2019: научно-технологический прорыв – год первый (1/3)
26 декабря 2019г. в ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная промежуточным итогам национальных проектов «Наука» и «Образование». Обсуждение началось с вопроса о влиянии национального проекта «Наука» на регионы.
Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков отметил, что НОЦ создаются в регионах и являются одной из важнейших частей национального проекта «Наука». Задача индустриальных партнеров состоит в поддержке проекта для обеспечения нового качества экономики регионов посредством внедрения инновационных технологий, создания рабочих мест и повышения качества образования. Эти факторы должны стать решающими для повышения конкурентоспособности в быстро меняющемся мире. Как ещё раз подчеркнул Михаил Котюков: «НОЦ – абсолютно региональный проект, способный обеспечить импульс развития соответствующих территорий».
Со своей стороны президент Российской академии наук Александр Сергеев прокомментировал вопрос о присутствии РАН в регионах. Он сказал, что НОЦ являются инструментом развития регионов, который поможет сбалансировать тенденцию к «раздуванию» столиц, ранее отмеченную Президентом РФ Владимиром Путиным. Такие «якорные опорные проекты» способны удержать людей в регионах. Другим инструментом Александр Сергеев назвал научные центры мирового уровня и призвал к созданию аналогичных центров в регионах. Как отметил Александр Сергеев, по вопросу первостепенного внимания развития науки и образования в регионах РАН едина с Михаилом Котюковым.
В вопросах господдержки, укрепления и расширения НОЦ Михаил Котюков отметил, что проект стартует без специального финансирования, т.к. предполагает вовлечение индустриальных компаний, которые на выходе получат готовый продукт. Таким образом, финансирование из средств бюджета предусмотрено по итоговым результатам первого этапа в соотношении 1 рубль бюджетных средств на 30 рублей внебюджетных. Большие результаты пока отсутствуют, но система взаимоотношений и взаимопонимания уже начинает формироваться: появляются команды, создается инфраструктура. Кроме того, главам субъектов первых 5 НОЦ было предложено доработать первоначальные планы и представить резервные к январю/февралю 2020г.
Мнения Александра Сергеева и Михаила Котюкова относительно присвоения ученых степеней отдельными университатами и научными институтами ожидаемо разошлись. Михаил Котюков отметил, что пленум ВАК подключился к данному вопросу и в скором времени ожидаются его рекомендации по подготовке кадров, однако система подготовки кадров высшей квалификации должна строится на ответственности, в связи с чем те заведения, которые взяли на себя полномочия по присуждению научных степеней, заслуживают доверия. Александр Сергеев заявил, что позиция РАН по данному вопросу состоит в том, что ВАК должна быть надведомственным органом. Необходимо сохранить единую систему государственной аттестации и «не раздавать» присуждение степеней на десятки институтов.
Что касается продукции научных центров мирового уровня (как, кстати, и НОЦ) и вывода ее на международный рынок, Михаил Котюков подчеркнул, что каждый регион имеет свою специфику, по этой причине ожидаются различная по выводу ее на мировой уровень, а соответственно, и разная государственная поддержка. Министр напомнил о нацпроекте «Международная кооперация и экспорт», который направлен, в том числе, на развитие экспорта инноваций.
В части обновления приборной базы, заявленной в нацпроекте «Наука», Александр Сергеев выразил недовольство итогами 2019г. и работой организационной комиссии в данном вопросе.
Был затронут вопрос о базовых школах РАН. Впрочем, здесь два спикера были благо- и единодушны. Ведь Минобрнауки в проекте практически не участвует. Разница в подходах была видна только в вопросе об уровне подведомственности: Александр Сергеев видит будущее таких школ только на региональном уровне, а Михаил Котюков парировал – важно не разрушить то что работает, а муниципальные школы дают неплохой результат.
26 декабря 2019г. в ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная промежуточным итогам национальных проектов «Наука» и «Образование». Обсуждение началось с вопроса о влиянии национального проекта «Наука» на регионы.
Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков отметил, что НОЦ создаются в регионах и являются одной из важнейших частей национального проекта «Наука». Задача индустриальных партнеров состоит в поддержке проекта для обеспечения нового качества экономики регионов посредством внедрения инновационных технологий, создания рабочих мест и повышения качества образования. Эти факторы должны стать решающими для повышения конкурентоспособности в быстро меняющемся мире. Как ещё раз подчеркнул Михаил Котюков: «НОЦ – абсолютно региональный проект, способный обеспечить импульс развития соответствующих территорий».
Со своей стороны президент Российской академии наук Александр Сергеев прокомментировал вопрос о присутствии РАН в регионах. Он сказал, что НОЦ являются инструментом развития регионов, который поможет сбалансировать тенденцию к «раздуванию» столиц, ранее отмеченную Президентом РФ Владимиром Путиным. Такие «якорные опорные проекты» способны удержать людей в регионах. Другим инструментом Александр Сергеев назвал научные центры мирового уровня и призвал к созданию аналогичных центров в регионах. Как отметил Александр Сергеев, по вопросу первостепенного внимания развития науки и образования в регионах РАН едина с Михаилом Котюковым.
В вопросах господдержки, укрепления и расширения НОЦ Михаил Котюков отметил, что проект стартует без специального финансирования, т.к. предполагает вовлечение индустриальных компаний, которые на выходе получат готовый продукт. Таким образом, финансирование из средств бюджета предусмотрено по итоговым результатам первого этапа в соотношении 1 рубль бюджетных средств на 30 рублей внебюджетных. Большие результаты пока отсутствуют, но система взаимоотношений и взаимопонимания уже начинает формироваться: появляются команды, создается инфраструктура. Кроме того, главам субъектов первых 5 НОЦ было предложено доработать первоначальные планы и представить резервные к январю/февралю 2020г.
Мнения Александра Сергеева и Михаила Котюкова относительно присвоения ученых степеней отдельными университатами и научными институтами ожидаемо разошлись. Михаил Котюков отметил, что пленум ВАК подключился к данному вопросу и в скором времени ожидаются его рекомендации по подготовке кадров, однако система подготовки кадров высшей квалификации должна строится на ответственности, в связи с чем те заведения, которые взяли на себя полномочия по присуждению научных степеней, заслуживают доверия. Александр Сергеев заявил, что позиция РАН по данному вопросу состоит в том, что ВАК должна быть надведомственным органом. Необходимо сохранить единую систему государственной аттестации и «не раздавать» присуждение степеней на десятки институтов.
Что касается продукции научных центров мирового уровня (как, кстати, и НОЦ) и вывода ее на международный рынок, Михаил Котюков подчеркнул, что каждый регион имеет свою специфику, по этой причине ожидаются различная по выводу ее на мировой уровень, а соответственно, и разная государственная поддержка. Министр напомнил о нацпроекте «Международная кооперация и экспорт», который направлен, в том числе, на развитие экспорта инноваций.
В части обновления приборной базы, заявленной в нацпроекте «Наука», Александр Сергеев выразил недовольство итогами 2019г. и работой организационной комиссии в данном вопросе.
Был затронут вопрос о базовых школах РАН. Впрочем, здесь два спикера были благо- и единодушны. Ведь Минобрнауки в проекте практически не участвует. Разница в подходах была видна только в вопросе об уровне подведомственности: Александр Сергеев видит будущее таких школ только на региональном уровне, а Михаил Котюков парировал – важно не разрушить то что работает, а муниципальные школы дают неплохой результат.
2019: научно-технологический прорыв – год первый (2/3)
Одной из ключевых зон совместной ответственности Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения является вопрос подготовки педагогов. Михаил Котюков подчеркнул важность практикоориентированности программ и необходимость правильного психолого-педагогического подхода в процессе подготовки учителей. Отмена болонской системы, по его мнению, не решит проблем педагогического образования – ведь сейчас речь больше идет не о продолжительности программ, а об их насыщенности и гибкости.
На вопрос эксперта НОП президенты РАН Александру Сергееву как члену наблюдательного совета ННГУ им. Н.И. Лобачевского относительно конкретных шагов РАН в Нижегородской области и Нижегородском НОЦ, а также аналогичных действиях в других регионах, президент РАН подчеркнул, что ситуация с Нижним Новгородом является индивидуальной, отметив при этом большой интерес и к другим НОЦ, выразил пожелание о присутствии в них вице-президентов РАН.
Развитие сети опорных университетов назвал целью, с точки зрения развития науки. Среди конкретных шагов по продвижению проекта 5-100 были названы модернизация региональных систем образования, увеличение заработных плат, реализация национальных проектов и другие. В числе планов по выравниванию развития страты было озвучено: минимум 1 опорный университет (базовый для отраслей экономики) в регионе, в совокупности не менее 80. Ключевая задача опорных университетов – добиться развития регионов за счет развития науки.
О судьбе отдельного плана развития «Атомная наука, техника и технологии» министр Михаил Котюков сказал, что подготовкой занимается Росатом при полной поддержке Министерства науки и высшего образования в части реализации идеи и развития технологий. Он отметил важность увязки проекта с другими инструментами научно-технического развития. Минобрнауки рассчитывает, что проект будет реализован в действительности, а не только на бумаге и позволит укрепить связь фундаментальных и прикладных наук. Относительно федерального статуса проекта в настоящий момент детали уточняются. Напомним, изначально «Росатом» претендовал на отдельный нацпроект, однако получил отпор со стороны премьер-министра Дмитрия Медведева, который предложил включить эту проблематику в нацпроект «Наука». В итоге документ застыл где-то между форматом ФНТП и федпроекта. Интерес к данной теме также обусловлен тем, что «атом» наравне с ОПК является локомотивом научно-технологического прорыва.
В вопросе соотношения уровня заработных плат руководителей и сотрудников Михаил Котюков повторил цель – превышение не более, чем в 8 раз.
Министр науки и высшего образования подтвердил отмену стандарта для преподавателей с целью более широкого привлечения практиков к подготовке студентов.
Традиционно была затронута тема непонимания в научных кругах смысла и цели реформ. Михаил Котюков сказал, что научная общественность уже принимает участие в выработке решений, а должна принимать еще большее.
«Советская система» управления научной политикой продолжает формироваться. В частности, в центре внимания оказались Совет по науке и «Совет Советов» (координационный) – его состав будет пересмотрен.
Касаемо приказа о взаимодействии с иностранными учеными, министр Михаил Котюков обоснованно отметил, что никаких принципиально новых положений он не содержал, однако министр выразил готовность совершенствовать документ. В свою очередь, президент Академии Александр Сергеев ожидаемо подтвердил позицию РАН, назвав данный приказ «вредным». Положения приказа, по мнению Александра Сергеева, делают науку более «закрытой», повышают напряжение в общении с иностранными коллегами и заставляют российских ученых задуматься о работе за границей.
Стоит отметить, что и Михаил Котюков, и Александр Сергеев не раз демонстрировали единство и сплоченность позиций по многим вопросам.
В частности, оба приветствуют активное участие госкорпораций и бизнес-партнеров в реализации различных проектов, но при этом их инвестиционный характер не должен служить обоснования для изъятия средств из других направлений.
Одной из ключевых зон совместной ответственности Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения является вопрос подготовки педагогов. Михаил Котюков подчеркнул важность практикоориентированности программ и необходимость правильного психолого-педагогического подхода в процессе подготовки учителей. Отмена болонской системы, по его мнению, не решит проблем педагогического образования – ведь сейчас речь больше идет не о продолжительности программ, а об их насыщенности и гибкости.
На вопрос эксперта НОП президенты РАН Александру Сергееву как члену наблюдательного совета ННГУ им. Н.И. Лобачевского относительно конкретных шагов РАН в Нижегородской области и Нижегородском НОЦ, а также аналогичных действиях в других регионах, президент РАН подчеркнул, что ситуация с Нижним Новгородом является индивидуальной, отметив при этом большой интерес и к другим НОЦ, выразил пожелание о присутствии в них вице-президентов РАН.
Развитие сети опорных университетов назвал целью, с точки зрения развития науки. Среди конкретных шагов по продвижению проекта 5-100 были названы модернизация региональных систем образования, увеличение заработных плат, реализация национальных проектов и другие. В числе планов по выравниванию развития страты было озвучено: минимум 1 опорный университет (базовый для отраслей экономики) в регионе, в совокупности не менее 80. Ключевая задача опорных университетов – добиться развития регионов за счет развития науки.
О судьбе отдельного плана развития «Атомная наука, техника и технологии» министр Михаил Котюков сказал, что подготовкой занимается Росатом при полной поддержке Министерства науки и высшего образования в части реализации идеи и развития технологий. Он отметил важность увязки проекта с другими инструментами научно-технического развития. Минобрнауки рассчитывает, что проект будет реализован в действительности, а не только на бумаге и позволит укрепить связь фундаментальных и прикладных наук. Относительно федерального статуса проекта в настоящий момент детали уточняются. Напомним, изначально «Росатом» претендовал на отдельный нацпроект, однако получил отпор со стороны премьер-министра Дмитрия Медведева, который предложил включить эту проблематику в нацпроект «Наука». В итоге документ застыл где-то между форматом ФНТП и федпроекта. Интерес к данной теме также обусловлен тем, что «атом» наравне с ОПК является локомотивом научно-технологического прорыва.
В вопросе соотношения уровня заработных плат руководителей и сотрудников Михаил Котюков повторил цель – превышение не более, чем в 8 раз.
Министр науки и высшего образования подтвердил отмену стандарта для преподавателей с целью более широкого привлечения практиков к подготовке студентов.
Традиционно была затронута тема непонимания в научных кругах смысла и цели реформ. Михаил Котюков сказал, что научная общественность уже принимает участие в выработке решений, а должна принимать еще большее.
«Советская система» управления научной политикой продолжает формироваться. В частности, в центре внимания оказались Совет по науке и «Совет Советов» (координационный) – его состав будет пересмотрен.
Касаемо приказа о взаимодействии с иностранными учеными, министр Михаил Котюков обоснованно отметил, что никаких принципиально новых положений он не содержал, однако министр выразил готовность совершенствовать документ. В свою очередь, президент Академии Александр Сергеев ожидаемо подтвердил позицию РАН, назвав данный приказ «вредным». Положения приказа, по мнению Александра Сергеева, делают науку более «закрытой», повышают напряжение в общении с иностранными коллегами и заставляют российских ученых задуматься о работе за границей.
Стоит отметить, что и Михаил Котюков, и Александр Сергеев не раз демонстрировали единство и сплоченность позиций по многим вопросам.
В частности, оба приветствуют активное участие госкорпораций и бизнес-партнеров в реализации различных проектов, но при этом их инвестиционный характер не должен служить обоснования для изъятия средств из других направлений.
2019: научно-технологический прорыв – год первый (3/3)
Михаил Котюков поблагодарил нашего друга, ведущего эксперта Института образования НИУ ВШЭ Евгения Сженова за наводящие вопросы. Этим лишний раз министр подчеркнул важность обратной связи и открытого диалога. Тема открытости, естественно прозвучала в связи с прошедшими выборами в РАН. Александр Сергеев еще раз (и здесь сложно с ним спорить) подчеркнул, что Академия проявила очень большую (практически беспрецедентную) открытость, а также поблагодарил СМИ за интерес к вопросам развития российской науки и РАН в частности.
Подводя итоги пресс-конференции в рамках поздравлений с Новым годом, Михаил Котюков подчеркнул, что были найдены ключи к решению поставленных задач (даже там, где их больше двух), и что удалось добиться ключевых показателей и создать фундамент для будущего развития. Однако, этот же фундамент, по его признанию, обязывает нас держать высокий уровень.
Александр Сергеев сказал о необходимости поднять престиж науки как объединяющей ценности экономики и социальной жизни государства. А также высказал пожелание на будущее о продолжении «движения на путях научно-технического развития».
Основной итог – подтвержден настрой и Минобрнауки, и РАН в лице своих руководителей на конструктивное взаимодействие, которые понимают, что тащить страну в научно-технологический прорыв приходится вместе. Очень важно, что у обоих лидеров научной политики единая «система координат» - следовательно, дискуссии и споры ведутся о путях и способах, но не о смысле движения как такового или цели назначения.
После пресс-конференции удалось узнать мнение Александра Сергеева по ряду других вопросов, которые не удалось задать в рамках официальной части.
На вопрос о жизни РАН сегодня, Александр Сергеев ответил, что академия наук взаимодействует с Минобрнауки в режиме «не только мирного, но и продуктивного сосуществования» с помощью различных механизмов совместной выработки решений. Таким образом, в рамках существующей системы координат, можно продвигаться вперед, а роль науки будет возрастать.
На вопрос о будущем Александр Сергеев заметил, что большинство стратегий в нашей стране имеет печальную участь, данная картина выглядит особенно грустно на фоне достижения поставленных целей стратегического планирования других государств. Причину такого положения вещей Александр Сергеев видит в отношении к самому пониманию подобного документа: скорее это общее направление «скольжения». При этом он отметил, что положение, в котором в настоящий момент находится Российская Федерация, располагает к стратегическим программам: есть стабильная база, с которой можно «стартовать».
Ситуация располагает к научному планированию и «стратегированию», что реализуется в нацпроектах. Параметры, заданные «Наука», будут выполнены, однако это не означает однозначного достижения цели по вхождению России в пятерку стран по науке, заявил Александр Сергеев.
Среди внешних факторов была названа геополитика, при этом отмечена более стабильная геополитическая ситуация в государстве. В частности, армия стала одним из наиболее уважаемых институтов сегодня, чей пример может повторить и наука. Здесь отчетливо прозвучало удовлетворение РАН от того, что по «президентским поправкам» были подтверждены ее права на участие в военных разработках и двойного назначения. Также косвенно Александр Сергеев подтвердил, что контакты на уровне РАН – Совет безопасности имеют место и характеризуются взаимопониманием у двух сторон. В целом он отметил повышение статуса РАН в глазах населения.
Повышенное внимание к гуманитарной сфере Александр Сергеев прокомментировал тем, что она в настоящее время оказалась на втором плане. Есть траектория экономического развития, но рядом идет траектория социального развития – траектория развития общества. Невозможно обеспечить траекторию экономического развития без социального развития. Таким образом, эту «двойную спираль» можно создать, опираясь только на общественные науки, поэтому интерес к ним в понимании того, что представляет из себя общество.
Михаил Котюков поблагодарил нашего друга, ведущего эксперта Института образования НИУ ВШЭ Евгения Сженова за наводящие вопросы. Этим лишний раз министр подчеркнул важность обратной связи и открытого диалога. Тема открытости, естественно прозвучала в связи с прошедшими выборами в РАН. Александр Сергеев еще раз (и здесь сложно с ним спорить) подчеркнул, что Академия проявила очень большую (практически беспрецедентную) открытость, а также поблагодарил СМИ за интерес к вопросам развития российской науки и РАН в частности.
Подводя итоги пресс-конференции в рамках поздравлений с Новым годом, Михаил Котюков подчеркнул, что были найдены ключи к решению поставленных задач (даже там, где их больше двух), и что удалось добиться ключевых показателей и создать фундамент для будущего развития. Однако, этот же фундамент, по его признанию, обязывает нас держать высокий уровень.
Александр Сергеев сказал о необходимости поднять престиж науки как объединяющей ценности экономики и социальной жизни государства. А также высказал пожелание на будущее о продолжении «движения на путях научно-технического развития».
Основной итог – подтвержден настрой и Минобрнауки, и РАН в лице своих руководителей на конструктивное взаимодействие, которые понимают, что тащить страну в научно-технологический прорыв приходится вместе. Очень важно, что у обоих лидеров научной политики единая «система координат» - следовательно, дискуссии и споры ведутся о путях и способах, но не о смысле движения как такового или цели назначения.
После пресс-конференции удалось узнать мнение Александра Сергеева по ряду других вопросов, которые не удалось задать в рамках официальной части.
На вопрос о жизни РАН сегодня, Александр Сергеев ответил, что академия наук взаимодействует с Минобрнауки в режиме «не только мирного, но и продуктивного сосуществования» с помощью различных механизмов совместной выработки решений. Таким образом, в рамках существующей системы координат, можно продвигаться вперед, а роль науки будет возрастать.
На вопрос о будущем Александр Сергеев заметил, что большинство стратегий в нашей стране имеет печальную участь, данная картина выглядит особенно грустно на фоне достижения поставленных целей стратегического планирования других государств. Причину такого положения вещей Александр Сергеев видит в отношении к самому пониманию подобного документа: скорее это общее направление «скольжения». При этом он отметил, что положение, в котором в настоящий момент находится Российская Федерация, располагает к стратегическим программам: есть стабильная база, с которой можно «стартовать».
Ситуация располагает к научному планированию и «стратегированию», что реализуется в нацпроектах. Параметры, заданные «Наука», будут выполнены, однако это не означает однозначного достижения цели по вхождению России в пятерку стран по науке, заявил Александр Сергеев.
Среди внешних факторов была названа геополитика, при этом отмечена более стабильная геополитическая ситуация в государстве. В частности, армия стала одним из наиболее уважаемых институтов сегодня, чей пример может повторить и наука. Здесь отчетливо прозвучало удовлетворение РАН от того, что по «президентским поправкам» были подтверждены ее права на участие в военных разработках и двойного назначения. Также косвенно Александр Сергеев подтвердил, что контакты на уровне РАН – Совет безопасности имеют место и характеризуются взаимопониманием у двух сторон. В целом он отметил повышение статуса РАН в глазах населения.
Повышенное внимание к гуманитарной сфере Александр Сергеев прокомментировал тем, что она в настоящее время оказалась на втором плане. Есть траектория экономического развития, но рядом идет траектория социального развития – траектория развития общества. Невозможно обеспечить траекторию экономического развития без социального развития. Таким образом, эту «двойную спираль» можно создать, опираясь только на общественные науки, поэтому интерес к ним в понимании того, что представляет из себя общество.
Центры и регионы
В рамках пресс-конференции министра науки и высшего образования Михаила Котюкова и президента Российской академии наук Александра Сергеева особое внимание было уделено институциональным формам развития научно-исследовательского сектора, заложенным в нацпроектах «Наука» и «Образование».
НОЦ
Оба выступающих лишний раз подчеркнули, что именно научно-образовательные центры мирового уровня выступают в качестве главного локомотива развития инновационных высокотехнологичных региональных экономик. Еще раз были отмечены заслуги первых пяти НОЦ – Западно-Сибирского межрегионального (Тюменская область-ХМАО-ЯНАО), Пермского, Белгородского, Нижегородского («Техноплатформа 2035) и НОЦ «Кузбасс» Кемеровской области. Подтверждено одобрение усилий базовых площадок центров, в частности Тюменского, Кемеровского и Нижегородского госуниверситетов.
Первое бюджетное финансирование поступит только в 2020 году, пока что пять регионов-пионеров развивают центры за свой счет и при поддержке индустриальных партнеров. Это демонстрирует важность стадиального развития НОЦ – старт в качестве регионального и выход на нацпроектный формат с получением расширенной поддержки.
Впереди смотр результатов первой волны НОЦ и конкурс на вторую. Здесь важно отметить, прозвучавшую формулировку Михаила Котюкова о «не менее четырех» отбираемых центров в каждую из серий конкурса. Трактовать это стоит как допущение ситуации перераспределения мест по годам – статус НОЦ получат только те, кто действительно к этому готов. Если в 2020 году таковых наберется только 4 – значит, в 2021 будет не меньше 6. Да и вообще количество НОЦ вполне может быть несколько расширено – ведь нацпроект предполагает формулировку «не менее 15».
Научные центры
В 2019 году создано 7 из 16 научных центров мирового уровня, в том числе 4 математических и 3 геномных. Президент РАН Александр Сергеев еще раз обратил внимание на то, что необходимо более равномерно распределять их по территории страны, поддерживая регионы и не перенасыщая столичные экосистемы. Эта идея созвучна позиции президента России Владимира Путина, озвученной на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Те же мысли есть и у министра Михаила Котюкова. Однако, в случае с геномными и математическими центрами в ряде случаев не вручить их столичным консорциумам было бы неправильно. И здесь важно подчеркнуть – это именно коллективный формат работы, в который могут подключаться и региональные участники. Ситуация с НЦ МУ в некотором смысле зеркальна НОЦам, которые не будут создаваться в Москве и Санкт-Петербурге, следовательно – научные и образовательные организации двух столиц активно интегрируются в региональные форматы. С научными центрами ситуация обратная.
Тем не менее, впереди еще «не менее 9» НЦ МУ по приоритетным направлениям Стратегии НТР. Более четкая профилизация будет выработана уже в ближайшие месяцы. И здесь уже вполне реальна более широкая представленность регионов.
СУНЦ
Интеграции школьного обучения, высшего образования и науки посвящен формат специализированных учебно-научных центров. Они являются самой приоритетной формой создания сквозных образовательных траекторий, привлечения молодежи в сектор исследования и разработок, а также удержания ее там. В первую волну отобрано 4 СУНЦ, впереди до 2024 года будет отобрано еще 4 (1 – в 2020 году), в основном в регионах.
Университеты
Для формирования точек роста при перезагрузке проекта 5-100 предполагаются ограничения – как минимум 1 вуз из каждого федерального округа и не более 3 от любого из регионов. Дополнительный вектор – формирования сети из 80 университетов, опорных для отраслей экономики.
Итог очевиден – «Наука» и профильные части «Образования» ориентированы на развитие регионов с помощью формирования центров научно-образовательно-технологической силы в виде комплексных экосистем на базе НОЦ и научных центров мирового уровня, СУНЦ, ведущих университетов.
В рамках пресс-конференции министра науки и высшего образования Михаила Котюкова и президента Российской академии наук Александра Сергеева особое внимание было уделено институциональным формам развития научно-исследовательского сектора, заложенным в нацпроектах «Наука» и «Образование».
НОЦ
Оба выступающих лишний раз подчеркнули, что именно научно-образовательные центры мирового уровня выступают в качестве главного локомотива развития инновационных высокотехнологичных региональных экономик. Еще раз были отмечены заслуги первых пяти НОЦ – Западно-Сибирского межрегионального (Тюменская область-ХМАО-ЯНАО), Пермского, Белгородского, Нижегородского («Техноплатформа 2035) и НОЦ «Кузбасс» Кемеровской области. Подтверждено одобрение усилий базовых площадок центров, в частности Тюменского, Кемеровского и Нижегородского госуниверситетов.
Первое бюджетное финансирование поступит только в 2020 году, пока что пять регионов-пионеров развивают центры за свой счет и при поддержке индустриальных партнеров. Это демонстрирует важность стадиального развития НОЦ – старт в качестве регионального и выход на нацпроектный формат с получением расширенной поддержки.
Впереди смотр результатов первой волны НОЦ и конкурс на вторую. Здесь важно отметить, прозвучавшую формулировку Михаила Котюкова о «не менее четырех» отбираемых центров в каждую из серий конкурса. Трактовать это стоит как допущение ситуации перераспределения мест по годам – статус НОЦ получат только те, кто действительно к этому готов. Если в 2020 году таковых наберется только 4 – значит, в 2021 будет не меньше 6. Да и вообще количество НОЦ вполне может быть несколько расширено – ведь нацпроект предполагает формулировку «не менее 15».
Научные центры
В 2019 году создано 7 из 16 научных центров мирового уровня, в том числе 4 математических и 3 геномных. Президент РАН Александр Сергеев еще раз обратил внимание на то, что необходимо более равномерно распределять их по территории страны, поддерживая регионы и не перенасыщая столичные экосистемы. Эта идея созвучна позиции президента России Владимира Путина, озвученной на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Те же мысли есть и у министра Михаила Котюкова. Однако, в случае с геномными и математическими центрами в ряде случаев не вручить их столичным консорциумам было бы неправильно. И здесь важно подчеркнуть – это именно коллективный формат работы, в который могут подключаться и региональные участники. Ситуация с НЦ МУ в некотором смысле зеркальна НОЦам, которые не будут создаваться в Москве и Санкт-Петербурге, следовательно – научные и образовательные организации двух столиц активно интегрируются в региональные форматы. С научными центрами ситуация обратная.
Тем не менее, впереди еще «не менее 9» НЦ МУ по приоритетным направлениям Стратегии НТР. Более четкая профилизация будет выработана уже в ближайшие месяцы. И здесь уже вполне реальна более широкая представленность регионов.
СУНЦ
Интеграции школьного обучения, высшего образования и науки посвящен формат специализированных учебно-научных центров. Они являются самой приоритетной формой создания сквозных образовательных траекторий, привлечения молодежи в сектор исследования и разработок, а также удержания ее там. В первую волну отобрано 4 СУНЦ, впереди до 2024 года будет отобрано еще 4 (1 – в 2020 году), в основном в регионах.
Университеты
Для формирования точек роста при перезагрузке проекта 5-100 предполагаются ограничения – как минимум 1 вуз из каждого федерального округа и не более 3 от любого из регионов. Дополнительный вектор – формирования сети из 80 университетов, опорных для отраслей экономики.
Итог очевиден – «Наука» и профильные части «Образования» ориентированы на развитие регионов с помощью формирования центров научно-образовательно-технологической силы в виде комплексных экосистем на базе НОЦ и научных центров мирового уровня, СУНЦ, ведущих университетов.
Президентские гранты: молодые исследователи и ведущие школы
Подведены итоги конкурсов 2020 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации.
В этом году конкурс на право получения грантов Президента для молодых ученых кандидатов (МК-2020) и докторов наук (МД-2020) проходил со 2 сентября по 2 октября 2019 года. Конкурс на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (НШ-2020) – с 9 октября по 8 ноября 2019 года.
В конкурсе МК на 400 грантов претендовали 1509 молодых кандидатов наук. Квоты по областям знаний определены таким образом, что конкурс составил в среднем 3,6 заявки на один грант.
На 60 ежегодно выделяемых грантов в конкурсе МД претендовали 152 молодых доктора наук. Средний конкурс составил 2,3 заявки на один грант.
Конкурс ведущих научных школ проводится один раз в два года, по сравнению с предыдущим периодом количество заявок выросло на 10%. Следует учитывать, что изменилась квота данного конкурса. С 2018 года она составляет 50 научных школ. На 50 грантов в конкурсе НШ претендовала 141 заявка. Средний конкурс составил 2,6 заявки на один грант.
Гранты Президента Российской Федерации, выделяются на 2-летний срок для проведения научных исследований:
а) кандидатам наук - в размере 600 тысяч рублей ежегодно, включая оплату их труда и труда соисполнителей. В число соисполнителей должны входить не менее одного молодого ученого, студента, аспиранта. Размер оплаты труда кандидата наук и его соисполнителей не может превышать 360 тысяч рублей в год;
б) докторам наук - в размере 1 млн рублей ежегодно, включая оплату их труда и труда соисполнителей. В число соисполнителей должно входить не менее трех молодых ученых, студентов, аспирантов. Размер оплаты труда доктора наук и его соисполнителей не может превышать 600 тысяч рублей в год;
в) научным школам – в размере 2 млн 622 тысяч рублей ежегодно.
Списки соискателей гранта, заявки которых признаны победителями конкурса, опубликованы на официальном сайте Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации.
Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2341
Подведены итоги конкурсов 2020 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации.
В этом году конкурс на право получения грантов Президента для молодых ученых кандидатов (МК-2020) и докторов наук (МД-2020) проходил со 2 сентября по 2 октября 2019 года. Конкурс на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (НШ-2020) – с 9 октября по 8 ноября 2019 года.
В конкурсе МК на 400 грантов претендовали 1509 молодых кандидатов наук. Квоты по областям знаний определены таким образом, что конкурс составил в среднем 3,6 заявки на один грант.
На 60 ежегодно выделяемых грантов в конкурсе МД претендовали 152 молодых доктора наук. Средний конкурс составил 2,3 заявки на один грант.
Конкурс ведущих научных школ проводится один раз в два года, по сравнению с предыдущим периодом количество заявок выросло на 10%. Следует учитывать, что изменилась квота данного конкурса. С 2018 года она составляет 50 научных школ. На 50 грантов в конкурсе НШ претендовала 141 заявка. Средний конкурс составил 2,6 заявки на один грант.
Гранты Президента Российской Федерации, выделяются на 2-летний срок для проведения научных исследований:
а) кандидатам наук - в размере 600 тысяч рублей ежегодно, включая оплату их труда и труда соисполнителей. В число соисполнителей должны входить не менее одного молодого ученого, студента, аспиранта. Размер оплаты труда кандидата наук и его соисполнителей не может превышать 360 тысяч рублей в год;
б) докторам наук - в размере 1 млн рублей ежегодно, включая оплату их труда и труда соисполнителей. В число соисполнителей должно входить не менее трех молодых ученых, студентов, аспирантов. Размер оплаты труда доктора наук и его соисполнителей не может превышать 600 тысяч рублей в год;
в) научным школам – в размере 2 млн 622 тысяч рублей ежегодно.
Списки соискателей гранта, заявки которых признаны победителями конкурса, опубликованы на официальном сайте Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации.
Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2341
Не соглашательство, а конструктив
Состоялось третье заседание Общественного совета при Минобрнауки России. В мероприятии принял участие Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков.
В ходе заседания обсуждались предложения, поступившие от членов Совета, для включения в план работы на 2020 год.
«Главный смысл нашей деятельности – стать площадкой для обсуждения актуальных вопросов развития российской науки и образования. Общественный совет должен стать эффективным механизмом взаимодействия и диалога Министерства, как государственного органа, и общества», – отметил председатель Общественного совета при Минобрнауки России Александр Чубарьян.
В 2020 году Общественный совет планирует обсудить вопросы совершенствования законодательства в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, международного сотрудничества в области науки и высшего образования, реализации национальных проектов «Наука» и «Образование», по молодежной политике и ряду других актуальных направлений деятельности Министерства. Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков призвал членов Общественного совета подключиться к обсуждению подходов к распределению контрольных цифр приема, вести активную информационную работу.
«Соглашательская позиция никому не нужна. Нужно мнение общественности, обратная связь на те инициативы, которые реализует Министерство, и ваши предложения», – обратился Михаил Котюков к членам Общественного совета. Министр очень грамотно расставил акценты – банальное кивание головами в таких структурах не только не нужно, но и откровенно вредно. Также токсичной является огульная критика – необходимы конструктивные предложения, основывающиеся на позиции профессиональных сообществ, для чего и создан Совет.
В составе Совета будут функционировать ряд экспертных комиссий по направлениям деятельности Министерства. На заседании члены совета утвердили их предварительный список и обсудили кандидатуры руководителей. В ближайшее время будут сформированы составы комиссий.
Общественный совет должен (и мы уверены – будет) являться действенным средством коммуникации между научно-образовательным сообществом и профильным министерством, а также будет служить площадкой для дискуссий, формирования компромиссов и консенсусов.
Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2340
Состоялось третье заседание Общественного совета при Минобрнауки России. В мероприятии принял участие Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков.
В ходе заседания обсуждались предложения, поступившие от членов Совета, для включения в план работы на 2020 год.
«Главный смысл нашей деятельности – стать площадкой для обсуждения актуальных вопросов развития российской науки и образования. Общественный совет должен стать эффективным механизмом взаимодействия и диалога Министерства, как государственного органа, и общества», – отметил председатель Общественного совета при Минобрнауки России Александр Чубарьян.
В 2020 году Общественный совет планирует обсудить вопросы совершенствования законодательства в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, международного сотрудничества в области науки и высшего образования, реализации национальных проектов «Наука» и «Образование», по молодежной политике и ряду других актуальных направлений деятельности Министерства. Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков призвал членов Общественного совета подключиться к обсуждению подходов к распределению контрольных цифр приема, вести активную информационную работу.
«Соглашательская позиция никому не нужна. Нужно мнение общественности, обратная связь на те инициативы, которые реализует Министерство, и ваши предложения», – обратился Михаил Котюков к членам Общественного совета. Министр очень грамотно расставил акценты – банальное кивание головами в таких структурах не только не нужно, но и откровенно вредно. Также токсичной является огульная критика – необходимы конструктивные предложения, основывающиеся на позиции профессиональных сообществ, для чего и создан Совет.
В составе Совета будут функционировать ряд экспертных комиссий по направлениям деятельности Министерства. На заседании члены совета утвердили их предварительный список и обсудили кандидатуры руководителей. В ближайшее время будут сформированы составы комиссий.
Общественный совет должен (и мы уверены – будет) являться действенным средством коммуникации между научно-образовательным сообществом и профильным министерством, а также будет служить площадкой для дискуссий, формирования компромиссов и консенсусов.
Источник: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2340
Forwarded from Сибиряк
Итоги года. «Академгородок 2.0»
Программа развития Новосибирского научного центра, более известная как «Академгородок 2.0», находится в подвешенном состоянии. С момента одобрения президентом России Владимиром Путиным прошло почти два года, а первых финансовых траншей не реализацию пока не поступило. Имеющиеся сложности со строительством Сибирского кольцевого источника фотонов (СКИФ), того самого «синхротрона», не добавляют позитива общественности и научным кругам и заставляют говорить о возможных рисках.
Риск I «Курчатовский институт». Накануне проведения международного форума технологического развития «Технопром» в информационном пространстве появилось заявление специалистов научно-исследовательского центра «Курчатовский институт» о необходимом увеличении мощности новосибирского синхротрона в два раза, что повлекло бы за собой сдвиг сроков реализации проекта на 8-10 лет. Провокация столичных ядерщиков на славу: в СО РАН взбудоражились и принялись отвечать, что мощности уже оговорены и изменений быть не может. Почему мы говорим «провокация»? Все просто, Курчатовскому институту не хочется конкурентов в синхротронном излучении. Конкуренция будет означать неясность в ходе конкурсов на федеральные и международные проекты. Можно не сомневаться, что в последующие три года (до 2023, на который намечено окончание строительства СКИФ) Курчатовский институт еще раз подвергнет сомнению якорный проект «Академгородка 2.0».
Риск II «Бюджетные миллиарды». Нынешний год прошел впустую, если говорить о конкретном строительстве. Новосибирская область не получила ни рубля из федеральной казны и первый миллиардный транш намечен только на 2020 год. В ценах 2018 года реализация проекта оценивается в 37-40 млрд рублей. В случае экономических неурядиц можно запросто прогнозировать, что строительство синхротрона затянется, а остальные проекты вроде Центра нанотехнологий или Центра генетических технологий могут и вовсе не стартовать.
Риск III «Травников разочаровался». Губернатор Новосибирской области Андрей Травников явно не ожидал, что Москва прокатит заявку от его региона на приоритетное создание научно-образовательного центра. Изначально говорилось, что Новосибирск готов представить аж три проекта НОЦ, однако по факту, как писали в СМИ, получились идеи «за все хорошее, против всего плохого». На сегодня приходится признать, что губернатор Травников уже не проявляет того интереса и энтузиазма к научным делам, а его вице-губернатор по науке Андрей Жуков так и не смог собрать нормальную команду: назначенный научный министр Алексей Васильев оказался хорошим администратором, но не инноватором и не визионером. Возможно, причина в том, что ведомство так и не смогло представить вменяемой дорожной карты «Академгородка 2.0» с дополнительными сценариями на случай кризисов.
Риск IV «Академгородок 2.0 это не только синхротрон». Принято говорить об программе модернизации Новосибирского научного центра только в контексте Сибирского кольцевого источника фотонов. На самом деле, в брошюре, посвященной «Академгородку 2.0» значится порядка сорока проектов. Помимо них, необходимо строительство нового бюджетного жилья, дорожной и гостиничной инфраструктуры, парков и мест для развлечения. Это огромная комплексная программа, куда ученые из СО РАН вписали все свои желания, которые накопились за 50 лет. Реализовать одно и забыть про другое означает вызвать агрессию и неприятие. А абсолютно на все проекты может не хватить денег даже в государственной казне.
Программа развития Новосибирского научного центра, более известная как «Академгородок 2.0», находится в подвешенном состоянии. С момента одобрения президентом России Владимиром Путиным прошло почти два года, а первых финансовых траншей не реализацию пока не поступило. Имеющиеся сложности со строительством Сибирского кольцевого источника фотонов (СКИФ), того самого «синхротрона», не добавляют позитива общественности и научным кругам и заставляют говорить о возможных рисках.
Риск I «Курчатовский институт». Накануне проведения международного форума технологического развития «Технопром» в информационном пространстве появилось заявление специалистов научно-исследовательского центра «Курчатовский институт» о необходимом увеличении мощности новосибирского синхротрона в два раза, что повлекло бы за собой сдвиг сроков реализации проекта на 8-10 лет. Провокация столичных ядерщиков на славу: в СО РАН взбудоражились и принялись отвечать, что мощности уже оговорены и изменений быть не может. Почему мы говорим «провокация»? Все просто, Курчатовскому институту не хочется конкурентов в синхротронном излучении. Конкуренция будет означать неясность в ходе конкурсов на федеральные и международные проекты. Можно не сомневаться, что в последующие три года (до 2023, на который намечено окончание строительства СКИФ) Курчатовский институт еще раз подвергнет сомнению якорный проект «Академгородка 2.0».
Риск II «Бюджетные миллиарды». Нынешний год прошел впустую, если говорить о конкретном строительстве. Новосибирская область не получила ни рубля из федеральной казны и первый миллиардный транш намечен только на 2020 год. В ценах 2018 года реализация проекта оценивается в 37-40 млрд рублей. В случае экономических неурядиц можно запросто прогнозировать, что строительство синхротрона затянется, а остальные проекты вроде Центра нанотехнологий или Центра генетических технологий могут и вовсе не стартовать.
Риск III «Травников разочаровался». Губернатор Новосибирской области Андрей Травников явно не ожидал, что Москва прокатит заявку от его региона на приоритетное создание научно-образовательного центра. Изначально говорилось, что Новосибирск готов представить аж три проекта НОЦ, однако по факту, как писали в СМИ, получились идеи «за все хорошее, против всего плохого». На сегодня приходится признать, что губернатор Травников уже не проявляет того интереса и энтузиазма к научным делам, а его вице-губернатор по науке Андрей Жуков так и не смог собрать нормальную команду: назначенный научный министр Алексей Васильев оказался хорошим администратором, но не инноватором и не визионером. Возможно, причина в том, что ведомство так и не смогло представить вменяемой дорожной карты «Академгородка 2.0» с дополнительными сценариями на случай кризисов.
Риск IV «Академгородок 2.0 это не только синхротрон». Принято говорить об программе модернизации Новосибирского научного центра только в контексте Сибирского кольцевого источника фотонов. На самом деле, в брошюре, посвященной «Академгородку 2.0» значится порядка сорока проектов. Помимо них, необходимо строительство нового бюджетного жилья, дорожной и гостиничной инфраструктуры, парков и мест для развлечения. Это огромная комплексная программа, куда ученые из СО РАН вписали все свои желания, которые накопились за 50 лет. Реализовать одно и забыть про другое означает вызвать агрессию и неприятие. А абсолютно на все проекты может не хватить денег даже в государственной казне.
Воронежский государственный технический университет: перезагрузка системы ДПО региона
Федеральный проект «Новые возможности для каждого», который реализует ВГТУ дал импульс процессу повышения квалификации строителей области.
Комплекс программ непрерывного образования по строительству современных дорог, реализуемый вузом в рамках нацпроекта «Образование», вызвал огромный интерес среди ведущих предприятий и организаций Воронежской области.
По просьбе НОП ректор университета Сергей Колодяжный рассказал о ходе реализации и первых итогах:
«Воронежский опорный университет, в силу своего статуса, призван решать задачи, обозначенные в федеральных проектах. Наш проект «Безопасность автомобильных дорог» направлен на подготовку профессиональных кадров, и позволяет не только повысить качество строительства и обслуживания сети автомобильных дорог региона и страны в целом, выстроить систему активного взаимодействия с нашими бизнес-партнерами, но и перезагрузить систему дополнительного образования в нашем университете и регионе. Тот интерес, который проявили к нашим программам ведущие предприятия и региональные власти, дает уверенность в том, что ВГТУ справится с поставленными перед ним задачами – на всей территории Воронежской области и страны будет действовать сеть безопасных дорог, и мы сможем выйти на качественно новый уровень в регионе и стране в сфере дополнительного образования, построив ее на тесном взаимодействии с нашим индустриальными партнерами и органами власти».
Отличный старт ВГТУ в реализации федпроекта отметили и эксперты Минобрнауки и Института образования ВШЭ Илья Коршунов и Евгений Сжёнов.
Это тот самый случай, когда ожидания экспертного и вузовского сообщества (перезагрузка университетских систем ДПО) были удачно дополнены дорожной картой федпроекта.
Федеральный проект «Новые возможности для каждого», который реализует ВГТУ дал импульс процессу повышения квалификации строителей области.
Комплекс программ непрерывного образования по строительству современных дорог, реализуемый вузом в рамках нацпроекта «Образование», вызвал огромный интерес среди ведущих предприятий и организаций Воронежской области.
По просьбе НОП ректор университета Сергей Колодяжный рассказал о ходе реализации и первых итогах:
«Воронежский опорный университет, в силу своего статуса, призван решать задачи, обозначенные в федеральных проектах. Наш проект «Безопасность автомобильных дорог» направлен на подготовку профессиональных кадров, и позволяет не только повысить качество строительства и обслуживания сети автомобильных дорог региона и страны в целом, выстроить систему активного взаимодействия с нашими бизнес-партнерами, но и перезагрузить систему дополнительного образования в нашем университете и регионе. Тот интерес, который проявили к нашим программам ведущие предприятия и региональные власти, дает уверенность в том, что ВГТУ справится с поставленными перед ним задачами – на всей территории Воронежской области и страны будет действовать сеть безопасных дорог, и мы сможем выйти на качественно новый уровень в регионе и стране в сфере дополнительного образования, построив ее на тесном взаимодействии с нашим индустриальными партнерами и органами власти».
Отличный старт ВГТУ в реализации федпроекта отметили и эксперты Минобрнауки и Института образования ВШЭ Илья Коршунов и Евгений Сжёнов.
Это тот самый случай, когда ожидания экспертного и вузовского сообщества (перезагрузка университетских систем ДПО) были удачно дополнены дорожной картой федпроекта.