в одной из недавних иконоборческих дискуссий (ходили с пиками на «Доктора Живаго») поделились ссылкой (desktop only) на давнишнюю статью Олега Юрьева — уничтожающую автора и его большую прозу. тон почти непристойный, но многое тут, конечно, по делу: нарочитая, оскорбительная для пастернаковских фанатов плохопись, подсоветская, в целом, поэтика, да и вообще — нетрудно представить себе автора кавалером Сталинской премии: Первый Читатель любил смутьянов.
впрочем, всю эту аргументацию хочется опрокинуть — чтобы выяснить, отчего крупнейший русский поэт упаковал свои религиозно-политические откровения в такую «мертвую», по всеобщему убеждению, форму; является ли соцреалистический метод — которым пользовались Солженицын, Владимов и другие не последние, прямо скажем, писатели — безнадежно партийным? я цитировал пару месяцев назад сорокинское высказывание о цельности и самоценности этого стиля, порождавшего Очень Странные Тексты; здесь же к месту вспомнить гройсовский «Gesamtkunstwerk Сталин», который показал, в каких сложных, на самом деле, отношениях находились авангард и то, что за ним последовало.
это я все к чему: «Соцреалистический канон» Х.Гюнтера и Е.Добренко теперь кажется главной торрент-премьерой, по крайней мере, полугодия, и те, кто эту книгу читал в сокращении, наконец получили к ней полный доступ. страшно интересно, изменится ли отношение к орденоносцам с подмосковными дачами. есть почему-то ощущение, что не так все с ними просто и однозначно.
впрочем, всю эту аргументацию хочется опрокинуть — чтобы выяснить, отчего крупнейший русский поэт упаковал свои религиозно-политические откровения в такую «мертвую», по всеобщему убеждению, форму; является ли соцреалистический метод — которым пользовались Солженицын, Владимов и другие не последние, прямо скажем, писатели — безнадежно партийным? я цитировал пару месяцев назад сорокинское высказывание о цельности и самоценности этого стиля, порождавшего Очень Странные Тексты; здесь же к месту вспомнить гройсовский «Gesamtkunstwerk Сталин», который показал, в каких сложных, на самом деле, отношениях находились авангард и то, что за ним последовало.
это я все к чему: «Соцреалистический канон» Х.Гюнтера и Е.Добренко теперь кажется главной торрент-премьерой, по крайней мере, полугодия, и те, кто эту книгу читал в сокращении, наконец получили к ней полный доступ. страшно интересно, изменится ли отношение к орденоносцам с подмосковными дачами. есть почему-то ощущение, что не так все с ними просто и однозначно.
две книжные крауд-кампании, за которыми хочется следить — ну и поддерживать, конечно:
1) лучший веб-зин о подвальной американской литературе Pollen подготовил для нас роман «потерянного постмодерниста» Джозефа Макэлроя «Плюс». среди лотов — сама книжка, посвященный писателю выпуск журнала, сумка для всех пинчонитов и даже статус генерального партнера всего этого предприятия
2) Игорь Булатовский запускает Издательство Яромира Хладика. отсылающему к Борхесу названию — эксцентричный портфель: Лешек Колаковский, Янош Пилински, Клод Луи-Комбе — отрада для тех, кто прочитал всего Бланшо и Краснахоркаи и не знает теперь, куда направиться (но и не только для них)
1) лучший веб-зин о подвальной американской литературе Pollen подготовил для нас роман «потерянного постмодерниста» Джозефа Макэлроя «Плюс». среди лотов — сама книжка, посвященный писателю выпуск журнала, сумка для всех пинчонитов и даже статус генерального партнера всего этого предприятия
2) Игорь Булатовский запускает Издательство Яромира Хладика. отсылающему к Борхесу названию — эксцентричный портфель: Лешек Колаковский, Янош Пилински, Клод Луи-Комбе — отрада для тех, кто прочитал всего Бланшо и Краснахоркаи и не знает теперь, куда направиться (но и не только для них)
не далее как завтра и не раньше чем в 14:00 буду — в очень большой компании — обсуждать пелевинскую «Фудзи», которая (после первых скептических рецензий) как-то ощутимо прибавляет в весе; уже не скажешь — «очередной», уже боишься, как бы не «последний».
где: Москва, Страстной бульвар, д. 6, стр. 1., Библиотека №8 имени А. П. Чехова
когда: 24 октября, 14:00 — 16:00 (то есть раньше точно не начнем, а вот во сколько закончим — ?)
как смотреть: зарегистрироваться, чтобы прийти лично, или включить онлайн-трансляцию
кто еще будет: редактор Пелевина Ольга Аминова, арт-директор «Эксмо» Андрей Сауков, кинокритик Егор Беликов, писательница Ольга Бешлей, критик Галина Юзефович и пр.
как не забыть: мероприятие в фейсбуке
где: Москва, Страстной бульвар, д. 6, стр. 1., Библиотека №8 имени А. П. Чехова
когда: 24 октября, 14:00 — 16:00 (то есть раньше точно не начнем, а вот во сколько закончим — ?)
как смотреть: зарегистрироваться, чтобы прийти лично, или включить онлайн-трансляцию
кто еще будет: редактор Пелевина Ольга Аминова, арт-директор «Эксмо» Андрей Сауков, кинокритик Егор Беликов, писательница Ольга Бешлей, критик Галина Юзефович и пр.
как не забыть: мероприятие в фейсбуке
«Памяти памяти» Марии Степановой обошли «Ясной Поляной», не номинировали на премию Андрея Белого и (есть у меня такое подозрение) вряд ли увенчают первым призом «Большой книги». все это — на мой опять же взгляд и вкус — не оставляет выбора основному жюри НОСа: как-то не по себе от того, что лучшую русскую прозу прошлого года могут оставить ни с чем.
а у нашего любимого автора меж тем готовится книга «Против нелюбви» — эссе о Зебальде, Дашевском, Блоке и других. интересно, в каких она отношениях будет с «Один, не один, не я»; те же ли это дословно тексты, что мы читали в «Коммерсанте»? и даже если вдруг да — покажите, пожалуйста, у кого сейчас получается лучше.
а у нашего любимого автора меж тем готовится книга «Против нелюбви» — эссе о Зебальде, Дашевском, Блоке и других. интересно, в каких она отношениях будет с «Один, не один, не я»; те же ли это дословно тексты, что мы читали в «Коммерсанте»? и даже если вдруг да — покажите, пожалуйста, у кого сейчас получается лучше.
тексты ухают в бездну
возникая вотще
текстам нет больше места
на бумажном листе
на экранной странице
тесно текстам теперь
тексты ухают в бездну
для кого вы вообще?
возникая вотще
текстам нет больше места
на бумажном листе
на экранной странице
тесно текстам теперь
тексты ухают в бездну
для кого вы вообще?
Forwarded from Яндекс Книги
Русские писатели — они ведь не только о высоком думают. Собрали стикерпак, в котором классики от Гоголя до Пелевина учат плохому. И напоминают о последствиях.
https://news.1rj.ru/str/addstickers/badassclassics
Добавляйте набор к себе — там еще и промокод на месяц подписки есть.
https://news.1rj.ru/str/addstickers/badassclassics
Добавляйте набор к себе — там еще и промокод на месяц подписки есть.
рассчитывал быть голосом из хора, но вышло пока соло на макинтоше: нахваливаю «Бесов» Элиф Батуман — про людей, влюбленных в русскую литературу, и положения, в которых они в связи с этим оказываются. очень хорошая, прыгучая, глазастая проза — хочется, чтобы так писали и по-русски, но в голову приходит только к.ф.н. Аствацатуров; совсем другая лига, словом.
сестра удивила дважды — когда попросила помочь с презентацией по «Дару» и когда сказала, что учительница запретила читать «Лолиту»: слишком рано.
учебник (М.: Просвещение, 2018, сост. Е.П. Пронина; под ред. В.П. Журавлева) отводит Набокову девять через губу написанных страниц. сочувственно цитируется Зинаида Шаховская, разочарованная тем, что Набоков — в отличие от русских дворянских и крестьянских писателей — никогда не знал «запаха конопли, нагретой солнцем…вкуса парного молока или краюхи ржаного хлеба, посыпанного солью». а вот уже от себя: «в описании поверхности предметов, в натюрморте (буквально: мертвая, т.е. убитая, природа) Набоков нашел себя»; «заданность тонкой шахматной композиции, подавляющей первородные впечатления»; «отсюда и неудержимая тяга к нему всего выморочного». филологическое откровение: его протагонисты отличаются только степенью своего одиночества, и Гумберт Гумберт, «наделенный уже «даром» эротического свойства — неодолимым влечением к «нимфеткам», «странно замыкает этот ряд».
не знаю, в общем, что из этой главы можно узнать про Набокова, но я стянул (и буду теперь везде использовать) прекрасный троп: «Машенька» — наиболее «близкое каноническому стволу нашей литературы произведение». «Ствол» — вот как нужно было назвать сайт про главные русские книги.
учебник (М.: Просвещение, 2018, сост. Е.П. Пронина; под ред. В.П. Журавлева) отводит Набокову девять через губу написанных страниц. сочувственно цитируется Зинаида Шаховская, разочарованная тем, что Набоков — в отличие от русских дворянских и крестьянских писателей — никогда не знал «запаха конопли, нагретой солнцем…вкуса парного молока или краюхи ржаного хлеба, посыпанного солью». а вот уже от себя: «в описании поверхности предметов, в натюрморте (буквально: мертвая, т.е. убитая, природа) Набоков нашел себя»; «заданность тонкой шахматной композиции, подавляющей первородные впечатления»; «отсюда и неудержимая тяга к нему всего выморочного». филологическое откровение: его протагонисты отличаются только степенью своего одиночества, и Гумберт Гумберт, «наделенный уже «даром» эротического свойства — неодолимым влечением к «нимфеткам», «странно замыкает этот ряд».
не знаю, в общем, что из этой главы можно узнать про Набокова, но я стянул (и буду теперь везде использовать) прекрасный троп: «Машенька» — наиболее «близкое каноническому стволу нашей литературы произведение». «Ствол» — вот как нужно было назвать сайт про главные русские книги.
Толстой-Daily: завтра в РГБ намечается довольно грандиозная дискуссия о религиозных исканиях отнюдь не второсортного — тпру, Бердяев — мыслителя. Участвуют поэт и богослов Ольга Седакова, руководитель «Полки» Юрий Сапрыкин и атташе по культуре посольства Ватикана Джованна Парравичини. Зарегистрироваться можно здесь.
Тем, кто будет караулить расшифровку и видео, рекомендую быковскую лекцию «Толстой и смерть»: ДЛБ там очень артистично читает «Записки сумасшедшего», объясняет, как этот рассказ связан с набоковским «Ultima Thule» (одна из лучших его вещей по версии канала I’m Writing a Novel) и вообще на диво свеж, бодр и остроумен; сердечко.
Тем, кто будет караулить расшифровку и видео, рекомендую быковскую лекцию «Толстой и смерть»: ДЛБ там очень артистично читает «Записки сумасшедшего», объясняет, как этот рассказ связан с набоковским «Ultima Thule» (одна из лучших его вещей по версии канала I’m Writing a Novel) и вообще на диво свеж, бодр и остроумен; сердечко.
не будем делать вид, что днем в этом канале не висел файл со статьей Александра Долинина, — давайте лучше ее порекомендуем. это короткая и очень насыщенная работа в жанре филологической мемологии: автор выясняет, кто на самом деле сказал, что реалистическая русская проза вышла из гоголевской «Шинели». разыскания приводят к совершенно неожиданным результатам — так, Достоевский, на которого все обычно грешат, тут вообще ни при чем.
также довелось заглянуть в «Комментарии к «Дару» того же профессора — и это, конечно, ого; ощущение, что ААД прочитал такую же точно библиотеку, что и ВВН; тщательность встречает тщательность. на бумаге, наверное, совсем красиво будет — убедитесь только, что под рукой четвертый том из набоковского ПСС (Симпозиум, 2000); все ссылки — на него.
ну и чтобы объединить как-то два сюжета, напоминаю про одну из самых диких, смешных и проницательных книг, которую один огромный писатель сочинил про другого. не очень понятно, что рядом поставить: бунинское «Освобождение Толстого»? «Моего Пушкина» Цветаевой? наверное, «Мастерство Гоголя» Андрея Белого — сами, в общем, видите, кто у нас самый влиятельный классик.
также довелось заглянуть в «Комментарии к «Дару» того же профессора — и это, конечно, ого; ощущение, что ААД прочитал такую же точно библиотеку, что и ВВН; тщательность встречает тщательность. на бумаге, наверное, совсем красиво будет — убедитесь только, что под рукой четвертый том из набоковского ПСС (Симпозиум, 2000); все ссылки — на него.
ну и чтобы объединить как-то два сюжета, напоминаю про одну из самых диких, смешных и проницательных книг, которую один огромный писатель сочинил про другого. не очень понятно, что рядом поставить: бунинское «Освобождение Толстого»? «Моего Пушкина» Цветаевой? наверное, «Мастерство Гоголя» Андрея Белого — сами, в общем, видите, кто у нас самый влиятельный классик.
что сказать — хорошие и убедительные шорт-листы премии НОС: и основной, и тот, что предложила Критическая академия (в которой состою и я). фронтуимен этого года — Степанова, Мещанинова, Петрушевская, Горбунова и Немзер; я не большой поклонник обобщений (в особенности гендерных) и не ко всем номинированным текстам отношусь с одинаковой симпатией, но кажется, в 2018-м окончательно стало понятно, кто сейчас пишет Действительно Занятную Прозу.
отрадно также, что в оба коротких списка попали Горелов и Лейдерман, — и то, что коллеги-критики поддержали мое предложение выдвинуть «Наверно я дурак» Анны Клепиковой; хочется, чтобы про эти книги говорили больше — и громче.
отрадно также, что в оба коротких списка попали Горелов и Лейдерман, — и то, что коллеги-критики поддержали мое предложение выдвинуть «Наверно я дурак» Анны Клепиковой; хочется, чтобы про эти книги говорили больше — и громче.
мечтаю прочитать монографию «Бесконечная шутка» и «Бесконечный тупик»: инфинитивность как признак зрелого постмодернизма — ну или что-то в таком духе. невозможно ведь игнорировать, что эти романы вышли друг за другом: сначала, в 1996-м, Уоллес, через год — впервые единой книгой — Галковский.
провел (провожу, буду проводить) неделю за Долининым и Уоллесом, но вот — выбрался на очень посредственную «Богемскую рапсодию» и сочинил про нее свою: в восьми абзацах.
это выпустили при редактуре, но кажется важным заметить, что на некоторые в этой статье рассуждения меня натолкнула та самая колонка Алексея Васильева про Фредди Меркьюри — риторически, по-моему, безупречная.
это выпустили при редактуре, но кажется важным заметить, что на некоторые в этой статье рассуждения меня натолкнула та самая колонка Алексея Васильева про Фредди Меркьюри — риторически, по-моему, безупречная.
в изумительной, на двусмысленной ноте заканчивающейся пятой серии «Романовых» поразительно уместно цитируют — с первого строки до последней — «Когда твои младые лета» Александра Пушкина. не знаю теперь, какие вам еще нужны аргументы, чтобы все бросить и начать смотреть.
а стихи — вот:
Когда твои младые лета
Позорит шумная молва,
И ты по приговору света
На честь утратила права;
Один среди толпы холодной
Твои страданья я делю
И за тебя мольбой бесплодной
Кумир бесчувственный молю.
Но свет... Жестоких осуждений
Не изменяет он своих:
Он не карает заблуждений,
Но тайны требует для них.
Достойны равного презренья
Его тщеславная любовь
И лицемерные гоненья:
К забвенью сердце приготовь;
Не пей мутительной отравы;
Оставь блестящий, душный круг;
Оставь безумные забавы:
Тебе один остался друг.
а стихи — вот:
Когда твои младые лета
Позорит шумная молва,
И ты по приговору света
На честь утратила права;
Один среди толпы холодной
Твои страданья я делю
И за тебя мольбой бесплодной
Кумир бесчувственный молю.
Но свет... Жестоких осуждений
Не изменяет он своих:
Он не карает заблуждений,
Но тайны требует для них.
Достойны равного презренья
Его тщеславная любовь
И лицемерные гоненья:
К забвенью сердце приготовь;
Не пей мутительной отравы;
Оставь блестящий, душный круг;
Оставь безумные забавы:
Тебе один остался друг.
откладывать уже некуда: завтра, 5 ноября, в 19:30 в кинотеатре «Пионер» обсуждаю с Марком Липовецким и Сергеем Сдобновым посвященную Владимиру Сорокину книгу «Это просто буквы на бумаге…». большая для меня честь: Липовецкий — из тех филологов, которые оказывают на аудиторию одновременно интеллектуальное и эстетическое воздействие; придумывают оригинальные модели для истолкования текстов и миров — и собственный, ветвящийся язык. рассчитываю поговорить сразу много про что — от двухтомной и, хочется верить, всем известной «Современной русской литературы» до исполинских размеров волюма A History of Russian Literature (Oxford University Press, 2018); ну и про автора «Сердец четырех», конечно, тоже: Липовецкий очень проницательный читатель Сорокина — может быть, самый.
несколько необходимых ссылок:
1. регистрация
2. страница мероприятия
3. онлайн-трансляция в фейсбуке
что почитать перед встречей:
1. сборник статей «Это просто буквы на бумаге…»
2. Марк Липовецкий и Александр Генис о метафизике Сорокина
3. разговор об «Истории русской литературы»
4. моя статья про две новые книги Сорокина и одну — о нем
несколько необходимых ссылок:
1. регистрация
2. страница мероприятия
3. онлайн-трансляция в фейсбуке
что почитать перед встречей:
1. сборник статей «Это просто буквы на бумаге…»
2. Марк Липовецкий и Александр Генис о метафизике Сорокина
3. разговор об «Истории русской литературы»
4. моя статья про две новые книги Сорокина и одну — о нем
единственная, кажется, реальная книга, которую показали поближе к финалу некогда хорошего — настаиваю — сериала «Карточный домик». это, кстати, не первый случай, когда «Повесть о двух городах» (в непонятно какой, правда, степени) помогает авторам закончить большой поп-культурный проект: Кристофер Нолан в свое время сообщил, что активно ее читал, работая над последним фильмом про Бэтмена.