Анатолий Дирун – Telegram
Анатолий Дирун
934 subscribers
327 photos
128 videos
8 files
672 links
Политический аналитик и стратегический консультант.

Политические риски, институциональная динамика и сценарии: Молдова, Приднестровье, Украина, Румыния.
Публичный слой аналитики для тех, кто принимает решения.
Download Telegram
После двухлетнего перерыва вернулся к преподавательской деятельности. Этим собственно и вызван небольшой перерыв публикаций на канале.

Так сложилось, что после окончания Приднестровского университета (исторический факультет) в 1999 году, я читал лекции и работал со студентами, магистрантами и аспирантами. Преподавание и научная работа для меня являются тем фундаментом, на котором собственно и выстраивается экспертная и консалтинговая деятельность.
Так как именно, научный подход позволяет не только квалифицированно дать оценку текущей ситуации, но и прогнозировать ее развитие. Независимо от идеологических платформ.
👍8
Национализм и коррупция

The Economist провел интересное исследование, в рамках которого установил интересную закономерность: чем более националистичнее риторика правительства, тем выше там уровень коррупции.

The Economist отметил, что в мире набирает оборот новый феномен, которому дали название “параноидальный” или “шизофренический” национализм. В чём суть? Политики начинают возвращаться к националистической риторике в чисто деструктивных целях. Они пытаются набрать очки поддержки перед выборами.

Так вот, эта риторика, по мнению исследователей The Economist, ведёт к одному печальному результату: использование параноидального национализма подрывает систему сдержек и противовесов, и ведёт к деградации политической системы. Соответственно, там растёт коррупция. Почему так происходит?

Националистическая риторика помогает отвлечь внимание от реальных проблем и своих ошибок (кейс Туниса) и проводить репрессии против критиков режима (кейс Никарагуа). Параноидальный национализм стал постоянным спутником авторитарных режимов по причине его сильной эмоциональной притягательности и простоте.


https://www.economist.com/briefing/2023/08/31/how-cynical-leaders-are-whipping-up-nationalism-to-win-and-abuse-power
Решение экс президента РМ Игоря Додона возглавить список советников на муниципальных выборах г. Кишинева фактически сформировало геополитический рисунок избирательной кампании в столице Молдовы.

"Запад против Востока", это лучшая платформа для кандидата PAS Лилиана Карпа. Он теперь просто обязан призвать к оружию своих коллег проевропейцев, объединиться, конечно, вокруг него с целью недопустить "красного реванша".
Нужно отдать должное режиссёрам - драматургию молдавских выборов они изучили очень хорошо.

Этот шекспировский сюжет несколько затеняет действующий примар Ион Чебан с его ремонтами дорог и тротуаров. По правилам политической драматургии, мэра могут просто не допустить к выборам или найти подходящую роль. Решения пока нет, но скоро станет понятно.
👍3
Австрия, с ее принципиальной позицией, может стать одним из немногих европейских государств, которые могут критически оценить готовность Республики Молдова к началу переговоров с ЕС. Если к этому списку добавить Нидерланды, то президенту Молдовы придется приложить максимум усилий для начала официальных переговоров о вступлении Молдовы в ЕС.
Личный ресурс Майи Санду - это пока главный двигатель европейской интеграции страны.

https://news.1rj.ru/str/romania_ru/36417
Поражение кандидата PAS Лилиана Карпа также может стать фактором, негативно влияющим на начало переговоров о вступлении РМ в Евросоюз.
Так как партия власти, которая проиграет г. Кишинев, вряд ли будет вызывать доверие у европейских партнёров.

Пока же, действующий примар Ион Чебан ведёт самую технологичную избирательную кампанию.
Правая партия «Альтернатива для Германии» уверенно становится второй партией в стране, согласно опросам общественного мнения.
Уинстон Черчилль
Книга: Мировой кризис

ГЛАВА XII
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ
Страницы: 172-173

XXX

...Нам говорят, что задумываться о будущем и делать предсказания – бесполезно. Тем не менее о некоторых определенных и близких последствиях гибели Деникина нельзя не подумать заранее. До сих пор было очень просто высмеивать усилия Деникина и впадать в пессимизм и равнодушие. До сих пор союзники сражались с большевиками, главным образом, русским оружием. Но что произойдет, когда русских армий больше не будет? Беспроволочный телеграф сообщает нам о словах Зиновьева, дающих ясное понятие о том влиянии, которое имел на умы большевистских лидеров опьяняющий вихрь военного успеха, выпавшего на их долю. “Мир, – сказал он, – которого должна добиваться Россия, не будет миром социалистическим, но миром буржуазным”. Требования, предъявляемые большевиками к Эстонии, угроза Финляндии, в которой она уже отдает себе отчет, положение в центральной Азии, а также на границах Индии – вот те первые последствия, иллюстрирующие мои слова.

Итак, вместо того чтобы при помощи правильно согласованных мероприятий, без каких-либо дополнительных жертв людьми и деньгами позаботиться о создании антибольшевистской, цивилизованной, дружественной Антанте России, что было вполне в наших силах, – мы скоро будем иметь дело с милитаристической большевистской Россией, живущей только военными планами, глубоко враждебной Антанте, готовой работать вместе с Германией и уже во многих случаях сорганизованной немцами. Мысль о том, что Польша может служить достаточной преградой для такой опасности, совершенно призрачна. Равным образом не обоснована и та мысль, что Польша, защищаясь на Востоке, когда будут уничтожены все прочие антибольшевистские силы, может служить одновременно оплотом против Германии на Западе. Где искать мудрость в политике, которая пытается усилить Польшу деньгами и вооружением союзников и в то же время спокойно относящейся к поражению Деникина и к вытекающей отсюда возможности переброски большевистских армий, которые благодаря этому могут утроить и учетверить силы тех, с кем Польше предстоит воевать? Где справедливость или логика в том, чтобы не только признавать каждое государство, оторвавшееся от Российской империи, но и гарантировать ему независимость и безопасность, и в то же время – отказываться признавать и подавать помощь тем крупным территориям и народонаселению южной России, которые создали деникинскую армию и этим самым проявили себя вне всякого сомнения антибольшевистскими.

Было бы ошибочно думать, что в течение всего этого года мы сражались на фронтах за дело враждебных большевикам русских. Напротив того, русские белогвардейцы сражались за наше дело. Эта истина станет неприятно чувствительной с того момента, как белые армии будут уничтожены, и большевики установят свое господство на всем протяжении необъятной Российской империи.

Как только выяснилась неудача Деникина, та крайне нерегулярная поддержка, которую оказывали ему великие державы, была совершенно прекращена. 3 февраля 1920 г. мне пришлось известить генерала Холмана о необходимости откровенно сообщить Деникину о создавшемся положении: «Я не имею права более давать ему надежду, что британское правительство окажет ему какую-либо дальнейшую помощь сверх той, которая уже была обещана. Равным образом британское правительство не воспользуется своим влиянием для образования коалиции поляков, прибалтийских государств, Финляндии и т.д. и Деникина – против Советской России. Объясняется это тем, что у британского правительства нет такого количества людей и денег, которое было бы достаточно для того, чтобы довести подобное предприятие до успешного окончания и что оно не хочет побуждать к тому других, не имея достаточных средств, чтобы поддержать их».
Сегодня исполняется 76 лет (18 сентября 1947 года) с момента основания ЦРУ.

В этой связи можем порекомендовать статью Melanie Brand "Игры разума: предубеждения разведки и советское вторжение в Чехословакию".

В 1968 году американские развед.аналитики неверно оценили вероятный советский ответ на «Пражскую весну», полагая, что СССР не пойдет на прямое вторжение в Чехословакию. Аналитики склонялись к этому мнению, даже в условиях множественных доказательств обратного.

В первые дни «Пражской весны» разведывательное сообщество США столкнулось с проблемой оценки ситуации из-за недостатка информации и определенных предубеждений аналитиков. Во время разведывательных кризисов важнейшими являются два процесса. Во-первых, это «правило доступности», согласно которому аналитики неосознанно отдают приоритет информации, соответствующей их существующим убеждениям. Это привело к неправильной оценке советских намерений из-за предвзятых представлений о поведении СССР. Во-вторых, значительную роль сыграла «предвзятая рациональность» - ситуация, когда аналитики проецировали на Советский Союз свои собственные стандарты рациональности. Это привело к «отбрасыванию» предполагаемых вариантов действий СССР, которые считались аналитиками «иррациональными», хотя и не были такими с советской точки зрения. Так, аналитики считали, что СССР будет избегать применения военной силы, чтобы не усугублять отношения со «странами запада».

Формирование «предвзятого мышления» при анализе приводит к «когнитивной замкнутости». Аналитики цепляются за первоначальную систему предположений и изо всех сил пытаются ее сохранить, даже перед лицом противоречивых данных. Нередко, при этом, эти «противоречивые факты», напротив, подтверждают «предубеждения» аналитика. Так, несмотря на «кричащие факты» в отчетах разведки, аналитики часто преуменьшали вероятность советского военного вмешательства, исходя из «когнитивной замкнутости». Например, во время первого пика кризиса сообщения о крупных передвижениях советских войск в рамках учений обеспокоили разведслужбы США, однако аналитики приняли эти меры лишь за «бряцанье оружием» с целью политически повлиять на чехословацкие реформы. Информация о том, что «учения» были чрезмерно масштабными, проходили в нетипичное время, а живая сила для них набиралась в «авральном режиме» не была воспринята, как важная. Эта предвзятость привела к неспособности признать растущую угрозу вторжения, даже несмотря на наличие признаков на него указывающих.

Летом кризис усугубился, и объем поступающей информации значительно увеличился. Однако большая часть этой информации противоречила преобладающему «предвзятому мышлению». Аналитики цеплялись за свои первоначальные предположения, даже когда сталкивались с противоречивыми данными, и часто неправильно интерпретировали или искажали противоречивую информацию, чтобы она вписывалась в существующие рамки их представлений. Даже несмотря на то, что советские войска оставались в Чехословакии после завершения предполагаемых учений, аналитики не решались признать угрозу вторжения.

Наиболее очевидным примером предвзятости и замкнутости на этом этапе стала позитивная оценка американскими аналитиками итогов Братиславского саммита, несмотря на крайне противоречивую декларацию по его итогам. Так, в Декларации провозглашались, с одной стороны, права каждой нации следовать своим собственным социалистическим путем, а с другой - право остальных социалистических стран вмешаться во внутренние дела этих наций, в случае «опасности контрреволюции». Аналитики, однако, полагали, что кризис миновал, а сам саммит воспринимали, как «примирительный». Меньше, чем через 3 недели после подписания Декларации, войска Варшавского блока вторглись в Чехословакию.

Кейс «Пражской весны» наглядно демонстрирует значительное влияние когнитивных предубеждений на анализ разведывательных данных и проблему преодоления «когнитивной замкнутости» в условиях сложных и развивающихся кризисов.
p.s. С прогнозированием российского вторжения на Украину ЦРУ не ошиблось. Но, стоит признать, что и Москва не сильно скрывала свои намерения. "Ультиматум Рябкова" тому подтверждение.

https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/02684527.2019.1580000?journalCode=fint20#:~:text=Utilising%20a%20range%20of%20primary,in%20the%20face%20of%20increasing
👍3
Как правило, итоги визита президента Молдовы Майи Санду в США, а точнее участие в заседании Генеральной ассамблеи ООН в Нью Йорке, имеют больше последствий для молдавской политической жизни, чем внешний эффект.
Избирательная кампания в местные органы власти получит "второе" дыхание после возвращения президента.
Заявление Нику Попеску о возможности вступления Молдовы в ЕС без Приднестровья, на наш взгляд, отражает логику подготовительного переговорного процесса о начале переговоров по вступлению в Европейский Союз.
Для Н. Попеску важно получить понимание и поддержку у большинства стран-членов ЕС тезиса начала переговоров в условиях, когда Кишинев не контролирует Приднестровье.

Критика экспертов в тоже время показывает, что политика реинтеграции и евроинтеграции при всем желании не могут идти синхронно. Это обстоятельство ещё не раз будет провоцировать в молдавском обществе общественные дискуссии, что делать с Приднестровьем?

https://news.1rj.ru/str/newsmakerlive/48360
Администрация президента Майи Санду, приложила максимум усилий в работе с депутатами Народного собрания с целью не назначать новый состав исполкома Башкана Елены Гуцул. Это почти удалось.
Проблема, на наш взгляд, что в самом руководстве PAS не было единого мнения как решать этот вопрос.
План по продвижению Д. Кройтора на пост Башкана провалился, а запасного варианта не оказалось.

Борьба ястребов и дипломатов в Администрации Санду заняла слишком много времени, которое позволило команде И.Шора договориться с основными акторами автономии.
Ответа на ключевой вопрос - что делать? Как выстраивать отношения дальше? - пока нет ни у Комрата, ни у Кишинева.
Стороны сосредотачиваются.

https://news.1rj.ru/str/gagauzportal/6059
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Информационный посыл президента фактически идентичен идеологии предвыборной кампании Джо Байдена в 2020 году о "вмешательстве русских в избирательную кампанию". Конечно, в Молдове несколько другие акценты, но остаётся один вопрос. Как минимум на сегодняшний день никто из официальных представителей ЕС не заявлял о невозможности поддержки гражданских инициатив в тех населенных пунктах Молдовы, где победу одержат не представители партии PAS.
Вместе с тем, отметим, что с точки зрения идеологии и формирования "образа врага" президент Майя Санду действует безукоризненно.
👍5
Политические репрессии как механизм взаимоотношения власти и оппозиции

В 2014 году вышла статья от американских исследователей: Erica Frantz, Andrea Kendall-Taylor, в которой они разбирались, какое влияние оказывает кооптация оппозиционных элит на государственные репрессии.

Перед диктатором или любым другим единоличным правителем всегда стоит один вопрос: как удержать и не потерять власть? Чтобы максимально обезопасить себя и подавить любые ростки сопротивления, диктаторы/автократы часто прибегают к репрессиям – и правильно делают, утверждают ученые. Ссылаясь на другого автора (Escriba-Folch, 2013), они утверждают, что чем репрессивнее режим, тем больше у него шансов сохранить власть. Но репрессии бывают разные.

Политологи выделяют два вида репрессий:

- Направленные против гражданских свобод (empowerment rights repression),

- Точечные физические репрессии (physical integrity rights repression).

В рамках первого типа власть обычно ограничивает свободу собраний и прессы, подавляет массовые выступления и т.д. То есть эти репрессии носят массовый характер и направлены против населения в целом.

Второй тип заключается в точечном устранении источников недовольства, и они не носят массового характера.

Почему одни диктаторы прибегают в основном к массовым репрессиям, а вторые к точечным? Авторы утверждают, что все дело в институтах и кооптации, которая становится возможной в результате формирования устойчивых институциональных механизмов.

В рамках своего исследования ученые хотели выяснить существует ли какая-то взаимосвязь между характером репрессий и степени институционализированности режима. В качестве институтов они определили наличие политических партий и законодательных органов власти (легислатуры). Эти учреждения и устойчивые формы политического участия позволяют различным группам, в том числе оппозиционным, активно участвовать в политической жизни и использовать канал коммуникаций между режимом и элитами.

Им удалось установить четкую взаимосвязь (хоть они и не берутся говорить, что она непременно причинно-следственная): чем выше институционализированность режима, тем выше точечный характер репрессий. Этот вывод также верен и в обратную сторону: чем ниже институционализированность, тем выше массовый характер репрессий против гражданских свобод.

Как авторы объясняют подобный вывод? По их мнению, наличие устойчивых политических институтов позволяет властям четко идентифицировать потенциальные источники недовольства и угроз правящему режиму. Грубо говоря, дав возможность оппозиционным политикам участвовать в политической жизни официально (что называется кооптацией), диктатору они становятся видны как на ладони, поэтому при наличии институтов проще пользоваться точечными репрессиями. Когда в государстве отсутствуют институты, то властям тяжелее понять, откуда исходит угроза и недовольство, поэтому они выбирают массовый характер репрессий, чтобы нанести как можно большой урон населению.

Frantz, E., & Kendall-Taylor, A. (2014). A dictator’s toolkit: Understanding how co-optation affects repression in autocracies. Journal of Peace Research, 51(3), 332–346. https://doi.org/10.1177/0022343313519808
👍2
Игорь Мунтяну опытный аппаратчик. Минимально задевая критикой партию власти, он пытается закрепить за собой статус "главной про европейской вне парламентской партии", который будет инвестирован при формировании будущей коалиции с PAS. И соответственно претендовать на ряд министерских позиций.

https://news.1rj.ru/str/rusputnikmd/57524
🤔1
🇲🇩🇷🇴 «У Майи Санду не осталось равносильных оппонентов в Молдове. Наибольшая для нее опасность теперь - синдром Горбачева. Горбачев заручился поддержкой Запада, но потерял доверие сограждан. Учитывая созданные Санду прецеденты, если она и её партия проиграют выборы, они просто сбегут из страны» - Дан Дунгачиу, румынский политолог.
#Молдова #Румыния #Санду
🤔3👍1
Сложный выбор

Основная проблема для PAS на выборах примара г . Кишинев - это ответ на вопрос. Отдавать Кишинев действующему примару Иону Чебану или включать административные рычаги для снятия с выборов И.Чебана.

В каждом из двух сценариев есть свои плюсы и минусы. Такая неопределенность связана, на наш взгляд, с различным пониманием стратегии предстоящих президентских выборов у различных команд внутри партии власти.

Пример Гагаузии, который показал способность объединяться различных кандидатов перед "внешней угрозой", выступает сдерживающим фактором для снятия И. Чебана с выборов.
В тоже время, отдать Кишинев будет означать потенциальные сложности для Майи Санду.
Если только кто-то из "внешних партнёров" уже не поставил на другого кандидата.

https://news.1rj.ru/str/mv6566/20738
Forwarded from Гений Карпат
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Выступление экс-вице-премьера по реинтеграции Молдовы Василия Шова на международной конференции "Основы устойчивого развития и безопасного будущего" в Кишинёве.

Про нейтралитет, про опасное и чреватое вычленение из евроинтеграции процесса воссоединения с Приднестровьем и про необходимость политикам взяться за ум, а не за идеологию.

Всегда полезно послушать умного человека.
👍3