Солнце Севера – Telegram
Солнце Севера
3.94K subscribers
2.2K photos
616 videos
5 files
2.54K links
Культурное пространство новой образовательной этики

По всем вопросам: @mseurko, @objekt_0

ВК: vk.cc/bW8BXg
ЮТУБ: goo.su/XTDM8M
ЯДЗЕН: dzen.ru/solsevera
РУТУБ: rutube.ru/channel/27176624/
ОК: ok.ru/group/70000005963164
Download Telegram
Игралища таинственной игры…
Последняя годовщина лицея: Пушкин как философ и историософ.

Ко дню Лицея предлагаем вам статью, опубликованную Газетой "Завтра", нашего подписчика, эксперта Изборского клуба Владимира Можегова :

Почти к каждой годовщине лицея Пушкин посвящал стихи, исполненные просветленной грусти - естественное настроение для встреч с друзьями юности. Однако, последняя 25-я лицейская годовщина последнего для Пушкина 1836 года выделяется настроением совершенно особым: это нарастающая тревога, предчувствие грандиозных эсхатологических событий… Эти стихи подобны стуку в двери, нет, не Каменного Гостя, но самой Истории:

…Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари…

Как свидетельствовали друзья поэта, Пушкин был настолько взволнован, что даже не смог дочитать стихи, но бежал прочь, обливаясь слезами.

Это действительно по-настоящему грозные строки, в которых перед мысленным взором поэта проходят видения, кажется, не столько прошлых, сколько будущих революций и мировых войн… Но поражает даже не этот взгляд, а та мировоззренческая основа, с которой поэт начинает обозревать то, что открывается его пророческому взору. Настоящий центр этого стихотворения в предшествующих этим видениям строках:

…Вращается весь мир вокруг человека
Ужель один недвижен будет он?..

Полностью статью читать по ссылке 👉🏻 https://zavtra.ru/blogs/igralisha_tainstvennoj_igri_filosofiya
👍17😱1
Николай Бердяев о войне и возрождении

Философ Андрей Коробов-Латынцев об осмыслении Николаем Бердяевым феномена войны:

— Эпиграфом этого текста могло бы послужить высказывание самого Николая Бердяева: «Война – великая проявительница».

Статьи времён Первой мировой войны являются, по сути дела, объективацией внутреннего духовного опыта философа. В самом начале войны Бердяев пишет: «Война, в которой действуют чисто материальные орудия, и которая предполагает материальную мощь, может и должна быть рассматриваема как духовный феномен, и оцениваема как факт духовной действительности». Не только экономической или политической, а в том числе духовной действительности. К сожалению, это измерение войны для нас сегодня во многом потеряно. Мы не переживаем войну как такое событие.

Когда мы говорим о войне, мы тут же практически автоматически выпадаем из области философской. Самое, возможно, важное измерение войны, о котором говорит Бердяев, для нас упущено и потеряно.

В статье «К спорам о германской философии» Бердяев добавляет: «Мы наиболее национальны, наиболее русские, когда ищем из своей глубины правды и истины, а не тогда, когда только русское провозглашаем истинным и праведным». Наиболее русский не тот, кто ходит и кричит, о том, что Россия – для русских, хватит кормить Кавказ, бурятов, калмыков, башкир, владимирцев и воронежцев. Возможно, наиболее русский тот, кто видит Россию как цивилизацию евразийскую, которая превозносит не сугубо русское, а всечеловеческое.

Бердяев говорит: «Первая мировая война заканчивает Модерн». Эта война позволила пережить «мгновения радостной веры, что наступил конец старым разделениям, вражде партий, платформ и доктрин, что нет уже “правых” и “левых”, как двух рас, не почитающих друг друга за людей, нет “славянофилов” и “интеллигентов”. Казалось, – пишет Бердяев, – что можно почувствовать Россию, её единый лик, её целостный организм («Новая Россия»).

Бердяев говорит: «Нужны великие потрясения, катастрофа личная и мировая, чтобы пробудить все силы человека». Все бердяевские статьи времен Первой мировой проникнуты ощущением катастрофы и мыслью о том, что эта катастрофа необходима для пробуждения дремлющих сил человека: «Только катастрофа может обновить и возродить русский характер» («Война и возрождение»). Исторические катаклизмы, катастрофы пробуждают, испытывают и карают человека, проявляют его. Мировая война выводит на поверхность то, что происходило в подпочве человека: «Война жизненно и наглядно показала то, что теоретически давно уже было ясно».


Полностью текст Андрея Коробова-Латынцева, служащего в армии ДНР, читайте на сайте "Родина на Неве":

https://rodinananeve.ru/nikolaj-berdyaev-o-vojne-i-vozrozhdenii/
👍14🔥1🥰1🤔1
22 октября начнутся онлайн-лекции на тему «Русская военная философия» от философа и офицера народной милиции ДНР Андрея Коробова-Латынцева

Мы с братом присоединились к команде проекта, помогаем в съёмке и записи. Я очень рада помочь, потому что считаю это жизненно необходимым. Смысловой фарш из подчас несовместимых нарративов прошлого, которым пытаются объяснить происходящее сейчас, не работает так эффективно, как хотелось бы.

Может быть, этот курс изменит ситуацию. И позволит и вам, и мне ответить себе на вопросы «что есть Россия сейчас» простыми и понятными означающими.

Записывайтесь!
👍18👏2🥰1😱1
"Всегда есть Бог за Богом, всегда есть движение. Слово Бог произносить, может быть, даже не стоит. Писать о чём-то возвышенно, например, об ангелах нельзя возвышенно (как писали Дионисий Ареопагит и каппадокийцы). Лучше писать как можно пострашнее, похуже, например, назвать ангела червяком", - так полагает христианский философ Татьяна Горичева.

Посмотреть на незримое она предлагает в своей книге "О священном безумии. Христианство в современном мире" сквозь западную философию постмодернизма и деконструкцию, феминизм и экологическую тематику. А также, конечно, через кенозис в русской культуре.

Татьяна Горичева вообще философ совершенно необычный. Она переписывалась с Хайдеггером, сформировала с соратницами в СССР христианское движение феминисток, защищает права животных. Является теоретиком православного феминизма, который отстаивает права женщин быть женщинами, а не белыми мужчинами-буржуа, как то, что нам более известно под именем феминизма. Отстаивая духовную иерархию и вертикаль, выступает с острой критикой аристотилевской логики и бинарных оппозиций.

Книга "О священном безумии" учит многому, но, прежде всего, она учит проживать священное здесь и сейчас, в той довольно жуткой ситуации, в которой мы оказались.

Если вы ещё не убедились, что вам нужно срочно бежать в "Солнце Севера" (Невский пр-т, 29) за книгой (а она есть в продаже), то посмотрите беседу об этой книге. Всё равно, конечно, придётся, бежать, но дополнительную порцию удара гераклитовым Логосом вы получите.

https://vk.com/video-166039184_456240240?list=8491a8f4baa6a87534
🔥18👍3🥰1
Курс "Александр Невский: взгляд из XXI в." теперь бесплатный!

Читает его д.и.н., директор Института истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт Петербург) Роман Соколов.

Этот курс он составил по свежим следам проделанной научной работы, потратил десятки, если не сотни, часов на изучение архивов.

1 лекция. Александр Невский: взгляд из XXI в.

2 лекция. Александр Невский в Русском Царстве и Российской империи.

3 лекция. "Снять святой лик!" Александр Невский в XX в.

Курс можно смотреть на сайте 👉🏻 solsevera.ru/aleksandrnevskiy или на нашей странице Вконтакте vk.com/video/playlist/-166039184_18.
👍10
В наше время, когда вся жизнь наша сопровождается военными сводками, а то и артиллерийскими канонадами или ракетными взрывами, возникает много вопросов о том, что же произошло? Недавно казалось, эта беда из учебников истории под названием война обойдёт нас, и мы тихонько проживём свои жизни под мирным небом.

Что же сейчас происходит?

Беспощадно ли Молох перемалывает людские кости в бессмысленной бойне, а народы поставляют ему на алтарь своих сыновей, или же и эта война имеет некий смысл – такой, какой мы привыкли видеть в отечественных войнах прошлого? Или же какой-то иной?

Ответа на этот вопрос мы будем искать не у «героев» великого стояния на Верхнем Ларсе, и даже не у убелённых сединами кабинетных мыслителей, а погрузимся в изучение судеб русских философов, участвовавших в войнах и нашедших свои ответы на непростой вопрос о смысле войны в окопах.

Курс из 15 лекций из осаждённого Донецка прочтёт философ и офицер народной милиции ДНР Андрей Коробов-Латынцев.

На первой лекции он расскажет нам о философическом взводе, проведёт краткий экскурс о воевавших философах от Сократа до Флоренского и Юнгера, а также пояснит, почему война может быть упражнением в философии.

https://vk.cc/chKtmU

Сам курс бесплатный, но приветствуются пожертвования, которые пойдут на нужды фронта.

Подробнее читайте и записывайтесь на странице курса solsevera.ru/russmillphilosophy
👍32😱2
Куда попадают после смерти склонные к осуждению портные и солдаты?

В наше лихое время, когда интернет полнится сценами насилия, расчеловечивающими терминами военной аналитики (такими как "свинособаки", например) и подобным добром, хочется порассуждать немного о дегуманизации и нашему к нему отношению в свете православного взгляда на войну.

Есть сказка у братьем Гримм "Портной в раю". Сюжет прост. Пока Господа не было в раю, апостол Пётр, стерегущий двери рая, впустил нищего пройдоху портного, сжалившись над историей о его скорбной жизни на земле.

Вместо того, чтобы скромно прятаться за дверцей, пока Господь не вернётся,
портной взялся рыскать по раю и совать везде любопытный свой нос, пока не добрался до престола Господнего.

Что сделал нищий портной? Конечно же, сел на него. И увидел в одно мгновение всё, что делается во Вселенной и, между тем, старуху-прачку, которая, стирая бельё, присвоила себе две простыни. Тогда портной запустил в неё с неба золотой скамьёй, разгневавшись на неё за это. Не сказано, прибило ли ей старую или она озолотилась от этой скамьи, но Бог, возвращаясь, доискивается до истины.


далее https://vk.cc/chMfGj
👍19😱2
Октябрь 1993-го - это точка сборки будущей России. Об этом поет Летов в песне "Новый день", посвященной защитникам Дома Советов.

В эти трагические дни народ проиграл. Не мобилизовался, не выступил, не защитил. Но там явилась в зачатке новая Россия - в лучших своих сыновьях.

После расстрела Белого дома бесповоротно наступило время отчуждённого эксперимента над Россией, неумолимо покатившейся по стальным рельсам дикого периферийного капитализма. С неудержимым ощущением свободы страна рухнула во что-то неопределённое, смутное, но сладкое и заветное, как отверстая могила. Издевательские опыты набрали чудовищные обороты, и до сих пор, даже после того как некоторые вивисекторы сбежали, на экранах продолжают завывать прокуренные развращённые старухи и кривляться длиннозубые в пиджаках.


читать полностью: https://vk.cc/chMjzo
👍20😱1
Forwarded from Biblioteka VVV
24-го октября в 19:00 на питерской площадке «Солнце Севера» состоится заключительная лекция курса «Платонов как философ тайны любви и смерти» на тему «Метафизика любви, пола, брака и детства»

Рассмотрим вопросы:

аскетическая модель любви
антропология эроса и секса
дружество и товарищество
проблемность и трагичность любви
пронизанность всего творчества темой детства

В центре внимание повесть «Река Потудань» и антиутопический рассказ «Антисексус». Два совершенно различных подхода к теме: лирический гимн любви, ее духовной силе и абсурдный мир полной сексуальной регламентированности.

В «Реке Потудани» Платонов своеобразно и глубоко развивает и продолжает традиции отечественной метафизики любви и пола (от Соловьева до Розанова), преодолевая крайности сексуальной политики нового социалистического государства с пролетарской идеологией.

Значение «Антисексуса» как антиутопии открывается с особой силой сегодня, когда биотехнологии направлены на удовлетворение абсурдных потребностей человека и не только в половой сфере, но вообще стремятся заменить человека трансчеловеком (трансгендером).

Омолаживание превратилось в массовый психоз, уровень геронтофобии уже намного превышает танатофобию.
Гений Платонова, в том числе инженерный, увидел ужас технологической регламентации жизни, в которой уже нет жизни.

И поэтому «отзыв» ОсвальдаШпенглера, приводимый в тексте наряду с другими известными западными именами можно считать мыслями самого автора:

«Автомат «Антисексус» еще раз ознаменовал ту эпоху, в которую мы входим — цивилизацию — мертвое удобное здание, фундамент которого уперт в зеленые травы живой, погибшей культуры»

Запись на лекцию:
https://solsevera.ru/platonov
👍11😱1
Сегодня!

🗣 Марксизм после 50-ых. От экзистенциальной марксисткой философии к политическому реализму и гегельянству.

Вторая лекция традиционалистского онлайн-курса о философах-постмодернистах «Континентальная философия: языки новой политики»!

Читает его Гавриил Державин - магистр социологии, философ.

Записывайтесь на курс из 10-ти лекций 👉🏻https://solsevera.ru/kontinetnalfilsofia

📌Сегодня (23.10) в 19.00

Лекции можно смотреть как в онлайн-трансляции, так и в записи!

Желающих посмотреть трансляцию в нашем пространстве, где вы можете попить чаю и выбрать книгу из нашей лавки, ждём по адресу
Невский проспект, 29 (кнопка домофона "Солнце Севера")

Вход на единичную лекцию 300₽
🔥7👍1😱1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Уходящие на фронт - уходят за нас и вместо нас

Эта короткая речь предстоятеля Русской Церкви, сказанная после воскресной литургии, сейчас осуждается в сети по либеральному недомыслию. Патриарх Кирилл за одну минуту высказал многосложное православное отношение к войне.

- Если в исполнение долга, человек погибает, то он совершает деяние, равносильное жертве. Он себя приносит в жертву за других. И потому верим, что эта жертва смывает все грехи, - заключил патриарх в речи.

Поспешные на необдуманные слова блогеры и журналисты тут же хватают эту цитату и передают её так, будто бы патриарх раздаёт индульгенции участникам СВО. Но нет, это не так - предстоятель, действительно, передаёт здесь опыт Церкви.

читать полностью : https://vk.cc/chMiYd
🔥26👍4😱1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
"Привет, я Эдик!": как живут люди в сталкерской зоне

Русский народ непобедим. В этом лишний раз убедился координатор партии "Другая Россия Э. В. Лимонова" Андрей Дмитриев, познакомившись с обитателями "апокалиптического" поселка Тошковка в Луганской народной республике.

Полностью видео можно посмотреть по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=HEa0imjhQ-A

Реквизиты для помощи "Интербригадам" (добровольным отрядам "Другой России Э.В. Лимонова", сражающимся на Донбассе): 5228 6005 2060 3103 , Любовь Николаевна Ш. (Сбер)
👍6😱1
Это стихотворение было написано Фёдором Тютчевым в 1863 году во время Польского восстания на территории, входившей в состав Российской Империи по итогу Наполеоновских войн. Восстание с удовольствием поддержали европейские державы и российские либеральные круги. Казалось бы: другое время, другой сюжет, другие герои...
Но какие повторения!

Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.

Осьмой уж месяц длятся эти битвы,
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому молитвы,
В одной руке распятие и нож.

И целый мир, как опьяненный ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла!..
Нет, никогда так дерзко правду Божью
Людская кривда к бою не звала!..

И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова —
Все поднялось и все грозит тебе,

О край родной! — такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней…
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!
🔥38👍5
Часто приходится встречаться с тем, что слова употребляются в несвойственном им значении и к чему угодно, ради пропагандистского эффекта.

Таким понятием является, конечно, слово фашизм. Фашизмом сегодня называют всё, что не вписывается в леволиберальную повестку.

В общем, пришёл к нам в редакцию один замечательный текст от Татьяны Татаринцевой о том, как либеральные СМИ передёргивают понятия, а потом мы наблюдаем, как толпы подписчиков Медузы и других иностранных агентов убегают кто куда из страны.

Продолжаем разбираться в терминах. Ведь настало время для великого русского исправления имён.


читать полностью: https://vk.cc/chMIVY
👍18😁1😱1
Модное экзистенциалистское решение для вашего офиса

Раньше была распространена благочестивая традиция держать дома гроб и даже спать в нём. Теперь можно созерцать ничтойность сущего прямо на работе.

Память смертная увеличит производительность труда, отсекая лишние помыслы.

P.S.: ждём конкурентное предложение от старообрядцев с офисными гробами из цельной древесины.
😁17👍5🔥3😱1
"Моё тело - моё дело!" - кичливо кричит фемплакат, у авторов которого очень плохо с представлением о многозначности.

Дерзкие и восторженные борцессы с тоталитарным засилием мужчин обладают магнетической заразительностью, продуцируя себе подобных по всему свету, но только за счёт чего?

Века патриархального гнёта не прошли даром, и феминистки продолжают стремиться к тому, чтобы быть наравне с мужчинами, быть как мужчины, быть мужчинами.

Ну а что если, на самом деле, женщина в своей сути не только не уступает мужчине, но и в чём-то его превосходит?

Предлагаем поразмышлять над вопросом о том, может ли произойти консервативный поворот внутри феминизма, вместе с философом Никитой Сюндюковым 👉🏻 https://s-t-o-l.com/material/33187-zhenshchina-kak-simvol-preodoleniya/
🥰10😱1
СВО нужно концептуально расширять

Да, скажем прямо, СВО нужно расширять до специальной военной операции против дегуманизации, проводимой коллективным Западом. Привлекать к ней все мировые силы, заинтересованные в многополярности. Но начать нужно с себя, в частности с внутренней политики в сфере культуры.

В прошлом году поднял шуму указ о традиционных ценностях ("Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"), который предложили обсудить обществу. До принятия этот документ не дошёл, увы, но сам факт его появления уже кое о чём говорил.

Тогда мы провели круглый стол, посвящённый этому указу. В нём в частности приняла участие Дарья Дугина.

- Традиционным ценностям противостоят ценности постмодерна, которые уничтожают человека, уничтожают личность, которые декларируют необходимый распад человеческого на фрагменты (это идеи тела без органов, фрагментации телесности), - высказалась тогда она.

Одной из фундаментальных традиционных ценностей является коллективизм, соборность – когда из единства коллективного субъекта – симфонической личности – появляется множество отдельных, частных лиц.

И печально глядеть на то, как эти отдельные лица сегодня разбегаются. На причину этого мы и указывали на круглом столе. «Кто контролирует культуру, тот обладает властью над обществом», - постулировала тогда Дарья.

Интересно взглянуть из сегодняшнего дня новым взглядом на то, что мы говорили тогда.

Но из всего ясно: внутри страны необходима скорейшая культурная революция!

https://youtu.be/85Eu5DIqVhc

P.S.: для этого уже предлагались определённые меры, в частности была создана рабочая группа по расследованию антироссийской деятельности в сфере культуры ГРАД (с участием сенаторов и депутатов). Перед ней ставили простую цель прекратить кормить творческую «элиту», которая выступает против России, из бюджета.
👍20😱1
Буллинг, шейминг, газлайтинг, харрасмент, абьюз...

Частенько звучащие англицизмы просачиваются в нашу речь, неся с собою известные новомодные коннотации. Но, повторяя их, мы мало задумываемся об их значении и происхождении.

Возьмём, к примеру, буллинг. Bullying происходит от bully - хулиганить, а bully от bull - бык. На самом деле, по-русски bullying - это быкование. Можете вбить в англо-русский словарь слово "быкование" и убедиться в этом.

Представьте, как ёмко и залихватски зазвучали бы заголовки в СМИ, если бы мы, даже заимствуя понятия и концепты, обращались к их происхождению.

"Госдума может запретить школьникам быковать"

"Группа быкующих школьников довела своего одноклассника до припадка"

"Кибер-быкование подвергнется запрету"

"Кибер-быки из Усть-Кута отправятся на исправительные работы"

"Анна Плетнева рассказала, что подверглась быкованию в школе из-за нестандартной внешности"

"Классная драма: почему подростки выбирают быкование"
😁25👏14🔥5😱1
Добавлю к посту Никиты: нужно говорить про и показывать примеры многодетных семей, а не обсуждать ЛГБТ. Нужно говорить и двигать массовый спорт, и не упоминать наркоманию.

То есть говорим о положительной повестке, замечая отрицательную только тогда, когда от этого не отвертеться, и то сразу выходя на положительную, на меры, которые нужно принять. Когда мы говорим об отрицательных вещах, мы им даем жизнь, рекламу.
👍27😱1
Forwarded from Лаконские щенки (Никита Сюндюков)
Слуцкий: «наша национальная идея — русский язык». Тоже хорошо. Вот даже сегодня на Соборе только и разговоров звучит, что о ЛГБТ-сообществе и его пропаганде; а меж тем самое уже наречение содомитов «ЛГБТ-сообществом» работает на эту пропаганду. Это хорошо подметил Малофеев.

Ну и много где следов этих «наукоемких», принятых международным сообществом терминов — типа тех же «ценностей» — которые у нас произносятся с высоких трибун. Само их использование уже является выстрелом себе в ногу.

Это я и себе напоминаю. Русский язык сам собой выправит всю кривду, нужно только уметь на нем говорить.
👍16😱1
Ольга верно говорит о выпадении из исторического времени, как итоге эмиграции, для большинства уезжающих. Пример белой эмиграции говорит о том, что лишь малое число интеллектуалов оставалось в непрерывной духовной связи с Родиной после прощания с ней. К таковым можно причислить практически всех кто уплыл на философском пароходе. В отрыве от родной земли появилось классическое евразийство, национал-большевизм Устрялова.

Но большинство русских эмигрантов, оторвавшись от своей земли становятся носителями той культуры, где они оказываются. Индусы, китайцы, немцы могут не ассимилироваться и через 3-5 поколений. Русские уже на 2е поколение, как правило, начинают перенимать доминирующую культуру земли, на которой оказались.

Получается, что русский человек связан с землей особым способом. В одной из заметок я писал об одной из причин такой связи. Какие еще могут быть причины?
🔥6👍2😱2