UX Notes – Telegram
UX Notes
24.5K subscribers
65 photos
5 videos
1 file
1.22K links
В соцсетях: vk.com/ux_notes и fb.com/uxnotes
Чат читателей: @uxnoteschat
О карьере в UX-дизайне и вакансии: @uxwork

Рекламодателям: uxnotes.ru/ads · В перечне РКН: gosuslugi.ru/snet/67a9a56970de7b4d761a81ae

Est. 2016 · Автор: @zGrav
Download Telegram
Channel created
Channel photo updated
Опубликованы доклады с Dribbble Meetup 2016 в Москве.

Юрий Ветров собрал все видео, краткие описания и файлы презентаций: http://www.jvetrau.com/dribbbleru-2016/
Николай Бабич написал об улучшении UX электронных писем.

UX honeycomb Питера Морвиля: проанализируйте, насколько они удобны для просмотра, понятны и полезны получателям, не попадают ли в спам. Готовы ли люди их получать, доверяют ли полученному и насколько его ценят:

https://primeliber.com/nick-babich/ux-dizajn-elektronnyh-pisem
Тони Гинес поделился мыслями о том, что учесть при создании продукта, удобного пожилым пользователям (кроме очевидных вопросов доступности):

Они выходят в интернет через другой браузер, не понимают возможностей большинства сайтов, не понимают иконок, жестов и сочетаний клавиш, не имеют ничего против кликов, хотят нормально работать и не теряться.

Копия перевода в Вебархиве. #old
Сейчас стало модно добавлять на сайт скрипт, который модифицирует поведение вертикальной прокрутки. Например, делает его более плавным или меняет внешний вид полосы прокрутки. Это ужасно и так делать нельзя.

Во-первых, такой скрипт дополнительно нагружает клиентское устройство, рендеринг сайта замедляется и он притормаживает даже на не очень старых устройствах.

Во-вторых, и это главное, кастомный скролл меняет поведение браузера неожиданно для пользователя. Сайты в соседних вкладках крутятся нормально и привычно, а этот — выпендривается, скроллится медленее и по-другому. Управление становится менее предсказуемым. «Похоже, с сайтом что-то не так. Вирус, что ли?».

Не надо менять поведение системных контролов без особой на то нужды.

http://kirillgreen.ru/2015/06/
👍4
Стефани Ингл рассказала, что помогло ей пройти путь от неопытного новичка до дизайнера в Фейсбуке.

Учитесь (и не только дизайну); сделайте дизайн-мышление своей привычкой; обучайте других; окружите себя дизайном и обсуждайте его с близкими.

https://medium.com/russian/e9ba33de927d
Алипта Баллав написал хорошую вводную статью о ментальных моделях: что это, как формируются, как их использовать для создания хорошего UX. А также, чем ментальная модель отличается от концептуальной.

Дон Норман: «Ментальные модели — это то, что сидит у людей в головах, тот процесс, который направляет их при использовании объектов. Концептуальные же модели были придуманы как инструмент для понимания и изучения физических объектов». Дизайнер держит в голове логически продуманную концептуальную модель во время проектирования, чтобы сделать интерфейс понятным пользователю.

http://www.cossa.ru/trends/142341/
Илья Бирман написал об обратной связи в интерфейсе — адекватной и заметной реакции на действия пользователя.

Она показывает, что программа не зависла. Не должна быть слишком грубой. Может быть положительной или отрицательной (иногда вместо явной отрицательной достаточно отсутствия положительной): http://artgorbunov.ru/bb/soviet/20160823/

Иногда обратная связь сводится к сообщению: что-то не сработало. Чтобы этого не было: отключают кнопки, которые сейчас не работают; показывают маски ввода; отображают сообщение о выполнении задачи только после её реального выполнения (а не после нажатия на кнопку): http://artgorbunov.ru/bb/soviet/20160906/

О мгновенности и непрерывности, восприятии скорости и непосредственном взаимодействии: http://artgorbunov.ru/bb/soviet/20160920/
Иногда при регистрации на сайте или отправке какой-то формы вам могут задать вопрос с такими вариантами ответа:

Не возражаете, если мы будем собирать анонимную статистику?
( ) Да
( ) Нет

Это пример тёмного шаблона (dark pattern). При ответе на такой вопрос сложнее выбрать правильный вариант, если вы, например, не хотите предоставлять свои данные для статистики.
Надежда Кантур съездила в Берлин на UXcamp Europe 2016 и рассказала об увиденном.

День 1-й: medium.com/CaVa_Kantur/8b9b2feed416
— Как перейти работать в сферу UX;
— О совместном использовании персон и блок-схем;
— Как наблюдать за пользователями;
— О будущем дизайна.

День 2-й: medium.com/CaVa_Kantur/c3eb439a005a
— О цифровых сервисах британского правительства.
Максим Шайхалов побывал в Оксфорде на SmashingConf 2016 и собрал тезисы, презентации и видеозаписи докладов:
— Живые дизайн-системы;
— Атомы, модули и другие веселые частицы (тоже о дизайн-системах);
— Душа и машины (о контентных и сервисных компаниях);
— Понимая людей;
— Избыток рассуждений о дизайне.

И ещё 3 доклада для разработчиков.

http://blog.shaihalov.ru/2016/10/03/smasingconf-oxford-part-2/
Артур Валиуллин написал об избыточности в интерфейсе.

«В вагонах метро есть ручка для отпирания дверей в случае аварии. В раннем варианте на ручке сделана надпись «Выключение дверей», поэтому она выглядит целостной.

Когда форма ручки изменилась, рядом пришлось вешать табличку, которая состоит из 4 деталей: бумаги, пластиковой таблички, двух шурупов.

У неё появилось множество необязательных деталей, без которых можно было обойтись. Отделив текст от ручки, авторы более эргономичной формы создали среду, в которой любой техник мог сделать табличку на свой вкус. Именно в этот момент продукт теряет целостность, а авторы контроль».

http://artwalek.ru/article/2016-10-11/
Марина Сафонова прослушала лекции Стэнфордского университета о психологии поведения людей и животных, и написала подробный конспект.

http://rumspringa.ru/all/pro-zhivotnyh-i-ludey/
Антон Гук прочитал «Искусство цвета» Иоханнеса Иттена, кучу статей о теории цвета и подготовил обезжиренную версию полученных знаний:
— Физические свойства цвета (дополнительные и вычитаемые цвета);
— Восприятие его человеком;
— Значения разных цветов;
— Как составлять гармоничные схемы.

https://designpub.ru/3bea0eb5bacb
Мозг людей и работает, и ошибается примерно одинаково. Сергей Хабаров написал об эффекте Даннинга—Крюгера и синдроме самозванца, эффекте Зейгарник, ложного консенсуса, подтверждения, группомыслия, влиянии эмоций на восприятие сообщения и ментальных ловушках.

И как это использовать на практике.

Например, полезно знать проектировщикам: эффект ложного консенсуса — склонность проецировать свой способ мышления на других людей. Люди склонны полагать, что все остальные думают точно так же, как они сами, что их собственные мнения, верования и пристрастия значительно более распространены в обществе, чем это есть на самом деле.

https://medium.com/khabaroff/45bafb59efd2
Иван Грибов пересказал заметку Нассима Талеба «Побеждает наименее толерантный. Диктатура меньшинства»:

Общество — сложная система. В сложных системах целое от­ли­ча­ет­ся от суммы его ча­стей. По­то­му что глав­ное в нем — вза­и­мо­дей­ствие между ча­стя­ми. Оно может под­чи­нять­ся очень про­стым пра­ви­лам. Одно из них — правило меньшинства.

Пра­ви­ло мень­шинства: чтобы со­об­ще­ство функ­ци­о­ни­ро­ва­ло долж­ным об­ра­зом, нужно неболь­шое ко­ли­че­ство нето­ле­рант­ных людей, ко­то­рые лично за­ин­те­ре­со­ва­ны в ис­хо­де игры. Когда их доля в обществе достигает 3-4%, осталь­ным при­ходится под­чи­нить­ся их пред­по­чте­ни­ям.

Вот несколько примеров. Мусульман среди британцев — 3%. Но 70% ба­ра­ни­ны, им­пор­ти­руемой из Новой Зе­лан­дии, — ха­ляль. Кашрут соблюдают 0,3% американцев. Но почти все на­пит­ки в США ко­шер­ны. Почему? Ответ: это удобнее для меньшинства и нейтрально для большинства. Ориентируясь на меньшинство, производители покрывают большую аудиторию.

Большинство подчиняется правилам меньшинств, когда соблюдены 2 условия:
— География. Если «бескомпромиссная» группа распределена среди населения — у нее гораздо больше шансов на успех. Если она изолирована в собственном районе — шансов меньше.
— Структура затрат. Если, к примеру, производство кошерной газировки обходится в 10 раз дороже, правило меньшинства неприменимо.

Когда «бескомпромиссное меньшинство» продавливает свою идею или позицию, она становится новой нормой. Талеб называет это физическим термином «ренормализация». Рядовому на­блю­да­те­лю при этом ка­жется, что в об­ще­стве гос­под­ству­ет выбор и пред­по­чте­ния боль­шин­ства.

Правило меньшинства асимметрично:
— Те, кто умеют управлять авто с ручной коробкой передач, спо­кой­но могут пе­ре­сесть и на «ав­то­мат». Но не на­о­бо­рот.
— Все, кто едят ГМО, будут есть и не-ГМО, но ни в коем слу­чае не на­о­бо­рот.
— Ин­ва­лид не может поль­зо­вать­ся обыч­ным туа­ле­том. Об этом мало кто знает, но здоровый че­ло­век может вос­поль­зо­вать­ся убор­ной для ин­ва­ли­дов.
— Чест­ный че­ло­век ни­ко­гда не ста­нет со­вер­шать пре­ступ­ле­ния, но пре­ступ­ник за­про­сто может за­ни­мать­ся за­кон­ны­ми де­ла­ми.

Асимметричность помогает правилу меньшинства стать диктатурой.

Правило меньшинства работает и в сторону запретов: вето, на­ло­жен­ное одним из участ­ни­ков груп­пы, может по­вли­ять на ре­ше­ния всей груп­пы. Цитата: «Как толь­ко число при­сут­ству­ю­щих жен­щин ста­но­вит­ся рав­ным 10% или боль­ше, нель­зя по­да­вать толь­ко пиво. Но боль­шин­ство муж­чин со­глас­ны пить вино. По­это­му, по­да­вая толь­ко вино, можно обой­тись одним ком­плек­том ста­ка­нов».

Диктатура меньшинства проникает повсюду. Она работает на рынке, где изменение цены — это отражение действий самых мотивированных покупателей и продавцов. Она работает на войне: как якобы говорил Алек­сандр Ма­ке­дон­ский, «лучше иметь армию овец во главе со львом, чем армию львов, воз­глав­ля­е­мую овцой».

Мораль тоже навязывается большинству меньшинством. Когда нрав­ствен­ное пра­ви­ло сфор­ми­ро­ва­лось, до­ста­точ­но неболь­шо­го числа его непри­ми­ри­мых сто­рон­ни­ков, чтобы дик­то­вать об­ще­ству новую норму.

Например, как запрещают книги? Дело не в том, что они оскорб­ля­ют «сред­не­го че­ло­ве­ка» — боль­шин­ству до них нет никакого дела. Поэтому для запрета до­ста­точ­но несколь­ких мо­ти­ви­ро­ван­ных ак­ти­ви­стов.

Вывод: для раз­ви­тия об­ще­ства нужны не кон­сен­су­с, боль­шин­ство, ко­ми­те­ты, на­уч­ные кон­фе­рен­ци­и и го­ло­со­ва­ни­я. До­ста­точ­но несколь­ких упорных людей и асим­мет­рии. А она всегда найдется.

Из канала «Пересказал»: telegram.me/pereskazal
Женя Арутюнов рассказал о дизайне информационных систем.

Прикол в том, что некоторые вещи вроде как изначально соответствуют образу информационной системы, а некоторые — нет. Каждый согласится, что библиотечная картотека, всероссийский реестр юридических лиц и эпловские гайдлайны о человеческих интерфейсах — это информационные системы. И не каждый вспомнит об информационной системности, рисуя корпоративный сайт, верстая журнал об искусстве или оформляя витрину магазина. А я говорю: друзья, для нас любой дизайнерский продукт — всегда информационная система.

http://bvz.name/blog/all/informacionnaya-sistema/