кириенков – Telegram
кириенков
2.38K subscribers
418 photos
1 video
735 links
culture vulture
Download Telegram
вечер пятницы проведу не в кабаке, а с этим вот (не таким уж большим) волюмом
весьма элегантный выход из положения (Мистер Загадочный по-прежнему не соглашается на интервью): Галина Юзефович допрашивает редактора Виктора Пелевина и пытается узнать подробности про новую книгу. ну, то есть как допрашивает — вопросы задает правильные, но ответы, что поделать, довольно скучные: ПВО — вежливый телефонный собеседник, книжки сдает вовремя, и — вот уж точно не верю — у «Эксмо» нет никаких эксклюзивных на него прав; все по-честному выигрывается на тендерах. учитывая, что тираж в 100 тысяч ему может обеспечить ровно одно издательство в стране, знаем мы цену этим тендерам. ну а любителям сайта СПАРК и рассылки The Bell хочется напомнить, сколько, по оценкам независимых книгоиздателей (http://archives.colta.ru/docs/22553), автор брал за роман в 2013-м году — 1 250 000 $.

https://meduza.io/feature/2017/09/22/my-s-nim-regulyarno-sozvanivaemsya-no-ya-ne-znayu-s-kakogo-nomera-on-zvonit
к слову про отношения ПВО нашего дорогого с критикой: мне вот про вокзальную минетчицу, признаться, было не очень смешно — зато я с удовольствием вспомнил вот такой пассаж из недооцененного «t»:

Посмотрели бы вы, как он рецензии на себя читает. Шуршит в углу газетой и бормочет: «Как? Погас волшебный фонарь? А что ж ты в него ссала-то пять лет, пизда? Ссала-то чего?»

как говорится, все так.
есть подозрение, что «Книжная полка» на Wonderzine сейчас чуть ли не лучшее, что происходит в литературном интернете — по-хорошему, это пора издавать красивым альбомом на дорогой бумаге. в новом выпуске — не нуждающаяся в особых представлениях Мария Степанова: бывалый читатель ее фаворитов, должно быть, и так знает (ну да, В.Г.Зебальд, Алиса Порет, но вот чтобы Кун; ого), но великолепного, отточенного, бесконечно послушного русского языка много не бывает; a must.


http://www.wonderzine.com/wonderzine/life/bookshelf/229624-maria-stepanova
восхитительные новости: «НЛО» готовит академический сборник вокруг В.Г. Сорокина под редакцией Марка Липовецкого; одну из статей — по крайней мере, значительную ее часть — можно прочитать здесь. Кирилл Кобрин — к которому я сложно, — разбирает «Метель» и заодно препарирует одноименный жанр русской литературы:

http://postnonfiction.org/denoscriptions/nos3/
это определенно были не худшие три дня с автором: Пелевин умеет усыплять, мастерски злит, восхищает тоже временами — и даже такой не слишком удачный роман, как «iPhuck 10», может встать в выгодную позу. ток идет, веки двигаются, продолжаем разговор.

https://daily.afisha.ru/brain/6916-iphuck-10-viktora-pelevina-vy-ne-gadzhet/
ну и такой вот неожиданный достаточно follow-up: по просьбе The Question еще два слова про «iPhuck 10» добавил — никто еще, по-моему, не писал про уникальный тайминг этого романа, который выходит через пару недель после венценосного «Квадрата» (и работает примерно на той же территории); тут уж либо great minds think alike, либо ПВО еще чутче, чем мы привыкли думать

https://thequestion.ru/questions/316863/pochemu-vse-tak-khvalyat-novyi-roman-pelevina-iphuck-10
отлично — теперь мы знаем, как выглядит настоящее зло.

подустал за последние двое суток от Пелевина, но да, большие новости — напоминают нам, что долгострой под названием «Ампир В» шевелится; вот и на «Кинопоиске» уверенно, с ссылкой на «Вольгу», пишут, что кино выйдет в следующем ноябре; ура.

другое дело, что пелевинские романы выходят на экраны в чудовищно неподходящий момент: понятия «дискурс» и «гламур» превосходно иллюстрировали культурную ситуацию нулевых, но зачем (и кто будет) слушать рассуждения вампиров и халдеев в 2018-м, совершенно непонятно. рано, рано еще для ретро про 2000-е; 10 лет назад нужно было смекать. какая дивная картина получилась бы из «Священной книги оборотня» — например, как альтернатива «Дозорам».

https://daily.afisha.ru/news/11398-oksimiron-sygraet-glavnuyu-rol-v-ekranizacii-empire-v/
а на самом деле рассказать хотелось о породистой английской прозе: прочитал на днях сборник эссе Вирджинии Вулф «Кинематограф» — прелесть что такое, конечно. я вообще VW очень люблю — эту пластику, эти переборы; мало что на свете может сравниться с высоким европейским модернизмом; зачем мне современный русский роман в руки брать, если «Между актами» или «День и ночь» еще не читаны. эссе, как выяснилось, тоже отличные — особенно те, что в начале собраны: блестящий разнос культуры middlebrow (привет Джону Сибруку), про настоящие возможности кино очень хорошо (не любит она топорные экранизации); есть такие, которые формально ни о чем (променад за карандашом), а в действительности такой прозаический тренажер — посмотрели, короче, художнику через плечо. в общем, идеальное чтение на вечер — 80 страниц, лучшие слова в лучшем порядке, и в руках держать приятно (если вы, как я, адепт принта).
«Пыльца» продолжает просвещать: новая для многих точка на карте новейшей американской литературы — Роберт Кувер, человек, который этот ваш конвенциональный нарратив (он же «тревожное письмо») в бараний рог крутит; и поделом. что еще хочется добавить: перфорированные карточки русскому читателю неизбежно напоминают о Льве Рубинштейне — но уверен, что это пример самозарождающейся литературной техники; во второй трети XX века многим, должно быть, приходило в голову, что с монополией линейного повествования надо заканчивать, и вот такие — разные — всходы дала эта идея.

http://pollen-press.ru/2017/09/27/coover30/
обожаю сентябри за долгий хвост подарков: вот, похоже, заключительный — и тоже из Нью-Йорка прямиком — лот от любезной Ксюши; всегда мечтал и наконец в руках держу. теннис — возможно, самый грациозный вид спорта на свете, а ДФУ — что тут лишний раз кадить; снимаем и в волнении мнем шляпу. на русский эту прелесть пока не перевели, но на Sports.ru давно висит восхитительное эссе Уоллеса о лучшем теннисисте всех времен — «Роджер Федерер как религиозный опыт»; чистый кайф.

https://sports.ru/tribuna/blogs/nitkina/39291.html
breaking, что называется, news: Марсель Пруст, как и всякий смертный, был жаден до хайпа — и платил журналистам и редакторам за размещение благожелательных рецензий на «В сторону Сванна». нечистоплотная игра, спору нет, — но довольно последовательная: за свои деньги издал — на рекламу в прессе тоже раскошелился. я такие истории очень люблю: все, наверное, читали про Набокова, который указывал своему издателю, как надо «Аду» в медиа нахваливать: «эротический шедевр» и так далее; не очень далеко от истины, на самом деле. можно к этому по-разному относиться — Пелевин вот обложки лично предлагает и утверждает; а лучше бы не, — но, по-моему, здорово, когда художник не вовсе устраняется от продвижения своих работ. делегирование — прекрасное достижение нашей эпохи, подкуп — отвратителен, однако позаботиться о том, чтобы твои тексты не осели в самых безнадежных углах книжного магазина или интернета, — прямая обязанность современного писателя. ведите соцсети, ходите в YouTube, лекции читать тоже дело хорошее — ну или молчите так, чтобы всем завидно было. а иначе — какие претензии.

https://amp.theguardian.com/books/2017/sep/28/marcel-proust-paid-for-reviews-praising-his-work-to-go-into-newspapers
Агата Кристи классная
три коротких наблюдения за «Убийством в «Восточном экспрессе» вдогонку:

1) может быть, лучшее, что есть в этой книге — экспозиция: мягкие, ненатужные описания отношений между Эркюлем и провожающим его лейтенантом; скупые, но точные ремарки от автора (А.К. в основном проходится по соотечественникам); наконец, сам этот сдобный мир модерна — с комфортными поездами, безотказными проводниками, вкусной едой в вагоне-ресторане и неспешной основательностью всех персонажей, главного в особенности. темп в романе дивный — тут никто никуда не торопится, и само следствие проходит в необычайно размеренном (чуть было не написал «под стук колес») ритме: позвали — отозвали, покумекали — огласили результаты. в этом смысле «Убийство» не слишком кинематографический текст: дословная его экранизация непременно будет скучной — пассажирам задают примерно одни и те же вопросы и просят написать свои адреса; скорее медитация, чем триллер;

2) с другой стороны, Кристи придумали великолепную, действительно, сюжетную схему — поезд, смерть, снег, дюжина подозреваемых, нож в крови, кимоно с драконами; с деталями полный порядок, — ну и развязка достаточно экстравагантная даже по сегодняшним меркам: «засим откланяюсь». если вы видели трейлеры нового фильма, то смогли, вероятно, отметить, как режиссер Брана (он же Пуаро с умопомрачительными усами) свободно обращается с амплуа пассажиров — ну и я почти уверен, что какие-то другие, не такие уж маловажные подробности будут отличаться: у Кристи по крайней мере никто не дрался и пистолетами не тряс. такое прочтение, впрочем, тоже заслуживает внимания — уж слишком соблазнительны предзаданные условия: тут вам и выход в томное, Европа-которую-мы-потеряли, ретро в духе «Отеля «Гранд Будапешт»; и герметичный — то есть самый модный и увлекательный — детектив с нетипичной для жанра разгадкой; наконец, пространство для актуального историко-политического комментария тоже имеется, так как среди пассажиров этого ностальгического вагона —

3) русская княгина (Джуди Денч). с этим в романе вообще очень смешно получилось: Драгомирова (фамилия как у преподавательницы школы волшебства Дурмстранг, да) описана как жаба с превосходными, на зависть дамам из Франции и Британии, манерами, западный читатель знакомится с кириллицей, а в какой-то момент герои вдруг обсуждают невыполненную сталинскую пятилетку — интересно теперь, в каком виде «Убийство» печатали в СССР.
«Западный канон дает человеку одно: возможность должным образом распорядиться своим уединением — уединением, итоговая форма которого есть столкновение человека со своей смертностью».

Читаю перед сном скандальнейшую книгу Гарольда Блума «Западный канон», старик, как танк, прет против вообще всех — марксистов, социологов, феминисток, мультикультуралистов, философов, политиков, филологов тож; зрелище страшное и величественное; оторваться нет сил.
читаю недоброжелательную, в целом, рецензию Vulture на нового «Бегущего по лезвию», а там такой вот спойлер:

In his apartment, he plays Sinatra’s “A Summer Wind” while his holographic girlfriend, Joi (Ana de Armas), leans on him, reading Nabokov.

напоминаю, что в новом «Человеке-пауке» героиня держала в руках «Приглашение на казнь», и российская филология в одном треде обсуждала, насколько глубоко это следует понимать.

интересно, кстати, что за роман это может быть; какую книжку ВВН возьмут в 2049 год, если не «Ло»; представляете, вдруг Bend Sinister — где отношения творца и творения обнажены до нестерпимости.
впервые за несколько лет поймал себя на мысли, что совершенно равнодушен к результатам литературной Нобелевки: получат изряднопорядочные кандидаты, которых эта очередь окончательно уравняла, — пожалуйста; снова добавят экзотики и коронуют развлекательную беллетристику, типа Ле Карре или Роулинг — спокойно пожму плечами; пусть так. понятно, что тут речь о сугубо личных премиальных фрустрациях, но вообще есть ощущение, что эти институции — они лет сорок уже исключительно для хорошего настроения всех участвующих. самым красивым выходом было бы вручить году в 2020-м Пинчону и вслед за этим поразительным автором растаять, как будто такой награды никогда не существовало, и тогда мы насовсем перестанем переживать, почему Борхесу нет, а Варгасу Льосе, скажем, да.
ну что: как говорилось в промо-материалах к «Принцу-полукровке», секрет темных сил раскрыт — Василий Степанов в «Сеансе» рассказывает, что за роман Набокова фигурирует в новом «Бегущем по лезвию»:

В свободное от работы время его главный герой, например, читает «Бледный огонь» Набокова, текст-комментарий. Таким же комментарием кажется и новый фильм.

terrific, конечно, choice, но учитывая, что персонажа Гослинга зовут Джозеф К., налицо толкучка литературных аллюзий — неужели нужно сочинять к фильму полновесную аннотацию; а если нет — к чему этот юношеский неймдроппинг?

http://seance.ru/blog/blade-runner-2049-review/