А-та-та или ура?
Какой-то словотворец играл с приставкой «про-» и решил, что придумал меткое слово. Но мы-то помним из сказок и русской классики: проучить — значит наказать.
Конечно, у слова есть и второе, редкое значение — учить в течение какого-либо времени: «Вася весь вечер проучил уроки» или «Антонина Павловна всю жизнь проучила детей». В этих примерах оно использовано правильно, контекст ясен, поэтому не смешно.
Веселит нас случайный каламбур: «Мы проучили всех педагогов». Поздравлять или сочувствовать? А-а-а, всё же поздравлять! Тогда исправим.
Было:
Мы проучили всех педагогов.
Стало:
Мы обучили всех педагогов.
😉 Напоследок развлеку вас статьёй «Директор брянского департамента образования нешуточно проучил педагогов». Оставлю её в комментариях.
#былостало
#упрямыйпоселенец
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Какой-то словотворец играл с приставкой «про-» и решил, что придумал меткое слово. Но мы-то помним из сказок и русской классики: проучить — значит наказать.
Конечно, у слова есть и второе, редкое значение — учить в течение какого-либо времени: «Вася весь вечер проучил уроки» или «Антонина Павловна всю жизнь проучила детей». В этих примерах оно использовано правильно, контекст ясен, поэтому не смешно.
Веселит нас случайный каламбур: «Мы проучили всех педагогов». Поздравлять или сочувствовать? А-а-а, всё же поздравлять! Тогда исправим.
Было:
Мы проучили всех педагогов.
Стало:
Мы обучили всех педагогов.
😉 Напоследок развлеку вас статьёй «Директор брянского департамента образования нешуточно проучил педагогов». Оставлю её в комментариях.
#былостало
#упрямыйпоселенец
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2❤5❤🔥3😁3👍2👌1
Сутки в поезде до Екатеринбурга. С собой — домашка по редактуре, журналы и книги.
Прочла «Правильное сочинение» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак — рассказ о том, какучителя переписали детское сочинение, снабдив его канцеляритом и осторожными сюжетами.
Сижу и думаю: это ж и педагогов, и учеников надо оберегать от текстовых пришельцев (#хитрыйзасланец)! И не только от них...
💬 Читали? Если да, то что думаете?
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Прочла «Правильное сочинение» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак — рассказ о том, как
Сижу и думаю: это ж и педагогов, и учеников надо оберегать от текстовых пришельцев (#хитрыйзасланец)! И не только от них...
💬 Читали? Если да, то что думаете?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2❤10🔥4👍3
Шесть вопросов, которые помогут вам описывать педагогические практики
❤️ Мне так повезло! На днях побывала в 39-й гимназии Екатеринбурга — «Французской гимназии». Улыбаюсь, вспоминая тёплую встречу, интересные истории, творческие идеи и вопросы от учителей, для которых я проводила мастер-класс.
А рассказывала я о руководстве по описанию педагогических разработок. Упомянула полную версию и предложила поработать с краткой.
Сначала мы обсудили, что у кого хорошо получается и даёт результат в работе с детьми. Затем подумали, как описать эти практики, и ответили на шесть вопросов:
— Как практика называется?
— В чём её суть?
— Почему она важна?
— Для чего она нужна?
— Как её использовать?
— Что в результате?
В итоге получили черновики, которые потом можно превратить в план выступления или публикацию.
⭐️ В комментариях к посту я решила поделиться с вами раздаткой к мастер-классу. Пользуйтесь с удовольствием! Будут вопросы — смело пишите мне лично или в сообщения канала.
#приёмприём
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
❤️ Мне так повезло! На днях побывала в 39-й гимназии Екатеринбурга — «Французской гимназии». Улыбаюсь, вспоминая тёплую встречу, интересные истории, творческие идеи и вопросы от учителей, для которых я проводила мастер-класс.
А рассказывала я о руководстве по описанию педагогических разработок. Упомянула полную версию и предложила поработать с краткой.
Сначала мы обсудили, что у кого хорошо получается и даёт результат в работе с детьми. Затем подумали, как описать эти практики, и ответили на шесть вопросов:
— Как практика называется?
— В чём её суть?
— Почему она важна?
— Для чего она нужна?
— Как её использовать?
— Что в результате?
В итоге получили черновики, которые потом можно превратить в план выступления или публикацию.
⭐️ В комментариях к посту я решила поделиться с вами раздаткой к мастер-классу. Пользуйтесь с удовольствием! Будут вопросы — смело пишите мне лично или в сообщения канала.
#приёмприём
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
4🔥13👍7❤🔥3❤3
Первый пост появился в «Учим, пишем, публикуем» накануне 1 Сентября. По-моему, символично, к тому же с этим праздником связана давняя история, которая укрепила мой интерес к теме.
Лет пять назад я собрала 10 школьных новостей о Дне знаний и предложила педагогам, журналистам, а также студентам их оценить.
– «Живое, не сухое, не чисто официальное освещение новости»;
– «Необычно, живо, интересно. Детали. Важно, что вставили речь директора».
– «Текст можно скопировать и вписать (в него) любую другую школу»;
– «Написано прежде всего для отчёта, чтобы был, для проверяющих, а не для детей и их родителей».
Изучив все ответы, я написала рекомендации о том, как готовить понятные, живые школьно-садовские анонсы и новости. Провела вебинары в «Первом сентября» (тоже символично, правда?). Потом мы с коллегами открыли Мастерскую диссеминации опыта для педагогов — участников программы «Развивающая среда».
Захотела развивать тему, задумалась: где, как? И вот два года назад решила: где — в своём канале, как — микродозами полезного контента.
❤️ Сегодня нас 355. Спасибо, что читаете, комментируете и подсказываете идеи для постов!
Навигация по каналу и пара слов обо мне здесь.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6🎉12❤9🍾8🔥3👏2🥰1
Как написать уникальный текст о 1 Сентября
Линейки, банты, букеты и звонки будут в каждой второй новости про День знаний. Значит, мои старые советы не старые. За ними — сюда. А я добавлю к ним ещё пару:
✅ расскажите о личном — наблюдениях, эмоциях;
✅ покажите, что вы делаете для детей, и развейте тревоги родителей («А как там, в школе?», «Что за учителя?», «Будет ли моему Ванечке там хорошо?» и т. п.).
Например, директор «Школы будущего» Алексей Викторович Голубицкий пишет в своём канале: «Вчера вечером трудно было уснуть. ... Волнуюсь вместе с детьми, которые впервые переступают порог школы, попадают в новый мир. Каким они его увидят? ... Важно сделать новый мир понятным и волшебным, а для этого самим стать волшебниками. Убеждён, очень важно, чтобы дети ждали нового учебного года, как Нового года. У нас в школе есть для этого три добрых традиции».
Потом он объясняет, как педагоги помогают новичкам освоиться: берут их в экспедицию «Тайные комнаты Школы будущего», показывают, где что находится в школе, и ведут на «Ярмарку интересных дел».
❤️ Почитайте этот уникальный текст. В нём видно, что за всеми первосентябрьскими делами стоит человек со своими эмоциями и чувствами. Такому человеку хочется верить, открываться в ответ. Рассказ о событиях для новичков — тоже позитивный сигнал: в этой школе о ребёнке позаботятся, он всё увидит, не заблудится, найдёт занятия по душе.
Так директор блестяще решает имиджевую задачу. Попробуйте и вы! Всех с праздником!
#лайкрепост
#приёмприём
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Линейки, банты, букеты и звонки будут в каждой второй новости про День знаний. Значит, мои старые советы не старые. За ними — сюда. А я добавлю к ним ещё пару:
✅ расскажите о личном — наблюдениях, эмоциях;
✅ покажите, что вы делаете для детей, и развейте тревоги родителей («А как там, в школе?», «Что за учителя?», «Будет ли моему Ванечке там хорошо?» и т. п.).
Например, директор «Школы будущего» Алексей Викторович Голубицкий пишет в своём канале: «Вчера вечером трудно было уснуть. ... Волнуюсь вместе с детьми, которые впервые переступают порог школы, попадают в новый мир. Каким они его увидят? ... Важно сделать новый мир понятным и волшебным, а для этого самим стать волшебниками. Убеждён, очень важно, чтобы дети ждали нового учебного года, как Нового года. У нас в школе есть для этого три добрых традиции».
Потом он объясняет, как педагоги помогают новичкам освоиться: берут их в экспедицию «Тайные комнаты Школы будущего», показывают, где что находится в школе, и ведут на «Ярмарку интересных дел».
❤️ Почитайте этот уникальный текст. В нём видно, что за всеми первосентябрьскими делами стоит человек со своими эмоциями и чувствами. Такому человеку хочется верить, открываться в ответ. Рассказ о событиях для новичков — тоже позитивный сигнал: в этой школе о ребёнке позаботятся, он всё увидит, не заблудится, найдёт занятия по душе.
Так директор блестяще решает имиджевую задачу. Попробуйте и вы! Всех с праздником!
#лайкрепост
#приёмприём
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
5🔥11❤6🍾3
«...Это моё средство от профессионального выгорания»
В «Учительской газете» вышла статья Анастасии Лукониной, Светланы Агеевой и Светланы Савиной — моих коллег, соавторов, единомышленников.
💡 «Зачем педагогу писать, выступать и делиться опытом с другими?»
Приглашаю почитать!
#околотекст
#лайкрепост
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
В «Учительской газете» вышла статья Анастасии Лукониной, Светланы Агеевой и Светланы Савиной — моих коллег, соавторов, единомышленников.
💡 «Зачем педагогу писать, выступать и делиться опытом с другими?»
Приглашаю почитать!
#околотекст
#лайкрепост
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1❤11🔥10⚡3🙏1
Редактор — не соперник, а союзник!
❤️ Рассказала «Копилке текстов», как я объясняю авторам свои правки и почему это важно. Лена, спасибо за роскошные карточки!
⬇️ ⬇️ ⬇️
❤️ Рассказала «Копилке текстов», как я объясняю авторам свои правки и почему это важно. Лена, спасибо за роскошные карточки!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥8❤5👍3
Forwarded from Копилка текстов
Как объяснять правки автору
Если просто тихонечко внести правки, в следующий раз автор принесёт текст такого же качества или даже хуже. Так у редактора никогда не станет меньше работы, а автор продолжит топтаться на прежнем уровне. Не очень-то перспективка.
Ведущий научный сотрудник МГПУ, редактор и автор телеграм-канала «Учим, пишем, публикуем» Валерия Маркова рассказала «Копилке», как оставлять правки, чтобы в плюсе остались оба — и редактор, и автор.
Редакторы, а как обстоят дела с правками у вас? Объясняете или не всегда?
#коллега_на_связи
Если просто тихонечко внести правки, в следующий раз автор принесёт текст такого же качества или даже хуже. Так у редактора никогда не станет меньше работы, а автор продолжит топтаться на прежнем уровне. Не очень-то перспективка.
Ведущий научный сотрудник МГПУ, редактор и автор телеграм-канала «Учим, пишем, публикуем» Валерия Маркова рассказала «Копилке», как оставлять правки, чтобы в плюсе остались оба — и редактор, и автор.
Редакторы, а как обстоят дела с правками у вас? Объясняете или не всегда?
#коллега_на_связи
3🔥12❤6👍5
«Личностно (?) ориентированный подход». Как напишете?
Final Results
28%
Раздельно: личностно ориентированный подход
72%
Через дефис: личностно-ориентированный подход
🤔3👍2👀2❤1🔥1
Личностно-ориентированный или личностно ориентированный подход?
В словаре Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН «Академос» находим, что норма — «личностно ориентированный», т. е. наречие с прилагательным. Однако там же понятия «индивидуально-ориентированный» и «системно-ориентированный» записаны через дефис, и это уже прилагательные. Почему так?
«Этот вопрос до сих пор не решен, потому что нет никаких очевидных формальных признаков, по которым можно чётко разграничить сложное прилагательное с „первой наречной частью“ и словосочетание наречия с прилагательным», — говорит эксперт Ольга Иванова, один из разработчиков «Академоса».
🤔 Любопытно. Читаем дальше.
Оказывается, если такие сочетания наречий с прилагательными со временем превращаются в термины, их начинают писать через дефис. Складывается регулярная практика, а потом словари фиксируют её как норму. В общем, официальная регистрация, поздравления,кольца дефисы. Так, например, получилось с «индивидуально-ориентированным» и «системно-ориентированным».
«Личностно-ориентированный подход» — тоже термин. Смотрите: когда мы пишем «личностно-ориентированный подход», нам важно, какой подход, а не как он ориентирован. Кстати, слово уже давно в справочниках и других изданиях по педагогике.
✍️ Как быть нам, простым авторам? Предлагаю писать «личностно-ориентированный подход», чтобы лингвисты поскорее заметили этот термин и поселили его в «Академосе». Но если вам ближе раздельный вариант, это тоже окей.
#упрямыйпоселенец
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
В словаре Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН «Академос» находим, что норма — «личностно ориентированный», т. е. наречие с прилагательным. Однако там же понятия «индивидуально-ориентированный» и «системно-ориентированный» записаны через дефис, и это уже прилагательные. Почему так?
«Этот вопрос до сих пор не решен, потому что нет никаких очевидных формальных признаков, по которым можно чётко разграничить сложное прилагательное с „первой наречной частью“ и словосочетание наречия с прилагательным», — говорит эксперт Ольга Иванова, один из разработчиков «Академоса».
🤔 Любопытно. Читаем дальше.
Оказывается, если такие сочетания наречий с прилагательными со временем превращаются в термины, их начинают писать через дефис. Складывается регулярная практика, а потом словари фиксируют её как норму. В общем, официальная регистрация, поздравления,
«Личностно-ориентированный подход» — тоже термин. Смотрите: когда мы пишем «личностно-ориентированный подход», нам важно, какой подход, а не как он ориентирован. Кстати, слово уже давно в справочниках и других изданиях по педагогике.
✍️ Как быть нам, простым авторам? Предлагаю писать «личностно-ориентированный подход», чтобы лингвисты поскорее заметили этот термин и поселили его в «Академосе». Но если вам ближе раздельный вариант, это тоже окей.
#упрямыйпоселенец
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
5👍8👏7❤4🔥2
Вы попросили нейросеть помочь с текстом, структурировать информацию и т. п. Результат вас не устроил. Как поступите?
Anonymous Poll
12%
Просто сделаю всё сам(-а), без помощи нейросети
64%
Возьму результат от нейросети за основу и сделаю так, как мне надо
12%
Буду объяснять нейросети, в чём она ошиблась, пока не добьюсь приемлемого результата
12%
Не пользуюсь нейросетями, хочу посмотреть ответы
1❤3👍3👀3
#ИИспытания продолжаются!
Я среди тех, кто даёт нейросети задание, а потом по-своему переделывает результат. Похоже, это самая популярная стратегия.
Чтобы постоянно обучать ИИ, мне пока не хватает ни времени, ни навыков. Однако идея натренировать DeepSeek так, чтобы он лучше решал хотя бы типовые задачи, кажется заманчивой!
Решила начать с малого. Почистила историю в DeepSeek, оставила чаты, в которых мы с ним обсуждаем что-то одно и не отклоняемся от темы. Затем в каждом из них создала новые запросы или уточнила старые.
«Упрощение текстов»
Когда я не поняла, что хотел сказать автор, то взмолилась: «В этой ветке я буду просить тебя структурировать и редактировать тексты... Делай это так, чтобы они легко читались!».
При таком запросе DeepSeek уничтожает авторский стиль, интересные детали и добавляет отсебятину, поэтому я осторожна. Даю ему не больше пары предложений, зато самых забористых. Главное — разобраться, о чём речь, а дальше уже можно редактировать самой.
В следующий раз попрошу нейросеть сохранять стиль, не добавлять ничего от себя и убирать только повторяющиеся мысли.
«Правки по Розенталю»
Предложила DeepSeek возомнить себя Д. Э. Розенталем и проверять тексты, опираясь на его справочники, а также на материалы «Грамоты.ру». Попросила сообщать мне о проблемах, если не получилось найти нужное правило.
В целом DeepSeek справляется, но до профессионального редактора и корректора ему далеко: не понимает тонкости (например, когда не нужна запятая между частями сложносочинённого предложения).
«Оформление источников (APA)»
Дала задание оформлять литературу в стиле APA 7th edition, учитывать мелкие детали (пробелы, запятые, курсивное начертание и т. п.), избавляться от лишнего и делать два списка по алфавиту — русскоязычный и англоязычный. Потом поискала огрехи и объяснила, что убрать, а что добавить. Отдельно попросила нейросеть говорить мне, а не фантазировать, если она не может найти информацию о том или ином источнике.
На этом мы пока остановились, но я продолжу тренировать DeepSeek, когда мне снова понадобится оформить список литературы.
💬 Так и работаем! DeepSeek запоминает свою роль и прежние задачи в чате, воспринимает мои уточнения и раз за разом выдаёт всё более адекватные результаты. А чему вы учите нейросети?
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Я среди тех, кто даёт нейросети задание, а потом по-своему переделывает результат. Похоже, это самая популярная стратегия.
Чтобы постоянно обучать ИИ, мне пока не хватает ни времени, ни навыков. Однако идея натренировать DeepSeek так, чтобы он лучше решал хотя бы типовые задачи, кажется заманчивой!
Решила начать с малого. Почистила историю в DeepSeek, оставила чаты, в которых мы с ним обсуждаем что-то одно и не отклоняемся от темы. Затем в каждом из них создала новые запросы или уточнила старые.
«Упрощение текстов»
Когда я не поняла, что хотел сказать автор, то взмолилась: «В этой ветке я буду просить тебя структурировать и редактировать тексты... Делай это так, чтобы они легко читались!».
При таком запросе DeepSeek уничтожает авторский стиль, интересные детали и добавляет отсебятину, поэтому я осторожна. Даю ему не больше пары предложений, зато самых забористых. Главное — разобраться, о чём речь, а дальше уже можно редактировать самой.
В следующий раз попрошу нейросеть сохранять стиль, не добавлять ничего от себя и убирать только повторяющиеся мысли.
«Правки по Розенталю»
Предложила DeepSeek возомнить себя Д. Э. Розенталем и проверять тексты, опираясь на его справочники, а также на материалы «Грамоты.ру». Попросила сообщать мне о проблемах, если не получилось найти нужное правило.
В целом DeepSeek справляется, но до профессионального редактора и корректора ему далеко: не понимает тонкости (например, когда не нужна запятая между частями сложносочинённого предложения).
«Оформление источников (APA)»
Дала задание оформлять литературу в стиле APA 7th edition, учитывать мелкие детали (пробелы, запятые, курсивное начертание и т. п.), избавляться от лишнего и делать два списка по алфавиту — русскоязычный и англоязычный. Потом поискала огрехи и объяснила, что убрать, а что добавить. Отдельно попросила нейросеть говорить мне, а не фантазировать, если она не может найти информацию о том или ином источнике.
На этом мы пока остановились, но я продолжу тренировать DeepSeek, когда мне снова понадобится оформить список литературы.
💬 Так и работаем! DeepSeek запоминает свою роль и прежние задачи в чате, воспринимает мои уточнения и раз за разом выдаёт всё более адекватные результаты. А чему вы учите нейросети?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3🔥9❤5👍3
Антиканцелярит: конкретика и глаголы
Расписывая пользу от урока или задания, автор иногда срывается и начинает жечь канцеляритом:
«В завершение занятия обучающиеся приняли участие в интерактивном упражнении, направленном на стимулирование творческого мышления и создание объединяющего творческого продукта, демонстрирующего объединяющий потенциал искусства».
Уважаемые знатоки! Внимание, вопрос: что делали дети и какой продукт они создали? Вариант «творческий» не принимается. 😜
Короче, одному автору известно, что там происходило. Чтобы об этом узнал и читатель, надо написать конкретно. И глаголов, глаголов побольше!
Было:
В завершение занятия...
Стало:
В конце занятия мы вместе сделали «Дерево класса». Было трогательно: ученики обводили ладони, смеялись и писали друг другу комплименты на «пальчиках-листочках».
👍 Теперь фразы, в которых еле-еле проглядывает смысл, превращаются в отчётливые образы. Согласитесь, «вместе сделали» гораздо лучше безликого «интерактивного упражнения»!
#былостало
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Расписывая пользу от урока или задания, автор иногда срывается и начинает жечь канцеляритом:
Уважаемые знатоки! Внимание, вопрос: что делали дети и какой продукт они создали? Вариант «творческий» не принимается. 😜
Короче, одному автору известно, что там происходило. Чтобы об этом узнал и читатель, надо написать конкретно. И глаголов, глаголов побольше!
Было:
В завершение занятия...
Стало:
В конце занятия мы вместе сделали «Дерево класса». Было трогательно: ученики обводили ладони, смеялись и писали друг другу комплименты на «пальчиках-листочках».
👍 Теперь фразы, в которых еле-еле проглядывает смысл, превращаются в отчётливые образы. Согласитесь, «вместе сделали» гораздо лучше безликого «интерактивного упражнения»!
#былостало
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2❤10🔥10😁3