Канал о румынском и иранском кино для (не)широких масс и (не)интересующихся лиц в принципе. Хотя и о фильмах других кинематографий, быть может, стану писать позже (но это не точно). Начнём с более близкого и любимого, а дальше как пойдёт.
Дисклеймер: на сравнительный / предметный / детальный (или любой другой) анализ фильмов не претендую. Хотите кинокритику? Она есть у нас в журнале CinemaFlood.
Дисклеймер: на сравнительный / предметный / детальный (или любой другой) анализ фильмов не претендую. Хотите кинокритику? Она есть у нас в журнале CinemaFlood.
Комендант кинокрепости pinned «Канал о румынском и иранском кино для (не)широких масс и (не)интересующихся лиц в принципе. Хотя и о фильмах других кинематографий, быть может, стану писать позже (но это не точно). Начнём с более близкого и любимого, а дальше как пойдёт. Дисклеймер: на сравнительный…»
Pororoca (2017)
Director: Constantin Popescu Jr.
Premiere: 65th San Sebastian International Film Festival
Если верить коренным индейцам Амазонии, «Поророка» это название аномально высоких волн, которые появляются в устьях маленьких рек. Такая же волна (не буквально, конечно) обрушилась на чету Ионеско — молодую румынскую пару с двумя детьми. Семейная идиллия Кристины и Тудора рушится после того, как во время прогулки в парке исчезает их 5-летняя дочь Мария. «Ищут военные, ищет милиция», а результатов нет. Подозрения Тудора также ни к чему не приводят: чтобы задержать предполагаемого педофила, недостаточно улик. Между тем брак «идеальной» семьи трещит по швам. Кристина забирает сына и уезжает к маме со словами «Не вернусь, пока не найдёшь дочь», Тудор остаётся один на один с собой и чувством всепоглощающей безысходности.
«Ага, похоже на Звягинцева», — воскликнуть нечто подобное очень хочется, но такое заключение поверхностно. В «Нелюбви» пропадает мальчик, у Попеску мл. — девочка. В русском фильме история пропитана многослойными метафорами и отсутствием любви; в румынском кино наблюдаем, во-первых, прямолинейную откровенность, идущую наперекор поиску новых смыслов между строк, во-вторых, внешне идеальную семью, в которой все — муж, жена и двое детей — изначально любят друг друга. К тому же румына вряд ли интересуют универсальные политические и социальные обобщения Звягинцева; смотря «Поророку», нас увлекает почти медитативное наблюдение за планомерным разрушением института семьи.
Не будучи ярким представителем «новой румынской волны», Константин Попеску мл., по всей видимости, берёт лучшее у «старших собратьев». Так, например, семейный уклад и диалоги мужа с женой местами навеяны атмосферой «Cьераневады» Кристи Пую; чувство вины и отчаяние Тудора и, как следствие, изменения человеческого облика роднят героя с персонажем «Авроры» того же Пую. Тем не менее, удаётся румыну привнести и привычный для румынского кино 2000-х реализм. Ко второй половине лента превращается в монофильм, эдакий театр одного актёра — звезду румынского кино Богдана Думитраке. Как и Хабенский в «Коллекторе» Алексея Красовского, Думитраке забирает абсолютно всё внимание на себя, в то время как Попеску мл.. продолжает разбавлять внушительный хронометраж (кино длится 2,5 часа) перебивками между драмой и триллером.
К финалу режиссёр уходит совсем далеко от поисков истины: впрочем, ответы здесь не так уж важны. Интереснее становится наблюдать наиболее яркий акцент румына — на истории трансформации чувств мужчины. Не самые очевидные выводы в кинореалиях 2017-го: нахрен «мужчины не плачут» и идиотские гендерные стереотипы. Да, у мужчин бывают чувства, они их показывают, мужчины не прячут боль внутри себя, а ищут для неё выход. Какой выход нашёл персонаж Богдана Думитраке? Spoilers!
Где смотреть: например, на просторах ВК (с английскими субтитрами) здесь.
#RomanianTextorTexel
Director: Constantin Popescu Jr.
Premiere: 65th San Sebastian International Film Festival
Если верить коренным индейцам Амазонии, «Поророка» это название аномально высоких волн, которые появляются в устьях маленьких рек. Такая же волна (не буквально, конечно) обрушилась на чету Ионеско — молодую румынскую пару с двумя детьми. Семейная идиллия Кристины и Тудора рушится после того, как во время прогулки в парке исчезает их 5-летняя дочь Мария. «Ищут военные, ищет милиция», а результатов нет. Подозрения Тудора также ни к чему не приводят: чтобы задержать предполагаемого педофила, недостаточно улик. Между тем брак «идеальной» семьи трещит по швам. Кристина забирает сына и уезжает к маме со словами «Не вернусь, пока не найдёшь дочь», Тудор остаётся один на один с собой и чувством всепоглощающей безысходности.
«Ага, похоже на Звягинцева», — воскликнуть нечто подобное очень хочется, но такое заключение поверхностно. В «Нелюбви» пропадает мальчик, у Попеску мл. — девочка. В русском фильме история пропитана многослойными метафорами и отсутствием любви; в румынском кино наблюдаем, во-первых, прямолинейную откровенность, идущую наперекор поиску новых смыслов между строк, во-вторых, внешне идеальную семью, в которой все — муж, жена и двое детей — изначально любят друг друга. К тому же румына вряд ли интересуют универсальные политические и социальные обобщения Звягинцева; смотря «Поророку», нас увлекает почти медитативное наблюдение за планомерным разрушением института семьи.
Не будучи ярким представителем «новой румынской волны», Константин Попеску мл., по всей видимости, берёт лучшее у «старших собратьев». Так, например, семейный уклад и диалоги мужа с женой местами навеяны атмосферой «Cьераневады» Кристи Пую; чувство вины и отчаяние Тудора и, как следствие, изменения человеческого облика роднят героя с персонажем «Авроры» того же Пую. Тем не менее, удаётся румыну привнести и привычный для румынского кино 2000-х реализм. Ко второй половине лента превращается в монофильм, эдакий театр одного актёра — звезду румынского кино Богдана Думитраке. Как и Хабенский в «Коллекторе» Алексея Красовского, Думитраке забирает абсолютно всё внимание на себя, в то время как Попеску мл.. продолжает разбавлять внушительный хронометраж (кино длится 2,5 часа) перебивками между драмой и триллером.
К финалу режиссёр уходит совсем далеко от поисков истины: впрочем, ответы здесь не так уж важны. Интереснее становится наблюдать наиболее яркий акцент румына — на истории трансформации чувств мужчины. Не самые очевидные выводы в кинореалиях 2017-го: нахрен «мужчины не плачут» и идиотские гендерные стереотипы. Да, у мужчин бывают чувства, они их показывают, мужчины не прячут боль внутри себя, а ищут для неё выход. Какой выход нашёл персонаж Богдана Думитраке? Spoilers!
Где смотреть: например, на просторах ВК (с английскими субтитрами) здесь.
#RomanianTextorTexel
🔥1
Беседы об иранском кино натолкнули на печальный вывод: люди знают известных режиссёров по двум-трём «знаковым» фильмам, при этом другие классные ленты кинематографистов остаются на втором плане, в забытьи. Почему бы это не исправить?
Shirin (2008)
Director: Abbas Kiarostami
Premiere: 65th Venice International Film Festival
Разноплановая фильмография Аббаса Киаростами включает в себя и эту незаслуженно забытую, прекрасную картину. Иранский кинематографист к середине 2000-х меньше работал на поле авторского кино и больше тяготел к экспериментам. В фильме «Ширин» зритель 90 минут смотрит на лица иранских женщин, которые сидят в зале и смотрят фильм о любви и смерти в духе «Ромео и Джульетты». Больше не происходит ровным счётом ничего. Что? Да!
При этом сам фильм, который захватил внимание зрителей в зале, мы не видим; слышны лишь реплики персонажей персидской истории XII века — поэмы Низами Гянджеви, действие которой завязано на любовной истории армянской принцессы Ширин и персидского шаха Хосрова. Киаростами погружает нас в игру света, тени и человеческих эмоций, предлагая experience созерцания за мимикой и поведением женщин в зале. Во второй половине фильма камера обращает свой взор и на мужчин: оказывается, позади каждой представленной крупным планом женщины можно заметить мужской силуэт. Мужчины, в отличие от женщин, не так внимательно смотрят кино: они то смотрят по сторонам, то поправляют одежду, то приглаживают бороду, то просто спят.
За сокращениями мышц лица и слезами, которые ближе к финалу текут из женских глаз, Киаростами оставляет метафоры-пасхалки. Режиссёр отождествляет лица женщин с событиями, которые происходят на экране: как только музыка прерывается, мы можем наблюдать за той или иной эмоцией или говорящими микровыражениями. Панорама крупных планов позволяет мысленно нарисовать совокупный портрет иранской женщины, пронизанный одновременно мудростью и грацией. У Рафаэля «Мадонна», у Киаростами — Махназ Афшар, Таране Алидости, Ники Карими, Голшифте Фарахани и даже Жюльет Бинош, впервые поработавшая с мастером иранского кино. Где-то с середины, когда мы уже отчётливо понимаем, что перед нами актрисы и что это не документальное кино, уже происходит погружение в атмосферу сопричастности. Глазами этих женщин мы также смотрим то эпическое кино о сильной Ширин, отрываясь от сухого исследования.
Можно искать сколь угодно много смыслов и трактовок фильма: найти политические, феминистические, эстетические или любые другие подтексты. Однако копание в значениях (конкретно в случае этой ленты) напрочь убьёт магию кино, нивелируя прелесть экспериментального киноискусства.
Где смотреть: например, на просторах ВК (с русскими субтитрами) здесь.
#IranianTextorTexel
Shirin (2008)
Director: Abbas Kiarostami
Premiere: 65th Venice International Film Festival
Разноплановая фильмография Аббаса Киаростами включает в себя и эту незаслуженно забытую, прекрасную картину. Иранский кинематографист к середине 2000-х меньше работал на поле авторского кино и больше тяготел к экспериментам. В фильме «Ширин» зритель 90 минут смотрит на лица иранских женщин, которые сидят в зале и смотрят фильм о любви и смерти в духе «Ромео и Джульетты». Больше не происходит ровным счётом ничего. Что? Да!
При этом сам фильм, который захватил внимание зрителей в зале, мы не видим; слышны лишь реплики персонажей персидской истории XII века — поэмы Низами Гянджеви, действие которой завязано на любовной истории армянской принцессы Ширин и персидского шаха Хосрова. Киаростами погружает нас в игру света, тени и человеческих эмоций, предлагая experience созерцания за мимикой и поведением женщин в зале. Во второй половине фильма камера обращает свой взор и на мужчин: оказывается, позади каждой представленной крупным планом женщины можно заметить мужской силуэт. Мужчины, в отличие от женщин, не так внимательно смотрят кино: они то смотрят по сторонам, то поправляют одежду, то приглаживают бороду, то просто спят.
За сокращениями мышц лица и слезами, которые ближе к финалу текут из женских глаз, Киаростами оставляет метафоры-пасхалки. Режиссёр отождествляет лица женщин с событиями, которые происходят на экране: как только музыка прерывается, мы можем наблюдать за той или иной эмоцией или говорящими микровыражениями. Панорама крупных планов позволяет мысленно нарисовать совокупный портрет иранской женщины, пронизанный одновременно мудростью и грацией. У Рафаэля «Мадонна», у Киаростами — Махназ Афшар, Таране Алидости, Ники Карими, Голшифте Фарахани и даже Жюльет Бинош, впервые поработавшая с мастером иранского кино. Где-то с середины, когда мы уже отчётливо понимаем, что перед нами актрисы и что это не документальное кино, уже происходит погружение в атмосферу сопричастности. Глазами этих женщин мы также смотрим то эпическое кино о сильной Ширин, отрываясь от сухого исследования.
Можно искать сколь угодно много смыслов и трактовок фильма: найти политические, феминистические, эстетические или любые другие подтексты. Однако копание в значениях (конкретно в случае этой ленты) напрочь убьёт магию кино, нивелируя прелесть экспериментального киноискусства.
Где смотреть: например, на просторах ВК (с русскими субтитрами) здесь.
#IranianTextorTexel
Иранский режиссёр Мохаммад Расулоф 23 июля был приговорён судом к году тюрьмы с последующим двухгодичным запретом на выезд из Ирана и любую художественную или социально-политическую деятельность.
Вся вина режиссёра заключается в том, что человек свободно мыслил и творил. Его работы попадали на международные кинофестивали и получали призы: например, «Рукописи не горят» (Dast-neveshtehaa nemisoosand) в 2013 году оценило жюри ФИПРЕССИ, а один из моих любимых фильмов Расулофа, «Неподкупный» (Lerd) получил главный приз в секции «Особый взгляд» в 2017-м.
Мастер социальных драм, которые прямо, без каких-либо недомолвок говорили о проблемах иранского общества, поплатился за свой талант. Художник должен быть свободен.
#NewsTextorTexel
Вся вина режиссёра заключается в том, что человек свободно мыслил и творил. Его работы попадали на международные кинофестивали и получали призы: например, «Рукописи не горят» (Dast-neveshtehaa nemisoosand) в 2013 году оценило жюри ФИПРЕССИ, а один из моих любимых фильмов Расулофа, «Неподкупный» (Lerd) получил главный приз в секции «Особый взгляд» в 2017-м.
Мастер социальных драм, которые прямо, без каких-либо недомолвок говорили о проблемах иранского общества, поплатился за свой талант. Художник должен быть свободен.
#NewsTextorTexel
Рубрика «воспоминания о канале». С румынами и иранцами среди просмотренного в последнее время совсем не густо. Но вот болгары, соседи румын по Восточной Европе, очень порадовали: картину «Отец» болгарских режиссёров Петара Вылчанова и Кристины Грозевой привозили в Россию в рамках Сахалинского кинофестиваля.
Очень надеюсь, что это не единственное место, где их можно было увидеть (на большом экране или в принципе). Осваиваю новые медиа, вот заглянул на КиноТВ рассказать об этом фильме. Почитайте, если ещё не.
Очень надеюсь, что это не единственное место, где их можно было увидеть (на большом экране или в принципе). Осваиваю новые медиа, вот заглянул на КиноТВ рассказать об этом фильме. Почитайте, если ещё не.
Forwarded from Заметки о видимом
С нами Зельвенский! https://news.1rj.ru/str/ubobra/3
Telegram
зельвенский
хм. летс гив ит э трай.
Русский «Холоп»: обнаглевшего сына-мажора отец отправляет в прошлое, превращая в бесправного крестьянина, которого бьют плетьми и учат уму-разуму, как положено на Руси (что в итоге добавляет новое звено в круговой поруке побоев).
Испанский «Клаус»: обленившегося сынка отец отправляет работать в самое далёкое отделение почты на остров, отрезанный от мира, чтобы наладить там почтовое сообщение (что в итоге приносит добро в маленький городок, живущий в атмосфере вражды и неприязни).
Мы и они
Испанский «Клаус»: обленившегося сынка отец отправляет работать в самое далёкое отделение почты на остров, отрезанный от мира, чтобы наладить там почтовое сообщение (что в итоге приносит добро в маленький городок, живущий в атмосфере вражды и неприязни).
Мы и они
Сегодня стартует второй международный зрительский фестиваль авторского кино, организованный журналом «Искусство кино» (@kinoartru) и сетью «Москино».
Рассказываем на Colta вместе с Натальей о новинках смотра в формате коротких микро-рецензий.
Мой любимый фильм программы «Премьеры» — «Белый, белый день» Хлинюра Палмасона. Его выпустит «Иноекино» (@inoekino) в марте, но у москвичей и гостей столицы есть уникальная (и бесплатная, кстати) возможность посмотреть его одними из первых.
Рассказываем на Colta вместе с Натальей о новинках смотра в формате коротких микро-рецензий.
Мой любимый фильм программы «Премьеры» — «Белый, белый день» Хлинюра Палмасона. Его выпустит «Иноекино» (@inoekino) в марте, но у москвичей и гостей столицы есть уникальная (и бесплатная, кстати) возможность посмотреть его одними из первых.
«Выбирая Россию», один из последних полнометражных документальных фильмов режиссёра Александра Расторгуева, убитого в 2018 году в ЦАР, появился в открытом доступе на YouTube-канале компании Tvindie Film Production.
Спродюсировали проект Евгений Гиндилис («Ян Карский. Праведник мира» Славомира Грюнберга, «Слишком свободный человек» Веры Кричевской) и Симона Бауманн («Труба» и «В лучах солнца» Виталия Манского, «Уездный город Е» Дмитрия Боголюбова с последнего «Артдокфеста»).
Фильм возвращает нас в недалёкое прошлое — период, когда Алексей Навальный объявил о выдвижении на пост президента России и начал открывать по всей стране предвыборные штабы. Картина рассказывает о самых самых разных людях, которых объединил активизм в регионах вокруг фигуры Навального.
Спродюсировали проект Евгений Гиндилис («Ян Карский. Праведник мира» Славомира Грюнберга, «Слишком свободный человек» Веры Кричевской) и Симона Бауманн («Труба» и «В лучах солнца» Виталия Манского, «Уездный город Е» Дмитрия Боголюбова с последнего «Артдокфеста»).
Фильм возвращает нас в недалёкое прошлое — период, когда Алексей Навальный объявил о выдвижении на пост президента России и начал открывать по всей стране предвыборные штабы. Картина рассказывает о самых самых разных людях, которых объединил активизм в регионах вокруг фигуры Навального.
Кинопрокатная компания Cinemaus Studio заявила на 27 февраля 2020 года выход в прокат документальной картины журналиста Андрея Айрапетова «Критик», рассказывающей о небезызвестном Артемие Троицком.
Выпускать док на большой экран — дело благое, да только не всегда обоснованное, как, например, в случае с этой лентой. Дело тут в следующем:
1. Премьера фильма (а именно первый публичный показ, а не закрытый сеанс для друзей в кальянной) состоялась аж в 2017-м (хотя КиноПоиск считает иначе и присылает отказ на репорт о годе выпуска ленты). Впрочем, выпуск старых фильмов порой оправдан и позволяет совершенно иначе взглянуть на кино, которое видел в домашних условиях (яркий пример — «Сквозь снег», выпущенный недавно «ПРОвзглядом»).
2. У «Критика», помимо фестивальной премьеры в Москве на Beat Film Festival 2018, была и ТВ-премьера (на «Настоящем времени» ленту крутили целую неделю, а после показывали и на «Дожде»).
3. Можно не надеяться на широкий прокат картины по стране. Для сравнения «Кровь» Артёма Темникова (ещё один фильм из пакета Cinemaus Studio с фестиваля «Окно в Европу» 2018) компания прокатывала всего 1 месяц в количестве... 16 копий. Ленту «Хранители Алтая» Константина Серебрякова — тоже всего месяц, а количество копий этого фильма стыдливо умалчивает даже база ЕАИС (забавно, что «Хранители Алтая» оказались доступны на YouTube-канале режиссёра в конце марта 2019 года — на минуточку за полгода до выхода ленты в прокат).
4. Самое главное — «Критик» уже 9 месяцев лежит на YouTube-канале режиссёра и ждёт, когда вы его посмотрите (к слову, годный байопик, на который можно потратить 1,5 часа жизни и потом не жалеть о потерянном времени).
Выпускать док на большой экран — дело благое, да только не всегда обоснованное, как, например, в случае с этой лентой. Дело тут в следующем:
1. Премьера фильма (а именно первый публичный показ, а не закрытый сеанс для друзей в кальянной) состоялась аж в 2017-м (хотя КиноПоиск считает иначе и присылает отказ на репорт о годе выпуска ленты). Впрочем, выпуск старых фильмов порой оправдан и позволяет совершенно иначе взглянуть на кино, которое видел в домашних условиях (яркий пример — «Сквозь снег», выпущенный недавно «ПРОвзглядом»).
2. У «Критика», помимо фестивальной премьеры в Москве на Beat Film Festival 2018, была и ТВ-премьера (на «Настоящем времени» ленту крутили целую неделю, а после показывали и на «Дожде»).
3. Можно не надеяться на широкий прокат картины по стране. Для сравнения «Кровь» Артёма Темникова (ещё один фильм из пакета Cinemaus Studio с фестиваля «Окно в Европу» 2018) компания прокатывала всего 1 месяц в количестве... 16 копий. Ленту «Хранители Алтая» Константина Серебрякова — тоже всего месяц, а количество копий этого фильма стыдливо умалчивает даже база ЕАИС (забавно, что «Хранители Алтая» оказались доступны на YouTube-канале режиссёра в конце марта 2019 года — на минуточку за полгода до выхода ленты в прокат).
4. Самое главное — «Критик» уже 9 месяцев лежит на YouTube-канале режиссёра и ждёт, когда вы его посмотрите (к слову, годный байопик, на который можно потратить 1,5 часа жизни и потом не жалеть о потерянном времени).
Русский след на фестивале Sundance: постер ленты Welcome to Chechnya Дэвида Френса, которая после показов в Штатах и в Германии на Берлинале появится на HBO. Среди продюсеров проекта — российский документалист Аскольд Куров («Новая», «Дети 404», «Процесс»), а также Джой Томчин (картина «Людно внутри» Ольги Львовой о людях с диссоциативным расстройством идентичности) и Элис Хенти (лента «Внутренняя работа» о психотерапии в американских тюрьмах; фильм «Лестница в небо: Искусство Цай Гоцяна» об амбициозном проекте китайского визионера, вышедший на Netflix). В общем, команда не лыком шита!