Химера жужжащая – Telegram
Химера жужжащая
9.6K subscribers
692 photos
46 videos
253 links
Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых... но и во-вторых тоже нет пользы. Просто я не знаю, что это...

Канал принимает сообщения. Рекламу не беру, никакую, на запрос даже отвечать не стану.
Download Telegram
Уже рассказывала в разных местах, но расскажу и здесь.

В начале ноября мои студенты первого-второго курсов дослушивали лекции и расходились на коллоквиумы. Поэтому перед праздниками — как известно, в русском бытовом у слова "праздник" нет единственного числа, что-нибудь куда-нибудь перенесут, присоединят к выходным — перед праздниками, в конце последней лекции я объявляла:
— Сегодня у нас последняя лекция, с будущей недели расходимся на коллоквиумы, англичане остаются здесь со мной в это же время, немцы и французы уходят в то же время в 301-ю (допустим) к Наталье Михайловне. Вопросы?

Вопросы следовали: а во сколько? а немцам (французам, англичанам) куда приходить? а лекций больше не будет?

Из года в год, неизменно.
Нет, математики, физики и биологи, у которых я успела поработать на вступительных, были не лучше. Функциональная неграмотность, и с чем её едят.

По наблюдениям — за последние годы стало хуже.
😁75👍29🤔257❤‍🔥5👏4
В хронике Адама из Уска и в четвёртом томе хроники Фруассара рассказывается, что у Ричарда II был борзой кобель по имени Мат, Math. То ли уменьшительное от какого-то человеческого имени, вроде Matthew, то ли вообще от "Математики", — звали же так в куртуазной Академии Карла Великого его сестру! — но не Mat, как Дурак в таро. Пёс всюду следовал за королём и после краткой разлуки лапами на него вставал от радости. А потом однажды переменился и полюбил графа нашего Дерби, герцога Ланкастера Харри, будущего Генриха IV. Потому что, как сказал Ричард, собака знает короля и пойдёт за новым.

Собака знает короля.
Шекспир должен был эту историю знать, он с хрониками хорошо знаком. И не включил такой выигрышный сюжет в "Ричарда II", скорее всего, сознательно.

Только не говорите мне, что в "Глобусе" собачки не нашлось.
👍9623🥰7🤔7
Любимые мои Анна и Елена Бальбуссо, иллюстрация к "Беовульфу", 2013. Какой дракон, а.
90👍23🔥20🤩2
Не люблю Уотерхауса и его томных баб, вообще не люблю прерафаэлитов, но эта Джульетта у него удивительно славная — и юная, как положено.

Джон Уильям Уотерхаус, "Джульетта" ("Синее ожерелье"), 1898. Частное собрание.
130👍39🥰6
И ещё о моих соседях, живущих в Радищевском музее. Я не знаю, что тут у нас в воздухе растворено, кроме пыли, что наши одновременно элегический Борисов-Мусатов, могучий Петров-Водкин и космический Кузнецов. Знаю одно: когда делалось тошно, хоть вой, мы бежали в музей, смотреть в них. В "Тополя и облака" Борисова-Мусатова, второй этаж, узкий зальчик-тупичок, из которого выходишь, будто тебе промыли и пересобрали мозги.

Надо сходить, навестить их, благо за квартал всего.
126👍23
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
И о морском прибое.
Скоро два года назад, в день совершенно счастливый, настолько, что дальше не могло не пойти под уклон, за пять минут до грозы я успела поднять телефон и сохранить чуть более полуминуты в подлинных цветах, розовом золоте и многообещающей пасмури. Оно ливануло, но мы, дальновидные, успели нырнуть в бижайший кабак, где следом за нами не осталось мест — рыбные пельмени в бульоне с зеленью, как сейчас помню, я была крепко нездорова.

Так выпьем же за то, чтобы успеть за минуту до шторма, чтобы миска была полна, и чтобы море, у нас же есть настоящее море; для всех, кто не добрался нынче.
246👍45🔥15👎1
Давным-давно, когда я была ещё относительно молода, наполовину полна надежд и читала детям историю зарубежной литературы, мне сдавал средние века и Возрождение прекрасный мальчик Серёжа. Умница, читал, соображает — но и таких на экзамене иногда клинит, потому что стресс, даже если готовился, да и сессия всего-навсего вторая. Серёже достался "Дон Кихот". Серёжа зарапортовался: структура повествования, структура повествования, структура... и завис.
— Серёжа, давайте проще, — говорю я, желая помочь. — Как строится сюжет? Вот они идут по дороге, так?
— Так.
— И что с ними происходит?
— Реализм? — скрежетнув мозгом, выдаёт Серёжа.

Они идут по дороге, и с ними происходит реализм. Исчерпывающе.
153😁65👍30🔥22👏1
Вас внезапно четыре тыщи. Ого. Нет, ОГО. Чтение рекомендовать не буду вопреки принятому, разве что скажу, что очень ценю/люблю тех, кто умеет видеть что-то, кроме того, что в газетах.

Спасибо, что вы здесь.
Оказывается, можно даже среди апокалипсиса сидеть на зелёном бережку да свистать на глупенькой дудочке, как говорил мой любимый мальчик, чахоточный Джон Китс, и быть кому-то интересным.

Штош, продолжаем.
317👍59🔥21🥰6
Включила за готовкой телевизор в кухне, воткнулась в "Дорогого моего человека" — нравственные начала, партийная совесть! — и по понятной ассоциации задумалась о "Трёх толстяках".

О том, что Тибул имя получил в честь римского элегика Альбия Тибулла, а Просперо — в честь изгнанного миланского герцога и чародея из "Бури" Шекспира, не писал только ленивый. И про доктора Гаспара многажды говорено, что он — тёзка одного из волхвов, Каспара, того самого волшебника, время которых, как утверждается в первом предложении у Олеши, прошло.

Нас, однако, куда больше занимает фамилия доктора Гаспара — Арнери. Поскольку фамилию эту носил славный патрицианский род фактических хозяев острова Корчула, по-итальянски Курцола. Происходили Арнери, скорее всего, из флорентийской семьи Перуцци, в гербе у них тоже груши (по-итальянски pera). Основателем рода считали Доброслава (Бонифаса) Перуцци, а первым Арнери в разговоре с британским дипломатом и писателем Эндрю Пейтоном в середине XIX века (Highlands and islands of the Adriatic : including Dalmatia, Croatia, and the southern provinces of the Austrian Empire, 1849) тогдашний глава семьи называл Арнери Пирузовича, погибшего при осаде Кандии в XVII столетии. По нему семья и именовалась далее.

Итак, Арнери с острова Корчула, который переходил много раз из руки в руки — Венеция, Венгрия, Генуя, Габсбурги, французы, Австрия — и в итоге достался Хорватии, где пребывает по сию пору. Если предположить, что доктор Гаспар происходит из патрицианского хорватского рода, то события "Трёх толстяков" как-то должны быть связаны с историей Королевства сербов, хорватов и словенцев, в состав которого во времена написания сказки входила Хорватия.
Разгромленное восстание отыскивается в два счёта: забастовка железнодорожников и демонстрация в Любляне, при столкновении которой с военными весной 1920 года погибло тринадцать человек. Всё из-за возмущения словенцев сербской гегемонией; в результате Словении удалось добиться некоторой автономии.

Вот вам и три толстяка: сербы, хорваты и словенцы. А если вас интересует судьба страны при наследнике Тутти, то тут без сюрпризов, революция всегда, всегда влечёт за собой диктатуру. 6 января 1929 года король Александр Карагеоргиевич распустит парламент и переименует государство в Королевство Югославия. Впрочем, и самого его убьют в 34-м в Марселе, тут тоже сюрпризов никаких.
102👍74🔥22🤔5👎3😁2
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
На три вещи можно смотреть бесконечно: на первую, вторую — и на то, как вечно встрёпанный тенор Бостридж машет руками, приседает и кривит рожу, записывая барочный репертуар. Он, впрочем, всегда такой, что бы ни исполнял, он даже в концерте такой.

Уильям Бойс, "Соломон", ария Softly Rise, The English Concert и солисты, дирижирует Бернар Лабади.
👍4430🔥8
Альфред Бестолл, "История о призраках", 1932. Гигант в доспехах сюда забрёл, разумеется, из "Замка Отранто" Хораса Уолпола, любимого моего хулигана. От этой повести готический жанр почтительно ведёт свою родословную — хотя никаким разоблачением магии у Уолпола и не пахнет, там привидение настоящее.
85👍36🔥8😁2
Собственно, за что я так люблю Хораса Уолпола, которого упомянула в предыдущей записи. Вступление к своим "Иероглифическим сказкам" для тиража в шесть экземпляров, отпечатанного в домашней типографии в 1785 году, этот джентльмен завершает следующим образом:

"Я не буду дольше удерживать читателя от прочтения этого бесценного труда; однако же, должен просить публику поспешествовать, чтобы весь тираж разошелся, как только я сумею его отпечатать; поэтому я обязан ей сообщить, что замышляю еще более ценный труд; а именно, новую историю римлян, где я намереваюсь осмеять, разоблачить и выставить в истинном свете все добродетели и патриотизм древних и покажу по подлинным бумагам, которые собираюсь написать и впоследствии захоронить в развалинах Карфагена, дабы затем извлечь, что письма Ганнона к пуническому посланнику в Риме доказывают, что Сципион был на жаловании у Ганнибала и что медлительность Фабия объясняется тем, что и его тоже содержал сей полководец. Я сознаю, что это открытие пронзит мое сердце; однако поскольку мораль лучше всего преподавать, показывая, как мало она значила для самых лучших людей, я принесу самые добродетельные имена в жертву воспитанию безнравственности сегодняшнего поколения; и не сомневаюсь, что, как только они выучатся презирать любимых героев древности, они сразу же станут добрыми подданными самого благочестивого короля из живших когда-либо со времен Давида, который, изгнав законно правившую семью, слагал потом псалмы памяти Ионафана, своей предвзятостью освободившего ему престол".

Ну как его не любить, балбеса.
78👍28🔥14😁13❤‍🔥3👎1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Не могу не.
Джеймс Керр, он же scorpiondagger в одной там запрещённой сеточке, сделал для Музея Клюни дракончика. У него вечно то босховская публика скачет, то ещё какие картины оживают, а нынче вот, любуюсь.
132👍31🥰13🔥9
Английская шляпка 1805-1810 гг. из собрания Музея Виктории и Альберта. То ли поздний, уже безумный Георг III, то ли начало Регентства. Шляпка из атласа и золотой тесьмы, похожая на раковину наутилуса. Такую могла бы носить героиня Остен; не Фанни, конечно, не Лиззи или Энн — Мэри Крофорд, мисс Бингли или Эмма, уж больно вещь роскошная.
114👍37
Любимая игра, перейти в пять шагов от сосиски к Платону.

Остеновская шляпка, мой первый диссер про уместность/неуместность и пространственные социальные коды в поздних романах Остен, танцы в этом ключе, ситуация свободы, новомодный вальс, который учит танцевать Томасину за пару часов до её гибели Септимус в "Аркадии" Стоппарда, которую я перевела в 94-м, тогда же и спектакль у нас вышел, "мы верим, что Господь использует числа, чтобы творить природу?" — верим. И многие годы любимый ролик Кристобаля Вилы, где и раковина наутилуса, на которую похожа атласная шляпка, и числа, ключ к творению.

Вся моя жизнь — система перекрёстных ссылок, рифмы и ассоциации различных порядков, столбики с накидом, вывязанные из памяти и знания. His library is dukedom large enough, как сказал известно кто, но об этом в другой раз.
84👍28😁1🤔1
Не только Офелию и Джульетту можно красивенько писать — вот, Дездемона готовится ко сну, волосы распустила.

Теодор Шассерио, 1849. Собрание Лувра.
92👍27🤔1
Самые отсталые слои населения добрались до нейросетевого рисования. С трёх раз угадайте, кого я у неё просила — по-моему, она неплохо справилась; хотя гольбейновский берет превратила то ли в пробковый шлем, то ли в каску.
👍5726😁4
Просишь ящерь с книжкой — получаешь ящерь с книжкой. Так примерно я по свидетельствам очевидцев и выгляжу, когда заведу про текст.
🔥13462👍29🤩3
Впервые за много лет пропустила свой всегдашний праздник. День рождения Грина, 23 августа. Немудрено, времена нынче всё такие, но "Алые паруса" читали в блокадном Ленинграде по радио, и это очень понятно: когда действительность норовит тебя сжевать, нужно открыть окно и выпустить хоть взгляд, хоть мысль, хоть душу — туда, отсюда.

Людей, которые вырастили в себе взрослую снисходительность к Грину и тем, кто одной с ним крови, — ну, подростковая романтика, детства чистые глазёнки, теперь мы читаем только нон-фикшн — я тщательно избегаю, опускаю между нами бронестекло, вежливо моргая. Тому, кто отрёкся от золотой трубы или никогда её не слышал, нет спасения; только комфорт, парикмахерское слово, an ill phrase, a vile phrase.

А золотая труба поёт, и мы, неудельные, всё поднимаем головы от своего сегодня, заслышав.

"Войдя в порт, я, кажется мне, различаю на горизонте, за мысом, берега стран, куда направлены бушприты кораблей, ждущих своего часа; гул, крики, песня, демонический вопль сирены — все полно страсти и обещания. А над гаванью — в стране стран, в пустынях и лесах сердца, в небесах мыслей — сверкает Несбывшееся — таинственный и чудный олень вечной охоты".

Я читала в бестиарном цикле лекцию об олене; всё время глядя в уме на Грина, как на золотой гвоздь небесного свода, незыблемую звезду, которая не даёт потеряться — никогда не даст.
5233👍46🔥19
Вечером 22 апреля 1997 года канал Arté — вторник, театральный день — показал документальный фильм Les Rois dans la Tempête, "Короли в бурю", о власти и королях у Шекспира, а потом телевизионную версию спектакля Деборы Уорнер по "Ричарду II" с Фионой Шоу. Мироздание, видимо, любит меня, потому что у родителей с папиной работы в ООН стояла спутниковая тарелка, раз, я была дома и включила телевизор, два, и у меня нашлась кассета с фильмом, который было не жалко, три. Здесь надо пояснить младшей части аудитории, что были такие видеокассеты, и у них имелась на переднем торце, куда клеились этикетки-ленточки с приятно скруглёнными углами, лапка, которую нужно было выломать, чтобы не записать ничего случайно поверх уже записанного — но можно было заклеить лапку скотчем и записать намеренно; это я сделала, увидев за минуту до, что suivant что-то немыслимое, невозможное, оглушительное.

Кассеты не хватило, фильм и спектакль шли вместе больше трёх часов, поэтому запись у меня обрывалась на первой сцене пятого действия, но это не имело значения. То, что записалось, превращало мозг в фейерверк, а кровь в электричество. Мыча и заикаясь, я таскала кассету по городу: друзьям, своему театроведческому семинару в университет, даже в студенческое общежитие, потому что там был видеомагнитофон, а в корпусе не давали. И каждый раз повторялось одно и то же. Old John of Gaunt, time-honour'd Lancaster, hast thou according to thy oath and band, brought hither Henry Hereford, thy bold son?.. начинала Фиона Шоу, — я написала это по памяти, забыла только апостроф, как выяснила, проверив, я до сих пор помню текст наизусть, со всеми паузами и интонациями того спектакля — и народ замедлялся. Народ застывал, не донеся чашки до рта и бутылки до бокалов, народ сгущался, озарялся и залипал. Это была надёжная, действенная магия, и она работала у меня на глазах, без сбоев и отказа.

Своим студентам-актёрам, не знавшим английского, я велела прочесть "Ричарда II" в переводе, даже взять с собой книги — и назначила день просмотра. Нам поставили телевизор на край малой сцены, дети притащили маты из класса, где занимались сцендвижением, повалились в широком проходе перед первым рядом, а я села на одно из первых его кресел. Они смотрели спектакль, как оперу, сверяясь с текстом. "А что она сейчас говорит? А можно отмотать, мы еще раз посмотрим?". Да, без знания языка магия всё равно работала, пробивала межъязыковые переборки и добиралась до самого, не знаю, как это точнее назвать, сердца мозга?.. мозга сердца?..

Нет, это не был первый Шекспир в оригинале, которого я увидела, а не прочла: в школе и в университете нам показывали классические фильмы, я уже видела тогда — и полюбила навеки — "Двенадцатую ночь" Тревора Нанна, видела и невыносимых "Гамлетов" Дзеффирелли и Браны. Я не знаю, что это было, возможно, дело в театре, Шекспиру там лучше, чем в кино, он любит, когда его, как рекомендовал Кролику Червонный Король, начинают с начала и продолжают, пока не дойдут до конца, а не воспроизводят дублями вперемешку. Возможно, просто Фиона Шоу и Ричард Бреммер, игравший Болинброка, прекрасные актёры, а режиссура им и тексту не пыталась мешать; не знаю, не скажу.

Только с тех пор я верю непреложно: Шекспиром можно осветить, очистить и запустить любой, даже самый косный, окаменевший в старой смазке человеческий механизм. Вдыхать душу в камни, добывать из поленьев человечков, шевелить кровь и разгонять мозг. Зачем?

Затем, что живое лучше мёртвого — и я, полудурошный шпильман, продолжаю представлять Шекспира, хотя бы давать о нём представление, я буду делать это, пока хоть кто-то может услышать.
203👍57🔥14👏2🥰1😁1
Джеймс Макинтош Патрик, "Сад в городе", 1940. Ждал повестки в армию, сидел дома у окна, писал жену, развешивающую бельё.
148👍35🔥8👏1🤩1