дошли, иначе не скажешь, руки до «Горожанина» Strelka Press — сборника статей, в котором социолог, политолог, экономист, культуролог, лингвист и кто только не пытаются объяснить, что из себя представляет житель современного города. вещь — если в данном случае можно говорить о едином произведении — получилась довольно неровная: некоторые тексты явно написаны наскоро и, что называется, из опилок — у всякого публичного оратора по временам скапливается какая-то интеллектуальная стружка, — но есть прямо мощные, программного типа сочинения. так, скажем, Виталий Куренной рисует довольно героический образ одинокого горожанина, который покупке предпочитает аренду (понимать следует максимально широко), — и это какой-то слабо описанный фикшном тип. было бы очень интересно прочитать роман про эту побеждающую прекарность, срочные договоры, каршеринги и всевозможный Airbnb: город будущего, по мысли некоторых спикеров, будет заточен под таких блуждающих потребителей, для которых что Токио, что Москва — лишь бы была зарядка, кофе и койка. очевидно, что у этой системы будут свои бенефициары, но наверняка в пределах поколения найдутся и те, кто взгрустнет по эпохе дедов, получавших регулярную зарплату, владевших собственностью и прекращавших отвечать на рабочую почту после 19:00. в общем, условный фрилансер, сочиняющий на съемной кухне проект для неизвестного закачика, заслуживает своей эпопеи — и вовсе не обязательно сатирической.
сыграем разнообразия ради в киноведческие записки.
посмотрел в прошлую пятницу нового, после Канн не остывшего Ханеке. «Хэппи-энд» — к этому по-чеховски стертому названию я еще вернусь — Австрия выдвинула на «Оскар», но шансов, по-моему, немного: не слишком там в последнее время привечают осмеяние буржуазии. жанр, кто бы спорил, почтенный, и исполнители в высшей степени компетентные (Юппер, Трентиньян — оправдание, в общем, современного фрацузского синематографа), но таким кино кого удивить можно (зал, впрочем, неистовствовал).
Ханеке многим напоминает писателя Уэльбека — другого мизантропа—хроникера европейской цивилизации времен упадка. у того тоже герои обыкновенно кончают с собой или тем или иным способом расстаются с жизнью в привычном понимании; «принимают ислам», как принято было говорить на пике популярности «Луркоморья». Ханеке очень похож на Уэльбека еще и потому, что любит потускневшие (и вместе с тем очень по-символистски заряженные) заглавия: я себе прекрасно представляю фильмы «Возможность острова» и «Платформа» — или, наоборот, романы «Седьмой континент» или «Забавные игры». ну, а учитывая, что от уэльбековской репутации порнографа осталось только воспоминание — все-таки гонкуровский лауреат, — когда-нибудь их пути пересекутся, и уж тогда мы точно завоем от скуки.
но в 17 лет меня, конечно, здорово встряхнул роман «Элементарные частицы».
[честное слово: дописал пост и решил вбить имена героев в поиск. что бы вы думали — уважают, любят, хотят работать вместе. у них даже агент один и тот же!]
https://www.theguardian.com/film/2009/nov/13/michael-haneke-michel-houellebecq
посмотрел в прошлую пятницу нового, после Канн не остывшего Ханеке. «Хэппи-энд» — к этому по-чеховски стертому названию я еще вернусь — Австрия выдвинула на «Оскар», но шансов, по-моему, немного: не слишком там в последнее время привечают осмеяние буржуазии. жанр, кто бы спорил, почтенный, и исполнители в высшей степени компетентные (Юппер, Трентиньян — оправдание, в общем, современного фрацузского синематографа), но таким кино кого удивить можно (зал, впрочем, неистовствовал).
Ханеке многим напоминает писателя Уэльбека — другого мизантропа—хроникера европейской цивилизации времен упадка. у того тоже герои обыкновенно кончают с собой или тем или иным способом расстаются с жизнью в привычном понимании; «принимают ислам», как принято было говорить на пике популярности «Луркоморья». Ханеке очень похож на Уэльбека еще и потому, что любит потускневшие (и вместе с тем очень по-символистски заряженные) заглавия: я себе прекрасно представляю фильмы «Возможность острова» и «Платформа» — или, наоборот, романы «Седьмой континент» или «Забавные игры». ну, а учитывая, что от уэльбековской репутации порнографа осталось только воспоминание — все-таки гонкуровский лауреат, — когда-нибудь их пути пересекутся, и уж тогда мы точно завоем от скуки.
но в 17 лет меня, конечно, здорово встряхнул роман «Элементарные частицы».
[честное слово: дописал пост и решил вбить имена героев в поиск. что бы вы думали — уважают, любят, хотят работать вместе. у них даже агент один и тот же!]
https://www.theguardian.com/film/2009/nov/13/michael-haneke-michel-houellebecq
the Guardian
Michael Haneke: I may collaborate with Michel Houellebecq
The Austrian director of The White Ribbon reveals that he and the controversial French author have discussed working together
по наводке Льва Оборина попал на интервью с двумя гроссмановедами — топорное, как по мне (« Василий Гроссман — весьма известный прозаик. Как в России, так и за границей. Его порой называют классиком русской прозы ХХ века»), но наталкивающее на слегка пьер-байяровские размышления.
ну то есть как: «всем известно», что «Жизнь и судьба» — первый русский роман, проводящий смелые параллели между сталинизмом и фашизмом; «Тихий Дон» — субверсивный казачий эпос, где красные ничем не лучше белых; автор «Пирамиды» Леонид Леонов — не оцененный по достоинству (см. быковские статьи и интервью Пепперштейна на «Горьком», например) классик модернизма; а солженицынский «Ленин в Цюрихе» — лучшее беллетристическое изображение лидера РСДРП(б). известно — но кто сейчас готов забуриться в любую из этих книг, чтобы попробовать на прочность этот хилый, под подошвой хлюпает, консенсус.
не очень понятно, как можно выводить подобные тексты из анабиоза, периодически выдергивать их из-под простыни в мертвецкой. ну да, был сериал Урсуляка с Маковецким, за ПСС Леонова в еще доскотские времена брался Захар Прилепин, «Азбука» с «РЕШ» пытаются реанимировать Горенштейна, а «Красное колесо», пишет The Guardian, в этом году наконец выходит на английском — не знаю, кажется, по массовому читательскому сознанию расползается какое-то марево, и даже самая звонкая годовщина (100 лет Русской революции бывает раз в жизни, если что) мало что может с этим поделать.
и да, это был тизер.
http://www.ng.ru/ng_exlibris/2017-09-07/10_902_novel.html
ну то есть как: «всем известно», что «Жизнь и судьба» — первый русский роман, проводящий смелые параллели между сталинизмом и фашизмом; «Тихий Дон» — субверсивный казачий эпос, где красные ничем не лучше белых; автор «Пирамиды» Леонид Леонов — не оцененный по достоинству (см. быковские статьи и интервью Пепперштейна на «Горьком», например) классик модернизма; а солженицынский «Ленин в Цюрихе» — лучшее беллетристическое изображение лидера РСДРП(б). известно — но кто сейчас готов забуриться в любую из этих книг, чтобы попробовать на прочность этот хилый, под подошвой хлюпает, консенсус.
не очень понятно, как можно выводить подобные тексты из анабиоза, периодически выдергивать их из-под простыни в мертвецкой. ну да, был сериал Урсуляка с Маковецким, за ПСС Леонова в еще доскотские времена брался Захар Прилепин, «Азбука» с «РЕШ» пытаются реанимировать Горенштейна, а «Красное колесо», пишет The Guardian, в этом году наконец выходит на английском — не знаю, кажется, по массовому читательскому сознанию расползается какое-то марево, и даже самая звонкая годовщина (100 лет Русской революции бывает раз в жизни, если что) мало что может с этим поделать.
и да, это был тизер.
http://www.ng.ru/ng_exlibris/2017-09-07/10_902_novel.html
Независимая
Гроссман мешает всем
Юрий Бит-Юнан и Давид Фельдман перевернули отечественное гроссмановедение с ног на голову. Или наоборот… поставили его с головы на ноги. Привлекая многочисленные архивные свидетельства, они демифологизировали образ автора-нонконформиста. О том, в чем не прав…
опытным путем выяснилось, что профессора Зорина куда удобнее читать, чем слушать.
как бы то ни было: отрадно видеть, как граф Толстой (совершенно внезапно причем) оказался героем сразу нескольких поп-образовательных проектов — курс на «Арзамасе» (с очень противоречивой, на мой вкус, лекционной частью — тот случай, когда разные оптики складываются в шизофреничную довольно картину), зоринский вот спич про Толстого и свободу (ключевую для писателя категорию) и — #currentbook — первая глава книги Михаила Зыгаря «Империя должна умереть» (про которую разговор отдельный).
хочется напомнить, что 7 лет назад столетний юбилей со дня ухода и смерти лучшего нашего прозаика просто замолчали — а сейчас эта кряжистая фигура возвращается; так, глядишь, и «Воскресение» снова станет самым скандальным русским романом; ура!
как бы то ни было: отрадно видеть, как граф Толстой (совершенно внезапно причем) оказался героем сразу нескольких поп-образовательных проектов — курс на «Арзамасе» (с очень противоречивой, на мой вкус, лекционной частью — тот случай, когда разные оптики складываются в шизофреничную довольно картину), зоринский вот спич про Толстого и свободу (ключевую для писателя категорию) и — #currentbook — первая глава книги Михаила Зыгаря «Империя должна умереть» (про которую разговор отдельный).
хочется напомнить, что 7 лет назад столетний юбилей со дня ухода и смерти лучшего нашего прозаика просто замолчали — а сейчас эта кряжистая фигура возвращается; так, глядишь, и «Воскресение» снова станет самым скандальным русским романом; ура!
как и было обещано — более развернутое высказывание про нового Быкова, самую переоцененную пока книгу года, на мой вкус: с крупного автора и спрос соответствующий — нечего, нечего было разбрасываться большими именами, чтобы потом выдавать непритязательный позднесоветский валежник.
https://daily.afisha.ru/brain/6838-chto-ne-tak-s-iyunem-dmitriya-bykova/
https://daily.afisha.ru/brain/6838-chto-ne-tak-s-iyunem-dmitriya-bykova/
Афиша
Что не так с «Июнем» Дмитрия Быкова
В начале сентября в «Редакции Елены Шубиной» вышел новый роман Дмитрия Быкова «Июнь» — три едва связанные друг с другом истории из предвоенных ...
искусство подарка: добрый мой товарищ Серёжа привёз из великого нью-йоркского магазина Strand классику джойсоведения. совсем, правда, непонятно, когда сейчас честному человеку перечитывать «Улисса», но в прошлый раз я, помнится, управился за четыре горячечных дня
весьма элегантный выход из положения (Мистер Загадочный по-прежнему не соглашается на интервью): Галина Юзефович допрашивает редактора Виктора Пелевина и пытается узнать подробности про новую книгу. ну, то есть как допрашивает — вопросы задает правильные, но ответы, что поделать, довольно скучные: ПВО — вежливый телефонный собеседник, книжки сдает вовремя, и — вот уж точно не верю — у «Эксмо» нет никаких эксклюзивных на него прав; все по-честному выигрывается на тендерах. учитывая, что тираж в 100 тысяч ему может обеспечить ровно одно издательство в стране, знаем мы цену этим тендерам. ну а любителям сайта СПАРК и рассылки The Bell хочется напомнить, сколько, по оценкам независимых книгоиздателей (http://archives.colta.ru/docs/22553), автор брал за роман в 2013-м году — 1 250 000 $.
https://meduza.io/feature/2017/09/22/my-s-nim-regulyarno-sozvanivaemsya-no-ya-ne-znayu-s-kakogo-nomera-on-zvonit
https://meduza.io/feature/2017/09/22/my-s-nim-regulyarno-sozvanivaemsya-no-ya-ne-znayu-s-kakogo-nomera-on-zvonit
к слову про отношения ПВО нашего дорогого с критикой: мне вот про вокзальную минетчицу, признаться, было не очень смешно — зато я с удовольствием вспомнил вот такой пассаж из недооцененного «t»:
Посмотрели бы вы, как он рецензии на себя читает. Шуршит в углу газетой и бормочет: «Как? Погас волшебный фонарь? А что ж ты в него ссала-то пять лет, пизда? Ссала-то чего?»
как говорится, все так.
Посмотрели бы вы, как он рецензии на себя читает. Шуршит в углу газетой и бормочет: «Как? Погас волшебный фонарь? А что ж ты в него ссала-то пять лет, пизда? Ссала-то чего?»
как говорится, все так.
есть подозрение, что «Книжная полка» на Wonderzine сейчас чуть ли не лучшее, что происходит в литературном интернете — по-хорошему, это пора издавать красивым альбомом на дорогой бумаге. в новом выпуске — не нуждающаяся в особых представлениях Мария Степанова: бывалый читатель ее фаворитов, должно быть, и так знает (ну да, В.Г.Зебальд, Алиса Порет, но вот чтобы Кун; ого), но великолепного, отточенного, бесконечно послушного русского языка много не бывает; a must.
http://www.wonderzine.com/wonderzine/life/bookshelf/229624-maria-stepanova
http://www.wonderzine.com/wonderzine/life/bookshelf/229624-maria-stepanova
Wonderzine
Поэт Мария Степанова о любимых книгах
10 книг, которые украсят любую библиотеку
восхитительные новости: «НЛО» готовит академический сборник вокруг В.Г. Сорокина под редакцией Марка Липовецкого; одну из статей — по крайней мере, значительную ее часть — можно прочитать здесь. Кирилл Кобрин — к которому я сложно, — разбирает «Метель» и заодно препарирует одноименный жанр русской литературы:
http://postnonfiction.org/denoscriptions/nos3/
http://postnonfiction.org/denoscriptions/nos3/
postnonfiction.org
Доктор едет, едет сквозь снежную равнину. Кирилл Кобрин
(Настоящая/нынешняя/новая отечественная словесность/социальность/современность – версия одного из со-редакторов Post(non)fiction. Выпуск 3). Шесть лет назад, будучи членом премии жюри НОС, я проголосовал в финале за повесть […]
это определенно были не худшие три дня с автором: Пелевин умеет усыплять, мастерски злит, восхищает тоже временами — и даже такой не слишком удачный роман, как «iPhuck 10», может встать в выгодную позу. ток идет, веки двигаются, продолжаем разговор.
https://daily.afisha.ru/brain/6916-iphuck-10-viktora-pelevina-vy-ne-gadzhet/
https://daily.afisha.ru/brain/6916-iphuck-10-viktora-pelevina-vy-ne-gadzhet/
Афиша
«iPhuck 10» Виктора Пелевина: вы не гаджет
Сегодня в продажу поступила новая книга Виктора Пелевина. О том, как понимать роман под названием «iPhuck 10», рассуждает Игорь Кириенков. ...
ну и такой вот неожиданный достаточно follow-up: по просьбе The Question еще два слова про «iPhuck 10» добавил — никто еще, по-моему, не писал про уникальный тайминг этого романа, который выходит через пару недель после венценосного «Квадрата» (и работает примерно на той же территории); тут уж либо great minds think alike, либо ПВО еще чутче, чем мы привыкли думать
https://thequestion.ru/questions/316863/pochemu-vse-tak-khvalyat-novyi-roman-pelevina-iphuck-10
https://thequestion.ru/questions/316863/pochemu-vse-tak-khvalyat-novyi-roman-pelevina-iphuck-10
thequestion.ru
Почему все так хвалят новый роман Пелевина iPhuck 10?
TheQuestion: найдем тех, кто ответит на ваши вопросы.
отлично — теперь мы знаем, как выглядит настоящее зло.
подустал за последние двое суток от Пелевина, но да, большие новости — напоминают нам, что долгострой под названием «Ампир В» шевелится; вот и на «Кинопоиске» уверенно, с ссылкой на «Вольгу», пишут, что кино выйдет в следующем ноябре; ура.
другое дело, что пелевинские романы выходят на экраны в чудовищно неподходящий момент: понятия «дискурс» и «гламур» превосходно иллюстрировали культурную ситуацию нулевых, но зачем (и кто будет) слушать рассуждения вампиров и халдеев в 2018-м, совершенно непонятно. рано, рано еще для ретро про 2000-е; 10 лет назад нужно было смекать. какая дивная картина получилась бы из «Священной книги оборотня» — например, как альтернатива «Дозорам».
https://daily.afisha.ru/news/11398-oksimiron-sygraet-glavnuyu-rol-v-ekranizacii-empire-v/
подустал за последние двое суток от Пелевина, но да, большие новости — напоминают нам, что долгострой под названием «Ампир В» шевелится; вот и на «Кинопоиске» уверенно, с ссылкой на «Вольгу», пишут, что кино выйдет в следующем ноябре; ура.
другое дело, что пелевинские романы выходят на экраны в чудовищно неподходящий момент: понятия «дискурс» и «гламур» превосходно иллюстрировали культурную ситуацию нулевых, но зачем (и кто будет) слушать рассуждения вампиров и халдеев в 2018-м, совершенно непонятно. рано, рано еще для ретро про 2000-е; 10 лет назад нужно было смекать. какая дивная картина получилась бы из «Священной книги оборотня» — например, как альтернатива «Дозорам».
https://daily.afisha.ru/news/11398-oksimiron-sygraet-glavnuyu-rol-v-ekranizacii-empire-v/
Афиша
Оксимирон сыграет главного злодея в экранизации «Empire V»
Рэпер Оксимирон исполнит роль главного злодея в экранизации романа Виктора Пелевина «Empire V». Об этом объявил режиссер картины Виктор Гинзбург. Видеообращение опубликовано на ...
а на самом деле рассказать хотелось о породистой английской прозе: прочитал на днях сборник эссе Вирджинии Вулф «Кинематограф» — прелесть что такое, конечно. я вообще VW очень люблю — эту пластику, эти переборы; мало что на свете может сравниться с высоким европейским модернизмом; зачем мне современный русский роман в руки брать, если «Между актами» или «День и ночь» еще не читаны. эссе, как выяснилось, тоже отличные — особенно те, что в начале собраны: блестящий разнос культуры middlebrow (привет Джону Сибруку), про настоящие возможности кино очень хорошо (не любит она топорные экранизации); есть такие, которые формально ни о чем (променад за карандашом), а в действительности такой прозаический тренажер — посмотрели, короче, художнику через плечо. в общем, идеальное чтение на вечер — 80 страниц, лучшие слова в лучшем порядке, и в руках держать приятно (если вы, как я, адепт принта).
«Пыльца» продолжает просвещать: новая для многих точка на карте новейшей американской литературы — Роберт Кувер, человек, который этот ваш конвенциональный нарратив (он же «тревожное письмо») в бараний рог крутит; и поделом. что еще хочется добавить: перфорированные карточки русскому читателю неизбежно напоминают о Льве Рубинштейне — но уверен, что это пример самозарождающейся литературной техники; во второй трети XX века многим, должно быть, приходило в голову, что с монополией линейного повествования надо заканчивать, и вот такие — разные — всходы дала эта идея.
http://pollen-press.ru/2017/09/27/coover30/
http://pollen-press.ru/2017/09/27/coover30/
- пыльца
Роберт Кувер: жизнь в письме -
Текст Хари Кунцру, The Guardian UK Перевод Клим Токарев Редактор Алексей Поляринов Если вы угодили в тюрьму языка, то не удивляйтесь тому, что ваш надзиратель — писатель-постмодернист. Роберт Кувер спокойно стоит рядом со мной, руки в карманах брюк. Его лицо…