под конец года — бомбочка от Букмейта: в гости к главному редактору Паше Грозному и его подкасту «Читатель» заглянул Юрий Сапрыкин. рассказывает, что там с «Полкой», хвалит Ричарда Пайпса и вообще одним своим тембром делает нашу реальность какой-то более выносимой. есть подозрение, что в лучистой России будущего непременно будет круглосуточный канал с его лекциями, интервью и паблик-токами и с Новым годом дорогих соотечественников тоже будет поздравлять Ю.Г.
а «Полку» ждем, как мало вообще что, да.
https://ru.bookmate.com/audiobooks/pFIrpGIO
а «Полку» ждем, как мало вообще что, да.
https://ru.bookmate.com/audiobooks/pFIrpGIO
Bookmate
Аудиокнига «Читатель № 3: Юрий Сапрыкин», Bookmate — слушать на Bookmate
Слушать онлайн «Читатель № 3: Юрий Сапрыкин» — Как нас меняет то, что мы читаем? В этом подкасте главный редактор Букмейта разговаривает с заядлыми читателями о книгах, которыми они живут.
В январе…
В январе…
занятный — то есть вызывающий сразу восторг и раздражение — монолог американского писателя Серхио де ла Павы, который наведался в Россию по приглашению «Кольты». что нравится: представление о литературе как о команде заговорщиков из разных стран — у них разные инструменты, но общие интересы (люди, язык, идеи). что бесит: презрительное отношение к американскому сериалу, претендующему — ах ты боже мой — на наше внимание вместо книжиц. ну да, претендующий — но к чему выстраивать иерархию между зрителем (предположительно недалеким) и читателем (якобы образованным). не будем здесь лишний раз поминать великие шоу, вышедшие на английском за последние 17 лет: нужно быть слишком предубежденным к ТВ человеком, чтобы не различать в них приметы высокой прозы. с чем хочется спорить: с представлением о русской литературе XIX века как о материале, на котором стоит учиться всякому wannabe-маргиналу. как это очаровательно перпендикулярно по отношению к тому, чего жду от местной словесности, например, я. вырезать тысячелетние леса не надо, но выйти, наконец, из-под могучих ветвей к речке, сколотить плот и поплыть наконец к другим берегам, по-моему, необходимо.
http://www.colta.ru/articles/literature/16988
http://www.colta.ru/articles/literature/16988
www.colta.ru
Русская классическая литература и неутомимая амбиция
Московская лекция Серхио Де Ла Павы
вошел в 2018-й в рифму: первый фильм, который я в этом году посмотрел (то есть буквально — в первые самые часы), и первая книга, которую успел (пере)прочитать от начала до конца, — примерно про одно и то же. но если захваленный сверх всякой меры «Персональный покупатель», при всем замахе, изображает сопредельный мир духов очень примитивно (реально: привидение блюет эктоплазмой; Кристен Стюарт получает стремные смс-ки и вращает глазами; все хлопают), то в набоковском «Соглядатае» тайная власть призраков изображена куда искуснее — хотя это не моя любимая у него вещь. вместо громкого вывода о том, насколько литература круче кино, когда речь заходит о потустороннем, — приятная фотокарточка.
в последний день каникул посмотрел ершистую Lady Bird, которая только что два «Глобуса» забрала и целится в «Оскары» (но там будет туго), и вспомнил про материал, сверкнувший в ленте еще в декабре. кто бы сомневался: у режиссера (и прекрасной актрисы) Греты Гервиг дивный литературный вкус — тут и Джоан Дидион, подарившей «Леди» эпиграф, и любимая моя VW, и Элизабет Боуэн, и даже — внимание всем поклонникам «Фантом Пресс» — «Американха»; нормальный такой фем-канон, короче, буду изучать. а фильм посмотрите обязательно: он, может, и на чрезмерно высоких скоростях временами движется, но это интересная обработка (и, смею сказать, преодоление) клише жанра coming-of-age story; очень любопытно, куда Гервиг занесет дальше.
http://www.vulture.com/2017/12/greta-gerwigs-10-favorite-books.html
http://www.vulture.com/2017/12/greta-gerwigs-10-favorite-books.html
VULTURE
Greta Gerwig’s 10 Favorite Books
Lady Bird director Greta Gerwig shares her ten favorite books including works by George Eliot, Virginia Woolf, Joan Didion, and more.
«Издательство АСТ представляет главную публицистическую книгу года, соавторами которой стали кандидат в президенты РФ, журналист, телеведущая Ксения Собчак и журналист, телеведущий Антон Красовский».
как быстро, однако, появился новый «Краткий курс истории ВКП(б)»
как быстро, однако, появился новый «Краткий курс истории ВКП(б)»
вернемся, пожалуй, к более нормативному рецензированию: дочитал на каникулах биографию Уильяма Буллита — видного, выражаясь языком энциклопедий, американского дипломата, дружившего с Фрейдом и Рузвельтом, воевавшего за Францию во Второй мировой и — самое, вероятно, для нас интересное — послужившего для Булгакова прототипом Воланда. а все потому, что в 1930-е Буллит стал послом США в СССР, знался с местной богемой и закатывал лучшие вечеринки в городе. впрочем, искусством кутежа его личность не ограничивается — хотя автор книги профессор Александр Эткинд («Внутрення колонизация», «Кривое горе») много внимания уделяет похождениям американской дипмиссии в Москве и вообще сексуальной культуре того времени: я вот не знал, что маккартизм 1950-х — он еще и против гомосексуалов был направлен. это книга про супергероя, который раньше всех распознал драматургию несчастного XX века и, как мог, пытался в нее вмешаться. не унижать Германию Версальским миром. признать большевиков в границах 1919 года (не таких уж огромных). не ручкаться со Сталиным, а потребовать от него гарантий того, что после WWII Восточная Европа не станет советским доминионом. но Буллит всякий раз оказывался в унизительном несколько положении: всегда у царственного уха, но никогда — за штурвалом; великий советник, проницательный наблюдатель, очень артистичный аналитик — но не политик в прямом, деятельном смысле этого слова. при президенте/министре Буллите мир мог быть другим — тут эткиндовский заголовок не врет, — но получилось то, что получилось: с миллионами жертв и развороченных судеб. очень, другими словами, любопытная книга: от того, чтобы стать превосходной, ее отделяет низкий уровень редактуры — очень много невынужденных повторов, избыточных пояснений, ретардаций; щиплет в глазах. очень хочется надеяться, что при переиздании как-то эту проблему решат: уж больно занимательный историко-культурный сюжет, чтобы его вот так калечить.
возобновляем телеграм-вещание: будем теперь транспортировать огонь и ярость наших любимых английских и американских газет — на местные широты. встречайте скорее у трапа!
Forwarded from Яндекс Книги
Для начала — планы на год. Газета The Guardian опубликовала обстоятельнейший календарь книжных новинок и событий на ближайшие 12 месяцев. К чему хочется немедленно приступить: сборник эссе Зэди «Белые зубы» Смит, новый Барнс, рассказы подпольного американского классика Денниса Джонсона, продолжение «На игле» Ирвина Уэлша, мемуары Деборы Леви (это которая «Горячее молоко» из букеровского шорт-листа), ремейк «Макбета» от Ю Несбё — и это мы только до мая долистали. Еще интересное: в Англии готовятся праздновать 150-летие Максима Горького, очень ждут экранизацию макьюэновского романа «На берегу» с Сиршей Ронан и ставят нон-фикшн перед беллетристикой — но это вообще очевидный для всех тренд: посмотрите хотя бы на результаты книжного баттла Букмейта.
https://www.theguardian.com/books/2018/jan/06/2018-year-in-books
https://www.theguardian.com/books/2018/jan/06/2018-year-in-books
the Guardian
2018 in books: a literary calendar
Essays from Zadie Smith, Arnhem from Antony Beevor and novels from Julian Barnes, Sarah Perry, Pat Barker, Rachel Cusk … and Bill Clinton. Place your book orders now
в продолжение дня ссылок: завел сайд-проект, где одни цитаты из книжек, которые читаю. все свои — Набоков, Мандельштам, Ю.Г.Сапрыкин; скоро что-нибудь из Стерна любимого появится, чую:
https://news.1rj.ru/str/quiproquote
https://news.1rj.ru/str/quiproquote
у Джона Максвелла Кутзее не только одна из самых крутых фамилий в истории литературы (особенно по-английски: Coetzee; чувствуете перезвон гласных?), прекрасные романы и modus vivendi, которого должен придерживаться каждый автор такого калибра («Беня говорит мало, но он говорит смачно»). о филологическом сборнике Кутзее «Late essays» — восторженная (чрезмерно, может быть) рецензия в The New York Times. по сути, это короткий лекционный курс про главных авторов в его жизни, и если про одних я знал (Дефо), о других — догадывался (Лев наш Толстой), то некоторые прямо удивили (Форд Мэддокс Форд и Клейст). в общем, будете по «Амазону» гулять, обратите внимание; судя по всему, вещь.
https://www.nytimes.com/2018/01/12/books/review/jm-coetzee-late-essays.html?rref=collection%2Fsectioncollection%2Fbooks
https://www.nytimes.com/2018/01/12/books/review/jm-coetzee-late-essays.html?rref=collection%2Fsectioncollection%2Fbooks
Nytimes
The Outlaw Novelist as Literary Critic
J.M. Coetzee reinvents the rules of fiction, but his “Late Essays” about other writers infuse traditional formulas with brilliant psychologizing.
не успел проанонсировать параллельный канал, как тут же его забросил — а все из-за этих двух авторов. у Йейтса вообще сложно какую-то конкретную реплику вытащить, он работает (когда работает) немного в другом масштабе — абзаца, сцены, рассказа в целом (обратите внимание на «Джоди тут как тут»; топ-уровень). с Лэнг немного другая — а может, похожая — ситуация: она пишет и думает очень хорошо (и это чувствуется через заруганное русское издание), — но ее «кстатические мысли» выгоднее смотрятся в непосредственной близости от описываемых явлений. чую, что путано объясняю, так что приступайте скорее к книжкам («Городу», в первую очередь) — ну или к моей по их поводу заметке:
http://style.rbc.ru/impressions/5a682fda9a794709a3292939
http://style.rbc.ru/impressions/5a682fda9a794709a3292939
РБК.Стиль
Один в большом городе: новые книги про жизнь соло
Рассказываем, что нового сообщают об одиночестве в большом городе сборник рассказов Ричарда Йейтса и мемуары Оливии Лэнг, в которых воспоминания о неудачном романе переплетаются с нетривиальными наблюдениями за современным искусством.
этому каналу в последнее время все достается по остаточному принципу, и ситуацию эту, конечно, пора исправлять. но для начала все равно — заемное: два замечательных довольно материала о Викторе Шкловском, справившем 125-й день рождения.
первое — интервью с Ильей Калининым, подготовившим новое ПСС нашего кумира: на заголовок не обращайте внимание — внутри много верного и интересного про режим письма Шкловского как публичного интеллектуала (а не, в узком смысле, филолога или писателя). «Революцию» я себе уже, конечно, заказал:
http://telegra.ph/Revolyucionnyj-hajp-intervyu-s-Ilej-Kalininym-01-27
второй сюжет — более личный: главред лучшего киножурнала страны Любовь Аркус, оказывается, была секретарем автора «Zoo» — и теперь делится нежнейшими воспоминаниями об учителе. мы привыкли думать о Шкловском как о герое авантюрного романа (см. биографию Березина, например) или как о форменном подлеце (как простить то, что не помог Пастернаку) — а вот совсем другой портрет, который находится в иной и, может быть, более надежной плоскости. там, где круги дошли до каменного берега.
http://seance.ru/blog/shklovsky-125/
первое — интервью с Ильей Калининым, подготовившим новое ПСС нашего кумира: на заголовок не обращайте внимание — внутри много верного и интересного про режим письма Шкловского как публичного интеллектуала (а не, в узком смысле, филолога или писателя). «Революцию» я себе уже, конечно, заказал:
http://telegra.ph/Revolyucionnyj-hajp-intervyu-s-Ilej-Kalininym-01-27
второй сюжет — более личный: главред лучшего киножурнала страны Любовь Аркус, оказывается, была секретарем автора «Zoo» — и теперь делится нежнейшими воспоминаниями об учителе. мы привыкли думать о Шкловском как о герое авантюрного романа (см. биографию Березина, например) или как о форменном подлеце (как простить то, что не помог Пастернаку) — а вот совсем другой портрет, который находится в иной и, может быть, более надежной плоскости. там, где круги дошли до каменного берега.
http://seance.ru/blog/shklovsky-125/
Telegraph
Революционный хайп: интервью с Ильей Калининым
В издательстве «Новое литературное обозрение» вышел первый том нового собрания сочинений Виктора Шкловского, призванного по-новому представить творчество русского формалиста. В честь этого мы решили взять интервью у составителя собрания, филолога и историка…
не знаю, смотрите ли вы трансляцию, но: дебаты премии «НОС» предваряет трио — скрипач в переливающемся костюме, контрабас и клавиши. Гоголя, Гоголя сюда