегагранты – как правило проекты обеспечивают средний мировой уровень по количественным оценкам. Тем не менее в ряде случаев (впрочем, это скорее исключения) действительно были достигнуты прорывные результаты, а в России сформировались направления исследований, которые ранее отставали в своем развитии или практически отсутствовали. Однако, здесь уже логичнее использовать не количественные, а качественные оценки.
Одним из требований для статей по мегагрантам было указание аффилиации с базовой площадкой реализации проекта, а также упоминание о финансировании в рамках программы. При этом требований о единственности источника средств или институциональной привязки не ставилось. Кстати говоря, затем тот же РНФ ужесточил условия, чтобы избежать подобных ситуаций, а в целом на уровне госполитики принято решение о четком разведении отчетных публикаций по госзаданию и грантам.
Работу представителей «Корпуса экспертов» можно только приветствовать – ведь она не только позволяет более-менее непредвзято оценить результативность программы мегагрантов (а логика, заложенная в ней получает развитие в рамках мероприятий РНФ и далее – нацпроекта «Наука», в том числе – научных и научно-образовательных центров мирового уровня), но и в целом мероприятий с привлечением ведущих ученых и публикационными результатами.
Вместе с тем, если не опираться на достаточно общие заявления чиновников и операторов программы мегагрантов, будет сложно установить, выгоднее ли для бюджета страны проекты по Постановлению №220 или в свое время стоило более тонким, но широким размазать эти средства. Мегагранты уже перестали быть самыми крупными, поэтому данные разговоры поутихли.
Впрочем, из-за допуска множественности аффилиаций и источников финансирования, значимой доли качественных результатов (в противовес количественным), а также «политической заряженности» как самих мегагрантов, так и мегагрантников (упомянем хотя бы Станислава Смирнова, ставшего учредителем «Сириуса») реальная взвешенная оценка эффективности как публикационной, так и финансовой может быть затруднена, если вообще возможна.
Выводы авторов по мегагрантам в области физики и биологии хорошо коррелируют с общей ситуацией по всем проектам программы. Однако, в своем анализе исследователям стоило обратить внимание на ряд особенностей Постановления №220 (а также его эволюции).
В ней предусмотрена поддержка не только приезда ведущих ученых из-за рубежа, но и циркуляция отечественных исследоватей в масштабах России. Этой опцией заявители пользуются нечасто, но из числа «чисто постсоветских» (в данном случае – чисто российских) ведущих ученых некоторая доля относится именно к подобным случаям.
Региональное перераспределение от столиц в сторону субъектов федерации заложено в сами требования к реализации проектов – мобильность между Москвой и Московской областью, а также Санкт-Петербургом и Ленинградской областью была фактически запрещена, при этом для ученых, которые создавали лаборатории именно в столицах требования по срокам очного пребывания были увеличены. Тем не менее, мегагранты действительно стали одним из важных инструментов подъема не только университетской, но и региональной науки.
Одна из причин не сильно впечатляющей картины по количеству публикаций – это низкие требования. Практически все гранты РНФ (в том числе сопоставимого объема) требовуют большей публикационной активности.
Сравнение со среднероссийским уровнем –интересный способ оценить реальную эффективность мегагрантов, учитывая, что по ним объемы финансирования были, как правило, выше, чем у аналогичных групп (особенное значение это имело до запуска крупных лабораторных грантов РНФ).
В рамках программы мегагрантов ставилась задача форсированной компенсации отставания по ряду направлений, а также выход исследований на мировой уровень. Количество статей было и остается не столько целью, сколько ключевым показателем эффективности. В целом, авторы отмечают, что был осуществлен выход на уровень «чуть выше среднероссийского».
А если брать все мегагранты – как правило проекты обеспечивают средний мировой уровень по количественным оценкам. Тем не менее в ряде случаев (впрочем, это скорее исключения) действительно были достигнуты прорывные результаты, а в России сформировались направления исследований, которые ранее отставали в своем развитии или практически отсутствовали. Однако, здесь уже логичнее использовать не количественные, а качественные оценки.
Одним из требований для статей по мегагрантам было указание аффилиации с базовой площадкой реализации проекта, а также упоминание о финансировании в рамках программы. При этом требований о единственности источника средств или институциональной привязки не ставилось. Кстати говоря, затем тот же РНФ ужесточил условия, чтобы избежать подобных ситуаций, а в целом на уровне госполитики принято решение о четком разведении отчетных публикаций по госзаданию и грантам.
Работу представителей «Корпуса экспертов» можно только приветствовать – ведь она не только позволяет более-менее непредвзято оценить результативность программы мегагрантов (а логика, заложенная в ней получает развитие в рамках мероприятий РНФ и далее – нацпроекта «Наука», в том числе – научных и научно-образовательных центров мирового уровня), но и в целом мероприятий с привлечением ведущих ученых и публикационными результатами.
Вместе с тем, если не опираться на достаточно общие заявления чиновников и операторов программы мегагрантов, будет сложно установить, выгоднее ли для бюджета страны проекты по Постановлению №220 или в свое время стоило более тонким, но широким размазать эти средства. Мегагранты уже перестали быть самыми крупными, поэтому данные разговоры поутихли.
Впрочем, из-за допуска множественности аффилиаций и источников финансирования, значимой доли качественных результатов (в противовес количественным), а также «политической заряженности» как самих мегагрантов, так и мегагрантников (упомянем хотя бы Станислава Смирнова, ставшего учредителем «Сириуса») реальная взвешенная оценка эффективности как публикационной, так и финансовой может быть затруднена, если вообще возможна.