UX Notes – Telegram
UX Notes
24.5K subscribers
65 photos
5 videos
1 file
1.22K links
В соцсетях: vk.com/ux_notes и fb.com/uxnotes
Чат читателей: @uxnoteschat
О карьере в UX-дизайне и вакансии: @uxwork

Рекламодателям: uxnotes.ru/ads · В перечне РКН: gosuslugi.ru/snet/67a9a56970de7b4d761a81ae

Est. 2016 · Автор: @zGrav
Download Telegram
Антон Гук прочитал «Искусство цвета» Иоханнеса Иттена, кучу статей о теории цвета и подготовил обезжиренную версию полученных знаний:
— Физические свойства цвета (дополнительные и вычитаемые цвета);
— Восприятие его человеком;
— Значения разных цветов;
— Как составлять гармоничные схемы.

https://designpub.ru/3bea0eb5bacb
Мозг людей и работает, и ошибается примерно одинаково. Сергей Хабаров написал об эффекте Даннинга—Крюгера и синдроме самозванца, эффекте Зейгарник, ложного консенсуса, подтверждения, группомыслия, влиянии эмоций на восприятие сообщения и ментальных ловушках.

И как это использовать на практике.

Например, полезно знать проектировщикам: эффект ложного консенсуса — склонность проецировать свой способ мышления на других людей. Люди склонны полагать, что все остальные думают точно так же, как они сами, что их собственные мнения, верования и пристрастия значительно более распространены в обществе, чем это есть на самом деле.

https://medium.com/khabaroff/45bafb59efd2
Иван Грибов пересказал заметку Нассима Талеба «Побеждает наименее толерантный. Диктатура меньшинства»:

Общество — сложная система. В сложных системах целое от­ли­ча­ет­ся от суммы его ча­стей. По­то­му что глав­ное в нем — вза­и­мо­дей­ствие между ча­стя­ми. Оно может под­чи­нять­ся очень про­стым пра­ви­лам. Одно из них — правило меньшинства.

Пра­ви­ло мень­шинства: чтобы со­об­ще­ство функ­ци­о­ни­ро­ва­ло долж­ным об­ра­зом, нужно неболь­шое ко­ли­че­ство нето­ле­рант­ных людей, ко­то­рые лично за­ин­те­ре­со­ва­ны в ис­хо­де игры. Когда их доля в обществе достигает 3-4%, осталь­ным при­ходится под­чи­нить­ся их пред­по­чте­ни­ям.

Вот несколько примеров. Мусульман среди британцев — 3%. Но 70% ба­ра­ни­ны, им­пор­ти­руемой из Новой Зе­лан­дии, — ха­ляль. Кашрут соблюдают 0,3% американцев. Но почти все на­пит­ки в США ко­шер­ны. Почему? Ответ: это удобнее для меньшинства и нейтрально для большинства. Ориентируясь на меньшинство, производители покрывают большую аудиторию.

Большинство подчиняется правилам меньшинств, когда соблюдены 2 условия:
— География. Если «бескомпромиссная» группа распределена среди населения — у нее гораздо больше шансов на успех. Если она изолирована в собственном районе — шансов меньше.
— Структура затрат. Если, к примеру, производство кошерной газировки обходится в 10 раз дороже, правило меньшинства неприменимо.

Когда «бескомпромиссное меньшинство» продавливает свою идею или позицию, она становится новой нормой. Талеб называет это физическим термином «ренормализация». Рядовому на­блю­да­те­лю при этом ка­жется, что в об­ще­стве гос­под­ству­ет выбор и пред­по­чте­ния боль­шин­ства.

Правило меньшинства асимметрично:
— Те, кто умеют управлять авто с ручной коробкой передач, спо­кой­но могут пе­ре­сесть и на «ав­то­мат». Но не на­о­бо­рот.
— Все, кто едят ГМО, будут есть и не-ГМО, но ни в коем слу­чае не на­о­бо­рот.
— Ин­ва­лид не может поль­зо­вать­ся обыч­ным туа­ле­том. Об этом мало кто знает, но здоровый че­ло­век может вос­поль­зо­вать­ся убор­ной для ин­ва­ли­дов.
— Чест­ный че­ло­век ни­ко­гда не ста­нет со­вер­шать пре­ступ­ле­ния, но пре­ступ­ник за­про­сто может за­ни­мать­ся за­кон­ны­ми де­ла­ми.

Асимметричность помогает правилу меньшинства стать диктатурой.

Правило меньшинства работает и в сторону запретов: вето, на­ло­жен­ное одним из участ­ни­ков груп­пы, может по­вли­ять на ре­ше­ния всей груп­пы. Цитата: «Как толь­ко число при­сут­ству­ю­щих жен­щин ста­но­вит­ся рав­ным 10% или боль­ше, нель­зя по­да­вать толь­ко пиво. Но боль­шин­ство муж­чин со­глас­ны пить вино. По­это­му, по­да­вая толь­ко вино, можно обой­тись одним ком­плек­том ста­ка­нов».

Диктатура меньшинства проникает повсюду. Она работает на рынке, где изменение цены — это отражение действий самых мотивированных покупателей и продавцов. Она работает на войне: как якобы говорил Алек­сандр Ма­ке­дон­ский, «лучше иметь армию овец во главе со львом, чем армию львов, воз­глав­ля­е­мую овцой».

Мораль тоже навязывается большинству меньшинством. Когда нрав­ствен­ное пра­ви­ло сфор­ми­ро­ва­лось, до­ста­точ­но неболь­шо­го числа его непри­ми­ри­мых сто­рон­ни­ков, чтобы дик­то­вать об­ще­ству новую норму.

Например, как запрещают книги? Дело не в том, что они оскорб­ля­ют «сред­не­го че­ло­ве­ка» — боль­шин­ству до них нет никакого дела. Поэтому для запрета до­ста­точ­но несколь­ких мо­ти­ви­ро­ван­ных ак­ти­ви­стов.

Вывод: для раз­ви­тия об­ще­ства нужны не кон­сен­су­с, боль­шин­ство, ко­ми­те­ты, на­уч­ные кон­фе­рен­ци­и и го­ло­со­ва­ни­я. До­ста­точ­но несколь­ких упорных людей и асим­мет­рии. А она всегда найдется.

Из канала «Пересказал»: telegram.me/pereskazal
Женя Арутюнов рассказал о дизайне информационных систем.

Прикол в том, что некоторые вещи вроде как изначально соответствуют образу информационной системы, а некоторые — нет. Каждый согласится, что библиотечная картотека, всероссийский реестр юридических лиц и эпловские гайдлайны о человеческих интерфейсах — это информационные системы. И не каждый вспомнит об информационной системности, рисуя корпоративный сайт, верстая журнал об искусстве или оформляя витрину магазина. А я говорю: друзья, для нас любой дизайнерский продукт — всегда информационная система.

http://bvz.name/blog/all/informacionnaya-sistema/
В 2011 году Дэн Ариэли, Майкл Нортон и Дэниел Мокон измерили, как влияют приложенные усилия на нашу оценку.

Студентов американских университетов попросили сделать из бумаги журавлика или лягушку в стиле оригами. После этого им предложили оценить свое изделие. В это время участников второй группы, находившихся в другой комнате, спросили: за сколько они готовы были купить оригами, сделанные их товарищами. Участники третьей группы должны были оценить игрушки, изготовленные профессионалами.

Результаты показали: те, кто сам сделал оригами, оценили их в пять раз выше участников второй группы и почти на уровне игрушек, выполненных настоящими мастерами. Иными словами, инвестировавшие в изготовление оригами свой труд считали их более ценными просто потому, что работали над ними. Ариэли называет это эффектом IKEA.

Из книги Нира Эяля «Пользователь на крючке».
По статистике от ураганов с женским именем гибнет больше людей, чем от ураганов мужским именем. Оказывается, люди воспринимают ураган с женским именем как менее опасный.

Соотношение длины второго и четвертого пальца может предсказать вашу склонность к риску. Это связано с тестостероном. Пока плод развивается в утробе матери, он находится под воздействием тестостерона мамы. Большой уровень тестостерона матери влияет на развитие мозга и по удивительному совпадению приводит к изменению длины пальцев.

У биржевиков с товарной биржи Лондона, которые больше рисковали, оказалась выше асимметрия пальцев. Нам порой кажется, что мы поступаем осознанно и свободно, а на самом деле мы находимся под влиянием сильных биологических факторов.

Нейроэкономист Василий Ключарев объясняет, как мозг ограничивает нашу свободу.

https://daily.afisha.ru/brain/3085-kak-mozg-ogranichivaet-nashu-svobodu-obyasnyaet-neyroekonomist-vasiliy-klyucharev/
Всеволод Устинов выписал интересные моменты из «Пластичности мозга» Нормана Дойджа.

Это книга о работе и изменении мозга, об обучении, формировании привычек и старческом слабоумии. Вызвала смешанные чувства. Плюсы: много новых идей, 2007 год, автор не журналист, а учёный, много ссылок на исследования. Минусы: повествование скачет с темы не тему, местами есть сомнительные утверждения.

http://vsevolodustinov.ru/blog/all/interesnye-momenty-iz-plastichnosti-mozga-normana-doydzha/
Завтра в Санкт-Петербурге начнётся 3-дневное празднование всемирного дня юзабилити. В первый и третий день пройдут платные воркшопы. Во второй день (выпадает на субботу) можно бесплатно послушать доклады.

Организует всё ИТМО совместно с Таллинским университетом и Технологическим университетом Кипра. Вана Таллинн и сиртаки не обещают, но доклады на английском запланированы.

Больше информации и регистрация: wud.ifmo.ru
Лекция Игоря Штанга:
— Что такое графическое напряжение.
— Как графическое напряжение связано с физикой.
— Как напряжение распределяется на формате.
— Что такое кернинг и как создается напряжение в надписи.
— Чем напряжение отличается от динамики.
— Примеры графического напряжения в классической и современной верстке.

https://www.youtube.com/watch?v=wRQkW90fLEg
«Клиент говорит: "А вдруг у нас изменится концепция?" Кажется, что-то похожее говорили поляки Сусанину… Такой клиент, как правило, считает, что ТЗ как-то ограничит его полет мысли, фантазию и творческий креатив. Обычно, все это кончается в глубоком болоте, в котором никто уже не знает, куда мы едем и о чем мы договаривались».

Хорошо написанная и явно выстраданная статья о причинах, по которым некоторые клиенты пытаются начать проект без проектной документации, и о том, что может предпринять подрядчик.

https://habrahabr.ru/post/315046/
Опубликованы 10 лекций (9 основных и одна дополнительная) Школы мобильного дизайна Яндекса:
1—2. Идея, исследование, концепт;
3. Особенности проектирования мобильных интерфейсов;
4. Продукт и платформа;
5. Природа операционных систем;
6. Прототипирование как процесс;
7. Инструмент под задачу;
8. Анимации;
Дополнительная лекция. Design Everything;
9. Развитие продукта.

https://vk.com/videos-50773057?section=album_12
Егор Камелев написал про два формата взаимодействия проектировщика с клиентом.

Петя создаёт высокодетализированный прототип, аргументировано защищает каждое решение, объясняет, почему клиентские правки негативно скажутся на его бизнесе.

Вася быстро делает сносный прототип в таком виде, в котором его хотел получить заказчик. Быстро вносит клиентские правки и переключается на следующий проект.

http://projectorat.ru/vasya_and_petya/
Гонсалу Вейга из OutSystems составил чеклист для организаций, в которых нет отдельного UX-проектировщика.

Несколько простых рекомендаций и вопросов, над которыми стоит подумать перед, в процессе и после окончания разработки. Первый шаг в сторону улучшения взаимодействия пользователя с продуктом.

Наиль Юсупов перевел статью и разбавил своими комментариями. (Странное название статье дали, видимо, редакторы RB.)

http://rb.ru/opinion/pochemu-ux-specialisty-novye-rok-zvezdy/
Никита Гусев для конкурса придумал, как помочь Бэтмену бороться с преступностью в Готэме. Он подумал о пользователях, сценариях, стилистике, технической реализуемости и сделал отличную 17-минутную презентацию комплекта продуктов и концепции бэтотряда.

К вопросу о том, каким может быть UX-портфолио.

https://www.youtube.com/watch?v=ENL5bXaq9Zw
Оптимистичный UI сообщает о выполнении операции сразу после нажатия на кнопку, а не после фактической обработки запроса сервером, если в 97-99% случаев она выполняется успешно.

Так работают лайки в Фейсбуке и Твиттере. Сервера Фейсбука обрабатывают лайк больше секунды (это очень долго), но увеличение счётчика и изменение цвета кнопки (визуальный отклик) пользователь получает моментально.

Когда использовать подход, как он обоснован психологически и что делать, если операция всё-таки не была выполнена — читайте в статье Дениса Мишунова.

https://habrahabr.ru/company/jugru/blog/315806/
Андрей Себрант из Яндекса рассказал, как искусственный интеллект и машинное обучение меняет нашу жизнь.

Информационные технологии становятся операционными. Они не снабжают оператора информацией, а самостоятельно действуют. Например, сортируют огурцы, защищают лужайки от котов. Это 4-й этап промышленной революции.

Вместо сегментации будет персонализация. В 2017-м году странно видеть статичные сайты, не подстраивающиеся под конкретного пользователя. Например, вовлечённость выше у авторизованных пользователей Яндекс-музыки.

Для этого не нужно познавать культурные особенности (так работает Яндекс-дзен) или вникать в суть (например, чтобы улучшить прогноз погоды).

Появятся новые сервисы и изменится интерфейс существующих за счёт распознавания голоса, изображений (см. автоматический перевод в Скайпе).

https://www.youtube.com/watch?v=K1xOb5ZfOXk
«Авторы сообщений об ошибках, претендующие на оскорбляющее остроумие, качнули маятник слишком далеко в обратную сторону. Рекомендация использовать естественный язык вместо невнятного "Ошибка: переполнение стека", реализовалась в глуповатое "Упс! Вот блин!".

Надо поубавить тон с зашкаливающе дружелюбного пониже — текущий уровень выглядит жутко. Существует ведь некоторая золотая середина, когда разработчики могут извиниться, а программное обеспечение может предоставить пользователю вежливую подсказку о том, что делать дальше».

Голден Кришна написал, почему миленькие сообщения не работают в сервисах многомиллиардных корпораций, почему они так любят слово «Oops», показал кучу примеров и сослался на статьи о том, как надо сообщать об ошибках.

https://habrahabr.ru/post/315534/
В компании aic перевели материал Роэлофа Питерса и Самима Винигера об ассистированном и генеративном творчестве, которые ведут к демократизации и эскалации творчества вообще.

Получился хорошо иллюстрированный PDF на 103 страницы (если не считать страницы с благодарностями и списком литературы).

«Абстракции — рисование или письмо — пытаются представить сложные идеи при помощи ограниченных средств. Они заставляют человека держать все частички паззла в голове. 20-й век — время оптимизации: симуляции упрощают представление абстракций и позволяют применять их в различных дисциплинах».

«Архитектор Майкл Хансмейер характеризует генеративный дизайн: "Мы думаем не о проектировании одного конкретного объекта, а о процессе генерации множества объектов". Он предлагает переход от объекта к процессу, от уверенности к вероятности. Вместо создания одного артефакта при помощи вычислительных моделей мы можем проектировать процессы создания множества артефактов».

«Появились широко применяемые системы: автоперевод с одного языка на другой, преобразование речи в текст. Мультимодальное машинное обучение делает возможными более сложные сценарии: создание изображений по тексту, текста по видео, музыки по движению, 3D-форм по информации о покупках и так далее. Мы называем это искусственная синестезия — системы, которые создают объекты в нескольких сенсорных областях».

http://blog.aic.ru/ii/