Великий русский философ Фёдор Гиренок 31 октября будет читать лекцию «Почему Пушкин боялся сойти с ума?» в лектории «Сарёнок» (с Гиренком у нас, между прочим, был стрим год назад – обсуждали его книгу о русской философии).
Обещают разговор о стихотворении «Не дай мне бог сойти с ума», о «Полтаве» и «Медном всаднике», об одной из любимых тем Ф. И. – грёзах Татьяны Лариной.
Посмотреть подробности и купить билеты можно здесь. Для моих уважаемых подписчиков действует промокод Ларин – по нему билеты можно купить за 900 рублей вместо 1500.
Обещают разговор о стихотворении «Не дай мне бог сойти с ума», о «Полтаве» и «Медном всаднике», об одной из любимых тем Ф. И. – грёзах Татьяны Лариной.
Посмотреть подробности и купить билеты можно здесь. Для моих уважаемых подписчиков действует промокод Ларин – по нему билеты можно купить за 900 рублей вместо 1500.
Telegram
Лекторий Сарёнок
Сегодня наш герой - Фёдор Гиренок, уникальный лектор по философии
Узнать больше о концепциях, которые развивает Фёдор Гиренок вы сможете в эту пятницу 31 октября в 19:30, в Сарёнке
Лекция: «Почему Пушкин боялся сойти с ума?»
Узнать больше о концепциях, которые развивает Фёдор Гиренок вы сможете в эту пятницу 31 октября в 19:30, в Сарёнке
Лекция: «Почему Пушкин боялся сойти с ума?»
❤9
Ларин
Вопросы либертарной теологии Продолжаю переваривать и обдумывать нашу дискуссию в Оптиной и в частности свою реплику, которая и для меня стала определенным озарением, и у других отозвалась. Вот как уважаемый Виталий Куликов описывает этот разговор: «Главное…
Вот ещё про Достоевского из Розанова:
«Это в особенности важно: среди черного духовенства встречаются лица до того жизнерадостного и веселого, я бы сказал — светлого и легкого (не в дурном смысле) настроения, — что при встрече хочется обняться с ними. Достоевский в старце Зосиме дал великий, идеальный его образец. Он очень многих увлек, и "для пользы дела" можно согласиться с тем, что старец Зосима выражает суть христианства. Но на самом деле, конечно, это не так: он выражает до-христианский, первоначальный натурализм, то "поклонение природе", "поклонение всему" (пантеизм), с проклятия чего начало христианство, чтó "срубить до корня" уже пришел Иоанн Креститель. Нет строя души, более противоположного христианству, чем душевный покой и душевная светлость Зосимы, исключающие нужду во Христе… Зачем Христу приходить, если все радуется на земле, все счастливо, безмятежно, прекрасно "само собой"… Нет, Достоевский тут просто ничего не понял; "бе в языческой тьме". У него только фразеология, только "причитания" христианские… Не Зосимы, вовсе не Зосимы победили древний мир. Победили его другие. Кто? Плакавшие о мире, а не улыбавшиеся в мире. И среди белого духовенства, священников, наконец, даже среди мирян — встречается совершенно другой тон христианства, уже не "отпускающий ближнему так скоро вину его". Совсем другой тон, о, до чего другой…»
По существу, я думаю, что это верное понимание христианства. Но в критике образа старца Зосимы Розанов промахивается. Наверное, Зосима и был бы таким, как его описывает Розанов, если бы не история из его жития о том, как он вообще принимал решение стать монахом. Это решение было принято после пережитой в молодости Зосимой дуэли. Он не просто отказывается стрелять в своего оппонента, но сперва выдерживает его выстрел для того, чтобы его слово отказа не считалось слова труса. Это совсем не тот «причитающий» старик, каким мы видим его большую часть времени. Этот молодой Зосима готов отдать жизнь за то, чтобы остаться верным своим христианским убеждениям, и это явно не то легкомысленное христианство, которое пытается нам изобразить Розанов.
Именно потому, что Достоевский известен как поэт страдания в русской литературе, потому, что именно из-за него существует устоявшееся клише о русской литературе, в которой «должны страдать и автор, и читатель, и персонажи», этот светлый образ старца становится особенно ценен. Достоевскому не нужно объяснять тезис Розанова из сборника «В тёмных религиозных лучах» о том, что христианство (и жизнь человека вообще) не приспособлено для счастья, что «весёлый христианин – это contradictio in adjecto», потому что Достоевский знает это не хуже Розанова. И тем не менее он решает показать одного из главных своих персонажей именно таким радостным (радостным, а не весёлым!). Я думаю, что читатели не простили бы Достоевскому, если бы его монах был сварливым, непрощающим и постоянно говорящим о страдании. В сонме персонажей Достоевского, которые только и делают что страдают и говорят о страдании, Зосима показывает, что есть что-то, помимо этого страдания, что жизнь может быть праведной и что она имеет смысл.
«Это в особенности важно: среди черного духовенства встречаются лица до того жизнерадостного и веселого, я бы сказал — светлого и легкого (не в дурном смысле) настроения, — что при встрече хочется обняться с ними. Достоевский в старце Зосиме дал великий, идеальный его образец. Он очень многих увлек, и "для пользы дела" можно согласиться с тем, что старец Зосима выражает суть христианства. Но на самом деле, конечно, это не так: он выражает до-христианский, первоначальный натурализм, то "поклонение природе", "поклонение всему" (пантеизм), с проклятия чего начало христианство, чтó "срубить до корня" уже пришел Иоанн Креститель. Нет строя души, более противоположного христианству, чем душевный покой и душевная светлость Зосимы, исключающие нужду во Христе… Зачем Христу приходить, если все радуется на земле, все счастливо, безмятежно, прекрасно "само собой"… Нет, Достоевский тут просто ничего не понял; "бе в языческой тьме". У него только фразеология, только "причитания" христианские… Не Зосимы, вовсе не Зосимы победили древний мир. Победили его другие. Кто? Плакавшие о мире, а не улыбавшиеся в мире. И среди белого духовенства, священников, наконец, даже среди мирян — встречается совершенно другой тон христианства, уже не "отпускающий ближнему так скоро вину его". Совсем другой тон, о, до чего другой…»
По существу, я думаю, что это верное понимание христианства. Но в критике образа старца Зосимы Розанов промахивается. Наверное, Зосима и был бы таким, как его описывает Розанов, если бы не история из его жития о том, как он вообще принимал решение стать монахом. Это решение было принято после пережитой в молодости Зосимой дуэли. Он не просто отказывается стрелять в своего оппонента, но сперва выдерживает его выстрел для того, чтобы его слово отказа не считалось слова труса. Это совсем не тот «причитающий» старик, каким мы видим его большую часть времени. Этот молодой Зосима готов отдать жизнь за то, чтобы остаться верным своим христианским убеждениям, и это явно не то легкомысленное христианство, которое пытается нам изобразить Розанов.
Именно потому, что Достоевский известен как поэт страдания в русской литературе, потому, что именно из-за него существует устоявшееся клише о русской литературе, в которой «должны страдать и автор, и читатель, и персонажи», этот светлый образ старца становится особенно ценен. Достоевскому не нужно объяснять тезис Розанова из сборника «В тёмных религиозных лучах» о том, что христианство (и жизнь человека вообще) не приспособлено для счастья, что «весёлый христианин – это contradictio in adjecto», потому что Достоевский знает это не хуже Розанова. И тем не менее он решает показать одного из главных своих персонажей именно таким радостным (радостным, а не весёлым!). Я думаю, что читатели не простили бы Достоевскому, если бы его монах был сварливым, непрощающим и постоянно говорящим о страдании. В сонме персонажей Достоевского, которые только и делают что страдают и говорят о страдании, Зосима показывает, что есть что-то, помимо этого страдания, что жизнь может быть праведной и что она имеет смысл.
❤15
В оригинале без субтитров
Мы на этом канале кино любим. Ещё мы любим про него говорить. Поэтому я сразу согласился, когда Глеб предложил делать такой подкаст.
Я со своей стороны пока не предлагаю интерпретаций в духе Жижека, Делеза или Шредера (хотя наверняка такой момент наступит), а занимаюсь штукой, которую я называю кино-феноменологией. Мне, честно говоря, зачастую довольно скучно погружаться в контекст, о котором обычно говорят профессиональные киноведы, и поэтому я просто предлагаю те ассоциации (в том числе с разными философскими идеями), которые возникают у меня по поводу фильмов, которые мы обсуждаем. В любом случае, дать какую-то объективную оценку в наши цели не входит, и этим, я думаю, наш подкаст и интересен – мы говорим о фильмах, которые ценим и о том, почему мы их ценим.
Слушайте нас на всех платформах, подписывайтесь, ставьте лайки и расскажите об этой вести всем, кому она будет интересна.
Мы на этом канале кино любим. Ещё мы любим про него говорить. Поэтому я сразу согласился, когда Глеб предложил делать такой подкаст.
Я со своей стороны пока не предлагаю интерпретаций в духе Жижека, Делеза или Шредера (хотя наверняка такой момент наступит), а занимаюсь штукой, которую я называю кино-феноменологией. Мне, честно говоря, зачастую довольно скучно погружаться в контекст, о котором обычно говорят профессиональные киноведы, и поэтому я просто предлагаю те ассоциации (в том числе с разными философскими идеями), которые возникают у меня по поводу фильмов, которые мы обсуждаем. В любом случае, дать какую-то объективную оценку в наши цели не входит, и этим, я думаю, наш подкаст и интересен – мы говорим о фильмах, которые ценим и о том, почему мы их ценим.
Слушайте нас на всех платформах, подписывайтесь, ставьте лайки и расскажите об этой вести всем, кому она будет интересна.
❤8 3
Forwarded from В оригинале без субтитров (Gleb)
Привет
Нас зовут Сема, Тим и Глеб и мы представляем вам первый выпуск нашего подкаста "В оригинале без субтитров", в котором мы будем говорить о кино ХХI века.
Концепция проста: мы выбрали 128 очень разных фильмов, снятых с 2000 года, разбили их по парам и в каждом выпуске обсуждаем одну пару фильмов, находим в них переклички, общие мотивы и вообще пытаемся понять, за что мы их так ценим. В конце каждого выпуска мы выбираем один фильм, который пройдет в следующий раунд. Так будет продолжаться до тех пор, пока по результатам финальной пары мы не объявим вам единого победителя.
Первый выпуск о фильмах "Лобстер" (2015 г., Й. Лантимос) и "Паразиты" (2019 г., Пон Чжун Хо) уже доступен на всех подкастных платформах и на ютубе:
📱 https://music.yandex.ru/album/39005682
📱 https://podcasts.apple.com/us/podcast/в-оригинале-без-субтитров/id1850464818
📱 https://open.spotify.com/show/2GI6Wy1LXmwXVP6ajfhGBA
📱 https://www.youtube.com/watch?v=rvGa8Vg3Cik
📱 https://news.1rj.ru/str/mavestreambot/app?startapp=voriginalebezsubtitr
📱 https://castbox.fm/vh/6807360
😀 https://zvuk.com/podcast/44195850
Dezeer: https://deezer.com/show/1002341322
Overcast: https://overcast.fm/itunes1850464818
Pocket Casts: https://pca.st/furv7yg5
Нас зовут Сема, Тим и Глеб и мы представляем вам первый выпуск нашего подкаста "В оригинале без субтитров", в котором мы будем говорить о кино ХХI века.
Концепция проста: мы выбрали 128 очень разных фильмов, снятых с 2000 года, разбили их по парам и в каждом выпуске обсуждаем одну пару фильмов, находим в них переклички, общие мотивы и вообще пытаемся понять, за что мы их так ценим. В конце каждого выпуска мы выбираем один фильм, который пройдет в следующий раунд. Так будет продолжаться до тех пор, пока по результатам финальной пары мы не объявим вам единого победителя.
Первый выпуск о фильмах "Лобстер" (2015 г., Й. Лантимос) и "Паразиты" (2019 г., Пон Чжун Хо) уже доступен на всех подкастных платформах и на ютубе:
Dezeer: https://deezer.com/show/1002341322
Overcast: https://overcast.fm/itunes1850464818
Pocket Casts: https://pca.st/furv7yg5
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Yandex Music
В оригинале без субтитров
Подкаст про кино XXI века, где фильмы сходятся не на фестивалях, а в плей-офф. Семен Ларин, Тимо... • Podcast • 31 subscribers
❤11👍2🕊1 1
Я планирую провести очередной разговор о философии, но я не уверен, насколько целесообразно делать это в формате стрима – часто подводит связь. Хочу сделать запись и потом выложить её. Что думаете?
В Новогиреево тёрли за рэп и Бретань Жиля Греле
В «Теории одиночного мореплавателя» Греле пишет нечто вроде манифеста Бретани. Например: «Непогрешимая, Бретань отделяет Бретань от мира»; «Завоевывается не независимость Бретани как нации среди наций в мире, а независимость Бретани от мира»; «Бретонец не тот, кто живёт в Бретани или родился там, хотя это и не может помешать, но тот, кто, замкнувшись в себе до предела, населён Бретанью».
Есть в этом тексте любопытная ссылка на Анатоля Ле Браза: «Этот краткий поздний текст Ле Браза, умершего в 1926 году, просто жемчужина; его эрудиция, интуиция и вдохновение, несмотря на их нагруженность кельтизмом, характерным для его эпохи, но подорванным археологическими исследованиями последних лет, позволили ему сформировать один из величайших манифестов Бретани». Формулировка «один из» явным образом подразумевает, что существует ряд великих манифестов этой страны, из которых можно выбирать. То есть Бретань Греле – это не только (анти)философия его одиночной жизненной ситуации, но нечто, вписанное в региональную традицию.
И вот я читаю этот текст. Я не француз и не бретонец. Почему мне должно быть не всё равно на Бретань? Наверное, потому, что каждый читатель может выделить свой регион, который, подобно Бретани Греле, будет отделён от мира.
Я, как многие знают, живу в Новогиреево. Про Новогиреево не написано ещё ни одного великого текста. Даже ни одного среднего текста про этот район не написано. Что пишут про Новогиреево? Реп*. Например, Проект Увечье читает про то, как «в Новогиреево тёрли за рэп»; или Чёрная Экономика: «Вешняки, Новогиреево, я видел тут хуйни немерено». Мы можем расширить это пространство до других станций жёлтой/Калининской/восьмой ветки московского метро и тогда получаем, например, и такие строчки, как: «Лефортово, не устану тебя пиарить // Ты так прекрасно, не смотря на разруху // И пошла пруха, рядом со мной Андрюха // Вечно в бою». Список можно продолжать и дальше (не говоря уже о том, что Паша Техник жил в Перово, о том, что есть группа с названием «Желтая ветка» и т. д.).
Я думаю, что определенное жизненное пространство порождает определенный тип мысли. Бретань могла породить Греле и антифилософию. Новогиреево порождает мысль принципиально иную. Даже если мы посмотрим на историю русской философии Серебряного века, то увидим, как говорил Борис Межуев, что она вся происходила всего лишь на нескольких арбатских адресах. Арбату тоже соответствует своя мысль, отвечаюшая арбатскому Логосу.
Я утверждаю, что ты не можешь, будучи философом, жить в районе и исключать этот район из своей философии. Он накладывает на тебя свой отпечаток. Одно из главных отличий классической философии от неклассической заключается в том, что неклассическая, философствуя, проясняет вопрос: кто говорит? Ответ на этот вопрос в условиях современной России должен включать ответы на вопросы: ты живёшь в центре или на окраине? На какой станции метро ты живёшь? В каком городе ты родился? И это сближает философию с поэзией. Так, мы знаем, что Борис Рыжий жил на Вторчермете в Екатеринбурге/Свердловске. И больше мы не можем равнодушно относиться к этому месту.
*Пора, я думаю, прояснить разницу между рэпом и репом. Словом «рэп» я обозначаю первичный, непосредственный, дорефлексивный опыт прослушивания читки под бит. «Реп» же, говоря о треках того же самого типа, означает другой тип слушательского опыта. То, кто слушает «реп», в отличие от «рэпа», сохраняет критическую дистанцию по отношению к этим трекам. Это не признак презрения или снобизма, но обозначение собственной позиции слушателя, который перестал находится в смысловом пространстве рэпа «как вода в воде» и встал на позицию исследователя, включенного наблюдателя.
В «Теории одиночного мореплавателя» Греле пишет нечто вроде манифеста Бретани. Например: «Непогрешимая, Бретань отделяет Бретань от мира»; «Завоевывается не независимость Бретани как нации среди наций в мире, а независимость Бретани от мира»; «Бретонец не тот, кто живёт в Бретани или родился там, хотя это и не может помешать, но тот, кто, замкнувшись в себе до предела, населён Бретанью».
Есть в этом тексте любопытная ссылка на Анатоля Ле Браза: «Этот краткий поздний текст Ле Браза, умершего в 1926 году, просто жемчужина; его эрудиция, интуиция и вдохновение, несмотря на их нагруженность кельтизмом, характерным для его эпохи, но подорванным археологическими исследованиями последних лет, позволили ему сформировать один из величайших манифестов Бретани». Формулировка «один из» явным образом подразумевает, что существует ряд великих манифестов этой страны, из которых можно выбирать. То есть Бретань Греле – это не только (анти)философия его одиночной жизненной ситуации, но нечто, вписанное в региональную традицию.
И вот я читаю этот текст. Я не француз и не бретонец. Почему мне должно быть не всё равно на Бретань? Наверное, потому, что каждый читатель может выделить свой регион, который, подобно Бретани Греле, будет отделён от мира.
Я, как многие знают, живу в Новогиреево. Про Новогиреево не написано ещё ни одного великого текста. Даже ни одного среднего текста про этот район не написано. Что пишут про Новогиреево? Реп*. Например, Проект Увечье читает про то, как «в Новогиреево тёрли за рэп»; или Чёрная Экономика: «Вешняки, Новогиреево, я видел тут хуйни немерено». Мы можем расширить это пространство до других станций жёлтой/Калининской/восьмой ветки московского метро и тогда получаем, например, и такие строчки, как: «Лефортово, не устану тебя пиарить // Ты так прекрасно, не смотря на разруху // И пошла пруха, рядом со мной Андрюха // Вечно в бою». Список можно продолжать и дальше (не говоря уже о том, что Паша Техник жил в Перово, о том, что есть группа с названием «Желтая ветка» и т. д.).
Я думаю, что определенное жизненное пространство порождает определенный тип мысли. Бретань могла породить Греле и антифилософию. Новогиреево порождает мысль принципиально иную. Даже если мы посмотрим на историю русской философии Серебряного века, то увидим, как говорил Борис Межуев, что она вся происходила всего лишь на нескольких арбатских адресах. Арбату тоже соответствует своя мысль, отвечаюшая арбатскому Логосу.
Я утверждаю, что ты не можешь, будучи философом, жить в районе и исключать этот район из своей философии. Он накладывает на тебя свой отпечаток. Одно из главных отличий классической философии от неклассической заключается в том, что неклассическая, философствуя, проясняет вопрос: кто говорит? Ответ на этот вопрос в условиях современной России должен включать ответы на вопросы: ты живёшь в центре или на окраине? На какой станции метро ты живёшь? В каком городе ты родился? И это сближает философию с поэзией. Так, мы знаем, что Борис Рыжий жил на Вторчермете в Екатеринбурге/Свердловске. И больше мы не можем равнодушно относиться к этому месту.
*Пора, я думаю, прояснить разницу между рэпом и репом. Словом «рэп» я обозначаю первичный, непосредственный, дорефлексивный опыт прослушивания читки под бит. «Реп» же, говоря о треках того же самого типа, означает другой тип слушательского опыта. То, кто слушает «реп», в отличие от «рэпа», сохраняет критическую дистанцию по отношению к этим трекам. Это не признак презрения или снобизма, но обозначение собственной позиции слушателя, который перестал находится в смысловом пространстве рэпа «как вода в воде» и встал на позицию исследователя, включенного наблюдателя.
❤11👍3🕊1
20-23 ноября будет проходить конференция «Философия в ответе», организованная Еврейским музеем и философским клубом Quercus. Бизнес продолжает интересоваться философией (а философия бизнесом), и этот интерес материализуется в конференциях.
Программа восходит от абстрактного к конкретному: в первые два дня спикеры обсудят как философия может помочь предпринимателям, а в последний – «что, в конце концов, делать с одиночеством, смертью, свободой и любовью?» В последний день посещение бесплатное. Придут Валерий Анашвили, Александр Ветушинский, Антон Кузнецов и мн. др.
А про другую конференцию о бизнесе и философии я писал здесь.
Программа восходит от абстрактного к конкретному: в первые два дня спикеры обсудят как философия может помочь предпринимателям, а в последний – «что, в конце концов, делать с одиночеством, смертью, свободой и любовью?» В последний день посещение бесплатное. Придут Валерий Анашвили, Александр Ветушинский, Антон Кузнецов и мн. др.
А про другую конференцию о бизнесе и философии я писал здесь.
quercusclub.ru
Конференция «Философия в ответе»
Пространство, где мы обсудим,
как философия может быть полезна
за пределами академии
как философия может быть полезна
за пределами академии
👍6🕊1 1
Анонса не было, потому что я решил перейти в формат записи вместо стрима, но мы сейчас будем с Артёмом Морозовым говорить про «Теорию одиночного мореплавателя» и «Сравнительную анатомию ангелов». Если что-то хотите спросить, то пишите в комменты в ближайшие часа три. Завтра планирую выложить.
❤21 5👍1
Поговорили с Артёмом Морозовым о его новых переводах – «Теории одиночного мореплавателя» Жиля Греле и «Сравнительной анатомии ангелов» Густава Теодора Фехнера! Получилось такое введение, с одной стороны, в ангелологию, а с другой – в ту современную французскую мысль, из которой исходит Греле (уже по традиции были проблемы со связью и сильные лаги первые 16 минут 47 секунд, после чего звук (картинку спасти не удалось) почти не лагал – я сделал соответствующий таймкод, если вы не хотите все эти помехи превозмогать).
Смотреть в Ютубе: https://www.youtube.com/watch?v=d-XeGDwQLWQ
Смотреть в ВК: https://vk.com/video259342542_456239631
А вживую послушать Артёма, Данилу Волкова и Валерию Беляеву можно будет на презентации книги Фехнера 16 ноября.
Смотреть в Ютубе: https://www.youtube.com/watch?v=d-XeGDwQLWQ
Смотреть в ВК: https://vk.com/video259342542_456239631
А вживую послушать Артёма, Данилу Волкова и Валерию Беляеву можно будет на презентации книги Фехнера 16 ноября.
❤20 6👍5
Ларин
Поговорили с Артёмом Морозовым о его новых переводах – «Теории одиночного мореплавателя» Жиля Греле и «Сравнительной анатомии ангелов» Густава Теодора Фехнера! Получилось такое введение, с одной стороны, в ангелологию, а с другой – в ту современную французскую…
А вы, уважаемые подписчики, можете спасти будущие стримы от лагов, если задонатите на оплату Зума, поскольку Телемост явно оказался не пригоден: 5469980422734133
У нас вышел второй эпизод подкаста про кино! Обсудили «Брачную историю» и «Месть ситхов». Баумбаха и вселенную Звёздных войн объединяют, конечно, семейные ценности и Адам Драйвер. Слушайте, подписывайтесь, ставьте лайки!
Telegram
В оригинале без субтитров
Мы снова с вами! Во втором эпизоде мы обсудили фильмы «Брачная история» (2019 год, Н. Баумбах) и «Звездные войны: Эпизод 3 – Месть ситхов» (2005 год, Дж. Лукас) . Как это часто бывает с обсуждениями «Звездных войн» с участием их фанатов – разговор очень быстро…
❤13👍5 3
Александр Ветушинский продолжает свою серию постов о безутешном философском трудоустройстве. Я тоже, как вы знаете, много говорил обо всём плохом, что есть в философии. Но сейчас хочется рассказать хорошую историю.
Началась она в этом октябре. Дима меня спрашивает: Дубровский предлагает работу, интересно ли мне это? Я уточняю, тот ли самый это Дубровский. Да, тот самый. Давид Израилевич читает моим бывшим однокурсникам спецкурс, держит с ними связь и вот он решил поинтересоваться, есть ли среди их знакомых какие-то мотивированные люди, которым можно предложить работу редактора.
Давид Израилевич в свои 96 лет (человек участвовал в операции «Багратион»!) является главредом журнала «Философские науки», где я сейчас и работаю. Естественно, работать с Дубровским – это большая честь само по себе. Но, помимо этого, Давид Израилевич оказался ещё и добрейшим человеком, который во всем готов помочь. Мне, наверное, ни на одном другом месте работы не говорили столько приятных слов, как в этом журнале. Ещё и условия – максимально подходящие в моей ситуации.
Если вдруг кто-то плохо понимает, кто такой Дубровский – ищите его полемику с Ильенковым. Хотя в историю философии Дубровский вошёл не столько благодаря этой полемике как таковой, сколько благодаря той теории сознания, которую он отстаивал перед Ильенковым. Краткую биографию (и в том числе историю о том, как Дубровский оказался на войне) читайте здесь. Под конец этого поста хочу сердечно поблагодарить дорогого Артема Ермилова, который донёс до меня эту вакансию.
Началась она в этом октябре. Дима меня спрашивает: Дубровский предлагает работу, интересно ли мне это? Я уточняю, тот ли самый это Дубровский. Да, тот самый. Давид Израилевич читает моим бывшим однокурсникам спецкурс, держит с ними связь и вот он решил поинтересоваться, есть ли среди их знакомых какие-то мотивированные люди, которым можно предложить работу редактора.
Давид Израилевич в свои 96 лет (человек участвовал в операции «Багратион»!) является главредом журнала «Философские науки», где я сейчас и работаю. Естественно, работать с Дубровским – это большая честь само по себе. Но, помимо этого, Давид Израилевич оказался ещё и добрейшим человеком, который во всем готов помочь. Мне, наверное, ни на одном другом месте работы не говорили столько приятных слов, как в этом журнале. Ещё и условия – максимально подходящие в моей ситуации.
Если вдруг кто-то плохо понимает, кто такой Дубровский – ищите его полемику с Ильенковым. Хотя в историю философии Дубровский вошёл не столько благодаря этой полемике как таковой, сколько благодаря той теории сознания, которую он отстаивал перед Ильенковым. Краткую биографию (и в том числе историю о том, как Дубровский оказался на войне) читайте здесь. Под конец этого поста хочу сердечно поблагодарить дорогого Артема Ермилова, который донёс до меня эту вакансию.
Telegram
Vetushinskiy Gore Philosophy
Билеты на конференцию «Философия в ответе», о которой я недавно писал, полностью раскуплены. Такой вот интерес к философии!
Я тем временем продолжу свой рассказ о приключениях в МГУ. Ранее я уже писал о том, как устроился работать на философский факультет.…
Я тем временем продолжу свой рассказ о приключениях в МГУ. Ранее я уже писал о том, как устроился работать на философский факультет.…
❤14🕊7👍1
День философии встречаем здесь. Основной вопрос конференции: зачем бизнесу философия? Ответ: например, чтобы сдерживать безумие, подобное тому, в которое впал Питер Тиль после чтения Жирара.
quercusclub.ru
Конференция «Философия в ответе»
Пространство, где мы обсудим,
как философия может быть полезна
за пределами академии
как философия может быть полезна
за пределами академии
У нас вышел новый выпуск! Обсуждаем «Мечтателей» и «Развод Надера и Симин». Про Иран я ничего не знаю, и даже на конференции туда не ездил, в отличие от многих коллег, поэтому в контексте «Развода» преимущественно делился своими впечатлениями (ну и одна библейская аллюзия на книгу Иова мне привиделась). А вот про контекст «Мечтателей» хотелось сказать много. О чём мы там говорили – слушайте сами. Я только посоветую лекцию Петра Рябова про 68-й год, которую я посмотрел уже после того, как мы записали выпуск. Рябов – велик. Но сначала послушайте нас! В оригинале без субтитров, как водится.
Telegram
В оригинале без субтитров
Вечер среды — прекрасное время, чтобы поговорить о Париже... или об Иране
В новом выпуске мы обсуждаем фильмы «Мечтатели» (2003г., Б. Бертолуччи) и «Развод Надера и Симин» (2015г., А. Фархади). Конечно, вспоминаем Годара и Трюффо, а еще Панахи и Киаростами.…
В новом выпуске мы обсуждаем фильмы «Мечтатели» (2003г., Б. Бертолуччи) и «Развод Надера и Симин» (2015г., А. Фархади). Конечно, вспоминаем Годара и Трюффо, а еще Панахи и Киаростами.…
❤6👍4
Лекция! Луи Альтюссер: выгорел ли марксизм?
Пока Сергей Ребров находится в Петербурге, мы решили, что кто-то должен рассказывать про Альтюссера в Москве! Поэтому будем читать лекцию 6 декабря в лектории Q. Я повторю свой казанский доклад, Дима даст больше контекста нашему переводу статьи «Наконец-то кризис марксизма!».
📌 06.12(суббота), 19:00
📌 г. Москва, м. «Краснопресненская» / ул. 1905 года, пер. Большой Тишинский, д. 24, стр. 1
БИЛЕТЫ
Пока Сергей Ребров находится в Петербурге, мы решили, что кто-то должен рассказывать про Альтюссера в Москве! Поэтому будем читать лекцию 6 декабря в лектории Q. Я повторю свой казанский доклад, Дима даст больше контекста нашему переводу статьи «Наконец-то кризис марксизма!».
БИЛЕТЫ
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
Q | Лекторий
Луи Альтюссер: выгорел ли марксизм?
👤Семён Ларин – магистрант богословского факультета ПСТГУ
👤Дмитрий Жуков – магистрант философского факультета МГУ
🗓 06.12(суббота) 🔔 19:00
📍г. Москва, м. «Краснопресненская» / ул. 1905 года, пер. Большой Тишинский, д.…
👤Семён Ларин – магистрант богословского факультета ПСТГУ
👤Дмитрий Жуков – магистрант философского факультета МГУ
🗓 06.12(суббота) 🔔 19:00
📍г. Москва, м. «Краснопресненская» / ул. 1905 года, пер. Большой Тишинский, д.…
❤11👍4 4
А пока вы ждёте нашу субботнюю лекцию, можете сходить на интеллектуальный рейв в пятницу! Организуют Ая Криман и другие коллеги-философы. В программе – лекция про сибирский шаманизм, за которой будет непосредственно рейв. Мы на таких мероприятиях давно не были, ещё со времён, когда бар «Ровесник» считался неплохим заведением. Но в этот раз, возможно, даже сами придём! И вам советуем.
Telegram
ФРАКТАЛЬНЫЕ ВРАТА: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕЙВ
🅰️🅰️🅰️🅰️🅰️🅰️🅰️🅰️🅰️🅰️🅰️ 🅰️🅰️🅰️🅰️🅰️: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ 😃😉😘☺️
5 декабря, 23:00 | FREYA by AHIMSA, м. Баррикадная, ул. Малая Никитская, 27 к. 1
☄️Архаичные традиции встречаются с современной философией на танцполе. Научная лекция об антропологии шаманизма, концептуальный…
5 декабря, 23:00 | FREYA by AHIMSA, м. Баррикадная, ул. Малая Никитская, 27 к. 1
☄️Архаичные традиции встречаются с современной философией на танцполе. Научная лекция об антропологии шаманизма, концептуальный…
❤3👍1 1
Пятый выпуск. Я там говорил о том, что «Нимфоманка» – это православный фильм, но ребята мне, кажется, не поверили.
Один из героев этого фильма, Селигман, во второй части говорит, что православие – это религия радости, в отличие от католицизма, который – религия страдания. А примерно в то же время, что мы записывали подкаст, я прочитал у Розанова ровно противоположную мысль: только православие полностью поняло человеческое страдание. Но ещё у Розанова есть статья «Религия как свет и радость», так что ему лучше вообще не верить в таких вопросах.
Во время этого просмотра меня осенила мысль, которая, может быть, не соответствовала режиссёрскому замыслу, но мне она показалась настолько правдоподобной, что я до сих пор продолжаю её прокручивать. Селигман всё ещё рассуждает о религии, православии и католицизме и т. д. Джо закономерно справка, верит ли он в Бога. Селигман отвечает, что религия интересует его только как культурный феномен и не больше. А незадолго до этой сцены он сообщает, что асексуален, у него никогда не было сексуального опыта и о сексе он узнавал исключительно из книг. И вот я думаю, что Триер здесь строит параллель: изучать религию без веры в Бога – это то же самое, что узнавать про половые отношения из книг. То есть заниматься чем-то совсем не тем. И именно поэтому мы имеем ту концовку, которую имеем (спойлер) –Селигман пытается изнасиловать Джо. Он оказывается духовным импотентом точно так же, как он является импотентом физическим.
Глеб говорил, что Селигман праведник, но я с ним спорил. Потому что он не встречался с духовным опытом, как он не встречался с опытом сексуальным. И первое же искушение в его жизни показало, чего он стоит. Достаточно сравнить это с Андреем Рублёвым Тарковского, когда он оказывается на языческом празднике. Рублёв тоже поддаётся искушению (причём, там язычница сама проявляет инициативу, в отличие от ситуации в «Нимфоманке»), но мы видим его сопротивление этому, видим духовную борьбу. После этого Даниил говорит Андрею: «Твой грех. Твоя совесть. Твои молитвы». Селигман же – это человек, принципиально не молящийся, для него нет категории греха, а значит – нет и категории праведности. Рублёв – истинный праведник, Селигман – ложный, святой только на первый взгляд, человек, который «и мухи не обидит». Но только до тех пор, пока с мухой не встретится.
P. S. Никита Сюндюков хорошо напомнил про «Отца Сергия» Толстого. Там тоже есть сцена соблазнения. Как сопротивляется греху отец Сергий? Отрубает себе палец, чтобы не поддаваться искушению. Вот – где настоящая праведность.
Один из героев этого фильма, Селигман, во второй части говорит, что православие – это религия радости, в отличие от католицизма, который – религия страдания. А примерно в то же время, что мы записывали подкаст, я прочитал у Розанова ровно противоположную мысль: только православие полностью поняло человеческое страдание. Но ещё у Розанова есть статья «Религия как свет и радость», так что ему лучше вообще не верить в таких вопросах.
Во время этого просмотра меня осенила мысль, которая, может быть, не соответствовала режиссёрскому замыслу, но мне она показалась настолько правдоподобной, что я до сих пор продолжаю её прокручивать. Селигман всё ещё рассуждает о религии, православии и католицизме и т. д. Джо закономерно справка, верит ли он в Бога. Селигман отвечает, что религия интересует его только как культурный феномен и не больше. А незадолго до этой сцены он сообщает, что асексуален, у него никогда не было сексуального опыта и о сексе он узнавал исключительно из книг. И вот я думаю, что Триер здесь строит параллель: изучать религию без веры в Бога – это то же самое, что узнавать про половые отношения из книг. То есть заниматься чем-то совсем не тем. И именно поэтому мы имеем ту концовку, которую имеем (спойлер) –
Глеб говорил, что Селигман праведник, но я с ним спорил. Потому что он не встречался с духовным опытом, как он не встречался с опытом сексуальным. И первое же искушение в его жизни показало, чего он стоит. Достаточно сравнить это с Андреем Рублёвым Тарковского, когда он оказывается на языческом празднике. Рублёв тоже поддаётся искушению (причём, там язычница сама проявляет инициативу, в отличие от ситуации в «Нимфоманке»), но мы видим его сопротивление этому, видим духовную борьбу. После этого Даниил говорит Андрею: «Твой грех. Твоя совесть. Твои молитвы». Селигман же – это человек, принципиально не молящийся, для него нет категории греха, а значит – нет и категории праведности. Рублёв – истинный праведник, Селигман – ложный, святой только на первый взгляд, человек, который «и мухи не обидит». Но только до тех пор, пока с мухой не встретится.
P. S. Никита Сюндюков хорошо напомнил про «Отца Сергия» Толстого. Там тоже есть сцена соблазнения. Как сопротивляется греху отец Сергий? Отрубает себе палец, чтобы не поддаваться искушению. Вот – где настоящая праведность.
Telegram
В оригинале без субтитров
Наш пятый выпуск почти целиком посвящен одному фильму: «Нимфоманке» Ларса фон Триера. Обсуждаем ее с точки зрения христианской философии, с точки зрения исследования сексуальности, с точки зрения фильма о гендерном неравенстве... По всякому, в общем. А в…
❤7👍3