НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
#дистРАНт обнажает проблемы

В «Независимой газеты» опубликована статья, содержащая как критику текущего информационно-цифрового состояния РАН и научных институтов, так и предложения по системному реформированию. Осветим критическую часть, оставив на суд читателей предложения автора статьи.

Работа исследовательских организаций в период кризиса убедительно демонстрирует критическую роль современных технических средств и технологий, позволяющих оперативно ориентироваться в потоках актуальной информации, работать с обновляющимися в режиме реального времени базами данных и т.п. А возможности дистантной коммуникации показали снижающуюся зависимость ученых от закрепленного в физическом пространстве коллективного рабочего места.

Кризис, однако, выявил серьезные изъяны в организации научного процесса, указав на необходимость пересмотра унаследованных из прошлого методов работы, в частности, устарелость нынешней оргструктуры НИИ. Без кардинальной трансформации организационной архитектуры российских научных учреждений, особенно в области социальных и гуманитарных исследований, конструкция ФГБУН «Институт РАН» останется конгломератом заведений, не приспособленным к современным формам интенсивной аналитической практики.

Работа ряда российских научных институтов весной 2020 г. оказалась фактически парализована, проведение намеченных ранее мероприятий заморожено, взаимодействие сотрудников прекращено, что для современных организаций, однако, не является неизбежным следствием режима самоизоляции. Свидетельство тому – опыт отдельных российских научных организаций, преимущественно связанных с образованием, не претерпевших существенного урона, достаточно плавно перейдя на режим удаленной работы, реализуя в изменившихся условиях запланированные ранее научные мероприятия и продолжая процесс обучения. Также практика зарубежных аналитических центров продемонстрировала в этот период взрывной рост коммуникаций, производство и представление в ежедневном режиме аналитических материалов.

Сообщество «институтов РАН» некоторое время назад было выведено из-под непосредственного управления РАН (№ 253-ФЗ), однако сами институты избежали серьезной структурной перестройки. Формула, заложенная в основание исследовательского процесса, особенно в гуманитарной и социальной сферах, осталась, по сути, прежней. Административная архитектура НИИ сохранила с незначительными изменениями советский мобилизационный стандарт управления с жесткой иерархией, сложной системой «званий», нисходящей организацией рабочего процесса, фиксированным распорядком дня, отсутствием интереса к современным формам и методам коллективной и индивидуальной работы и т.п. Понадобился кризис как масштабный эксперимент, продемонстрировавший работоспособность в сложных условиях одних структур и функциональный коллапс других, чтобы увидеть белые пятна и сдвинуть процесс реформирования с мертвой точки.

За рамками разрушенных коронавирусом схем трудовых отношений, ориентированных на прописанную в контрактах обязанность ученого ежедневно присутствовать в учреждении с 10.00 до 19.00, оказались не только заместившие их методы удаленной работы, сделавшие очевидным прежнее, сугубо бюрократическое понимание рабочего процесса. Вскрылись и другие серьезные изъяны регламентирующей документации, исключающей гибкие формы творческой реализации, отсутствие адекватных специфике научного поиска протоколов прав и обязанностей как административного корпуса, так и ученых.

Попутно обнаружился заметный дефицит современного коммуникационного оборудования, необходимого для работы в режиме видеоконференций, персонального аппаратного и «белого» программного обеспечения. А также стандартов и норм снабжения электронным инструментарием, разного рода канцелярскими принадлежностями и т.п., оставив все эти логистические проблемы на усмотрение администрации, в ряде случаев переложившей их разрешение на самих ученых.

Очевидно, однако, отставание уровня технической реализации и поддержки большинства сайтов институтов РАН от современных возможностей.
Молодежь и информационное лидерство: Минобрнауки расправляет крылья

В блоке информационной и молодежной политики Минобрнауки произошли знаковые назначения. Оба департамента возглавили молодые, но уже опытные руководители, хорошо известные в профильных тусовках.

При этом Департамент информационной политики создан впервые – в старом составе Минобрнауки такого подразделения не было. Его директором назначен Глеб Федоров.

Он окончил международное отделение Факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова. В трудовой биографии Федорова – работа на телеканале НТВ, радио «Голос России», в Русской службе Би-би-си. С 2016 по 2020 год был заместителем главного редактора международного издания Russia Beyond.

Мы успели познакомиться с Глебом, послушать мнение его руководителей и коллег – новый Департамент имеет возможность стать важнейшим структурным подразделением.

Среди ключевых приоритетов мы видим:
– Организация эффективной обратной связи и командной работы с сетью «подведов». Нужно научиться слышать и слушать.
– Консолидация команды формальных и неформальных СМИ. Минобрнауки де-факто хедлайнер федеральной новостной повестки. Нужно уметь нести этот груз с достоинством.
– Отладка необходимого эффективного диалога со всеми руководителями и структурными подразделениями министерства.

Директором Департамента молодежной политики Минобрнауки России назначен Денис Аширов.

До своего назначения он был руководителем МГЕР Москвы. С февраля 2020 года назначен руководителем Региональной общественной приемной Председателя партии «Единая Россия» Д.А.Медведева в городе Москве. До этого являлся заместителем директора Московского городского центра профессионального и карьерного развития, работал в должности заместителя руководителя ресурсного центра по развитию и поддержке волонтёрского движения «Мосволонтёр».

Мы многократно писали о том, что молодёжный департамент Министерства занимается не тем и делает это не так. Два года СУНЦы были первым, вторым и третьим в меню департамента.

К счастью, пресловутые СУНЦы переданы в подчинение замминистра Афанасьева, а департамент займётся тем, чем должен по своей сути – государственной молодёжной политикой.

Мы убеждены (и переговорили об этом с коллегами и в Минобрнауки, и в команде Алексея Комиссарова), что Министерство просто обязано встать в авангарде этого важнейшего направления госполитики. Убеждены, что в лице президентской платформы «Россия - страна возможностей» обновлённый департамент и профильный замминистра встретят надёжных партнёров и друзей.
Муж и жена – одна научная стезя

Искренне любящий человек всегда порадуется за успехи своей второй половинки, но истинное счастье, когда оба одновременно добиваются равновеликих и значимых успехов. Такое изредка можно встретить в спорте, случается в политике. Но еще один источник подобных примеров – наука.

Двадцать лет назад Московский государственный университет навсегда объединил судьбы двух молодых ученых – Андрея и Елены Казак.

Андрей – потомственный геофизик, а Елене еще дедушка (шахтер и буровик) привил любовь к Земле-матушке в ее геологическом проявлении. Совместный быт и научные интересы привели супругов на траекторию «Наука» управленческого конкурса «Лидеры России» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей».

Их дочери уже 8 лет, четыре из которых супруги работают над совместным научным проектом, который посвящен трудноизвлекаемым энергоносителям.

«Фактически я – лидер проекта, супруга Екатерина – основной исполнитель. Я работаю в Сколтехе, а Екатерина — на геологическом факультете МГУ. Мы не просто муж и жена, а партнеры и коллеги. Работать сообща – большое испытание, но мы любим вызовы, вот и на конкурс «Лидеры России» пришли вместе. Опыт участия здесь выводит конкурсантов из чисто научной сферы, где ты – профессионал, в ту, где нужно уметь доносить свой результат и мотивировать окружающих к конкретным действиям. Здесь мы увидели, что в первую очередь ожидается от Лидера России, сопоставили с тем, что у нас уже есть и выработали план дальнейшего развития», – рассказал Андрей Казак.

Во время конкурса «Лидеры России» супруги Казак оценочные мероприятия проходили в разных командах. Екатерина отметила, что соперничества в семье их нет, а есть толерантность, поддержка и уважение позиции друг друга.

Говорят, что в семье достаточно одного кандидата наук, но Андрей и Екатерина демонстрируют умение слаженно работать не только над научными, но и бытовыми вопросами.

«Семья – это основа и моя крепость. Без поддержки и любви родных и близких мне сложно идти вперед. Мой супруг и моя дочь – самые главные мотиваторы в жизни. – поделилась Екатерина Казак. – Конкурсные игры из научной среды окунули нас в среду управления, где мы смогли увидеть и оценить свои сильные и слабые стороны. Теперь я точно знаю, над чем нужно поработать. Стране нужны профессионалы высокого класса, для них открыты все возможности, ведь кадровый голод достаточно серьезный. Прежде всего, мы шли с мужем на конкурс «Лидеры России» ради новых профессиональных знакомств. Ведь редко где встретишь такое количество умных, талантливых и амбициозных людей. И эта площадка – чудесная возможность испытать себя, повысить навыки коммуникации».

Также Екатерина подняла очень важную проблему гендерного равенства в науке: «На женщине большая социальная ответственность, так как она совмещает свою карьеру с заботой о детях, муже, родителях, семье, доме. Девушкам-ученым приходится делать перерывы в научной карьере для декретного отпуска. Присутствие гендерного признака в научной среде усложняет карьерный рост ученых женского пола. На мой взгляд, важно увеличить возраст молодых ученых для женщин на время декретного отпуска. И хочется подбодрить девушек-ученых, обязательно принимайте участие в следующем сезоне!»

И пусть кто-нибудь заикнется, что дети крадут лучшие годы жизни! Совсем нет! Сейчас лишь научные степени продляют «молодость» ученого, но все сильнее звучат слова тех, кто отстаивает и дополнительный декретный бонус для женщин. Впрочем, не стоит в борьбе с одним гендерным неравенством строить другое. Декрет может вполне взять мужчина и совмещать научную работу с воспитанием малыша.

Вообще у семьи Андрея и Екатерины Казак явно есть четкое видение своего будущего, реализации которого они придерживаются. Понять дополнительные направления развития им помог конкурс «Лидеры России». Как говорится, хороший соцлифт укрепляет брак.
Препо-дистант-ель: мнения и возможности

Уже сегодня 23 апреля в 12:00 (мск), то есть через час, состоится очередной Экспертный семинар «Преподаватель на дистанте: возможности и преимущества»

За шесть недель с начала масштабного перехода на дистант у преподавателей российских вузов накопилось множество позитивных решений, значительную часть из которых они будут применять на практике и после окончания пандемии. Среди таких практик множество «лайфхаков» о том, как удерживать внимание и мотивацию студентов к обучению во время карантина, как организовать тайм-менеджмент преподавателя и студента в дистанционной работе, как стоит скорректировать содержание учебных материалов для занятий онлайн и многое другое.

Для обмена интересными наработками и находками мы пригласили преподавателей из различных вузов, чтобы вместе ответить на три вопроса:

• Какие основные возможности и преимущества дистанционной работы вы обнаружили?
• Какой опыт можно (и нужно) перенести в образовательный процесс после карантина?
• Какими наиболее интересными «лайфхаками» вы можете поделиться с коллегами?

В ходе вебинара участники смогут принять участие в опросе и задать интересующие их вопросы.

Организаторы вебинара:
• Ассоциация «Глобальные университеты»
• Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика»
• Институт образования НИУ ВШЭ

Вебинар можно смотреть в прямой трансляции без регистрации (ссылка будет актуальна за 15 минут до начала вебинара): https://www.youtube.com/channel/UC3L3Mkio2DKK5PkIP29B2Sg/live
Школьный межвед и синхрон

Распоряжением Президента образована Межведомственная рабочая группа по вопросам развития общего образования.

Два ключевых направления работы: оценка ФГОС и анализ развития.

Очень важен высокий статус Группы – ее организационно-техническое сопровождение возложено на Управление Президента по научно-образовательной политике. Это также подтверждает серьезные позиции Андрея Фурсенко не только в сфере науки и высшего образования, но также и в школьной страте.

Состав представляет не меньший интерес. Руководство группы двуглавое - профильный вице-премьер Татьяна Голикова и помощник Президента Андрей Фурсенко. Подобный формат свойственен также коллегиальным органам управления крупными научными программами и проектами, что лишний раз подчеркивает значимость школьного образования.

В состав Группы входят два профильных министра – Валерий Фальков (науки и высшего образования) и Сергей Кравцов (просвещения). При этом достаточно странным выглядит отсутствие представителей Рособрнадзора. Это серьезное ослабление его позиций и косвенно – Сергея Кравцова (выходца из этой Службы).

Ректорское сообщество представляют Эдуард Галажинский (Томский государственный университет) и Виктор Садовничий (МГУ). Для первого – это усиление влияния, для второго – подтверждение. При этом в лице ректора ТГУ зафиксирована и Российская академия образования, вице-президентом которой он является.

Елена Шмелева («Сириус») присутствует в нескольких качествах: как представитель тестового «полигона», по вектору одаренных детей, в качестве балансира разных элитных групп.

За СПО в его интеграции со школами отвечает Роберт Уразов (Worldskills Russia).

Регионы представлены Исаком Калиной (Москва) и губернатором Кировской область Игорем Васильевым. Также ряд участников представляет образовательные учреждения Санкт-Петербурга.

Парламент представляют Любовь Духанова и Лилия Гумерова (от профильных комитетом Госдумы и Совета Федерации соответственно).

Экспертное сообщество представляет Александр Асмолов, выбрать более подходящего кандидата было невозможно.

В целом состав Межведомственной рабочей группы выглядит очень сконцентрированным. Этот орган по задумке явно не должен становиться очередной говорильней, а в его задачи входит практическая и эффективная работа по «дозагрузки» или «перезагрузки» школьного образования.

Среди членов Группы явно можно увидеть пары и тройки, формирующие те сквозные траектории, которые проходят через школьный уровень образования: к СПО, дополнительному образованию, университетам, науке, программам поддержки талантливых детей.

Именно подобное переплетение сцепок создает сетевое пространство компетенций, которые участники Группы должны использовать для того, чтобы не окончательно решить вопрос со ФГОС общего образования (это вряд ли возможно), но хотя бы выйти на какие-то уверенные рубежи.

Школа – очень инертная форма образования, поэтому на членов Группы возложена серьезная обязанность – скорректировать неверные импульсы, заданные общему образованию в последние годы и определить точки приложения необходимых усилий для продуктивного развития всей научно-образовательной системы.

Пришла та эпоха, когда невозможно работать отдельно со школой, университетом или колледжем – необходима системная деятельность по синхронизированному развитию всех видов и форм образования. Только это позволит в полной мере запустить «производство» человеческого капитала.

Текст Распоряжения: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004220023
ТюмГУ индивидуализированный

22 апреля в ходе вебинара «Управление индивидуальной образовательной траекторией онлайн» Тюменский государственный университет поделился опытом реализации проекта.

Университет применяет модульную систему обучения. Последовательность изучения курсов по выбору – наиболее сложная в реализации часть. Цель индивидуальной образовательной траектории – повышение самостоятельности и ответственности студентов.

Курсы и виды деятельности делятся на 3 блока: ядерный, основной и элективный. Это принципиальная политика университета. В ядерную (обязательную) программу ТюмГУ входят математика и английский язык. По заказу правительства Тюменской области в ТюмГУ была введена дополнительная компетенция: способность формировать образовательные траектории в течение жизни и заниматься непрерывным самообразованием.

У каждого студента индивидуальное расписание. Персональная навигация учащихся в образовательном пространстве осуществляется с помощью тьюторов. В начале обучения проводится неучебная ориентационная неделя, когда студенты решают для себя, какой уровень математики им подходит, также устанавливается уровень владения английским.

Со второго семестра студенты начинают выбирать элективные дисциплины. В зависимости от курса и направления подготовки дисциплины могут быть свободными или профессиональными. Модульная структура позволяет менять комбинации дисциплин. Непредзаданность образовательного результата при зачислении дает право сменить направление подготовки до конца 2 курса без потери года. Это было сделано даже в опережение поручения Президента о реализации подобной модели смены траектории.

В вузе реализовано 2 модели индивидуализации образования: общая и школа перспективных исследований. Разница заключается в процентном делении ядерной, основной и элективной части программ. 50-37-13 – соотношение в рамках общей индивидуализации. ШПИ делает соотношение в равных долях, а на этапе ядерной программы проводится «диагностика» знаний студента для дальнейшего построения образовательных программ. В обоих случаях программа обучения строится самостоятельно. Предметы основного профиля могут выступать как предметы по выбору для тех, кто планирует кардинальную смену направления. Если студент прослушал курс, который не относится к получаемой специальности, он получает сертификат об окончании, что дает возможность засчитать его при поступлении в магистратуру как профильный предмет.

Модуляризация учебного плана позволяет свободно конструировать программы, поэтому при появлении заказчика можно быстро собрать новую образовательную траекторию.

Что касается дистанционного обучения, то образовательные траектории не полностью созданы для онлайна. Индивидуальные образовательные траектории и цифровые практики связаны друг с другом в части оцифровки образовательного процесса.

Административные функции в вузе консолидированы: работает единый деканат для всех студентов, независимо от профиля подготовки.

«Гибкие учебные планы» позволили привлекать к обучению профильных специалистов не из сферы науки, комбинированный подход с привлечением бизнес-экспертов стал применяться в ТюмГУ с 2017 года. И на момент запуска руководство вуза шло на значительный риск, связанный с возможностью лишиться аккредитации. Однако прогрессивный подход управленческой команды прекрасно вписался в нацпроекты «Наука» и «Образование». Также данная модель отлично подходит к реализации научно-образовательных траекторий в рамках функционирования Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня, в программе развития которого особый акцент сделан именно на образовании. Это лишний раз подчеркивает, верность выбора большо Тюменской области в качестве одной из пяти в пилотной волне определения НОЦ, а также ТюмГУ как точки его сборки. Умение выстраивать правильное стратегическое планирование и не бояться брать ответственность сделало университет одним из передовых, его практики лучшими, а прогрессивного ректора Валерия Фалькова – прогрессивно мыслящим министром науки и высшего образования.
Forwarded from Майский указ
👍 Обычный запрос МОО «Майский указ» ускорил наделение Института вычислительных технологий статусом Федерального исследовательского центра.

Ранее, обеспокоившись исполнением нацпроекта «Наука», мы проанализировали динамику создания ФИЦ в России — и обнаружили вопиющую несправедливость и волокиту. Ещё в 2016 году Институт вычислительных технологий Сибирского отделения РАН выполнил все необходимые требования и подал заявку, чтобы получить статус ФИЦ. Однако московские чиновники под различными предлогами четыре года отказывались создать новый исследовательский центр.

Поэтому МОО «Майский указ» решило напомнить о нерешённой проблеме первому замдиректора института Андрею Юрченко. Наше письмо реанимировало волну негодования учёных, которая быстро докатилась до Минобрнауки. И уже через десять дней министр Валерий Фальков издал приказ переименовать институт и внести изменения в его устав.

Теперь в России одним федеральным исследовательским центром стало больше. С чем мы и поздравляем Сибирское отделение РАН!
Это работает: лайфхаки о преподавании в дистанте (1/2)

23 апреля состоялся ставший уже традиционным «министерский» вебинар на тему «Преподаватель на дистанте: возможности и преимущества». Проект реализуется силами Ассоциации «Глобальные университеты», экспертно-аналитического центра «Научно образовательная политика» и Института образования НИУ ВШЭ.

Напомним, какие были установлены основные сложности перехода на дистант:
1. Технические, связанные с организацией процесса;
2. Содержательные, касающиеся перехода в онлайн практикоориентированных программ.

Какие преимущества, потенциал и новые возможности вы выявили для себя при переходе на дистант преподаватели?

Вузы рассказали о разных плюсах и возможностях, но основной акцент был сделан на упрощении учебного процесса с помощью дистанционных технологий, эффективном тайм-менеджменте и удобных инструментах контроля успеваемости студентов.

Плюсы дистанта – опыт вузов:

Пензенский ГУ
• Совместные конференции с экспертами из других городов и стран в Zoom делают образовательный процесс слушателей разнообразным.
• Прямые эфиры от преподавателей в Instagram.
• Удаленный сбор информации и выпуск учебной газеты онлайн.

Краснодарский госинститут культуры
• Для студентов – отсутствие привязки во время дистанционной работы к конкретному преподавателю, возможность получения информации по разным направлениям, увеличение связей по всему миру, что особенно важно для творческих специальностей, создание профессиональных интернет-сообществ.
• Для преподавателей - более гуманный и свободный образовательный процесс, не ограниченный временными рамками, креативные формы взаимодействия, поиск альтернативных обходных путей в обучении.

БФУ
• Работа со студентами в проектном режиме для настройки профессиональных траекторий.
• Бизнес-модель нового университета становится осязаемой: по ряду курсов не нужны аудитории. Снижение имущественной базы университета позволяет перебросить освободившиеся средства на другие нужды вуза, в том числе увеличить зарплаты педагогам.
• Эффективная работа системы Moodle интегрирует все части образовательного процесса: преподавание и контроль успеваемости возможны из любой точки мира в режиме онлайн.
• Публичная открытость дает возможность получить обширную обратную связь по курсам преподавателей и скорректировать научно-исследовательские треки при необходимости.

ННГУ
• Рациональное распределение времени педагога и студента;
• Эффективный режим работы – асинхронное обучение;
• Практика в режиме телеконференций;
• Дистант - идеальная модель и условия для обучения преподавателей в рамках повышения квалификации;
• Доступная и быстрая обратная связь от преподавателей.

РЭУ им. Плеханова
• Обширное количество технических решений удаленного преподавания;
• Гибкость в выборе удобных инструментов реализации обучения;
• Усиление контактов между преподавателями и студентами

Сеченовский университет
• Частичное решение реализации дистанционно практикоориентированных программ;
• Возможность видеозаписи проведения ряда процедур;
• Применение геймификации;
• Использование симуляторов.

ГУУ
• Индивидуальные темпы усвоения новых знаний;
• Широкая доступность знаний благодаря интернету;
• Мобильность и своевременная эффективная обратная связь между преподавателями и студентами.

УГНТУ
• Использование открытых курсов и качественно разработанный контент как инструменты поддержки преподавателя в ходе реализации курса;
• Применение удобных решений и платформ;
• Оперативный контроль студентов с помощью Moodle.

Запись вебинара: https://www.youtube.com/channel/UC3L3Mkio2DKK5PkIP29B2Sg/live