Препо-дистант-ель: мнения и возможности
Уже сегодня 23 апреля в 12:00 (мск), то есть через час, состоится очередной Экспертный семинар «Преподаватель на дистанте: возможности и преимущества»
За шесть недель с начала масштабного перехода на дистант у преподавателей российских вузов накопилось множество позитивных решений, значительную часть из которых они будут применять на практике и после окончания пандемии. Среди таких практик множество «лайфхаков» о том, как удерживать внимание и мотивацию студентов к обучению во время карантина, как организовать тайм-менеджмент преподавателя и студента в дистанционной работе, как стоит скорректировать содержание учебных материалов для занятий онлайн и многое другое.
Для обмена интересными наработками и находками мы пригласили преподавателей из различных вузов, чтобы вместе ответить на три вопроса:
• Какие основные возможности и преимущества дистанционной работы вы обнаружили?
• Какой опыт можно (и нужно) перенести в образовательный процесс после карантина?
• Какими наиболее интересными «лайфхаками» вы можете поделиться с коллегами?
В ходе вебинара участники смогут принять участие в опросе и задать интересующие их вопросы.
Организаторы вебинара:
• Ассоциация «Глобальные университеты»
• Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика»
• Институт образования НИУ ВШЭ
Вебинар можно смотреть в прямой трансляции без регистрации (ссылка будет актуальна за 15 минут до начала вебинара): https://www.youtube.com/channel/UC3L3Mkio2DKK5PkIP29B2Sg/live
Уже сегодня 23 апреля в 12:00 (мск), то есть через час, состоится очередной Экспертный семинар «Преподаватель на дистанте: возможности и преимущества»
За шесть недель с начала масштабного перехода на дистант у преподавателей российских вузов накопилось множество позитивных решений, значительную часть из которых они будут применять на практике и после окончания пандемии. Среди таких практик множество «лайфхаков» о том, как удерживать внимание и мотивацию студентов к обучению во время карантина, как организовать тайм-менеджмент преподавателя и студента в дистанционной работе, как стоит скорректировать содержание учебных материалов для занятий онлайн и многое другое.
Для обмена интересными наработками и находками мы пригласили преподавателей из различных вузов, чтобы вместе ответить на три вопроса:
• Какие основные возможности и преимущества дистанционной работы вы обнаружили?
• Какой опыт можно (и нужно) перенести в образовательный процесс после карантина?
• Какими наиболее интересными «лайфхаками» вы можете поделиться с коллегами?
В ходе вебинара участники смогут принять участие в опросе и задать интересующие их вопросы.
Организаторы вебинара:
• Ассоциация «Глобальные университеты»
• Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика»
• Институт образования НИУ ВШЭ
Вебинар можно смотреть в прямой трансляции без регистрации (ссылка будет актуальна за 15 минут до начала вебинара): https://www.youtube.com/channel/UC3L3Mkio2DKK5PkIP29B2Sg/live
Школьный межвед и синхрон
Распоряжением Президента образована Межведомственная рабочая группа по вопросам развития общего образования.
Два ключевых направления работы: оценка ФГОС и анализ развития.
Очень важен высокий статус Группы – ее организационно-техническое сопровождение возложено на Управление Президента по научно-образовательной политике. Это также подтверждает серьезные позиции Андрея Фурсенко не только в сфере науки и высшего образования, но также и в школьной страте.
Состав представляет не меньший интерес. Руководство группы двуглавое - профильный вице-премьер Татьяна Голикова и помощник Президента Андрей Фурсенко. Подобный формат свойственен также коллегиальным органам управления крупными научными программами и проектами, что лишний раз подчеркивает значимость школьного образования.
В состав Группы входят два профильных министра – Валерий Фальков (науки и высшего образования) и Сергей Кравцов (просвещения). При этом достаточно странным выглядит отсутствие представителей Рособрнадзора. Это серьезное ослабление его позиций и косвенно – Сергея Кравцова (выходца из этой Службы).
Ректорское сообщество представляют Эдуард Галажинский (Томский государственный университет) и Виктор Садовничий (МГУ). Для первого – это усиление влияния, для второго – подтверждение. При этом в лице ректора ТГУ зафиксирована и Российская академия образования, вице-президентом которой он является.
Елена Шмелева («Сириус») присутствует в нескольких качествах: как представитель тестового «полигона», по вектору одаренных детей, в качестве балансира разных элитных групп.
За СПО в его интеграции со школами отвечает Роберт Уразов (Worldskills Russia).
Регионы представлены Исаком Калиной (Москва) и губернатором Кировской область Игорем Васильевым. Также ряд участников представляет образовательные учреждения Санкт-Петербурга.
Парламент представляют Любовь Духанова и Лилия Гумерова (от профильных комитетом Госдумы и Совета Федерации соответственно).
Экспертное сообщество представляет Александр Асмолов, выбрать более подходящего кандидата было невозможно.
В целом состав Межведомственной рабочей группы выглядит очень сконцентрированным. Этот орган по задумке явно не должен становиться очередной говорильней, а в его задачи входит практическая и эффективная работа по «дозагрузки» или «перезагрузки» школьного образования.
Среди членов Группы явно можно увидеть пары и тройки, формирующие те сквозные траектории, которые проходят через школьный уровень образования: к СПО, дополнительному образованию, университетам, науке, программам поддержки талантливых детей.
Именно подобное переплетение сцепок создает сетевое пространство компетенций, которые участники Группы должны использовать для того, чтобы не окончательно решить вопрос со ФГОС общего образования (это вряд ли возможно), но хотя бы выйти на какие-то уверенные рубежи.
Школа – очень инертная форма образования, поэтому на членов Группы возложена серьезная обязанность – скорректировать неверные импульсы, заданные общему образованию в последние годы и определить точки приложения необходимых усилий для продуктивного развития всей научно-образовательной системы.
Пришла та эпоха, когда невозможно работать отдельно со школой, университетом или колледжем – необходима системная деятельность по синхронизированному развитию всех видов и форм образования. Только это позволит в полной мере запустить «производство» человеческого капитала.
Текст Распоряжения: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004220023
Распоряжением Президента образована Межведомственная рабочая группа по вопросам развития общего образования.
Два ключевых направления работы: оценка ФГОС и анализ развития.
Очень важен высокий статус Группы – ее организационно-техническое сопровождение возложено на Управление Президента по научно-образовательной политике. Это также подтверждает серьезные позиции Андрея Фурсенко не только в сфере науки и высшего образования, но также и в школьной страте.
Состав представляет не меньший интерес. Руководство группы двуглавое - профильный вице-премьер Татьяна Голикова и помощник Президента Андрей Фурсенко. Подобный формат свойственен также коллегиальным органам управления крупными научными программами и проектами, что лишний раз подчеркивает значимость школьного образования.
В состав Группы входят два профильных министра – Валерий Фальков (науки и высшего образования) и Сергей Кравцов (просвещения). При этом достаточно странным выглядит отсутствие представителей Рособрнадзора. Это серьезное ослабление его позиций и косвенно – Сергея Кравцова (выходца из этой Службы).
Ректорское сообщество представляют Эдуард Галажинский (Томский государственный университет) и Виктор Садовничий (МГУ). Для первого – это усиление влияния, для второго – подтверждение. При этом в лице ректора ТГУ зафиксирована и Российская академия образования, вице-президентом которой он является.
Елена Шмелева («Сириус») присутствует в нескольких качествах: как представитель тестового «полигона», по вектору одаренных детей, в качестве балансира разных элитных групп.
За СПО в его интеграции со школами отвечает Роберт Уразов (Worldskills Russia).
Регионы представлены Исаком Калиной (Москва) и губернатором Кировской область Игорем Васильевым. Также ряд участников представляет образовательные учреждения Санкт-Петербурга.
Парламент представляют Любовь Духанова и Лилия Гумерова (от профильных комитетом Госдумы и Совета Федерации соответственно).
Экспертное сообщество представляет Александр Асмолов, выбрать более подходящего кандидата было невозможно.
В целом состав Межведомственной рабочей группы выглядит очень сконцентрированным. Этот орган по задумке явно не должен становиться очередной говорильней, а в его задачи входит практическая и эффективная работа по «дозагрузки» или «перезагрузки» школьного образования.
Среди членов Группы явно можно увидеть пары и тройки, формирующие те сквозные траектории, которые проходят через школьный уровень образования: к СПО, дополнительному образованию, университетам, науке, программам поддержки талантливых детей.
Именно подобное переплетение сцепок создает сетевое пространство компетенций, которые участники Группы должны использовать для того, чтобы не окончательно решить вопрос со ФГОС общего образования (это вряд ли возможно), но хотя бы выйти на какие-то уверенные рубежи.
Школа – очень инертная форма образования, поэтому на членов Группы возложена серьезная обязанность – скорректировать неверные импульсы, заданные общему образованию в последние годы и определить точки приложения необходимых усилий для продуктивного развития всей научно-образовательной системы.
Пришла та эпоха, когда невозможно работать отдельно со школой, университетом или колледжем – необходима системная деятельность по синхронизированному развитию всех видов и форм образования. Только это позволит в полной мере запустить «производство» человеческого капитала.
Текст Распоряжения: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004220023
Forwarded from Большая перемена РФ
⚡️Прямо сейчас начинается открытый урок с участием министра просвещения Сергеем Кравцовым - «Моя профессия - моя история».
Смотреть: https://vk.com/wall-30558759_128030
Смотреть: https://vk.com/wall-30558759_128030
VK
Министерство просвещения Российской Федерации
Включай открытый урок "Моя профессия - моя история"!
Тебя ждут реальные героические истории о Великой Отечественной войне.
#проектория #открытыйурок #мояпрофессия #мояистория #лучшедома
Тебя ждут реальные героические истории о Великой Отечественной войне.
#проектория #открытыйурок #мояпрофессия #мояистория #лучшедома
ТюмГУ индивидуализированный
22 апреля в ходе вебинара «Управление индивидуальной образовательной траекторией онлайн» Тюменский государственный университет поделился опытом реализации проекта.
Университет применяет модульную систему обучения. Последовательность изучения курсов по выбору – наиболее сложная в реализации часть. Цель индивидуальной образовательной траектории – повышение самостоятельности и ответственности студентов.
Курсы и виды деятельности делятся на 3 блока: ядерный, основной и элективный. Это принципиальная политика университета. В ядерную (обязательную) программу ТюмГУ входят математика и английский язык. По заказу правительства Тюменской области в ТюмГУ была введена дополнительная компетенция: способность формировать образовательные траектории в течение жизни и заниматься непрерывным самообразованием.
У каждого студента индивидуальное расписание. Персональная навигация учащихся в образовательном пространстве осуществляется с помощью тьюторов. В начале обучения проводится неучебная ориентационная неделя, когда студенты решают для себя, какой уровень математики им подходит, также устанавливается уровень владения английским.
Со второго семестра студенты начинают выбирать элективные дисциплины. В зависимости от курса и направления подготовки дисциплины могут быть свободными или профессиональными. Модульная структура позволяет менять комбинации дисциплин. Непредзаданность образовательного результата при зачислении дает право сменить направление подготовки до конца 2 курса без потери года. Это было сделано даже в опережение поручения Президента о реализации подобной модели смены траектории.
В вузе реализовано 2 модели индивидуализации образования: общая и школа перспективных исследований. Разница заключается в процентном делении ядерной, основной и элективной части программ. 50-37-13 – соотношение в рамках общей индивидуализации. ШПИ делает соотношение в равных долях, а на этапе ядерной программы проводится «диагностика» знаний студента для дальнейшего построения образовательных программ. В обоих случаях программа обучения строится самостоятельно. Предметы основного профиля могут выступать как предметы по выбору для тех, кто планирует кардинальную смену направления. Если студент прослушал курс, который не относится к получаемой специальности, он получает сертификат об окончании, что дает возможность засчитать его при поступлении в магистратуру как профильный предмет.
Модуляризация учебного плана позволяет свободно конструировать программы, поэтому при появлении заказчика можно быстро собрать новую образовательную траекторию.
Что касается дистанционного обучения, то образовательные траектории не полностью созданы для онлайна. Индивидуальные образовательные траектории и цифровые практики связаны друг с другом в части оцифровки образовательного процесса.
Административные функции в вузе консолидированы: работает единый деканат для всех студентов, независимо от профиля подготовки.
«Гибкие учебные планы» позволили привлекать к обучению профильных специалистов не из сферы науки, комбинированный подход с привлечением бизнес-экспертов стал применяться в ТюмГУ с 2017 года. И на момент запуска руководство вуза шло на значительный риск, связанный с возможностью лишиться аккредитации. Однако прогрессивный подход управленческой команды прекрасно вписался в нацпроекты «Наука» и «Образование». Также данная модель отлично подходит к реализации научно-образовательных траекторий в рамках функционирования Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня, в программе развития которого особый акцент сделан именно на образовании. Это лишний раз подчеркивает, верность выбора большо Тюменской области в качестве одной из пяти в пилотной волне определения НОЦ, а также ТюмГУ как точки его сборки. Умение выстраивать правильное стратегическое планирование и не бояться брать ответственность сделало университет одним из передовых, его практики лучшими, а прогрессивного ректора Валерия Фалькова – прогрессивно мыслящим министром науки и высшего образования.
22 апреля в ходе вебинара «Управление индивидуальной образовательной траекторией онлайн» Тюменский государственный университет поделился опытом реализации проекта.
Университет применяет модульную систему обучения. Последовательность изучения курсов по выбору – наиболее сложная в реализации часть. Цель индивидуальной образовательной траектории – повышение самостоятельности и ответственности студентов.
Курсы и виды деятельности делятся на 3 блока: ядерный, основной и элективный. Это принципиальная политика университета. В ядерную (обязательную) программу ТюмГУ входят математика и английский язык. По заказу правительства Тюменской области в ТюмГУ была введена дополнительная компетенция: способность формировать образовательные траектории в течение жизни и заниматься непрерывным самообразованием.
У каждого студента индивидуальное расписание. Персональная навигация учащихся в образовательном пространстве осуществляется с помощью тьюторов. В начале обучения проводится неучебная ориентационная неделя, когда студенты решают для себя, какой уровень математики им подходит, также устанавливается уровень владения английским.
Со второго семестра студенты начинают выбирать элективные дисциплины. В зависимости от курса и направления подготовки дисциплины могут быть свободными или профессиональными. Модульная структура позволяет менять комбинации дисциплин. Непредзаданность образовательного результата при зачислении дает право сменить направление подготовки до конца 2 курса без потери года. Это было сделано даже в опережение поручения Президента о реализации подобной модели смены траектории.
В вузе реализовано 2 модели индивидуализации образования: общая и школа перспективных исследований. Разница заключается в процентном делении ядерной, основной и элективной части программ. 50-37-13 – соотношение в рамках общей индивидуализации. ШПИ делает соотношение в равных долях, а на этапе ядерной программы проводится «диагностика» знаний студента для дальнейшего построения образовательных программ. В обоих случаях программа обучения строится самостоятельно. Предметы основного профиля могут выступать как предметы по выбору для тех, кто планирует кардинальную смену направления. Если студент прослушал курс, который не относится к получаемой специальности, он получает сертификат об окончании, что дает возможность засчитать его при поступлении в магистратуру как профильный предмет.
Модуляризация учебного плана позволяет свободно конструировать программы, поэтому при появлении заказчика можно быстро собрать новую образовательную траекторию.
Что касается дистанционного обучения, то образовательные траектории не полностью созданы для онлайна. Индивидуальные образовательные траектории и цифровые практики связаны друг с другом в части оцифровки образовательного процесса.
Административные функции в вузе консолидированы: работает единый деканат для всех студентов, независимо от профиля подготовки.
«Гибкие учебные планы» позволили привлекать к обучению профильных специалистов не из сферы науки, комбинированный подход с привлечением бизнес-экспертов стал применяться в ТюмГУ с 2017 года. И на момент запуска руководство вуза шло на значительный риск, связанный с возможностью лишиться аккредитации. Однако прогрессивный подход управленческой команды прекрасно вписался в нацпроекты «Наука» и «Образование». Также данная модель отлично подходит к реализации научно-образовательных траекторий в рамках функционирования Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня, в программе развития которого особый акцент сделан именно на образовании. Это лишний раз подчеркивает, верность выбора большо Тюменской области в качестве одной из пяти в пилотной волне определения НОЦ, а также ТюмГУ как точки его сборки. Умение выстраивать правильное стратегическое планирование и не бояться брать ответственность сделало университет одним из передовых, его практики лучшими, а прогрессивного ректора Валерия Фалькова – прогрессивно мыслящим министром науки и высшего образования.
Редакция НОП выражает признательность самым верным читателям за скрупулёзность и преданность.
https://news.1rj.ru/str/trueresearch/404
https://news.1rj.ru/str/trueresearch/404
Telegram
Русский research
Вдогонку к предыдущему посту: слово авторитетным независимым экспертам в научно-образовательной сфере. На скриншоте - пост канала @scienpolicy от 19 августа 2019 года, когда Васильева ещё была министром.
Также канал НОП, сегодня: "в последние годы общему…
Также канал НОП, сегодня: "в последние годы общему…
Forwarded from Майский указ
👍 Обычный запрос МОО «Майский указ» ускорил наделение Института вычислительных технологий статусом Федерального исследовательского центра.
Ранее, обеспокоившись исполнением нацпроекта «Наука», мы проанализировали динамику создания ФИЦ в России — и обнаружили вопиющую несправедливость и волокиту. Ещё в 2016 году Институт вычислительных технологий Сибирского отделения РАН выполнил все необходимые требования и подал заявку, чтобы получить статус ФИЦ. Однако московские чиновники под различными предлогами четыре года отказывались создать новый исследовательский центр.
Поэтому МОО «Майский указ» решило напомнить о нерешённой проблеме первому замдиректора института Андрею Юрченко. Наше письмо реанимировало волну негодования учёных, которая быстро докатилась до Минобрнауки. И уже через десять дней министр Валерий Фальков издал приказ переименовать институт и внести изменения в его устав.
Теперь в России одним федеральным исследовательским центром стало больше. С чем мы и поздравляем Сибирское отделение РАН!
Ранее, обеспокоившись исполнением нацпроекта «Наука», мы проанализировали динамику создания ФИЦ в России — и обнаружили вопиющую несправедливость и волокиту. Ещё в 2016 году Институт вычислительных технологий Сибирского отделения РАН выполнил все необходимые требования и подал заявку, чтобы получить статус ФИЦ. Однако московские чиновники под различными предлогами четыре года отказывались создать новый исследовательский центр.
Поэтому МОО «Майский указ» решило напомнить о нерешённой проблеме первому замдиректора института Андрею Юрченко. Наше письмо реанимировало волну негодования учёных, которая быстро докатилась до Минобрнауки. И уже через десять дней министр Валерий Фальков издал приказ переименовать институт и внести изменения в его устав.
Теперь в России одним федеральным исследовательским центром стало больше. С чем мы и поздравляем Сибирское отделение РАН!
Это работает: лайфхаки о преподавании в дистанте (1/2)
23 апреля состоялся ставший уже традиционным «министерский» вебинар на тему «Преподаватель на дистанте: возможности и преимущества». Проект реализуется силами Ассоциации «Глобальные университеты», экспертно-аналитического центра «Научно образовательная политика» и Института образования НИУ ВШЭ.
Напомним, какие были установлены основные сложности перехода на дистант:
1. Технические, связанные с организацией процесса;
2. Содержательные, касающиеся перехода в онлайн практикоориентированных программ.
Какие преимущества, потенциал и новые возможности вы выявили для себя при переходе на дистант преподаватели?
Вузы рассказали о разных плюсах и возможностях, но основной акцент был сделан на упрощении учебного процесса с помощью дистанционных технологий, эффективном тайм-менеджменте и удобных инструментах контроля успеваемости студентов.
Плюсы дистанта – опыт вузов:
Пензенский ГУ
• Совместные конференции с экспертами из других городов и стран в Zoom делают образовательный процесс слушателей разнообразным.
• Прямые эфиры от преподавателей в Instagram.
• Удаленный сбор информации и выпуск учебной газеты онлайн.
Краснодарский госинститут культуры
• Для студентов – отсутствие привязки во время дистанционной работы к конкретному преподавателю, возможность получения информации по разным направлениям, увеличение связей по всему миру, что особенно важно для творческих специальностей, создание профессиональных интернет-сообществ.
• Для преподавателей - более гуманный и свободный образовательный процесс, не ограниченный временными рамками, креативные формы взаимодействия, поиск альтернативных обходных путей в обучении.
БФУ
• Работа со студентами в проектном режиме для настройки профессиональных траекторий.
• Бизнес-модель нового университета становится осязаемой: по ряду курсов не нужны аудитории. Снижение имущественной базы университета позволяет перебросить освободившиеся средства на другие нужды вуза, в том числе увеличить зарплаты педагогам.
• Эффективная работа системы Moodle интегрирует все части образовательного процесса: преподавание и контроль успеваемости возможны из любой точки мира в режиме онлайн.
• Публичная открытость дает возможность получить обширную обратную связь по курсам преподавателей и скорректировать научно-исследовательские треки при необходимости.
ННГУ
• Рациональное распределение времени педагога и студента;
• Эффективный режим работы – асинхронное обучение;
• Практика в режиме телеконференций;
• Дистант - идеальная модель и условия для обучения преподавателей в рамках повышения квалификации;
• Доступная и быстрая обратная связь от преподавателей.
РЭУ им. Плеханова
• Обширное количество технических решений удаленного преподавания;
• Гибкость в выборе удобных инструментов реализации обучения;
• Усиление контактов между преподавателями и студентами
Сеченовский университет
• Частичное решение реализации дистанционно практикоориентированных программ;
• Возможность видеозаписи проведения ряда процедур;
• Применение геймификации;
• Использование симуляторов.
ГУУ
• Индивидуальные темпы усвоения новых знаний;
• Широкая доступность знаний благодаря интернету;
• Мобильность и своевременная эффективная обратная связь между преподавателями и студентами.
УГНТУ
• Использование открытых курсов и качественно разработанный контент как инструменты поддержки преподавателя в ходе реализации курса;
• Применение удобных решений и платформ;
• Оперативный контроль студентов с помощью Moodle.
Запись вебинара: https://www.youtube.com/channel/UC3L3Mkio2DKK5PkIP29B2Sg/live
23 апреля состоялся ставший уже традиционным «министерский» вебинар на тему «Преподаватель на дистанте: возможности и преимущества». Проект реализуется силами Ассоциации «Глобальные университеты», экспертно-аналитического центра «Научно образовательная политика» и Института образования НИУ ВШЭ.
Напомним, какие были установлены основные сложности перехода на дистант:
1. Технические, связанные с организацией процесса;
2. Содержательные, касающиеся перехода в онлайн практикоориентированных программ.
Какие преимущества, потенциал и новые возможности вы выявили для себя при переходе на дистант преподаватели?
Вузы рассказали о разных плюсах и возможностях, но основной акцент был сделан на упрощении учебного процесса с помощью дистанционных технологий, эффективном тайм-менеджменте и удобных инструментах контроля успеваемости студентов.
Плюсы дистанта – опыт вузов:
Пензенский ГУ
• Совместные конференции с экспертами из других городов и стран в Zoom делают образовательный процесс слушателей разнообразным.
• Прямые эфиры от преподавателей в Instagram.
• Удаленный сбор информации и выпуск учебной газеты онлайн.
Краснодарский госинститут культуры
• Для студентов – отсутствие привязки во время дистанционной работы к конкретному преподавателю, возможность получения информации по разным направлениям, увеличение связей по всему миру, что особенно важно для творческих специальностей, создание профессиональных интернет-сообществ.
• Для преподавателей - более гуманный и свободный образовательный процесс, не ограниченный временными рамками, креативные формы взаимодействия, поиск альтернативных обходных путей в обучении.
БФУ
• Работа со студентами в проектном режиме для настройки профессиональных траекторий.
• Бизнес-модель нового университета становится осязаемой: по ряду курсов не нужны аудитории. Снижение имущественной базы университета позволяет перебросить освободившиеся средства на другие нужды вуза, в том числе увеличить зарплаты педагогам.
• Эффективная работа системы Moodle интегрирует все части образовательного процесса: преподавание и контроль успеваемости возможны из любой точки мира в режиме онлайн.
• Публичная открытость дает возможность получить обширную обратную связь по курсам преподавателей и скорректировать научно-исследовательские треки при необходимости.
ННГУ
• Рациональное распределение времени педагога и студента;
• Эффективный режим работы – асинхронное обучение;
• Практика в режиме телеконференций;
• Дистант - идеальная модель и условия для обучения преподавателей в рамках повышения квалификации;
• Доступная и быстрая обратная связь от преподавателей.
РЭУ им. Плеханова
• Обширное количество технических решений удаленного преподавания;
• Гибкость в выборе удобных инструментов реализации обучения;
• Усиление контактов между преподавателями и студентами
Сеченовский университет
• Частичное решение реализации дистанционно практикоориентированных программ;
• Возможность видеозаписи проведения ряда процедур;
• Применение геймификации;
• Использование симуляторов.
ГУУ
• Индивидуальные темпы усвоения новых знаний;
• Широкая доступность знаний благодаря интернету;
• Мобильность и своевременная эффективная обратная связь между преподавателями и студентами.
УГНТУ
• Использование открытых курсов и качественно разработанный контент как инструменты поддержки преподавателя в ходе реализации курса;
• Применение удобных решений и платформ;
• Оперативный контроль студентов с помощью Moodle.
Запись вебинара: https://www.youtube.com/channel/UC3L3Mkio2DKK5PkIP29B2Sg/live
Это работает: лайфхаки о преподавании в дистанте (2/2)
Плюсы дистанта – опыт вузов:
УрФУ
• Рост спроса на образовательные ресурсы привел к увеличению числа подписчиков на YouTube до 50 тыс. у заведующего кафедрой УрФУ Андрея Созыкина, поскольку он давно начал практиковать публикацию собственных лекций на канале.
• Применение YouTube, поскольку ценится содержание, а не качество подачи.
• Обширная обратная связь от подписчиков.
Донской ГТУ
• Рост посещаемости;
• Эффективный контроль студентов;
• Структурированная коммуникация между студентами и преподавателями;
• Внедрение инструментов мотивации: запущен бот, который ежедневно задает студенту вопросы, на которые необходимо дать несложные отчеты для самоорганизации и дисциплины;
• Усиление вовлеченности и развитие конкурентной среды среди студентов с помощью инструментов мотивации;
• Оперативная связь всех участников учебного процесса в удобном формате.
Что из применяемых практик можно и нужно перенести в следующий цикл работы, когда завершится пандемия?
Спикеры обменялись опытом и интересными практиками, многие из которых они планируют реализовывать по окончании карантина. В большинстве своем эксперты солидарны с тем, что то, что повторяется, в данном случае это, как правило, лекции, необходимо перевести в онлайн на постоянной основе. В качестве домашнего задания студенты должны отсмотреть материал и сформировать по нему вопросы, на основе этого преподаватель сможет формировать встречу в аудитории. Такой подход делает дисциплину практикоориентированной. Допустимы также запуски коллаборационных программ с бизнес-компаниями.
В классическом понимании заочное образование перестанет существовать, постепенно будет увеличиваться применение дистанционных технологий. В дистант уйдет преподавательская рутина, станет больше времени для эффективных контактных занятий. В дальнейшем будет проходить тонкая настройка уже имеющихся процессов.
Например, программисты УрФУ планируют перевести управление программными проектами в полностью распределенные команды, независимо от города и страны.
Лайфхаки и приемы. Как удерживать внимание? Как мотивировать? Как организовывать процесс?
КГИК
Ансамблевые дисциплины не позволяют преподавать в онлайн. Выход: прописывается звуковая дорожка опорного партнера и на нее накладывается второй исполнитель – это позволяет связать их. Таким образом вырабатывается более тонкое чувство партнера. После этого готовится видео для YouTube и Instagram. У студентов появляется интерес сделать интересный и красивый проект.
БФУ
• В начале семестра давать студентам проект, за который они несут как личную, так и командную ответственность. Все работы выкладывать в общий доступ для создания конкурентной среды среди проектных групп студентов.
• С помощью программы Discord отслеживать трафики рабочего времени преподавателей для выявления эффективности.
УГНТУ
• Применение графических платформ для интерактивного обучения;
• Составление слайдов с заданиями;
• Устный опрос студентов по ходу онлайн-лекций;
• Рейтинги по отчетным работам.
Наблюдения
Роль вебинаров заключается в том, что они работают как мозговой штурм, который позволяет выявлять сильные и слабые стороны применяемой модели образовательного процесса. В данном случае речь идет о форме экспертной обратной связи для Минобрнауки в части, что нужно улучшить и каким образом. Удаленная интеграция вузов укрепляет научно-образовательные элиты сегодня организационно, но этот опыт взаимодействия даст свои плоды и в содержательном отношении. Общие научные разработки, лучшие практики, партнерство: все эти процессы - основа нацпроектов «Наука» и «Образование». Политика открытости и взаимопомощи способна дать синергетический эффект в различных сферах, в частности, техническое образование сделать более гуманитарным, а гуманитарное более техническим. Все эти процессы смогут привести не только к постановке вопросов, но и к поиску ответов на «большие вызовы» современности и привести к построению сильной развитой экономики на основе научно-технологического прорыва.
Плюсы дистанта – опыт вузов:
УрФУ
• Рост спроса на образовательные ресурсы привел к увеличению числа подписчиков на YouTube до 50 тыс. у заведующего кафедрой УрФУ Андрея Созыкина, поскольку он давно начал практиковать публикацию собственных лекций на канале.
• Применение YouTube, поскольку ценится содержание, а не качество подачи.
• Обширная обратная связь от подписчиков.
Донской ГТУ
• Рост посещаемости;
• Эффективный контроль студентов;
• Структурированная коммуникация между студентами и преподавателями;
• Внедрение инструментов мотивации: запущен бот, который ежедневно задает студенту вопросы, на которые необходимо дать несложные отчеты для самоорганизации и дисциплины;
• Усиление вовлеченности и развитие конкурентной среды среди студентов с помощью инструментов мотивации;
• Оперативная связь всех участников учебного процесса в удобном формате.
Что из применяемых практик можно и нужно перенести в следующий цикл работы, когда завершится пандемия?
Спикеры обменялись опытом и интересными практиками, многие из которых они планируют реализовывать по окончании карантина. В большинстве своем эксперты солидарны с тем, что то, что повторяется, в данном случае это, как правило, лекции, необходимо перевести в онлайн на постоянной основе. В качестве домашнего задания студенты должны отсмотреть материал и сформировать по нему вопросы, на основе этого преподаватель сможет формировать встречу в аудитории. Такой подход делает дисциплину практикоориентированной. Допустимы также запуски коллаборационных программ с бизнес-компаниями.
В классическом понимании заочное образование перестанет существовать, постепенно будет увеличиваться применение дистанционных технологий. В дистант уйдет преподавательская рутина, станет больше времени для эффективных контактных занятий. В дальнейшем будет проходить тонкая настройка уже имеющихся процессов.
Например, программисты УрФУ планируют перевести управление программными проектами в полностью распределенные команды, независимо от города и страны.
Лайфхаки и приемы. Как удерживать внимание? Как мотивировать? Как организовывать процесс?
КГИК
Ансамблевые дисциплины не позволяют преподавать в онлайн. Выход: прописывается звуковая дорожка опорного партнера и на нее накладывается второй исполнитель – это позволяет связать их. Таким образом вырабатывается более тонкое чувство партнера. После этого готовится видео для YouTube и Instagram. У студентов появляется интерес сделать интересный и красивый проект.
БФУ
• В начале семестра давать студентам проект, за который они несут как личную, так и командную ответственность. Все работы выкладывать в общий доступ для создания конкурентной среды среди проектных групп студентов.
• С помощью программы Discord отслеживать трафики рабочего времени преподавателей для выявления эффективности.
УГНТУ
• Применение графических платформ для интерактивного обучения;
• Составление слайдов с заданиями;
• Устный опрос студентов по ходу онлайн-лекций;
• Рейтинги по отчетным работам.
Наблюдения
Роль вебинаров заключается в том, что они работают как мозговой штурм, который позволяет выявлять сильные и слабые стороны применяемой модели образовательного процесса. В данном случае речь идет о форме экспертной обратной связи для Минобрнауки в части, что нужно улучшить и каким образом. Удаленная интеграция вузов укрепляет научно-образовательные элиты сегодня организационно, но этот опыт взаимодействия даст свои плоды и в содержательном отношении. Общие научные разработки, лучшие практики, партнерство: все эти процессы - основа нацпроектов «Наука» и «Образование». Политика открытости и взаимопомощи способна дать синергетический эффект в различных сферах, в частности, техническое образование сделать более гуманитарным, а гуманитарное более техническим. Все эти процессы смогут привести не только к постановке вопросов, но и к поиску ответов на «большие вызовы» современности и привести к построению сильной развитой экономики на основе научно-технологического прорыва.
КБПР: на новых рубежах
Сегодня состоялось очередное (но теперь – онлайн) заседание Рабочей группы по установлению единых требований к порядку формирования и утверждения государственного задания на проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований.
Ключевой темой обсуждения стала методика вычисления комплексного балла публикационной результативности.
Вице-президент РАН Алексей Хохлов на своей странице в Facebook сообщает:
Значительным большинством голосов были приняты следующие решения.
Для всех направлений наук кроме гуманитарных и общественных предлагается принять следующую шкалу баллов:
Q1 WoS – 20,
Q2 WoS – 10,
Q3 WoS – 5,
Q4 WoS – 2,5,
Wos (без IF) – 1,
Scopus (не вх. в WoS) – 1,
RSCI – 1,
ВАК – 0,12,
книги – 1
Для гуманитарных и общественных наук предлагается принять следующую шкалу баллов:
WoS – 3,
Scopus – 3,
RSCI – 3,
ВАК – 1,
книги - не более 1 за п.л.
Экспертные решения по присуждению баллов в формуле для КБПР изданиям книжного формата по гуманитарным и общественным наукам, будет принимать Российская академия наук по представлению соответствующего отделения РАН на основе прозрачных критериев, учитывающих научный уровень, характер и объем книги.
По всем наукам, не относящимся к гуманитарным и общественным, была произведена некоторая корректировка весов категорий. Напомним, это результат не абстрактных обсуждений – все предложения по конкретным коэффициентам были не раз «обкатаны» на имеющемся массиве данных.
Ситуация с общественно-гуманитарными науками нейтрализирована. Уравнен коэффициент (х3) для всех «марочных» журналов – входящих в Скопус или любой из индексом Web of Science. Russian Science Citation Index уравнен в правах с Core Collection.
Основная дефиниция – со статьями в журналах, которые просто входят в ВАК. Они получили серьезное относительное снижение коэффициента. Заметим, что те журналы, которые не входят никуда – не учитываются при расчете КБПР. В этом четко видна попытка защититься от вала статей сомнительного качества, которые индексируются, например, только в РИНЦ.
По поводу книг – по сути решения нет. Есть условная привязка к объему – не более 1 балла за печатный лист. Предстоит очень долгая работа в профильных отделениях РАН, а затем – дебаты на Президиуме. Кейс графоманов будут рассматривать, в том числе сами графоманы. Впрочем, это уже шаг вперед. Ведь в таких науках, как например история, книга является серьезной вехой, которая в действительности стоит значительного числа статей, даже опубликованных в «марочных» журналах.
КБПР тронулся! И главное – что его развитие происходит в диалоге и обсуждении. Все участники уже свыклись с тем, что КБПР неизбежен, как неизбежна любая иная наукометрия. Теперь остается только прийти к консенсусу по отдельным положениям Методики.
Сегодня состоялось очередное (но теперь – онлайн) заседание Рабочей группы по установлению единых требований к порядку формирования и утверждения государственного задания на проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований.
Ключевой темой обсуждения стала методика вычисления комплексного балла публикационной результативности.
Вице-президент РАН Алексей Хохлов на своей странице в Facebook сообщает:
Значительным большинством голосов были приняты следующие решения.
Для всех направлений наук кроме гуманитарных и общественных предлагается принять следующую шкалу баллов:
Q1 WoS – 20,
Q2 WoS – 10,
Q3 WoS – 5,
Q4 WoS – 2,5,
Wos (без IF) – 1,
Scopus (не вх. в WoS) – 1,
RSCI – 1,
ВАК – 0,12,
книги – 1
Для гуманитарных и общественных наук предлагается принять следующую шкалу баллов:
WoS – 3,
Scopus – 3,
RSCI – 3,
ВАК – 1,
книги - не более 1 за п.л.
Экспертные решения по присуждению баллов в формуле для КБПР изданиям книжного формата по гуманитарным и общественным наукам, будет принимать Российская академия наук по представлению соответствующего отделения РАН на основе прозрачных критериев, учитывающих научный уровень, характер и объем книги.
По всем наукам, не относящимся к гуманитарным и общественным, была произведена некоторая корректировка весов категорий. Напомним, это результат не абстрактных обсуждений – все предложения по конкретным коэффициентам были не раз «обкатаны» на имеющемся массиве данных.
Ситуация с общественно-гуманитарными науками нейтрализирована. Уравнен коэффициент (х3) для всех «марочных» журналов – входящих в Скопус или любой из индексом Web of Science. Russian Science Citation Index уравнен в правах с Core Collection.
Основная дефиниция – со статьями в журналах, которые просто входят в ВАК. Они получили серьезное относительное снижение коэффициента. Заметим, что те журналы, которые не входят никуда – не учитываются при расчете КБПР. В этом четко видна попытка защититься от вала статей сомнительного качества, которые индексируются, например, только в РИНЦ.
По поводу книг – по сути решения нет. Есть условная привязка к объему – не более 1 балла за печатный лист. Предстоит очень долгая работа в профильных отделениях РАН, а затем – дебаты на Президиуме. Кейс графоманов будут рассматривать, в том числе сами графоманы. Впрочем, это уже шаг вперед. Ведь в таких науках, как например история, книга является серьезной вехой, которая в действительности стоит значительного числа статей, даже опубликованных в «марочных» журналах.
КБПР тронулся! И главное – что его развитие происходит в диалоге и обсуждении. Все участники уже свыклись с тем, что КБПР неизбежен, как неизбежна любая иная наукометрия. Теперь остается только прийти к консенсусу по отдельным положениям Методики.
Уважаемые коллеги из Минпросвещения Большой перемены, это вы так самокритично про АППКиПРО или Академию "Просвещение"?
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/1595
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/1595
Telegram
Большая перемена РФ
Шесть регионов – одна парадигма
22 апреля, началась первая онлайн стратегическая сессия по формированию проекта Программы деятельности научно-образовательного центра «Инженерия будущего». На мероприятие посредством видеоконференцсвязи одновременно подключились более 80 участников из 6 регионов России.
В конце 2019 года в Москве уже прошли две стратегические сессии. Теперь же в новых условиях самоизоляции работа по выстраиванию кооперации между вузами и индустриальными партнёрами, а также по отбору мегапроектов ведется в дистанционном режиме.
Вузам-участникам под руководством экспертов Фонда «ЦСР «Северо-Запад» и МШУ «Сколково», предстоит отработать проекты для программы НОЦ, которые будут отвечать потребностям корпораций в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Александр Фетисов, заместитель председателя Правительства Самарской области, сказал: «Я уверен, что вам удастся выстроить продуктивную работу внутри проектных групп, сформировать и презентовать предложения, чтобы впоследствии их защитить перед экспертным сообществом и индустриальными партнерами».
Ольга Михеева советник Губернатора Самарской области, генеральный директор АНО «Институт регионального развития», отметила:
«Крайне важно, что стратсессия проходит в совершенно новой парадигме нашего НОЦ, у которого появилось новое название – «Инженерия будущего». Расширяется его география и он стал экстерриториальным. К нам присоединились коллеги из Ульяновской, Пензенской, Тамбовской областей, Республики Мордовия, с нами работает Университет Петра Великого из Санкт-Петербурга. Таким образом деятельность НОЦ «Инженерии будущего» охватывает шесть регионов. Основными индустриальными партнёрами является Ростех, Роскосомс, в ближайшее время к нам присоединится АО «ТЯЖМАШ». У нас появились новые партнеры в лице Российской венчурной компании и Ассоциации «Технет».
Сегодня очень – ответственный день и необходимо настроиться на сложную работу, потому что режим онлайн вносит свои коррективы. Главное максимально включится в процесс по подготовке проектов. Уверена, сессия пройдет успешно и в итоге мы с Дмитрием Санатовым и Фёдором Александровым сможем сформировать мощную программу, которая позволит нам заявиться на конкурс и войти в число НОЦ мирового уровня».
Авторитетные эксперты дадут объективную оценку проектам программы НОЦ «Инженерия будущего». Среди них: заместитель директора Фонда «ЦСР «Северо-Запад» Дмитрий Санатов и представители МШУ «Сколково», в том числе руководитель проектной работы Фёдор Александров.
Имея большой опыт работы с НОЦ «Инженерия будущего» Фёдор Александров, руководитель проектной работы МШУ «СКОЛКОВО», прокомментировал: «Мы должны брать амбициозные цели, которые позволяют с одной стороны индустриальному партнёру свои инвестиционные проекты туда включить, а с другой стороны за счёт сборки тех ресурсов, которые есть на разных территориях, выйти к новым амбициозным целям, которые к НОЦам предъявляются».
Кроме того, у участников стратсессии есть возможность получить обратную связь по своим проектам от представителей индустриальных партнёров таких как, Максим Нагайцев, директор Департамента конверсионной деятельности ГК «Ростех», Сергей Павлинич, управляющий директор ПАО «Кузнецов», Светлана Кишкина, начальник отдела инновационного развития Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
Финальная защита проектов рабочих групп перед индустриальными партнерами состоится 29 апреля. Одобренные проекты войдут в Программу деятельности НОЦ «Инженерия будущего» и станут основой заявки на получение статуса научно-образовательного центра мирового уровня в соответствие с нацпроектом «Наука», которую Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров будет защищать в Москве.
Источник: https://www.facebook.com/irr63/posts/223837349036972?__tn__=K-R
22 апреля, началась первая онлайн стратегическая сессия по формированию проекта Программы деятельности научно-образовательного центра «Инженерия будущего». На мероприятие посредством видеоконференцсвязи одновременно подключились более 80 участников из 6 регионов России.
В конце 2019 года в Москве уже прошли две стратегические сессии. Теперь же в новых условиях самоизоляции работа по выстраиванию кооперации между вузами и индустриальными партнёрами, а также по отбору мегапроектов ведется в дистанционном режиме.
Вузам-участникам под руководством экспертов Фонда «ЦСР «Северо-Запад» и МШУ «Сколково», предстоит отработать проекты для программы НОЦ, которые будут отвечать потребностям корпораций в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Александр Фетисов, заместитель председателя Правительства Самарской области, сказал: «Я уверен, что вам удастся выстроить продуктивную работу внутри проектных групп, сформировать и презентовать предложения, чтобы впоследствии их защитить перед экспертным сообществом и индустриальными партнерами».
Ольга Михеева советник Губернатора Самарской области, генеральный директор АНО «Институт регионального развития», отметила:
«Крайне важно, что стратсессия проходит в совершенно новой парадигме нашего НОЦ, у которого появилось новое название – «Инженерия будущего». Расширяется его география и он стал экстерриториальным. К нам присоединились коллеги из Ульяновской, Пензенской, Тамбовской областей, Республики Мордовия, с нами работает Университет Петра Великого из Санкт-Петербурга. Таким образом деятельность НОЦ «Инженерии будущего» охватывает шесть регионов. Основными индустриальными партнёрами является Ростех, Роскосомс, в ближайшее время к нам присоединится АО «ТЯЖМАШ». У нас появились новые партнеры в лице Российской венчурной компании и Ассоциации «Технет».
Сегодня очень – ответственный день и необходимо настроиться на сложную работу, потому что режим онлайн вносит свои коррективы. Главное максимально включится в процесс по подготовке проектов. Уверена, сессия пройдет успешно и в итоге мы с Дмитрием Санатовым и Фёдором Александровым сможем сформировать мощную программу, которая позволит нам заявиться на конкурс и войти в число НОЦ мирового уровня».
Авторитетные эксперты дадут объективную оценку проектам программы НОЦ «Инженерия будущего». Среди них: заместитель директора Фонда «ЦСР «Северо-Запад» Дмитрий Санатов и представители МШУ «Сколково», в том числе руководитель проектной работы Фёдор Александров.
Имея большой опыт работы с НОЦ «Инженерия будущего» Фёдор Александров, руководитель проектной работы МШУ «СКОЛКОВО», прокомментировал: «Мы должны брать амбициозные цели, которые позволяют с одной стороны индустриальному партнёру свои инвестиционные проекты туда включить, а с другой стороны за счёт сборки тех ресурсов, которые есть на разных территориях, выйти к новым амбициозным целям, которые к НОЦам предъявляются».
Кроме того, у участников стратсессии есть возможность получить обратную связь по своим проектам от представителей индустриальных партнёров таких как, Максим Нагайцев, директор Департамента конверсионной деятельности ГК «Ростех», Сергей Павлинич, управляющий директор ПАО «Кузнецов», Светлана Кишкина, начальник отдела инновационного развития Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
Финальная защита проектов рабочих групп перед индустриальными партнерами состоится 29 апреля. Одобренные проекты войдут в Программу деятельности НОЦ «Инженерия будущего» и станут основой заявки на получение статуса научно-образовательного центра мирового уровня в соответствие с нацпроектом «Наука», которую Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров будет защищать в Москве.
Источник: https://www.facebook.com/irr63/posts/223837349036972?__tn__=K-R
Суперкомпьютеры и регионы
Российские ученые совместно с Министерством науки и высшего образования подготовили концепцию создания суперкомпьютерной инфраструктуры в стране. Об этом сообщил в среду в ходе онлайн-дискуссии проекта директор Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ Владимир Воеводин.
Соответствующее поручение было сделано Президентом Владимиром Путиным по итогам встречи с представителями общественности, состоявшейся в Череповце 4 февраля 2020 года:
[Пр-647, п.1 з)] представить предложения, направленные на увеличение мощности вычислительных ресурсов российских суперкомпьютерных центров, в том числе региональных, с учётом потребностей научных и образовательных организаций, расположенных на всей территории Российской Федерации, в проведении высокопроизводительных вычислений, установление порядка взаимодействия указанных суперкомпьютерных центров между собой, с научными и образовательными организациями на базе национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения, увеличение её пропускной способности и территориальной доступности.
«Мы такую работу начали совместно с Минобрнауки РФ, сейчас разработана концепция национальной суперкомпьютерной инфраструктуры, это хорошо проработанный документ. Очень важно, что концепция заслушана и одобрена на заседании совета по соответствующему приоритету стратегии научно-технологического развития РФ. И сейчас самое главное - переходить к реализации, нужно разработать и принять план (ее реализации), и здесь нужно непосредственно работать с госорганами», - приводит слова Владимира Воеводина портал «Будущее России. Национальные проекты».
По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, он и еще ряд ведущих ученых-академиков, работающих в области суперкомпьютерных вычислений, подписали эту концепцию и планируют дополнительно направить ее в правительство, чтобы подтолкнуть принятие этого решения: «Я действительно считаю, что без продвижения в стране идеи поддержки суперкомпьютерных вычислений и более или менее конкурентоспособной среды в этом направлении, мы проиграем, это факт».
Суперкомпьютерная тематика является одним из флагманских проектов группы МГУ-РАН во главе с Виктором Садовничим. В рамках реализации нацпроекта «Наука» и нацпрограммы «Цифровая экономика» реализуется стремление, с одной стороны, получить средства на модернизацию суперкомпьютеров Ломоносов 1 и 2, в том числе для нужд создаваемой технологической долины (ИНТЦ) «Воробьевы горы» под эгидой Екатерины Тихоновой и «Иннопрактики» с МГУ. С другой, есть явное желание замкнуть на ведущий вуз страны всю суперкомпьютерную инфраструктуру России.
Отметим, что предполагается создание мощных вычислительных центров не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в крупных научно-технологических центрах по регионам России.
В частности, суперкомпьютерный центр может органично дополнить цифровую инфраструктуру, разворачиваемую под эгидой Дальневосточного федерального университета на острове Русский.
Сибирский национальный центр ВВОД (высокопроизводительных вычислений, обработки и хранения данных) является одним из стержневых проектов комплексного развития Новосибирского Академгородка и необходим, в том числе, для обработки данных со строящегося синхротрона СКИФ.
Заметим, что Виктор Садовничий и его союзники предпринимают активную экспансию в регионы в рамках развертывания и реализации программы «Вернадский» - комплексной научно-методической поддержки отдельных направлений развития региональных вузов при участии соответствующих подразделений МГУ.
Суперкомпьютерная тематика также является для МГУ-РАН входным билетом в цифровые процессы и соответствующие бюджеты. Вместе с тем, очевидно, что для научно-технологического прорыва жизненно необходимо наращивать суперкомьютерные мощности.
Российские ученые совместно с Министерством науки и высшего образования подготовили концепцию создания суперкомпьютерной инфраструктуры в стране. Об этом сообщил в среду в ходе онлайн-дискуссии проекта директор Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ Владимир Воеводин.
Соответствующее поручение было сделано Президентом Владимиром Путиным по итогам встречи с представителями общественности, состоявшейся в Череповце 4 февраля 2020 года:
[Пр-647, п.1 з)] представить предложения, направленные на увеличение мощности вычислительных ресурсов российских суперкомпьютерных центров, в том числе региональных, с учётом потребностей научных и образовательных организаций, расположенных на всей территории Российской Федерации, в проведении высокопроизводительных вычислений, установление порядка взаимодействия указанных суперкомпьютерных центров между собой, с научными и образовательными организациями на базе национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения, увеличение её пропускной способности и территориальной доступности.
«Мы такую работу начали совместно с Минобрнауки РФ, сейчас разработана концепция национальной суперкомпьютерной инфраструктуры, это хорошо проработанный документ. Очень важно, что концепция заслушана и одобрена на заседании совета по соответствующему приоритету стратегии научно-технологического развития РФ. И сейчас самое главное - переходить к реализации, нужно разработать и принять план (ее реализации), и здесь нужно непосредственно работать с госорганами», - приводит слова Владимира Воеводина портал «Будущее России. Национальные проекты».
По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, он и еще ряд ведущих ученых-академиков, работающих в области суперкомпьютерных вычислений, подписали эту концепцию и планируют дополнительно направить ее в правительство, чтобы подтолкнуть принятие этого решения: «Я действительно считаю, что без продвижения в стране идеи поддержки суперкомпьютерных вычислений и более или менее конкурентоспособной среды в этом направлении, мы проиграем, это факт».
Суперкомпьютерная тематика является одним из флагманских проектов группы МГУ-РАН во главе с Виктором Садовничим. В рамках реализации нацпроекта «Наука» и нацпрограммы «Цифровая экономика» реализуется стремление, с одной стороны, получить средства на модернизацию суперкомпьютеров Ломоносов 1 и 2, в том числе для нужд создаваемой технологической долины (ИНТЦ) «Воробьевы горы» под эгидой Екатерины Тихоновой и «Иннопрактики» с МГУ. С другой, есть явное желание замкнуть на ведущий вуз страны всю суперкомпьютерную инфраструктуру России.
Отметим, что предполагается создание мощных вычислительных центров не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в крупных научно-технологических центрах по регионам России.
В частности, суперкомпьютерный центр может органично дополнить цифровую инфраструктуру, разворачиваемую под эгидой Дальневосточного федерального университета на острове Русский.
Сибирский национальный центр ВВОД (высокопроизводительных вычислений, обработки и хранения данных) является одним из стержневых проектов комплексного развития Новосибирского Академгородка и необходим, в том числе, для обработки данных со строящегося синхротрона СКИФ.
Заметим, что Виктор Садовничий и его союзники предпринимают активную экспансию в регионы в рамках развертывания и реализации программы «Вернадский» - комплексной научно-методической поддержки отдельных направлений развития региональных вузов при участии соответствующих подразделений МГУ.
Суперкомпьютерная тематика также является для МГУ-РАН входным билетом в цифровые процессы и соответствующие бюджеты. Вместе с тем, очевидно, что для научно-технологического прорыва жизненно необходимо наращивать суперкомьютерные мощности.
Рейтинг THE ЦУР ООН: университеты и устойчивое развитие (1/2)
22 апреля был опубликован рейтинг вузов The World University Rankings, он оценивает учебные заведения по уровню их влияния на устойчивое развитие общества и вклада в достижение целей в областях устойчивого развития, определенных ООН. Цели устойчивого развития ООН включают в себя экономический, социальный и экологический аспекты. Суть – в оптимизации использования природных ресурсов, сохранении социокультурных и поддержании природных биологических систем. Публиковать рейтинг начали с 2019. Соответствующие показатели 2019 года: 30 российских университетов, в том числе 2 – в топ-100.
Подробнее остановимся на 47 российских университетах, которые вошли в общий рейтинг в 2020 году. По количеству университетов в рейтинге Россия занимает 2-ое место после Японии.
Наиболее высокие места в рейтинге заняли: СПбПУ – 37 место, РЭУ им. Плеханова
– 91 место и Алтайский госуниверситет – 95 место. Далее места позиции распределились соответственно: в диапазоне 201-300 расположилась 5 университетов, еще 7 – в диапазоне 301-400, 15 – 401-600, 17 вузов замкнули список 601+ в рейтинге. У всех российских вузов в рейтинге в расчет оценки вошел ЦУР-17: укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития. Таким образом, можно судить о том, что намерения России выйти на международный уровень в сфере науки и высшего образования уже преобразуются в действия, которые были оценены мировым сообществом.
Список российских вузов:
1. СПбПУ
2. Алтайский ГУ
3. РЭУ им. Плеханова
4. КФУ
5. МГУ
6. МФТИ
7. МИФИ
8. РУДН
9. БФУ
10. ИТМО
11. СВФУ
12. Пермский ГУ
13. УГНТУ
14. Волгоградский ГУ
15. Воронежский ГУ
16. Башкирский ГУ
17. Белгородский ГУ
18. Донской ГТУ
19. РПГУ им. Герцена
20. НГТУ
21. Пермский политех
22. Пятигорский лингвистический университет
23. Ростовский государственный экономический университет
24. Рязанский медуниверситет
25. СПбГУ
26. Самарский ГУ
27. СФУ
28. Южно-Уральский ГУ
29. ТПУ
30. Волгоградский социально-педагогический университет
31. Тамбовский ГУ им. Державина
32. Иннополис
33. Иркутский технический университет
34. Казанский мед
35. ННГУ
36. МГУПП
37. Саратовский ГУ
38. МИСиС
39. Омский технический университет
40. Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
41. Самарский мед
42. ЛЭТИ
43. Тверской ГУ
44. Тверской технический университет
45. Тюм ГУ
46. Ухтинский ГТУ
47. Ульяновский ГУ
Об отдельных наиболее высоких показателей по ЦУР. МГУ получил 97,8 баллов за ЦУР-9 «Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций». КФУ имеет высокие показатели по ЦУР-16 «Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях» - 81,5. В категории «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» - ЦУР-4 получил 89,9 баллов РУЭ им. Плеханова, он же набрал 84,3 по ЦУР-16.
15 представленных университетов являются участниками проекта «5-100». Мы напомним, что всего в проекте участвует 21 вуз. А еще 6 мест принадлежат опорными университетами, один из которых Алтайский ГУ, который занял 3 место среди российских вузов и 97 в общем зачете.
Рейтинг: https://www.timeshighereducation.com/rankings/impact/2020/
22 апреля был опубликован рейтинг вузов The World University Rankings, он оценивает учебные заведения по уровню их влияния на устойчивое развитие общества и вклада в достижение целей в областях устойчивого развития, определенных ООН. Цели устойчивого развития ООН включают в себя экономический, социальный и экологический аспекты. Суть – в оптимизации использования природных ресурсов, сохранении социокультурных и поддержании природных биологических систем. Публиковать рейтинг начали с 2019. Соответствующие показатели 2019 года: 30 российских университетов, в том числе 2 – в топ-100.
Подробнее остановимся на 47 российских университетах, которые вошли в общий рейтинг в 2020 году. По количеству университетов в рейтинге Россия занимает 2-ое место после Японии.
Наиболее высокие места в рейтинге заняли: СПбПУ – 37 место, РЭУ им. Плеханова
– 91 место и Алтайский госуниверситет – 95 место. Далее места позиции распределились соответственно: в диапазоне 201-300 расположилась 5 университетов, еще 7 – в диапазоне 301-400, 15 – 401-600, 17 вузов замкнули список 601+ в рейтинге. У всех российских вузов в рейтинге в расчет оценки вошел ЦУР-17: укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития. Таким образом, можно судить о том, что намерения России выйти на международный уровень в сфере науки и высшего образования уже преобразуются в действия, которые были оценены мировым сообществом.
Список российских вузов:
1. СПбПУ
2. Алтайский ГУ
3. РЭУ им. Плеханова
4. КФУ
5. МГУ
6. МФТИ
7. МИФИ
8. РУДН
9. БФУ
10. ИТМО
11. СВФУ
12. Пермский ГУ
13. УГНТУ
14. Волгоградский ГУ
15. Воронежский ГУ
16. Башкирский ГУ
17. Белгородский ГУ
18. Донской ГТУ
19. РПГУ им. Герцена
20. НГТУ
21. Пермский политех
22. Пятигорский лингвистический университет
23. Ростовский государственный экономический университет
24. Рязанский медуниверситет
25. СПбГУ
26. Самарский ГУ
27. СФУ
28. Южно-Уральский ГУ
29. ТПУ
30. Волгоградский социально-педагогический университет
31. Тамбовский ГУ им. Державина
32. Иннополис
33. Иркутский технический университет
34. Казанский мед
35. ННГУ
36. МГУПП
37. Саратовский ГУ
38. МИСиС
39. Омский технический университет
40. Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
41. Самарский мед
42. ЛЭТИ
43. Тверской ГУ
44. Тверской технический университет
45. Тюм ГУ
46. Ухтинский ГТУ
47. Ульяновский ГУ
Об отдельных наиболее высоких показателей по ЦУР. МГУ получил 97,8 баллов за ЦУР-9 «Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций». КФУ имеет высокие показатели по ЦУР-16 «Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях» - 81,5. В категории «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» - ЦУР-4 получил 89,9 баллов РУЭ им. Плеханова, он же набрал 84,3 по ЦУР-16.
15 представленных университетов являются участниками проекта «5-100». Мы напомним, что всего в проекте участвует 21 вуз. А еще 6 мест принадлежат опорными университетами, один из которых Алтайский ГУ, который занял 3 место среди российских вузов и 97 в общем зачете.
Рейтинг: https://www.timeshighereducation.com/rankings/impact/2020/
Рейтинг THE ЦУР ООН: университеты и устойчивое развитие (2/2)
Первое, что бросается в глаза – это география вузов. Можно выделить четкую тенденцию к регионализации научно-исследовательских школ. Что хорошо с разных точек зрения. Стремление абитуриентов поступать в лучшие вузы страны до недавнего времени приводило к огромному ажиотажу для поступления в московские и петербургские вузы. Что, в свою очередь, ведет неравномерному распределению квалифицированных специалистов между столицами и регионами. Одним из решений проблемы стало создание первой волны НОЦ, которые должны были интегрировать науку, бизнес и власть для обеспечения эффективного и отчасти автономного функционирования региона. Одно из условий – создание достойных условий труда, чтобы молодым специалистам не приходилось покидать регион проживания в поисках лучших условий. Вузы, которые выступают точками сборки или активными участниками НОЦ, широко представлены в рейтинге.
Также стоит особо подчеркнуть, что вузы, которые не выглядят лидерами в стране, могут являться системообразующим элементом для регионов и местных сообществ. Это соотносится с идеологией опорных вузов.
Практически треть российских вузов, вошедших в рейтинг, это технические вузы. В этой связи не стоит забывать о планах создания сети научных центров мирового уровня, в том числе международных математических центров, задача которых внести вклад в опережающее развитие сектора исследований и разработок. Как видно, база для создания первой волны НЦ МУ заложена прочная. Приятным открытием стало включение в рейтинг молодого, но очень быстрыми темпами набирающего обороты Иннополиса.
Заметим, что по своему духу многие ЦУР ООН коррелируют с «третьей миссией университета», которая является одним из краеугольных камней соответствующего российского рейтинга.
Государство реализует ряд проектов, направленных на поддержку и развитие университетов. Мы видим, что все они дали «всходы», поскольку в основном именно вузы, участвующие в программах поддержки и развития вошли в рейтинг. В данном случае стоит говорить об том, что он отражает эффективность реализуемых программ. И все их, согласно рейтингу, можно считать состоявшимися, а сами программы стратегически верными. Кроме того, как известно, нацпроект «Наука» содержит задачу войти в пятерку ведущих стран мира в сфере науки. Положительная динамика места России в рейтинге по сравнению с 2019 годом показывает правильность предпринимаемых системных мер по данному направлению.
Большое значение для России в настоящее время является роль на международной арене в передовых инновационных отраслях для ответа на «большие вызовы» в качестве одной из ведущих держав. Наука и образование – локомотивы научно-технологического прогресса. В данном случае звучание России в мире стратегически важно для устойчивого развития государства. Ранее не менее внимательно мы наблюдали за выходом последнего рейтинга QS, в котором, надо сказать, состав российских вузов значительно отличается от рейтинга THE ЦУР. В первом случае мы имели дело с частной (предметной) оценкой, во втором – с системной. Но в обоих случая присутствие России заметно расширилось, что отражает интенсивную системную работу Министерства науки и высшего образования для реализации целей страны в долгосрочной перспективе. Это подтверждает преемственность политики Министра науки и высшего образования Валерия Фалькова в сфере науки и высшего образования, заявленную при вступлении в должность и уже демонстрирующую уверенные успехи. Взвешенный подход нового министра, умение смотреть на перспективу и грамотно выстроенный анализ ситуации не привели к разрушению того хорошего, что было сделано предшественником. Применение лучших практик и баланс между всеми элементами политики уже скоро должны дать новые «всходы».
Первое, что бросается в глаза – это география вузов. Можно выделить четкую тенденцию к регионализации научно-исследовательских школ. Что хорошо с разных точек зрения. Стремление абитуриентов поступать в лучшие вузы страны до недавнего времени приводило к огромному ажиотажу для поступления в московские и петербургские вузы. Что, в свою очередь, ведет неравномерному распределению квалифицированных специалистов между столицами и регионами. Одним из решений проблемы стало создание первой волны НОЦ, которые должны были интегрировать науку, бизнес и власть для обеспечения эффективного и отчасти автономного функционирования региона. Одно из условий – создание достойных условий труда, чтобы молодым специалистам не приходилось покидать регион проживания в поисках лучших условий. Вузы, которые выступают точками сборки или активными участниками НОЦ, широко представлены в рейтинге.
Также стоит особо подчеркнуть, что вузы, которые не выглядят лидерами в стране, могут являться системообразующим элементом для регионов и местных сообществ. Это соотносится с идеологией опорных вузов.
Практически треть российских вузов, вошедших в рейтинг, это технические вузы. В этой связи не стоит забывать о планах создания сети научных центров мирового уровня, в том числе международных математических центров, задача которых внести вклад в опережающее развитие сектора исследований и разработок. Как видно, база для создания первой волны НЦ МУ заложена прочная. Приятным открытием стало включение в рейтинг молодого, но очень быстрыми темпами набирающего обороты Иннополиса.
Заметим, что по своему духу многие ЦУР ООН коррелируют с «третьей миссией университета», которая является одним из краеугольных камней соответствующего российского рейтинга.
Государство реализует ряд проектов, направленных на поддержку и развитие университетов. Мы видим, что все они дали «всходы», поскольку в основном именно вузы, участвующие в программах поддержки и развития вошли в рейтинг. В данном случае стоит говорить об том, что он отражает эффективность реализуемых программ. И все их, согласно рейтингу, можно считать состоявшимися, а сами программы стратегически верными. Кроме того, как известно, нацпроект «Наука» содержит задачу войти в пятерку ведущих стран мира в сфере науки. Положительная динамика места России в рейтинге по сравнению с 2019 годом показывает правильность предпринимаемых системных мер по данному направлению.
Большое значение для России в настоящее время является роль на международной арене в передовых инновационных отраслях для ответа на «большие вызовы» в качестве одной из ведущих держав. Наука и образование – локомотивы научно-технологического прогресса. В данном случае звучание России в мире стратегически важно для устойчивого развития государства. Ранее не менее внимательно мы наблюдали за выходом последнего рейтинга QS, в котором, надо сказать, состав российских вузов значительно отличается от рейтинга THE ЦУР. В первом случае мы имели дело с частной (предметной) оценкой, во втором – с системной. Но в обоих случая присутствие России заметно расширилось, что отражает интенсивную системную работу Министерства науки и высшего образования для реализации целей страны в долгосрочной перспективе. Это подтверждает преемственность политики Министра науки и высшего образования Валерия Фалькова в сфере науки и высшего образования, заявленную при вступлении в должность и уже демонстрирующую уверенные успехи. Взвешенный подход нового министра, умение смотреть на перспективу и грамотно выстроенный анализ ситуации не привели к разрушению того хорошего, что было сделано предшественником. Применение лучших практик и баланс между всеми элементами политики уже скоро должны дать новые «всходы».