"Энеиду" я прочла на первом курсе, как можно прочесть "Энеиду" в семнадцать, если тебя по ней никто за руку не водит. Ну, госзаказ. Ну, гомеровские параллели. Ну, величие Рима. К счастью, на экзамене досталась мне не она, а любимый Гораций со своей нормативной эстетикой, то-то гуляй по буфету. А потом, уже к госам на пятом англичанам включили в список афинских трагиков — понятно, Шекспир же — и Вергилия, тоже понятно. И я села заново читать "Энеиду" в январе 96-го, и выползла из неё, едва дыша, раздавленная, с ледяным светом в голове, который и теперь не угас.
Это очень взрослый и очень трудный мир. Боги от тебя отвернулись, всё, что ты любил, чем жил, во что верил, отнято, больше его не будет, вернуться некуда. История, которая с тобой происходит, не о тебе — это та самая история вне человеческого измерения, начавшаяся у Фукидида и Софокла, она не даст тебе ничего, тебе, тёплому, живому, небольшому, ты не увидишь того, ради чего тебе не разрешили умереть вместе с рухнувшим миром.
А как тогда? Una salus victis nullam sperare salutem — одно спасение побеждённым: не надеяться на спасенье. Это очень красивый гексаметр, по-русски тоже красиво: "Для побеждённых спасенье одно — о спасенье не думать". Но "не надеяться" Вергилия больнее и больше, чем "не думать". Тот самый хирургический неумолимый свет, в котором мало что хорошо, но всё видно.
Это очень взрослый и очень трудный мир. Боги от тебя отвернулись, всё, что ты любил, чем жил, во что верил, отнято, больше его не будет, вернуться некуда. История, которая с тобой происходит, не о тебе — это та самая история вне человеческого измерения, начавшаяся у Фукидида и Софокла, она не даст тебе ничего, тебе, тёплому, живому, небольшому, ты не увидишь того, ради чего тебе не разрешили умереть вместе с рухнувшим миром.
А как тогда? Una salus victis nullam sperare salutem — одно спасение побеждённым: не надеяться на спасенье. Это очень красивый гексаметр, по-русски тоже красиво: "Для побеждённых спасенье одно — о спасенье не думать". Но "не надеяться" Вергилия больнее и больше, чем "не думать". Тот самый хирургический неумолимый свет, в котором мало что хорошо, но всё видно.
👍126❤73😢11👏5
Как я писала в фб, в порядке дыхательного упражнения. "Но там узрю я сладчайший мир, незыблемый покой".
Бостридж, радость моя, умный тенор — оксфордский доктор-историк, не абы что — понимает, что поёт.
Бостридж, радость моя, умный тенор — оксфордский доктор-историк, не абы что — понимает, что поёт.
YouTube
J.S. Bach - Cantata No 82, 'Ich habe genug' BWV82 - Aria "Schlummert ein" - Ian Bostridge
Johann Sebastian Bach
Cantata No. 82, 'Ich habe genug' BWV82
Aria "Schlummert ein"
Ian Bostridge, tenor
Fabio Biondi, violin and conductor
Europa Galante
2000
Cantata No. 82, 'Ich habe genug' BWV82
Aria "Schlummert ein"
Ian Bostridge, tenor
Fabio Biondi, violin and conductor
Europa Galante
2000
❤52👍2
Дорогие интересовавшиеся, я заболела, сегодняшняя лекция о портретах современников Шекспира переносится предварительно на 22 мая. Прошу прощения за срыв планов.
❤30😢25
Оставляю дежурным по каналу Ричарда Гудрика, написанного предположительно Корнелисом Кетелем около 1578 года. Юноше семнадцать, и он думает, что жизнь его, как и "великая комета", изображённая сверху-справа, никогда не пойдёт вниз.
Собрание Художественной галереи Южной Австралии, Аделаида.
Собрание Художественной галереи Южной Австралии, Аделаида.
❤87👍15🔥15🥰1
Традиционно вешаю в шекспировский день этот фильм Барри Пёрвза. Он 90-го года, я увидела его ещё школьницей в какой-то передаче об анимации, — пустили под титры, бегом, я стояла, остолбенев, в коридоре, шла мимо телевизора — и много лет пыталась это сыграть всем. Не помнила ни имени автора, ни названия, только магию. А потом, когда появился интернет, каким-то чудом, по ключевым словам нашла.
Он очень шекспировский, весь про игру, про неуловимость и невозможность удержать найденное, про наивность любого театра, про то, какие мы все, как говорят в финале Пак и сэр Питер Холл, прослушивающий Уилла, дураки.
Что остаётся? Тряпочки, ленточки, фольга и картон, немного краски, немудрёный реквизит — и текст, который может и не звучать, поскольку его не отменишь, один раз узнав.
Он очень шекспировский, весь про игру, про неуловимость и невозможность удержать найденное, про наивность любого театра, про то, какие мы все, как говорят в финале Пак и сэр Питер Холл, прослушивающий Уилла, дураки.
Что остаётся? Тряпочки, ленточки, фольга и картон, немного краски, немудрёный реквизит — и текст, который может и не звучать, поскольку его не отменишь, один раз узнав.
YouTube
Lip Synch: Next - Aardman Animations (Short Film)
An empty stage, one actor, and the complete works of William Shakespeare. This is an audition quite unlike any other, and with a great deal at stake.
Lip Synch was a series of five short films commissioned by Channel 4 in 1989. Nick Park's contribution to…
Lip Synch was a series of five short films commissioned by Channel 4 in 1989. Nick Park's contribution to…
👍63❤51
Я всегда говорила, что они похожи, — девицы эти, мыслящие себя героинями романов, а жизнь книгою, пресыщенные столичные хлыщи, немолодые офицеры, которые хлыщей много лучше, et cetera, et cetera — и переводить их нужно, оглядываясь на оригинальный текст на искомом языке, приветливо машущий страницами с того берега.
Занятно, когда это видят и другие, вовсе другие, со стороны — любимые мои сёстры-иллюстраторы Анна и Елена Бальбуссо. Две читающие девы, одна из коих Лиззи Беннет, другая же — Татьяна Ларина; смотрите, не перепутайте.
Занятно, когда это видят и другие, вовсе другие, со стороны — любимые мои сёстры-иллюстраторы Анна и Елена Бальбуссо. Две читающие девы, одна из коих Лиззи Беннет, другая же — Татьяна Ларина; смотрите, не перепутайте.
👍73❤32🔥6
"Онегина" Анны и Елены Бальбуссо покажу, пожалуй, отдельно, он прекрасен.
❤128🔥32👍23