КРАСНАЯ КНИГА – Telegram
КРАСНАЯ КНИГА
4.78K subscribers
310 photos
82 videos
3 files
420 links
Музыкальная археология Дениса Бояринова (Colta.ru): ненаписанные страницы советской и постсоветской музыкальной истории. Шеллак, винил, бобины и тому подобное. Контакт для связи - @blackboyara.
Download Telegram
Дитеру Болену уже 71,
Мадонне - 67,
а Жанне Агузаровой ...?

Обо всём расскажет канал КАЛЕНДАРЬ МЕЛОМАНА - Ваш музыкальный ежедневник!

В каком году ABBA выиграли Евровидение?
Когда вышли последние альбомы DEPECHE MODE, SANTANA и BON JOVI?

Хотите быть в курсе событий и дат, новинок и премьер?

Заходите в КАЛЕНДАРЬ МЕЛОМАНА за музыкой и настроением!

👉 Перейти в канал
🍌114🔥2💅2💔1
1989 год, Перестройка. В советском обществе пробуждается мощный интерес к отечественной истории — особенно дореволюционной и к культурной памяти. Словно откликнувшись на этот цайтгайст, Борис Тихомиров, Владимир Осинский и Павел Грушко создают «оперу-блеф» «Без царя в голове» по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города» — сатире на русскую жизнь, которая не теряет остроты.

Тихомиров и Осинский — пионеры электронной музыки в СССР. Тихомиров, не только композитор, но и музыковед-этномузыколог, в 1980-е годы работал редактором на «Мелодии». Именно благодаря его усилиям вышли ставшие культовыми пластинки «Ритмическая гимнастика» и серия «Спорт и музыка» с электронной музыкой самого Тихомирова и его коллег — Андрея Родионова и Владимира Осинского. Неудивительно, что и «Без царя в голове» — это опера для синтезаторов и… артиста-звукоподражателя. Большинство вокальных партий исполнил Алексей Птицын — предтеча Максима Галкина, получивший известность своими пародиями на «Машину Времени» и «Апельсин». ➡️➡️
🔥144❤‍🔥4
Выбранный авторами жанр «опера-блеф» отсылает к итальянской опере buffa — и это явно не случайно. В «Без царя в голове» угадывается и ироничное переосмысление русских комических опер XVIII века, вроде «Ямщиков на подставе». При этом отдельные «арии» — например, «Явление царя» или «Явление реки» — звучат в духе электропопа 1980-х, и с обычным текстом про любовь-морковь вполне могли бы стать хитами в исполнении «Форума» (Птицын, по моему, даже пародирует Салтыкова) или «Электроклуба». Кстати, финальную арию «Явление реки» исполняет взаправдашняя звезда 80-х — Ольга Зарубина. Иронично, что по смыслу «Явление реки» — антипод её гремевшего тогда хита «На теплоходе музыка играет», написанного Вячеславом Добрыниным.

Словом, «Без царя в голове» — вещь насквозь постмодернистская, остроумная и загадочная. Одна из самых «обскурных» записей в каталоге «Мелодии». Да это видно хотя бы по обложке.
Недавно «Мелодия» оцифровала альбом и выложила на своём сайте полный текст оперы, сочиненный поэтом и переводчиком Павлом Грушко — автором либретто «Звезды и смерти Хоакина Мурьеты» Алексея Рыбникова и "Мастера и Маргариты" Александра Градского. И этот текст заслуживает внимательного прочтения.
🔥157🕊2
Московской рок-лаборатории исполнилось 40 лет.
Десять лет назад, к её предыдущему юбилею, я вместе с хранителем звуковых архивов Александром Агеевым собрал плейлист подзабытых групп, пользовавшихся её инфраструктурой — выступавших на ее мероприятиях, записывавшихся и рецензировавшихся в журнале «Сдвиг», который печатался невиданным для рок-зина тиражом в 10 тысяч экземпляров.
Помимо коллективов первого ряда, чьи названия до сих пор на слуху, тогда существовало множество других — не менее ярких. Среди них были эстеты и хулиганы, провокаторы и фрики, техничные профи и вдохновенные поэты. На любой вкус и цвет. В моих фаворитах — «Матросская Тишина», «Тупые», «Амнистия», «Лунный Пьеро», «Глобально красные ночью на фронте», «НИИ Косметики» и Die Schwarze Katzen.
В связи с юбилеем я вспомнил об этой подборке, полез искать — и обнаружил, что она всё ещё существует в сети: оригинал можно послушать на MixCloud — по ссылке, а вот какой-то добрый человек продублировал плейлист в ВКонтакте.
А здесь 👉 — для тех, кто хочет знать больше: фото групп и комментарии от Александра Агеева.
🔥237
Бывают странные сближения, как говорил поэт (см. обложки ниже)
Forwarded from one pill a day
🔥36😱2🍾1
У Александра Морсина в канале промелькнул интересный квиз: угадай альбом советской рок-группы по описанию Эдуарда Лимонова.
Оказывается, в романе «Иностранец в смутное время» (1991) будущий классик описывает магазин «Мелодия» на Калининском — тот самый, главный в СССР:
«Пока он ждал Смирнова, он дотошно успел разглядеть магазин. Неизбежная зимняя грязная вода на полу. Кучки людей у прилавков. Музыкальные шумы. Потрясли его афиши. На одной из китчевого тумана выступали фигура полуобнажённой женщины, бородач с кривым ножом в руке, морды лошадей… Он подумал, что это афиша концерта русских народных песен. Но нет — она рекламировала новую пластинку известной советской рок-группы».

В комментах к посту угадывают группу и пластинку— но пока безуспешно. Может, вы догадаетесь?
А я тем временем вспомнил обложку альбома без лошадей и бородача, но с обнажённой женщиной — пожалуй, самую откровенную обложку, вышедшую под лейблом «Мелодия». Это латвийская группа ODIS и их пластинка «Sātana radītā» — «Сотворенная Сатаной». ➡️
🔥185😱3
Но пугаться не стоит. «Сотворенная Сатаной» — это вовсе не советский блэк-метал.
ODIS (сокращение от Ogres Dārzkopības Izmēģinājumu Stacija — "Огрская станция по испытанию садоводческих культур", Огре - это город в Латвии) играли салонный электро-джаз-фанк.
Конкретно эта пластинка — затейливая смесь электро-R&B и изи-листенинга с названиями треков вроде «Культуристский свинг». Вполне расслабляющее воскресное слушание.
Звучит как саундтрек к эротическому шоу в легендарном юрмальском варьете «Юрас Перле» — и, возможно, именно там сняли обложку.
Бесполезный, но забавный факт: вокалист группы Арнис Меднис представлял Латвию на "Евровидении-2001" с песней "Too Much". Занял 18-е место.
.
10💅4🔥1
Включил просветительский ролик Сергея Минаева про винил — с надеждой узнать что-то новое (и посмотреть на Андрея Бухарина с Вовой Терехом) 😎. И, надо признать, узнал.
В середине довольно монотонного рассказа про «Мелодию» автор «Духless» вдруг сообщил, что коллекционеры ГОНЯЮТСЯ за пластинками Галины Уствольской из-за «прорывного дизайна» 😳. В доказательство в следующем кадре показали один из тех типовых конвертов, в которые "Мелодия" упаковывала классическую музыку (впрочем, и среди типовых попадались интересные экземпляры). Ну хорошо хоть не показали "конверт с березками". Словом, Сергей Минаев снова выступил в жанре «слышал звон».
А про Галину Уствольскую и ее пластинку, за которой действительно стоило бы гоняться — и с точки зрения кавер-арта, но в первую очередь, конечно же, музыки — Ляля писала в нашей книге «Фирма». Жаль, что редакторы программы про эту книжку и не слыхали.
223🔥9😢7😱6
А вот и она — первая авторская пластинка с музыкой Галины Уствольской, выпущенная «Мелодией» в 1976 году. Обратите внимание, как здорово придумал неизвестный художник (пытались, кстати, для "Фирмы" выяснить его имя, но увы): вложенная в конверт пластинка превращается в некую линзу, через которую петербургский пейзаж выглядит как будто его всасывает в чёрную дыру. Этот визуальный эффект точно рифмуется с духом музыки Уствольской — чьё творчество это сама квинтэссенция петербургскости и в то же время лучше всего описывается метафорой «музыка из чёрной дыры» — определение, которое, кстати, ей самой нравилось.
🔥4716
Никогда такого не было: «Красная Книга» и телеграм-канал «редкая волна», посвящённый «забытым, но атмосферным группам» 80-х, 90-х и 2000-х, объединились для создания совместного плейлиста COMRADE WAVE.

Созвучие с Red Wave — овеянной мифами компиляцией советского рока, выпущенной на Западе, — не случайно. Только в «Камрад вейв», звучит отраженное эхо: треки западных музыкантов — американцев, австрийцев, британцев, бельгийцев, немцев и французов — вдохновлённых российской и советской культурой. Притяжение ведь всегда было взаимным: оно работало по обе стороны Железного занавеса.
В подборке — лишь несколько знаменитых имён эпохи ядерной зарядки и разрядки (Falco, Tears for Fears, The Sisters of Mercy), а остальное — редкости, найденные в пыльных коробках с винилом. Среди них — бельгийский нью-вейв с ломаным русским припевом, фрагмент знаменного распева, замаскированный под афро-бит, французская сатира на авторитаризм с небрежным упоминанием Троцкого и некоей Наташи, а также танцевально-параноидальный трек Конрада Шнитцлера и Питера Бауманна (Tangerine Dream, Kluster, Eruption) — о страхах Холодной войны и под названием «Die Russen Kommen» («Русские идут»).
А в роли звезды на Сахарном Кремле — постдабовая композиция проекта Timezone с альбома “Lost Nations”, записанного американским супербасистом и продюсером Биллом Ласвеллом — в том числе на студии Петра Мамонова. В треке звучит голос Сергея Старостина — и это не случайность, а настоящая пасхалка: канал «редкая волна» ведёт Митя Журавлёв, бывший барабанщик группы «Альянс» и сын её лидера Игоря Журавлёва, участвовавшего в записи того самого проекта вместе со Старостиным.
Если вам понравился плейлист, не забудьте подписаться на "редкую волну" — там немало интересного.

Слушать COMRADE WAVE в Spotify, ВК и Apple Music.
2017🔥11🕊4❤‍🔥1
КРАСНАЯ КНИГА pinned «Никогда такого не было: «Красная Книга» и телеграм-канал «редкая волна», посвящённый «забытым, но атмосферным группам» 80-х, 90-х и 2000-х, объединились для создания совместного плейлиста COMRADE WAVE. Созвучие с Red Wave — овеянной мифами компиляцией советского…»
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Марадоне — 65. Отмечала не только вся Аргентина, но и приверженцы культа, поклонники аргентинского футбола по всему миру (вот, кстати, любопытная статья о том, почему Месси — это вовсе не Марадона). Знаменитые аргентинские музыканты признавались ему в любви, посвящали песни, и «Красная книга» тоже не может остаться в стороне — и вспоминает вот этот хит 1987 года.
Забавно, конечно, что Анне Вески с Марадоной следовало бы танцевать не бразильскую самбу, а аргентинское танго — даже по размеру подошло бы. Но автор текста, многоопытный поэт Михаил Танич, кажется, промахнулся мимо ворот.
🍾1110🔥7
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Хэллоуин закончился, а хэллоуинское настроение осталось.
Вряд ли фильм «Она с метлой, он в чёрной шляпе» останется в вечности — хоть в той самой шляпе в фильме снимался Андрей Соколов, за год до того, как стал всесоюзным секс-символом после «Маленькой Веры». Но лично мне куда приятней камео юного Володеньки Преснякова, который, после Чернавского, танцевал брейк-данс везде, где только позволяла поверхность.

Ну и, конечно, саундтрек: Александр Сергеевич Зацепин (которому в момент работы над фильмом исполнилось 60) вдруг goes электро-буги — кстати, довольно бодренько.

А ещё — дивные Михаил Светин и Нина Русланова:
— Отец кто, я спрашиваю?
— Хмырь. Лесной.
— Приличная семья!
15🔥15❤‍🔥3
Говорят, что на днях исполнилось 30 лет альбому «Different Class» группы Pulp. Классика бритпопа — и, пожалуй, один из моих любимых альбомов 90-х (хотя «This is Hardcore» всё же круче).

Хороший повод переслушать делюкс-издание альбома — там припрятаны всякие редкости вроде дуэта Джарвиса Кокера и Ника Кейва, голосящих «Disco 2000» как в последний раз в караоке. А также повод вспомнить мой старый текст о Pulp — его даже можно назвать вирусным, когда-то его перепостила Ксения Собчак.
140🍾5🔥2
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
В продолжение сюжета о вторжении советской эстрады в американский хип-хоп — хочу порекомендовать пару отличных миксов на эту тему.
Дамир из Groovy Sweets Radio проделал серьёзную работу по диггингу и собрал миксы, в которых сопоставляются советские оригиналы — от Большого детского хора с «Крылатыми качелями» до ВИА «Поющие сердца» — и основанные на них хип-хоп-треки.

🎧 Послушать можно здесь: с оригиналами и чисто хип-хоповую версию.

Кстати, если вы ещё не подписаны на Groovy Sweets Radio, очень советую. Дамир подошёл к делу основательно и собрал коллекцию из десятков миксов на самые разные темы  — не только связанные с soviet groove. Там и фанк со всех уголков мира, и даже the best группы «Палево» (если такую помните), ностальгическо-психоделических фаворитов журнала "Афиша" в середине 2000-х.
🔥197🕊3
Все немного поднапряглись — и книга Юрия Чернавского «Здравствуй, мальчик Бананан!» (о которой так много писали большевики) выйдет уже в этом году и будет продаваться на ближайшей, декабрьской ярмарке Non/Fiction.

Я, разумеется, пристрастен, но, по-моему, это блестящая книга — от первой обложки, созданной художником и певцом Дмитрием Пантюшиным, до блербов на последней обложке, где отметились преданные поклонники композитора и продюсера — Иван Ургант и Игорь Григорьев. Огромное спасибо издательству «Белое Яблоко» и моему коллеге Борису Барабанову — за то, что мы всё это смогли осуществить.

Если вы не собираетесь ждать декабрьский Non/Fiction (или не сможете там быть), закажите книгу заранее — например, в отличных книжных магазинах «Все свободны» (СПб), «Пиотровский» (Мск / Екб) и «Никто не спит» (Тюмень). Там уже открыт предзаказ.

А по ссылке — самая неинтересная часть книги: написанная мной небольшая вводная о величии ЮЧе.
31🔥18🕊3
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Юрий Николаев (1948–2025)
Бессменный ведущий «Утренней почты» — с 1975 по 1997 год. Создатель и продюсер телешоу «Утренняя звезда», открывшего множество юных талантов — от Антона Севидова до Пелагеи.
Мне довелось видеть, как он работал на съёмках программы «Достояние республики» — блистательный профессионал.
Вечная память.
158🕊27🔥11